Домашнее задание как составная часть самостоятельной работы учащихся

Конспект интегрированного занятия в старшей группе по теме «Человек. Части тела» Конспект интегрированного занятия в старшей группе по теме «Человек. Части тела». ОО «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое.

Практическая часть Задания для домашней работы

Задание 1. Какие явления, свойственные разным уровням языка, лежат в построении следующих фраз? В каких примерах, по вашему мнению, наблюдаются отклонения от языковых норм, а в каких – нет? Задание выполните по образцу, данному после примеров.

1. В Ираке выстрелами в голову убиты жена и дочь двух российских дипломатов («Известия», 7 авг. 1992г.). 2. – Конечно, я извиняюсь, – говорил дорогой следователь, – я тогда погорячился (А.П. Чехов). 3. Правительство думает предстать перед президентом с перечнем чрезвычайных мер и изысканных резервов (ТВ). 4. Дорогой и дорогая,/ Дорогие оба./ Дорогого дорогая/ Довела до гроба (Частушка). 5. Как я нашёл её случайно, так и потерял ненароком (В. Саянов). 6. Дрова разгорались в печке, и одновременно с ними разгоралась жестокая головная боль (М.А Булгаков). 7. Для производства футбольных голов/ Ноги бывают важнее голов (Я. Козловский). 8. Любил студентов засыпать /, но, видно, оттого,/ Что те любили засыпать/ На лекциях его (С.Я. Маршак). 9. Немного полетав по комнате, стриж вылетел в окно и полетел в лес (Из ученич. соч.). 10. Из дверей сарая вышла сгорбленная, согнутая прожитым и пережитым старуха (М.А. Шолохов). 11. У иного такого пишущего даже не скоропись – а борзопись, резвопись, лихопись (З. Паперный). 13. Ребята, двигайтесь быстрее, а то у вас после привала и шаги какие-то черепаховые стали. 14. Мы можем сказать про человека, что он чаще бывает добр, чем зол, чаще умён, чем глуп, чаще энергичен, чем апатичен и наоборот (Л.Н. Толстой).

Образец выполнения задания

Примеры для анализа

Языковое явление, подвергаемое анализу (Исправленный вариант –при наличии речевых ошбок)

Комментарий языкового явления (Тип речевой ошибки)

1. С 15-го августа по 15-е сентября АВТЯБРЬ в «Связном» (из телерекламы).

2. В работе² описывается категория, посредством которого опрометчивается¹ представление автора работы² об окружающем его мире.

АВТЯБРЬ – неологизм (новое слово), специально образованное для привлечения внимания телезрителей.

1) Опрометчивается – опредмечивается;

2) В работе – работы (а) В статье – работы; б) В работе – её автора)

АВТЯБРЬ – образовано сложением начальной части слова «август» и конечной части слова «сентябрь».

1) Словообразоват. ошибка;

2) Лексическая ошибка (лексический повтор)

Задание 2. Выполните работу по устранению и квалификации речевых ошибок в тех примерах, где они имеются. Работу оформите в табличном варианте: в 1-ю колонку выпишите примеры, предназначенные для анализа, выделите и пронумеруйте (если их несколько) в примерах найденные ошибки; во 2-ю запишите исправленный вариант, в 3-й укажите тип и разновидность речевой ошибки. В каких примерах вы не обнаружили отклонения от языковых норм? Мотивируйте своё решение.

1. Случай, недавно случившийся с моим соседом не хотя заставил меня обратить на него внимание свежими глазами. 2. Болото болоту рознь. Есть низинные, расположенные главным образом в поймах рек, и есть верховые – на водоразделах. Осушение низинных болот в большинстве случаев не вызывает вредных последствий. Осушение же верховых чревато обмелением рек. 3. В наше время денежная награда более лучше и выгоднее, т.к. она преображает материальное состояние отмеченного наградой; 4. Иностранная литература поражает своей феноменальностью и непохожестью на те образы и сюжеты, которые создавали в прошлых веках российские писатели; 5. Поднялась метель, и ветер стал резать прямо в глаза.. 6. На неё сегодня одето простое, одинарное пальто и шапка из нутрия; 7. Для подержания волос в хорошем состоянии врачи рекомендуют мыть их растаенным снегом; 8. После этого случая вся карьера Молчалина покатится к праху.

