Акавыавыавыа. Занятие на основании примерной рабочей программы, умк по предмету. Требования к содержанию учебного занятия
Домашнее задание как этап урока
материал по теме
Структура урока содержит два этапа, которые непосредственно связаны с домашним заданием. Это этап проверки знаний и этап информирования о домашнем задании.
Этап всесторонней проверки домашнего задания.
1.Дидактическая задача этапа
Установить правильность и осознанность выполнения всеми учащимися домашнего задания; устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях, совершенствуя при этом ЗУН.
2. Содержание этапа
Выяснить степень усвоения заданного на дом материала; определить типичные недостатки в знаниях и их причины; ликвидировать обнаруженные недочёты.
3. Условия достижения положительных результатов
Оперативность учителя, целевая направленность его деятельности; использование учителем системы приемов, позволяющих проверить домашнее задание у большинства учащихся класса.
4. Показатели выполнения дидактической задачи урока
Возможность учителя за короткий промежуток времени (5-7 минут) установить уровень знаний у большинства учащихся и типичные недостатки; возможность в ходе проверки домашнего задания актуализировать и скорректировать опорные понятия; ликвидировать причины обнаруженных недостатков; высокая степень выявления качества знания материала, полученного учащимися на дом.
Оптимальность опроса, цели и формы организации опроса (индивидуальный, фронтальный), учет возрастных и индивидуальных особенностей детей; доминирующий характер поисковых и проблемных заданий.
6. Способы активизации на уроке
Использование различных форм и методов контроля. Поисковые, творческие, индивидуальные задания учащимся.
7. Ошибки, допускаемые при реализации
Однообразие уроков и методов опроса; отсутствие учета индивидуальных особенностей учащихся и специфики изучаемого материала. Репродуктивный характер вопросов и заданий.
Этап информирования учащихся о домашнем задании.
1.Дидактическая задача этапа
Сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения и подвести итоги работы
2. Содержание этапа
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению; проверка понимания учащимися содержания работы и способов ее выполнения, подведение итогов урока.
3. Условия достижения положительных результатов
Спокойное, терпеливое объяснение содержания работы, приемов и последовательности ее выполнения. Обязательное и систематическое выполнение этапа в границах урока; умение дать в коротких указаниях порядок выполнения.
4. Показатели выполнения дидактической задачи урока
Правильное выполнение домашнего задания всеми учениками.
Оптимальность объема и сложности домашнего задания. Предупреждение о возможных затруднениях и способах их ликвидации. Повышение интереса к домашнему заданию.
6. Способы активизации на уроке
Дифференциация заданий, творческий характер их выполнения (интервью, защита проектов).
7. Ошибки, допускаемые при реализации
Информация о домашнем задании после звонка. Большой объем и высокая сложность. Отсутствие инструктажа, ясности цели и способов выполнения.
Подготовка учащихся к выполнению домашних заданий и проверка результатов работы с соблюдением требований:
- задание должно быть понятно каждому ученику (ясность задания);
- оно должно быть строго регламентировано и согласовано с заданием по другим предметам;
- должна быть установка на индивидуализацию;
- задание должно предопределять его проверку;
- оно должно ориентировать ученика на самостоятельный поиск решения, на использование приобретенных ранее знаний и умений;
- должно быть разумное многообразие заданий;
- в заданиях должны быть вопросы для повторения основополагающих знаний;
- каждое задание должно предполагать преодолимую трудность;
- должны быть задания фронтальные;
- в задания нужно вводить инструктаж, алгоритм;
- они должны ориентировать ученика на аналитико-синтетическую мыслительную деятельность;
- задания должны быть для учащихся интересными, занимательными.
Организуя проверку выполнения домашнего задания в плане развивающего обучения, необходимо:
- проверить на основе ответов учащихся или выполнения ими задания сознательность и самостоятельность, проявленную при подготовке домашнего задания;
- вовлечь всех учащихся в обсуждение результатов домашней работы, активизируя их мыслительную деятельность различными приемами.
Причины невыполнения домашних заданий:
Причины объективного характера:
- неумение работать с книгой;
- непосильность заданий;
- неумение школьника распределить время;
- предмет для учащегося труден;
- затрудняется связать содержание материала, полученного на уроке,
с тем, что излагается в учебнике.
Причины субъективного характера:
- отсутствие интереса к предмету;
- непонимание цели и содержания задания;
- плохие взаимоотношения с учителем;
- неорганизованность ученика;
- слабая воля;
- занятие неучебными делами.
