Домашнее задание логопеда по теме «Дом – квартира»

Домашние задания должны быть строго индивидуальны, с дифференцированным подходом к детям. Для здоровых детей в домашние задания следует включать прыжки через скакалку, упражнения с мячами, метание и др. [3, с. 61].

Домашний логопед задания на дом. Домашнее задание для родителей

В зависимости от тяжести состояния речевого развития занятия с детьми включают разные упражнения. Состояние общего недоразвития речи требует комплексных занятий, стимулирующих как формирование лексического словаря у детей, так и грамматической стороны, артикуляции, памяти и внимания.

ОНР 1 уровня

Недоразвитие речи 1 уровня у детей характеризуется наличием лепетной речи с активной помощью мимики и жестов. Лексический словарь ограничен звукоподражаниями и слогами, звучащими сходным образом с нужными ребенку словами. Грамматическая часть речи не развита, фразы из нескольких слов если и строятся, то они абсолютно не согласованы между собой. При этом нарушены слуховое и зрительное внимание и память.

В коррекционных занятиях основной упор делается на расширение активного и пассивного словаря ребенка, развитие внимания, улучшение мелкой моторики и работы артикуляционных органов.

Игры и упражнения:

  • Для улучшения восприятия неречевых звуков используется игра «Что звучит?». Ребенку предлагается послушать различные бытовые звуки (шуршание бумаги, звук льющейся воды), звучание музыкальных инструментов или игрушек. Потом, услышав знакомые звуки, ребенок должен показать, что за предмет их издает.
  • Для активизации слухового внимания хорошо подходит также игра в жмурки. С завязанными глазами дети должны поймать ведущего, хлопающего в ладоши, ориентируясь на звук.
  • Для расширения лексического словаря проводятся дидактические игры — «Кто пришел?», «Части тела», «Овощи-фрукты» и т. д. Игрушки демонстрируются ребенку и произносятся четко их названия. После этого дети должны называть предметы сами.
  • «Хлопай, как я!» — педагог хлопает несколько раз в ладоши в разном темпе, дети должны воспроизвести ритмический рисунок.
  • Для развития мелкой моторики используются рисование, лепка, пальчиковые игры, перебирание крупы, игры с песком.
  • «Ищи внимательно» — игра-раскраска. По заданию взрослого ребенок должен раскрасить на картинке только нужные изображения (только фрукты или овощи или животных).

ОНР 2 уровня

Дети с ОНР 2 уровня используют в общении как слова, так и лепетные высказывания. Грамматическая сторона речи серьезно страдает — согласование между существительным и глаголов отсутствует, слова, обозначающие признак или качество предмета, не входят в употребление. Навыки словообразования ребенку недоступны.

Помимо работы с вышеуказанными проблемами требуется также проводить работу по постановке произношения звуков, а также развитию фонематического анализа и синтеза.

Упражнения:

  • Для улучшения фонематического слуха предлагаются игры на определение нужной фонемы. Например, упражнение «Лови звук». Взрослый четко и не очень быстро произносит слово, при этом ребенок должен захлопать в ладоши или стукнуть ладонью по столу, когда узнает нужный звук.
  • «Кто ошибся?». Похожая игра, но немного измененная. Педагог произносит слова, заменяя в них определенную фонему, а дети должны топнуть или поднять руку, когда слово будет произнесено правильно.
  • Игра «Хлопаем в ладошки» немного усложняется. Теперь хлопки будут отделять слоги. Произносим слово по слогам, отмечая каждый из них четким хлопком.
  • Для развития артикуляционного аппарата в обязательном порядке дети занимаются «Зарядкой для язычка». Задания предлагаются от простого к сложному и с учетом индивидуальных потребностей ребенка.
  • «Кто маленький?» — игра на формирование навыков словообразования. Педагог показывает картинки с изображениями взрослых животных и их детенышей, четко проговаривая их названия. Интонацией выделяется способ словообразования. Теперь ребенок должен сказать, как называется малыш на картинке?
  • Также проводится работа с изучением согласованием слов. Например, при помощи игры в поиск игрушки. Педагог прячет какой-либо предмет, а ребенок должен по указаниям его найти (ПОД стулом, ЗА книгой и т. д.).
  • Развитие связной речи проводится в рамках обсуждения игровых моментов и сказок. Взрослый задает детям вопросы — кто приходил на занятие? Куда покатился колобок?
  • По-прежнему остаются крайне актуальны игры и упражнения на развитие моторики. Детям предлагаются шнуровки, аппликации, штриховки и раскраски. Пальчиковые игры и зарядка входят в каждое занятие.

ОНР 3 уровня

У детей с общим недоразвитием речи 3 уровня отмечается наличие фразовой речи, однако она представляется собой вариант с сильно «хромающими» грамматическим строем и произношением. Согласование слов в предложении, изменение по родам, числам и падежам страдают, некоторые звуки, даже правильно звучащие в отдельности, во время связной речи произносятся нечетко или заменяются другими.

При этом дети имеют довольно обширный лексический словарь, могут коротко рассказать о каком-то событии, используя даже сложные предложения. Однако во всех аспектах речи отмечаются нарушения.

Логопедические занятия включают упражнения, охватывающие все стороны речи — грамматическую, фонематическую и лексическую.

Упражнения и игры:

  • «Профессии». Для расширения словаря проводится изучение названий профессий. Для игры используются карточки с изображением людей той или иной специальности — дети должны правильно их назвать. Другой вариант — подобрать к карточке к человеком определенной профессии изображения подходящей ему формы или орудий труда. Обязательное условие — правильно назвать все понятия.
  • «Чей хвост?». Для усвоения норм словообразования предлагается игра с карточками, в которой нужно подобрать нужный хвост животному. И правильно назвать его! (Чей хвост? — Лисий, медвежий и т. д.).
  • «Какой он?». В этой игре дети расширяются словарный запас, учатся использовать в речи прилагательные. Педагог показывает предмет и спрашивает, какой он. (Например, мяч — круглый, прыгучий, резиновый).
  • Другой вариант этой игры — поиск предмета по его описанию. Ребенок должен найти из расставленных на столе игрушек ту, о которой рассказывает педагог.
  • Игра «Все наоборот» учит детей использовать антонимы. Педагог бросает мяч ребенку и говорит слово («длинный»), ребенок должен сказать слово с противоположным значением («короткий») и бросить мяч обратно.
  • Так же, с мячом, можно играть в «Один и много». Педагог произносит слово в единственном числе, ребенок должен сказать форму множественного.
  • Для развития связной речи используются рассказы по картинкам. Дети с удовольствием ищут правильный порядок картинок с различными событиями, а затем (сначала при помощи наводящих вопросов) составляют небольшой рассказ.
  • Концентрацию слухового внимания развивают такие игры, как «Придумай слово». Детям нужно назвать слово, начинающееся на заданный звук. Впоследствии задание можно усложнять — звук может быть в конце слова или в середине.
  • «Собери пирамидку» — нанизываем кольца, медленно проговаривая слова. Сколько слогов, столько колечек.

Общее недоразвитие речи может стать серьезной проблемой для ребенка и его родителей. Поэтому очень важно начать коррекционные мероприятия как можно раньше. Опытный логопед поможет справиться с нарушениями речи, но на это потребуется время. Своевременная консультация специалиста поможет избежать многих сложностей.

Карточки-задания логопеда составлены с учетом перспективного планирования в старшей логопедической группе. Логопедические карточки можно разрезать, размножить на каждого ребенка и выдавать родителям вместе с тетрадью индивидуальной работы в конце недели. Всего разработано двадцать восемь заданий с учетом обследования в сентябре и новогодних каникул в январе.

Уметь показывать на себе и называть части тела: лоб, подбородок, локти, ногти, пальцы, брови, ресницы, губы, живот, грудь, шею, плечи, колени.

1. Дидактическая игра «Покажи на кукле и на себе» (один-много)

Глаз — глаза
Ухо — уши
Рот —
Нос —
Локоть —
Рука —
Нога —
Бровь —

2. Дидактическая игра «Скажи ласково»:

Нога —
Щека —
Рука —
Глаза —
Нос —
Ухо —
Палец —
Рот —
Локоть —
Язык —

3. Хорошо знать левую и правую руку. Игра «Покажи правильно».

а) покажи правый глаз левой рукой
б) левый глаз правой рукой
в) правую ногу правой рукой
д) левое ухо правой рукой

4. «Отгадай загадки». Выучи одну по выбору, нарисуй картинку — отгадку:

Если б не было его, не сказал бы ничего. (Язык)
Два соседа-непоседы, день на работе ночь на отдыхе. (Глаза)
Пять братьев, всем одно имя. (Пальцы)

1. Назови, какие игрушки ты знаешь. Назови свои любимые игрушки.