Домашнее задание как составная часть самостоятельной работы учащихся

Домашняя учебная работа учащихся принципиально отличается от классной, прежде всего тем, что протекает без непосредственного руководства учителя, хотя и по его указаниям. Ученик сам определяет время выполнения задания, выбирает наиболее приемлемый для него ритм и темп работы. Работая самостоятельно в домашних условиях, которые значительно отличаются от классных, ученик лишен тех средств, которые может использовать учитель, чтобы сделать работу более увлекательной; дома нет коллектива, который благотворно влияет на создание рабочего настроения, стимулирует здоровое соперничество.

Также домашняя работа, являясь дополнением и продолжением работы на уроке, способствует углублению и упрочнению знаний учащихся и прежде всего приучению их к самостоятельному мышлению и умению применять полученные знания, самостоятельно, творчески выполнять данные ему задания. Наряду с этим домашняя работа играет очень важную воспитательную роль. Заставляя учащихся самостоятельно выполнять повседневные обязанности, эта форма роботы формирует их волю и характер, чувство ответственности за порученное дело, вырабатывая аккуратность, усидчивость; развивает систематичность и точность, инициативу, изобретательность, укрепляет веру в свои силы, воспитывает положительное отношение к труду и другие ценные качества.

Домашние задания выполняют присущую им роль притом условии, если они составляют неотъемлемую часть обучения, т.е. когда они объединяются с работой на уроках, при этом отвечают интересам молодежи и не переходят границу их физических и умственных способностей.

Необходимость домашней работы учащихся обусловлена не столько решением чисто дидактических задач (закрепление знаний, совершенствование умений и навыков), сколько задачам формирования навыков самостоятельной работы и подготовки школьников к самообразованию.

Главное назначение домашнего задания:

  • § воспитание волевых усилий ребенка, ответственности и самостоятельности;
  • § овладение навыками учебного труда, выраженное в различных способах учебной работы;
  • § формирование умения добывать необходимую информацию из различных справочников, пособий, словарей;
  • § формирование исследовательских умений ученика (сопоставление, сравнение, предположение, построение гипотезы и т. д.).

Учебная и воспитательная эффективность домашней работы обеспечиваются только при соблюдении нескольких существенных условий, а именно применения многообразных форм домашних заданий, рационального определения на уроке объема этой работы, соответствующей организации ее выполнения и должного контроля.

Проблема повышения эффективности обучения может быть успешно решена только при условии, если высокое качество урочных занятий будет подкрепляться хорошо организованной домашней работой учащихся. На уроках, как бы хорошо они ни проводились, имеет место концентрированное запоминание, и знания переводятся лишь в оперативную, кратковременную память. Как говорил великий немецкий философ Иммануил Кант «Занятие в школе может только доставить ограниченному рассудку и как бы вдолбить в него все правила, добытые чужим пониманием, но способность правильно пользоваться ими разовьет только домашний самостоятельный труд»[7] . Чтобы перевести их в память долговременную, учащимся необходимо осуществить их последующее повторение, то есть требует организации их домашней учебной работы. Не менее важное значение имеет она также для воспитания обучающихся, поскольку способствует формированию у них прилежания, самостоятельности, служит средством разумной и содержательной организации внешкольного времени. Таким образом, домашняя учебная работа школьников является весьма важной составной частью процесса обучения и выступает одной из существенных форм его организации. Домашняя учебная работа обучающихся состоит в самостоятельном выполнении заданий учителя по повторению и более глубокому усвоению изучаемого материала и его применению на практике, развитию творческих способностей и дарований и совершенствованию учебных умений и навыков. Как следует из этого определения, домашняя работа по овладению изучаемым материалом характеризуется двумя основными признаками — наличием учебного задания, даваемого учителем, и самостоятельной работой обучающихся по его выполнению.

