Время на выполнение домашнего задания
Выделяют шесть главных целей домашних заданий:
Домашнее задание: как, сколько, когда?
Вопрос о домашнем задании занимает одно из основных мест в процессе обучения учащихся. Этот вопрос напрямую связан со здоровьем ребёнка. Желание школы дать больше знаний часто приводит к резкому увеличению нагрузок, связанных с выполнением домашних заданий и в конечном результате приводит к ухудшению состояния здоровья детей. Медики справедливо бьют тревогу.
город Петропавловск
КГУ «Средняя школа № 42»
Елеусизова Майра Ашимовна
учитель начальных классов
Домашнее задание: как, сколько, когда?
Вопрос о домашнем задании занимает одно из основных мест в процессе обучения учащихся. Этот вопрос напрямую связан со здоровьем ребёнка. Желание школы дать больше знаний часто приводит к резкому увеличению нагрузок, связанных с выполнением домашних заданий и в конечном результате приводит к ухудшению состояния здоровья детей. Медики справедливо бьют тревогу.
Из этого исходит актуальность решения вопроса о доле домашних работ в общем объёме нагрузок школьника. Грамотный подход к объёму, дозировке домашних заданий может в какой – то степени сохранить здоровье учащихся. Кроме того, это положительно повлияет на развитие познавательного интереса учащихся, поможет сформировать у них самостоятельность, организованность, умение рационально использовать своё свободное время, ценить его.
Домашние задания даются учащимся с учётом возможности их выполнения в следующих временных пределах:
в 1 классе (со второго полугодия) — до 1 часа;
во 2 классе – до 1,5 часа;
в 3 – 4 классах – до 2 часов;
в 5 – 6 классах — до 2,5 часа;
в 7 – 8 классах — до 3 часов;
в 9 – 11 классах — до 4 часов.
Не допускать домашних заданий ученикам 1-7 классов на выходные дни, а на каникулярное время и праздничные дни – учащимся всех классов (кроме чтения художественных произведений, предусмотренных программой по литературе).
Со словом «сколько» теперь все ясно. Надо укладываться в дозирование.
Отказываться от домашнего задания совсем не следует. Необходимо лишь грамотно использовать все его положительные стороны. И результаты не замедлят проявить себя.
· В – первых, данное, скажем, в начале или середине урока домашнее
задание поможет направить внимание учеников в нужное преподавателю
русло, подготовит восприятие нового материала;
· во- вторых, правильно подготовленное и организованное задание сможет превратить сам факт домашнего труда из скучной и нудной необходимости в увлекательную, главное, очень полезную и по- своему незаменимую с точки зрения самообразования ученика работу;
· в – третьих, сделать последующий урок, на котором оно будет выслушано и проверено, значительно содержательнее, эффективнее; интереснее;
· в- четвёртых, даст возможность гармонично связать несколько уроков в единую систему;
· в – пятых, сделать приобретение знаний учениками личностным процессом, т.е. превратить знания в инструмент познания;
· в – шестых, может помочь в сплочении классного коллектива;
· в- седьмых, оказать неоценимую помощь в формировании характера, личности ученика.
Этот список можно продолжить.
Надо помнить, что домашнее задание не должно дублировать классную работу, его выполнение не должно превращаться в тренировку только памяти – желание запомнить как можно лучше текст учебника. Это должна быть работа по применению, использованию тех знаний, которые ученик получил в классе. Лучший вариант домашней работы – это творческий и дифференцированный её характер. Совсем не обязательно, когда все дети получают одно и то же задание. Наоборот, работа в классе по обсуждению домашних заданий будет значительно интереснее и продуктивнее, если эти задания разные. В этом случае возникает учебный диалог: школьники могут дополнить высказывания друг друга, предложить другие способы решения одной и той же задачи, спорить и рассуждать.
Хочу предложить несколько рекомендаций по выполнению домашних заданий:
1. Давать задание на дом с подробной консультацией по его выполнению.
