Карточки для домашнего задания Дифференциация звуков Р — Л
—>Сайт учителя — логопеда Шпикиной Анастасии Сергеевны —>
2.Автоматизация звука [р] в слогах со стечением согласных. Повтори слоги, чётко проговаривая звук [р].
1. Ррррррррррраа 2. ра-ро-ру
ррррррррррроо ро-ры-ру
ррррррррррруу ра-ру-ро
рррррррррррыы ру-ры-ра
рррррррррррээ ры-ру-ро
«Во дворе идет интересная иг. (ра).
Мама купила Юрику воздушные ша. (ры).
Мы залезли на высокую го. (ру).
Петух потерял в драке пе. (ро).
Дует сильный ве. (тер).
Вика вяжет сви. (тер).
Миша сорвал с грядки красный поми. (дор).
Землю пашет трак. (тор).
Папа включил телеви. (зор).
На перекрестке свето. (фор).
В чай кладут са. (хар).
Бра, вра, гра, кра, пра, фра, хра.
Бро, вро, гро, кро, про, сро, фро.
Бру, гру, кру, пру, тру, фру.
Бры, гры, кры, пры, тры, дры.
У Васи есть младшая сес. (тра).
Я приехал на ме. (тро).
Саша открыл те. (традь).
Иголка очень ос. (трая).
Ворота дорога корова пёрышко сырок 2.Автоматизация звука [р] в слогах со стечением согласных. Повтори слова, чётко проговаривая звук [р].
1. Ра-ра-ра, ра-ра-ра,
начинается игра.
Я прошу со слогом ра
Повторить за мной слова:
И-рра, Ю-рра, Ве-рра, Ню-рра, Жо-рра, па-рра, ме-рра, фа-рра (и т.д), работа, ракета, раскат, рассказ, ураган, муравей, барабан, расческа, карандаш, пирамида, рак, ура, гора, дыра, жара, нора, пора, детвора, буран, гараж, парад, жираф, карась, радио, баранка, радуга, равный, радость, раковина.
2. Ру-ру-ру, ру-ру-ру,
продолжаем мы игру:
ррубашка, ррубанок (и т.д.), ручей, рука, рубин, па-ррус, рукав, рубить, рубаха, ручной, ружье, румяный, рукавица, беру, дыру, нору, жару, руки, ручка, рубка, русый, орудие, кукуруза
3. Ро-ро-ро, ро-ро-ро,
Много слов со слогом ро:
ррот, Ррома (и.т.д.), роза, роща, пе-рро, у-ррок(и.т.д.), герой, горох, пирог, сырой, сурок, мороз, народ, паром, ворона, дорога, корова, короткий, сорока, коробка, макароны.
4. Ры-ры-ры, ры-ры-ры —
вот слова со слогом ры:
Рыба, (рысь), рыжик, рытвина, (рысь), корыто, рык, (рысь), рысак, парЫ, (рысь), горы, куры, норы , дыры, (рысь), пожары, актеры, шоферы, мундиры, базары, (рысь), боксеры, шахтеры, помидоры, самовары, рыбаки, (рысь), пёрышко.
5. Слово повтори тогда, когда названа еда: метро, горох, порог, пирог, творог, мороз, мороженое, огород, сорока, пирОга, пирожное, макароны, сырок, сурок, ворона, дорога.
Совет: если Вы отыщите картинки с изображением отгадок, малышу гораздо легче будет разгадать загадку.
1. Четыре грязных копытца залезли прямо в корытце. (Поросенок)
2. Непоседа пестрая птица длиннохвостая. Птица говорливая, самая болтливая. (Сорока)
3. В лесу у пня суета, беготня. Народ рабочий весь день хлопочет. (Муравьи).
4. На полянке возле ёлок дом построен из иголок. За травой не виден он, а жильцов в нем — миллион. (Муравейник).
5. Заплелись густые травы, закудрявились луга, да и сам я весь кудрявый, даже завитком рога. (Барашек)
6. Он ходит, голову задрав, не потому, что важный граф, не потому, что гордый нрав, а потому, что он — . (Жираф)
7. В воде она живет, нет клюва, а клюет. (Рыба)
Карточки для домашнего задания «Дифференциация звуков Р — Л»
холодильник, мухомор, скалолаз, мусоровоз, дрессировщик, клад, плавать, ласты, лавры, грелка.
