Методическая разработка Домашнее задание по физической культуре

Лежа на спине поднять ноги коснуться коленями справа, затем слева за головой.

О домашних заданиях по физической культуре.

Как известно, урок не может восполнить тот необходимый минимум двигательной активности, который нужен нашим детям, чтобы поддерживать свой организм на достаточно высоком функциональном уровне. Многие ученые и педагоги ищут пути увеличения двигательной активности, способствующие увеличению функциональных возможностей организма школьников, развитию у них основных физических качеств.

Одной из действенных форм повышения уровня двигательной активности и продолжения учебно-воспитательной работы с учащимися должны стать домашние задания по физической культуре.

В процессе выполнения домашних заданий учащиеся приобщаются к систематическим занятиям физическими упражнениями, физическая культура постепенно входит у школьников в привычку. Кроме того, стараясь хорошо выполнить домашние задания, они приучают себя активно и добросовестно работать, совершенствовать двигательные навыки и умения, развивать необходимые физические качества. Все это постепенно приводит к формированию личности ученика в процессе обучения.

В своих исследованиях Л.С. Выготский выдвинул положение о ведущей роли обучения относительно психического развития. Эта идея находит отражение и в деятельности педагога, который предлагает домашние задания как продолжение процесса обучения. Учеными замечено, что через целенаправленное изменение содержания основного дидактического материала при обучении путем увеличения доли и меры самостоятельной работы можно стимулировать систематические занятия. Поэтому увеличения двигательной активности и повышения двигательной подготовленности школьников можно добиться через увеличение доли самостоятельных занятий школьников физическими упражнениями. И первым этапом будет систематическое выполнение всеми учащимися домашних заданий по физической культуре.

Чем же мотивирована необходимость проработки проблемы домашних заданий по физической культуре?

Во-первых, вопрос о домашних заданиях по физической культуре не нашел еще своего отражения в общепедагогической литературе и слабо изучается с точки зрения оздоровления и образования. Есть еще педагоги, которые не признают домашние задания по физической культуре, считая, что они увеличивают и без того очень большую учебную нагрузку школьников.

Во-вторых, домашние задания по физической культуре, решая определенные задачи, имеют свои характерные особенности, которые отличают их от заданий на дом по другим общеобразовательным предметам.

В-третьих, домашние задания не только способствуют популяризации физических упражнений среди школьников, но и являются фактором, уменьшающим умственную перегрузку детей и стимулирующим правильную организацию их свободного времени.

Основная задача домашних заданий по физической культуре – создать условия для подготовки учащихся к выполнению требований государственной программы по физической культуре, развить двигательные качества и приобщить учащихся к систематическим занятиям физическими упражнениями. Кроме этого, используя домашние задания, можно решать и такие задачи, как улучшение и коррекция осанки учащихся, обучение изготовлению несложного спортивного инвентаря, формирование навыков личной гигиены и т.п. Следовательно, содержание домашних занятий зависит от того, какие задачи ставит учитель физической культуры перед учащимися.

Почему же не приживаются домашние задания по физической культуре, почему они малоэффективны и не приносят должного удовлетворения ни учителю физической культуры, ни учащимся?

Видимо, здесь сказывается отсутствие теоретических разработок по данной проблеме.

При организации и проведении домашних занятий возникает много вопросов, решение которых вызывает трудности у учителей физической культуры. Попробуем решить их.

Надо ли давать домашние задания по физической культуре всем учащимся в классе?

Многие учителя жалуются на то, что учащиеся не делают домашних заданий или выполняют их без особого интереса. Это происходит потому, что они не всегда понимают смысл заданий или считают их неинтересными. Получается это тогда, когда учитель всему классу дает одно и то же задание. Следовательно, домашние задания должны быть не очень трудными, и в то же время необходимо, чтобы при их выполнении учащиеся прикладывали определенные усилия.

Но в классе бывают ученики, имеющие высокую двигательную подготовленность и выполняющие все требования учителя с первой попытки. Нужно ли им давать задание, как и всем? Наверное, не всегда. Во-первых, они, в силу своей подготовленности, все равно не будут его выполнять, так как хорошо справляются со всеми нормативами. Во-вторых, эти школьники, как правило, отрицательно влияют на других учащихся, отговаривают их от выполнения домашних заданий.