2. Назови правильно: кукла-куклы,

Мяч —
Пирамида —
Кубик —
Флажок —
Шар —
Матрешка —
Машина —
Мозаика —

3. Назови ласково:

Шар —
Мяч —
Флаг —
Кукла —
Машина —
Коляска —

4. Отгадай загадки. Выучи одну по выбору:

Упадет-поскачет, ударишь не плачет. (Мяч)
Твой хвостик я в руке держал, он полетел — я побежал. (Воздушный шарик)
Сверху кожа, снизу тоже, а в середине пусто. (Барабан)

5. Нарисовать мяч, пирамидку, раскрасить цветными карандашами, закрепить знания цветов.

Ответь правильно: Какие ты знаешь овощи? Где растут овощи? Когда собирают овощи? Из чего делают салат? Суп? Борщ?

1. Назови так: огурец-огурцы, помидор-помидоры, кабачок -…, баклажан -…

2. Назови так: огурец-огурчик, помидор-помидорчик, горох -…, редиска -…, чеснок -…,
лук -…, картошка-…

3. Подобрать как можно больше определений к овощам: лук, морковь, огурец, капуста, помидор, отвечая на вопрос: какой? какая?, какое?
Например: помидор (какой он?) – красный, круглый, спелый, большой, сочный, гладкий, мягкий, вкусный.

4. Отгадать загадки, выучить одну по выбору:

Семь одежек и все без застежек. (Капуста)
Ни окон, ни дверей — полна горница людей. (Огурец)
Красна девица сидит в темнице, а коса на улице. (Морковь)

5. Придумать 5 слов на звук А. Записать. Нарисовать в тетради несколько картинок на этот звук.

6. Штриховка овощей, (обвести плоскостное изображение по контуру и выполнить его штриховку простым карандашом)

1. Ответь правильно: какие ты знаешь фрукты? Где растут фрукты? Когда их собирают? Из чего варят компот? Из чего делают сок?

2. Скажи правильно: сок из яблок-яблочный сок,

сок из груш -…,
из винограда -…,
из персиков -…,
из слив -…,

3. Назови так: яблоко-яблоки,

груша — груши,
лимон -…,
апельсин -…,
абрикос -…,
слива -…,
персик -…,

4. Назови так: яблоко-яблочко, лимон-лимончик, апельсин-…,

5. Подобрать как можно больше определений к фруктам: яблоко, груша, виноград, лимон, слива, отвечая на вопрос (какой?, какая? какое?)

6. Отгадать загадку, выучить ее наизусть:

На сучках висят шары, потемнели от жары. (Сливы).

7. Придумать 5 слов, которые начинаются со звука У. Записать, нарисовать картинки.

8. Определить, с какого звука А или У начинаются слова: астра, утка, аист, улитка, умный, азбука, ужин.

9. Обводка, штриховка фруктов.

1. Знать и называть осеннюю одежду, обувь.

2. Отгадать загадку: кто мы?

«В ясный день сидим мы дома,
Дождь идет — у нас работа:
Топать, шлепать по болотам». (Резиновые сапоги)

3. Употреблять правильно слова: одеть, надеть.

Брата-малыша одень.
Чтоб гулять и не замерзнуть,
надо шапку надевать.
Куклу надо одевать.
Майку надо надевать.
Это твердо надо знать.

4. Назови ласково: шапка-шапочка, шарф -…, сапоги -…, кепка -…, куртка -…, ботинки -…

5. Назови так: шапка-шапки, шарф-…, сапог-…, кепка-…, куртка-…, кофта-…, плащ-…

6. Ответь, что лишнее? Почему?

Куртка, плащ шапка, ботинки.
Сапоги, свитер, ботинки, босоножки.

Придумать 5 слов, которые начинаются на звук И. нарисовать несколько картинок.

7. Хлопни в ладоши, когда услышишь слово со звуком О. Дом, крыша, дверь, окна, метро, трамвай, поезд, пальто, рубашка, окунь, дым.

8. Штриховка одежды, (обвести плоскостное изображение по контуру и выполнить его штриховку простым карандашом)

1. Поговорить с ребенком об осени, обратить внимание на погоду, на изменения в природе, на поведение птиц и животных. Вспомнить, чем занимаются осенью люди на огородах. Что они собирают? (повторить задание № 3, 4 овощи-фрукты). Знать, какие машины облегчают труд людей на уборке урожая.

2. Скажи так: поливают-поливали, собирают-собирали, носят-носили, копают-копали.

3. Ответь: Что можно купить в овощном магазине? (закрепить понятия овощи-фрукты)

4. Что лишнее? Почему?

Яблоко, морковь, мандарин, лимон.
Свекла, лук, груша, чеснок.
Репа, персик, абрикос, слива.

5. Придумай 5 слов, которые начинаются на звук Э. Нарисуй картинки.

6. Скажи, какие гласные звуки ты знаешь? (А, О, У, Э, Ы) Назови слова с этими звуками.

7. Ответь, с какого звука начинаются слова: осень, Ира, утка, экскаватор, аист.

8. Определить на слух, сколько звуков произнес взрослый, назвать первый, второй звук.

1. Ответь, какие деревья растут на участке в детском саду, в твоем дворе? Уметь показывать и называть части дерева: ствол, ветки, листья, кора, почки.

2. Скажи так: дерево-деревья,

3. Отгадай загадку, выучи ее наизусть: «Летом вырастают — зимой опадают» (Листья).

4. Подобрать действия к слову «листья» (что делают?) — желтеют, опадают, кружатся, летят, шуршат, мокнут, вянут, сохнут и т.д.

5. Скажи так: лист клена — кленовый лист,

лист березы -…,
лист осины -…,
лист дуба -…,
ветка ели -…,
шишка сосны -…,
прутик ивы -…

6. Придумать 5 слов, которые начинаются на звук М. Записать. Нарисовать картинки.

7. Скажи, сколько звуков ты услышал (ла)? Назови первый? Второй? Как будет вместе?

8. Обводка, штриховка листьев, (обвести плоскостное изображение по контуру и выполнить его штриховку простым карандашом)

1. Повторить признаки осени. Знать названия осенних месяцев. Нарисовать картинку «Осень». Составить небольшой рассказ об осени. (5-6 предложений) по своей картинке.

2. Ответь: как называются птицы, которые улетели в теплые края? (перелетные)

3. Скажи так: ласточка-ласточки,

4. Образовать с помощью различных приставок (у, при-, от-, пере -, в -, вы -) слова-действия. Какое слово получится, если к слову «летают» добавить у- (улетают), при- (прилетают) пере- (перелетают) и т.д.

5. Придумать 5 слов, которые начинаются на звук П. Записать. Нарисовать картинки.

6. Сколько всего звуков ты услышал (ла?). Назови первый? Второй? Как будет вместе?

7. Обводка, штриховка птички, (обвести плоскостное изображение по контуру и выполнить его штриховку простым карандашом)

1. Ответь: какие предметы посуды ты знаешь? Где делают посуду? Из чего делают? (из стекла, фарфора, металла, пластмассы). Какой бывает посуда? (чайная, кухонная, столовая).

2. Назови так: чашка-чашечка,

блюдце-блюдечко,
кастрюля-…,
ложка-…,
вилка-…,
терка-…,
нож-…

3. Назови так: чашка — чашки,

4. Скажи так: стакан из стекла — стеклянный,

чашка из фарфора-…,
нож из металла-…,
терка из пластмассы-…,
подставка из дерева-…

5. Подобрать признаки к словам: чашка, тарелка, стакан, блюдце. Например: чашка (какая?) фарфоровая, хрупкая, гладкая, блестящая, красивая, большая, глубокая, удобная, и т.д.

6. Отгадай загадку, выучи ее наизусть:

Из горячего колодца через нос водица льётся. (Чайник). Нарисуй отгадку, красиво раскрась.

7. Придумать по 5 слов, которые начинаются на звуки Т, К. Записать.

8. Сколько звуков ты слышишь? Назови первый? Второй? Как будет вместе?

1. Знать домашних животных. Почему их так называют? (живут рядом с человеком, человек за ними ухаживает, приносят пользу). Знать, какую пользу приносит каждое домашнее животное.

2. Знать детенышей домашних животных. У собаки-щенок, щенки. У кошки-котенок, котята,

у козы-…,
у коровы-…,
у лошади-…,
у свиньи-…

3. Отгадать загадку, выучить ее наизусть.

Гладишь — ласкается, дразнишь-кусается,
На цепи сидит — дом сторожит.

Нарисуй собачку, скажи какой первый звук в этом слове?

4. Хлопни в ладоши, если услышишь в слове звук С: стол, коньки, молоко, стакан, лес, нос, губы, стакан, сом, рак, носки, сапоги, санки.

5. Ответь, где в слове слышится звук С (в начале, середине, конце) : стакан, коса, нос.

6. Сколько звуков ты слышишь? Назови первый? Второй? Как будет вместе?

1. Повторить задание №10

2. Скажите так: котенок – котята,

щенок — …,
ягненок — …,
козленок — …,
жеребенок — …,
теленок -…,
поросенок — …

3. Скажите так: котенок – много котят,

щенок — …,
ягненок — …,
козленок — …,
жеребенок — …,
теленок — …,
поросенок — …

4. Дидактическая игра «Кто как кричит?» — уточнить названия действий животных.

