Родительское собрание на тему: Выполняем домашние задания (собрание-практикум)методическая разработка (2 класс) по теме
В седьмом классе – до 3 часов;
Родительское собрание на тему: «Как эффективнее выполнять домашние задания»
Затем целесообразно обсудить с родителями вопрос о том, просто ли было вспоминать и рассказывать о «самом лучшем». Почему? В процессе обсуждения ведущий подводит участников к выводу о том, что мы чаще обращаем внимание на недостатки и проблемы ребёнка, чем на его достижения. Это порой мешает нам по достоинству оценить его положительные качества , которые являются главной базой для формирования уверенности .
Игра разброс мнений
Учёба в школе, выполнение домашних заданий – серьёзный труд. В школе дети проводят по шесть часов в день, а иногда и более. К счастью, учебная программа по — прежнему включает такие предметы, как физкультура, изобразительное искусство и музыка.Предполагается, что оставшиеся три часа учителя должны потратить на обучение чтению, письму, математике и хотя бы немного естественным наукам. Классные руководители не в состоянии все успеть . Они нуждаются в помощи.
Как родители вы можете внести огромный вклад в процесс обучения своих детей . Читая своему малышу, вы автоматически увеличиваете его словарный запас . Ежедневно помогая в выполнении домашнего задания , вы своим вниманием показываете, насколько важно обучение.
Очень многие родители стремятся помочь своим детям, но не знают, как это сделать. Вдобавок к постоянной нехватке времени, они часто замечают, что их дети просто не хотят заниматься вместе с ними. Дети будут охотнее конструировать новую машинку, чем выполнять домашнее задание. Но даже если дети много смотрят телевизор или время от времени засиживаются за компьютером, то их нельзя однозначно назвать ленивыми. Некоторые родители во избежание проблем и вовсе выполняют домашнее задание за детей.
Бывает, что родители сами провоцируют детей на отрицательную реакцию , связанную с выполнением домашнего задания. Прейдя с работы уставшими и раздраженными, они с пренебрежением и с чувством обреченности садятся с детьми за уроки. Любая ошибка или просчет ребенка моментально превращается в бурю эмоциональных выплесков в сторону дитя. Как правило, дети очень чутко чувствуют состояние родителей, и ваше напряжение передается им. Прежде чем садиться за уроки постарайтесь сами успокоиться и сконцентрироваться на выполняемой деятельности.
Исследователи считают, что родители являются одним из важнейших источников знаний для своего ребенка. У родителей есть все возможности помочь детям преуспеть в школе, однако они делают меньше, чем могли бы. Исследование показало , что матери в среднем тратят менее получаса в день, разговаривая с детьми, объясняя что-либо или читая им.Отцы еще меньше – около 15 минут .
Поэтому прежде чем спросить у ребенка об отметке и об успехах в школе, спросите сначала у себя, а что я сделал для этого? Какую вы себе поставите отметку за выполнение домашнего задания с ребенком?
Домашнее задание выполняет различные функции.
Если мы задумаемся над тем, как правильно организовать учебную работу дома, то заметим, что это задача двоякая.
С одной стороны, нужно помочь ребёнку найти правильный режим работы , выделить место для занятий , определить наилучший порядок приготовления уроков .
А с другой стороны, воспитать у него стойкую привычку садиться за уроки вопреки желанию поиграть или погулять, сформировать умение быстро включиться в работу , вести её, не отвлекаясь, и в хорошем темпе. Малейшая внутренняя ненастроенность ребёнка или какие-то внешние неудобства могут оказаться серьезной помехой.
«Мой Петя сидит за уроками 3-4 часа. Такой прилежный, такой трудолюбивый. Если бы это старание сохранилось у него до десятого класса» Но ведь во 2 классе на домашние уроки надо тратить 1,5 часа. Давайте понаблюдаем, как Петя делает уроки.
Петя занял рабочее место. Сидит за столом, значит, работает… Но нет, оказывается. Вот куда-то подевался циркуль и карандаш, тут же обнаружилось, нужной записи в дневнике нет, и надо узнать у приятеля, что задали по математике, да самого учебника не оказалось на месте. А минуты бегут….
