Методические указания и контрольные задания для студентов заочной формы обучения 23. 02. 01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам) Базовая

Давайте вспомним, что мы сегодня узнали нового.

История СТЖТ

Истоки

Шел далекий 1921 год Железнодорожный транспорт остро нуж­дался в кадрах — решающей силе подъема производства. В локомо­тивном депо Славянск стояло много паровозов и вагонов в ожидании капитального и среднего ремонта, а на станции простаивали составы из-за отсутствия локомотивов, лежали грузы в ожидании вагонов. По призыву руководства депо, для «лечения» паровозов и вагонов (вре­менно ремонтом вагонов занималось локомотивное депо, т. к. вагон­ных депо не было) были созданы специальные бригады. День и ночь «стонало» железо под кувалдами и напильниками, приобретая необ­ходимую форму, превращаясь в детали, с помощью которых оживляли вагонный и локомотивный парк. Но труд был тяжелым вдвойне пото­му, что в депо пришло много людей, никогда не державших в руках слесарного инструмента, впервые увидевших паровоз не с перрона, а в цехе. Обстановка требовала развернуть сеть курсов и школ подго­товки рабочих кадров. В Славянске была открыта 4-годичная школа ФЗУ.
1 сентября 1921 года первые две группы начали учебу в школе. 70 человек стали учащимися этой школы. Принимали в школу всех тех, кто умел читать и писать. Начальником школы по совместительству был дежурный по депо инженер Бутягин, а первыми преподавателя­ми были Марченко, Тычина, И. В. Пуркин, Л. Н. Погодина. Производ­ственное обучение вели старые кадровые рабочие В. Я. Марапулец, Войтенко и Вербицкий.
Учебников и тетрадей не было. Основным источником знаний яв­лялось классное занятие и практическая работа в мастерских. «Не робейте, не теряйтесь! Ребята хорошие, толк будет», — успока­ивал начальник школы преподавателей.В скором времени школа разместилась в новом помещении — в жилом доме Мехелиса. Здесь, кроме двух классов, была учительская, канцелярия, начала создаваться библиотека. В следующем году число учащихся удвоилось, а педагогический коллектив обновился новыми преподавателями: М. В. Лиходеев, Зусманович, Е. М. Мацегора. В этот же год школе был передан дом за­водчика Михайловского, где начали оборудовать учебные кабинеты: «физика», «паровозное хозяйство» и др. Производственное обучение фактически осуществлялось на базе локомотивного депо. Руковод­ство депо отвело две канавы, где учащиеся школы под руководством мастеров-инструкторов Я. Д. Марапульца и Войтенко ремонтирова­ли паровозы.
В 1924 году на железной дороге был объявлен месячник оказания помощи школам. Школа получила несколько токарных станков, комп­лекты слесарного инструмента и средства на приобретение учебни­ков, карт, плакатов и другого оборудования.
За 4 года школа стала одной из лучших на Южной железной доро­ге.
В 1925 году Горисполком передал школе кирпичное здание быв­шей мельницы заводчика Михайловского, где раньше была размеще­на карандашная фабрика. Под учебные кабинеты и мастерские был занят основной корпус фабрики, помещение котельной было пере­оборудовано под книгохранилище и читальный зал.
В этом же году (1925 г.) школа отпраздновала выпуск первых двух групп. 70 человек получили квалификацию слесарей по ремонту паро­возов. К осени 1925 г. обновилось руководство школы: начальником школы был назначен А. А. Демич (будущий начальник Славянского техникума железнодорожного транспорта), завучем — Г. Л. Шабля, зав. мастерскими — Н. С. Ковалев, мастером производственного обучения — В. Я. Марапулец. Школа приступила к подготовке и помощников, и машинистов.
К 1930 году в школе обучалась 61 группа, более 2-х тысяч учащихся. Группы занимались по различным программам: учащиеся, принятые в ФЗУ после окончания начальной школы, обучались по 4 — годичной про­грамме, а учащиеся, которые окончили 7 классов, — на полтора года меньше.