2. Проговаривать слова, различая звуки Р и Л:
Серёжа – лёжа | мотылёк – пузырёк | Полина — перина |
полёт – берёт | колючий – горючий | футболист – турист |
верёвка – пелёнка | брюква – клюква | лейка — рейка |
солёный – варёный | Марина – малина | перец — палец |
2. «Запомни, повтори»
футболист – рис – сорить | турист – кипарис — солист |
перина – Марина – калина | люк – трюк — клюв |
3. «Я …, ты …, она …, мы …, вы …, они …»
— фотографировать голубей
1. Проговаривать слова. Показать буквы: что вначале, что потом /Р – Л/.
Р – Л — 4
ларь | прял | лавры | люстра | прялка |
литр | грел | апрель | слесарь | тарелка |
роль | рояль | брал | рельсы | кресло |
руль | орёл | лагерь | грелка | зритель |
* Объяснить подчёркнутые слова.
2. Закончить предложение словом из упр-я № 1
— Дети поехали отдыхать в … /лагерь/.
— Боре и Оле очень понравилось в ….
— Папа повесил новую ….
— Бабушка налила горячую воду в ….
— Дедушка сел в своё любимое ….
3. «1 | 6 /10/» — тарелка |
1. Проговаривать слова. Показать буквы: что напишем вначале, что потом /Р – Л/.
Р – Л — 5
рослый | зеркало | боролись | королева | рассол |
горло | брали | прыгали | рулет | ларёк |
кролик | ныряли | смотрели | каравелла | крыло |
рыхлый | играли | маляр | рулон | стрела |
* Составить предложение со словом «рыхлый».
2. «1 | 7 /10/» — вертолёт; просторный балкон |
3. «Я …, ты …, он …, она …, мы …, вы …, они …»
— рассказать историю про кролика
4. Закончить строку словом со звуком Л или Р:
Дедушку зовут Лука, | Друг позвал меня на пир, |
У него болит … /рука/. | Ел я торт и чай я … /пил/ |
Рисовал художник ламу | Зреет на кустах малина, |
И картину вставил в … / раму/. | Соберёт её … /Марина/. |
1. Проговаривать слова. Показать буквы: что напишем вначале, что потом /Р – Л/.
Р – Л — 6
Лариса | карусель | календарь | верблюд | адмирал |
балерина | акварель | журнал | дирижабль | |
напролёт | глухарь | бурливый | ювелир | |
рыболов | леопард | Валерий | кларнет | |
мармелад | лекарство | превратили | регулировщик |
2. Используя пары слов, составить предложения о детях. Дать имена детей со звуками Р – Л.
зеркало – смотрела | тарелка – приготовила |
вертолёт – играл | мармелад – попросил |
стрела – пролетела | зрители — кресло |
3. «1 7 /10/» — жонглёр; адмирал
Брат надел халат. Мара и Мила пололи огород. Свалим это сухое дерево, разведём костёр и сварим уху. Стебель рос и вырос в колос.
1. «Запомни, повтори».
Р – Л-7
2. Счёт от 1 до 7 и обратно — «кларнет», «жонглёр»,
«трудолюбивый жонглёр»
3. «Я …, Ты …, Он …, Мы …, Вы …, Они …»
Лара на гитаре,
Клара на кларнете
Играли дуэтом
Кириллу и Пете.
1. Счёт от 1 до8 (10) и обратно: «долгожданная каравелла»,
«прожорливый крокодил».
2. «Я …, Ты …, Он …, Мы …, Вы …, Они …»
— фотографировать каравеллу
3. Послушать и повторить слова. Составить предложения о девочке
Ларисе, включив в него названное слово.
Раскрывала, развешивала, расклеивала, рассматривала, разрисовывала, расставляла, размешивала.
Юра у Юли забрал юлу
И сел с юлой играть в углу.
Не захотела для Юры
Юла петь без Юли.
1. Проговорить словосочетания в быстром темпе 3-4 раза.
Р-Л
Дополнить каждое сочетание до полного предложения и проговорить его. Уточнить значения незнакомых слов.
Например: Лара вздрогнула, когда на небе сверкнула молния.