Но всё найдено, уточнено, приготовлено, мальчик углубился в работу…. Вдруг ему захотелось попить воды, а ещё через минуту выяснилось, что нужна бумага для черновика…. На раскачку ушло более 20 минут, два с лишним часа ушло на приготовление уроков. Петя за это время:
дважды вставал из-за стола и ходил на кухню пить воду;
один раз вставал и включал телевизор, чтобы узнать, не началась ли программа мультфильмов;
дважды, отрываясь от работы, прислушивался к разговору взрослых в соседней комнате;
один раз доставал из стола альбом с марками и листал его.
Но вот работа закончена. Петя ещё 10 минут бесцельно перекладывал с места на место учебники и тетради…
Итак, выяснилось, что из двух с лишним часов, затраченных Петей, только1 час 27 минут использовано с толком, сколько и положено ученику 2 класса.
Такая картина, как вы видите, является типичной. Чуть ли не половина школьников проводит за приготовлением домашних заданий больше времени, чем положено.
Можно выработать у ребёнка привычку быстро переключаться с одного дела на другое. Если его зовут кушать, то он должен немедленно прекратить игру. Недопустимо позволять ребёнку игнорировать родительские указания в чем бы то ни было. Необходимо приучать ребёнка отделять свободное время от времени , когда он занят чем-то серьёзным, не путать дело с игрой. Сколько раз приходилось видеть, как во время еды ребёнок играет с хлебом, помыл руки и заигрался с бахромой полотенца. Родители не должны быть пассивными наблюдателями таких сцен. Иначе — то же самое будет твориться с занятиями. Добивайтесь, чтобы все необходимое ребёнок делал без дополнительного напоминания, ни на что не отвлекаясь.
Большую роль в организации учебного труда школьника играет режим дня. Специальные исследования, проведенные в начальных классах, показали: у тех, кто хорошо учится, есть твердо установленное время для приготовления уроков, и они его твердо придерживаются. Ребята признавались , что когда приближается час приготовления уроков, у них пропадает интерес к играм, не хочется больше гулять.
И, напротив, среди слабых учеников много таких, у которых нет постоянно отведенного для занятий времени. Это не случайно. Воспитание привычки к систематической работе начинается с установления твёрдого режима занятий , без этого не могут быть достигнуты успехи в учебе. Режим дня не должен изменяться в зависимости от количества уроков, от того, что интересный фильм показывается по телевизору или в дом пришли гости.
Ребёнок должен садиться за уроки не только в одно и то же время, но и на постоянное рабочее место. Чтобы он там мог держать книги и тетради. Если же ребёнок занимается за общим столом, никто не должен мешать ему, отвлекать от занятий
Почему же у ребёнка должно быть не просто удобное место для занятий, но и постоянное?
Дело в том, что у каждого человека, а у младшего школьника в особенности, вырабатывается установка не только на определенное время, но и на определённое место работы . Когда такая установка у ребёнка сформируется, то ему бывает достаточно усесться за привычный стол, как само собой приходит рабочее настроение, возникает желание приступить к работе.
Помогите своему ребёнку строго выполнять такое правило : до начала занятий со стола должно быть убрано всё, что не имеет отношения к ним . Все вспомогательные вещи, которыми придется пользоваться (линейка, резинка, карандаш), класть слева от себя; учебники, тетради, дневник – справа. Всё, что уже не понадобится, тут же укладывать в портфель или в другое определенное место.
Полезно вместе с ребёнком составить памятку
ВЫВОД: Организовать в каждой семье рабочий уголок ребёнка. Учить детей выполнять домашние задания самостоятельно, пользуясь памяткой «Садимся за уроки»,
В каком порядке следует учить уроки?
С выполнения, каких заданий необходимо начинать? С устных или письменных, с трудных или лёгких, с интересных или скучных?
Лучше всего научить ребёнка самому оценивать трудности выполняемой работы и путем сравнения сложности заданий, постараться самостоятельно ответить на вопросы: какие из изучаемых в школе предметов легче, а какие труднее, какое задание выполнять первым – трудное или лёгкое.