Занятия велись в две смены. Большинство учащихся жило на час­тных квартирах.
В 1932 году были сданы в эксплуатацию 4 двухэтажных деревян­ных корпуса общежитий на 360 человек. Территория школы теперь располагалась на площади 12 гектаров.
В 1933 г. в мастерских начали изготовление продукции (по реше­нию правительства об организации при учебных заведениях подсоб­ных хозяйств).
С целью улучшения питания учащихся было организовано сельс­кохозяйственное производство: возделывание зерновых культур, орга­низованы молочная и свиноводческая фермы, пасека. Через два года мастерские выросли в подсобное предприятие школы со слесарным, сборочным, столярным, малярным и инструментальным цехами, меха­ническим цехом с 30 металлообрабатывающими станками и литей­ным — с двумя вагранками и модельным отделением. Более 200 че­ловек трудились над изготовлением действующих моделей вагонов, паровоза серии ФД в 1/5 натуральной величины. Литейный цех про­изводил тормозные колодки, колосники и колосниковые решетки для паровозов и другое литье для пути дороги. В конце 1940 г. было нала­жено изготовление токарных станков ДИП-200, станины для них отли­вались в химико-механическом техникуме. С июня 1941 г. мастерские перешли на изготовление военных заказов.
Мастерские имели свой законченный баланс. Руководил предпри­ятием старый кадровый рабочий М. Г. Абраменко. Валовой оборот составлял более 2-х миллионов рублей в год.
Славянская школа неоднократно занимала первые места на железной дороге. Однажды школе, как победителю в соревнованиях, была выдана экскурсионная путевка по Донбассу. В двух вагонах размести­лись учащиеся лучшей группы, руководители школы и кухня. Экскур­санты посетили Краматорский завод им. Куйбышева, паровозострои­тельный завод им. Октябрьской революции в Луганске, угольную шахту «Брянку» в Алмазной, соляную шахту на станции Соль и др. предпри­ятия.
Развитие железнодорожного транспорта и рост перевозок требо­вали повышения технической грамотности железнодорожников, под­готовки командиров среднего звена. Пришло время открытия учеб­ного заведения, которое могло бы готовить такие кадры.
В 1934 г. по разрешению правительства на базе школы ФЗУ была организована техническая школа с трехгодичным сроком обучения, куда принимались юноши с 7-летним образованием. На первый курс прямо из воинских частей прибыли 1754 человека демобилизованных воинов, из которых было укомплектовано 2 группы по подготовке спе­циалистов паровозного хозяйства; одна — путевого хозяйства, другая — движения.
Учащиеся были взяты на полное государственное обеспечение, им была выдана специальная форма, в петлицах стояли три буквы СТШ. (Славянская техническая школа).
Коллектив Славянской технической школы принимал активное уча­стие во всей жизни Славянского железнодорожного узла.
В 1937 г. состоялся первый выпуск пяти групп командиров низше­го звена. Многие из них сразу были назначены начальниками стан­ций, участковыми диспетчерами, заместителями начальников станций, мастерами и бригадирами пути.
Страна прочно стала на индустриальные рельсы развития народ­ного хозяйства. Пришло время перейти к резкому увеличению подго­товки инженеров и техников, способных не только осваивать новую технику, но и дальше развивать ее.

С 1938 г. Совет Народных Комиссаров СССР, удовлетворяя хода­тайство НКПС, разрешил открыть Славянский техникум железнодо­рожного транспорта, который начал готовить техников-механиков па­ровозного хозяйства и техников движения и грузовой работы. На­чальником техникума был назначен Антон Алексеевич Демич, началь­ник технической школы.
Техническая школа не прекратила работу. Она выделилась в само­стоятельную единицу и продолжала готовить кадры массовых про­фессий.
С 1 сентября 1938 г. приступили к занятиям 6 групп, 180 юношей и девушек. На преподавательскую работу были приглашены эрудиро­ванные и имеющие хороший производственный опыт инженеры. Учеб­ные кабинеты пополнились моделями новых серий паровозов, в том числе была действующая модель паровоза ФД 1 \5 натуральной ве­личины, которая была изготовлена в учебных мастерских ФЗУ.
Количество учащихся с каждым годом росло. В 1939 году было принято 226 человек. В 1940 году учащимися стали 280 человек, в 1941 году— 156 человек. В год начала Великой Отечественной войны тех­никум обучал 850 человек.

В 1940 году разрабатывался новый пятилетний план. Летом в тех­никуме побывал заведующий отделением капитального строительства ЦУУЗа НКПС товарищ Материн. Он ознакомился с возможностью расширения учебной базы. После этого ЦУУЗом была включена в пя­тилетний план пристройка западного крыла к учебному корпусу. Эта задумка была осуществлена только в 1990 г.