Домашние задания по своему содержанию включают в себя:

  • § усвоение изучаемого материала по учебнику;
  • § выполнение устных упражнений (придумывание примеров на изучаемые правила по языку, определение признаков делимости чисел по математике, заучивание хронологической таблицы по истории и т.д.);
  • § выполнение письменных упражнений по языкам, математике, физике и другим предметам;
  • § выполнение творческих работ по литературе;
  • § подготовку докладов по изучаемому материалу в старших классах;
  • § проведение наблюдений по биологии, географии, физике;
  • § выполнение практических и лабораторных работ по физике, химии и биологии;
  • § изготовление таблиц, диаграмм, схем по изучаемому материалу и т.д.

Не стоит забывать, что в домашней учебной работе обучающихся имеются существенные недостатки:

ь Во-первых, многие школьники при подготовке домашних заданий по учебнику сбиваются на полумеханическое чтение изучаемого материала, не умеют расчленять его на отдельные смысловые части и не осуществляют самоконтроль за усвоением знаний.

ь Во-вторых, недочетом домашней работы многих обучающихся является неумение организовать свое рабочее время, отсутствие твердо установленного режима, связанного с выполнением домашних заданий. Это приводит к поспешности в работе и поверхностному усвоению изучаемого материала.

ь В-третьих, выполнение письменных заданий многими школьниками осуществляется без предварительного усвоения теоретического материала, на котором основаны эти задания. Вследствие этого обучающиеся допускают существенные недочеты и ошибки в выполняемых заданиях.

Домашнее задание выполняет различные функции.

Одной из главных является функция выравнивания знаний и умений ребенка, его навыков в том случае, если он долго болел и много пропустил или не усвоил какую-то довольно сложную тему.

Вторая функция домашнего задания — это стимулирование познавательного интереса учащихся, желания знать как можно больше по предмету или по теме. В этом случае колоссальную, положительную роль играют дифференцированные домашние задания.

Третья функция домашнего задания — развитие самостоятельности ученика, его усидчивости и ответственности за выполняемое учебное задание.

Домашняя работа — это самостоятельная учебная работа без непосредственного руководства и помощи учителя[1]. Поэтому формирование самостоятельности в учебно-познавательной деятельности — одна из ведущих функций домашней работы. Особенно важно то, что самостоятельность в учебно-познавательной деятельности является условием формирования самостоятельности как черты личности. Только в домашних условиях ученик может испробовать различные виды самоконтроля и выбрать наиболее эффективный, выявить особенности памяти и в зависимости от них учить урок «про себя», вслух или одновременно делая записи, зарисовки, схемы.

Нельзя забывать о том, что требованием времени является воспитание инициативы, активности, тех качеств, без которых невозможен творческий труд. Способствовать творческому отношению к делу — одна из задач домашней учебной работы. Сухомлинский писал: «Не обрушивайте на ребёнка лавину знаний, не стремитесь рассказать на уроке о предмете изучения всё, что вы знаете, — под лавиной знаний могут быть погребены пытливость и любознательность»[18]. С пытливости, любознательности, интереса и начинается творчество. Поэтому функция: развитие самостоятельности мышления путём выполнения индивидуальных заданий в объёме, выходящем за рамки программного материала, также очень важна.

Наконец, домашняя работа должна быть средством сближения обучения и самообразования. Действительно, овладение общими учебными умениями и навыками, развитие интереса к самостоятельной учебной работе, формирование опыта творческой деятельности — всё это является условиями формирования потребности в самообразовании. Готовность к самообразованию — это необходимейшее качество выпускника школы проявляется и может формироваться не только в старших, но и в самом младшем школьном возрасте. Многозначность роли домашней учебной работы, значительность её функций обуславливают её необходимость как органической части единого учебно-воспитательного процесса в школе.