2. Обратить внимание на выполнение устных предметов.
3. Научить работать с текстом, находить главную мысль прочитанного, составлять план ответа, отвечать на вопросы после прочтения текста, делать краткий пересказ.
4. Творческие задания по возможности задавать на несколько дней и не требовать их точного выполнения на следующий день.
5. Объём письменной домашней работы не должен превышать третьей части объёма работы, выполненной в классе.
6. По возможности домашнее задание, дозировка его объёма должны быть дифференцированными (кому- то из ребят легче выполнять задания по русскому языку, кому – то по математике, кто – то медленно читает, и от этого разное время тратится на выполнение домашних заданий).
Сейчас в периодике много публикаций о том, чтобы вовсе не задавать домашнее задание. В спорах на эту тему «скрещивали шпаги» наши коллеги и сто, и более лет назад. Тема дискуссий та же, что и ныне: нужно ли загружать детей домашними уроками ли не нужно? Некоторые считают, что можно хорошо учить на уроке, т.е. отказываются от домашних заданий. При работе учителя без домашних заданий у него много преимуществ. Главное – автоматически снимается зависимость ученика от учителя. Они встречаются друг с другом с радостью и взаимным уважением. Учащиеся без страха идут на урок. Не нужно тратить драгоценное время на утомительные нотации, призывать к совести. Все усилия направлены на рациональное использование каждой минуты времени. Тяжелее учителю, но нелегко и ученикам.
Грамотный подход к объёму, дозировке домашних заданий может в какой-то степени сохранить здоровье учащихся.
При организации домашних заданий следует выполнять следующие требования:
• задание должно быть понятно каждому ученику, т.е. все учащиеся должны точно знать, что делать и как делать (ясность задания);
• задание должно носить характер вопроса, посильного для самостоятельного решения. Задания не достигают цели, если к ним не дан соответствующий инструктаж или, наоборот, они чрезвычайно «разжёваны» (должны иметь проблемный характер);
• задание должно предопределять его проверку. При помощи контроля учитель воспитывает у учащихся старательность, исполнительность и аккуратность в работе (установка на контроль);
• задание на дом может быть фронтальным, дифференцированным и индивидуальным, но всегда с учетом особенностей класса (установка на индивидуализацию заданий);
• задание по предмету должно быть строго регламентировано и согласовано с заданиями по другим предметам (учет объема заданий);
• задание не должно быть однообразным и однотипным. В заданиях должны встречаться нестандартные вопросы, вопросы для предварительного обдумывания, наблюдений (разнообразие заданий);
• задание должно ориентировать учащихся на самостоятельный поиск решений, на использование полученных ранее знаний и навыков в новых условиях (развитие самостоятельности);
• в задания должны вводиться вопросы для повторения основных разделов программы (установка на повторение пройденного);
• каждое задание должно иметь трудность, но быть посильным для учащихся. Эту трудность они могут преодолеть при максимальном использовании всех своих способностей и умений (установка на преодоление трудностей учения);
• задания должны включать в себя вопросы, требующие от ученика умений сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы, применять усвоенные знания в новых ситуациях и т. п. (установка на развитие мышления);
Задание, направленное на усвоение материала урока, лучше давать в конце урока. Задание, нацеленное на закрепление какого-либо навыка, лучше давать сразу после упражнений, вырабатывающих этот навык. Задание, контролирующее знания учащихся, полезнее давать в начале урока.
Домашняя учебная работа тесно связана с работой на уроке, органически вытекает из предыдущего урока, является его продолжением и готовит последующий урок.
Недопустимо, когда плохо подготовленный урок заканчивается домашним заданием, включающим проработку незаконченного на уроке нового материала и упражнений к нему. Непосильный объем задания порождает хроническое недопонимание.
Следует помнить, что домашнее задание разъясняется и задаётся до звонка с урока и предельно понятно ученикам. Еще на уроке учитель должен быть уверен, что учащиеся знают, что, зачем и как делать дома. Задание должно быть посильным для большинства, не очень простым для сильных учащихся.