Выиграла в лотерею у Лары мармелад
Разбила зеркало неповоротливый жонглёр
Крикливый билетёр отрывной календарь
2. «Я …, Ты …, Он …, Мы …, Вы …, Они …»
— расправлять складки на покрывале
3. Чётко проговаривать скороговорки сначала в медленном темпе, затем в быстром.
Король – орёл, орёл – король. Проворонила ворона воронёнка.
Клара у Вали играла на рояле. На гармони громко заиграл Ерёмка.
Орёл на горе, перо на орлё. Прорубь прорубили – рыбки наловили.
1. Проговаривать скороговорки.
Л-Р
Ворона цыплят воровала, а Варвара караулила.
Кавалеры королевы плыли к ней на каравелле.
К полудню Лара с Полей полполя пропололи.
Вёз корабль карамель, наскочил корабль на мель, и матросы три недели карамель на мели ели.
Наловил Валерий полведра форели, угостил форелью Дарью и Лукерью.
Королева кавалеру
Каравеллу подарила.
Королева с кавалером
В каравелле удалилась.
1. Проговаривать и пересказывать.
Р-Л
Друзья
Подружился слон с комаром. Слону нравилось, что комарик такой маленький и умеет летать. Комару нравилось, что слон такой большой и умеет бегать.
А кроме того, у слона бал хобот, а у комарика – хоботок.
Слон любил послушать песни комара. А комар, когда было холодно, забирался слону в ухо и спал там.
Друзья могут быть очень разными, главное, чтобы им вместе было хорошо. /Ткаченко Т.А./
2. «Слон и комарик» — назвать правильно предметы:
ушко (у комарика) – ухо – ушище (у слона) … — лапа — …
… — глаз — … … — голова — …
1. Проговаривать. Назвать слова сначала со звуком Л, а затем со звуком Р. Пересказывать.
Добрый Леопард
На дороге к цирку стоял кролик и громко плакал. Проходил мимо старый Леопард и спросил: «Кто тебя расстроил, короткохвостый?». Маленький Кролик, рыдая, ответил: «Я билет потерял. А сердитая Ворона меня не пускает».
Старый Леопард задумался. Затем предложил Кролику: «Прекрати реветь! Мы перехитрим Ворону. Сунь под мышки по батону и иди со мной рядом».
Гордый Леопард и дрожащий от страха Кролик приблизились к цирку. Строгая Ворона пропустила Леопарда, а Кролику с батонами загородила дорогу. «Без билета в цирк не пущу!» — прокаркала Ворона. Леопард принял грозный вид и возразил Вороне: «Разве ты не понимаешь, Ворона, что я в цирке могу проголодаться?». И, указывая на Кролика, прорычал: «А это мой гам-бур-гер!». /Ткаченко Т. А./
2. Подобрать слова из текста:
3. Образовывать слова:
короткий хвост – короткохвостый (заяц)
длинные ноги — … (аист) длинный хвост — … (леопард)
острые зубы — … (леопард) острый нос — … (лиса)
красная грудь — … (снегирь) длинные уши — … (кролик)
Каталог файлов
1.Артикуляционная и пальчиковая разминка. Обрати внимание на упражнения «Лошадка», «Грибок», «Гармошка», «Пулемет».
2.Произнеси звук Р-Р-Р длительно на одном выдохе громко, тихо, шепотом.
3. Произнеси слоги и слова.
ра-ра-ра — рак ры-ры-ры — рыба ро-ро-ро — рот
ра-ра-ра — рама ры-ры-ры — рысь ро-ро-ро — ров
ра-ра-ра — радуга ры-ры-ры — рынок ро-ро-ро — рог
ра-ра-ра — радио ры-ры-ры — рыбак ро-ро-ро — роза
ра-ра-ра — ракета ры-ры-ры — рытвина ро-ро-ро — робот
5.Послушай ряд слов. Запомни и повтори только слово (слова), в котором есть звук Р.
рама, мама, лама нога, розы, козы Тома, дома, ручка
тучка, рыба, Рома руки, лук, косы рысь, высь, рынок
6.Образуй родственные слова от слова рыба. Например: рыба — рыбак, рыбка.
7.Посчитай от 1 до 10 и обратно со словами: рыба, рыбак, рыбка.