Домашняя самостоятельная работа учеников — важная и неотъемлемая часть учебного процесса. Ее цель — расширить и углубить знания, умения, полученные на уроках, предотвратить их забывание, развить индивидуальные склонности, дарования и способности учеников[11]

Как бы ни был эффективен урок, знания, полученные на нем, должны быть повторены и закреплены потом, так как они должны «улечься» в общую систему знаний человека. Для этого их необходимо обдумать, сопоставить с уже имеющимися, творчески переработать, а на это требуется время. Огромное значение домашняя работа имеет также для воспитания учащихся, поскольку способствует формированию навыков самостоятельной деятельности.

Домашнее задание как составная часть процесса обучения в географии
статья по географии по теме

Домашнее задание преследует очень важные задачи. Это повторение ранее полученных знаний, которые должны служить опорными для новых знаний, подлежащих усвоению на следующем уроке, поэтому целесообразно предложить учащимся такие задания на дом, которые могут косвенно познакомить их с системой следующего урока. Это повторение того фактического материала, изучение которого необходимо запомнить на уроке.

При формулировке домашнего задания необходимо раскрыть его задачи, дать инструкцию к его выполнению, к работе с различными источниками информации. Домашнее задание может пробудить интерес к предмету, а учащиеся сами осуществят поиск необходимой дополнительной литературы, проанализируют заинтересовавший их вопрос, то есть будут работать творчески, развивая навык самостоятельной деятельности.

Домашние задания подразделяются на различные виды.

Распространённым видом домашних заданий является выполнение разнообразных письменных и графических работ: сделать рисунок, заполнить контурную карту, составить таблицу, схематический конспект, логическую цепочку, написать стихотворение или сочинение.

Очень часто используется задание, закрепляющее учебный материал, в сильной степени углубляющие, расширяющие, конкретизирующие знания и пробуждающие интерес к ним. Это такие виды домашних заданий: проанализировать статистический материал, прочитать статью, рассказ, описание по определённой книге (научно-популярного, технического содержания),журнале, газете; просмотреть кинофильм (если он идёт в данное время); пронаблюдать природное или бытовое явление; поставить несложный опыт и др. Все эти задания творческого плана и направлены на всестороннее развитие личности. Необходимо помнить, что творческие задания даются, когда ученики уже владеют достаточными знаниями и мыслительными приёмами, когда они в классе приобрели необходимый опыт творческой деятельности. Домашняя работа прочно связана с работой на уроке и рассчитана не только на развитие самостоятельности, но и творческого мышления. Задание на дом последовательно вытекает из предыдущего урока, является его продолжением и готовит последующий урок.

Домашнее задание невозможно отделить от учебного процесса – это одно целое. Планирование домашнего задания должно быть органически связано с планированием учебного процесса. Нельзя не согласиться с высказыванием Древелова Х. о том, что планирование домашнего задания – это необходимая составная часть планирования всего учебного процесса, непосредственно зависящая от него. Это не только зависимость, а прочная взаимосвязь. Логическое соединение учебной деятельности школьников на уроке с самостоятельной работой дома делает процесс формирования мышления школьников непрерывным.

Домашнее задание должно быть связано с нужными знаниями не только из разных разделов программы, но и по разным предметам. Такой тип заданий актуален в развитии творческого поиска учащихся старших классов.

Важный аспект в выборе домашнего задания – учёт разного уровня способностей учащихся. Наиболее актуальными задачами индивидуальных заданий будут являться: развитие интересов слабоуспевающих и малоактивных учащихся; повышение уровня хорошо успевающих и одарённых школьников; раскрытие преимущества коллективной и групповой деятельности учащихся: укрепление мировоззренческих убеждений; способности логически мыслить особенно детей, пассивно относящихся к учёбе.

При разработке урока нельзя забывать о проверке домашнего задания, т.к. любое творчество ребёнка обязательно должно показать результаты на следующем уроке. Это повысит и интерес, и мотивацию к учебному процессу. При анализе домашних заданий необходимо учитывать правильность ответа, его самостоятельность, оригинальность, стремление ученика искать и находить разнообразные способы выполнения заданий.

