Почему ребенок не хочет делать уроки? 4 важные причины

Ошибкой будет попытка подкупить ребенка: мотивация в виде обещания благ за выполнение домашнего задания плохо работает. Вместо этого можно сделать то, что в психологии называется внешним соглашением. Вы вместе с ребенком подписываете бумагу: решаете, когда и где будет делаться домашнее задание (к примеру, в 19:30 за кухонным столом). Все, кто подписывают соглашение, автоматически становятся обязанными выполнить его правила.

11 самых популярных отговорок учеников, не выучивших домашнее задание

Большая часть успеха в учебе — самостоятельная работа ученика дома, но многие ученики домашнее задание не делают и при проверке начинают выкручиваться. Детям их собственное выступление кажется актерской игрой высшего класса, но опытные педагоги слышали эти истории не раз. Мы привели ТОП-11 отговорок учеников.

Отговорка №1. Вы нам не задавали

Отговорка про «не задавали» хорошо работает для родителей, но в школе — не всегда. Хотя класс может поддержать такого ученика и хором заявить, что, мол, да, не задавали. Правда, «спалить» ситуацию может какой-нибудь «ботаник», отлично подготовивший урок и желающий получить оценку за труды своя. Вывести класс на чистую воду просто: посмотреть в дневниках или тетрадях, записано ли задание, и заглянуть в тетрадь прилежных учеников: если ничего не задавали, то почему же Саша/Маша/Катя сделали это задание? Совсем мало шансов учеников в школах с электронным журналом, в котором фиксируются все домашние задания.

Отговорка №2. Меня не было/я не знал мне не сказали

Это уже классика. Многие ученики искренне надеются, что это сработает. Они винят одноклассников за то, что те не сказали, не позвонили. Если ситуация повторяется часто, возможно дети правда не делятся информацией о домашнем задании из вредности. Но в любом случае нужно понимать, что ответственность узнавать задание у самого пропустившего, а не у его одноклассников.

Из м/ф «Антошка», 1969 г.

Отговорка №3. Забыл (потерял) дневник

Тоже популярная отговорка. Некоторые еще и начинают упоминать других педагогов, что они, мол, на уроке забрали дневник, и вот из-за них ученик и не сделал работу. Есть дети, которые рассказывают о том, что дневник похож на тот, который был в прошлом году, случайно выкинули и т.д. Кстати, часто дети вообще не записывают задание в дневник, так что его наличие не сильно спасает их. Рекомендуем при обсуждении д/з проверять, записали ли ученики задание в дневнике или в тетради. Несколько уроков жесткой проверки записи домашнего задания с выниманием дневников из сумок, и потом этот этап урока будет проходить быстрее и эффективнее.

Отговорка №4. Сделал, но забыл тетрадь дома

И тут они делают очень грустное лицо, чуть ли не слезы на лице. Им ведь очень обидно, они все-все сделали, но вот тетради в рюкзаке нет. Бывает, у детей одинаковые тетради и говорят, что не ту тетрадь взяли. Но в ситуации, когда домашнее задание было устным, у таких учеников начинается паника.

Отговорка №5. Отключили свет, а я как раз собирался начать

Действительно, во всем всегда виноваты форс-мажорные обстоятельства. Свет действительно могли выключать, но на несколько минут, максимум 30, но в темноте у детей родилась идея и вовсе не делать задание, а отговорка уже готова.

Отговорка №6. Я вообще не понял задание

Дети любят говорить, что пытались, но у них не вышло. Или вопрос не поняли, или задание учителя не поняли. Ответственные дети в такой ситуации делают другое задание, подходят и извиняются, но показывают, что они пытались. А вот если ребенок и не хотел делать, то, скорее всего непонимание задание связано именно с отсутствием мотивации. Мы рекомендуем при объяснении домашнего задания не просто написать на доске номер параграфа и упражнений, а действительно обсудить задание, открыть его, посмотреть, задать наводящие вопросы и убедиться, что дети его поняли. Ну а если хотят выехать на «старался, но так и не получилось», пусть предоставят записи, черновики их «стараний». Не всегда желательно такого ученика вызывать к доске разбирать непонятное задание, потому что это может отбить вообще желание быть откровенным и говорить о своей неудаче. Но если ученик хочет, то отчего бы и не прорешать/обсудить вместе эти упражнения на переменке или в начале урока.