Кошка – мяукает,
лошадь — …,
корова — …,
собака — …,
свинья-…,
овца-…

5. Дидактическая игра «Кто, где живет?»

Собака живет в конуре,
свинья живет -…,
коза-…,
лошадь- …

6. Определить место звука «С» (начало, середина, конец) в словах: мост, колбаса, салют, вопрос, хвост, салат, светофор, снег, класс.

7. Придумать 5 слов со звуком «С» в начале, в середине и в конце слова. Записать.

8. Обводка, штриховка домашних животных, (обвести плоскостное изображение по контуру и выполнить его штриховку простым карандашом)

1. Назови диких животных наших лесов. Знать, почему они так называются, (живут в лесу и сами добывают пищу)

белка – много белок,
медведь — …,
лиса — …,
ёж — …,
волк — …,
заяц — …,
лось — …,
кабан -…

3. Назови детенышей: у лисы – лисенок, лисята, у волка — …., у медведя — …

4. Отгадать загадки, выучи одну на выбор:

а) Хвост пушистый, мех золотистый, в лесу живет, в деревне кур крадет. (Лиса)

б) Кто зимой холодной ходит злой, голодный? (Волк)

в) Под соснами, под ёлками лежит мешок с иголками. (Ёж)

5. Образовать слова, отвечающие на вопросы: чей, чья, чьё, чьи?

У зайца заячий хвост, заячья лапа, заячье ухо, заячьи следы.

У лисы …, у волка …, у медведя …

6. Определить место звука «З» (начало, середина, конец)в словах: газон, Зоя, гнездо, заяц, кузнец, золото

7. Придумать 5 слов со звуком «З» в начале и в середине слова. Записать. Нарисовать 2- 3
картинки со звуком «З» в начале и в середине слова.

1. Ответь: как называют птиц, которые у нас зимуют? (зимующие) Назови их, (голуби, снегири, галки, вороны, сороки, дятлы, чечетки, воробьи). Зачем для птиц зимой делают кормушки? Какой корм дают птицам?

снегирь – снегири – много снегирей,
синица — …,
дятел — …,
ворона — …,
сорока — …,
воробей — ….

3. Отгадать загадку, уметь четко её проговорить:

Что за стол среди берез под открытым небом?
Угощает он в мороз птиц зерном и хлебом. (Кормушка).

4. Определить место звука «Ш» (начало, середина, конец) в словах: шарф, мешок, вишни, шапка, ландыш, душ.

5. Сколько всего звуков? Назови первый, второй. Как будет вместе?
ША, ШУ, АШ, ОШ

6. Придумать по 5 слов со звуком «Ш» в начале, в средине и в конце слова. Записать. Нарисовать несколько картинок.

1. Какое сейчас время года? После какого времени года наступает зима? Какое время года будет после зимы? Сколько месяцев длится зима? Какая погода зимой? Чем покрыты реки и озера?

2. Ответь: лед какой? (гладкий, хрупкий, скользкий и т.д.) снежинка какая? — …, снег — …
Записать.

3. Отгадать загадки:

а) Снег на полях, лед на реках, вьюга гуляет — когда это бывает?

б) Без рук, без ног, а рисовать умеет.

4. Нарисовать в тетради картинку «Зима». Составить рассказ по сюжетной картинке.

5. Уметь придумывать слова со звуком «С» и «Ш» в разных позициях.

6. Определить место звука «Ш» в словах: шофер, шарф, камыш, мишка, шалаш. Звука «С» в словах: сосулька, троллейбус, слива, сосиска, снежинка, трос.

7. Разобрать слова СУП и ДУШ по схеме:

Сколько всего звуков в слове?
Назови первый, второй, третий.
Как будет вместе?
Сколько в этом слове гласных звуков? Назови.
Сколько согласных? Назови.

1. Составить и записать небольшой рассказ « Как мы готовились и провели новогоднюю ёлку»

а) Как мы готовились к ёлке
б) Как украшали ёлку
в) Как мы веселились у новогодней елки
г) Что мне больше всего понравилось на новогоднем празднике?

2. Отгадать загадку:

Я прихожу с подарками, блещу огнями яркими.
Нарядная, забавная, на Новый год я – главная.

3. Образовать слова, отвечающие на вопросы: какой, какая, какие, какое?

Из ваты – ватный снеговик, ватная игрушка, ватное украшение, ватные игрушки.

Из бумаги — …,
из картона — …,
из стекла — …,
из пластилина — …,
из пластмассы — …,
из поролона — …

4. Придумать по 5 слов со звуком «Ц» в начале, в середине и в конце слова. Записать. Нарисовать по 2-3 картинки со звуком «Ц» в разных позициях.

5. Сколько всего звуков? Какой 1-ый, 2-ой? Скажи вместе. Назови гласный, назови согласный звук.

6. Нарисовать крупно любимую елочку, нанести узор.

1. Повторить задание №15.

2. Расскажи, в какие игры можно играть зимой?

3. Составь рассказ «Как ребята слепили снеговика»

План: Какой был день?
Что задумали сделать ребята?
Как они работали?
Какой получился снеговик?
Рассказ записать.

4. Дидактическая игра «Слова рассыпались» (правильно составить предложение):

Ребята, на, катались, с, санках, горы
Слепили, во, девочки, дворе, снеговика
На, любят, кататься, лыжах, мальчики
Весело, в, играли, дети, снежки

5. Определить место звука «Ж» в словах: жук, ножи, жаба, пижама, Жора, Женя, мороженое, живот.

Разобрать слово ЖУК по схеме (см. задание №15)

1. Ответь: Какой транспорт ты знаешь? Как называется транспорт, который перевозит пассажиров? (пассажирский), назови. Как называется транспорт для перевозки грузов? (грузовой), назови.

2. Знать части машины: кузов, кабина, колеса, сиденье, фары, руль, дверцы, дворники.

3. Закрепление названий профессий на транспорте:

Ответь: кто управляет машиной? (водитель, шофер)

Кто водит поезд? (машинист)
— кто управляет самолетом? (летчик, пилот)
— кто управляет пароходом? (капитан)

4. Придумать по 5 слов со звуком «Ж» в начале и в середине слова. Записать. Нарисовать картинки.

5. Разобрать слово ЖАР по схеме (см. задание №15)

6. Отработать произношение трудных слов: милиционер, регулировщик, велосипедист, мотоциклист.

1. Дидактическая игра «Дополни предложение нужным словом»:

По воздуху люди передвигаются на …
— по суше люди передвигаются на …
— по воде люди передвигаются на …

Поезд – два поезда, пять поездов,

трамвай — …,
машина — …,
грузовик — …,
автобус — …,
пароход — …,
троллейбус — …,
электричка — …,
самолет-…

3. Повторить задание со звуками «Ш» и «Ж»

Выучить наизусть скороговорку:

У Жени и Шуры жил журавль Жура.

4. Обводка, штриховка транспорта (обвести плоскостное изображение по контуру и выполнить его штриховку простым карандашом).

1. Назови мебель. Где делают мебель? Из чего делают мебель? Где покупают мебель?

Назови так: шкаф – шкафы – много шкафов,

стол — …,
кресло — …,
кровать — …,
диван — …,
стул — …,
комод-…

2. Сказать с числами 2 и 5 слова: стол, стул, кресло, сервант, диван

3. Отгадать загадку, выучить ее наизусть:

Под крышей четыре ножки, а на крыше суп да ложки. (Стол)

4. Составить рассказ о предмете мебели (стол, диван, кровать, шкаф) по выбору.

О каком предмете мебели ты будешь рассказывать?
— какой формы, цвета, что у него есть, из чего сделан?
— зачем он нужен в комнате?

Например: Это стул. У стола есть спинка, сиденье, четыре ножки. Стул сделан из дерева. Сиденье покрыто тканью. Стул нужен для того, чтобы на нем сидеть.

5. Определить место звука «Ж» в словах: жук, ножи, желуди, мороженое. Звука «З» в словах: зубы, резинка, ваза, заяц, корзина.

2. Сказать с числами 2 и 5 слова:

моряк,
пехотинец,
танкист,
солдат,
артиллерист,
ракетчик,
летчик,
пограничник.

3. Закончить предложение словами из п. 2

« На параде мы любовались моряками, пехотинцами …

4. Определить место звука «Ч» в словах: чай, ключ, врач, чеснок, вечер, печенье, чулки, мяч, перчатки.

5. Нарисовать праздничную картинку.

Выучить стихотворение. Четко произносить звуки.
На свете добрых слов живет немало,
Но всех добрее и важней одно:
Из двух слогов простое слово «мама»,
И нет слова нужнее, чем оно.

2. Подобрать ласковые слова к словам: «мама», «бабушка». Записать.

3. Рассказать о своей маме.
План:

Как зовут твою маму?
— рассказать о работе мамы (назвать, где и кем работает, что делает на работе).
— за что ты любишь свою маму?

4. Нарисовать цветы для мамы и бабушки.