Если ребёнок систематически не выполняет домашнее задание, то он переходит в разряд неуспевающих.
- Жесткая, унифицированная система обучения, содержание образования одинаковое для всех и не удовлетворяющее потребности детей.
- Единообразие, стереотипный выбор методов и форм обучения, недооценка эмоций в обучении.
- Неумение ставить цели обучения и отсутствие эффективного контроля за результатами.
- Пренебрежение развитием учеников, натаскивание, ориентация на зубрежку.
- Наследственные особенности, черты характера.
- Неблагополучная обстановка в семье
- Не посильность выполнения домашних заданий, приводящая к снижению интереса к обучению.
- Низкая мотивация к обучению.
Роль домашних заданий в повышении качества образования.
Одним из путей совершенствования процесса обучения является улучшение содержания и организации домашних заданий по предмету.
Целесообразная система домашних заданий в каждом классе и совокупности всех классов — необходимое условие успешного усвоения учащимися программного материала позволяет и обуславливает необходимость применения разных видов домашних заданий. При этом главные цели учителя: обоснование вида домашнего задания в зависимости от изучаемого материала; правильное сочетание видов домашних заданий (системы) в каждом классе и во всех классах.
Разнообразие домашних заданий не самоцель, а одно из средств достижения главной цели – повышения качества знаний учащихся.
О роли домашних заданий всегда говорили много, но в последнее время многие считают (и, возможно, небезосновательно), что домашнее задание не является обязательным для усвоения материала. Но исследования качества знаний учащихся показывают, что домашнее задание в повышении качества знаний учащихся занимает не последнее место. На это следует обратить внимание, особенно молодым учителям. Ни один вопрос не может быть исследован глубоко без изучения наследия прошлого.
Рассмотрим организацию работы учащихся в русской дореволюционной и советской школах.
Для дореволюционной школы характерна перегрузка учащихся домашними заданиями, обусловленная догматическими методами обучения, господством
механической зубрежки. Кратко такой тип учебного процесса можно охарактеризовать так:
-Что «подается» ученикам на «вход»?
-Догматические словесные формулировки.
-Чем характеризуется учебная деятельность ученика?
-Заучиванием словесных формулировок без достаточного понимания изучаемого.
-Дословное воспроизведение заучиваемого.
-Что развивало такое обучение?
-Механическую память. Механическая зубрежка порождала скуку и отвращение к
К концу 19 в. стали заметны существенные недостатки в сложившейся системе обучения. Огромный вклад в разработку проблемы внес великий русский педагог, основоположник русской педагогической науки и народной школы в России К.Д. Ушинский. Он считал выполнение домашних заданий необходимым видом учебных занятий, составной, обязательной частью обучения. С его точки зрения «без домашних уроков учение может продвигаться вперед очень медленно». К.Д. Ушинский определял домашнюю работу как одну из форм самостоятельной работы, придавая при этом большое значение умению ученика самостоятельно учиться. В своих трудах он сформулировал ряд требований к домашним заданиям школьников:
-домашнее задание должно быть посильным;
-домашнее задание не должно быть большим по объему;
-домашнее задание не следует задавать на первых порах обучения, пока учащиеся не научатся работать самостоятельно.
К содержанию и объему домашних заданий можно предъявлять следующие основные требования.
- Домашняя работа должна быть тесно связана с классным занятием, по своему содержанию быть логическим продолжением прошедшего урока, служить базой для подготовки следующего. Классная работа оказывает существенное влияние на домашнюю работу учащихся, готовит их к выполнению этой работы. В свою очередь, качество выполнения домашних заданий влияет на ход последующих классных занятий. опыт организации домашних заданий показал, что тщательное планирование домашних заданий дает возможность правильно определить цель домашнего задания, его содержание и объем.
- Домашние задания должны способствовать развитию самостоятельного мышления учащихся. чтобы выполнить это требование, необходимо включать в домашние задания элемент нового по сравнению с материалом урока, работу творческого характера, предоставлять учащимся возможность проявить изобретательность, самостоятельность, заставить их напрячь мысль, повторить необходимый предыдущий материал.
- Домашние задания не должны быть однообразными и шаблонными: однообразие утомляет школьников, ведет к потере интереса, так как, ученик хорошо овладевший способом выполнения отдельных заданий, вынужден в таком случае снова выполнять известные ему задания. Содержание
программного материала позволяет использовать разнообразные виды домашних заданий, следовательно, снизить утомляемость учащихся и избежать потери интереса к предмету.