Необходимо предупредить излишнее увлечение домашними заданиями, которое может привести к перегрузке учащихся: исключить задания, рассчитанные лишь на механическую работу, слишком громоздкие задания, отнимающие много времени, но не дающие нужного положительного эффекта. Причиной перегрузки может быть и неверный расчёт учителя на умения учащихся, которых у них на самом деле нет.
Перегрузку вызывают и такие задания, о порядке и приёмах выполнения которых учащиеся не имеют ясных представлений, а также задания, не скоординированные учителем по другим предметам.
Постановка четкой цели каждого домашнего задания, отбор их видов и реальная оценка всех возможностей учащихся предупредит опасность перегрузки.
Согласно современным педагогическим и гигиеническим требованиям, обучение в первом классе проводиться без домашних заданий (только со второго полугодия возможны задания по чтению). Однако нередко это требование нарушается, как нарушается оно и тогда, когда на выходные, праздничные и каникулярные дни дети получают домашние задания.
Рекомендуемое гигиенистами время приготовления уроков не должно превышать во втором классе 1,2 часа, в третьем и четвёртом – 1,5 часа. При этом учитываются индивидуальные психофизиологические особенности детей. Объём домашнего задания по одному предмету должен составлять 4-5 часть всего времени, которое ученик затрачивает на подготовку уроков.
Необходим четкий ритм занятий. Для второклассника после 25 минут занятия – перерыв на 5-10 минут. Во время перерыва хорошо сделать несколько гимнастических упражнений, полезна специальная гимнастика для глаз. В третьем классе продолжительность занятий (без перерыва) может быть увеличена до 35-40 минут, а в четвертом – до 45 минут. Но на протяжении этого времени должна быть физкультпауза на 2-3 минуты. Во время большого (т.е. 10-минутного) перерыва учащиеся третьего-четвертого класса могут выполнить небольшую домашнюю работу (например, полить цветы).
Родители и дети должны чётко знать основные гигиенические требования, касающиеся выполнения домашних заданий: организация рабочего места, ритм и продолжительность занятия, сосредоточенность при их выполнении.
Проверка домашнего задания
Проверить выполнение домашнего задания – значит установить факт его выполнения, правильность выполнения, качество (как по содержанию, так и по форме), выявить самостоятельность выполнения, определить приёмы, использованные учащимися при самостоятельной работе дома, в конечном счете определить подготовленность учащихся к усвоению нового материала. Проверка домашних заданий требует определенной системы: содержание материалов проверки, его объём и последовательность (что и когда проверять); виды и приёмы проверки (какими способами и как проверять):порядок вызова учащихся (кого и когда проверять). Система проверки обязательно должна предусматривать методику проведения учета знаний и различные его формы, позволяющие охватить проверкой всех учащихся и получить достаточно данных для для суждения о знаниях каждого ученика.
Домашние задания теряют смысл, если их регулярно не проверять. В зависимости от содержания и задач урока, проверка домашнего задания может осуществляться как в начале урока (если тема урока является продолжением предыдущей), так и в конце (если тема новая).
Время на выполнение домашнего задания
Ученики школы для лучшего усвоения учебного материала и непричинения вреда здоровью не должны слишком много времени уделять выполнению домашних заданий. С учетом требований по безопасности для здоровья рекомендуются следующие затраты времени на подготовку к занятиям дома для соответствующего возраста школьника.
Сколько времени ребенок должен тратить на домашнее задание:
- 1-й класс – домашнего задания нет;
- 2–3-й классы – 1,5 часа в день;
- 4–5-й классы – 2 часа в день;
- 6–8-й классы – 2,5 часа в день;
- 9–11-й классы – 3,5 часа в день.