1. Ответить правильно: Какое время года наступило? Как ты догадался? (солнце светит ярче, пригревает, на деревьях набухают почки, тает снег, капает капель, дни стали длиннее, а ночи короче).

2. Выучить наизусть стихотворение И. Токмаковой «Весна»

К нам весна шагает быстрыми шагами
И сугробы тают под ее ногами;
Черные проталины на полях видны,
Видно, очень теплые ноги у весны.

3. Нарисовать картинку «Ранняя весна». Составить рассказ по этой картинке. (7-8 предложений). Записать.

4. Подобрать слова-определения: снег ранней весной (какой?) – зернистый, тяжелый, темный, липкий.
Небо — …, солнце — …, воздух — …

5. Образовать новые слова:

чистый – чисто,
легкий – легко,
теплый — …,
высокий — …,
светлый — …,
темный — …,
тяжелый — …,
холодный — …

6. Придумать по 5 слов со звуком «Ч» в начале, в середине и в конце слова. Записать. Нарисовать картинки с этим звуком.

1. Повторить тему «Одежда».

Знать швейные принадлежности: нитки, иголки, наперсток, пуговицы, ножницы, булавки, сантиметр, швейная машина.

2. Образовать слова, отвечающие на вопросы какой, какая, какие, какое?

Рубашка из ситца – ситцевая,
халат из шелка -…,
брюки из шерсти — …,
пальто из драпа — …,
платье из капрона — …,
кофта из фланели — …

3. Сказать с числами 2 и 5 слова: пуговица, иголка, наперсток, булавка, сантиметр.

4. Определить место звука «Щ» в словах: ящерица, лещ, щенок, щука, щель, плащ, овощи, роща, ящик.

5. Крупно нарисовать платье, украсить его узорами.

1. Знать о профессиях врача, повара, шофера, летчика, капитана, дворника, продавца, портнихи. Ответить: что делает повар? (варит, печет, жарит и т.д.) Что делает воспитатель, нянечка, портниха, врач?

2. Сказать правильно: дерево – деревянный,

стекло – стеклянный,
кожа — …,
железо — …,
пластмасса — …,
бумага — …,
снег — …,
резина — …,
мех — …,
песок — …,
кирпич — …

3. Подобрать слова, про которое можно сказать деревянный, кожаная, бумажные.

Например: бумажный платок, бумажная игрушка, бумажные салфетки, бумажное полотенце.

4. Придумать по 5 слов со звуком «Щ» в начале, в середине и в конце слова. Записать.

5. Нарисовать картинки с этим звуком.

1. Какие строительные профессии ты знаешь?

2. Отгадать загадку, выучить наизусть:

Вот на краешке с опаской он железо красит краской.
У него в руках ведро, сам расписан он хитро. (Маляр)

3. Ответить предложением на вопросы:

Кто штукатурит дом? (Дом штукатурит штукатур).
Кто красит стены.
Кто вставляет стекла.
Кто работает на экскаваторе.
Кто кроет крышу.
Кто делает двери? Рамы.
Кто монтирует дом.
Кто работает на кране.

4. Определите место звука «Л» в словах: зал, лук, молоко, пенал, ложка, ласточка, бутылка, пчела.
Разобрать слова: лук, пол, лоб по схеме (см. задание №15). Записать.

2. Выучить стихотворение (правильно произноси все звуки):

Взлетел в ракете русский парень-
Всю землю видел с высоты.
Был первым в космосе Гагарин
Каким по счету будешь ты?

3. Сказать с числами 2 и 5:

1 космический корабль, 2 — 5 –
1 космический луноход, 2 — 5 –
1 космическая ракета, 2 — 5 –

Составить с этими словами предложения.

4. Придумать по 5 слов со звуком «Л» в разных позициях. Нарисовать картинки.

5. Обводка, штриховка ракеты (обвести плоскостное изображение по контуру и выполнить его штриховку простым карандашом).

1. Поговорить с ребенком о признаках весны, о жизни растений, животных весной.

2. Придумать как можно больше слов, отвечающих на вопросы: Что делать? Что делают?
По теме «Весна»: трава …, птицы …, деревья …, дети …

3. Сказать так: один грач – два грача – пять грачей.

Скворец — …,
чайка — …,
ласточка — …
жаворонок — …

4. Определить место звука «Р» в словах: рак, топор, паровоз, радуга, ракета, помидор, ведро, барабан, самовар. Записать.

5. Выучить скороговорки:

На дворе трава, на траве дрова.
— на горе, на горке герой наш Егорка.
— на горке горько ревет Егорка.

6. Обводка, штриховка перелетных птиц: (обвести плоскостное изображение по контуру и выполнить его штриховку простым карандашом).

1. Знать свой адрес.

2. Составить рассказ «Улица, на которой я живу»

Как называется улица, на которой ты живешь?
Что есть на твоей улице?
Какой транспорт ходит по улице?
Чем тебе нравится твоя улица? Нарисовать свою улицу.

2. Подобрать признаки к словам: улица (какая?) широкая, просторная, красивая, зеленая, праздничная и т.д..

Слова: дом (какой?), комната (какая?), двор (какой?).

3. Придумать по 5 слов со звуком «Р» в разных позициях. Нарисовать картинки.

Бараношникова Светлана Владимировна,
учитель-логопед
Начальная — школа детский сад № 662
г. Санкт-Петербург

Домашнее задание логопеда

Известно, что время коррекционно-развивающих занятий логопеда ограничено: каждое занятие 15-30 минут. Очень часто начинающий логопед затрачивает своё свободное время на заполнение тетрадей (запись домашнего задания ) для своих учеников или, того хуже, записывает задание в процессе занятия. Встает вопрос: как сократить время заполнения тетрадей с домашним заданием логопеда?

Это очень просто. Для этого достаточно затратить немного времени для разработки каталога «Домашнее задание» в начале учебного года. Также родителей ребенка необходимо попросить предоставить не тетрадь, а папку форматом А4 и несколько вложенных файлов, в которые Вы по будете вкладывать листы с заданиями.

В своей практике я прошла путь от записи домашнего задания в тетрадь и вклеивание заранее заготовленных заданий до листов, с разработанным алгоритмом упражнений.

Вашему вниманию предлагаю задания артикуляционной гимнастики для постановки звука Л (Л’) и для автоматизации его в речи.

В связи с тем, что комплекс содержит весь комплекс упражнений, номер задания обозначен квадратом, в котором при необходимости выполнения ставиться символ. Таким образом, при обозначении того или иного задания символом родители знают какое задание им необходимо выполнить.

Как только у ребенка формируются необходимые движения языка, губ и т.д., листы с заданиями меняются на другие, где Вы также отмечаете упражнения, которые нужно выполнить.

Аналогичные листы с заданиями мною оформлены по разделам «Автоматизация звука», «Фонематическое восприятие», «Языковой анализ и синтез», «Развитие лексико-грамматического строя речи», а также «Задания групповых занятий» и многое другое.

Логопед, Анна Куликова .

Подпишись на получение логопедических занятий по или .

Автору приятно, тебе не сложно — нажми «МНЕ НРАВИТСЯ»

Вопросам взаимосвязи детского сада с семьёй в последнее время уделяется всё большее внимание, так как личность ребёнка формируется, прежде всего, в семье и семейных отношениях. В дошкольных учреждениях создаются условия, имитирующие домашние задания, к образовательно-воспитательному процессу привлекаются родители, которые участвуют на занятиях, спортивных праздниках, викторинах, вечерах досуга, театрализованных представлениях. Педагоги работают над созданием единого сообщества, объединяющего взрослых и детей.

В логопедической группе логопед и другие специалисты проводят для родителей открытые и совместные занятия, пытаются привлечь родителей к коррекционно – развивающей работе через систему методических рекомендаций. Эти рекомендации родители получают в устной форме на вечерних приёмах и еженедельно по пятницам в письменной форме на карточках или в специальных тетрадях.

Тетради с домашним заданием логопеда родителям

Как оформлять тетради для домашних заданий логопеда? У каждого ребёнка должна быть своя тетрадь, где фиксируется содержание логопедической работы. Родителям объясняется, как необходимо оформлять эту тетрадь, даются образцы выполнения домашних заданий (зарисовки предметов, наклеивание переводных картинок, запись стихотворений, рассказов и т. д.).

