Презентация к классному часу Как делать домашнее задание презентация к уроку (2 класс) на тему

Поверьте, при грамотном подходе вы будете делать уроки с ребенком без криков и наказаний. Больше того, ваш ребенок захочет самостоятельно делать уроки.

Домашние задания

познакомить с гигиеническими требованиями к приготовлению домашнего задания.

дать рекомендации родителям по оказанию помощи детям в деятельности по выполнению домашних заданий.

Форма проведения: семинар-практикум

Участники: родители учащихся 2 класса и классный руководитель/

I. Учитель изучает психолого-педагогическую литературу по теме родительского собрания и подбирает книги и журналы для выставки.

II. Проводится анкетирование учащихся, которые отвечают на вопросы двух анкет

Кто помогает тебе готовить уроки дома?

В чем заключается эта помощь?

О чем спрашивают тебя родители, когда ты приходишь из школы?

Как поступают родители, когда ты приходишь из школы с двойкой?

Чем ты занимаешься, когда возвращаешься из школы? Перечисли, пожалуйста свои занятия.

Есть ли у тебя рабочий уголок?

Как долго ты выполняешь домашнее задание?

С какими предметами ты легко справляешься?

Тебе помогают родители в выполнении дом. заданий?

Классный руководитель обрабатывает, анализирует и обобщает результаты анкетирования учащихся

III. Учитель составляет на основе изученных публикаций памятки для родителей и готовит альбомные листы с заданиями для микрогрупп.

IV. Учащиеся на уроках технологии изготавливают «книжечки» участников собрания (альбомный лист, сложенный пополам, с вопросительным знаком на обложке). Сюда родители записывают вопросы классному руководителю, которые возникли у них до родительского собрания или в ходе его проведения.

V. На заседании родительского комитета обсуждается замысел собрания, предлагаемый классным руководителем, и составляется проект решения родительского собрания.

Учитель составляет слайдовую презентацию памяток, гигиенических требований, режима дня, результаты анкетирования.

Оформление, оборудование и инвентарь:

а) выставка книг для родителей;
б) оборудование места для работы;
в) «книжечки» участников собрания;
г) памятки родителям: «Хотите, чтобы ваш ребёнок ходил в школу с удовольствием?», «Садимся за уроки», «Как приучить ребёнка к самостоятельности в приготовлении уроков»,

Организационный этап

1. Встреча родителей (упражнение на сплочение группы и создание рабочей атмосферы, благоприятного психологического климата)

Упражнение «Подари улыбку соседу» Все в круге. Возьми соседа за руку, улыбнись ему и скажи комплемент. Моя улыбка возвратилась ко мне, но её стало ещё больше, так как ваши улыбки присоединились к ней.

Игра «Веревочка» Веревочку связать так, чтобы получилось кольцо. Все встают в круг и берутся двумя руками за веревочку, которая находится внутри круга. Все закрыть глаза и построить треугольник, квадрат, круг.

Игра «Паровозик» Пошли по часовой стрелке, взялись за талию впередиидущего, потом взялись за двоих.

Рассаживаются за парты.

Скажем о самом ребёнке 4 лучших качества.

Затем целесообразно обсудить с родителями вопрос о том, просто ли было вспоминать и рассказывать о «самом лучшем». Почему? В процессе обсуждения ведущий подводит участников к выводу о том, что мы чаще обращаем внимание на недостатки и проблемы ребёнка, чем на его достижения. Это порой мешает нам по достоинству оценить его положительные качества, которые являются главной базой для формирования уверенности.

Повестка дня

Как правильно организовать подготовку домашних заданий

Итоги учебно-воспитательной работы

2. Предоставляется слово для сообщения кл. рук.

Диагностический этап

Игра «Шапка вопросов» (идет осознание родителей своих проблем)

У нашего ребенка есть специальное место, где он …

Наш ребёнок выполняет домашнее задание…

Готовит с трудом…

Моя помощь в приготовлении д/з заключается…

Когда ребёнок учит уроки, мы …

Если ребенок выполнил д/з небрежно, то…

Мы думаем, что на воскресенье …..

Ребёнок начинает приготовление д/з с …

При приготовлении д/з необходимо …

При подготовке д/з по русскому языку мы …

Если ребёнок включается в работу сразу, то …

Если ребёнок включается в работу медленно, то …

Результаты анкетирования учащихся:

Анкета для учащихся:

Есть ли у тебя дома специальное место, где ты постоянно выполняешь домашние задания (подчеркни)?
да — 19
нет — 1

Как долго ты выполняешь домашние задания (подчеркни)?
1 час; 10
2 часа; 9
3 часа и более. 1

С какими предметами ты легко справляешься самостоятельно (перечисли):
Математика – 14
Русский язык – 8
Чтение – 8
Ом – 8

Какие предметы ты готовишь с трудом (напиши):
Математика – 6
Русский язык – 10
Чтение – 2
Ом – 7

Когда тебе трудно выполнить домашнее задание, оказывают ли тебе помощь родители (подчеркни)?
да — 13
нет — 7

Как поступают родители, когда ты приходишь из школы с двойкой?
Ругают – 3
Кричат – 1
Предупреждают – 1
Бьют – 4
Наказывают – 4
Ничего — 7

Бывает ли так, что ты не выполняешь домашнее задание вообще?
Да – 8
Нет — 12

Учёба в школе, выполнение домашних заданий – серьёзный труд. Что такое домашнее задание известно всем и каждому. Несколько поколений школьников домашнее задание называют «домашкой». «Домашка» — это то, что мешает бедным детям свободно дышать после окончания школьных занятий. Зачем же столько поколений учителей настаивают на выполнении домашнего задания, и отчего столько поколений несчастных школьников с таким же постоянством стараются избежать этой «горькой участи»?