Отговорка №7. Вчера плохо себя чувствовал, да и сегодня тоже

Болезнь часто вносит корректировку в наши планы. Но у некоторых детей самочувствие ухудшается в ситуации, когда нужно интенсивно учиться: контрольная, сложная домашняя работа. И вот тут на помощь приходит классическая отговорка: «я болел». В этом случае нужно просить хотя бы записки от родителей с просьбой не спрашивать ученика в этот день из-за плохого самочувствия.

Отговорка №8. Меня родители забрали к бабушке (на дачу), а я не взял тетрадь (книгу)

Дети используют этот вариант в понедельник, ведь выходные — лучший способ поехать отдыхать. Возвращается семья в воскресенье, но желания учиться у детей нет. Вот и используют отговорку в виде реально существовавшего события. Кстати, дети и сами начинают верить в то, что это действительно причина не выучить урок. Советы: учите детей не откладывать выполнение домашней работы на выходные, ведь можно некоторые уроки сделать в середине недели. Не стоит давать объемные домашние задания на выходные, ведь ученики и так учатся по 5-6 дней в неделю и, как и взрослые, нуждаются в отдыхе и общении с семьей, с друзьями. Ну а если ученики регулярно говорят о том, что они не смогли сделать уроки, потому что родители их куда-то забрали, увезли и т.д., то стоит поднять вопрос с родителями, почему они нарушают препятствуют получению качественного образования их детьми, а значит, нарушают родительские обязанности. Такую семью (вполне благополучную, отдыхающую на курортах каждый уик-енд) можно поставить и на профсовет, конечно, после того, как все «нормальные» способы общения и педпросвещения не помогли.

Отговорка №9. У меня кружок (тренировки) и поздно заканчиваются занятия

Особенно это касается взрослых детей, они ходят на творческие, спортивные секции, плюс подготовка к экзаменам, а еще и хочется погулять, почитать и прочее. Вот и жалуются на отсутствие времени. «Жертвой» этой ситуации, естественно, будет домашнее задание. В сложных случаях нужен серьезный разговор с родителями, которые создают непосильную нагрузку для своих детей, не соответствующую их физическим возможностям. Такие дети страдают от нервозов, не высыпаются, у них слабый иммунитет и вообще целый «букет» проблем. С отдельными родителями нужно работать на профсовете, поднимать вопросы о ненадлежащем выполнении своих обязанностей.

Отговорка №10. Младший брат (собака) порвала

Эту отговорку чаще используют дети 10-14 лет. Проверить очень просто — узнать у классного руководителя или прийти на родительское собрание. Еще одна отговорка из этой же серии: разлил кофе/чай на тетрадь с выполненным заданием, приносить ее не стал. Учителям нужно знать: у ребенка-школьника должно быть собственное пространство в квартире, стол, ящик, принадлежности, которыми пользуется только он. Если такое пространство для ребенка не обеспечено, нужна серьезная работа с родителями — ребенок лишен элементарных бытовых удобств, что серьезно влияет и на успеваемость, и на здоровье ребенка.

Отговорка №11. У меня электронная книга/Интернет не работали

Пока эта отговорка не столь популярна, но в ближайшие годы, с введением электронных учебников, электронных дневников и всего остального электронного ребенок, у кого сломался девайс или пропало подключение к интернету, окажется отрезанным и от занятий, и от уроков и от прочего. Что делать в этих ситуациях? Учить детей и родителей сотрудничать с другими семьями и предоставлять альтернативные возможности проходить обучение.

Что же в итоге?

