Нужны ли школьникам домашние задания

Как выполнять домашнее задание учащимся

Домашнее задание играет огромную роль в учебной деятельности школьника. Ведь на уроках ему дают готовые знания, которые требуют механического запоминания, зато дома учащийся тренируется применять их на практике. Благодаря регулярному выполнению домашних заданий школьник может за короткий промежуток времени добиться значительного прогресса в учебе.

  • Как выполнять домашнее задание учащимся
  • Школьное домашнее задание: основные понятия, помощь ребенку
  • Когда лучше делать домашние задания

Не следует откладывать выполнение домашнего задания на поздний вечер – в это время школьнику тяжело сосредоточиться: родные уже дома, смотрят телевизор и беседуют, во дворе играют друзья, а то и вовсе начинает клонить в сон. Задание следует выполнять либо сразу по возвращении из школы, пока полученные знания еще не забыты, либо после того, как ученик перекусит и немного отдохнет.

Для успешного выполнения домашнего задания учащийся должен владеть необходимым теоретическим материалом. Прежде чем приступать к выполнению упражнения, школьнику следует просмотреть конспект, продиктованный в школе учителем, вспомнить полученные сведения и лишь затем приступать к выполнению «домашки».

Рабочее место учащегося должно быть удобным. Выделите специальную полку для игрушек и художественной литературы, чтобы эти вещи не лежали на столе и не отвлекали ребенка. Стол должен хорошо освещаться, стул – быть удобным.

Начинать выполнение домашнего задания следует с самого сложного урока. Если школьник справится с геометрией или объемным заданием по русскому языку, остальные предметы пойдут куда быстрее.

Успешное выполнение упражнений должно быть вознаграждено. После того как учащийся справился с заданием по одному предмету, он может отдохнуть пятнадцать минут, выпить чашку чаю и съесть конфету, послушать музыку. Однако отдых не должен затягиваться, иначе потом ребенку будет сложно вновь приняться за работу.

Родители могут помочь школьнику, распланировав его день. Маленькому человеку еще сложно управлять своим временем, поэтому он может просто не заметить, что если он посмотрит несколько серий любимого сериала, у него не останется времени на литературу. Грамотный отец или мать могут предложить ребенку распорядок дня. Разумеется, эта мера должна вводиться не в принудительном порядке, а по желанию школьника. А желание можно смотивировать, исходя из характера ребенка.

С каждым годом нагрузка в школах возрастает. Родители должны следить за тем, чтобы, помимо хорошей учебы, школьник успевал отдохнуть, погулять на свежем воздухе, встретиться с друзьями.

Нужны ли школьникам домашние задания?

Средства массовой информации обсуждают нужны ли школьникам домашние задания? Я работаю преподавателем математики в ЦО. Могу сказать , что всегда очень внимательно отношусь к подбору материала для домашних заданий . Мои ученики знают, что , если я задала домашнее задание, то обязательно его проверю. Применяю разные способы проверки. Сейчас работаю по ФГОС в 5 классе. Ребята с радостью занимаются дома по рабочим тетрадям, по учебнику, по дадактическим материалам, охотно ищут информацию в интернете. При проверке домашних заданий просто «лес» рук.

Можно и без домашних заданий, даже не следует задавать их на выходные дни (можно лишь математическое сочинение, но по желанию). ФГОСы не рекомендуют домашние задания?!

С инициативой отменить домашние задания выступили учителя одной из московских школ на встрече с президентом РФ. Педагоги посчитали, что нагрузка в выпускных классах зашкаливает. По мнению педагогов, нужно нормативно закрепить право ученика на выбор той формы самообразования, которая для него полезна и нужна.

«Никаких законодательных препятствий на эту тему нет, никаких распорядительных документов со стороны министерства образования и науки не требуется. Это выбор образовательного учреждения, учителя и родителя», — отметила Третьяк.

«Именно учителю и образовательному учреждению принадлежит право определения методик преподавания, системы построения урока, формы промежуточных аттестаций. Поэтому, если школа совместно с родителями решит, что достигнуть результатов, определенных федеральным государственным образовательным стандартом, можно без домашних заданий, она это может и вправе сделать», — сказала первый замминистра.

Обязательно нужны! Домашние задания закрепляют материал, стимулируют для поиска дополнительного материала особенно это касается ФГОС.

