Домашнее задание первоклассника
Но если возникают проблемы, не мириться с ними. В школах работают психологи, которые тоже помогут адаптироваться первоклашке. Здесь важно, чтобы между родителями и педагогами были доверительные отношения, тогда легче увидеть причину трудностей в первые дни ребенка в школе.
Как научить первоклассника выполнять домашнее задание самостоятельно
Накануне нового учебного года в помощь родителям вышла книга «Караул, домашняя работа!». Автор этого пособия, методист Ольга Узорова делится мыслями о том, что общего между модным тайм-менеджментом и унылой домашней работой, как научить ребенка делать уроки самостоятельно
Почему сегодня младшим школьникам требуется репетитор
Дело в том, что в советское время была другая система обучения. Любой учитель, даже тот, который не был прилежным студентом в педвузе, мог на достойном уровне дать программу начальной школы своим ученикам.
Как считает Ольга Уварова, программа давала возможность среднему учителю дать хорошие базовые знания среднему ученику. Советская система, с помощью которой мы выучили людей, которые первыми запустили ракеты в космос, была грамотной и логичной.
Изучаемая тема логично и в соответствии с возрастом школьников развивалась и применялась на практике. Многие современные авторы учебников ушли от этой классики, от грамотной подачи материала.
Сегодня компоновка программ нарушилась. Пошаговость подачи материала тоже. Стало модным в третий класс вводить темы из седьмого, не отработав базовые навыки. Первый класс превратился в «два прихлопа три притопа», а на сложные темы в последующих классов часов не добавили и поэтому со второго класса для родителей начинается суровая правда жизни.
Дело в том, что учитель в классе должен успеть отработать с учениками темы, но не успевает, потому что или идет урок-контрольная, урок-контрольная или новая тема, новая тема-новая тема.
Добавьте сюда бесконечные диагностические работы, отнятые часы у математики, русского языка и чтения в пользу физкультуры, английского и т.д., да еще отсутствие времени, чтобы сделать в классе работу над ошибками.
А в итоге родители жалуются на то, что их ребенок не может выполнить домашнюю работу самостоятельно, ведь они-то когда-то делали ее сами. Именно поэтому очень важно найти грамотного и опытного учителя. И делать это нужно, когда ребенку исполняется четыре года.
Что делать, чтобы домашняя работа не стала шоком для ребенка и родителей?
Ольга Узорова считает, что готовить ребенка к школе надо заранее. Желательно, чтобы ребенок с трех лет знал системное «надо». Не просто одноразовое «ах, мой ребенок полгода назад помог мне помыть пол». Занятие должно быть системным.
С трех лет, по мнению методиста, надо потихонечку приучать ребенка к какой-то домашней работе. Например, мы с тобой раз в неделю прибираем квартиру, ты вытираешь эти полочки. В четыре-пять лет ребенок может помогать маме накрывать на стол. Каждый день на ужин ставить тарелки на стол. Это нужно делать каждый день.
После таких занятий домашнее задание на каждый день не будет для него шоком, потому что до этого он каждый день накрывал на стол, поливал цветы, кормил хомячка. Ребенок уже понимает важнейшее для успешной учебы в школе слово надо.
Когда воспитание системного «надо» было упущено, то придется, оглядываясь на свое будто бы идеальное школьное прошлое, есть большой соблазн сказать первокласснику: «Ну, ты уже большой, давай сам».
Ольга Узорова считает, что нельзя сказать ребенку «ты уже взрослый садись и делай». Надо научить его делать домашнюю работу. Мы не можем спрашивать с ребенка того, чему мы его не научили, а потом не отработали. Забота грамотного выполнения домашнего задания в первую очередь — зона ответственности взрослых.
Если учитель в классе учит, как выполнять домашнюю работу, то вы дома должны контролировать этот процесс. И чем быстрее взрослые научат ребенка, а не просто торжественно сообщат ему: «Все, ты теперь школьник, ты взрослый — домашнее задание на твоей совести», чем грамотнее взрослые выстроят все этапы обучения ребенка, тем раньше он станет самостоятельно выполнять домашнюю работу.
Речь идет, разумеется, о сильном учителе, который умеет комбинировать современную школьную программу и о грамотном и мотивированном родителе. В этом случае в первой четверти родительский контроль за домашним заданием должен быть пристальным.
