Домашнее задание по теме: «Звуки (С) и (СЬ)»

Занятия разработаны с опорой на сайт logoped-online.by. На сайте вы найдете красочные иллюстрации, мнемодорожки, игры и упражнения в помощь к распечаткам. Инструкции прилагаются.

Комплекс домашних заданий на звук С/ Автоматизация звука С при помощи наглядности

Комплекс домашних заданий на звук «С» включает игры и упражнения на автоматизацию звука в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, чистоговорках, скороговорках, текстах и стихах. Комплекс состоит из 20 полноценных занятий. В них вы найдете речевой и наглядный материал по отработке звука «С» во всех позициях. Каждое занятие также содержит раскраски, помогающие развивать мелкую моторику рук.

Занятия разработаны в черно-белом варианте, но имеют ссылки и QR-коды на цветной наглядный материал сайта logoped-online.by

Материал домашних заданий расположен от простого к сложному. Если малыш испытывает сложности при выполнении текущего занятия, то не следует приступать к следующему. Лучше еще раз повторите и закрепите ранее изученное.

20 занятий включают:

    ;
  • автоматизацию в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах, стихотворениях, скороговорках; с опорой на мнемодорожки и сюжетные картинки;
  • заучивание веселых стихотворений;
  • повторение и заучивание чистоговорок;
  • интересные задания по бродилкам, раскраскам, играм и упражнениям с опорой на сайт logoped-online.by

Каждое занятие расположено на 2-х листах форматом А4. Распечатать можно на двух листах, так и на одном — с каждой стороны страница. Итого, 20 листов — 20 полноценных занятия для отработки звука «С». Следуйте инструкциям при выполнении данных заданий.

Занятия разработаны с опорой на сайт logoped-online.by. На сайте вы найдете красочные иллюстрации, мнемодорожки, игры и упражнения в помощь к распечаткам.

Инструкции прилагаются.

Для того, чтобы малышу было и интересно и в тоже время полезно занятия дополнены многочисленными раскрасками. Это и наглядность для ребенка и развитие мелкой моторики пальцев рук. Напомним, что раскрашивать лучше трехгранными карандашами: они удобнее располагаются в пальчиках ребенка.

Для того, чтобы вы смогли на деле проверить эффективность данных занятий, на сайте представлена сокращенная версия комплекса. Полную версию вы сможете получить, написав на адрес электронной почты promis_l@mail.ru

Сокращенную версию занятий вы можете скачать здесь, нажав на кнопку:

Чтобы получить полный комплекс домашних заданий на отработку звука «С» напишите на почту promis_l@mail.ru Комплекс домашних заданий на звук «С» разработан с опорой на сайт logoped-online.by. Он включает ву себя игры и упражнения на автоматизацию звука «С» в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, чистоговорках, стихах, текстах, скороговорках. Данные логопедические задания будут полезны учителям-дефектологам и родителям. Ниже представлены ссылки в помощь к распечатанным занятиям. Занимайтесь с удовольствием, переходите по ссылкам сайта и результат не заставит себя ждать.

Домашнее задание по теме: «Звуки (С) и (СЬ)»

1. Расскажи все про звуки (C) и (CЬ) – «Песенку насоса большого и маленького»:

2. Оформите паспорт:

3. Посмотри на картинки, назови каждую , определи, где в названиях спрятались звуки (С) и (Сь), внизу под каждой картинкой аккуратно отметь позицию твердого (С) синим цветом, а позицию (Сь) — зеленым! (Скат, сахарница, скрипка, полярная сова, василек, морской слон, рысь, сыр, альбатрос, песец, сито, северный олень.)

4. Теперь приложи (тыльную сторону) ладошку к горлу , произнеси звук (С), потом (Сь), разберись, поет ли голосок в горлышке или спит, какие звуки (С) и (Сь) звонкие или глухие (оба – глухие)? Зачеркни звенящий колокольчик в схеме, а колокольчик без язычка раскрась желтым карандашом.

5. Придумай и нарисуй САМ по две картинки , в названии которых спрятан звук (С) и (СЬ), рядом зарисуй нужный по цвету квадратик ( синий / зеленый ), отметь в схеме позицию звука.

6. Игра «4-ый лишний» . Произносим слова, в каждом из которых есть отрабатываемые звуки. В трех словах этого задания есть общий звук, а в четвертом его нет. Дети находят это слово (вычеркивать из ряда).