Задания логопеда родителям включают в себя основные разделы:

  1. Артикуляционная гимнастика, включающая упражнения, подготавливающие артикуляционный уклад для постановки отсутствующих звуков. В дальнейшей работе добавляются упражнения на автоматизацию (правильное произношение поставленных звуков в слогах, словах, фразовой и самостоятельной речи ребёнка). Эти упражнения должны выполняться дома ежедневно от 3 до 5 раз в день. Упражнения выполняются перед зеркалом (чтобы ребёнок мог себя контролировать). Необходимо добиваться чёткого, точного, плавного выполнения движений.
  2. Задание на развитие фонематического восприятия и воспитание основ звуко — слогового анализа и синтеза.
  3. Серия лексико-грамматических заданий направлена на обогащение пассивного словаря, а главное на стимулирование и использование в активной речи ребёнка полученных знаний, путём упражнений на словообразование, изменение по родам, числам и падежам, на согласование прилагательных и числительных с существительными; словоизменение при помощи приставок, суффиксов, объединение основ; подбор родственных, обобщающих и уточняющих слов.
  4. Задания по развитию связной речи: это построение простых и сложных распространённых предложений с предлогами и без (по схеме); это рассказы-описания по плану и схеме; по серии сюжетных картинок и по одной сюжетной картине, с опорой на предметные картинки и по представлению, используя опорные слова; пересказы и самостоятельные творческие рассказы детей; заучивание подобранных для ребёнка стихов.
  5. Задания на развитие мелкой моторики и подготовки руки к письму: обведение по контуру, дорисовывание элементов, штриховка в различных направлениях разными способами по образцу; работа с трафаретами и шаблонами; вырезывание и вклеивание картинок; рисунки, аппликации, графические диктанты; печатание букв, слогов, слов и предложений и небольших связных текстов.

Родителям на внутренней стороне первой обложки даются рекомендации по домашней работе с ребенком. Например: «Каждое задание лучше выполнять в 2-3 приёма продолжительностью не более 15 – 20 минут в предложенной последовательности».

Памятка логопеда родителям(правила занятий с ребёнком дома).

  • Заниматься с ребёнком дома ежедневно .
  • Занятия проводить в спокойной доброжелательной обстановке
  • Время проведения занятий 10-15 минут
  • Хвалите ребёнка за каждое, даже небольшое достижение
  • Артикуляционные упражнения выполнять перед зеркалом, чтобы ребёнок мог себя контролировать.
  • Все задания (кроме графических) выполняются устно, а взрослый вписывает ответ ребёнка.
  • Графические задания ребёнок выполняет самостоятельно под обязательным наблюдением взрослого.
  • Очень важно следить за аккуратностью выполнения заданий.
  • Выполняйте только то, что требуется в задании.

Тетрадь домашних заданий логопеда для родителей всегда должна быть аккуратной и хорошо оформленной. Это также один из моментов педагогического воздействия.

Особое значение родителей в исправлении речевой патологии заключается в том, что, используя предложенный материал домой, они получают возможность закрепления ребёнком полученных на логопедических занятиях речевых умений и навыков в свободном речевом общении – во время игр, прогулок, экскурсий, походов в магазин, на рынок, в библиотеку и т. д., то есть в повседневной жизни.

Следует отметить, что успех коррекционной логопедической работы во многом зависит от того, насколько добросовестно относятся родители детей-логопатов к выполнению «домашних заданий» логопеда. Только тесный контакт в работе специалиста и родителей ребёнка может способствовать устранению речевых нарушений в дошкольном возрасте, а значит и дальнейшему полноценному школьному обучению.

В последние годы значительно возросло количество детей, встречающихся с различными трудностями обучения в начальной школе. Самый главный из них – овладение навыком чтения. Проблема нарушения письма и чтения – одна из самых актуальных для школьного обучения.

В основе стойких и «нелепых» ошибок на письме лежат не личностные особенности ребёнка, а серьёзные объективные причины: несформированность психических и фонематических процессов, лексико-грамматической стороны, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений. Кроме того, развитие графических навыков зависит от качества мелких движений пальцев, кистей рук, тренированности мышц, точности и координации движений, способности к наблюдению, сравнению, творческому воображению, интереса ребёнка к работе.

Подготовка и обучение чтению и письму требует особого педагогического воздействия, выстроенного в систему специальных упражнений и заданий.

Н. В. Нищевой специально для родителей, дети которых посещают логопедические группы, разработана серия домашних тетрадей «Занимаемся вместе». Эти методические пособия позволяют объединить усилия педагогов и родителей в воспитании гармонично развитой личности.

Методические рекомендации, данные в домашних логопедических тетрадях, подскажут родителям, в какое время лучше проводить занятия, чем и как следует заниматься с ребёнком, помогут организовать совместную деятельность. Они предоставят ребёнку возможность занять активную позицию, вступить в диалог с окружающим миром, найти ответы на многие вопросы с помощью взрослого.

Так, родители смогут предложить ребёнку поиграть в различные подвижные игры, проведут пальчиковую гимнастику, прочитают и предложат выучить стихи, помогут научиться лепить и рисовать, составлять рассказы и отгадывать загадки.

Выполняя с ребёнком предложенные задания, наблюдая, рассматривая, играя, взрослые разовьют его речь, зрительное и слуховое внимание, память и мышление, что станет залогом успешного обучения ребёнка в школе.

К тому же богатый иллюстративный материал пособий освободит родителей от поиска необходимых картинок и поможет сделать занятия более интересными и яркими.

Выполнение данных заданий вызовет у детей интерес, снимет психическое напряжение, вызванное недостатками в произношении, позволят быстрее и легче усваивать лексический материал, автоматизировать произношение звуков, овладевать навыками чтения и письма.

Данные задания помогут закрепить знания, полученные в детском саду. Отсутствие повторения дома и закрепления полученных навыков ведёт к значительному снижению эффективности коррекционной работы и удлинению сроков коррекции.

Задания пособий подобраны в соответствии с изучаемыми в логопедических группах детского сада лексическими темами и требованиями программы. Для каждой возрастной группы учтены особенности развития детей данного возраста.

Так, дети четырёхлетнего возраста впервые начинают проявлять стремление к интеллектуальному общению со взрослыми, задают много проблемных вопросов. Родители должны учитывать эту особенность малышей и не оставлять без внимания их вопросы. Особенно это касается детей с речевой патологией, плохо и мало говорящих. Речевую активность таких детей родители должны поддерживать и всячески стимулировать. Это позволит укрепить доверие ребёнка к окружающим взрослым, направить его познавательную активность в нужное русло, вселить в него уверенность в собственных силах и возможностях, что будет способствовать преодолению отставания в речевом развитии.

Для детей старшей логопедической группы родители должны стремиться создавать такие ситуации, которые будут побуждать детей применять знания и умения, имеющиеся в их жизненном багаже. Опора на знания, которые были сформированы в предыдущей возрастной группе, должна стать одной из основ домашней работы с детьми. Родители должны стимулировать познавательную активность детей, создавать творческие игровые ситуации.

В свою очередь работа с детьми седьмого года жизни строится на систематизации полученных ранее знаний, что создаст предпосылки для успешной подготовки детей к обучению в школе.

На эти особенности организации домашних занятий с детьми каждой возрастной группы родителей должны нацеливать специалисты на своих консультативных приёмах, в материалах на стендах и в папках «Специалисты советуют».

В процессе занятий с детьми родителями и педагогами должны соблюдаться следующие правила :

1. Принуждать ребёнка заниматься нельзя! Занятия дают наибольший эффект, если они проводятся в игровой форме и интересны ребёнку.

2. Подготовить ребёнку удобное место для занятий, достаточно и правильно освещённое.

3. Проверить, правильно ли ваш ребёнок сидит, кладёт тетрадь, держит ручку или карандаш.

4. Перед началом любой работы следует внимательно прочитать задание, обсудить и проговорить с ребёнком его выполнение.

5. За одно занятие не следует давать больше 2-5 занятий (в зависимости от индивидуальных возможностей ребёнка), не следует торопить ребёнка во время выполнения заданий.

6. Продолжительность одного занятия должна быть не больше 20-25 минут, важно соблюдать последовательность выполнения заданий.

7. К следующим заданиям можно переходить только после прочного усвоения содержания предыдущего материала, а также умения применять его на практике.

8. Всю работу по формированию у ребёнка фонематического восприятия родители и воспитатели должны согласовывать с логопедом, обращаться к нему при всех затруднениях.

Наблюдая за удачами и неудачами ребёнка при выполнении заданий, вы сможете определить, насколько он подготовлен к школе и на какие стороны подготовки следует обратить особое внимание.

Ещё раз напоминаем: не торопитесь, не стремитесь научить ребёнка всему и сразу, осваивайте каждое задание постепенно, только когда освоено предыдущее. Не забывайте хвалить ребёнка не только за удачи, но и за старания.

Памятка для закрепления лексики недели.

1. Назови 10-12 предметов по теме.

2. Подбери к данным предметам слова – признаки, характеризуя цвет, форму, размер или величину, материал (из чего изготовлен).

3. Подбери слова – действия.

4. Назови предметы ласково.

5. Назови множественное число предметов (один – много)

6. Подбери притяжательные местоимения (произнеси со словами: мой, моя, мои).

7. Составь предложения, используя перечисленные слова.

8. Составь описательный рассказ об одном из предметов.

Примерные задания по лексическим темам

Лексическая тема “Осень. Признаки осени”

1. Ответить на вопросы:

Какое сейчас время года?
— Назови осенние месяцы.
— Какая погода на улице?
— Когда бывает теплее – летом или осенью? Когда холоднее?

