Школа № 60 «Одаренные школьники» — детский центр
На уроках литературы мы выполняем различные задания. Под влиянием учителя дети познают новое, анализируют произведения. Однако часто для них же является настоящим испытанием домашнее задание, ведь велик соблазн заняться более интересными делами. В связи с этим я часто даю своим ученикам творческие работы. Об одной из них я бы хотела рассказать подробнее.
Создание дидактического материала к уроку литературы как индивидуально-дифференцированное домашнее задание обучающегося
Автор Копылова Светлана Алексеевна, зам.директора по учебно-воспитательной работе, учитель русского языка и литературы МБУ «Школа № 73» г. Тольятти
***
Индивидуально-дифференцированные домашние задания позволяют создать ситуацию и условия, которые будут способствовать осознанию каждым обучающимся своей индивидуальности, подойти дифференцированно к развитию склонностей и способностей, мотивировать к активной деятельности при изучении предмета.
Самостоятельное создание дидактического материала к уроку литературы как домашнее задание вполне по силам обучающемуся основной и средней школы. Необходимые условия успешного выполнения домашнего задания:
— учёт учителем возрастных и личностных особенностей обучающегося, а также уровня предметной подготовленности;
— возможность выбора обучающимся одного задания из нескольких предложенных разноплановых;
— творческий характер задания;
— полное понимание обучающимся сути задания и алгоритма его выполнения;
— использование современных технологий;
— индивидуально-дифференцированная помощь обучающемуся со стороны учителя в случае затруднений или как их предупреждение (в виде плана, алгоритма, инструкции, схемы, образца, консультации и пр.);
— посильность задания для самостоятельного выполнения;
— отсроченность представления результата (достаточность времени для выполнения);
— недопущение перегрузки при выполнении задания.
Современный дидактический материал к уроку может быть выполнен на основе информационно-коммуникационных технологий. Спектр сетевых сервисов, которые могут быть задействованы, достаточно широк, остановимся на некоторых из них.
С удовольствием обучающиеся выполняют домашние задания, создавая дидактические материалы в виде интеллект-карт (иначе карт ума или ментальных карт), которые представляют собой особый вид краткой записи информации в виде радиантной структуры. Интеллект-карты заменяют традиционный текст, позволяют наиболее наглядно отобразить смысловые, причинно-следственные и ассоциативные связи между понятиями, героями, событиями.
Ментальная карта создаётся в виде древовидной схемы, на которой изображены слова, идеи, термины, связанные ветвями, отходящими от центрального понятия или идеи. Существует множество сервисов для создания интеллект-карт, управления и редактирования данных.
Пример выполненного в сервисе mind42 домашнего задания «Жанры фольклора»:
Интеллект-карта, созданная обучающимся, применяется как демонстрационный или раздаточный материал на уроках различного типа: открытия новых знаний, уроке рефлексии при обобщающем повторении, а также на уроке по развитию речи при написании сочинений, презентации докладов или рефератов, конспектировании или аннотировании статей, параграфов, разделов учебника, организации индивидуальной и групповой работы по подготовке к государственной итоговой аттестации по литературе.
Создание интеллект-карт отвечает реальным запросам обучающегося и соответствует уровню его возрастного развития. Приобретённые с их помощью знания сохраняются в памяти школьника значительно дольше, а доля усвоенного материала значительно выше. Интеллект-карты позволяют вести работу по подготовке к государственной итоговой аттестации в системе, использовать крупноблочный метод закрепления знаний, экономить время. Поисковая система Интернет и учебная литература, индивидуально-дифференцированная помощь учителя в виде инструкций, дополнительных материалов, ссылок предоставляют обучающемуся возможность успешно создавать свой собственный инновационный продукт в виде интеллект-карты, а процесс их построения делает домашнюю работу творческой и увлекательной.
Вовлечь обучающегося в познавательную деятельность можно с помощью его смартфона, из которого он черпает информацию подчас с гораздо большим удовольствием, чем со станиц скучных, на его взгляд, учебников. Речь идет о применении QR-кода (баркода, матричного кода, т.е. образа слова). Существует огромное количество специальных программ для создания и считывания QR-кода. Дидактические материалы в виде схем, планов, заданий, в т.ч. на основе аудизаписей и видеозаписей, могут быть созданы обучающимся дома и предназначены для индивидуальной или групповой работы, интеллектуальных игр, QR-викторин на уроках литературы.