- Домашние задания должны быть доступными и посильными, но не точной копией работы, выполненной в классе, так как развитие мышления школьника может быть с большим успехом достигнуто путем упражнения его в творческом решении посильных задач, вместо изучения сложных мало доступных теорий.
- Давая домашнее, задание учителю стоит провести инструктаж по его выполнению (цель, значение, содержание). Однако необходимые разъяснения должны оставлять ученику возможность творчества в решении вопросов, задач, возбуждая интерес к заданию.
- В процессе обучения необходимо учитывать индивидуальные особенности учащихся. В этом отношении немаловажное значение имеет требование дифференциации, индивидуализации домашних заданий.
Умелое использование разнообразных индивидуальных домашних заданий способствует укреплению связи обучения с жизнью, развитию самостоятельности и активности школьников в обучении, преодолению трафарета в задавании учебного материала на дом, ликвидации перегрузки учащихся домашними заданиями, развитию индивидуальных интересов учащихся, повышению качества обучения в школе.
Таким образом, соблюдая все изложенные выше требования к домашним заданиям, учитель создает оптимальные условия для развития самостоятельного мышления школьников, их познавательной деятельности.
акавыавыавыа. Занятие на основании примерной рабочей программы, умк по предмету. Требования к содержанию учебного занятия
10. Домашнее задание на следующий урок. Урок №4. Урок одного стихотворения. Стихотворение А. Блока “Незнакомка”.
1.Подготовить выразительное чтение стихотворения «Незнакомка».
2.Какие средства выразительности применяет поэт для создания образа Петербурга в стихотворении? Какие чувства они выражают? Свое мнение обоснуйте примерами из текста. (Задание выполняется группой).
3.Какие основные чувства и мысли преобладают в «Незнакомке»?
4.К какому миру — миру пошлости или миру Незнакомки — принадлежит лирический герой?
Как вы понимаете выражение внутреннее родство?
5. Мир лирического героя и Незнакомки. К кому ближе сам автор? (Задание выполняется группой).
6.Незнакомка – это Прекрасная Дама или иной символический образ?
7.Что отличает и объединяет петербургские картины в «Незнакомке» с образом Петербурга в повести «Невский проспект » Н.В.Гоголя, в «Идиоте» Ф.М.Достоевского. (Задание выполняется группой).
8. Как сталкиваются мечта и реальность в «Незнакомке»?
9. Почему, по-вашему, «Незнакомку» называют самым блоковским стихотворением?
10. Подобрать иллюстративное и музыкальное сопровождение к стихотворению А.Блока «Незнакомка». (Задание выполняется группой). (Проверить, как полученные на предыдущем уроке сведения применяются при анализе другого произведения, насколько успешно ученики могут выполнять проблемные и творческие задания, делать рефлексию).
1.Блок А.А. Избранное. — М.: Олимп; Издательство АСТ, 1997. – (Школа классики). Составление, комментарии, справочно-методические материалы Е.А.Дьяковой
2.Глинка Н. «Строгий, стройный вид. » Москва, «Детская литература», 1992.
3.Энциклопедия для детей. Русская литература. Ч.2. XX век / ред. коллегия: М.Аксенова, Д.Володихин, Л.Поликовская и др. – М.: Мир энциклопедий Аванта+, 2006.
Конспект на тему«Организация домашнего задания на уроке»
Этот конспект можно адресовать учителям,студентам или молодым специалистам.Важная задача педагога обучить приемам методически правильно организованной домашней работы. Важно, чтобы учитель имел ясное представление о домашней работе каждого ученика,следить за всеми его успехами и неудачами. Учитель должен затем ее правильно и объективно оценить.Я надеюсь, что моя статья поможет учителям понять ,что от того, как вы провели итог урока и методически правильно объяснили, как правильно выполнить домашнее задание, зависит успех ребенка на уроке.
Предмет: | Начальные классы |
Категория материала: | Конспекты |
Автор: | Пушмина Елена Алексеевна это Вы? |
Тип материала: | Документ Microsoft Word (docx) |
Размер: | 32.10 Kb |
Конспект на тему: «Организация домашнего задания на уроке».
Автор: учитель начальных классов Пушмина Е.А.
