Скажем нет домашним заданиям ->
Не сделал домашнюю работу: что делать на уроке?
Зачастую уроков задают много, и далеко не каждый учащийся успевает их выполнить. В результате встает вопрос о том, что предпринять, если не сделано домашнее задание? Когда ученик не сделал домашнюю работу, ему может светить двойка, которой не обрадуются родители. Но всегда есть способы избежать ее, нужно просто схитрить.
Можно просто подойти к учителю и сознаться в том, что домашнее задание не было сделано. Вот только, чтобы избежать «лебедя» в дневнике, потребуется найти вескую причину. Можно просто сказать учителю, что задание было не понятным, поэтому выполнить его не удалось и попросить его объяснить. Можно даже вызваться к доске и вместе с преподавателем попытаться разобраться во всем этом. Возможно, он клюнет на эту удочку и удастся еще и получить хорошую отметку.
Можно воспользоваться и более детскими оправданиями, например, сказать, что задание не было выполнено из-за отключенного электричества. Форс-мажорная ситуация должна подействовать и двойки удастся избежать. Еще можно сказать, что тетрадь вместе с выполненным заданием съело домашнее животное. В этом случае есть вероятность, что придется делать его перед учителем на доске. Если ученик даже не видел его в глаза, вывернуться будет очень трудно.
Когда не хочется идти с повинной к учителя, лучше всего прийти раньше и постараться списать работу у друга. Нужно действовать быстро, тогда преподаватель не о чем не догадается. Можно попытаться выполнить его самостоятельно на скорую руку. А если возникнут вопросы, то удастся подойти к учителю с заданием выполненным на половину и уточнить непонятные моменты. Преподаватель не поставит двойку и не будет ругать, поскольку у ученика есть наработки, а объяснять материал — его работа, поэтому боятся не стоит.
Когда нет времени списывать задание, можно разыграть перед учителем мелодраму со счастливым концом. Идеальным вариантом будет притвориться, что потерялся мобильный телефон. Нужно сначала отключить его, а потом начать судорожно искать вещь по сумке. Можно попросить друга позвонить на него. Конечно, результата не будет. В этот момент следует отпроситься у учителя под предлогом поиска телефона, ведь родители будут очень ругать, если он не найдется. Для пущей убедительности можно пустить слезу, наверняка, преподаватель купится на это. Хорошей идеей будет сходить к себе домой, возможно, телефон остался там. Скорее всего, учитель пойдет на уступки и отпустит. Когда закончится урок, можно будет прийти в школу с найденный аппаратом и поблагодарить учителя за то, что он вошел в положение и отпустил на поиски телефона. Наверняка, он будет тронут такой заботой. Неплохой мыслью будет в знак благодарности приобрести учителю плитку шоколада.
Хорошей идеей будет отпроситься с урока под различным предлогом. Самым распространенным является болезнь. Ведь у каждого может заболеть голова или живот, от этого никто не застрахован. Для пущей надежности рекомендуется сходить в медпункт и посетовать на свою проблему. Возможно, удастся разжалобить медработника и он сам отпустит ученика домой, чтобы он отлежался. Еще, например, можно отпроситься сходить домой по причине того, что там остался включенным утюг или какой-нибудь другой электрический прибор. Учитель отпустит, так как ему не нужно проблемы. Вернуться в класс можно будет когда урок закончится.
Существует масса способов, которые позволят избежать получения неудовлетворительной отметки, если домашнее задание не было сделано. Необходимо выбрать хороший предлог и отлучиться из класса. Можно признаться в своем упущении и постараться загладить свою вину. В любом случае, не стоит пользоваться вышеописанными уловками часто, иначе учитель просто перестанет верить им, а значит, нарисует двойку в дневнике.
Скажем нет домашним заданиям
Домашние задания — один из важных элементов процесса обучения русскому языку. Они выполняются систематически и требуют от школьника добросовестности. Необходимо рассматривать вопрос об организации домашней работы как один из актуальных вопросов оптимизации и нормализации учебной нагрузки школьников.