филин, сова, морской слон, альбатрос
песец, гуси, сеть, нарвал

7. Игра «Поймай звук» . Хлопнуть в ладоши, если услышат звук [С] и топнуть ногой, если услышишь звук [СЬ] в ряду слогов и слов (придумайте для детей сами).

8. Игра «Живые звуки» . Родитель произносит слог: «аС » и спрашивает:
— Сколько всего звуков услышал(а)? Какой первый звук? ( [а] — гласный ), второй?
( [С] — согласный, глухой, твердый ). Одновременно на столе выкладывают квадратиками схему слога аС. Потом родитель произносит слог «Са» и спрашивает:
— Что изменилось? Разбирается новый слог и на столе выкладывается новая схема.

Домашнее задание на звук с

Автор публикации Байрамгулова Лилия Салаватовна
учитель-логопед 2 квалификационной категории
МБДОУ д\с общеразвивающего вида «Солнышко»,
Ханты-Мансийский автономный округ, Сургутский р-н, г.п. Федоровский

Артикуляционная гимнастика
Упражнения:

  1. _________________________________________________________________
  2. _________________________________________________________________
  3. _________________________________________________________________
  4. _________________________________________________________________
  5. _________________________________________________________________
  6. _________________________________________________________________

Автоматизация изолированного звука [С]

Артикуляционный уклад звука “С”

· губы слегка растянуты в улыбку, видны передние зубы,
· зубы сближены до расстояния 1-2 мм,
· кончик языка упирается в нижние резцы,
· передняя часть спинки языка выгнута,
· боковые края языка прижаты к коренным зубам,
· вдоль языка по его средней линии образуется желобок,
· между передней частью языка и передними верхними зубами образуется щель,
· сильная струя воздуха, проходя через эту щель, вызывает свистящий шум,
· голосовые складки разомкнуты – не производят голос.

Игра «Хлопни в ладоши»
Объясните ребенку, что он должен хлопнуть в ладоши, если услышит какой-то определенный звук. После этого, начинайте четко произносить сначала звуки, затем слоги и слова. А ребенок должен хлопнуть в ладоши, как только услышит нужный звук.

Звуки: С, А, М, Ш, С, О, И, З, К, М, Ж,С, Р, Д, В, И, Г, С, Л, С и т.д.
Слоги: СО, ОН, СА, МА, ЛО, АС, НА, ОС, СА и т.д.
Слова: слон, аист, автор, дорога, соль, утро, снег и т.д.

Отгадай загадку.
Из горячего колодца
Через носик пар свистит и вьётся. (чайник)
Пар свистит вот так: «С-с-с». Попробуй повторить.

Артикуляционная гимнастика
Упражнения:

  1. _________________________________________________________________
  2. _________________________________________________________________
  3. _________________________________________________________________
  4. _________________________________________________________________
  5. _________________________________________________________________
  6. _________________________________________________________________

Автоматизация звука [С] в слогах

В прямых слогах:
Повтори за мамой:
са-са-са со-со-со са-сы-со-су
сы-сы-сы су-су-су сы-со-су-са
сэ-сэ-сэ со-су-са-сы
су-са-сы-со
сад, сын, сок, сук, суп, сом, суд, сон, сыпь.

В обратных слогах:
Повтори за мамой:
ас-ас-ас ыс-ыс-ыс ас-ос-ус-ыс
ос-ос-ос ис-ис-ис ос-ус-ыс-ас
ус-ус-ус ус-ыс-ас-ос
ыс-ас-ос-ус
бас, квас, нос, вкус, мыс, вас, нас, пас, бис, пес.

Пар свистит вот так: «С-с-с». Повтори за мамой.
Нарисуй по точкам петлеобразные линии. Веди карандаш, не отрывая от листа бумаги

Артикуляционная гимнастика
Упражнения:

  1. _________________________________________________________________
  2. _________________________________________________________________
  3. _________________________________________________________________
  4. _________________________________________________________________
  5. _________________________________________________________________
  6. _________________________________________________________________

Автоматизация звука [С] в словах
Повтори за мамой:
сани, сумма, сало, салют, сода, сумка, сыплет, сойка, судак, сытый, соты, сапог, сыпать, совы, судно, совет, сундук
Повторить несколько раз.

Повтори за мамой:
салат, сессия, сухо, погас, поднос, укус, кумыс, навес, ананас, покос, фокус, компас, космос, кактус, повис, утес.
Повторить несколько раз.