В современной школе дети проводят по шесть часов в день, а иногда и более. К счастью, учебная программа по — прежнему включает такие предметы, как физкультура, изобразительное искусство и музыка, а также специальные предметы, направленные на развитие самоуважения. («Все цвета кроме чёрного») Предполагается, что оставшиеся три часа учителя должны потратить на обучение чтению, письму, математике и хотя бы немного естественным наукам. Классные руководители не в состоянии все успеть. Они нуждаются в помощи.

Как родители вы можете внести огромный вклад в процесс обучения своих детей. Читая своему малышу, вы автоматически увеличиваете его словарный запас. Ежедневно помогая в выполнении домашнего задания, вы своим вниманием показываете, насколько важно обучение.

Очень многие родители стремятся помочь своим детям, но не знают, как это сделать. Вдобавок к постоянной нехватке времени, они часто замечают, что их дети просто не хотят заниматься вместе с ними. Дети будут охотнее конструировать новую машинку, чем выполнять домашнее задание. Но даже если дети много смотрят телевизор или время от времени засиживаются за компьютером, то их нельзя однозначно назвать ленивыми. После того как дети сделали уроки, они не хотят больше тратить время на чтение, и их не интересует возможность попрактиковаться в математике.

Один из родителей рассказывал, что когда пришло время выполнять домашнее задание по чтению, ребенок спрятал книгу за батарею. Выполнение домашнего задания превратилось в битву, и совместные занятия стали причиной возникшего между ними напряжения, от которого не было пользы никому. Родитель выходил из себя, когда чувствовал, что сын старается не в полную силу, и выполнение домашней работы обычно заканчивается криками друг на друга. Некоторые родители во избежание проблем и вовсе выполняют домашнее задание за детей.

Бывает, что родители сами провоцируют детей на отрицательную реакцию, связанную с выполнением домашнего задания. Прейдя с работы уставшими и раздраженными, они с пренебрежением и с чувством обреченности садятся с детьми за уроки. Любая ошибка или просчет ребенка моментально превращается в бурю эмоциональных выплесков в сторону дитя. Как правило, дети очень чутко чувствуют состояние родителей, и ваше напряжение передается им. Прежде чем садиться за уроки постарайтесь сами успокоиться и сконцентрироваться на выполняемой деятельности. Свои требования ребенку произносите твердым и уверенным голосом, не повышая тона.

Исследователи считают, что родители являются одним из важнейших источников знаний для своего ребенка. У родителей есть все возможности помочь детям преуспеть в школе, однако они делают меньше, чем могли бы. Исследование показало, что матери в среднем тратят менее получаса в день, разговаривая с детьми, объясняя что-либо или читая им. Отцы еще меньше – около 15 минут. Поэтому прежде чем спросить у ребенка об отметке и об успехах в школе, спросите сначала у себя, а что я сделал для этого? Какую вы себе поставите отметку за выполнение домашнего задания с ребенком?

Чувство собственного достоинства ребенка хрупко, и нужно его лелеять. Если ваш ребенок будет знать, что есть специально отведенное время, которое вы будете проводить вместе с ним, то вы покажите ему, что он для вас очень важен и что вы хотите быть и ним. Всем известно, что дети любят играть — признайте это и используйте как преимущество. Тогда вашим ребятам понравиться проводить с вами время и процесс обучения станет для них чем-то захватывающим.

Домашнее задание выполняет различные функции.

Одной из главных является функция выравнивания знаний и умений ребёнка, его навыков, в том случае, если он долго болел, или много пропустил, или не усвоил какую-то сложную тему.

Вторая функция домашнего задания – это стимулирование познавательного интереса учащегося, желания знать как можно больше по предмету или по теме.

Третья функция домашнего задания – это развитие самостоятельности ученика, его усидчивости и ответственности за выполняемое учебное задание.

Классный руководитель: Если мы задумаемся над тем, как правильно организовать учебную работу дома, то заметим, что это задача двоякая.

С одной стороны, нужно помочь ребёнку найти правильный режим работы, выделить место для занятий, определить наилучший порядок приготовления уроков.

А с другой стороны, воспитать у него стойкую привычку садиться за уроки вопреки желанию поиграть или погулять, сформировать умение быстро включиться в работу, вести её, не отвлекаясь, и в хорошем темпе. Малейшая внутренняя ненастроенность ребёнка или какие-то внешние неудобства могут оказаться серьезной помехой.