Пример домашнего задания по истории создания романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин», выполненного с помощью генератораr QR-кода:
Применение дидактических материалов на основе создания баркодов способствует усилению мотивации к самостоятельной учебно-познавательной деятельности при обучении за счёт придания работе над учебным материалом новой организационной формы.
Дидактический материал к урокам литературы может быть разработан обучающимся на основе звукового редактора, позволяющего записывать звук и редактировать аудиофайлы. Формы применения:
— подготовка аудиоосновы для озвучивания презентаций, видеороликов, музыкального сопровождения стихотворений;
— создание аудиоматериалов (аудиотекстов) для уроков обучения выразительному чтению.
Обучающийся записывает собственное чтение стихотворения или отрывка драматического произведения. Запись становится предметом наблюдения, а затем самоанализа и анализа, критического разбора выразительности чтения.
На уроках различного типа запись голоса привлекает внимание обучающихся, усложняет восприятие услышанного, т.к. школьники не видят самого человека, его мимики, жестов и других невербальных средств, которыми он часто сопровождает своё слово.
Много возможностей предоставляет сервис LearningApps — приложение Web 2.0 для поддержки обучения с помощью интерактивных модулей. Назначение сервиса – создание интерактивных общедоступных упражнений разного вида, что вполне под силу обучающимся, выполняющим домашнее задание.
Приложение содержит модели и примеры разнообразных игр разного уровня сложности: «Найди пару», «Кто хочет стать миллионером», викторины, кроссворды и т.п., багаж которых может быть пополнен обучающимся. Упражнения можно легко и довольно быстро составлять, менять, расширять, встраивать аудиофайлы и видеофайлы. Достоинства сервиса несомненны: простота подготовки, наглядность, красочность, разнообразие, большие возможности в применении на уроках различного типа, особенно в основной школе.
Примером домашнего здания, созданного в данном сервисе, может быть кроссворд по поэме «Слово о полку Игореве» (приведён заполненным):
Упражнение, созданное обучающимся, становится хорошим подспорьем при проведении учебного занятия, разнообразит урок, используется для закрепления знаний, их проверки, служит удобной оболочкой для организации конкурсных мероприятий по литературе.
Традиционное занятие, особенно в 5-6 классах, нуждается в дополнении игровым, позволяющим повысить творческую и познавательную активность обучающихся, пробудить интерес как к чтению, поддержать пытливость ума. Информационно-коммуникационные технологии предоставляют большие возможности для организации литературных игр, в форме которых можно проводить уроки обобщения изученного (например, в конце раздела или по итогам учебного года), уроки внеклассного чтения, в том числе по конкретному произведению, творчеству писателя или произведениям, объединенным тематикой, жанром.
Алгоритм работы обучающегося над созданием игры:
— формулирование вопросов и ответов;
— подбор иллюстративных материалов (репродукций картин, фотографий, иллюстраций к произведениям, аудио- и видеозаписей);
— обработка подобранных материалов с помощью различных программных сред (например, создание или обрезка ауди- и видеофрагментов, сканирование собственных иллюстраций);
— непосредственное создание модели игры – конечного мультимедийного продукта.
Литературные игры с включением иллюстраций, аудиозаписей и видеофрагментов, выполненные в формате презентации с гиперссылками, впечатляют, помогают литературному материалу выступить более наглядно, зримо, весомо, развивают ассоциативность мышления и концентрацию внимания, а учебные занятия становятся ярким, запоминающимся событием.
Итак, сегодня существует много возможностей для создания дидактических материалов на основе применения информационно-коммуникационных технологий. Это вполне по силам обучающимся, для которых такое домашнее задание может стать средством их индивидуально-дифференцированного развития, ведь оно будет раздвигать рамки познания, стимулировать к проявлению творческой активности, способствовать развитию метапредметных универсальных учебных действий и повышению самооценки, помогать в самореализации.
Школа № 60 «Одаренные школьники» — детский центр
Домашние задания по литературе, развивающие самостоятельность учащихся V – VI классов.