Домашние задания безусловно нужны. При их выполнении ученик закрепляет новый материал и восполняет пробелы в его усвоении.

Конечно же нужны, но без решебников.

Я работаю в начальной школе. Считаю, что домашние задания нужны обязательно. Пусть это будет лишь одна строчка в тетради или простая задачка в одно действие. Но должна быть система в заданиях с обязательной проверкой учителем.

Как показывает практика в классе всегда есть ученик, а иногда и не один, у которого домашнее задание выполнено на «6». И тогда вместо отметки в тетради у него краснеет «подозрение на СПИСЫВАНИЕ». Беспорно, д/з необходимо. Только, если класс списывает с решебника, то задавать более объемное д/з. Пусть руку хоть в письме потренируют.

Обязательно нужно. Могут и сами себе его задать!

Домашнее задание обязательно нужно! Процесс обучения — это два основных этапа. На первом этапе происходит ознакомление с темой (это усвоение основных действующих закономерностей, рассмотрение иллюстративных примеров, обсуждение). Всё это — с учителем, в классе. А потом, дома, индивидуальная работа учащегося. Именно дома приходит (если приходит) глубинное осознание предмета.
Если ограничиться только уроками, то получится в лучшем случае поверхностное ознакомление.
Считаю, что самостоятельная работа и есть самая важная составляющая образования. Ведь цель получения знаний именно в том, чтобы научить учащегося успешно самостоятельно решать задачи.

Безусловно нужны!Только и контроль за их выполнением нужен со стороны учителя.Согласна с мнением коллег, что без закрепления пройденного материала не обойтись, только вот решебники и готовые д/з из интернета очень мешают.

Я работаю учителем информатики и ИКТ. Домашнее задание я задаю на каждом уроке. Но не всегда оценка за домашнее задание выставляется в журнал. И дети перестают его выполнять. Но я делаю так, если ученик не выполнил домашнее задание, то оценку за классную работу выставляю на балл ниже. Поэтому мои ученики очень стараются выполнять домашнее задание всегда=)

Конечно, нужны! И не только устные, но и письменные. потому что они закрепляют и повторяют пройденный материал на уроке. Мои ученики любят творческие домашние задания, когда происходит общение с родителями.

Здравствуйте! Я думаю, что домашние задания школьникам, конечно же, нужны, но в меру. По СанПиНу,который вступил в силу 1 сентября 2011года, объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): во 2 — 3 классах — 1,5 ч., в 4 — 5 классах — 2 ч., в 6 — 8 классах — 2,5 ч., в 9 — 11 классах — до 3,5 ч. А в первом классе домашних заданий не должно быть, но как без них. Без домашнего задания, без систематического повторения ребенку усвоить материал сложно.

Может, действительно, дело в объеме? В нашей школе (VI вида) стараются следовать СанПинам, а вот в других школах, о которых я слышала, дети сидят за домашкой часами, до глубокой ночи. Да хоть бы моя собственная дочь. Задание бывает и интересное, и, вроде, разумное (действительно, помогает закрепить материал), но его запредельное количество убивает всякое желание его выполнять. Конечно, спору нет, каждый предмет по-своему нужен, а каждый из нас именно свой считает наиболее важным. Но, господа, давайте будем вежливы, справедливы — и просто разумны! Пять упражнений по русскому, шесть номеров в тетрадь по математике, пара тестов по истории, пять задач по физике, три — по химии — вот неполная выдержка из дневника знакомого одиннадцатиклассника. Те, кто готовит к ЕГЭ, считают, что должны получше «натаскать» ученика; те, кто не готовит — считают, что ребенок готовится только к ЕГЭ, а его предмет забросил и надо ребенка «простимулировать» большим Д/З. Но ведь на то нам и тетради на печатной основе, и разнообразные «карточки» — результат нашего собственного многолетнего педагогического творчества. Не могу отделаться от мысли, что нам-то в школе задавали меньше, а знали мы больше! Ну, признайтесь, сорокалетние, часто ли у вас было больше одного упражнения по русскому, одного параграфа по устному предмету и трех-четырех номеров по математике?! И что, мы неучи? Может, здесь присутствует разница между, так сказать, интенсивным и экстенсивным методом? То, чего раньше добивались качеством, теперь мы вынуждены «выскребать» из школьников количеством? Конечно, дети изменились — может, это следствие изменения сознания детей? И Д/З должно стать качественно другим?