«Мой Петя сидит за уроками 3-4 часа. Такой прилежный, такой трудолюбивый. Если бы это старание сохранилось у него до десятого класса» Но ведь во 2 классе на домашние уроки надо тратить 1,5 часа. Давайте понаблюдаем, как Петя делает уроки.

Петя занял рабочее место. Сидит за столом, значит, работает… Но нет, оказывается. Вот куда-то подевался циркуль и карандаш, тут же обнаружилось, нужной записи в дневнике нет, и надо узнать у приятеля, что задали по математике, да самого учебника не оказалось на месте. А минуты бегут….

Но всё найдено, уточнено, приготовлено, мальчик углубился в работу…. Вдруг ему захотелось попить воды, а ещё через минуту выяснилось, что нужна бумага для черновика…. На раскачку ушло более 20 минут, два с лишним часа ушло на приготовление уроков. Петя за это время:

дважды вставал из-за стола и ходил на кухню пить воду;

один раз вставал и включал телевизор, чтобы узнать, не началась ли программа мультфильмов;

дважды, отрываясь от работы, прислушивался к разговору взрослых в соседней комнате;

один раз доставал из стола альбом с марками и листал его.

Но вот работа закончена. Петя ещё 10 минут бесцельно перекладывал с места на место учебники и тетради…

Итак, выяснилось, что из двух с лишним часов, затраченных Петей, только1 час 27 минут использовано с толком, сколько и положено ученику 2 класса.

Такая картина, как вы видите, является типичной. Чуть ли не половина школьников проводит за приготовлением домашних заданий больше времени, чем положено.

Что можно посоветовать родителям, если их ребёнок не может «усидеть за уроками»?

Кл. рук: Во-первых, игры. Тихие настольные игры и подвижные сюжетно-ролевые игры.

Во-вторых. Полезно для ребёнка выполнять какое-то дело вместе с взрослыми, делать его быстро, весело, без раскачки, без томительных пауз. Можно вместе заняться грязной посудой: вы моете, ребёнок вытирает; можно вместе что-то чинить; можно вместе читать книгу: страницу вы, страницу ребёнок.

Можно выработать у ребёнка привычку быстро переключаться с одного дела на другое. Если его зовут кушать, то он должен немедленно прекратить игру. Недопустимо позволять ребёнку игнорировать родительские указания в чем бы то ни было. Необходимо приучать ребёнка отделять свободное время от времени, когда он занят чем-то серьёзным, не путать дело с игрой. Сколько раз приходилось видеть, как во время еды ребёнок играет с хлебом, помыл руки и заигрался с бахромой полотенца. Родители не должны быть пассивными наблюдателями таких сцен. Иначе — то же самое будет твориться с занятиями. Добивайтесь, чтобы все необходимое ребёнок делал без дополнительного напоминания, ни на что не отвлекаясь.

Большую роль в организации учебного труда школьника играет режим дня. Специальные исследования, проведенные в начальных классах, показали: у тех, кто хорошо учится, есть твердо установленное время для приготовления уроков, и они его твердо придерживаются. Ребята признавались, что когда приближается час приготовления уроков, у них пропадает интерес к играм, не хочется больше гулять.

И, напротив, среди слабых учеников много таких, у которых нет постоянно отведенного для занятий времени. Это не случайно. Воспитание привычки к систематической работе начинается с установления твёрдого режима занятий, без этого не могут быть достигнуты успехи в учебе. Режим дня не должен изменяться в зависимости от количества уроков, от того, что интересный фильм показывается по телевизору или в дом пришли гости.

Кл. рук. Ребёнок должен садиться за уроки не только в одно и то же время, но и на постоянное рабочее место. Чтобы он там мог держать книги и тетради. Если же ребёнок занимается за общим столом, никто не должен мешать ему, отвлекать от занятий

Почему же у ребёнка должно быть не просто удобное место для занятий, но и постоянное?

Кл. рук: Дело в том, что у каждого человека, а у младшего школьника в особенности, вырабатывается установка не только на определенное время, но и на определённое место работы. Когда такая установка у ребёнка сформируется, то ему бывает достаточно усесться за привычный стол, как само собой приходит рабочее настроение, возникает желание приступить к работе.

Помогите своему ребёнку строго выполнять такое правило: до начала занятий со стола должно быть убрано всё, что не имеет отношения к ним. Все вспомогательные вещи, которыми придется пользоваться (линейка, резинка, карандаш), класть слева от себя; учебники, тетради, дневник – справа. Всё, что уже не понадобится, тут же укладывать в портфель или в другое определенное место.

Презентация к классному часу «Как делать домашнее задание»
презентация к уроку (2 класс) на тему

Данная презентация может стать основой для беседы с учащимися о значении домашних заданий для развития организованности и самостоятельности младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
domashnee_zadanie.ppt 1.05 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Домашнее задание Классный час 2 класс

Зачем ты делаешь домашнее задание? Чтобы не заругали! Это моя обязанность! С кем ты согласен?

Зачем ты делаешь домашнее задание? Чтобы лучше учиться! Проверять свои знания! Получить отметку! Для пользы!