Систематизация и обобщение знаний. Это должно выполнятся на итоге урока. В данной части урока, если она выделяется как самостоятельная, необходимо нацелить действия учителя на выделение главного и установление связей в изучаемом и изученном ранее материале. Деятельность учеников организуется на уровне понимания и осознания содержательно логических связей между различными видами знаний, их структурными компонентами. Возможно и решение других задач, например знакомство учеников с практическим применением знаний в науке, технике, жизни, выделение основных ведущих идей изучаемого материала и их осознание школьниками. При решении любой из этих задач ученики осуществляют самоконтроль за имеющимися у них знаниями и умениями. И это обуславливает выделение данного действия учителя в самостоятельную часть урока.
Подарите ученику возможность
выполнить столько, сколько он пожелает.
Организация работы дома. Деятельность учителя должна предусматривать организацию помощи ученику по выполнению домашнего задания. В общем, учебном процессе урока домашняя работа наряду с другими функциями выполняет для школьника функцию самоконтроля и оценки своей деятельности по овладения знаниями и умениями.
К сожалению, не все учителя представляют, как их ученики готовят домашнее задание: когда, в течение какого времени, как и в каких условиях? Оно выполняется вне поля зрения учителя и требует от учеников высокого уровня самоорганизации и саморегулирования. Такие умения у большинства учащихся просто не сформированы.
Домашняя работа тесно связанна с работой на уроке и рассчитана главным образом на развитие самостоятельности и их творческого мышления. Задание на дом органически вытекает из предыдущего урока, является его продолжением и готовит последующий урок.
Усвоение материала, теоремы….
Приобретение умения самостоятельного применения правила теоремы на практике
Применение правила, теоремы при выполнения задания, совершенствования умения самостоятельной работы, развитее личностных качеств (воли, ответственности)
Готовность к продолжению дальнейшей работы по теме, расширению дальнейшей работы по теме, расширению и углублению данной области знаний.
Оно минимально по объему, что обязывает тщательно планировать каждый пункт задания, знать его назначения. В действительности мы часто наблюдаем совершенно иную картину.
Домашнее задание иногда бывает рассчитано на простое воспроизведение некоторого действия по известному образцу, на пересказ параграфа и т.д. Материал для посильной творческой работы в этом случае отсутствует. Редко наблюдается индивидуализация заданий. Зачастую задания на дом выпадают из системы уроков и представляют собой случайные собрания задач, упражнений, параграфов. По большинству предметов велик объем домашних заданий, что создает ненужную перегрузку. Известно, что объем домашнего задания не должен превышать 2,5 часов в 5-7 классах, 3 часа в 8 классе, 3,5-4 часа в 9-11 классах. Классному руководителю полезно иногда уточнять, какое время затрачивают его ученики на выполнение домашнего задания, по каким предметам они перегружены. Вместе с администрацией школы эту перегрузку своевременно устранить.
Домашнее задание разъясняется и задается до звонка с урока (или сразу после нового материал) и предельно понятно ученикам. Еще на уроке учитель должен быть уверен, что учащиеся знают, что, затем и как делать дома. И писать домашнее задание постоянно на одном месте доки перед уроком.
С первых уроков учителю надо систематически стремится индивидуализировать домашнее задание в соответствии со способностями и возможностями конкретного ученика. Это позволит устранить возможные недоработки, пробелы в знаниях и удовлетворит потребность в углубленном изучении предмета. Чтобы этого добиться сделать, даю уровневые домашние задания. Например, для оценки 3 достаточно сделать один номер, для 4 два номера, для 5 три номера или даю творческую работу. А выучить правила, теорему …. Необходимо каждому. Задания должно быть посильно для большинства, не очень простым для сильных учащихся. Чтобы удовлетворить этим требованиям, его надо составить из двух частей: 1) общей для всех учащихся; 2) творческие задания или трудные задания.
Объем задания засвистит и от времени года. Так в начале учебного года в младших и средних классах оно должно быть минимальным. Иногда учителя строят урок таким образом, что в сентябре задания в этих классах вообще не задают. На уроке прорабатываются, и закрепляются весь материал. Но и существуют предметы которые без домашних заданий не обходятся к таким относятся уроки математики.