Родители должны смотреть, что и как ребенок сделал, с чем предстоит поработать. Домашняя работа должна быть чистой, без помарок и перечеркиваний. Неприлично сдавать работу, если она написана «курица лапой».
Сколько времени должно уходить на домашнюю работу?
По рекомендациям опытных учителей-практиков в начальной школе время выполнения домашней работы не должно превышать 1-2 часа, в 5-6 классах — 2,5 часа.
Глядя на обилие заданного (одни проекты по окружающему времени чего стоят), иногда очень хочется сделать уроки за ребенка.
Ольга Узорова предупреждает, что, к сожалению, проекты в разных школах вводят по-разному. И требования к ним очень разные. Многие требования зависят даже не от учителя, а от директора школы. Что касается всевозможных проектов, то у экспертов к ним неоднозначное отношение, особенно в начальной школе. Слишком много перекосов на практике.
Родители стали часто нанимать репетиторов для учеников начальной школы не для того, чтобы подтянуть предмет, а только для того, чтобы с ребенком делали домашнее задание.
Как обстоят дела с домашними заданиями в других странах? В США, например, школьниками предпочитают нанимать репетитора.
Этот путь очень опасный. Ребенок должен научиться делать домашнюю работу сам. Взрослые должны не делать за него, а научить справляться с этой работой.
Домашняя работа — это фундамент тайм-менеджмента
Родители должны четко себе представлять, что домашняя работа учит ребенка планировать свои действия. Но, прежде всего, она проверяет знания. Если выполняя домашнее задание ребенок задает много вопросов взрослому, значит, есть пробелы. И над этими пробелами нужно поработать.
Что делать, если с учителем не повезло
Конечно, любому родителю хотелось бы, чтобы ребенок писал грамотно, умел считать и решать примеры. Но с учителем не всегда везет.
В таком случае маме придется сначала делать домашнюю работу, а потом закрепить пройденное упражнениями, которые дадут необходимую базу. А бедный ребенок в этом случае будет учиться в три смены — школа, домашняя работа и отработка материала дома.
Что бы этого не произошло, надо искать учителя начальной школы заранее, когда ребенок еще ходит в детский сад.
Как научить ребенка выполнять домашнюю работу охотно и быстро
Чтобы научить ребенка выполнить домашнюю работу быстро, нужно составить план, то есть распланировать, сколько времени потребуется на каждый этап работы.
Нужно научить ребенка говорить: 2 задачи решу минут за 10, на 20 примеров уйдет 5-6 минут, 2 уравнения — да это минут на 5! Отмечаете карандашом время на полях. Включаете таймер для самопроверки (или ставьте песочные часы). Ребенок будет воспринимать это как игру. И тогда вся математика будет сделана без никому не нужных слез всего минут за 20.
Существуют разные виды памяти, и у людей, как правило, лучше развит какой‑то один из них. . Поэтому и запоминать всем нужно по-разному.
Итак, те, кто обладает хорошей зрительной памятью, все записывайте и иллюстрируйте. У кого развита слуховая память, читайте (например, басню, стихотворение, правило) вслух или пропевайте на любой подходящий мотив.
А вот те, у кого преобладает моторная память — рисуйте схемы; переписывайте правила, делайте наглядные пособия; басню или стихотворение не только спойте, но и спляшите.
В то время, когда вы делаете домашнюю работу с ребенком, не стоит учить похожие предметы подряд. Например, после того как выполнили задание по литературному чтению, не беритесь сразу за параграф из окружающего мира — вам будет трудно его запомнить. Так уж устроена наша память.
Почему в тетради ученика много помарок? Как строить работу над ошибками
Самое главное – научитесь ценить и уважать самостоятельный труд ребенка. Помарки уйдут со временем, если их истоки — не пробелы в знаниях. (Если пробелы есть, они обязательно обнаружатся, вот тогда и начинайте с ними бороться).
В том случае, когда помарки появляются из-за пропуска или замены букв, не стоит из-за этого перечеркивать весь труд ребенка. (Однако если помарок больше 20 на работу, то это сигнал, что надо обратиться к логопеду или дефектологу).
Чаще всего возможные причины этой проблемы — лень, неорганизованность. В борьбе с ними поможет только режим. Старайтесь приучать ребенка к режиму дня.