ТРЕНИРОВКА, ЗАКРЕПЛЕНИЕ Зачем задают домашнее задание? РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗОВАННОСТИ и САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ, ИНТЕРЕС К ЗНАНИЯМ

Отдохнуть Покушать Проветрить комнату Выключить компьютер и телевизор Навести порядок на рабочем столе Посмотреть на часы Дождаться, когда освободятся взрослые Перед выполнением домашнего задания надо

напоминают о том, что надо сделать домашнюю работу объясняют пройденное на уроке заново уточняют, что надо сделать в заданном номере сидят рядом и наблюдают за выполнением заданий подсказывают проверяют черновик проверяют работу в тетради исправляют ошибки Как мне взрослые помогают выполнять домашнюю работу? А А как же развивать САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ?

Как сделать домашнюю работу самому? Запишите советы в группах

С какого предмета начинать делать Д/З? Нужен ли черновик при выполнении Д/З (всегда, иногда)? Что ты можешь проверить сам в выполненном Д/З, без обращения к взрослым?

ЕСЛИ БЫ МНЕ Д/З ПЕРЕСТАЛИ ЗАДАВАТЬ, ТО. Я бы сам тренировался. Я бы расстроилась, потому что они интересные! Я бы стал придумывать Д/З сам. Я бы меньше знал.

В презентации использованы рисунки : Из шаблона презентации Волковой Виолетты Евгеньевны, учителя начальных классов МАОУ лицей №21, г. Иваново Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Окружающий мир. 1 класс. («Я и мир вокруг»), в 2-х ч. — М.: Баласс; Издательство «Школьный дом» Совенок – символ ОС «Школа 2100»

Урок по надпредметному курсу по теме: «Домашнее задание делаю сам»( 2 класс)

— Здравствуйте, ребята. Урок сегодня необычный. У нас присутствуют гости, поприветствуйте гостей.

— Ребята, с каким настроением вы пришли на урок. Определить настроение вам помогут смайлики. Покажите тот смайлик, который соответствует вашему настроению.

Большинство из вас пришли с хорошим настроением. Тогда девизом нашего урока будут следующие слова «С хорошим настроением принимайся за работу».

Начнём урок с «Лесенки успеха». Оцените своё умение применять эталон «Любознательность». Если в течение недели вы без желания узнавали новое, у вас пока не получилось настроиться на работу, то поставьте себя на 1-ю ступеньку лесенки. Если вы были любознательными и всё узнавали с большим интересом и желанием, то на 4-ю ступеньку. Если у вас не всегда получалось проявлять это качество и вам надо над ним поработать, то на 2-ю или 3-ю ступеньку. На какую — решите сами. ( ОПРОС УЧЕНИКОВ)

— Смотрите, на полянке стоят два домика. Что ждёт вас в каждом из домиков? (В одном — то, что нам знакомо, а в другом — то, что нам неизвестно.)

— В какой домик вы хотели бы заглянуть? Почему? (. )

— Большинство из вас выбрали домик, в котором будет что-то новое, неизвестное. А что дол­жен знать, помнить ученик, который заходит в этот дом? Какие два этапа нужно пройти? (Нуж­но понять, что неизвестно, и самим построить способ.)

— В какой роли буду выступать я, учитель? (Вы — помощник и организатор.)

Заглянем в выбранный вами домик, чтобы выяснить, о чём вы будете узнавать новое

Учитель показывает изображение класса в сказочной школе

— Какое помещение изображено? (Классная комната.)

— Верно, это класс в сказочной школе. Кого в нём не хватает? (Не хватает учеников.)

— О ком же вы будете узнавать новое?

— А точнее, о работе ученика.

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

1. Актуализация знаний учащихся о цели выполнения домашнего задания.

— Есть одно правило, которое выполняет любой настоящий ученик. Любую работу он делает. как? (Сам.)

— Итак, вы повторили, что настоящий ученик всегда действует самостоятельно. У вас, как у настоящих учеников, очень много разных дел. Сейчас вам нужно самим догадаться, о какой именно ра­боте ученика пойдёт речь. Послушайте, что говорят об этой работе ученики других школ! —

Учитель показывает Слайды 5, 6, 7, 8 и зачитывает истории персонажей

Алиса: «Оно нужно, чтобы не было ошибок в контрольной работе

Поварёнок: «А я вообще против него. В школе уроки, дома уроки, даже погулять некогда». ‘

Медвежонок: «Мне не нравится его делать, потому что это совсем не весело, а, наоборот, очень нудно и скучно».

Пятачок: «А мне нравится. когда оно маленькое, интересное, на листочке».

— О какой работе ученика пойдет речь? (О домашнем задании.)

— Назовите тему урока. (Домашнее задание.)

Учитель открывает название темы на доске

— А что вы уже знаете о домашнем задании? (Мы, знаем, что оно нужно, чтобы повторить то, что изучали на уроке, и научиться новому.)

2.Задание на восстановление известного алгоритма выполнения домашнего задания (в парах).

— Я предлагаю вам вспомнить, как нужно выполнять домашнее задание. Работать вы будете в парах. В учебном пособии найдите задание № 1, посмотрите на алгоритм выполнения домашнего задания, которым вы уже пользуетесь. Все шаги алгоритма перепутаны. Вам нужно про­нумеровать шаги в правильном порядке.