Летом в начале июля 1941 года учащиеся I I и III курсов проходили производственную практику на предприятиях ст. Константиновка и ст. Мариуполь. Преподаватели техникума контролировали качество прохождения практики учащимися техникума.
Руководство дороги, ощущая острый недостаток в специалистах среднего звена, обратилось в Народный Комиссариат Путей Сообще­ния (НКПС) с просьбой на базе технической школы открыть в Славян-ске техникум.Так переплетаются судьбы трех учебный заведений: ФЗУ, техни­ческой школы и Славянского техникума железнодорожного транспор­та. Если учитывать вышеизложенное, то явно начало существования Славянского техникума исходит с седого 1921 года.

22 июня 1941 г. в 4 часа утра без предъявления каких-либо пре­тензий к Советскому Союзу Германия напала на нашу страну. Атако­вали нас германцы во многих местах и подвергли бомбежке со своих самолетов наши города — Житомир, Киев, Севастополь и другие.
На всех железнодорожных магистралях прошли митинги и собра­ния. 23 июня 1941 г. «Правда» рассказывала о митинге в паровозном депо «Москва-Сортировочная». В резолюции митинга говорится: «Железнодорожный транспорт — родной брат Красной Армии, совет­ские железнодорожники полны решимости и боевой готовности обес­печить перевозками все нужды Вооруженных Сил СССР, готовы отдать свою жизнь за победу нашего правого дела в отечественной войне. По-кривоносовски, по-ленински мы поведем военные и броневые по­езда».

Тысячи железнодорожников подали заявления с просьбой напра­вить их в ряды Красной Армии добровольцами, о зачислении в ис­требительные батальоны, в отряды народного ополчения, в боевые команды бронепоездов.

Из нашего техникума ушли несколько десятков рабочих. Мастерс­кие техникума в июле 1941 г. были переведены на выполнение воен­ных заказов. Мастерские в тот период имели свой законченный ба­ланс, где трудилось более 100 рабочих. Валовой оборот составлял более 2-х миллионов рублей в год. Мастерскими руководил М. Г. Абраменко, который на транспорте проработал более 50 лет.

С приближением фронта учащиеся, сотрудники техникума все чаще направлялись на рытье окопов и выполнение других работ по органи­зации обороны. Занятия прерывались по несколько раз в день бом­бежками железнодорожного узла. В один из дней вблизи техникума взорвались две авиабомбы. В учебном корпусе и столовой и других помещениях вылетели стекла, часть оконных рам и дверей было выне­сено ударной волной.
Солнечные дни сменились прохладой. Пришла первая военная осень, над землей повисли свинцовые тучи, которые обильно поливали зем­лю. На занятиях сидели в верхней одежде, на фронте обстановка рез­ко ухудшилась и требовала эвакуации техникума в глубокий тыл.
Распоряжение об эвакуации НКПС было получено еще в сентябре. В телеграмме указывалось, что начальник станции Славянок для пе­ревозки учащихся, преподавателей и оборудования должен выдать 40 грузовых вагонов. Но местные власти задержали эвакуацию технику­ма до 20 октября 1941 г.