Приведенный выше материал вступает в силу с 1 сентября 2011 года согласно постановлению Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 г. Москвы «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
Читайте также:
Другие записи
На количество уроков для школьников в общеобразовательных учреждениях налагаются требования как по максимальной нагрузке в день, так и по суммарной нагрузке в неделю. Рекомендуется распределять учебную…
Чтобы хорошо сдать итоговую школьную аттестацию по истории России – ГИА в формате ОГЭ в 9-м классе и ЕГЭ в 11-м классе – необязательно знать наизусть все даты из учебника. Достаточно овладеть обязательным…
к задачам из плаката
«Выбери свой университет»
в школах Москвы
Сколько времени уделять домашнему заданию?
Я многодетная мама, у меня трое детей и все школьники. Старший в 7-ом классе, средняя — в 5-ом, и младший во втором классе. Вопрос в том, сколько времени нужно уделять, чтобы не сильно загружать детей дома, которые и так устали в школе. Я знаю, что во многих странах домашнее задание вообще не задают, школьная система разработана так, что учителя уверенны, что детям хватает информации и в школе, но наша образовательная система, как е не реформируют, а домашнее задание продолжают задавать, причем в больших количествах. Я не хочу сильно грузить детей, но замечаю, что если с ними не делаю уроки, то оценки сразу же идут вниз. Подскажите, может у кого-то есть какие-то идеи, системы поощрения или как вы распределяете время?
На домашние задания необходимо уделять столько времени, сколько потребуется на его выполнение без оглядки на другие страны. Если ребёнок выполняет домашние работы за десять минут, то само собой он не должен сидеть за уроками ещё и одиннадцатую. Потому, как саморазвитие даст ему намного больше знаний, умений и навыков, чем беcцельное просиживание за письменным столом. А тем детям, которым в силу их способностей, развития памяти и личностных возможностей необходимо несколько часов, да ещё и под контролем родителей — надо уделять всё это необходимое время. Отличниками все детки быть не могут, как бы и родителям, и учителям этого не хотелось.
Мне понравилось высказывание известного педиатра Комаровского, он сказал: школа губит физически наших детей тем, что мало времени на физическое развитие! Уроков столько, что некогда в мяч погулять! А если и есть это время, то сразу оценки ставят плохие (я не беру в учёт прогульщиков, там заслуженно). Не каждый ребёнок может и хочет сидеть за уроками долго, да и не все предметы даются всем одинаково. Уделяйте столько времени, что-бы был отдых (не за планшетом или компьютером да телевизором) на воздухе или приготовьте что-то вместе. Я набираюсь опыта у подругм, да и своё дество помню. Мне нравится то, что подруга обеих дочек приучилас поспать или подремать сразу после школы, естественно покушав и пообщаться немножко. Девочкам даётся школа с удовольствием! Они ходят на танцы и фитнес, дома танцуют и занимаются на шведской стенке. Мне нравится их разносторонний график жизни и успехи в школе, девочки хорошистки.
Перегружать детей не нужно, но и на самотек все пускать не стоит. Вы мама и сами знаете, что лучше для Ваших детей, без выполнения домашних заданий знания ребенка сразу будут ухудшаться. Образование у нас построено на том, что дома обязательно нужно закрепить материал, пройденный в школе. Так же уделяйте внимание изучению правил, без которых трудно грамотно писать и решать математические задачи. Наша внучка пятиклассница проводит за выполнением уроков часа полтора ей этого достаточно, чтобы хорошо успевать в школе.
Я тоже многодетная мама, но у меня школьников двое — 5-й класс и 4-й. У нас вопрос с домашними заданиями решается довольно просто — старший у меня без проблем делает все сам, если нужны подсказки, то обращается или ко мне, или если уже не компетентна я — то в интернет. И младшей помогает делать уроки так же (идут они по одной школьной программе). А насчет поощрений — то скорее на договорных условиях. Не слелаешь уроки — не пойдешь гулять.
