Справочно-информационный сайт Саратова

Нужны ли школьникам домашние задания

Когда ребенку делать уроки, если он проснулся в 6 утра, отсидел занятия в школе, кое-как пообедал днем, посетил музыкальную школу или спортивную секцию и вернулся домой поздно вечером? Даже о мультфильмах речи быть не может…

«Я не хочу делать уроки!», — практически все мамы и папы слышали эту фразу от своего ребенка. В этих случаях взрослые применяют подкуп, принуждение или угрозы лишить школьника развлечений. Но только не в Испании, где возмущенные родители решили устроить тридцатидневную забастовку против огромного количества домашних заданий.

Испанцы массово протестуют из-за того, что школьники слишком много времени тратят на уроки, а не на более полезные занятия. В альянсе родительских комитетов полагают, что школьная программа устарела и не учитывает потребность детей в отдыхе.

Домашнее задание в школе

В среднем испанские школьники тратят на решение домашних заданий 6,5 часов в неделю. Для сравнения, маленькие китайцы сидят за домашней работой 13,8 часов в неделю, а россияне — 9,7 часа. А вот в Финляндии и Южной Корее дети тратят на уроки менее трех часов в неделю и показывают самые лучшие результаты по уровню знаний.

В испанских семьях считают, что для ребенка такой объем внеклассной работы — это каторга. Вот что говорит по этому поводу 37-летняя Анна из Мадрида, мать четверых детей: «Я присоединилась к забастовке, потому что из-за домашней работы у детей нет времени на отдых, игры, хобби и общение семьей.

Дочь каждый день тратит по два часа на уроки. В основном это переписывание больших текстов из учебников. Мой сын очень устает от скучных и монотонных заданий, которые совсем неэффективны. Не видно, чтобы он получал хоть какие-то новые знания после выполнения домашней работы.

Уроки портят планы всей нашей семьи. Все сидят дома, пока задания не будут готовы. Мы отменяем поездки и путешествия, прогулки в парке. Не думаю, что после школы дети обязаны просто зубрить пройденный материал. Я бы предпочла для них более творческую работу на закрепление навыков, например, разбираться в породах местных деревьев, собирать образцы камней, листьев и ракушек, рукоделие и кулинарию».

Бойкот в Испании поддержали многие родители школьников из других стран: Великобритании, США, Румынии. Взрослые сходятся во мнении, что большое количество уроков давит на детей. Школьники хотят выпустить пар после занятий, отдыхать, познавать окружающий мир. Жаль заставлять их идти домой и делать уроки.

Не у всех детей одинаковая скорость решения задач. Там, где один ученик справится за полчаса, другой может «ковыряться» весь вечер, будучи от природы медлительным.

Часто слезы и нервные срывы становятся последствиями беспокойства о невыполненных заданиях. Даже отличники смотрят на «домашку» с ужасом и отвращением. А ведь впереди еще старшая школа и университет с еще более серьезной нагрузкой! Понятно, почему родители в Испании вышли на забастовку.

Между прочим, психологи давно выяснили, что требовать от ребенка высоких оценок — самая распространенная грубая ошибка родителей. Проводя полный рабочий день в школе, мальчики и девочки должны иметь свободный вечер для того, чтобы провести его с семьей, для общения, хобби и других увлекательных занятий.

Стоит ли ради высокой успеваемости лишать школьников простых радостей детства? В школах Франции это считается кощунством. Какое время на домашнее задание должен тратить ребенок? И стоит ли вообще освободить детей от выполнения уроков дома? Что скажешь ты, дорогой читатель?

Раньше Алина занималась созданием авторских украшений. Мечтает основать собственный ювелирный бренд и построить экологичный дом. Девушка увлекается естествознанием, психологией, мировым искусством и историей Японии. Алина — очень яркий человек, предпочитает авторский кинематограф и литературу, бросающую вызов обществу. Хрупкая девушка хочет посетить Перу, Новую Зеландию, Германию, Великобританию, Америку и Японию. Любимые авторы: Ф. Кафка, Г. Г. Маркес, Дж. Оруэлл, но самая любимая книга, детская библия Алины, — Игорь Акимушкин «Мир животных».