Важная задача педагога – обучить школьников приемам осмысленной, методически правильно организованной домашней учебной работы. Это тесно связана с проблемой организации урока. И следующие рекомендации при выполнении домашнего задания ученикам напоминать время от времени и ежегодно.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПРИ ВЫОПЛЕНИИ ДОМАНЕЙ РАБОТЫ
Задание лучше делать в тот день, когда был урок, а не на кануне следующего урока. Это особенно важно для предметов с 1-2-3 часами в неделю.Начать подготовку рекомендуется с самого трудного или «нелюбимого» предмета. Читать параграф или пункт т.е не начинать с письменной части. Читать с карандашом – делать выписки, выкладки, отвечать на все вопросы к параграфу. Для этой цели, предлагаю ученикам следующий алгоритм выполнения домашнего задания (ознакомить с правилом родителей и учеников, вывесить инструкцию в классном кабинете):
Внимательно прочитать параграф, выяснить суть.Прочитать еще раз самое главное, выделить и выучить определения и правила.Ответить устно на вопросы в конце параграфа (в этом могут помочь в первое время родители или магнитофон), это и развитие речи.Только после этого приступить к выполнению письменной части домашнего задания. Если ученик выучил правила, ответил на вопросы и применил знания при выполнении промеров, то смело может себя оценить на оценку «5». А на следующем уроке сможет доказать свою оценку.
Рассмотрим другой алгоритм выполнения двух видов домашних заданий: задание на усвоение новых теоретических знаний и задание на примере знаний на практике.
Усвоение теоретических знаний учеником
Применение знаний на практике
Восприятие и освоение темы и целей домашнего задания (чтение записи в дневнике, заголовков в учебнике, просмотр записей в тетради)
Осмысление материала, изученного в классе (чтение текста учебника, деление его на смысловые части, выделение главного, выяснение смысла непонятных слов, сравнение с содержанием изученного материала на уроке)
Закрепление, уточнение и расширение знаний (применение мнемонических приемов, помогающих запоминанию, использование межпредметных связей, привлечение других источников информации)
Обобщение и систематизация (формулирование вывода, составление краткого конспекта, плана, систематизирующей схемы или таблицы и др.)
Самоконтроль и коррекция знаний (построение связного рассказа, его пересказ, сравнение с образцом, уточнение)
Восприятие и осознание задания, суть которого состоит в поиске неизвестного (условий и требований задачи)
Составление плана решения
Реализация плана нахождения решения
Самоконтроль и коррекция
Как видно самоконтроль всегда имеется, так пускай это будет самооценкой.
При выполнении простых заданий от некоторых шагов алгоритма можно отказаться.
Оформление домашней работы должно быть эстетичным, аккуратным и экономичным. С этой целью необходимо разработать с учеником несколько образцов подобного оформления, помочь им осознать различные способы оформления всего домашнего задания или его элементов: подчеркивание, использование прописных букв и различных знаков для выделения важной информации, применение схем.
В начальной школе дети приучены выполнять домашнюю работу так: с начло делать письменную работу, потом читать, и как правило, в начальной школе правила и определения заучивают только на уроке. В этом еще проблема по преемственности между начальной и средней школой.
Особое значение имеет проверка и оценка домашнего задания. Ученики должны быть уверены в том, что домашнее задание непременно проверяется. Учитель обязан иметь ясное представление о домашней работе каждого ученика, следить за всеми его успехами и неудачами и объективно оценить проделанную работу.
Для обучения оценивания учеником собственной работы возможно использование схемы самооценки «Учись контролировать себя».
Учись контролировать себя (схема самооценки)
Попробуй сам оценить свою работу или часть работы, почувствуй удовлетворение (неудовлетворение).Попроси родителей, других родственников, членов семьи оценить твою работу.Определи круг проблем, вопросов, которые проявились в результате самооценки (оценки) выполненного тобой задания для дальнейшего совершенствованияТакими проблемами могут быть:
Несовершенное состояние внешнего вида работы: ее расположение поля страницы, заголовки, подчеркивание, аккуратность и т.д.Содержание работы: правильность, полнота; выполнения задания другим способом, умение определения способа (рациональный, нерациональный); план дальнейшего совершенствования и др.Определи окончательный вариант оценки (плохо, удовлетворительно, хорошо, очень хорошо, отлично)Успешный ученик – это ученик, умеющий проверить свою работу исправить ошибки.
Домашнее задание не может быть выполнен, если ученик не обучен методам и приемам самостоятельной работы на уроках.
Необходимо определить и обработать адекватные виды домашнего задания.
Усвоение фактического материала
Подготовка к краткому пересказу заданного текста
Полезно? Поделись с другими:
Просмотров: 128 Скачиваний: 39
Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта — свяжитесь, пожалуйста, с нами.
Посмотрите также:
Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2022
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]