Учащиеся в парах выполняют задание, а затем проверяют по образцу.

— Поднимите руки те пары, кто справился с заданием без ошибок. (. )

— Кто допустил ошибку? (. )

—Хорошо, сегодня вы все сможете закрепить свои знания алгоритма выполнения домашнего задания.

— Смотрите, это мальчик, который выполняет домашнее задание. Какое настроение у мальчика? Когда такое может происходить при выполнении домашнего задания? Чтобы исправить положение, Смайлик подарил этому мальчику три волшебных воздушных шарика.

— Взял мальчик в руку шарики, и. вдруг . проявилась надпись.

Учитель выкладывает на доске САМ и НЕ САМ,

— Над какими вопросами Смайлик предложил задуматься мальчику? (Сам или не сам выпол­няет он домашнее задание. ) «

—Итак, домашнее задание можно выполнять. (Самостоятельно и несамостоятельно.)

— Расскажите, а как вы обычно-выполняете домашнее задание: самостоятельно или нет? (. )

3.Задание на пробное действие:

— Выполнение следующего задания поможет каждому из вас разобраться, что вы, как настоя­щие ученики, делаете самостоятельно, а над чем вам еще предстоит поработать.

— Хотите разобраться? Тогда внимательно слушайте задание. Сейчас я прочитаю «Сказ про то, как ученик домашнее задание выполнял». Вам нужно будет определить, выполнял ученик домашнее задание сам или не сам, и доказать свой ответ. Что нового в задании? Что вы раньше никогда не делали?

— Попробуете определить? (Попробуем.)

Учитель просит открыть задание. У каждого на парте лежит лист с заданием для пробного действия.

— Итак, у вас на карточке написан план моего рассказа. Слушайте внимательно и следите за последовательностью действий ученика, чтобы потом ответить на вопрос, сам или не сам он выполнял домашнее задание.

Сказ про то, как ученик домашнее задание выполнял

Выполняя домашнее задание в школе, ученик приступил к решению задачи. Он с ней справился легко и быстро. Подошёл к учителю, чтобы проверить, правильно или нет. Оказалось, неправильно. Сел ученик на место и думает : « Так, раз есть ошибка, надо правила необходимые вспоминать, а по­том ещё и применять их. Да ну, долго. Поменяю лучше в решении плюс на минус. Быстрее выйдет».

Поменял ученик знак в решении и вновь подошёл к учителю. Теперь o уж точно должно быть пра­вильно! Оказалось, опять неверно. Спросил тогда учитель: «Как ты действовал?» Рассказал ученик, что поменял в решении плюс на минус, сознался, что не захотел думать, какие правила нужны для решения задачи, не захотел время тратить и применять их. «Почему же у тебя никак не получа­ется правильно решить задачу?» — спросил учитель. Помог этот вопрос ученику понять, что так, как он пытается решить задачу, время не сэкономишь. Решил попробовать вспомнить необходимые правила и применить их. А вдруг получится! Пошёл на место, сделал всё так, как нужно, и в тре­тий раз подошёл к учителю. Теперь задача была решена верно!

— Итак, внизу карточки у вас написано слово «сам». Если вы считаете, что ученик выполнял задание самостоятельно, вы обводите фломастером слово в кружок, а если несамостоятельно — зачёркиваете его.

— Проверяем. Кто засомневался и поэтому ничего не отметил на листе? Что вы точно не смогли сделать? (Мы не смогли точно определить, самостоятельно или нет ученик выполнял зада­ние.)

— Все остальные поднимите свои карточки и покажите мне и друг другу. Что видите? (Мнения разошлись)

— Поднимите руку те, кто может обосновать, доказать правильность своего ответа.

Учитель выслушивает мнения детей.

— Каким правилом, алгоритмом вы можете подтвердить свой ответ?

Ученики могут сослаться на изученный алгоритм выполнения домашнего задания. Учитель обращает внимание детей на то, что в данном алгоритме пункт 3 «выполняю задание сам» точно не раскрывает смысл, что значит «сам». Поэтому следует этот вопрос уточнить.

— Что вы не смогли сделать? В чём ваша трудность? (Мы не смогли доказать, сам или не сам ученик выполнял домашнее задание, то есть не смогли доказать правильность своего ответа)

— Трудность есть, значит. (Надо остановиться и подумать.)

— Над чем будете думать? (Над причиной затруднения)

3. Выявление причины затруднения.

— Какое задание вы выполняли? (Надо было послушать сказ, определить и доказать, сам или не сам ученик выполнял домашнее задание.)

— Расскажите, как вы определяли, сам или не сам выполняет ученик задание?. ( )

— При выполнении новых заданий что необходимо знать, чтобы не только дать правильный ответ, но и доказать его правильность?

— Что же необходимо знать, чтобы понять, сам или не сам выполняешь домашнее задание? (Надо знать правило (алгоритм) самостоятельного выполнения домашнего задания.)

— В чем же причина трудности?