Похожие статьи

Мы в Facebook

Ошибки невнимательных хозяек

Как приготовить сельдь под шубой

Притча о благих целях

Увидела, как свекровь подсыпает что-то в мой чай, решила незаметно поменять кружки

Тихая старость

Сын оставил старенького отца одного в холодном доме, однажды утром к дряхлой избушке подкатил дорогой автомобиль

Справедливость восторжествовала

Новая коллега вызвала насмешки в серпентарии, но все обомлели, когда начальник пришел на корпоратив со своей женой

Трюк с разоблачением

Прикладываю к обуви влажную салфетку прямо в магазине, убеждаюсь, что продавец нагло обманывает

Проверка любимой

Решил проверить чувства девушки и оставил записку с сообщением, что ухожу навсегда, но такой реакции не мог предсказать

Золото предков

Что делать с золотом, которое перешло в наследство от ушедших родственников

Неожиданный удар

Внезапный уход мужа меня подкосил, а когда я увидела его завещание, и вовсе потеряла дар речи

Безопасность прежде всего

Малышка исчезла во время полета в самолете, вскоре бедная мать узнала правду

Откровение барахольщицы

Муж насмехался надо мной из-за старого яйца, которое я купила на барахолке, но потом оно открылось

To provide the best experiences, we and our partners use technologies like cookies to store and/or access device information. Consenting to these technologies will allow us and our partners to process personal data such as browsing behavior or unique IDs on this site. Not consenting or withdrawing consent, may adversely affect certain features and functions.

Click below to consent to the above or make granular choices. Your choices will be applied to this site only. You can change your settings at any time, including withdrawing your consent, by using the toggles on the Cookie Policy, or by clicking on the manage consent button at the bottom of the screen.

The technical storage or access is strictly necessary for the legitimate purpose of enabling the use of a specific service explicitly requested by the subscriber or user, or for the sole purpose of carrying out the transmission of a communication over an electronic communications network.

The technical storage or access is necessary for the legitimate purpose of storing preferences that are not requested by the subscriber or user.

The technical storage or access that is used exclusively for statistical purposes. The technical storage or access that is used exclusively for anonymous statistical purposes. Without a subpoena, voluntary compliance on the part of your Internet Service Provider, or additional records from a third party, information stored or retrieved for this purpose alone cannot usually be used to identify you.

The technical storage or access is required to create user profiles to send advertising, or to track the user on a website or across several websites for similar marketing purposes.

Справочно-информационный сайт Саратова

О школе
Средняя общеобразовательная школа № 59 была открыта в 1986. В 1999 году приобрела статус инновационного учреждения: «Средняя общеобразовательная школа № 59 с углубленным изучением предметов». Вначале углублялись предметы гуманитарно-эстетического цикла, и школа работала по программе культурологической направленности. С 2002-2003 учебного года приоритетным направлением становится химическое, открываются классы с углубленным изучением химии, информатики, математики.
За 22 года существования школы здесь сложился творческий коллектив педагогов, готовый поделиться накопленным опытом с коллегами. На базе школы за период 2004-2008 гг. было проведено 15 семинаров различных уровней: «Профильное обучение: проблемы и перспективы» (областной семинар 2004 г.), «Реализация вариативных моделей предпрофильной подготовки учащихся» (Сар ИПК и ПРО, 2005 г.),«Реализация преемственных связей – залог успешной адаптации в обучении» (ГКО с РОО, 2005 г.), «Формирование патриотизма и нравственности у учащихся» (ГМЦ, 2006 г.), «Права и обязанности ребенка» (ГМЦ, РОО, декабрь 2006 г.), «Апробирование Солтерсовской химии в процессе предпрофильной подготовки и профильного обучения» (с участием преподавателей РХТУ имени Д.И.Менделеева, директора экспериментальной школы г. Москвы Семенова И.В., Сар ИПК и ПРО, 2006 г.), семинар для слушателей Сар ИПК и ПРО по химии и другие; «круглые столы»: «Школа – ВУЗ – производство», «Кем быть?» (2005 г., 2006 г.); конференции: «Неизвестное об Известных» (2005 г., 2006 г.); «Кабинет химии» (2008г.); областной семинар «Обеспечение непрерывного образования по программе «Школа-вуз-производство» (для руководящих органов управления образованием Саратовской области 2007 г.) и др.
Большое внимание уделяется здоровому образу жизни. 100 % учащихся школы изучают ОЗОЖ, школа тесно сотрудничает с мед. персоналом поликлиники № 8, который активно принимает участие в мероприятиях по профилактике заболеваний у учащихся и пропаганде здорового образа жизни (родительские собрания, «круглые столы», анкетирование, беседы, лекции, конкурсы).
Одной из главных задач является безопасность образовательного процесса. Организована круглосуточная профессиональная охрана школы, установлена кнопка тревожной сигнализации (функционирует с 2001 года), пожарная сигнализация со звуковым оповещением, пропускная система. Большую роль в организации учебно-воспитательного процесса играет родительская общественность: создан Управляющий Совет из числа родителей, педагогов, представителей предприятия-партнера (ООО «Саратоворгсинтез»), учащихся 10-11 классов, а также Попечительский Совет и Совет профилактики асоциального поведения подростков, орган ученического самоуправления «Совет старшеклассников».
Привлекая к сотрудничеству родителей, спонсоров, социальных партнеров, администрация школы старается создать достойные условия для развития творческого потенциала школьников – потенциала нашей страны.