Домашняя работа по русскому языку — самостоятельная работа, позволяющая ученику укрепить полученные знания, отработать те понятия, которые по разным причинам его затрудняют; т. е. работа, способствующая приобретению не только умений, но и навыков, важное средство подготовки к самообразованию.
Домашняя работа не только средство контроля за учебной деятельностью ученика, но и средство самоконтроля. Хорошо выполненная домашняя работа, к тому же вызвавшая поощрение учителя, способствует развитию интереса к предмету.
В условиях интенсификации обучения особенно важна правильная организация домашних заданий; при этом возникает ряд вопросов, решение которых связано и с совершенствованием учебного процесса, и с охраной здоровья школьников.
Известно, что в практике школы имеет место перегрузка учащихся домашними заданиями, наблюдаются и другие негативные стороны в подготовке детьми домашних заданий. Имеющиеся данные о загруженности учащихся вызывают тревогу и заставляют очень серьезно регламентировать учебную работу, предлагаемую в качестве домашней. Четко выделим то, что идет вразрез с методикой домашних заданий. Нельзя:
завышать объем предлагаемой домашней работы;
перекладывать на учащихся изучение нового материала (под предлогом развития их самостоятельности);
предлагать для выполнения дома упражнений на неотработанный материал, который не был еще объяснен на уроке и который заведомо является непосильным для учащихся (в этом случае вся тяжесть усвоения переносится с урока на домашнюю работу);
задавать домашнее задание «под звонок», без необходимых разъяснений сущности предлагаемых упражнений;
предлагать для домашней работы такие упражнения, подобные которым еще ни разу не выполнялись на уроке;
давать упражнения, чрезвычайно насыщенные заданиями, так как это при- водит к ослаблению внимания учащихся к основному заданию;
допускать перегрузку такими заданиями, которые значительно увеличива
увеличивать без надобности объем изучаемых сведений о языке;
не учитывать индивидуальные особенности учеников, уровень их работоспособности;
отсылать к другим источникам информации, помимо учебников, без указания на то, какие это именно источники и где их можно найти.
Устранение этих существенных недостатков будет способствовать устранению перегрузки учащихся во время домашней работы.
Существуют хорошо известные рекомендаций медиков-гигиенистов, касающиеся режима дня и сна школьников, их недельной занятости и строго определенного времени на домашние задания (в соответствии с возрастом и режимом дня).
Правильная постановка домашних задании по русскому языку предполагает органическую связь их с классными занятиями, доступность, систематичность и последовательность, ясность понимания учащимися задания, возможность его выполнения в определенное время, самостоятельность учащихся.
Дозируя домашнее задание, учитель должен спланировать работу такого объема и содержания, чтобы учащиеся не испытывали перегрузки, для чего необходимо учитывать и то, как заняты учащиеся по другим предметам в этот день.
В соответствии с Уставом общеобразовательной школы учащиеся должны затрачивать на подготовку домашних заданий в V классе- до 2 часов, VI-VII- до 2,5 часов, VIII- до 3 часов, IX — XI — до 4 часов.
При правильной организации домашних заданий учитываются следующие параметры:
- объем домашней работы по русскому языку (устной и письменной);
- ее содержание;
- сложность предлагаемой работы;
- степень самостоятельности учащихся при ее выполнении;
- методика задавания;
- подготовка учащихся к выполнению домашнего задания. Остановимся подробно на каждом из этих параметров.
Объем (дозировка) домашних заданий.
Задание должно быть рассчитано в среднем на 30 минут, т. е. занимать пятую или шестую часть всего времени, затрачиваемого на уроки. 30 минут ученик вполне может заниматься сосредоточенно, не делая в занятиях перерыва, после которого ему бывает трудно приняться за дело с прежним интересом.