С самого начала ребёнок должен осознавать, что в приготовлении уроков может и должна быть своя внутренняя логик а, связанная с содержанием материала. Бывает, что дети делают так: старательно выполняют письменные упражнения, а затем приступают к устным и учат то правило, на которое было задание в упражнениях.
Когда у ребёнка накопится собственный опыт выполнения домашних заданий , то можно будет ему посоветовать установить очередность выполнения заданий на основе своих наблюдений . Если ученик знает, что он включается в работу сразу, работает с подъемом именно в самом начале, а не в конце, ему целесообразно делать сначала наиболее трудные уроки и постепенно переходить к легким, требующим меньшего умственного напряжения. Если же ученик втягивается в работу медленно, если усталость появляется не скоро, то ему следовало бы начать с более легких и постепенно переходить к трудным. Самую трудную, неинтересную работу следует отнести на середину, либо на вторую половину занятий.
Приступать к выполнению домашнего задания лучше всего через 1 час или 1,5 часа после возвращения из школы, чтобы успеть отдохнуть от занятий. Если ребенок занят какими-либо другими делами (например, посещает кружки, секции) , то можно садиться и позже . Но в любом случае нельзя откладывать это на вечер .
Продолжительность работы ребенка по приготовлению домашних заданий должна быть следующей:
до 1 часа – в первом классе;
до 1,5 часов – во втором;
до 2 часов – в третьем и четвертом классе.
Именно такие нормативы устанавливаются Министерством образования .
ВЫВОД: Сначала устные предметы – правила, а потом письменные. Трудные, потом легкие
Как приучить к самостоятельно
Начните с предмета, который легче дается, и не отвечайте на вопросы пока задание не сделано до конца.
Не стойте за спиной, не злите его.
Делайте свои дела, а ребёнок пусть учит.
Вы слушайте и можете задать вопрос.
Потом проверьте и не высмеивайте ошибки детей.
Таблицы сложения и умножения повесьте над кроватью и учите.
Опережайте школу. Учите таблицу умножения.
По русскому языку выполнить вслух, но не писать в учебнике.
При письменном выполнении ребёнок ещё раз все вспоминает.
Рекомендации родителям по подготовке домашних заданий ребенком
1. Особую важность имеет твердо установленное время начала занятий . Благодаря этому вырабатывается привычка , к назначенному часу появляется психологическая готовность и предрасположение к умственной работе, даже теряется интерес к игре, прогулке. При установке часа начала занятий необходимо определить разумное соотношение времени, отводимого на уроки, прогулки, домашние обязанности, чтобы одно не шло в ущерб другому.
2. Необходимо постоянное место для занятий , где все необходимые предметы находятся под рукой. Так вырабатывается привычка к внутренней мобилизации с момента начала занятий и до тех пор, пока не выработалось умение управлять своим поведением, рабочее место должно быть только местом для занятий (ни игр, ни картинок, ни посторонних книг, ни цветных карандашей и фломастеров, если они не нужны для работы). Если нет возможности выделить постоянное место, то в определенный час должно быть, безусловно, выделено, освобождено место для занятий.’
3. Важное правило — начинать работу немедленно . Чем дольше оттягивается начало работы, тем большее усилие потребуется, чтобы заставить себя приступить к ней. У человека, который систематически начинает работу без промедления, период «втягивания» в работу короткий, дело идет быстрее и эффективнее, а учеба становится источником не только напряженного труда, но и источником удовлетворения.
4. Необходимо наличие перерывов в работе . Нужны единство школьного и домашнегоучебного режима , профилактика перегрузок.
5. Нельзя,чтобы у школьника не было других обязанностей , кроме учебы: человек, который в течение дня должен сделать много дел, привыкает ценить время, планировать работу, приступать к ней без проволочек.
6. Приучение ребенка к правильному режиму должно сочетаться с вашей самодисциплиной , уважением к ребенку, доброжелательностью, заинтересованностью , разумной требовательностью.