4.Построение проекта выхода из затруднения.

Поставьте цель своей дальнейшей работы. (Выявить правило, построить алгоритм самостоятельного выполнения домашнего

Вам в помощь я предлагаю пока не да конца заполненную карту, на которой показано, как

должен действовать ученик, самостоятельно выполняя домашнее задание.

— Рассмотрим карту вместе. Где начало? (Там, где изображён Смайлик.)

— Где написано, что нужно делать на каждом из шагов? (Это написано на облачках.)

— Как показано, к какому из шагов относится облачко? (От облачка идут овалы к зелёному кружку)

— Как вы узнаете, и каком направлении надо двигаться? (По стрелкам.)

— Как вы уже заметили, некоторые шаги пропущены. Они на отдельных карточках.

— Вам нужно будет вернуть пропущенные шаги на место. Делать это вы будете в группах. Про­читайте план:

1.Прочитать шаги на карточках.

2.Найти на карте пропущенный шаг.

3.Прочитать шаг до и шаг после пропущенного шага.

4.Сказать пропущенный шаг. .

— Определите, верно ли составлен план? Почему вы так думаете? (. )

— Объясните, что значит «далее так же с каждым пропущенным шагом»? (. )

— Какие есть вопросы по плану? (. )

5. Реализация построенного проекта.

— В результате работы группы вам нужно указать место каждого шага на карте, приклеить его и доказать свой выбор.

Учитель выдаёт группам клей.

Группы вывешивают свои проекты на доску.

— Назовите пропущенный шаг и объясните, почему его место именно здесь.

— Представитель первой группы называет место на карте первого пропущенного шага и объ­ясняет его расположение. После этого учитель организует согласование групп. Работа проходит аналогично с каждым пропущенным шагом

— Молодцы! Теперь у вас есть карта-алгоритм самостоятельного выполнения домашнего за­дания. А когда она вам будет необходима?(Каждый раз при выполнении домашнего задания.)

Учитель выдаёт каждому ученику карту (эталон)

— В чём вам поможет эта карта? (В планировании своей работы. )

При выполнении вами домашнего задания учитель может оказывать помощь? (Да.)

Когда при этом вы всё равно будете выполнять домашнее задание самостоятельно? (Когда самостоятельно пройдём все шаги карты)

— Интересно узнать, какую помощь может оказывать вам учитель? (Конечно, интересно.) Учитель прикрепляет на доске карточку: ПОМОЧЬ.

— Разыграем сценки, которые помогут вам это выяснить.

Учитель раздаёт по одной карточке трём любым учащимся.

— Те ребята, которые получили карточку, будут выступать в роли учеников, а я — в роли учи­теля. Вы подходите ко мне читаете свои слова. Все остальные в это время думают, какую по­мощь в данной сценке оказывает учитель. Итак, первая сценка:

Ученик: Я решил задачу и пример. Проверьте, пожалуйста.

Учитель (просматривает воображаемую работу): Пример решил верно, молодец, а ответ за­дач неверный. Иди ещё подумай.

— Что сделал учитель в сценке? (Учитель сказал, что ученик сделал правильно, а что нет.)

— То есть учитель выступил в роли. (Образца.).

Учитель прикрепляет под карточку ПОМОЧЬ карточку ОБРАЗЕЦ

— Что нужно иметь для того, чтобы проверить себя, не обращаясь к взрослому? (Надо иметь ответы к заданиям.)

— Теперь следующая сценка.

Ученик: Я решил уравнение. Проверьте, пожалуйста.

Учитель: Расскажи, как ты действовал.

Ученик: Чтобы решить уравнение, я выяснил, что неизвестно. Неизвестно слагаемое. Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо из суммы 7 вычесть слагаемое 5.

Учитель: Молодец, ход решения и ответ верны.

Какую известную вам помощь оказал учитель? (Учитель выступил в роли образца.) Что ещё сделал учитель? (Учитель выслушал ход рассуждений ученика.)

— С какой целью нужно проговаривать ход решения (выполнения) задания? (Чтобы лучше понять место ошибки. )

— Итак, какую еще помощь может оказать вам учитель? (Учитель может выслушать ход рас­суждения ученика)

Под карточкой ОБРАЗЕЦ учитель прикрепляет карточку «ХОД РАССУЖДЕНИЯ)»

— Остался еще один вид помощи.

Ученик: Мне нужно переписать задание в чистовик, но оно не помешается на странице. По­советуйте, как мне расположить его, чтобы было аккуратно и правильно?

— О чём попросил ученик? (Ученик попросил помочь аккуратно оформить работу)

— В чём ещё учитель может оказать помощь? (Учитель может оказывать помощь в оформле­нии.)

Ещё ниже учитель прикрепляет карточку ОФЬРМЛЕНИЕ

— Расскажите, какую помощь может оказывать вам учитель, а вы при этом всё равно будете выполнять домашнее задание самостоятельно? (Учитель может выступить в роли образца, мо­жет выслушать ход рассуждений и может помочь в оформлении.)

Пора вернуться к заданию для пробного действия. В чём было ваше затруднение? (Мы не смогли определить (доказать), сам или не сам ученик выполнял домашнее задание.)