Не следует давать домашних заданий и учащимся, которые занимаются в спортивных секциях добровольных обществ и ДЮСШ. Такой подход позволит больше внимания уделить тем, кто имеет слабую физическую подготовленность.

Однако домашние задания могут быть предложены всему классу. Здесь необходимо учитывать типы заданий, которые получают учащиеся, и поставленные перед ними задачи.

Так, например, если учитель стремится развивать скоростно-силовые качества, то домашнее задания (комплекс специальных упражнений) следует давать только тем, у кого эти качества развиты слабо и кто не выполняет требования учебной программы. В этом случае задания должны быть строго индивидуальны в зависимости от уровня подготовленности учащихся и с учетом их возможностей. С другой стороны, если решается задача (скажем, в четвертом классе) формирования у школьников навыков личной гигиены, то домашние задания должны даваться всему классу и соответствующим образом должна быть организована их проверка.

Способы дифференцирования и индивидуализации домашних заданий должны основываться на задачах, которые решает учитель физической культуры. Многие учителя связывают их с освоением программного материала. Это хорошо, но индивидуализация заданий предусматривает учет возможностей каждого учащегося. Один отстает в развитии выносливости, другой – в силе, третий – в быстроте и т.д. Поэтому целесообразно строить домашние задания таким образом, чтобы они помогали учащимся развивать те качества, которые им необходимы.

Так, в первой четверти совсем не обязательно всем давать комплексы, способствующие развитию быстроты или скоростно-силовых качеств. Может быть и так, что мальчик или девочка быстро бегают и хорошо прыгают, но силовые качества у них развиты недостаточно. В этом случае не следует ждать второй четверти, а с сентября задавать таким учащимся комплексы силовых упражнений, которые помогут им развить силовые качества. А если учитель будет ждать, когда начнется гимнастика, то он может упустить время, и учащиеся не подготовятся достаточно хорошо к выполнению силовых нормативов.

Кроме того, использование комплекса силовых упражнений, выполняемых в различных режимах, позволит учащимся лучше подготовиться и выполнить упражнения не только силовые, но и требующие хорошего развития скоростно-силовых качеств и даже выносливости. С другой стороны, учащемуся, имеющему хорошие силовые способности, даже в период освоения раздела гимнастики целесообразно давать задания на развитие быстроты, координации, если эти качества у него заметно отстают.

Все домашние задания, которые учитель предлагает учащемуся, должны отвечать следующим требованиям:

задания должны быть в меру трудными, чтобы учащиеся прилагали определенные усилия при их выполнении, но не превышать возможности детей данного возраста;

подбирать упражнения и задания следует с учетом выполнения их в домашних условиях;

комплексы упражнений должны быть строго индивидуальны и учитывать уровень подготовленности учащегося;

задания и комплексы упражнений должны быть хорошо освоены учащимися на уроках физической культуры для того, чтобы школьники могли правильно выполнять их дома;

все задания должны систематически проверяться, оцениваться и пропагандироваться среди учащихся;

в задания по развитию двигательных качеств в течение года необходимо включать упражнения, направленные на их комплексное развитие, с учетом недостаточно развитых качеств;

периодически комплексы упражнений должны меняться, корректироваться с целью более качественного воздействия на развитие определенных двигательных качеств.

Методические рекомендации

Коротко остановимся на методике домашних заданий, которая заключается в следующем:

1. Побудить учащихся к тому, чтобы они внимательно выслушивали задания, и после этого показать им упражнение, предназначенное для отработки дома, с тем чтобы они могли зрительно запомнить его смысл и исполнение, и в процессе самостоятельного разучивания использовать его в качестве образца.

2. Потребовать, чтобы учащиеся все вместе (вслух или мысленно про себя) «проговорили» это задание, пользуясь специальной терминологией, а в необходимых случаях проанализировали его и здесь же, на уроке, попытались выполнить предлагаемое упражнение самостоятельно.