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 119»г. Перми
Учитель русского языка и литературы
МАОУ «СОШ № 119 г. Перми
Смирнова Евгения Алексеевна
Вооружать школьников умениями анализа художественного текста – обязательное условие развития их читательской самостоятельности. Для этого недостаточно анализировать произведение на уроке, необходимо в V-VI классах создавать условия для переноса формируемых умений в самостоятельную читательскую деятельность школьников, которая, как правило, осуществляется в процессе выполнения домашних заданий.
Это возможно, если ученики, освоив на уроках приёмы, необходимые для работы с текстом, подготовлены к выполнению домашнего задания, если домашние задания предлагаются в определённой системе, обеспечивающей формирование умений анализа художественного текста: умение устанавливать причинно-следственную связь событий, мотивировать поступки, взаимоотношения действующих лиц. В поле зрения учащихся внешний облик и внутренний мир героя, его речь, прямая авторская характеристика и такие композиционные элементы. Как пейзаж, интерьер, помогающие видеть героя в предметном мире. Это умение синтезировать различные элементы текста, например, обобщая наблюдения над текстом, приёмами изображения героя, рассказать о Герасиме как «самом замечательном лице среди дворовых». И, наконец, умение видеть и самостоятельно формулировать близкие жизненному опыту детей проблемы, поставленные в произведении.
Как же заложить основы названных умений в системе уроков и домашних заданий вV – VI классах?
Обратимся к сказке «Снежная королева». Пятиклассники хорошо знают и любят сказки Г.Х.Андерсена. Поэтому задача первого урока – привлечь их внимание к личности датского сказочника. Чтобы активизировать читательские впечатления учеников и создать живую атмосферу для беседы о сказочнике, предлагаем к первому уроку опережающее домашнее задание
— подготовьтесь к участию в викторине: нарисуйте любую иллюстрацию к любой сказке Андерсена. На обратной стороне листка перепишите тот фрагмент сказки, который иллюстрировали. Научитесь его выразительно читать.
Выставка рисунков учащихся оформляется накануне урока. В ходе его учитель предлагает: «Внимательно всмотритесь в лицо Г.Х.Андерсена, изображённое на рисунке в учебнике, приглядитесь к его глазам. Каким он вам кажется?» Обобщая ответы, учитель говорит: «Андерсен – добрый и мудрый сказочник, сказки которого любят дети и взрослые. А сейчас мы проведём викторину, проверим ваше домашнее задание: рассмотрим ваши иллюстрации к сказкам, вспомним названия сказок, назовём героев, вспомним содержание отрывка, которые вы иллюстрировали и прочитаем выразительно несколько отрывков.
Учительские университеты
Повышение эффективности учебно-воспитательного процесса зависит от того, как решаются конкретные вопросы, связанные с организацией и содержанием урока, и в немалой степени с организацией домашних заданий школьников и контролем за их исполнением.
Домашнее задание по русскому языку –традиционный компонент обучения, позволяющий соединить образовательные и воспитательные задачи, стоящие перед школой. Решению образовательных задач способствует реализуемая с помощью домашнего задания по учебному предмету возможность закрепить изучаемый материал как теоретический, так и практический. Школьники учатся применять изучаемые по русскому языку правила к конкретным случаям в условиях самостоятельной работы, а это требует от детей усидчивости, старательности, внимания и других личностных качеств, суммируемых как прилежание. Прилежный ученик приобретает необходимые умения в процессе добросовестной учебной деятельности как в классе, так и дома. В то же время выполнение требований учителя относительно домашнего задания может способствовать воспитанию необходимых качеств у учащихся.
Рассмотрим вопрос о содержании домашних заданий по русскому языку, составными частями которых являются теоретические знания по изучаемому материалу и практические умения применить эти знания на примере традиционного задания по прусскому языку.
Учащиеся VI класса записывают в дневник: параграф 44 упр. 304. Параграф (в данном случае – «падеж имени существительного») указывается для того, чтобы учащиеся ориентировались в теме и закрепили теоретическую часть изучаемого материала (в данном случае инструкцию «Как правильно определить гласную в суффиксах существительных –ен,-ин»), знание которого позволяет ученику успешнее выполнять упражнение (в данном случае задание: «Перепишите, раскрывая скобки ») Вставьте пропущенные буквы.