— А теперь сможете это определить и доказать? Почему? (Сможем, теперь у нас есть карта-алгоритм самостоятельного выполнения домашнего задания.)

— Предлагаю вам последовательно, по пунктам плана, восстановить сказ, объясняя, опираясь на карту-алгоритм, сам или не сам ученик выполнял каждый шаг.

Учитель организует фронтальную работу.

(Ученик решал задачу — он выполнил задание сам. Подошёл к учителю, чтобы проверить, учитель выступил в роли образца, то есть подсказок не было. Ученик вновь решил задачу сам. Опять подошёл к учителю — учитель сначала выступил в роли образца, то есть сказал, что задача решена неверно. Далее учитель попросил описать ход рассуждений. Ученик рассказал, а учи­тель его выслушал. Потом ученик решил действовать по карте-алгоритму: вспомнил и приме­нил необходимые правила. Всё это он сделал сам. Опять подошёл к учителю — учитель вновь выступил в роли образца.)

— Какой же правильный ответ? Сам или не сам ученик выполнял домашнее задание в сказе? (Ученик выполнял домашнее задание сам)

— Что ж, затруднение вы преодолели. Что нужно сделать дальше? (Потренироваться.)

Раздать фишки для работы с картой-эталоном.

Физкультминутка.

6. Первичное закрепление во внешней речи.

1. Ориентирование по карте и определение степени самостоятельности выполнения отдельных шагов алгоритма.

— Чтобы карта стала вашей помощницей, нужно уметь в ней ориентироваться. Посмотрите на карту и скажите, какими фигурами показаны шаги? (Кругами и ромбами.)

— Сосчитайте количество шагов на карте.

— Сколько шагов на карте? (19 шагов.)

— Верно, 19. Слушайте следующее задание. У каждого из вас на парте стоит маленькая фишка. Сейчас я буду называть шаг, а вам нужно найти его на карте и поставить туда свою фишку. Как только найдёте шаг, ставьте фишку и поднимайте руку.

— Поставьте фишку на шаг «Есть ещё задания по выбранному предмету?».

— Что будете делать, если заданий по выбранному предмету нет? (Мы будем смотреть, есть ли задания по другим предметам.)

— Что будете делать, если задания по выбранному предмету есть? (Мы прочитаем следующее задание.)

— Сейчас я зачитаю, как выполняла этот шаг Алиса.

Ученики работают с заданием №2учебного пособия.

— Вам нужно определить, самостоятельно она выполняла его или нет. Слушайте внимательно. «Алиса выполняла задания по русскому языку. По окончании она задумалась: «Все ли задания по русскому языку я сделала?» Проверила по дневнику и учебнику. Оказалось, что все задания вы­полнены».

— Итак, если вы считаете, что Алиса самостоятельно выполнила шаг, поднимите руку, а если нет — не поднимайте.

Появляется образец на презентации или учитель размешает портрет героя на доске под сло­вом САМ.

Докажите, что Алиса сама выполнила шаг. (Не было подсказок учителя. )

— Поставьте фишку на шаг «Убедись, что ты правильно понял задание и правильно списал то, что требовалось».

— Определите, самостоятельно ли выполнял этот шаг Пятачок.

Ученики работают с заданием 2 учебного пособия.

«У Пятачка никак не получалось выполнить задание. Учитель сам подошел к нему и спросил: «Что ты сейчас делаешь?» Пятачок сказал, что проверяет, правильно ли понял задание и пра­вильно ли списал то, что требовалось. «Проговори вслух, как ты понял задание». — попросил учитель. Пятачок стал проговаривать. Тут-то и понял, что не так».

— Оцените самостоятельность Пятачка. Смотрим правильный ответ.

— Докажите, что Пятачок выполнил шаг сам. (Не было подсказок со стороны учителя.)

— А что тогда сделал учитель? (Учитель помог.) ,

— Какую помощь он оказал (Выслушал.)

— Назовите предыдущий шаг. («Перечитай задание».)

— Назовите следующий шаг. («Проверь, правильно ли выбраны правила, алгоритмы».

— Найдите на карте звёздочку.

— О чём она «говорит»? (Что в случае затруднения нужно обратиться за помощью.)

— Поставьте фишку на шаг «Подготовь рабочее место».

— Назовите предыдущий шаг; («Просмотри весь объём домашнего задания и определи порядок его выполнения по предметам».)

— Какой шаг следующий? («Просмотри весь объём и определи порядок выполнения заданий по выбранному предмету. Помни о времени!»)

— Определите, самостоятельно или несамостоятельно готовил рабочее место Медвежонок.

Ученики работают с заданием 2 учебного пособия, Слайд 19, анимация 1.

«Все начали делать уроки, а Медвежонок никак не мог начать. То тетрадки переложит с места на место, то карандаши с пола начнет поднимать. Учитель долго наблюдал, а потом подошёл и посоветовал поставить дневник и учебник на подставку, пенал положить в правый верхний угол, всё лишнее убрать со стола. Тогда Медвежонок навёл порядок на парте».