Инновационная и экспериментальная деятельность

Инновационная и экспериментальная деятельность – одно из основных направлений деятельности МОУ «СОШ № 59 с углубленным изучением предметов».
Школа является муниципальной экспериментальной площадкой по введению предпрофильной подготовки и профильного обучения учащихся, опорной площадкой кафедры естественнонаучного образования ГОУ Сар ИПК и ПРО, экспериментальной площадкой по внедрению инновационной образовательно-воспитательной модели «Зеленая аллея памяти». В школе проводится опытно-экспериментальная деятельность по апробации учебников «Алгебра.8 класс» К.С.Муравина, Г.К.Муравиной, О.В.Муравиной, Климановаой О.А. «География. Землеведение. 6 класс», введению двуязычия в среднем звене. В начальной школе инновационная работа строится в соответствии с УМК «Гармония», введено раннее изучение иностранного языка, информатики, истории, экономики.
В 2005/2006 году школа перешла на профильное обучение, которое является средством дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющим за счет изменений в структуре содержания и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их будущими профессиональными интересами.
Концепция профильного обучения МОУ «СОШ № 59 с углубленным изучением предметов» — модель внутришкольной профилизации, при которой через систему урочной деятельности даются академические знания базисного минимума в рамках апробации нового БУПа – 2004г. в 1-6,9,10-11-х классах и профильного обучения на III ступени.
Профильное образование предполагает предпрофильную подготовку в 9-х классах и профильное обучение в 10-11 классах.
Система предпрофильной подготовки в МОУ «СОШ № 59 с углубленным изучением предметов» включает в себя целый ряд новых для российской школы педагогических идей:
-введение за счет школьного компонента элективных курсов;
-введение активных методов преподавания элективных курсов;
-введение «портфолио» (накопительной оценки учебных достижений учащихся);
-проведение экзаменов в новой форме;
-обучение учащихся в малых группах (25 человек делится на 2-е группы);
-проведение рейтинговых соревнований, олимпиад, марафонов и др. мероприятий с учащимися, позволяющими использовать ресурс «портфолио»;
-безотметочная система предпрофильной подготовки учащихся.
Объединение всех идей в одном процессе образует принципиально новую систему образования. Эта система должна помочь учащимся в выборе профиля в 10-11 классах, ссузах, сформировать готовность нести ответственность за сделанный выбор.
Профильное обучение в 10-11 классах предусматривает разнообразные комбинации учебных предметов: базовых общеобразовательных, профильных и элективных учебных предметов.
Базовые общеобразовательные учебные предметы являются обязательными для всех учащихся во всех профилях обучения.
Профильные общеобразовательные учебные предметы – предметы повышенного уровня, определяющие направленность каждого конкретного профиля обучения (химия, биология – в химико-биологическом классе, информатика, математика – в информационно-технологическом). Профильные учебные предметы являются обязательными для всех учащихся, выбравших данный профиль обучения.
Элективные учебные предметы – обязательные для посещения предметы по выбору учащихся.
Инновационная работа в школе ведется и по другим направлениям.
В 5 «А» классе внедряется инновационная модель образова-тельно-воспитательной программы «Зеленая аллея памяти».
Цель данной работы: продолжить нравственное и идейно-патриотическое воспитание школьников, содействовать развитию у учащихся экологического сознания.
Учащиеся перед посадкой деревьев выполняют занимательные задания, изучают породы деревьев, розу ветров и сторон горизонта, а также тип почвы на пришкольном участке. Учащиеся рисуют деревья, делают макеты аллей. В апреле учащиеся в торжественной обстановке будут сажать саженцы на Зеленой аллее памяти.
Экспериментальная деятельность в школе проводится и отдельных классах. Так, учитель математики Багаева И.В. апробирует в 7 «Б» классе учебник «Алгебра. 7 класс» К.С.Муравина, Г.К.Муравина, О.В. Муравиной
Авторы учебника предлагают простую технологию обучения алгебре, реализация которой не требуя дополнительных усилий , позволяет добиться высоких результатов в обучении. Учебник содержит интересные, нестандартные задания, помогающие ученику проявить творчество. С помощью данного учебника повысилась эффективность работы на уроках алгебры, у учащихся появилась заинтересованность в результатах обучения.
Инновационная деятельность в начальной школе, заключающаяся в развивающем обучении (в соответствии с УМК «Гармония»), введении иностранного языка со 2 класса, изучении информатики со 2 класса, истории с 3 класса, экономики с 3 класса, помогает воспитанию всесторонне развитой гармоничной личности.
Если Вы учились/учитесь или имеете какое-либо отношение к этой школе, можете оставить комментарий:

Домашнее задание для 7А школа № 59

Домашнее задание на вторник:
1.Математика(а.): красный учебник: §31, пример 1,2, и + алгоритм УЧИТЬ! В синем задачнике: №31.2(а,б), 31.4(а,б), 31.9(а,б), 31.17(а), 31.20(а), 31.11(а).
2.Физика: §39 учить, вопросы после параграфа устно, №91,92 (письменно в тетрадь).
3.Русский язык: упр.408
4.Математика(г.): №266,267,272. §38 + записи в тетради УЧИТЬ!
5.Физ-ра.: форма
6.Английский язык\Информатика: моя-№66 знать текст(она будет по этим текстам спрашивать).

Домашнее задание для 7А школа № 59 запись закреплена

д/з на 23,01,14(четверг)

Геометрия — Задача в тетради(Прямая ек является секущей для прямых сd и mn, точка е принадлежит сd, точка к принадлежит nke, угол dek=65 градусам. При каком значении угла nke прямые cd и mn могут быть параллельными)№215, 216

Русский — теорию учить будем писать срезовую работу по этой теории.

Английский — первые 10 глаголов в учебнике на диктант(стр. 131)

Литература — конспект по Чехову(стр.297)

Домашнее задание для 7А школа № 59 запись закреплена

д/з на 22,01,14 (среда)

Биология — §31 читать

География — §44, таблицу в тетради доделать
Показать полностью.

История России — ТЕСТ. повторять Смуту, правление царей, определения, этапы

Русский — §21, упражнение 279

Алгебра — №22,19аб №22,20аб №22,22 аб №22,23аб №22,16аб №22,17аб

Информатика/Английский —
моя: §2,6 читать
другая: стр. 64(учебник) слова на диктант

Домашнее задание для 7А школа № 59 запись закреплена

д/з на 17.01.14(пятница)

Биология — сделать(или доделать) кроссворд по §29-30(птицы) с ответами в клеточках

Общество — ВМЕСТО ОБЩЕСТВА БУДЕТ ИСТОРИЯ РОССИИ.
Показать полностью.
§2 даты выписать в тетрадь и выучить+план+пересказ

Русский — §19, упр.271 читать

Физика — ЛР №5 стр.152(учебника)изучить!, Р.Т стр.87-90 сделать ЛР №5

ИЗО — краски, кисточки, тряпочка, карандаш, ластик, альбом(или листочки)

Домашнее задание для 7А школа № 59 запись закреплена

Домашнее задание на вторник.
1.Математика(а.): в красном учебнике §20 определения учить, №20.6, 20.7(а,б), 20.8(а,б). В РТ- №20.8(в,г), 20.9(в,г).
2.Физика: повторять определения и формулы.
3.Русский язык: §18, стр.112-115, Упр.258 доделать.
4.Математика(г.): в РТ- №106,107. §29 теоремы повторить.
5.Физич.Культ.:принести форму.
6.Английский язык\Информатика:
7.Физика-ДОГОНЯЕМ СТАРЫЙ МАТЕРИАЛ

Домашнее задание для 7А школа № 59 запись закреплена

С новым 2014 годом Лошади.

Новый Год стучится в дверь!
Открывай ему скорей.
Краснощёкий карапуз –
Показать полностью.
Твой теперь надёжный друг.

Верно будете дружить,
Вместе будете расти,
Набираться сил, здоровья,
Позабудут вас все хвори.

Приглашай его ты в дом,
Вот раздался бой часов.
Бьют часы двенадцать раз.
Счастье к вам пришло! Встречай!

Поделись ты ним с друзьями,
Близкими людьми, гостями.
Пожелай им всем сейчас
Мира, радости, добра.

Ёлка светится огнями,
Сказка рядом… Вот и сани
Заскрипели у ворот…
Кто там? Это Дед Мороз!

С внучкой заглянул на праздник,
Он несёт с собой подарки.
А игрушки, что на ёлке,
Ожили вдруг. Зайцы, гномы,

Куклы, шарики, котята,
Птички, белки и лисята,
Медвежата и ежи…
В пляс пустились шалуны.

Смех, забавы и веселье…
Только гнуться ветви ели.
Кажется, что в самый раз
Ёлке тут пуститься в пляс.