Проходила эвакуация в тяжелых условиях. Мастерские продолжа­ли выполнять заказы, это осложняло обстановку, для техникума было выделено всего 4 вагона, в которые погрузили 30 тисков, 8000 напиль­ников, 80 % книжного фонда библиотеки, физкабинет, постельные принадлежности, инструмент духового оркестра, бухгалтерский архив. Бесконечные дожди и осенняя распутица, недостаток транспорта усу­губили погрузку. Оборудование мастерских и материалы остались на месте до особого распоряжения.
С эшелоном эвакуировались 40 учащихся, преподаватели: Я. Л. Зусманович, Н. Е. Костенецкий, Е. А. Курдюмова, Н. Ф. Рытков; завуч И. И. Воронин; инструкторы производственного обучения В. Г. Черны­шев, М. Г. Абраменко, И. И. Кравчуновский; директор техникума А. А. Демич и часть мастеров были оставлены на некоторое время в Славянске.
Так техникум эвакуировался в город Алатырь Чувашской АССР быв­шей Казанской железной дороги, не сделав в Славянске ни одного выпуска.
Начальником эшелона политотдел назначил М. Г. Абраменко. В ОРСе были закуплены мука, картофель, овощи, жиры. В дороге готови­лась горячая пища и продавалась по себестоимости.
Продвигались очень медленно. Пропускали составы на фронт с вооружением, боеприпасами, солдатами.
Был канун праздника Октября. Торжественное собрание, посвящен­ное Октябрю, провели на небольшой станции под Алатырем, сценой был вагон. С докладом выступила Е. А. Курдюмова.
Руководство Алатырского техникума приветливо встретило славян-цев. Наших учащихся включили в группы по специальностям, и они продолжали учебу, поселили в общежитии. Устроить всех работников по специальностям было невозможно. Так, преподаватель истории Е. А. Курдюмова стала учеником токаря, Я. Л. Зусманович — экспедито­ром.
Н. Е. Костенецкий, Н. Ф. Рытков, В. Я. Марапулец, М. Г. Абраменко, И. И. Воронин стали работать по своей специальности. В. Г. Черняв­ский и И. А. Семейко занялись составлением ликвидационного отче­та и баланса техникума как прекратившего свою деятельность (очень страшная формулировка). Черников, Чернявский и Шишкарев вскоре были призваны в ряды Советской Армии и погибли на фронте. В Алатырский техникум кроме Славянского влились Днепровский и Ве-ликолужский и часть подсобных предприятий Одесского техникума. Учебные занятия проходили в две смены. Освещение и отопление было плохое, не хватало электрических лампочек и других материа­лов. Стояли сильные морозы, а у учащихся не было теплой одежды и обуви.
В 1942 г. в ходе войны начался перелом. В ряде мест наши войска из обороны перешли в наступление и начали громить гитлеровцев. Но война требовала резервов: «Все для фронта, все для победы!» — под таким девизом работал тыл страны. Мастерские Алатырского техникума выполняли военные заказы. Работа мастерских была орга­низована в две смены. Уходящих на фронт мужчин заменяли женщины. В этом году в армию были призваны учащиеся четвертого курса Славянского техникума.
Комитет обороны, учитывая растущую потребность кадров для же­лезнодорожного транспорта, вынес решение об улучшении работы вузов и техникумов железнодорожного транспорта.
Работникам техникума увеличили оклады, увеличили спец. пайки, улучшилось обеспечение учащихся.

По распоряжению ЦУУЗа НКПС в феврале 1942 г. Славянский тех­никум преобразовался в самостоятельное учебное заведение и про­извел набор учащихся на первый курс. Начальником и завучем техни­кума был назначен И. И. Воронин, главным бухгалтером — И. А. Семейко, штатными преподавателями — Н. Е. Костенецкий, Я. Л. Зусманович.
Коллективом техникума были отработаны тысячи человеко — дней на копке противотанковых рвов, строительстве дотов и дзотов за ре­кой Сурой. Неделями находились в лесу на заготовке дров для коче­гарки техникума и столовой и для снабжения паровозов; выгружали с платформ пушки; по выходным дням и в каникулы занимались про­полкой и уборкой табака. Несмотря на такую колоссальную загружен­ность, жизнь текла своим чередом; проводились комсомольские и профсоюзные собрания, молодежные вечера, танцы, торжественные за­седания, посвященные революционным праздникам и победам армии на фронтах. Партийной организацией в коллективе систематически проводились политинформации, беседы, лекции.

Учащиеся, преподаватели и сотрудники техникума, несмотря на тяжелую жизнь, сдавали деньги на приобретение шерсти, из которой вязались носки и варежки для фронта. Девушки шили кисеты и вы­шивали носовые платки и вместе с другими подарками высылали воинам.

В 1942 г. Славянский техникум в Алатыре сделал первый выпуск техников. Дипломы вручались на торжественном собрании, был уст­роен скромный ужин. А утром выпускники выезжали на работу в при­фронтовые дороги.

Восстановительный период

Территория техникума, представлявшая собой сплошной цветник-сад, была превращена немцами в груду щебня и мусора. От учебного корпуса осталась полуразрушенная коробка. Спортзал был превра­щен немцами в конюшню, жилые корпуса — в подсобные склады.
Восстановление техникума началось после возвращения группы работников из г. Алатыря.
С 27 сентября по 15 ноября 1943 года шла напряженная работа по ремонту и приспособлению корпусов общежитий под учебные лабо­ратории, аудитории. Произведен набор учащихся. Вместо типовой мебели в аудитории стояли наскоро сколоченные, подчас из необструганных досок столы и скамьи. Не было наглядных пособий, тетра­дей и книг. В таких условиях 11 ноября 1943 г. начались занятия в техникуме. Большим счастливчиком оказался учащийся Демьянченко, у которого была общая тетрадь, карандаш, ручка. После сдачи законс­пектированного материала он стирал записи и конспектировал но­вый материал. Многие учащиеся для конспектирования материала использовали старые книги, сшитые тетради из газет, если удава­лось их достать.
Электроэнергии не было, домашнее задание учащиеся выполняли при коптилках, использовалась каждая минута светового периода дня.