3. Убедить учащихся в практической пользе для них предлагаемого задания с тем, чтобы заинтересовать их, сформировать у них более внимательное отношение к нему, вызвать желание выполнять задания как можно лучше и с большой пользой для себя.

4. Выделить главное, над чем ученику следует поработать дома и чего он должен добиться в процессе самостоятельного разучивания упражнения, а также указать, какая работа будет считаться хорошо выполненной и как надо выполнять задание, чтобы получить требуемый результат (выделение цели и создание определенных перспектив).

5. Основательно изучить материал на самом уроке, что не исключает возможности заданий для самостоятельного изучения его дома без предварительного ознакомления на уроке. Предварительное домашнее задание имеет своей целью подготовку детей к лучшему и более глубокому восприятию нового учебного материала на уроке, и мы отводили ему значительное место.

6. Дать инструкцию по организации самостоятельных занятий и выполнению домашних заданий, а также напомнить, чтобы, придя в класс, учащиеся записали его по памяти в свою специальную рабочую тетрадь (дневник и т.д.). Лучше всего, если инструкция заранее будет вывешена на доске заданий и поручений, – тогда учащиеся будут иметь возможность в любой момент обратиться к ней.

В комплексы упражнений могут быть включены упражнения, способствующие совершенствованию какого-либо навыка. Например, при обучении одновременному лыжному ходу учитель требует, чтобы учащиеся в финальном движении отталкивания заканчивали толчок кистями. Но они не сразу приобретают навык финального усилия кистями. Учитель может еще до начала занятий по лыжной подготовке предложить учащимся в качестве домашнего задания такое упражнение: встать спиной к стене, на шаг от нее. Руки опустить вдоль туловища ладонями к стене. Выполняя наклон спиной назад, опереться руками о стену и, резко разгибая их, оттолкнуться от стены, заканчивая отталкивание разгибанием кистей. Выполнять упражнение следует на время, по 40–50 сек., после чего необходимо немного отдохнуть (60–80 сек.) и повторить движение еще 3–4 раза. Такое упражнение не только поможет ученику отработать навык отталкивания кистью, но и разовьет силу рук при отталкивании.

Учитель может подобрать и другие технические упражнения, но необходимо помнить: техническое упражнение должно быть хорошо освоено на уроке физической культуры, прежде чем учитель предложит его в качестве домашнего задания. Это вызвано необходимостью правильного выполнения упражнения для того, чтобы правильно сформировать навык.

Одним из условий, способствующих популяризации домашних заданий по физической культуре, является методика их проведения и оценки. Учащиеся будут выполнять домашние задания по физической культуре только в том случае, если будут уверены, что учитель обязательно оценит их работу. Если же этого не будет, то у детей постепенно пропадет интерес к выполнению упражнений дома.

С другой стороны, проверка домашних заданий отнимает много времени на уроке, в силу чего учитель не успевает или проверять заданное, или выполнять план урока, осваивая с классом намеченные двигательные действия. Видимо, поэтому учитель не всегда последователен в своих действиях: дает задания на дом, но проверять их порой не имеет возможности. И, как следствие этого, дети перестают воспринимать их всерьез и выполнять дома.

В публикациях не очень четко показана методика их проверки, не отражены приемы и возможности организации проверки и оценки выполнения. Многое здесь зависит от условий в школе, возможностей учащихся и учителя физической культуры, его способности к организации проверки. Некоторые специалисты предлагают проверять задания во внеурочное время. Но на занятия, проводимые после уроков, не всегда можно пригласить тех учащихся, которые нужны учителю. И все же, не отрицая такой возможности (при правильной организации), нам представляется, что лучше всего проверять задания на уроке.

Наиболее рациональным, по нашему мнению, будет работа учащихся дома над комплексом упражнений (заданий) в течение максимум двух недель. Через две недели те задания, которые учащиеся получили от учителя, должны быть проверены – желательно у всех, кому они задавались. Детям следует заранее объявить о дне проверки, с тем чтобы они были к этому готовы, и не переносить его.