Помните: за уроки лучше садиться в одно и то же время. Организуйте удобное рабочее место. Поначалу сидите рядом, но не помогайте и не подсказывайте ответы. Именно сейчас вы должны жестко пресечь все детские «хочу» — «хочу пить» (в десятый раз!). Вам нужно отвечать примерно так: «Доделаешь — будет и яблоко, и питье».
Может случиться так, что ваш малыш почти всегда садится за домашнее задание не раньше шести-семи вечера (у него много секций или он ждет маму с работы)?
Так что срочно меняйте расписание секций и уменьшайте нагрузку ребенка. После 6 часов вечера ученик и домашнее задание — явления почти не совместимые
Как помочь ребенку быстрее выучить новый материал
Сначала надо самим понять материал, а затем его запомнить. Прежде чем выполнять письменное задание, пойми и выучи правило, на которые оно направлено. Ежедневно повторяй по 2-3 пройденных правила.
При этом всю теорию надо знать всегда. Выполняй упражнения, применяя те правила, алгоритмы, которые ты выучил. Ни одно правило, ни один алгоритм не написан в учебнике просто так — потому что место осталось. Каждое правило — фундамент практического применения.
Как выполнять с ребенком письменные задания
Говорите сыну или дочери, что нужно для этого делать.
1. Приведи рабочее место в порядок, приготовь все необходимое для работы.
2. Открой тетрадь. Сделай в тетради работу над ошибками.
3. Открой дневник, посмотри, что задано. Подумай, с какого предмета ты начнешь выполнение домашнего задания.
4. Открой учебник, прочти задание, подумай, какие правила следует применять в данном упражнении, и вспомни их. Если не помнишь, найди эти правила в учебнике и повтори.
5. Не знаешь, как оформить и выполнить задание? Просмотри классную работу, найди аналогичные упражнения, выполненные под руководством учителя, и ориентируйся на них.
6. Выполни упражнения. Если получилось грязно, перепиши. Совет: сложные задания сначала выполняй на черновике и там же исправляй ошибки и переписывай набело в тетрадь.
7. Проверь работу, аккуратно исправь ошибки. 8. Отдохни 10 минут и приступай к выполнению домашнего задания по другому предмету.
Как выполнять с ребенком домашнее задание по русскому языку
В начале пропиши буквы, слоги, слова, которые тебе задал учитель. Затем повтори основные правила. Отступи две строчки от предыдущей работы и напиши посередине «Домашняя работа». Напиши «Работа над ошибками» и сделай ее.
Выучи и повтори заданное правило. Придумай свои примеры на это правило. Только после этого приступай к заданию. Запиши: «Упражнение … (номер)».
Теперь прочитай задания упражнения. Прочитай текст упражнения. Сначала выполни задания к упражнению устно. Потом выполни упражнение письменно.
Не забывай выделять и проверять (если есть возможность) все пройденные орфограммы ручкой с зеленой пастой или карандашом.
После этого выполни все письменные задания к упражнению. И в заключение проверь работу.
Как научить ребенка проверять орфограмму
Для того, чтобы научить ребенка проверить орфограмму, нужно задать пять действий.
1. Определи, к какой части речи относится слово с орфограммой (существительное, прилагательное, глагол. ).
2. Установи, в какой части слова находится орфограмма (корень, приставка, суффикс, окончание).
3. Определи способ проверки (применить правило / проверить по словарям).
4. Подумай, как писать правильно. Сделай вывод.
5. Напиши слово правильно.
Как решать с ребенком задачи по математике
При решении задач по математике необходимо придерживаться девяти известных правил.
1. Прочитай условие задачи два или три раза. Представь, о чем говорится в задаче.
2. Перескажи задачу своими словами без цифр (как ты понял сюжет задачи?).
3. Поясни, что показывает каждое число задачи. Повтори вопрос задачи.
4. Составь краткую запись условия или выполни чертеж (схему).
5. Рассуждай, думай: можно ли сразу ответить на вопрос задачи? Если нет, то почему? Что нужно узнать сначала, а что потом?
6. Запиши план — цепочку решения задачи и решение по действиям (с пояснением после каждого действия или с вопросами).
7. Проверь решение. Обрати внимание на написание наименований в скобках после каждого действия.
8. Если уже умеешь, напиши решение выражением (одной строчкой, не по действиям).