Первый учебный год шел в условиях восстановления техникума. Все работы были связаны с большими трудностями, не хватало лю­дей, материала, транспорта.
С большим подъемом учащиеся возрождали свое учебное заведе­ние. Юношей и девушек, сочетавших учебные занятия с тяжелым фи­зическим трудом, отличала творческая инициатива, искренняя само­отверженность. Такой труд учащихся был подобен отваге на фронте.

На двух отделениях «Движение и грузовая работа» и «Паровозное хозяйство» в первый учебный год обучалось 120 человек, несмотря на крайне трудные условия 15 учащихся закончили учебный план на «5», посещаемость составила 89-99%.

Наряду с учебой и восстановительными работами» учащиеся при­нимали активное участие в общественной жизни. За год подготовле­но: 83 человека значкистов ПВХО, 58 человек — ГСО, 10 пулеметчиков, проведен военизированный поход юношей и девушек на 10 км, пока­зательные стрельбы, кроссы и другие спортивные соревнования. Си­стематически проводились занятия с командирами взводов и отде­лений. Учащиеся были сформированы в подразделения, постоянно и серьезно занимались военной подготовкой.
Большую помощь учащиеся оказывали фронту и предприятиям транспорта. Коллектив собрал и сдал на строительство танковой ко­лонны 275 руб., помогали паровозникам в ремонте локомотивов, ра­ботникам ст. Славянск в ремонте и уходе за стрелками.

Для улучшения питания учащихся техникуму было выделено 8 гек­таров земли. Земля обрабатывалась вручную. Посадили кукурузу, свек­лу, подсолнечник, картофель. Семена за исключением картофеля, со­брали сами учащиеся.

Изготовили своими руками инвентарь, учащиеся своевременно провели прополку. Урожай был хороший. Продолжительное время при­шлось его перевозить в техникум. Осуществлялась эта работа ручны­ми тележками. Все продукты (после засыпки на следующий год) были использованы для улучшения питания учащихся. Учащиеся в столо­вой получали хорошую прибавку к положенному пайку.
Далеко на западе от Славянска громыхала война, и она требовала резервов, техники и главной силы. Основным людским резервом была молодежь. 13 своих товарищей проводили в ряды Советской Армии и учащиеся нашего техникума в 1943-1944 учебном году — первом учебном году после освобождения Славянска от врага.
Учащиеся не покидали техникума круглый год. В каникулярные месяцы работали на подсобных хозяйствах, занимались подготовкой к вступлению в ряды Советской Армии. Вот выдержка из приказа по техникуму №1105 от 25 июля 1944 г.: «направить на лагерный сбор всех учащихся-мужчин первых и вторых курсов на срок, установленный городским военкоматом».

В этот период уделялось большое внимание восстановлению хо­зяйства в освобожденных от врага областях Украины. Особым внима­нием пользовался Донбасс — крупнейший в стране район угля, ме­талла, станочного оборудования. Наряду с составами, груженными бо­еприпасами и войсками, в Донбасс двигались эшелоны с горной тех­никой, станками и оборудованием для заводов. Восстанавливали и строили новые участки вторых путей, восстанавливались и расширя­лись парки путей. После победы над фашистской Германией в техни­кум на учебу начали приходить демобилизованные воины, а также пре­подаватели В. П. Домбровский, Н. П. Соловьян, К. Г. Панов, Литвинов, Г. А. Ахтырский.
Обеспечить работу транспорта в строгом режиме со всеми пред­приятиями народного хозяйства могут только хорошо подготовлен­ные кадры. Поэтому рост контингента учащихся был закономерным. В 1945-46 учебном году в техникуме обучалось 432 учащихся, а в следую­щем году — 487 человек.
Немного улучшились условия для обучения, появилось электричес­кое освещение, но 240 иногородних учащихся и большой контингент местных учащихся жили в плохих условиях. На приусадебном участке техникума появилась грузовая машина и лошадь.
Занятия начинались утром и заканчивались в полночь, аудиторный фонд не позволял вести занятия даже в две смены. Несколько групп учились в третью смену.
Теснота была всюду. Столовая не успевала своевременно обеспе­чить питанием. Но питание было хорошим. Столовая ежегодно, до­полнительно к государственным фондам, получала по 15—18 тонн кар­тофеля, 2 тонны кукурузной крупы, около тонны растительного масла, свеклы и других овощей.