Этого времени достаточно, чтобы изучить теоретическую часть учебника и выполнить небольшое письменное упражнение.
В отдельных случаях могут быть даны и два упражнения (небольших), особенно если к следующему уроку не задается новый теоретический материал.
Упражнения, даваемые в качестве домашнего задания, могут быть не только письменными: время от времени они должны выполняться и в устной форме, но время, затраченное на приготовление устного упражнения, не должно превышать указанной нормы.
Упражнения могут различаться сложностью или разнообразием заданий, требовать переписывания текста со вставкой орфограмм и знаков или выборочного выписывания нужных грамматических категорий, могут быть насыщены разбором или не требовать его вовсе. Все это увеличивает или уменьшает объем работы, что тоже нужно учесть, исходя из того, что на переписывание текста уже требуется от 10 до 20 минут.
Наиболее трудоемкие по времени задания, такие, например, как составление
конспектов, написание некоторых видов сочинений, подбор примеров на соответствующее правило (или ряд правил) из текстов художественных произведений, связанных с графическим оформлением в виде разного рода схем, таблиц и т. п., следует давать без других заданий, обязательно с предварительной подготовкой, в ряде случаев — как одно из дифференцированных заданий, с учетом индивидуальных возможностей учащихся. Так, ученик, работающий в быстром темпе, сделает работу быстрее, чем его медлительный товарищ; ученик, обладающий логическим типом мышления, скорее оформит схему, составит таблицу и т. д.
Давая задание, учитель делает не только прикидку времени, требуемого для выполнения домашней работы средним учеником, но и учитывает индивидуальную подготовку каждого: домашнее задание для слабых учеников не должно быть осложнено, чтобы они могли сосредоточиться на одном и разобраться в главном; в то же время можно увеличить объем задания сильному ученику, но обязательно точно указать, что дополнительно должны сделать учащиеся.
Содержание домашних заданий.
По своему содержанию задания могут быть связаны с материалом одного только урока или с материалом ряда уроков (задания к обобщающим урокам). Они могут включать в себя (как дополнительные задания или как часть основного задания) повторение ранее изученного.
В любом случае должна быть соблюдена мера: при наличии достаточно объемного основного задания не следует перегружать учащихся дополнительными заданиями. Их следует давать только тогда, когда это действительно целесообразно: в целях повторения изученного материала, которое необходимо для более качественной работы при изучении нового, или в связи с подготовкой к проверочным работам.
Если материал достаточно отработан, в отдельных случаях, (по усмотрению учителя) можно не давать домашнего задания или дать для повторения небольшое по объему и интересное по содержанию упражнение.
Поскольку тренировочная деятельность учащихся определяет и развитие мышления, то следует домашнюю учебную работу детей делать разнообразной и по содержанию, и по видам.
В качестве домашних заданий по русскому языку даются такие же виды упражнений, какие выполнялись в классе под руководством учителя. Это упражнения типа осложнённого списывания со вставкой (частей слов, целых слов), расстановкой и объяснением пропущенных знаков препинания, переконструированием текстов по разным грамматическим признакам, а также различные виды грамматического разбора, составление планов, составление и классификация предложений по определенным признакам. В отдельных случаях для домашней работы могут быть предложены изложения, сочинения, но обязательно с предварительной подготовкой.
Составление всякого рода схем, таблиц, конспектов, написание изложений, сочинений, подбор примеров из других источников — все эти виды работ также делают задания более разнообразными, но давать их нужно с осторожностью, так как они трудоемки и при частом повторении утомляют детей, надоедают им. К тому же не каждый ученик способен справиться с подобными заданиями.
Можно предложить учащимся составить устный рассказ на определенную тему, описать картину или виденное на экскурсии, при посещении театра, составить словарики (тематический, к определенному произведению) и т. п. Такие задания из-за их необычности требуют комментария учителя, особенно тщательной подготовки, только тогда они вызывают интерес и выполняются охотно, с двойной пользой: и для тренировки по русскому языку, и для осознанного восприятия того, о чём идет речь (например, экскурсии).