А Снегурочка, девчушка,
Раздаёт гостям игрушки,
Шоколадки, апельсины,
Яблоки и мандарины…

Хвои аромат витает,
За окном луна сияет,
Дивным светом голубым
Все деревья серебрит.

В воздухе кружат снежинки,
Весело сверкают льдинки,
Всё вокруг белым-бело…
Сказку дарит Новый Год.

Домашнее задание в начальной школе

Выполнение домашнего задания учащимися способствует углублению и расширению приобретенных на уроке знаний. Организация домашней работы школьников имеет свои особенности, учет которых принесет пользу ребенку и моральное удовлетворение учителю

Индивидуализация домашней учебной работы младших школьников

Домашняя учебная работа учащихся — это форма организации само­стоятельного, без непосредственного руководства учителя, хотя и по его заданиям, индивидуального изучения школьниками учебного материала во внеучебное время. Значение домашней работы в процессе обучения определяется ее функциями. Усвоение знаний, умений и навыков не огра­ничивается первоначальным восприятием и осмысливанием материала, требует его закрепления и повторения. Домашняя работа учащихся пред­полагает вторичное осмысление изученного на уроке учебного материала, доведение его понимания до уровня пересказа, письменного оформления и обобщения, а первоначальных умений и навыков — до необходимого со­вершенства и прочности. Домашняя работа способствует углублению и расширению приобретенных на уроке знаний, прояснению тех вопро­сов, которые были лишь затронуты.

Домашняя работа приучает детей добросовестно относиться к своим обя­занностям, воспитывает в них трудолюбие, ответственность, самостоятель­ность, умение контролировать себя, преодолевать трудности, готовит к само­образованию и формирует первоначальные навыки организации труда.

Требования к организации домашней учебной работы:

Педагогической наукой и практикой установлены определенные требо­вания к организации домашней работы учащихся. Прежде всего, домаш­няя работа не должна подменять урок — основную форму организации обучения, она вытекает из него и обслуживает его потребности. Это вызва­но системностью обучения, что предполагает тесную взаимосвязь не толь­ко учебного материала, но и всех звеньев учебного процесса. Домашняя работа тесно связана, с одной стороны, с уже изученным учебным мате­риалом, а с другой стороны, с материалом, подлежащим изучению. Она способствует закреплению изученного и одновременно подготавливает детей к освоению нового.

В связи с этим характер и объем домашней работы определяются ха­рактером и объемом работы, выполненной на конкретном уроке и запла­нированной на следующие занятия. Кроме того, объем домашней работы регулируется нормами времени на ее выполнение (1-й класс — без домаш­него задания; 2-й класс — до 1,5 ч; 3-4-е классы — до 2 ч).

Систематичность домашней работы обязательна. У детей младшего школьного возраста не сформируется представление о ежедневном до­машнем учебном труде, если они не будут получать задания на дом каж­дый день. Бытующие в некоторых школах выражения «Вы сегодня хорошо поработали на уроке, поэтому домашнего задания не будет» наносят боль­шой воспитательный вред, приучая ребенка видеть в домашней работе не радость познания, интереса, учения, а наказание за недостаточно качест­венный труд на уроке.

Домашняя работа должна быть посильной. По степени трудности она не должна превышать работу, выполненную на уроке.

Домашнее задание должно быть логически подготовлено ходом урока. Успех его напрямую зависит оттого, насколько учитель вооружил ребенка приемами выполнения домашней работы. Ученикам начальных к лассов необходим подробный инструктаж, который включает в себя следующее: какое правило надо повторить для выполнения домашней работы, прием использования правила в практической деятельности; как и что записы­вать, а что повторять устно; как проверить правильность выполненного; подробный разбор задания; образец выполнения на одном предложении, примере.

Контроль домашней работы необходим по двум причинам. Во-первых, ученик начальных классов нуждается в систематическом контроле, т. к. чувства ответственности, обязательности, долга у него еще только фор­мируются. Во-вторых, систематический контроль позволяет учителю следить за продвижением каждого ученика в обучении, воспитании, развитии и свое­временно его корректировать. Необходимо при контроле использовать уст­ную и письменную формы, а также взаимоконтроль и самоконтроль.

Поощрение ученика необходимо связывать с его старанием, прилежа­нием и индивидуальными успехами: очень важно, чтобы ученик знал, что учитель видит малейший успех, движение вперед и вверх, радуется успеху и дорожит им. Очевидно, правы учителя, которые не спешат ставить ре­бенку неудовлетворительные оценки, а терпеливо дожидаются возможно­сти положительно оценить работу ребенка.