Домашнее задание первоклассника
У вас в семье первоклассник? Поздравляем вас с таким радостным событием. Но, случается и так, что к радости за то, что ваш малыш вырос и стал учеником, примешиваются огорчения из-за возникающих проблем. Иногда ребенок, с радостью отправившийся в школу, уже через месяц не хочет ходить на занятия, а домашние задания соглашается делать только под присмотром родителей.
Тяга к знаниям, желание и стремление учиться закладываются именно в первый школьный год. И тут многое зависит не только от учительницы, но и от поведения родителей. Не расстраивайтесь и не ругайте первоклассника, а попытайтесь понять, почему малыш не хочет учиться. Детские психологи утверждают, что в нежелании детей учиться часто виноваты сами родители! Именно они, действуя из самых лучших побуждений, отбивают у ребенка тягу к знаниям.
Самая распространенная родительская ошибка — это непреодолимое желание немедленно, с первых дней добиться, чтобы ваш ребенок был лучшим учеником, стремление вырастить вундеркинда. У таких родителей еще задолго до поступления в школу ребенок осваивает большую часть программы первого класса, и ему просто неинтересно в школе. Ребенок хочет узнавать что-то новое, готов двигаться вперед, а школьная программа не позволяет.
Конечно, родителей тоже можно понять – они же стараются для малыша, желая облегчить ему жизнь. К этому, конечно, примешивается и родительское тщеславие — хочется, чтобы ребенок был самым-самым, вот они и стараются изо всех сил. Но если ребенок действительно обладает незаурядными способностями, то он и без вашей помощи проявит себя, а обычному ребенку слишком много учиться тоже вредно.
Воспитание в ребенке желания и умения учиться должно заключаться в развитии познавательных процессов — внимания, памяти, мышления и восприятия. Не пытайтесь, во что бы то ни стало, забегать вперед и проходить с ребенком школьную программу заранее, ведь ему станет совершенно неинтересно на уроках. Основная задача родителей — поддержание интереса к знаниям в целом.
Ни в коем случае не забывайте, что дети 6ыстро устают, поэтому во время приготовления домашних заданий делайте перерывы, чтобы ребенок мог отдыхать. Не усаживайте за приготовление уроков возбужденного игрой ребенка – ему будет трудно сосредоточиться и переключиться от игры к делу.
Не пытайтесь довести приготовление домашнего задания до совершенства, чтобы каждая буква была выписана по всем правилам, а устное задание вызубрено наизусть до запятой. Чем больше вы будете заставлять ребенка сидеть за книжками, тем хуже. В этом случае малыш воспринимает учебу как неприятную обязанность и соглашается делать уроки только из-под палки.
Многие родители, пытаясь приучить малыша к самостоятельности, не помогают ему делать уроки, а только проверяют уже выполненное задание. Но не каждый ребенок в состоянии самостоятельно сделать даже простое задание. Потребуется несколько месяцев, чтобы ребенок понял, что домашнее задание — это его обязанность, которую надо выполнять. Поэтому первое время вы должны мягко напоминать малышу, что пора садиться за книжки и помогать ему хотя бы своим присутствием.
При этом наберитесь терпения и не делайте за детей их работу. Многие родители, стремясь побыстрее закончить приготовление домашних заданий, или лишившись терпения подробно объяснять непонятное ребенку, сами делают за него уроки. Ребенок очень быстро к этому привыкнет и каждый раз будет стремиться именно к тому, чтобы вы снова и снова выполняли за него домашние задания.
Помогайте ребенку справляться с трудностями, а не оберегайте его от них. С первых дней ребенка нужно учить тому, что учеба – это его дело, самое важное для него, с которым родители помогут справиться, но не станут за него выполнять.
Не ругайте малыша за плохие отметки, а вместе с ним каждый раз старайтесь разобраться, что он сделал не так, чего не понял, не сумел, не успел. Ребенок не должен бояться плохих оценок и последующего за них наказания, иначе он научится скрывать их и обманывать вас. Каждый день разговаривайте с первоклассником обо всем, что происходит в школе. Внимательно слушайте и давайте свою оценку происходящему. Так ребенок будет учиться правильно ориентироваться в событиях и отношениях.
Если вы чувствуете, что нежелание учиться вызвано чем-то, что происходит в школе, обратитесь к учителю, выясните, что случилось, сразу, не допуская, чтобы школа вызывала у ребенка постоянный стресс.