Необходимость выполнить упражнение строго по образцу потребует от учеников внимания, сосредоточенности, аккуратности.
Домашнее задание такого содержания подтверждает принцип обучения от теории к практике, является точным по характеру заданий и достаточным по объему, соответствует воспитательным установкам преподавателя на аккуратность, внимание, сосредоточенность школьников при выполнении домашнего задания.
В этом случае самостоятельная домашняя работа ученика по русскому языку является частью образовательно-воспитательного цикла, который может быть обозначен как «урок-домашнее задание — урок».
Следует заметить, что и в рамках традиции домашние задания по русскому языку могут варьироваться в зависимости от следующих условий:
1) от характера основного задания (полное списывание, постановка пропущенных букв, выписывание, конструирование, переконструирование, разборы и т.д. )
2) от наличия и характера дополнительных заданий (подчеркнуть, выделить и др.);
3) от установки на творческое задание;
4) от объема упражнений;
5) от содержания дидактического материала;
6) от доли самостоятельности, вносимой учеником в выполнение работы (работа по образцу, по алгоритму, по справочным материалом к упражнению, по рисункам, по вопросам, со словарем и т.д. )
В любом случае для выполнения домашнего задания по русскому языку ученику необходимы умения как общеучебные, так и специфические.
Например, общеучебное умение работать с учебником подкрепляется другими формирующимися при работе по русскому языку умениями:
1) осознанно воспринимать предельно сжатую теоретическую информацию в учебнике, различать основную и дополнительную информацию, читать графические пояснения в правилах и др.;
2) разбираться в комплексном характере заданий, различать основные и дополнительные задания, понимать условные знаки, используемые для обозначения различных видов разбора и др.
Учитывая две стороны в содержании домашнего задания: познавательную (знания) и практическую (умения), следует также сказать о третьем важнейшем компоненте любого домашнего задания- воспитательном. Продумывая содержание домашнего задания школьников, необходимо учесть, будет ли оно посильным, интересным, в то же время потребует ли от ученика проявления определенных свойств личности, которые нужно сформировать у школьника: трудолюбия, настойчивости, добросовестности и др.
Следовательно, содержание домашнего задания должно отвечать трем условиям, составляющим образовательно-воспитательный процесс:
1) приобретение знаний;
2) формирование умений;
3) воспитание личностных качеств.
На чем основывается интерес ученика к домашнему заданию? Было бы несправедливо по отношению к детям утверждать, что их всегда удовлетворяет формула: чем меньше, тем лучше. На вопрос анкеты: «Какое задание вы выполняете с интересом?» — школьники отвечают по – разному. Одних пугает необходимость выполнять слишком большое упражнение или упражнение с большим числом заданий, записывать свои примеры или делать многочисленные вставки, писать творческую работу или систематизировать изученное посредством таблиц; другие, наоборот, охотно выполняют именно упражнения большого объема, особенно творческого характера, или составляют таблицу, чтобы обобщить учебный материал.
Количество упражнений и их характер, соответствующие требованиям того или иного ученика и в то же время требованиям учебного процесса, во многом зависят от сформированности интереса школьника к учебным занятиям, общего уровня развития и воспитания. Учитывая, что интерес – важнейший фактор успешности обучения, преподаватель сможет удовлетворить запросы детей в отношении домашнего задания, если : 1) продумает систему индивидуальных заданий с учетом особенностей учащихся данного класса;
2) будет использовать в учебной работе те задания, которые рассчитаны на развитие у школьников навыков глубокого осмысления учебного материала; 3) применит разнообразные формы заданий.
Можно предложить учащимся следующие индивидуальные задания:
1) составить словарик, например, из слов, характеризующих положительное отношение к труду;
2) выполнить рисунки (например, создать рисунки, раскрывающие значение многозначного числа);
3) собрать наглядный материал к сочинению (например, к сочинениям-описаниям животного, помещения, памятника и др.);
4) подготовить макет для анализа словарной статьи, с помощью которого содержательные элементы будут выступать более зримо (например, представить словарную статью, раскрывающую лексическое значение слова с переносным значением, в виде отдельных составных частей на планшетах).