Разумное чередование разных типов упражнений тренирует все виды памяти: зрительную (например, при выполнении упражнений на списывание), слуховую (при составлении устного рассказа), логическую (при графическом оформлении схемы к изученному материалу), образную и эмоциональную (при описан ии виденного в театре).
Не все виды упражнений одинаково ценны в качестве домашних заданий в конкретных условиях. Поэтому учителю важно решить вопрос о степени эффективности, каждого из них в данном конкретном случае.
Сложность домашних заданий.
Работы, предлагаемые на дом, отличаются различной степенью сложности. Так в VII классе упражнение на переписывание текста даже с необходимыми вставками занимает значительно меньше времени, чем выборочное выписывание сначала одних грамматических категорий, потом других (например, сначала действительных, а затем страдательных причастий), тем более осложненное дополнительными заданиями (например, выпишите:1) словосочетания «действительное причастие + существительное» и причастные обороты с действительными причастиями вместе с определяемыми существительными; 2) словосочетания «страдательное причастие + существительное» и причастные обороты со страдательными причастиями).
Сложными являются задания творческого характера, проблемные, типа поисковых задач, в то же время отказаться от них нельзя, так как они вызывают активный интерес учащихся, способствуют более осознанному восприятию изучаемого. Проще выполнить задания по разбору, так как подобную работу ученики часто делают в классе.
Планируя домашнее задание, учитель в каждом случае решает вопрос о том, насколько данное задание является сложным для его учеников. При этом должны соблюдаться основные дидактические правила о постепенности перехода от легкого к более трудному, от простого к сложному.
Степень самостоятельности учащихся при выполнении домашних заданий.
Самоподготовка учащихся основывается на том, что они готовы (в состоянии) вполне самостоятельно выполнить предлагаемые им задания. Дети должны знать рекомендации учителя: как готовить домашнее задание, как писать сочинение и др. От организации выполнения детьми домашних заданий зависит качество знаний школьников, формирование у них навыков самостоятельной работы.
Домашнее задание.
Материалы: мяч, пиктограммы к стихотворению, карандаши, тетради, рисунки снеговиков для игры «Найди отличия».
Ход занятия.
1.Разминка. Игра « “да”и “нет” не говорить». Дети стоят или сидит в кругу. Ведущий, бросая мяч по очереди каждому игроку, задает вопросы, отвечая на которые игрокам запрещается говорить «да» и «нет».
Вопросы: Ты любишь Новогодний праздник?
Тебе мама будит шить костюм?
Ты выучил стихотворенье для Деда Мороза?
Тебе нравятся сладости?
Ты любишь танцевать? И т. д.
2.Задание «Вспомним стихотворение по картинкам».
— На прошлой нашей встрече мы учили стихотворение для Дедушки Мороза. Давайте его вспомним.
— Ребята, у деда Мороза очень много помощников. Про трех таких помощников я вам сегодня прочту небольшой рассказ. Но сначала вы должны отгадать загадку:
Он похож на человечка.
Тело – снежных три комка,
Глазки – угли, нос – морковка,
А в руке его – метла. (снеговик)
3.Психогимнастика «Снеговик растаял».
— А теперь все покружились и снеговиков вмиг превратились. Гордо стоят белоснежные снеговики. Не страшен им мороз, улыбаются снеговики. Но вот выглянуло солнышко. Стали снеговики грустными, печальными. Стали таять и растаяли.
4.Игра «Слушаем и рисуем». Детям необходимо прослушать рассказ и нарисовать рисунок, точно отражающий его содержание.
В воскресенье слепил Дед Мороз трех замечательных снеговиков. Слепил их из комков снега. Один снеговик получился большой, другой — поменьше, а третий – совсем крохотный. Руки первого и второго – снежные комки, а у третьего – из сучков. Вместо носа вставлены морковки. Глаза из угольков. Первому в руки дал метлу, второму – почтовую сумку а третьему не чего не дал.