Более 30 лет работаю в школе и до сих пор считаю, что домашние задания необходимы,но иногда закрадывается мысль , а что если иначе?!

Закрепление вопросов в любой форме полезно — оно учит школьников самоорганизации.Ребенок, особенно в начальной школе, забывает 70% того, что он узнал на уроке.Поэтому без домашних заданий каждое занятие придется начинать практически с чистого листа,без самостоятельного повторения школьник не усвоит пройденный материал.
Приходишь из школы уставший, но ты не свободен-для кого как. Одни уставшие всегда, другие свободные всегда.

Зачастую объём домашних заданий-следствие неэффективных уроков. Наша задача-повысить эффективность уроков, что автоматически снизит объём заданного на дом .

Считаю, что домашние задания необходимы, но желательно, чтобы они были творческого характера, это способствует формированию познавательного интереса,самостоятельности и, конечно, исключают возможность воспользоваться готовым решением.

Добрый вечер, уважаемые коллеги. Вопрос о домашнем задании всегда очень остро стоит во все времена. Задавать или нет,какой объем работы нужно давать?Я полностью согласна с Вами, что домашнее задание необходима,необходима система проверки домашней работы. Однако, стоит заметить , что домашнее задание не должно вызывать затруднений,чтобы не отбить желание его выполнять.

Домашние задания конечно нужны, но посильные и творческого характера, чтобы ученику хотелось их выполнить и быть оцененым. основную часть работы ученик должен делать на уроке.

Я бы сказала — необходимы! Только выполняя домашнее задание самостоятельно (без решебников)ребенок может проверить себя — все ли он усвоил, как понял новый материал. И при необходимости вовремя обратиться к учителю за помощью. Да и родители должны видеть как их ребенок трудится, как это у него получается. Вопрос в другом — СКОЛЬКО задают этих домашний заданий.

Когда мы садимся за стол обедать, мы стараемся поесть в меру. Так же и с домашним заданием. Если на уроке было интересно, тема усвоена и закреплена, то дома ее нужно лишь повторить. Значит, многое зависит от учителя, как он провел урок: интересно — тема прочно легла в память. Не очень интересно — 50% материала забыто, начинай сначала.
Сейчас разработано очень много интересных методик подхода не только к подаче материала, но и его закрепления. Да и ДЗ тоже. Поэтому учителям нужно учиться смотреть по-новому на проблему, которая вызывает дискуссии давно. Можно понять и родителей, ратующих за отмену ДЗ, но понятны и протесты учителей по отмене ДЗ. Нужна золотая середина. Задавать ДЗ по сложным темам, оно должно быть интересным, вариативным, не слишком большим.

А что делать, если тема не усвоена и не закреплена (спрашиваю не как учитель, а как родитель)? Учитель на контакт не идёт,повторно объяснить материал отказывается, намекает на репетитора.

Если говорить об основных предметах , то , конечно, ДЗ необходимы!

Считаю, что домашние задания нужны интересные, творческие. Многие дети переписывают их из решебников. А творческое задание придется делать самостоятельно.

«А что делать, если тема не усвоена и не закреплена (спрашиваю не как учитель, а как родитель)? Учитель на контакт не идёт,повторно объяснить материал отказывается, намекает на репетитора..»
Интернет в помощь (отвечаю как родитель). Сейчас, на одну тему можно найти разные видео-уроки; конспекты уроков и т.д., соответственно, можно найти такую подачу материала, которая будет понятна.

Российские педагоги, как их коллеги за рубежом, заинтересованы вопросом необходимости домашних заданий. Наиболее распространено среди наших специалистов мнение о том, что домашнее задание – это неотъемлемая традиция средней школы и отказываться от нее не стоит. Однако есть и прогрессисты в современной педагогике. К таким, например, можно отнести преподавателя русского языка и литературы ГБОУ «Школа “Интеллектуал”» Всеволода Луховицкого. Он считает, что учителю нужно дать свободу: «Кому-то нужно домашнее задание, кому-то нет. В каких-то ситуациях домашние задания необходимы, в каких-то не нужны… Но учителей бесконечно заставляют отчитываться. Оставьте школу в покое!» Директор московского Центра образования «Царицыно» Ефим Рачевский также согласен с тем, что необходимо пересмотреть подход к домашнему заданию, однако он также выступает против его полной отмены: «Если рассматривать домашнее задание как повинность, то оно вызывает глубокое отвращение. Если как разновидность самостоятельной учебы, тогда оно дополняет то, что ученик узнает нового в школе… Если мы хотим лишить детей навыков самостоятельного познания, то надо отменять домашние задания».