В целом система домашних заданий должна строиться так, чтобы каж­дое задание (группа заданий) формировало или закрепляло, углубляло оп­ределенное конкретное умение. А сочетание продуктивных, конструктив­ных и творческих видов заданий обеспечивает всестороннее усвоение учебного материала учащимися и их развитие.

Домашние задания желательно выполнять в одно и то же время, т. к. это содействует быстрому включению в урок, сосредоточению внимания. Для того чтобы учащиеся придерживались перечисленных правил, нужны тре­нировка для выработки навыков и укрепления воли и систематический контроль учителя. Опытные учителя не только разъясняют роль домашней работы в овладении знаниями, но и дают образец, показывают, как пра­вильно готовить домашние задания. Это своеобразные практические заня­тия по выполнению домашних заданий по различным предметам. Вначале учитель напоминает правила, ученики их повторяют, затем приступают к работе, руководствуясь этими правилами. Учитель контролирует не толь­ко результаты, а сам процесс. В дальнейшем контроль могут осуществлять и сами дети. Третьеклассники могут контролировать друг друга, а также следить за процессом выполнения домашних заданий учениками 1-го и 2-го классов.

Индивидуальный подход в организации домашней работы:

« Некоторые учителя стремятся решать эту задачу увеличением числа упражнений без по­лучения от каждого из упражнений максимальной обра­зовательной задачи. Методическое мастерство состо­ит в том, чтобы на одном-двух упражнениях показать ученикам общий подход к решению задач данного типа, научить их своеобразному алгоритму решения всех других задач аналогичного характера. Чем скорее научат­ся учителя от одного и того же упражнения, от решения одной задачи получать максимальную отдачу, тем бы­стрее они овладеют и умением отбирать минимальное необходимое число упражнений для уроков и домашних занятий. А это будет серьезно способствовать устра­нению перегрузки учеников при одновременном повыше­нии качества их обучения».

Ю.К. Бабанский

Индивидуальный подход в организации домашней работы является од­ним из важнейших факторов, обеспечивающих успешность процесса обу­чения.

Индивидуальный подход к детям при организации домашней учебной деятельности реализуется через задания разного объема, разной трудно­сти, разной степени оказания помощи, опосредованной инструкциями, карточками. При этом можно учитывать и особенности, свойственные де­тям различных типологических групп, и особенности общего и речевого развития, памяти, интересы и склонности детей, а также продвижение ре­бенка в овладении программным материалом.

Предлагая ученику задания, которые отли­чаются от заданий других детей, учителю важно подчеркнуть не отрицательные черты и недос­татки, а положительные, найти такие слова, ко­торые не обидят ребенка, не выделят его из коллектива отрицательно. К примеру, индиви­дуальные задания опытные учителя поясняют так: ‘Ты интересуешься этим. » ‘Ты любишь такие задачи. «, «Я уверена, что ты справишься с таким заданием». Тактичность не исключает пояснений причин: пропуск учеником уроков, трудный материал, необходимость повторить, т. к. ранее были сложности.

Практика убедительно доказывает, что у пе­дагогов, считающих индивидуальный подход к ребенку органической частью учебного про­цесса, не возникает никаких трудностей в рабо­те. В этих случаях отпадает необходимость каких-либо разъяснений по поводу дифферен­циации домашних заданий: ученики привыка­ют к такому порядку, он не вызывает никаких вопросов, так же, как не воз­никают они на контрольных работах, когда учащиеся выполняют разные варианты.

Домашняя работа выполняется каждым ребенком индивидуально, по­этому необходимо учитывать психофизиологические особенности учащих­ся: характер восприятия и памяти, уровень обобщений, планирования, строй мыслительной деятельности (образный, понятийный), соотношение процессов возбуждения и торможения; наконец, наличие или отсутствие и характер помощи ребенку в семье при выполнении им домашней работы.

Организация домашней работы с учетом психофи­зиологических особенностей детей:

При организации домашней учебной работы детей условной груп­пы А — преобладание процессов торможения над процессом возбуждения (медлительные, неторопливые дети, речь натянута, темп работы медлен­ный) — целесообразно предусматривать задания, направленные на разви­тие речи (заучивание наизусть текста и использование при ответах, под­бор примеров из книг по чтению, из произведений для внеклассного чтения, выписывание образных выражений, выразительное чтение и т. п.).