Например, на уроках с использованием материала из раздела «Легкая атлетика» проверить домашнее задание можно во время вводной части урока или в начале основной. Если задание было дано не всему классу, а индивидуально – отстающим и менее подготовленным учащимся, – то, проверяя беговые и прыжковые упражнения в конце вводной части урока или в начале основной, учитель оценивает усвоение учащимися заданий, которые они готовили дома (к примеру, бег на месте с высоким подниманием бедра). Это упражнение вырабатывает быстроту движений, способствует полному выпрямлению толчковой ноги и тренирует мышцы передней поверхности бедра и брюшного пресса. Именно эти мышцы играют важную роль в беге на скорость.

Такая проверка может быть организована фронтально (упражнение выполняет весь класс, а учитель оценивает только тех учащихся, кому он дал задание) или по группам. В этом случае учитель не специально тратит время на проверку, а проводит учебную работу на уроке, обучая и развивая определенные двигательные качества у всего класса, и в то же время следит за теми, кому было дано задание освоить это упражнение. Точно так же можно организовать проверку домашних заданий и в основной части урока, выполняя любые двигательные действия.

На уроках гимнастики для проверки домашних заданий целесообразно использовать круговую тренировку. Например, учителю необходимо проверить задание по подтягиванию у мальчиков и сгибанию и разгибанию рук в упоре на гимнастической скамейке у девочек. В основной части урока одной из «станций» круговой тренировки будут перекладина и гимнастическая скамейка, на которых учащиеся выполняют упражнения. Учитель проверяет задания на этой «станции», выставляя оценки за выполнение, и в течение урока перед ним проходит весь класс. Следовательно, все учащиеся (и мальчики, и девочки) выполняют упражнения, заданные на дом.

Если учитель дает задание индивидуально, исходя из подготовленности каждого учащегося, то он должен оценивать задание по приросту показателей в том или ином упражнении. Можно оценить выполнение упражнений и заданий таким образом: прирост в 30–40% соответствует оценке «5», в 15–20% – «4» и в 8–12% – «3».

В том случае, когда учитель физической культуры предлагает домашнее задание всему классу, оценка выполнения индивидуальна. Это значит, что для каждого конкретного ученика, в зависимости от его подготовленности на данный период, дается определенный норматив прироста в процентах за отведенное на домашнее задание время. Например, для сильных учащихся процент прироста результата на оценку «5» составит 5–10%, для средних – 10–15% и для слабых учащихся – 15–20%. Такой порядок подсчета требует составления специальной таблицы, отражающей процент прироста включаемых в комплекс упражнений и заданий. Поэтому при определении уровня двигательной подготовленности учащихся в начале учебного года следует записать результаты тестирования в специальные карточки или тетради, в которых школьники будут отмечать рост своих результатов.

Однако опыт проведения и оценки домашних заданий говорит о том, что наиболее эффективной может быть только одна оценка – «5». Ведь если ученик занимался и имеет некоторый сдвиг в показателях, а ему учитель за выполнение ставит оценку «3» или «4», то это, как правило, вызывает отрицательную реакцию со стороны ребенка, который в следующий раз не будет стараться при подготовке домашних заданий по физической культуре. Учителю необходимо приветствовать и положительно оценивать малейший успех своих учеников, способствовать тому, чтобы они стремились к систематическим занятиям физическими упражнениями в свободное время и с удовольствием выполняли домашние задания.

Помимо статей, в нашей спортивной библиотеке вы можете найти много других полезных материалов: спортивную периодику (газеты и журналы), книги о спорте, биографию интересующего вас спортсмена или тренера, словарь спортивных терминов, а также многое другое.