Впрочем, есть и более радикальные позиции. «От школьных домашних заданий необходимо отказаться из-за их ненужности. Это время детям лучше тратить на прогулки на свежем воздухе. В школах во всем мире уходят от домашнего задания, и ничего страшного в этом нет», — считает зампред комитета Госдумы по образованию и науке Борис Александрович Чернышов.

Масштабных отечественных исследований об эффективности домашнего задания пока не проводится, но на местах многие педагоги самостоятельно организуют анкетирование, выявляя отношение к домашней работе у своих учеников и их родителей. Большая часть работ опубликована в свободной сети Интернет. Ознакомившись с материалами, можно сказать, что большинство педагогов не сомневаются в пользе индивидуальных исследовательских работ и задач. Учителя пишут, что лишь исследовательское обучение (т. е. обучение, направленное не столько на знание фактов, сколько на видение причинно-следственных связей, на развитие мышления) способно компенсировать негативные последствия перехода на тестовую форму итоговой государственной аттестации.

В исследовательском обучении усвоение теоретической темы не самоцель, а средство развития логического мышления, умения добывать информацию при помощи анализа материала и сопоставления имеющихся мнений. Именно это умение будет востребовано в жизни любого из учащихся, тогда как содержание большей части школьных курсов не будет использоваться в полноте и забудется. Таким образом, можно заключить, что, по мнению российских педагогов, основные задачи современного образования подчиняются воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно. В основе современного образования оказывается активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно поэтому нетрадиционные формы домашнего задания пользуются популярностью в современном образовательном процессе: все больше олимпиадных вопросов, головоломок и групповых проектов. Такие задания имеют большое значение для раскрытия творческого потенциала ученика: с одной стороны, они закрепляют знания, умения и навыки, полученные на уроке, а с другой стороны, позволяют ребёнку проявить самостоятельность, самому найти решение необычной задачки или же развить коммуникативные навыки и навык работы в коллективе. Они помогают избежать однообразия, рутины в обучении. Ребенок может почувствовать себя и в роли автора, и в роли иллюстратора, и в роли учителя. Оригинальные, индивидуальные задания активизируют мышление.

Но как бы просто это ни звучало на словах, индивидуализация обучения — одна из сложнейших проблем обучения детей и подростков. Учитель географии и психолог Иван Степанович Матрусов отмечает, что дифференцированные задания учитывают реальные возможности учащихся и позволяют подготовить каждого школьника к усвоению новых знаний, обеспечить всем ученикам возможность дальнейшего их углубления и способствуют развитию самостоятельности учащихся. Он также замечает, что при разработке дифференцированных домашних заданий целесообразно использовать разноуровневый подход. По мнению Натальи Валерьевны Вербицкой, учителя биологии, для учащихся с высокой степенью обучаемости и познавательной активности домашнее задание должно включать опережающие проблемные вопросы. Тем учащимся, которые обладают меньшей познавательной активностью, необходим подробный инструктаж к заданию, выполняемому по образцу. Учитель должен пояснить порядок выполнения работ и порекомендовать источники знаний.

Организация домашней работы учащихся. Дифференцированные домашние задания в начальной школе. ☼

Домашняя работа — это особый вид самостоятельной работы, он происходит без непосредственного руководства учи­ теля, поэтому нуждается в создании необходимых условий для успешного его выполнения.

На домашнюю работу учащихся возлагаются важные функции обучения, воспитания и развития.

Задавание на дом уроков — палка о двух концах, и если оно методически не продумано, то может приводить как раз к обратным результатам: научить халтурить, недобросовестно относиться к выполнению своих обязанностей, приобретать отрицательные навыки, мешающие учёбе, обманывать. Оно может чрезмерно нагружать ребят без всякой надобности.
Н.К.Крупская

Основные требования, предъявляемые к домашнему заданию.