2. Упражнение “Назови погоду”. Какая погода бывает осенью, если:

Идет дождь – дождливая (погода)

На улице холодно – пасмурно —
Хмуро – сыро —
Ясно — светит солнце –

3. Дидактическая игра: “Назови ласково”

Солнце – солнышко лист –
Капля — облако –
Дождь — дерево –

4. Дидактическая игра: “Один – много”

Туча – тучи облако –
Лист — капля –
Лужа — дерево –
Дождь — птица –

5. Упражнение: “Пересчёт предметов”

Один дуб, два дуба, три дуба, четыре дуба, пять дубов.
Одна липа, ………………………………………………………………….
Одно дерево, ………………………………………………………………

6. Дидактическая игра: “Подбери предметы к признакам”

7. Отгадай загадку и выучи её.

Пусты поля, мокнет земля,
Дождь поливает.
Когда это бывает?

8. Дидактическая игра: “Какие деревья ты знаешь? Назови их.” (Во время прогулки рассмотреть листья различных деревьев и засушить их для гербария)

Лексическая тема “Овощи. Огород”

Рассмотреть дома с ребёнком натуральные овощи: картофель, огурец, морковь, капусту, фасоль, свёклу, тыкву, редиску, горох, лук, перец;

Объяснить, что всё это можно назвать одним словом “овощи”;

Обратить внимание на следующие признаки овощей: цвет, форму, вкус;

По возможности рассказать и показать ребёнку, где и как растут овощи, что из них готовят (суп, салат, винегрет….);

Совместно с ребёнком приготовить любое блюдо из овощей.

Задание 2. Рассмотреть картинки с изображением овощей.

Задание 3. Дидактическая игра: “Большой – меленький”

Огурец – огурчик помидор –……………..
Редиска — …………. горох –………………….

Задание 4. Дидактическая игра: “Один – много”

Огурец – огурцы помидор — ……………
Капуста — …………. свёкла — ………………
Редиска — ………….. тыква — ……………….

Задание 5. Составь описательный рассказ про овощи (по выбору), по следующему плану:

Что это? Где растёт? Какой имеет внешний вид (цвет, форма, размер)? Какой на вкус? Что из него готовят?

Задание 6. Дидактическая игра: “Назови цвет”

Морковь (какая?) – оранжевая,
Помидор (какой?) -………………..
Огурец (какой?) -…………………..
Картофель (какой?) -……………….

Задание 7. Составить предложение из слов.

Картошка, расти, огород, в.
Капуста, щи, варят, из.

Задание 8. Отгадай загадку и выучи её.

Я длинный и зелёный, вкусный и солёный,
Вкусный и сырой, кто же я такой?

Задание 9. Дидактическая игра: “Подскажи словечко”

Хотя и сахарной зовусь, но от дождей я не размокла.
Крупна, кругла, сладка на вкус, узнали вы? Я………(свёкла).

Лексическая тема “Сад. Фрукты”

Рассмотреть с ребёнком натуральные фрукты и объяснить, что всё это можно назвать одним словом «фрукты»;

Обратить внимание на характерные признаки фруктов: цвет, форму, вкус;

По возможности показать и рассказать ребёнку, где и как растут фрукты (в саду, на дереве, на кусте);

Рассказать и показать ребёнку, что можно приготовить из фруктов.

Задание 2. Рассмотреть фрукты на иллюстрациях в книгах, журналах.

Задание 3. Дидактическая игра «Один – много»

Яблоко – яблоки груша — ……………
Слива — ………… персик — …………..
Банан — ………… лимон — ……………

Задание 4. Дидактическая игра «Большой – маленький»

Яблоко – яблочко лимон-……………
Банан -…………. апельсин — ………
Груша -…………… слива — ……………..

Задание 5. Дидактическая игра “Весёлый счет”

Одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок.
Один лимон,…………………………………………………………………………..
Одна слива, ……………………………………………………………………………

Задание 6. Дидактическая игра “Назови сок, варенье”

Сок из яблока – яблочный, варенье из яблок – яблочное
Сок из груши — ………………, варенье из груши — ……………..
Сок из апельсина — …………, варенье из апельсина — …………

Задание 7. Составить описательный рассказ о фруктах, по следующему плану:

Что это? Где растёт? Какой внешний вид (величина, форма, цвет)? Каков на вкус? Что из него готовят?

Задание 8. Составить сложносочинённые предложения с союзом а по образцу:

Лимон кислый, а яблоко сладкое.
Лимон овальный, а яблоко ……………. .
Лимон жёлтый, а яблоко ……………….. .

Задание 9. Отгадай описательную загадку.

Это фрукт. Он растёт на дереве, круглый, сладкий, румяный. (яблоко)

Тема «Наш город. Моя улица. Мой дом»

Рассказать ребенку, как называется город (поселок), где он живет, в честь кого назван город (поселок), чем он знаменит;

Рассмотреть иллюстрации, фотографии и открытки с изображением нашего города (поселка);
— обратить внимание на главную улицу города (поселка), какие на ней построены дома;

Во время прогулки по городу (поселку) обратить внимание на различные строения, дома (одноэтажные, многоэтажные, каменные, деревянные), а также на памятники архитектуры;

Объяснить ребенку понятие «улица», рассказать, что каждая улица имеет свое название, а каждый дом — свой номер;

Выучить с ребенком свой домашний адрес.

Задание 2. Составить рассказ «Дом, в котором я живу» (произвольный рассказ ребенка).

Задание 3. Нарисовать картину «Дома на моей улице».

Задание 4. Дидактическая игра «Один — много» (образование родительного падежа множественного числа имени существительного): один дом — много домов, одна улица. (поселок, город…).

Задание 5. Упражнение в словообразовании с помощью суффиксов.
Дом — домик, домишко, домище. Город — городок, городишко, городище.

Задание 6. Упражнение для пальчиков «Дом и ворота».

На поляне дом стоит,
(«Дом» изобразить двумя руками, крышу дома — пальцы левой и правой рук соприкасаются друг с другом)

Ну а к дому путь закрыт.
(Правая и левая руки повернуты ладонями к себе, средние пальцы соприкасаются друг с другом, большие пальцы — вверх («ворота»)

Мы ворота открываем,
(Ладони разворачиваются параллельно друг другу)

В этот домик приглашаем.

Задание 7. Построить из строительного материала (кубиков) город.

Лексическая тема «Части тела и лица»

1. Покажи и назови части тела и лица сначала на себе, а затем на кукле.

Части тела: голова, шея, туловище, плечи, живот, спина, руки, пальцы, ноги.
Части лица: глаза, нос, рот, уши, щёки, лоб, подбородок.

2. Игра: «Один-много»

Зуб-зубы нога —
Ухо – рука —
Глаз – голова —
Щека — палец —

3. Игра: «Четвёртый лишний»

Нога, рука, перчатка, палец.
Голова, лоб, щёки, шапка
Ухо, глаз, платок, нос

4. Перечисли, что делают:

зубы кусают, жуют,…………
глаза глядят,………………….
руки держат,…………………
ноги ходят,…………………..

5. Предложите ребёнку выполнить задание по словесной команде:

Потопай ножками. — Потрогай носик.
— Подними ручки. – Открой ротик.
— Закрой глазки. – Возьми себя за ушки.
— Погладь животик. – Погладь лобик.

а) У двух матерей б) Один говорит, двое глядят,
По пять сыновей. А двое слушают.

Лексическая тема «Туалетные принадлежности»

1. Каждый день, помогая ребёнку умываться и причёсываться, называйте ему туалетные принадлежности: мыло, зубную щётку, зубную пасту, полотенце, расчёску. Активизируйте речь ребёнка. Вы можете сделать вид, что забыли названия некоторых туалетных принадлежностей. Попросите ребёнка напомнить, как они называются. Удивитесь, что малыш хорошо всё помнит. Похвалите его.

2. Игра «Один-много»

зубная щётка – зубные щётки
зубная паста -…………………..
кусок мыла -……………………
мыльница -…………………….
расчёска -……………………….

3. Упражнение «Чем можно»?

умываться водой чистить зубы -…………………..
вытираться -………………. причёсываться-………………..

4. Упражнение «Что делает? Что сделал?»

чистит – почистил расчёсывает -…………………….
моет -……………. вытирает — ……………………….

5. Выучите с ребёнком русскую народную потешку.

Водичка, водичка,
Умой моё личико.
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щёчки горели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.

6. Отгадай загадки. Отгадки нарисуй или приклей картинки.

1) Ускользает, как живое, 2) Хожу- брожу не по лесам,
Но не выпущу его я А по усам, по волосам,
Белой пеной пенится, И зубы у меня длинней,
Руки мыть не ленится. Чем у волков и медведей.

Лексическая тема «Одежда»

1. Убедитесь в том, знаком ли ребёнок с названиями одежды, умеет ли он самостоятельно одеваться и раздеваться. Поощряйте самостоятельность ребёнка, тренируйте его в застёгивании и расстегивании пуговиц.

Каждый раз, помогая ребёнку одеваться и раздеваться, называйте предметы одежды и комментируйте свои действия: «Наденем рубашку. Застегнём брюки. Завяжем шапочку». И т.п. поощряйте ребёнка, если он пытается называть одежду и пояснять свои действия.