5. Игра «Найди отличия» для тех детей, которые быстро справились с заданием.
Вот зайчишка у реки
Встал на задних лапках.
Перед ним снеговики
С метлами и в шапках.
Заяц смотрит, он притих.
Лишь морковку гложет,
Но что разного у них –
Он понять не может.
— внимательно посмотрите и скажите, чем отличаются друг от друга эти снеговики.
6. Домашнее задание. Придумайте сказку «Новогодние приключения снеговика». Родители должны записать сказку в тетрадь.
ЯНВАРЬ.
Занятие № 1.
Цель:
- Развитие мышления и речи,
- Развитие воображения,
- Развитие произвольного внимания, мелкой моторики руки, умение ориентироваться на листе бумаги.
Материалы: тетради, карандаши.
Ход занятия.
1.Разминка. «Один – много».
Ребята, я вам сейчас буду говорить слова, обозначающие один предмет, а вы должны сказать про много. Я скажу слово «стол» один, а «столы» много и т. д. Ряд слов: коза, глаз, стол, ухо, дерево, рот, перо, окно, рукав, воробей, стул, лист, кубик, человек, собака, елка.
2.Игра «Где мы были — вам не скажем, а что делали, покажем».
Мы с вами долго не виделись и каждому из вас есть, о чем нам рассказать.
Сейчас мы с вами поиграем в игру « Где мы были вам не скажем, а что делали, покажем» и узнаем кто чем занимался в эти выходные дни. Можно провести игру « Да и нет не говорите ». Выбор игры зависит от активности детей.
«Скажем да или нет домашним заданиям по русскому языку»
Домашние задания — один из важных элементов процесса обучения русскому языку. Они выполняются систематически и требуют от школьника добросовестности. Необходимо рассматривать вопрос об организации домашней работы как один из актуальных вопросов оптимизации и нормализации учебной нагрузки школьников.
Домашняя работа по русскому языку — самостоятельная работа, позволяющая ученику укрепить полученные знания, отработать те понятия, которые по разным причинам его затрудняют; т. е. работа, способствующая приобретению не только умений, но и навыков, важное средство подготовки к самообразованию.
Домашняя работа не только средство контроля за учебной деятельностью ученика, но и средство самоконтроля. Хорошо выполненная домашняя работа, к тому же вызвавшая поощрение учителя, способствует развитию интереса к предмету.
В условиях интенсификации обучения особенно важна правильная организация домашних заданий; при этом возникает ряд вопросов, решение которых связано и с совершенствованием учебного процесса, и с охраной здоровья школьников.
Известно, что в практике школы имеет место перегрузка учащихся домашними заданиями, наблюдаются и другие негативные стороны в подготовке детьми домашних заданий. Имеющиеся данные о загруженности учащихся вызывают тревогу и заставляют очень серьезно регламентировать учебную работу, предлагаемую в качестве домашней. Четко выделим то, что идет вразрез с методикой домашних заданий. Нельзя:
завышать объем предлагаемой домашней работы;
перекладывать на учащихся изучение нового материала (под предлогом развития их самостоятельности);
предлагать для выполнения дома упражнений на неотработанный материал, который не был еще объяснен на уроке и который заведомо является непосильным для учащихся (в этом случае вся тяжесть усвоения переносится с урока на домашнюю работу);
задавать домашнее задание «под звонок», без необходимых разъяснений сущности предлагаемых упражнений;
предлагать для домашней работы такие упражнения, подобные которым еще ни разу не выполнялись на уроке;
давать упражнения, чрезвычайно насыщенные заданиями, так как это при- водит к ослаблению внимания учащихся к основному заданию;
допускать перегрузку такими заданиями, которые значительно увеличива
увеличивать без надобности объем изучаемых сведений о языке;
не учитывать индивидуальные особенности учеников, уровень их работоспособности;
отсылать к другим источникам информации, помимо учебников, без указания на то, какие это именно источники и где их можно найти.