Для моего сына, как ни странно, лучшее поощрение это хорошая оценка в школе. Если учитель похвалил и поставил 5, то на следующий урок готовимся и идем с удовольствием. А если учителю, извините «по-фиг», то и ему так же. Глазами пробежал по параграфу и ладно. Начинаешь ему, что то объяснять — зевает, говорит, что устал. Очень много зависит от преподавателя.
Вот тут многое зависит от ребенка, от его психофизиологических особенностей развития, памяти, мышления, воображения, наследственности и прочего. Правильно сказала Таша, есть дети, которые сделают все уроки за 15 минут и будут свободны, а другие будет сидеть и корпеть до ночи. Всё таки наша система образования несовершенна, у таких детей не должна быть одинаковая нагрузка.
Все зависит от ребенка, тут нужно смотреть, понял ребенок тему в школе, может сам сделать задание на черновик или нужно сначала объяснить ребенку тему. Сын быстро начал делать уроки сам, времени тратил минимально, некоторые уроки делал в школе на переменах. А вот дочка не понимает точные науки, учителя таких детей отодвигают на задний план — нет результата, зачем тратить силы. Поэтому все темы мы разбираем дома — очень долго делаем уроки.
Ну у наз не запад. Не представляю ситуацию, чтобы там учитель заявил: «Хотите, чтоб ваш ребёнок нормально учился, нанимайте репетитора!» И сам же выступил в этой роли. Там люди работают, а не перекладывают ответственность за знания на родителей. И выбор школ там больше, а ни как у нас, если школа элитная, то чаще это понты, а не реальные знания. И поборов с коррупцией там нет. В первых трёх классах с младшим объём заданий был такой, что приходилось сидеть до десяти вечера каждый день, а на выходные задавали столько, что они отличались от обычных тем, что у ребёнка оставалось несколько часов посмотреть телевизор. Правда мы учились в продвинутом классе, специально не поступали, нас туда психолог по уровню развития записал. Просто учитель эту продвинутость на родителей перекинул. Кстати, директор школы свою внучку в этот класс отдавать не стала, а поместила в слабый. Пользы от такой нагрузки для интеллекта не было ни какой, ребёнок заучивался на столько, что не мог сообразить иногда элементарные вещи. Решила проблему координально, переехала в другой город. Сейчас занимается уроками по два-три часа в день, в основном это повторение материала, с творческими работами приходится повозится. Так и должно быть.
Тянули учебы дочки всей семьей до 5 класса, потом сказали взрослая, начинай самостоятельно делать уроки. Итог, дочка скатилась на низкие оценки, желания делать уроки нет, оттягивает процесс до вечера, потом говорит устала и хочу спать. Какие разумные варианты моих действий в такой ситуации могут быть?
Полным ходом идет подготовка к школе: с сентября в первый класс. Работает группа продленного дня до 18:00. Но в чем ее смысл? Ведутся ли на ней какие-то дополнительные занятия, или она существует только для того, чтобы ребенок был под присмотром пока родители на работе? Стоит ли оставлять ребенка на.
Сейчас дочка во 2 классе. Любит рисовать и заниматься творчеством. Но супергениальным способностей я в ней не вижу. В чем-то помочь я ей не могу, так как сама рисовать не умею. Дочка хочет этим летом перейти в школу с художественным уклоном. Я волнуюсь, что там все остальные причины будут запущены. Вот.
Помню когда я училась, пришел со школы, сделал домашние уроки, потом гуляй где хочешь. Моя дочка переворачивает устои и распорядок дня с ног на голову. Вечером она отлынивает от уроков любым способом, а потом просит ее рано, чтобы сделать уроки. Если заводить будильник, то разбудит и брата, который с.
Моя доченька уже второклассница, по натуре она девочка собранная и ответственная и просит больше не провожать ее до школы. По моему нормальное желание подросшего ребенка, а вот супруг мой хочет, что бы я провожала и встречала дочку хотя бы еще пару лет. Как поступить, может, стоит отпустить ее одну и.