2. Игра «Один — много»

рубашка – рубашки платье — ……………….
шарф -…………….. майка -…………………
носок -…………….. куртка -…………………

3. Предложите ребёнку выполнить задание по словесной команде:

Сними носки. – Надень шапку.
— Застегни брюки. – Завяжи шарф.
— Надень рубашку или платье. – Сними перчатки.

4. Проведите с ребёнком подвижную игру. Сначала прочитайте текст, а потом покажите движения.

Это платье для Наташки — (Четыре ритмичных поворота корпусом вправо-влево, держа руки на поясе)
Красные горошки. (Четыре ритмичных прыжка на обеих ногах)
А на платье два кармашка, (Нарисовать на животике два кармашка)
Спрячем в них ладошки. (Приложить обе ладошки к животику)

5. Нарисуйте вместе с мамой или приклейте картинки с изображением одежды.

Лексическая тема «Обувь»

1. Убедитесь, знает ли ребёнок названия обуви, умеет ли правильно произносить их и может ли сам обуваться и разуваться. Тренируйте ребёнка в завязывании и развязывании шнурков. Учите зашнуровывать обувь: сначала завязывать хотя бы узелки на шнурках, а потом переходите к завязыванию бантиков.

2. Предложите малышу показать и назвать ту обувь, которая у него есть. Поиграйте с ним в игру «Чего не стало?» Для этого поставьте в ряд три пары обуви: тапки, туфли, ботинки, покажите и назовите их. Затем предложите ребёнку сделать то же самое. После этого просите его отвернуться и спрячьте одну пару обуви. Когда ребёнок повернётся, задайте ему вопросы; пусть он ответит, угадав, что вы спрятали.

Что я убрала? — Что здесь стояло?
— Тапки. – Туфли.
— Что здесь было?
— Ботинки.

3. Предложите ребёнку послушать и повторить вместе с вами маленькие стишки. Если вы будете делать это ежедневно, то через два дня малыш сможет рассказать их самостоятельно.

а) Вот сапожки для Егорки, в) Туфли новые для Вали,
Можно в них кататься с горки. Их ещё не надевали.
б) Вот кроссовки для Андрея, г) Для Аришки – босоножки,
Чтобы бегать побыстрее. Чтобы бегать по дорожке.

4. Каждый раз, помогая ребёнку обуваться, рассказывайте ему русскую народную потешку. В потешки старайтесь вставить имя своего малыша, и вы увидите, как он будет этим удивлён и горд, что про него рассказывают стихи.

Баю-баю-баиньки,
Я скатаю валенки.
Я скатаю валенки
Невелички, маленьки
Машеньке на ножки
Бегать по дорожке.

5. Нарисуйте вместе с мамой или приклейте картинки с изображением обуви.

Лексическая тема: «Мебель»

1. Рассмотрите вместе с ребёнком мебель, которая есть у вас дома. Поупражняйте ребёнка в названии мебели. Показывайте и называйте её: «Это стол. Это шкаф. Это кровать.» похвалите малыша, если он будет повторять названия мебели вслед за вами. Побеседуйте о назначении мебели. Объясните ребёнку: «На стуле сидят. На кровати спят. В шкафу хранят одежду».

2. Рассмотрите с малышом детский стульчик, покажите его части, чётко произнося названия каждой из них: «Это сиденье. Это спинка. Это ножки. У стула четыре ножки. Давай посчитаем: один, два, три, четыре». Поупражняйте ребёнка в названии частей стула: «Покажи, где сиденье. Покажи, где спинка. Покажи, где ножки. Сколько ножек? Сосчитай. Что это? (Сиденье). Что это? (Спинка). Что это? (Ножки)».

3. Выполните с малышом подвижное упражнение.

Это стул. Сиденье, спинка, (К прямой правой ладони приставить согнутую левую, чтобы получился «стульчик»)
А на спинке две картинки, (Показать два пальчика на правой руке)
А ещё четыре ножки, (Показать по два пальчика на обеих руках)
Чтоб сидеть под стулом кошке. (Присесть, сделать из ладошки «ушки»)

4. Используя картинки с изображениями мебели или игрушечную мебель, поиграйте с ребёнком в игры «Что исчезло?», «Что появилось?». (Методика проведения игры «Что исчезло?» описана в предыдущей теме «Обувь».)

Игра «Что появилось?» проводится аналогично. Поставьте перед ребёнком игрушечный столик, стульчик и кроватку. Предложите показать и назвать их попросите ребёнка отвернуться. Поставьте в ряд ещё один предмет, например, шкафчик. Когда ребёнок повернётся обратно, спросите его, что появилось.

5. Нарисуйте вместе с мамой или приклейте картинки с изображение мебели.

Лексическая тема «Аквариумные рыбки»

Обратить внимание на особенности проживания, питания, строения и дыхания рыб;
— ответить на вопросы: что у рыб вместо ног? Почему они могут дышать в воде?;
— рассмотреть с ребенком иллюстрации рыб;
— рассказать об аквариумных рыбках, их названиях, способах ухода за ними.

Задание 2. Отгадать и объяснить ребенку загадки про рыб.

Ног нет, а движется, перья есть, а не летает, глаза есть, а не мигает.
У родителей и детей вся одежда из монеток.
Блещут в речке чистой спинкой серебристой.

Задание 4. Подобрать родственные слова: рыба – рыбка, рыбак, рыболов, рыбный.

Задание 5. Дидактическая игра «Сосчитай рыбок».

Одна рыбка, две рыбки и т.д.

Задание 6. Дидактическая игра «Выбери нужное действие»

Рыбка к камню …. (отплыла, подплыла)
Рыбка от берега …. (переплыла, отплыла)
Рыбка всю реку …. (вплыла, переплыла)

Задание 7. Выложить фигуру рыбки из спичек.

Лексическая тема «День космонавтики»

Объяснить ребёнку, почему празднуют День космонавтики, что это за праздник;
— объяснить ребёнку, что такое космос и как можно туда попасть;
— рассмотреть картинки и иллюстрации в книгах с изображением космоса, космонавтов и космической техники;
— рассказать ребёнку о первом космонавте – Ю. Гагарине.

Задание 2. Объяснить ребёнку значение слов: взлёт, посадка, старт; приземление, скафандр, шлем, орбита, спутник, комета ит. д.

Задание 3. Подобрать родственные слова к слову космос (космический, космонавт).

Ракета, космос, лететь, в.

Задание 5. Дидактическая игра «Подскажи словечко».

Понеслись к другой планете
Космонавты на ………(ракете).

Задание 6. Дидактическая игра «Подбери признак»: космонавт (какой?) –(смелый, отважный)……

Задание 7. Отгадать загадку.

Крыльев нет, но эта птица полетит и прилунится.
(Ракета).
Задание 8. Выучить стихотворение.

В небо ракета стрелою взлетела,
В ней космонавт сидит сильный и смелый.

Задание 9. Выложить фигуру из спичек по образцу.

Лексическая тема «Откуда хлеб пришёл»

Рассказать детям, какое значение для всех людей имеет хлеб, как много людей разных профессий трудятся, чтобы у нас на столе появился хлеб, что хлеб надо беречь;
— объяснить детям выражение «Хлеб – всему голова»;
— вместе с ребёнком сходить в магазин, посмотреть, какие есть хлебобулочные изделия;
— купив хлеб, обратить внимание на его вкус, запах, рассказать, из чего пекут хлеб;
— рассмотреть пшеничное зерно, муку;
— поговорить с ребёнком о труде колхозников, которые выращивают хлеб.

Задание 2. Дидактическая игра «Откуда хлеб пришёл». (Взрослый задаёт вопрос, а ребёнок отвечает)

Откуда хлеб пришёл? – Из магазина. — А в магазин как попал? – Из пекарни.
— Что делают в пекарне? – Пекут хлеб. — Из чего? – Из муки.
— Из чего мука? – Из зерна. — Откуда зерно? – Из колоса пшеницы.
— Откуда пшеница? – Выросла в поле. — Кто её посеял? – Колхозники.

Задание 3. Подобрать родственные слова к слову хлеб.

(Хлебница, хлебный, хлебушек).

Задание 4. Дидактическая игра «Подбери признак»: хлеб (какой?)-……….
булка (какая?)-………. печенье (какое?)-………, бублик (какой?)-………. .

Задание 4. Составить предложение из слов.

Хлеб, печь, мука, из.

Задание 5. Изменить слово хлеб в контексте предложения.

Я знаю пословицу о ….. . Мама купила пшеничный ……. . Дети едят суп с …… .
Ваня пошёл в магазин за … . Я не люблю есть суп без …. У меня дома нет …… .

Задание 6. Отгадать загадку.