Устранение этих существенных недостатков будет способствовать устранению перегрузки учащихся во время домашней работы.
Существуют хорошо известные рекомендаций медиков-гигиенистов, касающиеся режима дня и сна школьников, их недельной занятости и строго определенного времени на домашние задания (в соответствии с возрастом и режимом дня).
Правильная постановка домашних задании по русскому языку предполагает органическую связь их с классными занятиями, доступность, систематичность и последовательность, ясность понимания учащимися задания, возможность его выполнения в определенное время, самостоятельность учащихся.
Дозируя домашнее задание, учитель должен спланировать работу такого объема и содержания, чтобы учащиеся не испытывали перегрузки, для чего необходимо учитывать и то, как заняты учащиеся по другим предметам в этот день.
В соответствии с Уставом общеобразовательной школы учащиеся должны затрачивать на подготовку домашних заданий в V классе- до 2 часов, VI-VII- до 2,5 часов, VIII- до 3 часов, IX — XI — до 4 часов.
При правильной организации домашних заданий учитываются следующие параметры:
- объем домашней работы по русскому языку (устной и письменной);
- ее содержание;
- сложность предлагаемой работы;
- степень самостоятельности учащихся при ее выполнении;
- методика задавания;
- подготовка учащихся к выполнению домашнего задания. Остановимся подробно на каждом из этих параметров.
Объем (дозировка) домашних заданий.
Задание должно быть рассчитано в среднем на 30 минут, т. е. занимать пятую или шестую часть всего времени, затрачиваемого на уроки. 30 минут ученик вполне может заниматься сосредоточенно, не делая в занятиях перерыва, после которого ему бывает трудно приняться за дело с прежним интересом.
Этого времени достаточно, чтобы изучить теоретическую часть учебника и выполнить небольшое письменное упражнение.
В отдельных случаях могут быть даны и два упражнения (небольших), особенно если к следующему уроку не задается новый теоретический материал.
Упражнения, даваемые в качестве домашнего задания, могут быть не только письменными: время от времени они должны выполняться и в устной форме, но время, затраченное на приготовление устного упражнения, не должно превышать указанной нормы.
Упражнения могут различаться сложностью или разнообразием заданий, требовать переписывания текста со вставкой орфограмм и знаков или выборочного выписывания нужных грамматических категорий, могут быть насыщены разбором или не требовать его вовсе. Все это увеличивает или уменьшает объем работы, что тоже нужно учесть, исходя из того, что на переписывание текста уже требуется от 10 до 20 минут.
Наиболее трудоемкие по времени задания, такие, например, как составление
конспектов, написание некоторых видов сочинений, подбор примеров на соответствующее правило (или ряд правил) из текстов художественных произведений, связанных с графическим оформлением в виде разного рода схем, таблиц и т. п., следует давать без других заданий, обязательно с предварительной подготовкой, в ряде случаев — как одно из дифференцированных заданий, с учетом индивидуальных возможностей учащихся. Так, ученик, работающий в быстром темпе, сделает работу быстрее, чем его медлительный товарищ; ученик, обладающий логическим типом мышления, скорее оформит схему, составит таблицу и т. д.
Давая задание, учитель делает не только прикидку времени, требуемого для выполнения домашней работы средним учеником, но и учитывает индивидуальную подготовку каждого: домашнее задание для слабых учеников не должно быть осложнено, чтобы они могли сосредоточиться на одном и разобраться в главном; в то же время можно увеличить объем задания сильному ученику, но обязательно точно указать, что дополнительно должны сделать учащиеся.
Содержание домашних заданий.
По своему содержанию задания могут быть связаны с материалом одного только урока или с материалом ряда уроков (задания к обобщающим урокам). Они могут включать в себя (как дополнительные задания или как часть основного задания) повторение ранее изученного.
