Как составить схему предложения: основные виды с примерами

В этой статье речь пойдет о том, как правильно составить схему нужного предложения. Кому это необходимо? Всем без исключения. Если коротенькие посты или комментарии в социальных сетях и мессенджерах можно писать и без знания русского языка (чем многие и увлекаются), то уж при написании статей для собственных блогов необходимо руководствоваться этими правилами. Ведь пользователям, посещающим ваши сайты и блоги, намного приятнее и понятнее читать грамотную речь, которая привлекает внимание и задерживает на странице. И, конечно, корректное составление предложений очень важно для людей, занимающих руководящие общественные либо коммерческие посты – грамотность повышает доверие со стороны посетителей, партнеров и клиентов. А для того, чтобы предложения звучали правильно и красиво, их необходимо составлять по определенным схемам. Также данный материал поможет школьникам и студентам подготовиться к экзаменам либо выполнить задание на дом.

Как составить схему предложения в 1-м классе: правила и примеры

Многим родителям сложно помогать детям в учебе. Приходится заново изучать правила. Со временем они забываются. Когда ребенок идет в 1-й класс, составить схему предложения будет сложно. В школе учитель подбирает простые примеры, чтобы показать, как правильно находить предложение в тексте, как его изобразить графическим способом.

Члены предложения: с чего начать?

Первое, с чего нужно начать, — определить, что такое предложение. Это несколько слов, которые связаны логически и интонационно. Самое главное, есть грамматическая основа, которая состоит из подлежащего и сказуемого. Первый главный член обозначает предмет или лицо, которое выполняет какое-то действие. О нем и расскажет сказуемое.

Еще один важный момент – определение слова, с которого начинается предложение, а также общее количество слов. Например, «Мама читает книгу». В предложении первое слово «мама», а всего слов три. Теперь нужно найти грамматическую основу. Первый вопрос: «Кто?» Значит, речь идет об одушевленном предмете. Второй вопрос: «Что делает?» Он относится к глаголу. Осталось определить слово «книга», которое является второстепенным членом предложения, дополнением.

Построение элементарных схем

Предложение представляет собой смысловую единицу. Первое начинается с составления простых схем. В них обозначают границы начала и конца предложения. Здесь отсутствует количество слов.

  • Ребята гуляют. I________.
  • Мама моет посуду. I________.

Такие схемы показывают, что предложение представляет собой цельную единицу, поэтому является законченным. Важно обучить детей, как составить схему предложения в 1-м классе, так как это поможет находить синтаксическую единицу в тексте. Впоследствии структура будет сложнее. В ней черточек будет столько, сколько слов. К ним относятся все самостоятельные и служебные части речи.

Если ребенок научится составлять схемы, он будет понимать, где заканчивается одно слово и начинается другое. А значит, будет раздельно их писать. Систематическое графическое изображение предложений показывает, что начинают его писать всегда с большой буквы. Здесь и нужно ставить вертикальную черточку.

В зависимости от того, какое предложение по цели высказывания: повествовательное, побудительное или восклицательное, в конце ставится определенный знак препинания.

  • На улице ярко светит солнце. I__ ____ ____ ____ ____.
  • Дети катаются на санках. I__­_ ____ __ ____.
  • Мы едем на море! I___ ____ _ ____!
  • Ты поможешь мне сделать уроки? I____ ___ ____ ___ ____?

Отображение в схемах орфограмм

Перед тем как в 1-м классе составляют схему предложения, сначала учат орфограммы. Первая – большая буква в именах собственных. С нее начинаются названия городов, имена людей, клички животных. В схемах ее обозначают с помощью вертикальной черты. Они и выступают наглядным пособием, с помощью которого закрепляют уже полученные знания.

  • Петя и Ваня поедут летом к бабушке. I_____ _ I_____ ____ _____ __ _____.
  • Алена очень любит конфеты. I____ _____ _____ ____.
  • Папа помог Рите и Косте сделать домашнее задание. I____ ____ I____ _ I_____ _____ ____ ____.
  • Москва и Волгоград находятся в России. I___ _ I____ ____ __ I____.

Позже дети узнают о таком понятии, как диалог. В букварном периоде закладываются первые знания о прямой речи. Учащиеся узнают, что предложения начинаются с большой буквы, а перед каждой новой строчкой ставится необычный знак «тире».

— Кто съел все конфеты? — I___ __ ___ ___?