Методическая разработка «Домашнее задание по физической культуре»

Предлагаю учителям физической культуры, использовать в совей работе разработанную мной систему домашних заданий для учащихся 1-4 классов, как эффективное средство повышения уровня физической подготовленности учащихся. Применение системы способствует развитию навыков самостоятельности, возрастает потребность и интерес к занятиям физической культуры и спортом. Пользуюсь этой системой в течение многих лет и имею возможность наблюдать эффективность и результативность, как следствие применения этой системы. Наблюдается значительное повышение уровня физической подготовленности учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка «Домашнее задание по физической культуре»»

МБОУ «Архиповская средняя общеобразовательная школа» Сакмарского района Оренбургской области

Методическая разработка по физической культуре на тему:

Система домашних заданий как фактор повышения физической подготовленности учащихся

Болотова Розалия Якубовна учитель физической культуры высшей категории

Предлагаю учителям физической культуры, использовать в совей работе разработанную мной систему домашних заданий для учащихся 1-4 классов, как эффективное средство повышения уровня физической подготовленности учащихся. Применение системы способствует развитию навыков самостоятельности, возрастает потребность и интерес к занятиям физической культуры и спортом. Пользуюсь этой системой в течение многих лет и имею возможность наблюдать эффективность и результативность, как следствие применения этой системы. Наблюдается значительное повышение уровня физической подготовленности учащихся.

Система домашних заданий как фактор повышения

физической подготовленности учащихся.

Домашняя учебная работа учащихся дополняет урочную, отличается большей самостоятельностью, отсутствием непосредственного руководства учителя.

Дидактическое требование учить учащихся на уроке не устраняет педагога от необходимой помощи в соответствующей организации домашних заданий учащихся, освоение программного материала нельзя ограничить познавательной деятельностью учащихся на уроках.

Кроме того, домашняя учебная работа имеет важное значение самостоятельного умственного труда и самообразования, чувство ответственности за порученное дело.

Успех домашней работы учащихся зависит от следующих основных условий:

сформированности у учащихся познавательного интереса к выполняемым заданиям и понимания ими цели работы. Условие это обеспечивается сочетанием с учебной работой на уроках, их творческим характером, исключающим стереотипное и механическое повторение, связью с жизнью, с практикой;

педагогического руководства и контроля со стороны учителей и родителей учащихся, воспитывающих ответственное отношение к выполнению домашних заданий;

соблюдение дидактических принципов, в частности принципа доступности обучения, т. е. посильности предлагаемых учащимся домашних заданий, не исключающего, однако, преодоление известных трудностей.

Чтобы домашняя работа носила творческий характер, была интересной, в содержание заданий на дом включается проведение несложных упражнений, подготовка самостоятельных выводов и наблюдений о своих ощущениях и состоянии здоровья. Задают ли в школе домашние задания по физической культуре? Да, могут и должны быть такие уроки. Например, учитель физкультуры, заметив, что кто-нибудь из ребят отстает от товарищей в ловкости, быстроте, даёт такому ученику задание выполнить дома определённое число раз те или иные упражнения, не смотря на то, что многие родители возмущаются: «Впервые слышим, чтобы по физкультуре задавали домашние задания. »

Вот чем вызвана необходимость бесед учителя физкультуры с родителями на общественных и классных собраниях, индивидуальные беседы с родителями, бабушками и дедушками.

Выполнение домашних заданий — органическая часть учебного процесса. Цель заданий на дом по физкультуре состоит не только в том, чтобы повысить культуру движений школьника, но и в том, чтобы содействовать этим морально- волевому и физическому совершенствованию, воспитывать у детей и подростков потребности к регулярным занятиям физическими упражнениями, соблюдению необходимых навыков и правил.

Недельный двигательный режим учащихся можно условно разграничить на несколько частей.

Первая часть приходится на уроки физической культуры.

Вторая включает в себя ежедневное выполнение комплекса домашнего задания, разработанного педагогом.

В третью часть входят мероприятия, предусмотренные физкультурно — оздоровительными мероприятиями в режиме дня: гимнастика до учебных занятий, физкультурные минутки на уроках, игры на подвижных переменах, «часы здоровья», спортивный час в группе продленного дня, из занятий в спортивных секциях, общественных соревнований в спартакиадах и, также, самостоятельным активным двигательным и трудовым процессом школьника дома.

Подготовка учащихся к выполнению домашних заданий проводится учителем на уроке в процессе формирования у них навыков самостоятельной работы, чёткого объяснения содержания и методики выполнения домашних заданий, которые сообщаются до звонка, записываются на доске и в школьных дневниках учеников.