· Для домашней работы предлагаются такие виды заданий, которые уже выполнялись учащимися на уроке самостоятельно. Домашнее задание должно быть посильным для большинства учащихся класса.

· По степени трудности домашнее задание должно быть примерно равным или несколько легче тех, что выполнялись на уроке.

· Содержание задания должно быть понятно каждому ученику, т.е. все учащиеся должны знать, что и как делать.

· Сохраняя основное содержание домашнего задания, можно частично индивидуализировать его цель, объем, способ выполнения.

· Домашнее задание может быть фронтальным, дифференцированным и индивидуальным.

Непременным условием успешного усвоения учащимися программного материала является подготовка школьников к выполнению домашней работы, руководство ею со стороны учителя.

Подготовка к выполнению домашней работы

· Время сообщения домашнего задания не обязательно относить к окончанию урока. Лучше всего домашнее задание давать детям до окончания урока, когда их внимание не так рассеяно и силы не на пределе. Задание нацеленное на закрепление какого-либо навыка, лучше давать сразу после упражнений, вырабатывающих этот навык.

· Сообщение домашнего задания должно сопровождаться необходимым для младшего школьника инструктажем: внимание может быть сосредоточено либо на анализе его содержания, либо на анализе способа выполнения или на его оформлении.

· Работу по формированию умений выполнять задания, включенные в домашнюю работу, необходимо проводить на уроке.

· В помощь учащимся учитель предлагает памятки по выполнению определенных видов домашней работы (как правильно решать задачу; как учить наизусть стихотворение; как подготовить план пересказа; как выполнять работу над ошибками и др.).

· Учитель обязан ознакомить родителей с нормативами времени, которое отводится на выполнение домашних заданий, с примерным режимом дня, с правильной организацией рабочего места. Учитель разъясняет родителям, как правильно оказывать учащимся разумную помощь в выполнении домашних заданий.

Организация проверки домашнего задания

При проверке домашней работы учащихся задача учителя заключается в том, чтобы взять под контроль не только систематичность выполнения каждым учеником домашнего задания, но и степень самостоятельности ученика при его выполнении, а также уровень усвоения учебного материала в процессе домашней работы.

Возможные формы проверки:

· взаимоконтроль учащихся при работе в парах;

Задания учащимся для проверки домашней работы:

· выделить главное в теории и выполненных упражнениях (заданиях);

· сжать (концентрированно подать за максимально короткое время) материал;

· дать рецензию на ответ, дополнить, обобщить, сделать выводы, высказать свое отношение к излагаемому материалу;

· нацелить постановкой вопросов на упущенное, но существенное в ответах соучеников;

· выделить вопросы и проблемы, разрешить которые мы не можем на данном уровне знаний (подведение к новой теме);

· продолжить ответ одного ученика ответом другого (логически или в виде плана);

· выполнить самостоятельно задания с измененными условиями;

· взаимопроверка в парах; самооценка выполненных заданий;

· повторное выполнение заданий без изменения условий;

· повторно возвратиться к информации (заданиям), в которой учащиеся допускали ошибки (в конце урока или на следующем);

· составить вопросы к теме, изучаемой дома.

Домашнее задание по каждому предмету должно быть строго регламентировано по объему и согласовано с заданиями по другим предметам.

Перегрузку учащихся могут вызвать:

· чрезмерно большое домашнее задание;

· чрезмерно трудное домашнее задание;

· несформированность у учащихся умений, необходимых для выполнения определенного вида задания;

· неумение учащихся правильно оформить выполненное задание.

Известный русский педагог К.Д. Ушинский справедливо говорил, что у ребенка, который длительно занят приготовлением уроков, ослабевают память и внимание, снижается успеваемость.

Домашние задания учащимся начальных классов даются с учетом возможности их выполнения в следующих пределах:

в 1-м классе (со вто­рого полугодия) — до 1 часа;

во 2-3х — до 1,5 часов ;

в 4-м — до 2-х часов.