Первоклассник в семье это и радость, и большие заботы! Именно сейчас воспитание ребенка становится особенно важным, потому что закладывается не только отношение к школе, но и к умению трудиться и учиться вообще. И ваши ошибки, невнимание, торопливость и нежелание помочь, могут обернуться впоследствии серьезными проблемами.
Домашнее задание первоклассника
Начался учебный год. А для многих наших детей он стал первым в жизни! Всё впервые: портфель и пенал, уроки и перемены. И, конечно, домашние задания. Как справится с этой новой обязанностью наш первоклассник, вчера ещё совсем малыш? Нужна ли ему помощь родителей, и как её в этом случае организовать? На все эти вопросы отвечает психолог Анна Бердникова.
Помогать или нет?
Необходимость готовить уроки может настигнуть первоклассника в разное время: в ряде школ домашнее задание практически не задается на протяжении всего первого класса, в других – до начала второй четверти, третьи школы дают на знакомство с учебным процессом пару недель, а далее начинаются обычные рутинные школьные будни, где домашнее задание обязательно.
» Независимо от того, когда начинают ребенку задавать домашнее задание, следует помнить, что это — новый для ребенка процесс, с которым он не знаком, для которого пока не существует готового алгоритма, и, как и любому другому навыку, выполнению домашнего задания следует учиться. Ребенок в школе не получит этого навыка автоматически.
Составляющие навыка
Во-первых, необходимо сформировать у малыша
мотивационную готовность.
Первокласснику нужно в течение дня дважды возвращаться к учебному процессу – первый раз в школе на уроке, второй – дома, при выполнении заданий. Для этого необходимо почувствовать себя достаточно отдохнувшим и полным сил, а также достаточно организованным, чтобы иметь твердую уверенность, что домашнее задание – это ненадолго. Хорошо, если в то время, когда предстоит делать уроки, дома есть кто-то еще взрослый, кто сможет помочь ребенку организоваться. Выполнение уроков можно ввести в распорядок дня, и начинать занятия четко в определенное время. Для этой цели можно заводить будильник или таймер. Тогда подавать сигнал «Пора за уроки!» будет не взрослый, с которым из-за этого могут начать портиться отношения, а собственноручно заведенный самим ребенком механизм: с этим сложно спорить, раз сам решил, надо подчиниться.
Хорошо, если в первые недели выполнения домашнего задания на вечер планируются какие-то приятные мелочи. «Сделаем уроки и покатаемся на велосипеде!», «После уроков погуляем – съедим по мороженому!».
Но приятное занятие — не награда за выполнение задания, оно просто «случайно» должно оказаться сразу после уроков.
волевая готовность.
Собственного терпения завершить все начатое, не отложить на середине, не увлечься чем-то более любопытным, чем крючки в прописи, у первоклассника может быть ещё маловато. Здесь также необходима помощь взрослого: надо организовывать переход с этапа на этап, поддерживать, комментировать и хвалить за сделанное.
Среди палочек и крючков находить написанные с наибольшим тщанием, выделять их и ставить в пример, говорить ребенку с восхищением: «А ведь можешь же, когда стараешься!».
Если при переходе от выполнения заданий по одному предмету к другому предусмотрен перерыв, то поначалу только взрослому по силам сделать так, чтобы перерыв не затягивался.
Ничего страшного, если в первые недели взрослый будет безотрывно находиться рядом с ребенком во время выполнения заданий. Ребенок учится, ему нужна помощь и поддержка. Постепенно можно увеличивать меру ответственности за выполняемое. Теперь мама, например, смотрит не каждую написанную строчку и выделяет в ней наиболее успешные буквы, а на все задание сразу (все пять строк). Если ребенок справляется с этим, значит, на следующем этапе ему можно попробовать доверить выполнение задания по всему предмету в целом (пять строк в прописи и рисунок предмета на изучаемую букву).
» Первоклассник справился и с этим? Замечательно, он готов к тому, чтобы выполнить задание по всем письменным (всего двум!) предметам самостоятельно.
При подготовке устных предметов ребенку помощь взрослого будет требоваться несколько дольше, чем при подготовке письменных, потому что устные задания, как правило, в меньше степени поддаются нормированию и алгоритмизации, среди них чаще встречаются творческие, а также изначально предполагающие помощь взрослого.
Научить ребенка выполнять домашние задания хлопотно и затратно по времени, но эти родительские усилия окупаются в полной мере: это экономия родительского времени и нервов в совсем недалеком будущем!