Устные задания:
Задали первый пересказ. Ни в коем случае не ограничивайтесь вопросом: «Ну как,, приготовил задание, сможешь рассказать?» Обязательно поинтересуйтесь, как готовил ребенок свое первое устное задание, сколько раз прочитал текст, как именно его читал. Кстати , существует неверное представление , будто бы текст для пересказа обязательно надо читать вслух.Есть дети, которым громкое чтение только мешает : они вслушиваются в звуки своего голоса и не могут сосредоточиться. Читают и раз, и другой, ничего при этом не запоминая. Пусть ребенок попробует читать про себя. Если и при этом он не смог запомнить всего, что ему надо пересказать, не сердитесь, не нервничайте и, главное, не обвиняйте малыша. Разделите текст по смыслу на маленькие отрезки, кусочки. Пусть он читает и пытается пересказать по частям.
Если ваш сын, прочитав два — три раза , никак не может запомнить его, то есть у него слабо развита зрительная память, а вы знаете, что на слух он воспринимает лучше, ничего страшного не случится, если вы прочитаете ему вслух, а он запомнит его с голоса. Конечно, это нельзя превращать в систему. И еще: чтобы ребенку быстро и хорошо учить устные уроки, ему надо больше читать, следите за этим .
Вот видите, как много вы можете сделать, если серьезно захотите помочь вашему ребенку . Только не рассчитывайте, что это будет «скорая помощь». Может быть, для достижения сколько-нибудь заметных результатов вам понадобится год (а может и больше) регулярных занятий. Но если вы не отступите, если будете упорно добиваться своего- результаты вас порадуют.
Родительское собрание на тему: «Выполняем домашние задания» (собрание-практикум)
методическая разработка (2 класс) по теме
Рекомендации родителям по формированию у детей навыков самоконтроля, развитию умения работать самостоятельно. Как быть: помогать детям в выполнении домашних заданий или нет? Памятки для родителей «Хотите, чтобы ваш ребенок ходил в школу с удовольствием?»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sobr._dom.z..docx | 26.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание на тему:
«Выполняем домашние задания».
Е.А.Дичко, учитель начальных классов МБОУ СОШ №4 г. Гулькевичи
1. Выявить представление родителей об организации учебной работы детей дома.
2. Дать рекомендации родителям о том, как формировать у детей навыки самоконтроля, умение работать самостоятельно.
Участники : классный руководитель, родители учащихся
Форма проведения: собрание-практикум.
Организация родительского собрания:
• подготовка приглашений для родителей;
• изучение учителем психолого-педагогической и методической (литературы по теме собрания;
организация выставки книг в помощь родителям;
• подготовка сценария собрания;
• составление памяток для родителей;
• на заседании родительского комитета обсуждается замысел •собрания и составляется проект решения родительского собрания.
Дать детям радость труда, радость успеха в учении, , пробудить в их сердцах чувство гордости, собственного достоинства — это первая заповедь воспитания. Успех в учении — единственный источник внутренних сил ребенка, рождающих энергию для преодоления трудностей, желание учиться.
В А Сухомлинский
1. вступительное слово классного руководителя, сообщение по ТЕМЕ СОБРАНИЯ
— Наши дети — второклассники.
Главный объект их труда — книга, тетрадь, а главный труд в школе учение. Необходимо поддерживать их интерес к учению, помочь им почувствовать радость учебного труда, способствовать развитию у любознательности, познавательной активности, наблюдательности, памяти, внимания.
Семья должна поддерживать интерес ребенка к учению, помочь ему включиться в учебный труд.
С одной стороны, нужно помочь ребенку найти правильный режим работы, выделить место для занятий, определить порядок выполнения уроков, а с другой стороны, воспитать у него стойкую привычку садиться за уроки вопреки желанию поиграть или погулять, сформировать умение быстро включиться в работу, вести ее, не отвлекаясь и в хорошем темпе.
Доводить начатое дело до конца, добиваться поставленной цели, рационально распределять свое время, выполнять домашнее задание самостоятельно — всему этому ребенка нужно учить, учить тактично, ненавязчиво, не отбивая интереса к учебному труду. При выполнении детьми домашних заданий очень важно помочь или выработать навыки самоконтроля, умения работать самостоятельно. Выработке этих навыков у детей и у вас, уважаемые родители, может помочь знание памяток, которые нередко используют в своей работе учи теля начальных классов, воспитатели группы продленного дня. Вот примеры некоторых из них (выдать родителям).