8.Рассмотри внимательно картинки, найди двух одинаковых рыбок и одинаково закрась их.
9.Повтори предложения.
Рома видит рыбу. Рая моет рамы. Ромин папа — рыбак.
Рая ходит на рынок. У Раи растут розы. Рома и Рая едят рыбу.
У Раи новый ранец. Рома ест раков. Рая ест раков.
- Назови картинку на слог РА и обведи ее контур красным карандашом.
- Назови картинку на слог РО и обведи ее контур зеленым карандашом.
- Назови картинку на слог РЫ и обведи ее контур синим карандашом.
- Назови картинку на слог РУ и обведи ее контур желтым карандашом.
- Закрой страницу. Припомни и назови все картинки.
Коноваленко В.В Домашняя тетрадь для закрепления произношения звука Р у детей 5-7 лет / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко- М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2009.
Картотека домашних заданий на автоматизацию звука Р
Домашнее задание
Артикуляционная гимнастика («Улыбка», «Дудочка», «Чашечка», «Маляр», «Киска» или «Горка», «Блинчик», «Маляр», «Грибочек», «Лошадка»)Массаж кончиков пальцев на руке.
Повтори слоги
ДРА-ДРА-ДРА
ДРУ-ДРУ-ДРУ
ДРЫ-ДРЫ-ДРЫ
ДРО-ДРО-ДРО
473964016275050033108901627505001948815162750500Выбери картинки в названии которых есть звук Р. Подбери и вклей к схеме соответствующую картинку со звуком Р. (если закрашен первый квадратик, нужно подобрать картинку где звук Р стоит первый, если закрашен второй квадратик, нужно найти картинку в названии которой звук Р стоит в середине слова, если закрашен последний квадратик, нужно найти картинку в названии которой звук Р стоит на конце слова. Взрослый произносит слово, ребенок определяет места звука в слове.)1024890704850073914070485004533907048500
10439402280285007581902280285004724402280285004739640191833500331089019183350019964401918335004739640689610003310890689610001024890946785007391409467850045339094678500199644066103500
Домашнее задание
Артикуляционная гимнастика («Улыбка», «Дудочка», «Чашечка», «Маляр», «Киска» или «Горка», «Блинчик», «Маляр», «Грибочек», «Лошадка»)Массаж кончиков пальцев на руке.
Раскрась только те картинки в названии которых есть звук Р (взрослый произносит название предметов, а ребенок на слух определяет наличие или отсутствие в слове звука Р)
Домашнее задание
Артикуляционная гимнастика («Улыбка», «Дудочка», «Чашечка», «Маляр», «Киска» или «Горка», «Блинчик», «Маляр», «Грибочек», «Лошадка»)Массаж кончиков пальцев на руке.
Повтори слоги
ДРА-ДРА-ДРА
ДРУ-ДРУ-ДРУ
ДРЫ-ДРЫ-ДРЫ
ДРО-ДРО-ДРО
Посчитай предметы и придумай с каждым словом предложения. (ребенок произносит, а взрослый записывает)
Образец: 1- рука, 3- руки, 5-рук
У Юры болит рука.
Друг
1-________________3-_______________5________________
(предложение)______________________________________________________________________________________________________________
Дрозд
1-________________3-_______________5-_________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________
Травинка
1-_______________3-_________________5-_______________________
__________________________________________________________________________________________________________________________
Тропинка
1-________________3_________________5-_______________________
__________________________________________________________________________________________________________________________
Матрос
1-__________________3-________________5-______________________
__________________________________________________________________________________________________________________________
Домашнее задание
Артикуляционная гимнастика («Улыбка», «Дудочка», «Чашечка», «Маляр», «Киска» или «Горка», «Блинчик», «Маляр», «Грибочек», «Лошадка»)Массаж кончиков пальцев на руке.