Услышав от ребенка оправдание о причинах невыполненной работы, не следует сразу же делать вывод, что ребенок врет. Учитель должен прочувствовать ситуацию, задать несколько вопросов и только потом делать выводы. В жизни бывают непредвиденные обстоятельства, а ругая детей за то, в чем они не виноваты, мы может отбить у них желание учиться.

У каждого из нас могут быть причины, почему мы не выучили свой «урок»: не приготовили ужин, раньше легли спать, не столь интенсивно работали в офисе и т.д., так давайте и нашим детям-ученикам будем давать возможность ошибаться и быть иногда неготовыми к уроку. Мы рекомендуем в начале года объявить свои правила, как нужно поступать ученику, если не выучен урок, и давать несколько таких возможностей в год: 2-3 сгораемые попытки прийти неподготовленным по неуважительной причине без каких-либо санкций и нотаций.

Учителям следует обращать внимание: если один и тот же ученик регулярно приходит с невыученными уроками, нужно обращаться к родителям и фиксировать такие обращения под протокол. В отдельных случаях нужно организовывать обследование жилищно-бытовых условий семьи, профсоветы и иные способы воздействия.

Ну а если все ученики постоянно не готовы к уроку, то стоит проанализировать свою методику преподавания и построение отношений с учениками.

Читайте также:

А какие отговорки придумывают ваши ученики? Пишите в комментариях.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Почему ребенок не хочет делать уроки? 4 важные причины

Многие родители не любят домашние задания еще больше, чем их дети. Если школьники не решают примеры и не делают упражнения дома сами, мамам и папам зачастую приходится включаться в этот процесс и контролировать его. Это нервное и утомительное занятие для обеих сторон. Что делать, если ваш школьник не хочет или не может выполнять «домашку»? Своими рекомендациями делится психолог Самира Филатова.

А нужно ли делать домашнее задание? По этому вопросу нет однозначного мнения ни среди учеников, ни среди родителей, ни даже среди учителей. Некоторые педагоги жалуются на то, что проверка домашнего задания занимает слишком много учебного времени, которое можно было бы потратить на изложение нового материала. С ними спорят те, кто считает (и замечу — справедливо), что для закрепления материала необходимо неоднократное его повторение, а главное — осмысление. Домашнее задание — эти те часы, которые заложены в учебную программу для самостоятельной проработки. Такая работа необходима для наилучшего понимания информации. Кроме того, домашнее задание помогает развивать такие умения, как самоорганизация, распределение времени, поиск нужной информации. Все это бесценно для будущего профессионального обучения и дальнейшей жизни вообще.

Дети, которые добросовестно выполняют домашнее задание и считают его нужным, признаются, что это дает им возможность углубиться в тему, лучше ее проработать, обнаружить то, что осталось непонятным. В то же время стоит отметить, что выполнение домашнего задания помогает успешному учебному процессу только до определенного момента. Ведь если школьник тратит каждый день по несколько часов, решая примеры и переписывая упражнения, то это значительно ухудшает качество его жизни: ребенок не высыпается, переутомляется, чувствует себя разбитым.

Нередко родители думают, что дети пренебрегают домашним заданием просто потому, что им лень или они наплевательски относятся к учебе. На самом деле причин может быть огромное множество, и в каждом случае должны быть свои рекомендации.

Непонятное задание

Ребенок может просто не разобраться в том, как выполнять заданное. Если это случается эпизодически, нужно ему помочь или предложить обратиться за помощью к одноклассникам.

Если это постоянная проблема, то решать ее нужно системно. Проанализируйте успеваемость ребенка, побеседуйте с классным руководителем, выявите причины: они могут крыться в пропуске уроков или слишком сложной именно для вашего ребенка программе.

Плохое самочувствие

Если ребенок находится в состоянии хронической утомляемости, из-за чего испытывает трудности с учебой, это может быть связано с проблемами со здоровьем, в частности с шейным отделом позвоночника. Нормальная ли у него осанка? Правильно ли он сидит за письменным столом? Выявите причину проблем, возможно, вместе с врачом.