Объём домашних заданий регламентируются в соответствии с установленными нормами.

Затраты времени координируются классным руководителем и контролируется заместителем директора школы по учебно — воспитательной работе, с тем, чтобы не допустить перегрузки домашними заданиями. Родители учащихся создают необходимые условия для выполнения домашних заданий ( организация рабочего места ученика, удовлетворяющего установленные требования, подбор нужных пособий, приучают детей выполнять задания по предмету, как правило, в день его получения, а не накануне предстоящего урока, соблюдать основные правила:

выполнять сначала более сложные задания, проводить систематический самоконтроль, делать перерыв через каждые 30-40 минут или после выполнения задания по предмету). Проверка и оценка выполнения домашних заданий осуществляется учителем на уроках ( в ходе опроса учащихся, их самостоятельной работы, путём беглого просмотра выполненных дома заданий, при повторении и изучении нового материала и т.д.).

(Ю.К. Бабанский; 1988г., стр.438).

Прослеживая динамику физического развития учащихся в течение нескольких лет, мы пришли к выводу, что сейчас, как никогда, необходима целенаправленная система средств и методов, содействующих увеличению двигательной активности школьников. Естественно, что система эта должна работать во всех звеньях школьного физического воспитания: уроках, мероприятиях в режиме учебного дня, но особенное внимание необходимо уделить самостоятельным и домашним заданиям. В школе забота о физическом развитии ребёнка лежит в основном на учителе физической культуры. Однако, чаще всего одних только его усилий оказывается недостаточно, как бы хорошо он не работал.

Для того, чтобы ребёнок рос физически развитым, не болел, легко осваивал материал школьной программы, необходимы усилия всех заинтересованных сторон, и в первую очередь родителей школьника. К сожалению пока, основная часть учителей страны работает в одиночестве. И даже те ученики, которые старательно выполняют задания учителя на уроке, принимают участие в спортивных мероприятиях школы и т. д., не всегда достигают необходимого уровня физической подготовленности из- за отсутствия поддержки и должного контроля за выполнением домашних заданий по физической культуре со стороны родителей. Основная же причина такого состояния дел – неосведомлённость. Из многочисленных бесед с родителями учащихся нашей школы выяснилось, что более 50 % из них считает, что 3х уроков физической культуры вполне достаточно для нормального физического развития их детей. Мало того, определённая часть родителей препятствуют занятиям детей в школьных спортивных секциях, занятиям в ДЮСШ. Находят для этого различные причины- занятия в музыкальной школе, недостаток времени на подготовку уроков по другим предметам, плохая успеваемость и т. д. Не всегда стремление школьника заниматься в спортивной секции встречает поддержку и со стороны классного руководителя, учителей предметников. Вот и получается, что ежедневно учащиеся недополучают половину, а то и большее количество движений в дни, когда нет уроков физической культуры и дефицит двигательной активности достигает 80%. Где искать выход и есть ли возможность приобщить родителей к организации оптимального двигательного режима школьников? Эффективность работы во многом зависит от контакта с родителями учащихся.

Поэтому, необходимо в первых классах в начале года проводить беседу с родителями, где рассказывать о данных медицинского обследования, о нормативах учебной программы по физической подготовленности, знакомить с планом предстоящей работы, с требованиями к родителям и детям о необходимости рационально организовывать самостоятельные занятия детей.

Методические особенности воспитания скоростно-

силовых и силовых способностей учащихся

младших классов.

В младшем возрасте необходимо приступать к воспитанию у детей силы мышц, как основы для развития быстроты и выносливости.

Силаэто способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему посредством мышечных напряжений.

В программе по физической культуре для школ, начиная с 1- го класса предусматривается силовая подготовка детей. В процессе трудовой и спортивной деятельности, в быту наибольшее значение имеют силовая выносливость и взрывная сила. С этими видами силовых проявлений человек встречается буквально на каждом шагу. Упражнения для воспитания силы у младшего школьного возраста должны быть динамическими, нагрузки при развитии силы не должны быть предельными, перенапряжение может привести к общей задержке роста. Соответственно подбираются подвижные игры, требующие кратковременных скоростно – силовых напряжений, умеренных по нагрузке(«Кто дальше бросит»-1 класс, «Эстафета с прыжками в длину»- 2 класс, «Альпинисты»-3 класс).