— Как медвежонок готовил рабочее место: самостоятельно или нет? (Несамостоятельно.)

7.Самостоятельная работа с самопроверкой.

— Положите перед собой картой приготовьте фишку. Я опишу ситуацию, а вам нужно поставить фишку на тот шаг, который девочка не смогла выполнить самостоятельно. Задание понятно?

« Выяснив, что все задания по русскому языку сделаны, Маша подошла к учителю, чтобы от­проситься на кружок рисования, а учитель спрашивает: «А ты чтение на завтра сделала?» «Ой, забыла!— воскликнула ученица».

— Поставьте фишку на тот шаг, который девочка не смогла выполнить самостоятельно.

— Назовите, какой шаг девочка не смогла сделать сама? Есть задания по другим предметам?»)

— Докажите, что ученица действовала не сама. (Учитель подсказал, что ещё есть задания по чтению.)

— Поднимите руку те, у кого не получилось правильно определить шаг.

— Не огорчайтесь, у вас каждый день будет возможность работать с картой правильно.

— Кто выполнил задание верно?

— Какое новое знание вы открыли сегодня на уроке? (Карту-алгоритм выполнения домашнего задания.)

-Чем отличается открытый алгоритм от алгоритма, который вы открывали ранее? (Мы уточ­нили порядок самостоятельного выполнения задания по любому предмету.)

— Сегодня, когда закончатся все уроки, вы будете выполнять домашнее задание. Теперь у каж­дого из вас есть два пути.

— Вы можете выполнять домашнее задание самостоятельно, а можете. (Несамостоятельно.)

Учитель открывает на указателях: сам, не сам.

-Как вы думаете, какая из двух дорог короче, легче, а какая — длиннее, труднее? Почему? (Дорога «сам» длиннее и труднее: 19 шагов нужно выполнить самому. Это долго, много трудностей. Дорога «не сам» легче, потому что тебе подсказывают, как выполнять домашнее задание, а так получается быстрее все сделать..)

— Какую из двух дорог выберет успешный ученик? (Дорогу «сам». Только так можно получить хороший результат.)

— Почему? (Ученик всё делает сам, несмотря на трудности.)

— А если ученик выполняет задание дома, где нет учителя, кто окажет ему помощь? (Родите­ли.)

— Как должны помочь родители, чтобы ученик САМ выполнил задание? Выполните зада­ние №3 учебного пособия.

Ученики работают с заданием № 3 учебного пособия.

— Проверяем. Какие шаги вы зачеркнули? Почему? («Подсказать ответ», «объяснить ход рассуждения. Так как с такой помощью мы не сможем сами сделать похожее задание, если оно встретится ещё раз.)

— Какие шаги остались? Почему? («Сказать, правильно или нет выполнено задание», «выслу­шать ход рассужде н ия и помочь в оформлении». Так взрослые смогут нас направить, действи­тельно помочь нам самим разобраться в задании.)

— Выбирая дорогу «сам», вы, как настоящие ученики, постепенно будете становиться настойчивыми, научитесь самостоятельно преодолевать свои трудности.

— Желаю, чтобы вы научились выполнять самостоятельно те шаги, которые назвали, и не оста­навливались на достигнутом.

9. Рефлексия деятельности на уроке.

— А наш урок заканчивается.

— В каком из двух домиков вы сегодня побывали? (Мы побывали в домике «Новое».)

— Что нового узнали? (Мы узнали, как нужно выполнять домашнее задание самостоятельно.)

— Что будет вам помогать выполнять домашнее задание самостоятельно? (Карта самостоя­тельного выполнения домашнего задания.)

— Советую вам, чтобы не пропустить ни одного шага, пользоваться при выполнении домашне­го задания фишкой.

— Теперь пришло время оценить свою работу на уроке. На «Лесенке успеха» со стороны «знаю» поставьте «себя» на ступеньку в зависимости от работы на уроке.

1-я ступенька: «Те из вас, кто не понял как самостоятельно делать домашнее задание, не понял, как пользоваться картой».

— Есть такие ребята, кто поставил себя на первую ступеньку? Какую цель вы поставите перед собой? (Разобраться в карге, научиться самостоятельно выполнять домашнее задание.)

2-я ступенька: «Те, кто понял, как самостоятельно выполнять домашнее задание по карте, но пока осталось много вопросов.

— Кто поставил себя на вторую ступеньку? Какую цель вы поставите перед собой? (Разобрать­ся с тем, как пользоваться картой, потренироваться её применять.)

3-я ступенька: «Те, кто поняли, как пользоваться картой, но пока допускали ошибки».

— Кто поставил себя на третью ступеньку? Какую цель вы поставите для себя? (Потрениро­ваться в применении карты, чтобы не было ошибок.)

4-я ступенька: «Те, кто понял, как пользоваться картой. Может помочь другим в ней разо­браться».

— Кто поставил себя на четвёртую ступеньку? Выберите, кому из класса вы сможете помочь пользоваться картой.

— Молодцы! Спасибо за урок. А я вам желаю настойчивости в достижении поставленных целей. А теперь, пожалуйста, уходя, прикрепите смайлики с каким настроением вы уходите с урока.