Чтобы приучить ребенка работать в заданном темпе, полезно включать задания типа «прочитай», «перескажи» в определенное время — здесь нужна помощь старших. Для того чтобы школьники этой группы прочно освоили учебный материал, им нужны неоднократные повторения изученного. Воз­можно, задания так называемого опережающего характера — прочитать дома статью, с которой будем знакомиться завтра; по памятке заранее на­блюдать те явления в природе, о которых речь пойдет на следующем уро­ке. Желательно также включение заданий с использованием плана, это по­зволит преодолеть имеющуюся у школьников односторонность, бедность восприятия. Для преодоления медлительности, неповоротливости можно предлагать физические упражнения: прыжки, кувырки, игры с мячом и ска­калкой.

При организации домашней учебной работы детей условной груп­пы Б — преобладание нервных процессов возбуждения над торможением (живые, торопливые, нетерпеливые дети с громкой, эмоциональной, но бедной по словарю речью, со слабой памятью) — оправдывают себя зада­ния небольшие по объему, чтобы ребенок «видел» конец работы, разнооб­разные по содержанию, направленные на развитие памяти и речи, в пер­вую очередь воспроизводящие неоднократно ранее изученное. Таким детям в большом количестве нужны задания, требующие анализа, вычле­нения частей, признаков предмета, работы с использованием памяток, предписаний.

Для выработки внимания полезны упражнения на списывание, письмо по памяти, на заучивание; хорошие результаты дают задания на прослуши­вание радиопередачи с последующим пересказом учителю, товарищам, родителям. Для выработки усидчивости желательны задания на изготовле­ние каких-либо несложных изделий, например дидактического материала: кружков, треугольников, полосок, окрашенных в разные цвета и разло­женных по конвертам.

Домашняя работа для наиболее многочисленной группы учащихся — группы В — с уравновешенными нервными процессами возбуждения и торможения (полное разностороннее восприятие признаков и частей объекта, речь детей нетороплива, выразительна, содержательна) — состоит в первую очередь из заданий учебника — они ориентированы именно на эту группу детей. Для них полезны задания, развивающие и углубляющие склонности и интересы ребенка, задания творческого характера.

Для всех детей, независимо от их принадлежности к той или иной пси­хофизиологической группе, в домашнюю учебную работу необходимо включать задания, корректирующие возникшие по тем или иным причи­нам недостатки, пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся. Это мо­гут быть упражнения на определенное правило, заучивание словарных слов, решение задач и примеров того или иного типа.

Во всех случаях в домашние задания полезно включать работу над ошибками, допущенными в классе или при выполнении предшествовав­шей классной работы. Желательно при составлении заданий корректи­рующего характера учитывать причины возникновения ошибок учащего­ся: невыученное правило, неумение применять правило в практической деятельности, неразличение, смешение каких-либо явлений, слабое вла­дение способом действия и т. д. Подобный подход оправдывает себя, т. к. позволяет не только исправить допущенную ошибку, но и предотвратить появление аналогичных.

Таковы общие требования к реализации индивидуального подхода к домашней учебной работе учащихся младшего школьного возраста.

Дифференциация домашних заданий:

При продумывании индивидуальных домашних заданий необходимо учитывать их направленность: они могут быть планомерными, нацелен­ными на постепенную ликвидацию пробелов в занятиях или на перспек­тиву развития познавательной самостоятельности и активности учащих­ся, и ситуационными, цель которых — устранить пробелы в знаниях, умениях и навыках по мере их выявления. Исследования показали, что планомерные дифференцированные задания более эффективны, т. к. по­зволяют прогнозировать формы дифференциации и имеют наибольшую направленность на развитие способностей и учебных интересов школь­ников.

Естественно, что сочетание планомерной (перспективной) и ситуацион­ной индивидуализации повышает эффективность домашней работы уча­щихся.

В практике наиболее часто встречается дифференциация домашних за­даний на общую (для всех учащихся) и дифференцированную (для разных групп или учеников) части. Общая часть является основной, обязательной для всех без исключения детей. Вторая часть может включать в себя два или три варианта, отличающиеся друг от друга объемом, степенью слож­ности, степенью методической помощи. Основная часть по содержанию — продолжение урока, этапов ознакомления с новым материалом и первич­ного закрепления, имеющая целью закрепить новое, поупражняться в его применении. Вторая часть — дифференцированная — планируется с учетом индивидуальных особенностей, интересов ребенка, степени овладения им программными знаниями, умениями, навыками. Приведем конкретные примеры дифференциации.

Общее задание: составить предложения на заданную тему. Диффе­ренцированная часть: а) дописать предложения; б) ответить на вопросы; в) выписать предложения из указанного отрывка.

При работе над словарными словами. Общее задание: выучить сло­варные слова, уметь их написать. Дифференцированная часть: а) списать из учебника словарные слова на определенную тему; б) под­писать картинки; в) вспомнить и записать словарные слова по теме.