Повтори слоги
ДРА-ДРА-ДРА
ДРУ-ДРУ-ДРУ
ДРЫ-ДРЫ-ДРЫ
ДРО-ДРО-ДРО
Определи, где в слове прячется звук Р. Если в начале слова, раскрась синим цветом первый квадратик, в середине слова, раскрась синим цветом второй квадратик, а если звук Р прячется на конце слова, то раскрась синим цветом последний квадратик. (в случаи необходимости взрослый оказывает помощь, но не выполняет задание за ребенка)
311467537719000272415037719000233362537719000
311467530607000272415030607000233362530607000
311467529210000272415029210000233362529210000
311467519494500272415019494500233362519494500
311467527241500272415027241500233362527241500
311467513716000272415013716000233362513716000
Домашнее задание
Артикуляционная гимнастика («Улыбка», «Дудочка», «Чашечка», «Маляр», «Киска» или «Горка», «Блинчик», «Маляр», «Грибочек», «Лошадка»)Массаж кончиков пальцев на руке.
Повтори слоги
ДРА-ДРА-ДРА
ДРУ-ДРУ-ДРУ
ДРЫ-ДРЫ-ДРЫ
ДРО-ДРО-ДРО
Раскрась картинки в названии которых есть звук Р
Домашнее задание
Артикуляционная гимнастика («Улыбка», «Дудочка», «Чашечка», «Маляр», «Киска» или «Горка», «Блинчик», «Маляр», «Грибочек», «Лошадка»)Массаж кончиков пальцев на руке.
Повтори слоги
ДРА-ДРА-ДРА
ДРУ-ДРУ-ДРУ
ДРЫ-ДРЫ-ДРЫ
ДРО-ДРО-ДРО
Найди слова, в которых звук Р находится в начале (в середине, в конце). Соедини каждую картинку с соответствующей схемой. (взрослый произносит слово, ребенок определяет места звука Р в слове)
Домашнее задание
Артикуляционная гимнастика («Улыбка», «Дудочка», «Чашечка», «Маляр», «Киска» или «Горка», «Блинчик», «Маляр», «Грибочек», «Лошадка»)Массаж кончиков пальцев на руке
Повтори слоги
РА-РА-РА АР-АР-АР
РО-РО-РО ОР-ОР-ОР
РУ-РУ-РУ УР-УР-УР
РЫ-РЫ-РЫ ЫР-ЫР-ЫР
Следить за произношением звука Р в словах. Если ребенок произносит слово пропуская звук Р, обращать внимания ребенка на это, просить сказать слово правильно. Речевой контроль со стороны взрослых должен быть постоянным и систематическим, чтобы ребенок знал о том, что за его речью наблюдают. Так у ребенка сформируется автоматический контроль за собственной речью.
Скажи на оборот. (подобрать слова-антонимы, противоположенные по значению слова) (ребенок подбирает, а взрослый записывает)
Холод –
Враг –
Тихо –
Мягкий –
Зло –
Белый –
Узкий –
Молодой –
Придумай три слова так чтобы в этих словах звук Р стоял первый и три слова чтобы звук Р стоял в середине слова. Придумай с этими словами предложения. (ребенок придумывает, а взрослый записывает. В случаи необходимости ребенку оказать помощь в виде наводящих вопросов, но не выполнять задание за него. Пристально следить за правильностью произношения звука Р, если звук произнесен не правильно, обратить на это внимание ребенка и попросить произнести слово правильно. Всегда добивайтесь правильного ответа)Домашнее задание
Артикуляционная гимнастика («Улыбка», «Дудочка», «Чашечка», «Маляр», «Киска» или «Горка», «Блинчик», «Маляр», «Грибочек», «Лошадка»)Массаж кончиков пальцев на руке.
Найди, где в слове прячется звук Р. Раскрась нужный квадратик, если звук Р прячется в начале, то раскрась синим цветом первый квадратик, если в середине, то второй квадратик, если в конце, то последний квадратик.