Назови профессии (ребенок называет мама пишет):
фокус — фокусник пианино — __________________
хоккей -__________________ танк — __________________
баян – __________________ сад — __________________

Соедини с буквой С только те предметы, названия которых начинаются со звука С. Раскрась картинки.

Артикуляционная гимнастика
Упражнения:

  1. _________________________________________________________________
  2. _________________________________________________________________
  3. _________________________________________________________________
  4. _________________________________________________________________
  5. _________________________________________________________________
  6. _________________________________________________________________

Автоматизация звука [С] в словах
со стечением согласных
Повтори за мамой:
сваха смокинг скакун скука свой смутно паста достать тесто пастух вкусно уснуть баста доставка место хвастун густо пестун опасно оспа капуста густой поступок опасный успеть невеста устать пустой восток тесный успокоить
Повторить несколько раз.

Повтори за мамой:
стая стой ступня стыд снова стадо стойка студень стык сноп станок стон стукнуть стынуть спутник стакан стук, стадион ступа стыдить спокойный скамейка скобка свадьба сматывать скакать скит скок свобода смахнуть скатка скифы скот

Игра «1-2-5» (согласование числит. с существит.) со словами: сом, сад, сани, сокол.
сом — один сом, два сома, пять сомов
сад_______________________________________________________________
сани___________________________________________________________
сокол_______________________________________________________

Дорисуй половинку предмета. Что у тебя получилось? Раскрась картинку.

Артикуляционная гимнастика
Упражнения:

  1. _________________________________________________________________
  2. _________________________________________________________________
  3. _________________________________________________________________
  4. _________________________________________________________________
  5. _________________________________________________________________
  6. _________________________________________________________________

Автоматизация звука [С] в словах

В слогах со стечением согласных:
Повтори за мамой:
ска-ско-ску-скы спа-спо-спы-спу
аск-оск-уск-ыск спы-спу-спо-спа
уск-ыск-аск асп-осп-усп-ысп

В словах со стечением согласных:
Повтори за мамой:
масло, весна, смахнул, смола, стог, снова, сладкий, слабый, небосвод, станция, стакан, пристань, ступеньки, стул, стужа, станция, кислый, пустой, славный, смелый, ствол, пенистый, встать

Выучи стихотворение:
Гусаки.
Идут леском
Гусак за гусаком
Смотрит свысока
Гусак на гусака.
Ой, выщиплет бока
Гусак у гусака.

Заштрихуй по образцу

Артикуляционная гимнастика
Упражнения:

  1. _________________________________________________________________
  2. _________________________________________________________________
  3. _________________________________________________________________
  4. _________________________________________________________________
  5. _________________________________________________________________
  6. _________________________________________________________________

Автоматизация звука [С] в предложении
Повтори за мамой:
Санки стояли у стены. У Сани сафьяновые сапоги. Кактусы на песке. Сухие листья. Около сосны был сухой песок. Сахар насыпали в стакан. Бокс — спорт смелых. Собаки охраняли сон солдат. В салатнике вкусный салат. У нас сухой климат.

Повтори чистоговорки, потешки и скороговорки на С:
Са-са-са — Соня идет в сад, Ас-ас-ас — покупаем ананас,
Са-са-са — в саду оса, Ас-ас-ас — какой вкусный ананас!
Со-со-со — оса пьет сок, Ос-ос-ос — в детском саду много ос,
Су-су-су — Соня видит осу, Ас-ас-ас — съедят осы ананас,
Сы-сы-сы — у осы усы, Ус-ус-ус — у ананаса дивный вкус,
Сы-сы-сы — в саду нет осы. Ис-ис-ис — ананасы ест Денис.

Выучи стихорворение:
Киска, киска, где твоя миска?
Ест киска суп из миски:
Сыта киска, пуста миска.

Повтори несколько раз: «Скок, скок — сорока, скок, скок — белобока» Проведи линии по точкам. Проговаривай слова: «Скок, скок, поскок…».
Раскрась рисунок.

Артикуляционная гимнастика
Упражнения:

  1. _________________________________________________________________
  2. _________________________________________________________________
  3. _________________________________________________________________
  4. _________________________________________________________________
  5. _________________________________________________________________
  6. _________________________________________________________________

Автоматизация звука [С] в предложении
Повтори за мамой: Выучи стихотворение:
На кокосы, на кокосы Мы видим на суку совят,
Налетели мы, как осы, Совята вместе там сидят.
А кокосы высоко, Когда не спят, они едят,
Высоко и далеко. Когда едят, они не спят.