Выполнение подобных заданий также способствует осознанию изучаемого материала, но основывается на ребячьем «хочу». Удачно выполненная работа* вклад ученика в общий процесс обучения, так как подготовленные материалы используются учителем в дальнейшем на уроках.
Домашнее учебное задание следует рассматривать как средство подготовки к самообразованию. Поэтому полезно ориентировать школьников на наблюдение, анализ, сравнение, обобщение посредством таких заданий, как : « Понаблюдай …», «Сравни …», «Сопоставь…», «Обобщи …», «Проверь себя …» В отдельных случаях можно предложит учащимся в качестве домашнего задания короткие сообщения: «Как ты получил(а) данные, необходимые для ответа на вопрос (для составления таблицы)? », «Что ты использовал(а) для написания сочинения (для подготовки связанного рассказа лингвистическую тему и др.)»?
Остановимся на вопросах организации домашнего задания, то есть на ознакомлении учащихся с содержанием и характером заданий, целесообразностью его выполнения, нормативным расчетом объема задания для работы над ним.
Учитель продумывает домашнее задание учащимся заранее, в период своей подготовки к уроку. Это позволяет ему определить место этапа «задания» домашнего задания в структуре урока, исходя из целесообразности: изученное на уроке закрепляется упражнениями, значит проще объяснить содержание и характер задания, показать образе выполнения на заключительном этапе урока. В этом случае перекидывается мостик от данного урока к последующему.
Для правильного понимания учащимися сущности задания и порядка его выполнения нужно обязательно посоветовать учащимся, каким способом может быть выполнено задание и какова последовательность работы. Учитель может напомнить учащимся о тех моментах на уроке (что и как объяснялось учителем, какие примеры приводились им, какие сравнения делались в ходе урока), которые непосредственно связаны с выполнением домашнего задания.
Следует указывать рациональные приемы использования учебника, справочников, словарей при подготовке домашних заданий, а также то, к каким справочным материалам можно прибегнуть в случае затруднения и где их взять (например, порекомендовать «Детскую энциклопедию», конкретно указав том, раздел, страницы).
Учитель может указать ориентировочное время на выполнение каждого задания. Это дисциплинирует учащихся, способствует возникновению у них потребности выполнить работу в определенных для них срок.
Эффективность выполнения домашнего задания зависит от того, как контролирует учитель домашнюю подготовку ученика. Домашнее задание следует проверять систематически, с помощью различных методов проверки. Если домашнее задание не проверяется, то снижается интерес к его выполнению, а следовательно, и к качеству, так как не ясны мотивы его выполнения, ведь оно не потребовалось на следующем уроке.
Необходимо так организовать проверку, чтобы ученик был заинтересован в дальнейшей учебной деятельности. Домашняя работа, вовремя и тщательно проверенная, позволяет ученику судить о том, сделал ли он шаг вперед в развитии или стоит на месте.
Время на проверку домашнего задания на уроке регламентируется (не более 10 минут на уроке комбинированного типа). Поэтому в целях повышения результативности проверки следует активнее использовать интерактивную доску, кодоскоп. Формы проверки могут быть разнообразными (фронтальная беседа, воспроизведение теории с приведением примеров, проверка упражнения и др. ) уместны и возможны пр проверке домашнего задания вопросы, заставляющие внимательнее относится к языковому материалу: почему знаки препинания в этом предложении расставлены не так, как в следующем? Чем последнее предложение отличается по строению от предыдущего? Какие согласные звуки изменили слово?
Кроме традиционных форм проверки, можно рекомендовать:
— самопроверку учениками своей работы, т.е. сверку с ответами, заранее приготовленными на доске (особенно эффективно применение кодоскопа);
— взаимное рецензирование работ школьников, когда они меняются тетрадями и оценивают выполнения заданий друг у друга с последующим обсуждением типичных ошибок;
— проверку с помощью сильных учащихся еще до начала урока готовности учащихся в целом, а также отдельных школьников к уроку.
Методически целесообразное регламентирование домашнее нагрузки в учебном процессе по предмету для всех и каждого, целесообразность и обоснованность выбора заданий. Правильно поставленный контроль за выполнением работы способствуют проявлению учеником положительных сторон личности: ответственности, любознательности, развитию мыслительной деятельности, самостоятельности учащихся.