256794027178000225361527178000193929027178000
256794026098500225361526098500193929026098500
256794019240500225361519240500193929019240500
256794024574500225361524574500193929024574500
252031524384000220599024384000189166524384000
252031537528500220599037528500189166537528500
Домашнее задание
Артикуляционная гимнастика («Улыбка», «Дудочка», «Чашечка», «Маляр», «Киска» или «Горка», «Блинчик», «Маляр», «Грибочек», «Лошадка»)Массаж кончиков пальцев на руке
Повтори слоги
РА-РА-РА АР-АР-АР
РО-РО-РО ОР-ОР-ОР
РУ-РУ-РУ УР-УР-УР
РЫ-РЫ-РЫ ЫР-ЫР-ЫР
Назови слово в уменьшительно-ласкательной форме, сделай предмет маленьким. (ребенок изменяет слово, взрослый записывает)
Образец: рубашка –рубашечка
Рука — _____________________________
Роза- ______________________________
Рыба-______________________________
Ручей-______________________________
Рот -________________________________
Рыбак- ______________________________
Домашнее задание
Артикуляционная гимнастика («Улыбка», «Дудочка», «Чашечка», «Маляр», «Киска» или «Горка», «Блинчик», «Маляр», «Грибочек», «Лошадка»)Массаж кончиков пальцев на руке
Повтори слоги
РА-РА-РА АР-АР-АР
РО-РО-РО ОР-ОР-ОР
РУ-РУ-РУ УР-УР-УР
РЫ-РЫ-РЫ ЫР-ЫР-ЫР
Скажи во множественном числе «один – много» (ребенок называет, взрослый записывает)
Образец: (одна) рука – (много) рук
Ручка — _____________________
Помидор — __________________
Ракета -_____________________
Радуга -_____________________
Ручей -______________________
Рак — ________________________
Топор — _____________________
Рот- _________________________
Рыба — ________________________
Самовар — _____________________
Рысь -_________________________
Робот -________________________
С любыми тремя из этих слов придумай предложения. (ребенок придумывает взрослый записывает)
Домашнее задание
Артикуляционная гимнастика («Улыбка», «Дудочка», «Чашечка», «Маляр», «Киска» или «Горка», «Блинчик», «Маляр», «Грибочек», «Лошадка»)Массаж кончиков пальцев на руке
Повтори слоги
РА-РА-РА АР-АР-АР
РО-РО-РО ОР-ОР-ОР
РУ-РУ-РУ УР-УР-УР
РЫ-РЫ-РЫ ЫР-ЫР-ЫР
Следить за произношением звука Р в словах. Если ребенок произносит слово пропуская звук Р, обращать внимания ребенка на это, просить сказать слово правильно. Речевой контроль со стороны взрослых должен быть постоянным и систематическим, чтобы ребенок знал о том, что за его речью наблюдают. Так у ребенка сформируется автоматический контроль за собственной речью.
Посчитай предметы (ребенок называет, взрослый записывает)
Радуга 2- ______________ 3-_______________4-_________________
5-________________
Помидор 2-________________3-________________ 4 -_____________
5-_________________
Кружка 2-______________ 3-__________________ 4-______________
5-_________________
Дрозд 2-________________3-_________________ 4-________________
5___________________
1-травинка 2-________________3-_________________ 4-______________
5___________________
Труба 2-________________3-_________________ 4-________________
5___________________
С тремя из этих слов придумай предложения. (ребенок придумывает предложения, взрослый записывает)
Домашнее задание
Учимся слышать выделять и произносить звук РАртикуляционная гимнастика на стр.1 в тетради
Массаж кончиков пальцев на руке.
Сделай звуковую схему слов. Раскрась картинки. (взрослый в случаи необходимости оказывает помощь)
Учимся слышать выделять и произносить звук РАртикуляционная гимнастика на стр.1 в тетради
Массаж кончиков пальцев на руке.
Повтори слоги
РА-РА-РА АР-АР-АР
РУ-РУ-РУ УР-УР-УР
РЫ-РЫ-РЫ ЫР-ЫР-ЫР
РО-РО-РО ОР-ОР-ОР
Назови предметы во множественном числе. (Образец: рак — раки)
Рука –
Рыба-
Роза-
Рак-
Рот-
Радуга-
Рысь-
Сделай звуковой анализ слова
325374056832500307276556832500286321556832500246316556832500266319056832500226314056832500203454056832500
Учимся слышать выделять и произносить звук РАртикуляционная гимнастика на стр.1 в тетради
Массаж кончиков пальцев на руке.
Повтори слоги
РА-РА-РА АР-АР-АР
РУ-РУ-РУ УР-УР-УР
РЫ-РЫ-РЫ ЫР-ЫР-ЫР
РО-РО-РО ОР-ОР-ОР
Назови изображенные картинки. Найди в каждом ряду лишнею картинку, и объясни почему ты сделал такой выбор. Раскрась все предметы, кроме лишних.
Сделай звуковую схему слова «ТРАНСПОРТ» (в случаи необходимости, ребенку оказать помощь)