Ребята уже в 1-м классе составляют схему предложения со всеми знаками препинания. Это поможет правильно записывать слова, а при прочтении выделять знаки препинания с помощью интонации.

Алгоритм построения схемы

«Составь схему предложения», — задания в 1-м классе чаще всего звучат именно так. Выполнить их не сложно. Достаточно придерживаться простого алгоритма. Главное правило – сколько слов, столько черточек. Сколько слов с заглавной буквы, столько вертикальных черточек.

Учащиеся следуют такому алгоритму:

После этого можно чертить схему в тетради. Важно не забывать обо всех орфограммах.

Помощь в составлении схем

Чтобы помочь ребенку составить схему предложения в 1-м классе, образец кладут перед школьником. Он должен знать, с чего начать разбор. Лучше начинать тренировку с простого предложения, которое состоит из двух-трех слов.

Сначала его списывают в тетрадь, затем приступают к разбору. Если ребенку сложно определить количество слов и то, какой знак нужно поставить, взрослому необходимо проговорить предложение. А количество слов можно прохлопать.

Важно обращать внимание на маленькие слова. Это союзы, частицы и предлоги. Когда ребенок в 1-м классе составляет схему предложения, такие слова выделяет маленькой чертой. То есть уже при обучении показывают, что такие слова неравнозначны другим членам предложения.

Что нужно запомнить: примеры

Ребенок должен различать короткие и длинные предложения. Показывая простые и сложные примеры в 1-м классе, как составить схему предложения, можно помочь детям в будущем. Они будут находить главные и второстепенные члены предложения. Постоянное обучение позволяет определять границы предложений в тексте.

Вот несколько примеров:

  • Я пою. I___ ­­­___.
  • Мама печет пироги. I___ ­­­___ ___.
  • Дети гуляют на улице. I___ ­­­___ _ ____.
  • Белый снег лежит красивым ковром. I___ ­­­___ ___ ___ ___.

Это простые повествовательные предложения. В конце ставится точка. Если побуждают к действию, передают чувства и эмоции, ставят восклицательный знак. При вопросе в конце предложения ставят вопросительный знак.

  • Какие красивые цветы! I___ ­­­___ ___!
  • Кто помог тебе сделать домашнее задание? I___ ­­­___ ___ ___ ___ ___?
  • Как ярко светит солнце! I___ ­­­___ ___ ___!
  • Где лежит твой пенал? I___ ­­­___ ___ ___?

Важно обращать внимание на имена нарицательные. Они пишутся с большой буквы, а значит, и в схемах графически их выделяют с помощью такой же черты, как и в начале предложения.

  • В классе учится Никита. I_ ­­­___ ___ I___ ­­­.
  • Мою собаку зовут Кузьма. I___ ___ ___ I___ ­­­.

Обучение составлению схем предложения необходимо. В процессе изучения правил дети быстрее читают, понимают смысл текста. Им легко выполнять задания, в которых необходимо найти границы предложений. В процессе чтения ребята научатся различать повествовательные высказывания от других типов. Так они легко составят вопросительное или восклицательное предложение, поймут,чем они отличаются.

Как составить схему предложения: основные виды с примерами

Раз вы тут оказались, наверняка вы школьник, которому надо составить схему предложения. Это стандартное домашнее задание. Схема обычно делается в рамках синтаксического разбора предложения, но бывает и отдельно.

Предлагаю пройти тест — ответить на пять вопросов по схеме предложения.

[quiz-cat >Ну как, что получили? А теперь объяснения.

Алгоритм составления схемы предложения

  1. Внимательно прочитайте предложение.
  2. Найдите подлежащее и сказуемое – грамматическую основу предложения. Грамматических основ может быть и несколько, в этом случае предложение сложное. Подчеркните подлежащее одной чертой и сказуемое двумя чертами.
  3. Определите, простое или сложное предложение.
  4. Обозначьте границы предложений вертикальными черточками. Отметьте границы простых предложений.
  5. Для сложных предложений определите союзную связь: сложносочиненное или сложноподчиненное предложение. Сочинительный или подчинительный союз.
  6. Выделите деепричастный и причастный оборот, если есть.
  7. Найдите второстепенные члены предложения. Подчеркните их так:
    • определение – волнистая линия
    • дополнение – пунктир;
    • обстоятельство – точка, тире, точка, тире;
    • деепричастный оборот – точка, тире, точка, тире, выделяется с двух сторон вертикальными чёрточками;
    • причастный оборот – волнистая линия, выделяется с двух сторон вертикальными чертами.