Примерный объем домашних заданий

для учащихся 2-4-х классов

Задача или 2 столбика примеров

Задача или 3 столбика примеров, но всего не более 16

Задача и 2 выражения, или 2 задачи, или задача и 4 примера

15-17 слов упражнение для домашней работы может включать не более одного грамматического задания

25-28 слов упражнение для домашней работы может включать не более одного грамматического задания

35-37 слов упражнение для домашней работы может включать не более одного грамматического задания

Не более 1-1,5 страниц

Не более 2-2,5 страниц

Не более 3-3,5 страниц

Не более 1-1,5 страниц

Не более 2-2,5 страниц

Не более 2,5-3 страниц

Объем и степень сложности домашних заданий должны строго соответствовать СанПиНу по каждому классу (устные и письменные задания, включая иностранный язык). Объём домашних заданий по всем предметам в совокупности даётся учащимся с учётом возможностей их выполнения, но не должен превышать 50% объема аудиторской нагрузки и по содержанию не должен быть сложнее классно-урочного материала.

Необходимо учесть, что в максимальные нормы входят все задания устного и письменного характера. Также данные нормы рассчитаны на всех учащихся с различным потенциалом. Отсюда следует, что нормы домашних заданий предполагают дифференцированный подход к каждому школьнику (объем, характер и степень сложности домашних заданий, включая иностранный язык).

Дифференцированные домашние задания

Домашняя работа — это особый вид самостоятельной работы, он происходит без непосредственного руководства учи­ теля, поэтому нуждается в создании необходимых условий для успешного его выполнения.

На домашнюю работу учащихся возлагаются важные функции обучения, воспитания и развития.

В расчете на какого ученика давать домашнее задание – на сильного, среднего или слабого? Чаще мы даем домашнее задание с учетом на среднего ученика.

Установлена закономерность 1 : 6,

что означает, что если ориентироваться на слабого или среднего, то сильный ученик выполнит домашнее задание в 6 раз быстрее. Если ориентироваться на сильного ученика, то слабый ученик потратит время в 6 раз больше, что, безусловно, будет сказываться на занятости ученика и на его самочувствии.

Одно и то же задание для сильных может быть легким, для слабых — трудным. Первые не трени­ руют себя на трудном для них материале, вторые теряют уверенность в своих силах. И в результате ни у тех, ни у других не вырабатывается ответственного отношения к тому, что задается на дом. Домашняя работа эффективна только тогда, когда все дети готовы к самостоятельному ее выполнению.

Одна из главных задач воспитания подрастающего поколения — формирование самостоятельности мышления, подго­товка к творческой деятельности. Разным ученикам требуется разное время, разный объем, разные виды и формы работы, чтобы овладеть программным учебным материалом. Основным путем осуществления данной задачи является дифференци­ рованный подход, который состоит в том, чтобы учитывать тем или иным образом эту разницу. Он необходим на всех этапах обучения: как на уроке, так и в домашних условиях при выполнении домашних работ. Любое домашнее задание должно выводить школьника на более высокий уровень его интеллектуального развития и самостоятельности решений.

Дифференцированный подход к объему и содержанию домашних заданий осуществляется с учетом познавательных возможностей и особенностей учащихся.

При этом происходит закрепление знаний, умений и навыков, развитие логического мышления, формирование само­ стоятельности, самоконтроля ответственного отношения к учебе.

Предлагая дифференцированные домашние задания необходимо учитывать:

• способность ребенка к учебной деятельности (быстрое освоение учебного материала, глубину его осмысления);

• умение выражать свои мысли;

• познавательную активность (проявление интереса к знаниям);

• организованность в работе (умение доводить начатое дело до конца).

Исходя из индивидуальных особенностей детей, задания подбираются так, что при подчинении единой познаватель­ ной цели и одной теме они отличаются разной степенью трудности.

Три группы (уровня) сложности: (учащиеся сами выбирают вариант, или каждый вариант учитель заранее предна­значает определенной группе учеников):

1. Выполнение домашних заданий, требующих усвоения правил в пределах образовательного стандарта изучаемых тем и получение оценки — 3-4;

2. Выполнение домашних заданий, требующих выхода за пределы объема, требующих усвоения правил, выходящих за пределы образовательного стандарта и стимулирующих более высокую оценку — 4-5;

3. Выполнение домашних заданий, требующих самостоятельных решений, находок, идей, творческого подхода и стимулирующих высокую оценку – 5.