Легко выполняются упражнения в лазании по наклонным и вертикальным канатам, с постепенным увеличением угла наклона, с помощью рук и ног, в висах и упорах.

Для воспитания силовой выносливости физические нагрузки даются с учётом индивидуальных возможностей детей, для динамической выносливости – сгибание, разгибание рук в положении смешанных висов и упоров, для статической выносливости используются различные упражнения в форме длительного удержания определённых поз: стояние на носках, «ласточка» — упражнение в равновесии и т.д. При выполнении силовых упражнений мышцы могут работать в 3-х режимах:

1) преодолевающем – при уменьшении длины мышц;

2) уступающем – при удлинении мышцы;

3) изометрическом (статическом) без изменения длины мышцы.

Например: при поднимании прямых ног в висе до прямых ног в висе прямого угла встречаются все три режима мышечной деятельности. Для измерения динамической и взрывной силы , а также силовой выносливости мы используем разнообразные контрольные упражнения:

а) прыжки со скакалками, метание мячей на дальность, прыжки в длину с

места – для определения скоростно – силовых качеств;

б) отжимание в упоре лёжа, подтягивание;

в) подскоки на месте на заданную высоту и т.д.

Продолжительность силовой подготовки па уроках физической культуры

может достигать 10-12 минут, в условиях занятий дома – 20-30 минут. (Б.М.Шиян).

Определяя дозировку выполнения упражнений по домашним заданиям, мы руководствовались нормативными требованиями учебной программы, предъявляемыми к учащимся данного возраста с учётом их состояния здоровья, показателей физического развития и двигательной подготовленности. Основная направленность заданий на развитие двигательных способностей учащихся. Сквозные домашние задания единые для всех учеников класса. Дифференцируется лишь нагрузка при их выполнении.

Сквозные домашние задания разучиваются уже на первых уроках, контролируются сначала учителем физкультуры, а во второй четверти и дальше дети делятся на две группы и проверяют выполнение упражнений уже самостоятельно. Для учащихся, которым учебный материал даётся с трудом, мы разработали тематические домашние задания: индивидуально для школьника или долго болевшего или отстающего в уровне развития двигательной подготовленности.

Тематические домашние задания решают задачу более целенаправленной подготовки учащихся к освоению отдельных разделов программы и способствуют развитию двигательных способностей, играющих главенствующую роль при обучении тому или иному учебному материалу.

В содержание домашних заданий мы включили упражнения для развития двигательных способностей, упражнения для профилактики и коррекции плоскостопия, формирования правильной осанки.

При определении дозировки упражнений мы старались учесть, что один и тот же объём нагрузки может дать различный эффект в зависимости от уровня подготовленности учащихся. Например, для хорошо подготовленного ученика сгибание и разгибание рук в упоре лёжа в течение 10 секунд будут способствовать воспитанию скоростной, а для менее подготовленного воспитанию силовой выносливости.

Первое домашнее задание даётся уже на вводном уроке, очередное после проверки предыдущего. Объяснение и показ физических упражнений по домашним заданиям осуществляется в различных структурных частях урока в зависимости от его содержания. Показывают упражнения учитель физической культуры или хорошо подготовленные учащиеся

В карточках по домашнему заданию указываются: дозировка упражнений или то упражнение, которое для данного ученика является главным и на него следует обратить больше внимания.

воспитание скоростно-силовых способностей.

1.Приседание на одной ноге: 2х8 раз.

2.Угол в висе: 5раз.

3. Передача мяча донной рукой в стену и ловля мяча двумя руками-10 раз.

4. Подтягивание в висе (м)-2х3 раза;

в висе лёжа (д) – 2х5 раз.

1.Подтягивание в висе(м)-3х3р; (д)-2х6 раз.

2. Бег с захлёстыванием голени назад, с максимальной частотой движений,3-4 серии по 12 м.