Образование именительного и родительного падежа мн. числа сушествителъных
мост — мосты — много мостов фикус — _________________________
куст — ________________________ автобус — _______________________
аист — ________________________ поднос — ________________________
хвост — _______________________ стакан — ________________________
лист — ________________________ скамейка — _______________________

Посмотри, какие разные у животных хвосты. Назови всех животных. У кого из них в названии спрятался звук [С]? Дорисуй животным хвостики, проговаривая: «Хвост, хвостик…».
Раскрась картинку.

Артикуляционная гимнастика
Упражнения:

  1. _________________________________________________________________
  2. _________________________________________________________________
  3. _________________________________________________________________
  4. _________________________________________________________________
  5. _________________________________________________________________
  6. _________________________________________________________________

Автоматизация звука [С] в тексте
Прочитайте ребенку рассказ. Для того чтобы он мог пересказать текст, помогите ему подобрать недостающие слова, чтобы получилась непрерывная цепочка предложений.

Автобусная остановка (цепной текст)

Слава стоит на остановке. К остановке подъехал автобус. В автобус сел Слава. Слава поехал в сосновый лес. В сосновом лесу полезный воздух.

Артикуляционная гимнастика
Упражнения:

  1. _________________________________________________________________
  2. _________________________________________________________________
  3. _________________________________________________________________
  4. _________________________________________________________________
  5. _________________________________________________________________
  6. _________________________________________________________________

Автоматизация звука [С] в речи

Рассмотри картинку, прослушай внимательно рассказ и перескажи его.
В лесу (пересказ по сюжетной картинке)

За мостом лес, в лесу стоит сосна. На сосне сухой сук, на суку спит сова. Слева от сосны куст, за кустом стоит лиса. Лиса не сводит глаз с совы.

Артикуляционная гимнастика
Упражнения:

  1. _________________________________________________________________
  2. _________________________________________________________________
  3. _________________________________________________________________
  4. _________________________________________________________________
  5. _________________________________________________________________
  6. _________________________________________________________________

Автоматизация звука [С] в речи
Прочитайте ребенку рассказ. Для того чтобы он мог пересказать текст, помогите ему подобрать недостающие слова, чтобы получилась непрерывная цепочка предложений.
Сом и сазан

Слава поймал сома.
У сома длинные усы.
Усы есть у пескаря и сазана.
У сазана усы короче, чем у сома.
Сому усы помогают искать еду.

Домашнее задание для родителей

Известно, что время коррекционно-развивающих занятий логопеда ограничено: каждое занятие 15-30 минут. Очень часто начинающий логопед затрачивает своё свободное время на заполнение тетрадей (запись домашнего задания) для своих учеников или, того хуже, записывает задание в процессе занятия. Встает вопрос: как сократить время заполнения тетрадей с домашним заданием логопеда?

Это очень просто. Для этого достаточно затратить немного времени для разработки каталога «Домашнее задание» в начале учебного года. Также родителей ребенка необходимо попросить предоставить не тетрадь, а папку форматом А4 и несколько вложенных файлов, в которые Вы по будете вкладывать листы с заданиями.

В своей практике я прошла путь от записи домашнего задания в тетрадь и вклеивание заранее заготовленных заданий до листов, с разработанным алгоритмом упражнений.

Вашему вниманию предлагаю задания артикуляционной гимнастики для постановки звука Л (Л’) и для автоматизации его в речи.

В связи с тем, что комплекс «Артикуляционная гимнастика. Звук Л» содержит весь комплекс упражнений, номер задания обозначен квадратом, в котором при необходимости выполнения ставиться символ. Таким образом, при обозначении того или иного задания символом родители знают какое задание им необходимо выполнить.

Например:

Как только у ребенка формируются необходимые движения языка, губ и т.д., листы с заданиями меняются на другие, где Вы также отмечаете упражнения, которые нужно выполнить.

Аналогичные листы с заданиями мною оформлены по разделам «Автоматизация звука», «Фонематическое восприятие», «Языковой анализ и синтез», «Развитие лексико-грамматического строя речи», а также «Задания групповых занятий» и многое другое.

Подпишись на получение логопедических занятий по электронной почте или RSS.

Есть желание поделиться опытом? Присылайте материалы по адресу: admin[@]logolife.ru