Личные проблемы

Возможно, ваш школьник переживает первую влюбленность, которая совсем не способствует концентрации на учебниках. Возможно, пренебрегая уроками, он протестует против вашей гиперопеки. В любом случае, вам нужно обязательно поговорить с ним. Может оказаться полезным визит к психологу, причем для вас, а не для ребенка.

Отсутствие свободного времени

Не исключайте и такой вариант. Если ваш ребенок посещает художественную школу и спортивную секцию, а также должен выполнять обязанности по дому, у него может не хватать времени на серьезную, вдумчивую работу с учебниками. Используйте тайм-менеджмент: начертите круг и изобразите на нем распорядок дня своего школьника. Вполне возможно, что в его графике просто нет времени на то, чтобы добросовестно, а не в спешке делать уроки, и при этом иметь пару часов на прогулки и другой досуг. Подумайте, как построить режим дня по-другому, как уменьшить нагрузку.

Человек в любом возрасте будет стараться избегать работы, смысл которой ему непонятен. Объясните ребенку, почему-то, что ему задают на дом, важно для его будущего: «Чем больше ты пишешь в прописи, тем аккуратнее твой почерк», «Чтобы лучше усвоить правила про ударные и безударные гласные, нужно сделать много упражнений» и так далее. Детям нравится, когда их хвалят, когда родители ими довольны. Не будет лишним рассказать, как вы станете радоваться, если они будут хорошо учиться. А чтобы хорошо учиться, нужно серьезно заниматься, в том числе и дома.

Важно, чтобы ваши дети понимали, что такое дисциплина. Объясните им, что выполнение домашнего задания — это важная и необходимая часть обучения. Можно привести аналогию с работой: взрослый, их родитель, тоже не всю работу и всегда делает с радостью, но есть некоторые вещи, которые делать нужно.

Ошибкой будет попытка подкупить ребенка: мотивация в виде обещания благ за выполнение домашнего задания плохо работает. Вместо этого можно сделать то, что в психологии называется внешним соглашением. Вы вместе с ребенком подписываете бумагу: решаете, когда и где будет делаться домашнее задание (к примеру, в 19:30 за кухонным столом). Все, кто подписывают соглашение, автоматически становятся обязанными выполнить его правила.

Ребенок обязательно должен делать задание сам. Вы можете помочь ему со сложной задачкой, подсказать направление мысли, сообщить, если в упражнении по русскому языку есть ошибка, и предложить найти ее самостоятельно. Но ни в коем случае не садитесь рядом и не пытайтесь управлять процессом, а то и взять его на себя. Это чревато тем, что в будущем, отказываясь делать домашнее задание, ребенок часть ответственности за это может перенести на вас.

В ваших силах сделать так, чтобы учебный процесс не был для ребенка мучительной рутиной, от которой хочется сбежать. Помогите ему разобраться в причинах его проблем, чтобы он смог решить их самостоятельно.

Не сделал домашнюю работу: что делать на уроке?

Зачастую уроков задают много, и далеко не каждый учащийся успевает их выполнить. В результате встает вопрос о том, что предпринять, если не сделано домашнее задание? Когда ученик не сделал домашнюю работу, ему может светить двойка, которой не обрадуются родители. Но всегда есть способы избежать ее, нужно просто схитрить.

Можно просто подойти к учителю и сознаться в том, что домашнее задание не было сделано. Вот только, чтобы избежать «лебедя» в дневнике, потребуется найти вескую причину. Можно просто сказать учителю, что задание было не понятным, поэтому выполнить его не удалось и попросить его объяснить. Можно даже вызваться к доске и вместе с преподавателем попытаться разобраться во всем этом. Возможно, он клюнет на эту удочку и удастся еще и получить хорошую отметку.

Можно воспользоваться и более детскими оправданиями, например, сказать, что задание не было выполнено из-за отключенного электричества. Форс-мажорная ситуация должна подействовать и двойки удастся избежать. Еще можно сказать, что тетрадь вместе с выполненным заданием съело домашнее животное. В этом случае есть вероятность, что придется делать его перед учителем на доске. Если ученик даже не видел его в глаза, вывернуться будет очень трудно.