В любом случае должна быть соблюдена мера: при наличии достаточно объемного основного задания не следует перегружать учащихся дополнительными заданиями. Их следует давать только тогда, когда это действительно целесообразно: в целях повторения изученного материала, которое необходимо для более качественной работы при изучении нового, или в связи с подготовкой к проверочным работам.
Если материал достаточно отработан, в отдельных случаях, (по усмотрению учителя) можно не давать домашнего задания или дать для повторения небольшое по объему и интересное по содержанию упражнение.
Поскольку тренировочная деятельность учащихся определяет и развитие мышления, то следует домашнюю учебную работу детей делать разнообразной и по содержанию, и по видам.
В качестве домашних заданий по русскому языку даются такие же виды упражнений, какие выполнялись в классе под руководством учителя. Это упражнения типа осложнённого списывания со вставкой (частей слов, целых слов), расстановкой и объяснением пропущенных знаков препинания, переконструированием текстов по разным грамматическим признакам, а также различные виды грамматического разбора, составление планов, составление и классификация предложений по определенным признакам. В отдельных случаях для домашней работы могут быть предложены изложения, сочинения, но обязательно с предварительной подготовкой.
Составление всякого рода схем, таблиц, конспектов, написание изложений, сочинений, подбор примеров из других источников — все эти виды работ также делают задания более разнообразными, но давать их нужно с осторожностью, так как они трудоемки и при частом повторении утомляют детей, надоедают им. К тому же не каждый ученик способен справиться с подобными заданиями.
Можно предложить учащимся составить устный рассказ на определенную тему, описать картину или виденное на экскурсии, при посещении театра, составить словарики (тематический, к определенному произведению) и т. п. Такие задания из-за их необычности требуют комментария учителя, особенно тщательной подготовки, только тогда они вызывают интерес и выполняются охотно, с двойной пользой: и для тренировки по русскому языку, и для осознанного восприятия того, о чём идет речь (например, экскурсии).
Разумное чередование разных типов упражнений тренирует все виды памяти: зрительную (например, при выполнении упражнений на списывание), слуховую (при составлении устного рассказа), логическую (при графическом оформлении схемы к изученному материалу), образную и эмоциональную (при описан ии виденного в театре).
Не все виды упражнений одинаково ценны в качестве домашних заданий в конкретных условиях. Поэтому учителю важно решить вопрос о степени эффективности, каждого из них в данном конкретном случае.
Сложность домашних заданий.
Работы, предлагаемые на дом, отличаются различной степенью сложности. Так в VII классе упражнение на переписывание текста даже с необходимыми вставками занимает значительно меньше времени, чем выборочное выписывание сначала одних грамматических категорий, потом других (например, сначала действительных, а затем страдательных причастий), тем более осложненное дополнительными заданиями (например, выпишите:1) словосочетания «действительное причастие + существительное» и причастные обороты с действительными причастиями вместе с определяемыми существительными; 2) словосочетания «страдательное причастие + существительное» и причастные обороты со страдательными причастиями).
Сложными являются задания творческого характера, проблемные, типа поисковых задач, в то же время отказаться от них нельзя, так как они вызывают активный интерес учащихся, способствуют более осознанному восприятию изучаемого. Проще выполнить задания по разбору, так как подобную работу ученики часто делают в классе.
Планируя домашнее задание, учитель в каждом случае решает вопрос о том, насколько данное задание является сложным для его учеников. При этом должны соблюдаться основные дидактические правила о постепенности перехода от легкого к более трудному, от простого к сложному.
Степень самостоятельности учащихся при выполнении домашних заданий.
Самоподготовка учащихся основывается на том, что они готовы (в состоянии) вполне самостоятельно выполнить предлагаемые им задания. Дети должны знать рекомендации учителя: как готовить домашнее задание, как писать сочинение и др. От организации выполнения детьми домашних заданий зависит качество знаний школьников, формирование у них навыков самостоятельной работы.