Таким образом, организация домашнего задания – это важный аспект урока. Поскольку от того, как грамотно будет дано задание, зависит конечный результат учебной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
domashnee_zadanie_kak_sostavnaya_chast_processa_obucheniya_v_geografii.docx 34.12 КБ

Предварительный просмотр:

Домашнее задание как составная часть процесса обучения в географии

Домашнее задание преследует очень важные задачи. Это повторение ранее полученных знаний, которые должны служить опорными для новых знаний, подлежащих усвоению на следующем уроке, поэтому целесообразно предложить учащимся такие задания на дом, которые могут косвенно познакомить их с системой следующего урока. Это повторение того фактического материала, изучение которого необходимо запомнить на уроке.

При формулировке домашнего задания необходимо раскрыть его задачи, дать инструкцию к его выполнению, к работе с различными источниками информации. Домашнее задание может пробудить интерес к предмету, а учащиеся сами осуществят поиск необходимой дополнительной литературы, проанализируют заинтересовавший их вопрос, то есть будут работать творчески, развивая навык самостоятельной деятельности.

Домашние задания подразделяются на различные виды.

Распространённым видом домашних заданий является выполнение разнообразных письменных и графических работ: сделать рисунок, заполнить контурную карту, составить таблицу, схематический конспект, логическую цепочку, написать стихотворение или сочинение.

Очень часто используется задание, закрепляющее учебный материал, в сильной степени углубляющие, расширяющие, конкретизирующие знания и пробуждающие интерес к ним. Это такие виды домашних заданий: проанализировать статистический материал, прочитать статью, рассказ, описание по определённой книге (научно-популярного, технического содержания),журнале, газете; просмотреть кинофильм (если он идёт в данное время); пронаблюдать природное или бытовое явление; поставить несложный опыт и др. Все эти задания творческого плана и направлены на всестороннее развитие личности. Необходимо помнить, что творческие задания даются, когда ученики уже владеют достаточными знаниями и мыслительными приёмами, когда они в классе приобрели необходимый опыт творческой деятельности. Домашняя работа прочно связана с работой на уроке и рассчитана не только на развитие самостоятельности, но и творческого мышления. Задание на дом последовательно вытекает из предыдущего урока, является его продолжением и готовит последующий урок.

Домашнее задание невозможно отделить от учебного процесса – это одно целое. Планирование домашнего задания должно быть органически связано с планированием учебного процесса. Нельзя не согласиться с высказыванием Древелова Х. о том, что планирование домашнего задания – это необходимая составная часть планирования всего учебного процесса, непосредственно зависящая от него. Это не только зависимость, а прочная взаимосвязь. Логическое соединение учебной деятельности школьников на уроке с самостоятельной работой дома делает процесс формирования мышления школьников непрерывным.

Домашнее задание должно быть связано с нужными знаниями не только из разных разделов программы, но и по разным предметам. Такой тип заданий актуален в развитии творческого поиска учащихся старших классов.

Важный аспект в выборе домашнего задания – учёт разного уровня способностей учащихся. Наиболее актуальными задачами индивидуальных заданий будут являться: развитие интересов слабоуспевающих и малоактивных учащихся; повышение уровня хорошо успевающих и одарённых школьников; раскрытие преимущества коллективной и групповой деятельности учащихся: укрепление мировоззренческих убеждений; способности логически мыслить особенно детей, пассивно относящихся к учёбе.

При разработке урока нельзя забывать о проверке домашнего задания, т.к. любое творчество ребёнка обязательно должно показать результаты на следующем уроке. Это повысит и интерес, и мотивацию к учебному процессу. При анализе домашних заданий необходимо учитывать правильность ответа, его самостоятельность, оригинальность, стремление ученика искать и находить разнообразные способы выполнения заданий.

Таким образом, организация домашнего задания – это важный аспект урока. Поскольку от того, как грамотно будет дано задание, зависит конечный результат учебной деятельности.