Когда не хочется идти с повинной к учителя, лучше всего прийти раньше и постараться списать работу у друга. Нужно действовать быстро, тогда преподаватель не о чем не догадается. Можно попытаться выполнить его самостоятельно на скорую руку. А если возникнут вопросы, то удастся подойти к учителю с заданием выполненным на половину и уточнить непонятные моменты. Преподаватель не поставит двойку и не будет ругать, поскольку у ученика есть наработки, а объяснять материал — его работа, поэтому боятся не стоит.

Когда нет времени списывать задание, можно разыграть перед учителем мелодраму со счастливым концом. Идеальным вариантом будет притвориться, что потерялся мобильный телефон. Нужно сначала отключить его, а потом начать судорожно искать вещь по сумке. Можно попросить друга позвонить на него. Конечно, результата не будет. В этот момент следует отпроситься у учителя под предлогом поиска телефона, ведь родители будут очень ругать, если он не найдется. Для пущей убедительности можно пустить слезу, наверняка, преподаватель купится на это. Хорошей идеей будет сходить к себе домой, возможно, телефон остался там. Скорее всего, учитель пойдет на уступки и отпустит. Когда закончится урок, можно будет прийти в школу с найденный аппаратом и поблагодарить учителя за то, что он вошел в положение и отпустил на поиски телефона. Наверняка, он будет тронут такой заботой. Неплохой мыслью будет в знак благодарности приобрести учителю плитку шоколада.

Хорошей идеей будет отпроситься с урока под различным предлогом. Самым распространенным является болезнь. Ведь у каждого может заболеть голова или живот, от этого никто не застрахован. Для пущей надежности рекомендуется сходить в медпункт и посетовать на свою проблему. Возможно, удастся разжалобить медработника и он сам отпустит ученика домой, чтобы он отлежался. Еще, например, можно отпроситься сходить домой по причине того, что там остался включенным утюг или какой-нибудь другой электрический прибор. Учитель отпустит, так как ему не нужно проблемы. Вернуться в класс можно будет когда урок закончится.

Существует масса способов, которые позволят избежать получения неудовлетворительной отметки, если домашнее задание не было сделано. Необходимо выбрать хороший предлог и отлучиться из класса. Можно признаться в своем упущении и постараться загладить свою вину. В любом случае, не стоит пользоваться вышеописанными уловками часто, иначе учитель просто перестанет верить им, а значит, нарисует двойку в дневнике.

Что делать если не сделал домашнее задание?

списать. или получить заслуженную двойку. у меня однажды такая ситуация была в 11 кл. : не выучила литру, училка пипец, всегда только меня спрашивает. Урок начался, я первая по списку. Я, как прозвенел звонок, прошу выйти. спрашивает, что случилось. Отвечаю- телефон оставила в раздевалке, можно сходить за ним? А сама в этот момент незаметно в кармане отключаю сотовый. иди. спускаюсь, потом возвращаюсь, говорю, что нет телефона, украли, наверное. Все охают)) ) я делаю пипец какое лицо. кто-то предлагает набрать номер, он, понятное дело, отключен. Сажусь на место» расстроенная». Она говорит: ладно, ирину спрашивать не буду. )) Кто-то рассказывает классухе, приходиться врать и ей. В итоге, я еще алгебру с геометрией прогуляла- ходила домой телефон искать. Изобража безумное горе- родители ругать за телефончик будут. И подружка со мной. Особый прикол был, когда мы по моему лицу тушь размазывали- типа плакала.

Источник: пардон за отсутствие знаков препинания. И вообще, за грамматику. А вообще, за литру она мне в году тройбан поставила ((( , зато по-русскому пять, так как ЕГЭ на пять написала. Вот она злилась.