Вырос в поле дом, полон дом зерном. (Колос)

Лексическая тема «Почта»

Показать ребёнку корреспонденцию, которую вы вынимаете из почтового ящика: газеты, журналы, письма, открытки;

Рассмотреть их с ребёнком;

Показать ребёнку письмо, почтовую марку, конверт, телеграмму, прочитать, откуда пришло письмо, телеграмма;

Рассказать, как письмо и телеграмма попали в ваш дом из другого города;

Показать, как написанное письмо вкладывают в конверт, запечатывают, пишут адрес на конверте, опустить письмо вместе с ребёнком в почтовый ящик;

Показать ребёнку посылку;

Рассказать о профессиях работников почты (почтальона, телеграфиста);

Предложить ребёнку самостоятельно вынуть из почтового ящика корреспонденцию и сказать, что пришло по почте;

Вместе с ребёнком сходить на почту, где обратить его внимание на труд почтовых работников.

Задание 2. Дидактическая игра «Закончи предложение».

Почтальон принёс письмо (кому?) — маме, сестре ……. ………. ………., ……… .
Что мы нашли в почтовом ящике? – газету, открытку, …………., ………., …… .
Чего не стало в почтовом ящике? – газеты, журналы, ………, ………, ………. .

Задание 3. Дидактическая игра «Подбери признак».

Открытка (какая?) – праздничная, поздравительная, ………., ………., ……….. .
Письмо (какое?) – почтовое, заказное, ………., ……….. , …………, ………….. .
Телефон (какой?) – домашний, городской, …………, ………, ………. ………. .

Задание 4. Дидактическая игра «Образуй новое слово».

Телефон – телефонист, телефонистка, …….. , …………., ……………. ……….. .
Телеграф – телеграфист, телеграфистка, ……………. ……………. …………… .
Почта – почтальон, почтовый, …………., ……………, ………………., ………… .

Лексическая тема «Правила дорожного движения»

Понаблюдать с ребёнком на улице за движением различного транспорта;
— провести с ребёнком беседу о правилах уличного движения, показать во время прогулки светофор, обратив внимание на его свет и уточнив, когда можно переходить улицу, а когда – нет;
— повторить с ребёнком правила поведения на улице;

Люди могут ходить только по тротуарам.
Играть и бегать на тротуарах нельзя.
Улицу можно переходить только по переходу, на зелёный свет светофора, держа взрослого за руку.
В транспорте нельзя шуметь и толкаться, пожилым людям нужно уступать место.

Задание2. Выучите с ребёнком стихотворение и разделите на слоги слова пе-ше-ход и пе-ре-ход.

Что за белые полоски
На углу у перекрёстка?
Знает каждый пешеход:
Это «зебра» — переход.

Задание 3. Подобрать подходящий по смыслу глагол с приставкой от глагола «ехать».

Машина из гаража ……. Машина к дому …… . Машина от дома ………. Машина до дома ……….. . Машина с моста ……….. . Машина в ворота …………… .

Задание 4. Отгадать загадку и объяснить значение цветов светофора.

Если свет зажёгся красный, значит двигаться опасно.
Жёлтый – предупрежденье, а зелёный говорит:
«Проходите, путь открыт».
(Светофор)

Задание 5. Дидактическая игра «Подбери предмет к признаку»:

старый ……. новый………., маленький………., мощный………., длинный………., грузовой………, трёхколёсный…………, быстроходный………, летящий………… .

Задание 6. Составить предложение из слов:

Люди, улица, на, переходят, свет, зелёный, светофор.

Задание 7. Составить описательную загадку о каком – либо виде транспорта. (по выбору).

Лексическая тема «Игрушки»

1. Ответь на вопросы:

Зачем нужны игрушки?
— Где их продают?
— Какие есть у тебя игрушки дома?
— Как нужно обращаться с игрушками?

2. Отгадай загадки, а отгадки нарисуй или наклей картинки.

Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка. …
Кинешь в речку – не тонет.
Бьешь о стенку – не стонет.
Будешь об пол кидать –
Станет к верху летать. …
Куклу я кладу в кровать,
Но не хочет кукла спать.
Я тогда её качаю,
Одеялом укрываю.
Кукла же лежать не хочет,
Поет песни и хохочет.
Удивляется кот Яшка:
«Что за кукла?»

3. Как называется игрушка сделанная из разных материалов:

из резины – резиновая
из стекла –
из пластмассы –
из дерева –
из бумаги –
из картона –
из меха –
из железа –
из глины –
из плюша –

4. «Один — много и ласково»:

кукла – куклы – куколка
мяч –
машина –
скакалка –

Лексическая тема «Весна. Растения луга и сада»

Побеседовать с ребенком о том, какие изменения произошли в природе весной, какие цветы появились, объяснить, что первые весенние цветы называются первоцветами;

Вспомнить, какие цветы появились в мае, рассмотреть их части: цветок, стебель, лист, корень (на картинке и в природе); обратить внимание на цвет и запах цветов.

Задание 2. Дидактическая игра «Чей лист, чей цветок» (узнавание цветов по их отдельным частям с натуры).

Задание 3. Отгадать загадку.

Нарядные сестренки весь день гостей встречают, медом угощают.
(Цветы)

Задание 4. Дидактическая игра «Подбери признак» (согласование прилагательных с существительными):

одуванчик (какой?) — … , мать-и-мачеха (какая?) — … , незабудки (какие?) — … .

Задание 5. Нарисовать весенние цветы, которые распускаются весной в саду (по выбору).

Задание 6. Упражнение для пальчиков.

Наши алые цветы распускают лепестки, (Плавно разжать пальцы)
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет. (Помахать руками перед собой)
Наши алые цветки закрывают лепестки, (Плавно сжать пальцы)
Тихо засыпают, головой качают. (Плавно опустить их на стол)

Задание 8. Вырезать картинки с изображением первоцветов и вклеить их в тетрадь.

Лексическая тема «Насекомые»

Задание 1. Родителям рекомендуется: в парке, в сквере или во дворе вместе с ребенком найти и рассмотреть насекомых: пчелу, муравья, кузнечика, стрекозу, бабочку, божью коровку, жуков, муху, комара, паука; рассказать ребенку о том, какую пользу приносят эти насекомые, учить ребенка бережному отношению к природе; объяснить, что муха – вредное насекомое.

Задание 2. Рассмотрите иллюстрации с изображением насекомых и обсудите их внешний вид.

Задание 3. Дидактическая игра «Закончи предложение»

Муравей сидел около…., божья коровка ползла по…. жук спрятался под…. уха села на……, гусеница сидела на ……, муха ползла по………….

Задание 4. Отгадайте с ребенком загадку и выучите по выбору.

Не зверь, не птица, а нос как спица.
(Комар)

Много мастеров срубили избу без углов.
(Муравей)

Спал цветок и вдруг проснулся: больше спать не захотел,
Шевельнулся, встрепенулся, взвился вверх и улетел.
(Бабочка)

Осенью в щель забьется, а весной проснется.
(Муха)

Задание 5. Составьте описательную загадку про насекомое (по выбору).

Задание 6. Дидактическая игра «Бывает – не бывает».

Девочка ловит бабочку. Девочка поймана бабочкой. Бабочка поймана девочкой. Бабочка ловит девочку. Девочка поймала бабочку. Бабочка поймала девочку.

Задание 7. Дидактическая игра «Подбери признак»

Бабочка (какая?) — ……. муравей (какой?) — ………

Салихова Алсу Хурматулловна, учитель-логопед
МБДОУ Детский сад №9, город Агрыз

Н. Э. Теремкова Данное пособие предназначено для детей 5-7 лет с ОНР (общее недоразвитие речи). В нём Вы найдёте домашние задания по различным лексическим темам. Задания направлены на увеличение словарного запаса, развитие навыков связной речи, внимания, памяти, мышления.

  1. Фрукты
  2. Овощи
  3. Сад-огород
  4. Деревья
  5. Ягоды
  6. Грибы
  7. Осень
  8. Человек
  9. Игрушки
  10. Посуда

Примеры заданий

Игра «Жадина» : представь, что это твои фрукты. Ответь на вопросы: Чей это апельсин? (Мой апельсин.) И т.д.

Упражнение «Расскажи-ка!» : Составь рассказ о фруктах по предложенному наглядному плану (Цвет – форма — вкус)

Упражнение «Из чего – какой?» : Обведи пунктирные линии и назови, из каких фруктов и что приготовила мама. Какой это сок (варенье, пирог, компот)? (Яблочный пирог, грушевый сок)

Упражнение «Поварёнок» : Расскажи, что нужно сделать, чтобы приготовить суп? (Овощи моют, чистят, режут, варят.) Сок? Пюре?

Упражнение «Отгадай загадки, нарисуй отгадки».

Упражнение «Помоги Незнайке» : исправь Незнайкины ошибки.

Упражнение «Послушай, запомни и назови» : Послушай стихотворение. Запомни и назови, какие овощи росли в огороде.

Упражнение «Закончи предложения нужными словами» .

Упражнение «Скажи наоборот» .

Упражнение «С какого дерева лист, веточка?» : Раскрась расположенные выше листья и веточки. Проведи лини от каждого из них к соответствующему дереву. Назови, какие это листья и веточки.