Для 3 уровня можно использовать такие задания, как :

• задания на выявление закономерностей;

• задания на развитие логики;

• рассмотрение задач с лишними или недостающими данными;

• составление обратных задач, подобных заданий;

• разгадывание ребусов, головоломок, кроссвордов;

• составление предложений и текстов;

• составление схем предложений;

• составление вопросов к тексту;

• составление плана текста;

• выполнение заданий, требующих энциклопедических знаний;

Примеры дифференцированных заданий:

1 группа учащихся — задания вида ЗВ_НОК, СТ_РОНА, ЦВ_ТОК, СН_ ЖИНКА вставить пропущенную согласную букву. (Это домашнее задание связано с повторением и закреплением правила, оценивается на «3» или «4», в зависимости от выполнения и индивидуальности ребёнка)

2 группа учащихся — предложено вставить пропущенную букву и найти проверочное слово. (Это задание направлено на больший объем и умение правильно и самостоятельно подобрать проверочное слово, оценивается на «4» или «5», в зависимости от выполнения)

3 группа учащихся — должны не только выполнить предыдущее задания, но и подойти к нему творчески. Необходимо придумать несколько слов на это правило и составить с ними предложения на определённую тему. (Оценивается на «5»)

1 группа учащихся — задания вида: начертить ломаную линию как в учебнике, узнать её длину. (Это домашнее задание связано с повторением и закреплением правила, оценивается на «3» или «4», в зависимости от выполнения и индивидуальности ребёнка)

2 группа учащихся — предложено начертить ломаную, узнать её длину и выразить её в миллиметрах и если можно в дециметрах. (Это задание направлено на больший объем и умение правильно и самостоятельно подобрать проверочное слово, оценивается на «4» или «5», в зависимости от выполнения)

3 группа учащихся — должны не только выполнить предыдущее задания, но и подойти к нему творчески. Необходимо начертить ломаную такой же длины, но с большим количеством звеньев. (Оценивается на «5»)

1 группа учащихся – Прочитать выразительно стихотворение К.Чуковского «Радость». (Это домашнее задание связано с повторением и закреплением правила, оценивается на «3» или «4», в зависимости от выполнения и индивидуальности ребёнка)

2 группа учащихся — Прочитать выразительно стихотворение К.Чуковского «Радость», подобрать рифму к словам:

(Это задание направлено на больший объем и умение правильно и самостоятельно подобрать проверочное слово, оценивается на «4» или «5», в зависимости от выполнения)

3 группа учащихся — должны не только выполнить предыдущее задания, но и подойти к нему творчески: придумать к словам рифму и сочинить с одной из рифм короткое стихотворение (двустишие). (Оценивается на «5»)

Эти задания способствуют развитию способностей детей, углублению знаний . Выпол­няя такие задания, учащиеся становятся субъектом познавательной деятельности, которая воспитывает инициативность (в данном случае выбор уровня), самостоятельность в усвоении знаний, умений и навыков, в развитии мышления, памяти и творческого воображения .

Дифференцированные домашние задания удовлетворяют потребность учащихся в тренировке, позволяют восполнить пробелы в знаниях, дают возможность неуверенным ученикам укрепиться в своих возможностях, сильным – развить свои интересы до глубокой увлеченности, тех и других учат самостоятельному познанию.

Когда же и как давать дифференцированное домашнее задание?

Лучше всего домашнее задание давать детям до окончания урока, когда внимание детей не так рассеяно и силы не на пределе. Задание должно сопровождаться чётким инструктажем учителя: внимание может быть сосредоточено либо на анализе его содержания, либо на анализе способа выполнения или на его оформлении. Ученики делают выбор и записывают задание в дневники.

Задача учителя активно наблюдать за обучающимися, чтобы они не привыкали выполнять тот вариант домашних заданий, которые не требуют интеллектуальных затрат, а всё время стимулировать их мотивацию на успех, преодоление трудностей.

1. Гершунский Б.С., Полат Е.С. Личностно-ориентированный подход в образовании. «Философия образования», М: 1998

2. Якиманская И.С. Дифференцированное обучение: внешние и внутренние формы. Журнал «Директор школы», 1995, №3, с. 39-45.

660075, Красноярск ул. Маерчака 31А,пом. 15. каб. 48
119049, Москва 1-й Добрынинский переулок, 6 РЕЖИМ РАБОТЫ: ПН — СБ с 9:00 до 20:00