Списать у друзей. Лучше попросить, чтоб объяснили. Можно подойти к учителю ,
если задание не ясно. Главное — не прогуливать! Бегство — плохое решение проблемы.

если не хочешь делать дом. задание, то можно сказать учителю, что у вас дома ремонт, пыль, и все такое. ну конечно можно сказать правду, ну и такой не рекомендованный способ вырвать страницу! можно списать у одноклассников, но ни в коем случае не прогуливать! потому что этим ты все равно не спасешься. ну и последний совет: ЗАЧЕМ НЕ делать дом. задание? лучше не много подумать над задачкой, чем искать отмазки, не правда ли?:)

Можно признаться учителю, списать, рассказать от бума, получить 2 и т. п . У меня был такой случай когда — я не сделала сочинение по литературе, не переписала и на выучила биологию и не сделала алгебру. Я думала всё попала по полной! Но я мастер в от мазках. На биологии сказала, что тетради перпутала и принесла историю. На литре сказала что » Гоголя» ( тема) переписывала с черновика и когда стала собираться в школу оставила на столе ВЕСЬ предмет. Учитель ПОВЕРИЛ! А по алгебре думала, что вызовут или к. р или сдача тетрадей.
Поэтому сказала, что уроки делала с подругой в гостях и оставила у неё предмет! И добавила, что когда вспомнила чтоб в школу перенесла то у неё телефон выключен был. Для страховки подговори подругу, а лучше никого НЕ вмешивай! Скажи, что дальняя родственница, соседка или приятельница из другой школы!! Ну в итоге ПРОНИСЛО ВЕЗДЕ!

Итак, вариации на тему «Почему я не сделал домашку» от студентов Школы LF:
(оригинальное написание на изучаемом языке сохранено без редактуры)

I did not have an Internet connection to show my taskes – У меня не было интернета, который показал бы мне мои задания (домашнее задание мы пишем студентам в чате Скайпа, естественно, посмотреть они его могут, только имея интернет соединение… Однако, на случай, если сети на компьютере нет, они всегда могут посмотреть задание через мобильный интернет….)
I was sick, I have a tooth pain – Я болел, у меня болел зуб. ( ну что ж, это и правда очень серьезная причина.)
I had no time – У меня не было времени ( отмазка-универсал)
I wasn’t at home for 3 days – Меня дома три для не было (дальнейшее развертывание истории зависит от чуткости преподавателя – стОит или не стОит расспрашивать, где же был студент эти три дня…)
I have been doing few important things this week – На этой неделе я занимался некоторыми важными делами (выполнение домашки в важные дела не вошло…)
I messed up week days – Я перепутал дни недели. (ну еще бы… если дома по три дня не бывать…)
I forgot my WB (or SB) in the office – Я забыл свою рабочую тетрадь (или учебник) в офисе (на этот случай у студента всегда есть электронная версия и того и другого в онлайн доступе, просто в том случае, видимо, интернета тоже не было…)
Далее пойдут более изощренные объясения:
I didn’t do homework, because I was happy ( I quit smoking hookah) – Я не сделал домашку, потому что пребывал на счастливой волне (бросил курить кальян) – без комментариев…
I didn’t do homework, because I was taken away by aliens. – Я не сделал домашку, потому что меня утащили инопланетяне (видимо, курить кальян все-таки не бросил)
I didn’t do homework, because I have an excuse about do my home work…- What’s en excuse? – It’s secret! – Я не сделал домашку, потому что у меня была причина, чтобы ее не сделать. – И что это за причина? – Это секрет! (гениально!)
I didn’t do homework, because there were flashes on the Sun. – Я не сделал домашку из-за вспышек на солнце.
I didn’t do homework, because I was dead of my homework. – Я не сделал ДЗ, потому что я умер, выполняя его… (хм, видимо, кальян все еще там…)
И последнее – самое честное из всех честных признаний:

I didn’t do my homework because I didn’t feel like. – Я не сделал ДЗ, потому что мне было неохота.
ВОТ ТАК КАК-ТО 🙂