Общие рекомендации к самоподготовке:
• выполнять домашнюю работу нужно начинать в точно установ ленное время;
• прежде чем начать заниматься, проверь готовность рабочего места;
• приступая к работе, сосредоточься, подумай, с чего начнешь;
• старайся все затруднения разрешить самостоятельно;
• о задании узнай в дневнике или по закладкам в учебнике;
• забыл правило, постарайся вспомнить, проверь себя по учеб нику;
• начинай самоподготовку в определенном порядке, например: русский язык, математика, чтение.
• внимательно прочитай задание;
• повтори по учебнику, выучи определения, правила, связанные с выполнением данной работы;
• после выполнения письменного задания внимательно проверь написанное;
• ошибки исправляй аккуратно, в соответствии с рекомендаци ями учителя.
• посмотри, что задано, подумай, с чего начинать выполнять за дание;
• прочитай задание по учебнику;
• выдели основные части, главные мысли текста;
• прочитай задание вторично;
• составь план прочитанного;
• расскажи по плану;
• следи за интонацией, темпом речи;
• не спеши, говори ясно, четко.
К решению задач:
• прочитай внимательно задание, если не понял содержания, прочитай еще раз, подумай;
• повтори условия задачи и ее вопросы;
• подумай, что известно из условия задачи, а что надо найти;
• подумай, что нужно узнать сначала, что потом, чтобы ответить на вопрос задачи;
• подумай, по какому плану будешь решать задачу; решай задачу;
• проверь ход решения, ответ.
К выполнению заданий по русскому языку:
- внимательно прочитай задание;
• подумай, какими правилами можно воспользоваться при его выполнении;
• если не уверен, знаешь ли ты правило точно, найди его в учеб нике и еще раз повтори;
• выполняя задание, сверяйся с правилами;
• если обнаружил ошибку, аккуратно исправь ее.
К выполнению заданий по чтению :
• если встретишь непонятные слова, выясни их смысл (у старших, ‘в словаре);
• если в чтении текста были затруднения, прочитай его еще раз;
• прочитай весь текст, подумай над его содержанием, переска жи его.
• прочитай предложение, прочитай каждое слово по слогам так, ! как оно пишется;
• списывай, диктуя себе по слогам;
• проверь списанное: читай слово в тетради и это же слово в книге.
Обращение родителей к этим памяткам не должно выливаться в назойливое повторение одних и тех же указаний. Естественно, ненавязчиво, проявляя искренний интерес к успехам детей, надо учить их навыкам организации учебного труда. Помощь и контроль родителей не должны быть муштрой, назойливым морализированием, изматывающим ребенка.
При проверке домашнего задания надо нацеливать ребенка на то, чтобы он умел доказывать правильность выполненного задания, приводить свои примеры. Вопросы родителей: «Почему?», «Докажи», «А можно ли по-другому?» — помогут в этом.
В семье следует создать атмосферу постоянного внимания друг к другу, к успехам каждого члена семьи. В такой обстановке будет естествен постоянный интерес родителей к учебным успехам ребенка, их вопрос «Что ты узнал сегодня нового?» Радость родителей по поводу успеха ребенка, его новых знаний воспитывает в нем желание учиться . В этом серьезном труде у школьника могут быть и какие-то неудачи. Хорошо, когда родители стремятся помочь ребенку преодолеть их, не срывают на нем свое раздражение по поводу этих неудач.
II. выступление председателя родительского комитета
— Часто родители жалуются, что дети по нескольку часов сидят за уроками, много отвлекаются, бывают несобранны. Но ведь во 2 классе на домашние задания надо тратить не более полутора-двух часов. Возникает вопрос: что же будет делать ребенок, когда количество домашних заданий возрастет в несколько раз?
Давайте попробуем разобраться с некоторыми волнующими во просами, обсудив их в микрогруппах.
III. работа микрогрупп
Каждая микрогруппа получает задание проанализировать пред ложенные ситуации, ответить на поставленные вопросы и затем доло жить собранию о своей точке зрения на предложенную проблему.
Задание для группы 1 . Проанализируйте, какой жизненный опыт получит ребенок, когда родители помогают ему выполнять домашние задания и когда не помогают.