Но несмотря на тяжелые жизненные условия, учащиеся серьезно относились к учебе. Так, в 1945 г. из 9 выпускников — 2 получили дип­ломы с отличием; в 1946 из 46 выпускников — 5-ти учащимся были выданы дипломы с отличием.

Успешную учебу юноши и девушки сочетали с общественной ра­ботой, оказывали большую помощь предприятиям узла. В 1947 уча­щиеся изготовили 9 комплектов инструментов на паровозы. Юноши принимали активное участие в восстановлении двух локомотивов. Во время каникул более 60 человек работали помощниками машинистов и кочегарами.
Помощь учащихся техникума ощущали не только паровозники, но и движенцы. На ст. Славянск учащиеся подготовили 7 стрелочных по­стов, произвели графическую проверку пропускной способности стан­ции, на 8-ми станциях Славянского отделения учащиеся технически грамотно оформили основную служебную документацию и подгото­вили к работе в зимний период ст. Славянский курорт. Более 7,5 тыс. часов отработали учащиеся на восстановлении зданий технику­ма, 2190 человеко-дней —на сельскохозяйственных работах, восстано­вили и оформили пионерский лагерь Днепропетровского паровозо­строительного завода.

За проведенную работу руководство Донецкого округа железных дорог объявило коллективу техникума благодарность и рекомендова­ло всем учебным заведениям округа перенять опыт работы славянцев. Появилась возможность оборудовать кабинеты и лаборатории в соответствии с требованиями данного времени. Вместе с увеличе­нием количества учащихся рос коллектив преподавателей.

До Великой Отечественной войны техникум имел прекрасные учеб­но-производственные мастерские, которые были разрушены фашис­тами. После возвращения из эвакуации цеха учебно-производствен­ных мастерских были размещены в ветхих деревянных зданиях. В 1954 г. был разработан проект новых мастерских и общежития на 109 человек, а в 1955 г. новые мастерские и общежитие были сданы в эксплуатацию. В связи с быстрым ростом технической оснащенно­сти железных дорог и переводом на новые виды тяги, перед технику­мом возникли новые задачи улучшения подготовки кадров, измене­ния профилей; техникум становится барометром технической рекон­струкции магистралей Донбасса и других главных направлений же­лезнодорожных перевозок. В 1955 году был сделан первый набор на отделение «Электроподвижной состав» на базе средней школы. В 1958 году был осуществлен первый выпуск техников-электромехаников «Электротягового хозяйства». В этом же году открылось отделение «Электроснабжение и энергетическое хозяйство железных дорог».

С переводом на электровозную тягу основных направлений воз­никла необходимость подготовки техников-механиков из числа работ­ников локомотивного депо Славянска. Для них в 1958 году было от­крыто вечернее отделение « Электротяговое хозяйство», а в 1962 г. — вечернее отделение «Вагонное хозяйство».

С ростом контингента расширяется учебная база, улучшаются бы­товые условия учащихся. В 1959 г. было принято в эксплуатацию но­вое общежитие на 180 человек. Комнаты были рассчитаны на 3 — 4 человека, со всеми удобствами, которые отвечали тому времени. В нижнем этаже здания была размещена столовая. В 1960 году к основ­ному корпусу учебных мастерских было пристроено северное крыло. Оно по своим размерам равнялось существующему зданию. Здесь разместились электромонтажный цех, учительская для мастеров про­изводственного обучения и лаборатория «Технология металлов и ма­териалов». В 1960 г. при техникуме открыто заочное отделение.
В 1961 году, перед открытием отделения «Вагонное хозяйство», с южной стороны были пристроены деревообрабатывающий и элект­рогазосварочный цеха.

Хозяйственным способом были построены кабинет и лаборато­рия «Электрических станций и подстанций», кабинет тепловозного хозяйства.

В 1968 г. сдано в эксплуатацию общежитие на 632 человека. Бла­годаря этому строительству все иногородние учащиеся были посе­лены в общежитие техникума.
Площадь учебных аудиторий к этому времени увеличилась почти на 1/3.
С 1 сентября 1970 г на стационаре обучались 712 человек и на заочном отделении 986 человек. По дневной форме обучения готови­лись техники по трем специальностям — «Электровозное хозяйство», «Вагонное хозяйство», «Энергоснабжение и энергетическое хозяй­ство железных дорог». На заочном отделении кроме указанных специ­альностей готовились техники-механики тепловозного хозяйства.