Точно так же дифференцируется домашнее задание по чтению. Учиты­вая сформированность навыка чтения, умения отвечать на вопросы, пере­сказывать, принимая во внимание характер и развитость памяти, можно общее задание «читать текст» дополнять дифференцированными.

Целесообразно каждое задание по пересказу или заучиванию наизусть дополнять заданиями «пересказать по плану», «пересказать, используя опорные слова»; выучить понравившиеся описания, эпитеты, синонимы; читать текст. Последнее задание необходимо для формирования у каждо­го, без исключения, ребенка запланированного уровня навыка чтения. Подбирая индивидуальные задания, полезно чаще предлагать детям ис­пользовать памятки, иллюстрации, предложения из текстов для ответов на вопросы и при пересказе.

Сильным с хорошо развитой речью ученикам задания полезно услож­нять сравнением, сопоставлением прочитанных произведений:

• скажите, кто из поэтов написал прекрасные стихи о природе;

• какие писатели рассказывают о героях нашей страны, республики, о подвигах нашего города;

• в каких произведениях мы уже знакомились с жизнью наших дедов и отцов;

• подготовьте краткий рассказ (пересказ) на ту же тему, но по другому произведению;

• соотнесите прочитанное со своими жизненными наблюдениями.

Суть дифференцированного подхода заключается не в упрощении со­держания материала, а в нахождении более простого пути, по которому ученик должен прийти к конечной цели, т. е. к самостоятельному выполне­нию задания. И далее. Суть такой дифференциации сводится к изменению характера инструкции для самостоятельной работы, т. е. в домашнее зада­ние включаются подготовительные вопросы или упражнения, выполнение которых подводит ребенка к решению основного задания. Слабоуспеваю­щий ученик в дополнение к заданию учебника получает карточку с теоре­тической справкой, предписанием, образцом решения и т. д., используя которую, он получает определенную помощь в таком опосредованном виде. Таким образом, при организации домашней работы учеников полез­но применять те формы, которые постоянно используются на уроках и при организации самостоятельной деятельности учащихся.

Индивидуальный подход к ученикам при организации домашней рабо­ты создает условия для выполнения заданий, направленных на углубление полученных на уроке знаний, совершенствование умений и навыков, а так­же заданий с учетом интересов и склонностей ребенка, уровня развития его познавательных интересов. При этом наряду с обязательными зада­ниями, адресованными всему классу, отдельным учащимся учитель рекомендует выполнить то или иное задание, однако элемент добровольности выбора сохраняется.

Ученикам, интересующимся математикой, целесообразно периодиче­ски предлагать задания:

• решить задачу, составить обратную данной;

• по имеющимся данным составить задачу в одно-два действия;

• составить задачу для учащихся младшего класса, сделать к ней рисунки;

• составить примеры для устного счета.

Такого рода задания учителя составляют, как правило, сами, дополняя ими имеющийся в учебниках и дидактических пособиях материал по про­грамме. Предъявляются они на карточках, листочках. Возможно и объеди­нение их в одну тетрадь под сквозной нумерацией. В этом случае тетрадь выдается ученику на определенный срок с указанием выполнить отмечен­ные номера заданий.

Задания по выбору:

Задания по выбору могут быть нескольких видов:

• однотипными и одинаковыми по сложности, но с разным содержанием;

• однотипными и одинаковыми по содержанию, но разной степени сложности;

• однотипными и одинаковыми по содержанию, с разной степенью ока­зания помощи.

В последнем случае предлагаются задания, направленные на формиро­вание знаний о родственных словах:

а) списать слова и подчеркнуть родственные по образцу;

б) записать два ряда родственных слов;

в) образовать родственные слова с корнями. и записать их.

Сильным учащимся предлагается задание «а», т, к. оно самое сложное

и требует большей самостоятельности; средним — «б», т. к. оно связано с распределением, соотнесением; слабым — «в», в нем дан образец выпол­нения задания. Однако возможен выбор заданий самими детьми. Учитель настаивает на том или ином задании лишь в том случае, когда имеет в виду вполне определенные цели: закрепить или повторить знание какого-либо материала у конкретного ученика, восполнить пробел, выработать необ­ходимые умения или навыки.

В любом случае важно одно: учитель хорошо понимает, для чего, с ка­кой целью предлагается в качестве домашнего каждое задание — какие приемы и способы действий формирует и оттачивает, что повторяется, в каких умственных действиях упражняется ребенок, какие стороны его личности развиваются. Только тогда усилия учителя и время, отведенное для обдумывания дифференцирования домашней учебной работы уча­щихся, подбора и составления индивидуальных заданий, принесут пользу ребенку и моральное удовлетворение учителю.