Графические обозначения

Главное предложение обозначается квадратными скобками, а придаточное — круглыми.

Графические обозначения в схеме

Еще примеры с круглыми и квадратными скобками к схемам на рисунке. Все это сложноподчиненные предложения:

Схема простого предложения

А теперь вернемся к простым предложениям. Начнем с самого простого:

Это простое предложение, проще некуда. Нераспространенное, так как в нем есть только подлежащее и сказуемое. Двусоставное, так как оба — и подлежащее, и сказуемое — есть.

Приведу также примеры односоставных предложения. В них присутствует только один член — либо подлежащее, либо сказуемое. Первое предложение — назывное, главный член — подлежащее:

Вот безличное односоставное предложение, где главный член — сказуемое:

Вот определенно-личное предложение, в котором главный член — сказуемое.

Но все эти детали (безличное, неопределенно-личное) в школе запоминать не надо, главное указать подлежащее со сказуемым. Что такое односоставные предложения вообще-то проходят в каком-то классе, но безличные они или неопределенно-личные, по-моему, уже не проходят.

Бывают еще простые и сложные сказуемые. Простое:

Далее сложное глагольное. Здесь глагол один — «собиралась идти». Не дайте ввести себя в заблуждение двумя словами, из которых он состоит:

И сложное именное:

Схемы с обращениями и вводными словами

В схеме обращения обозначаются O и обособляются вертикальными черточками. Обращения не являются членами предложения, потому и обособляются черточками. Они могут быть расположены в любом месте предложения. В схему обычно переносятся стоящие при них знаки препинания.

Вводные слова тоже не являются членами предложения и обособляются вертикальными линиями. Обозначаются они ВВ:

Схемы с причастными и деепричастными оборотами

Крестиком тут обозначено главное слово «туман». Туман какой? Постепенно сгущавшийся. От него задается вопрос, потому это главное слово.

Схемы с прямой речью

В таких схемах обозначаются границы, прямая речь, слова автора и стоящие при них знаки препинания. Например:

Схема сложного предложения

В сложносочиненном предложении обе части равноправны, ни одна не подчинена другой.

Вот сложносочиненное предложение с союзом «а»:

А вот сложносочиненное предложение с союзом «и»:

В сложноподчиненном предложении есть главное и придаточное, поэтому иногда схемы составляют вертикально, если уровней зависимости несколько. Главное — в квадратных скобках, зависимое — в круглых:

Если еще уточнить, какое именно испытание ее ждет, получится три уровня:

Тут обе пары круглых скобок выглядят одинаково, тогда как на деле «какое испытание» — это второй уровень вложенности. Сначала «что ждет» — «испытание». Потом «какое» — «которое определит»:

Но не всегда несколько придаточных предложений означают, что они все на разных уровнях. Два придаточных могут быть второстепенными по отношению к главному, но абсолютно равны между собой:

Настя прищурилась когда? Когда Петя подошел.

Настя прищурилась зачем? Чтобы лучше рассмотреть его.

Оба придаточных относятся к «Настя прищурилась» — уточняют зачем и когда она это сделала. А не одно придаточное уточняет другое придаточное. Оба равноправны, так как каждое уточняет главное:

Как составить схему предложения. Как правильно составить предложение. Проверка домашнего задания

В этой статье речь пойдет о том, как правильно составить схему предложения. Кому это необходимо? Всем без исключения. Если коротенькие посты или комментарии в социальных сетях и мессенджерах можно писать и без знания русского языка (чем многие и увлекаются), то уж при написании статей для собственных блогов необходимо руководствоваться этими правилами. Ведь пользователям, посещающим ваши сайты и блоги, намного приятнее и понятнее читать грамотную речь, которая привлекает внимание и задерживает на странице. И, конечно, корректное составление предложений очень важно для людей, занимающих руководящие общественные либо коммерческие посты – грамотность повышает доверие со стороны посетителей, партнеров и клиентов. А для того, чтобы предложения звучали правильно и красиво, их необходимо составлять по определенным схемам. Также данный материал поможет школьникам и студентам подготовиться к экзаменам либо выполнить задание на дом.

План действий по составлению схемы предложения

Для того, чтобы правильно скомпоновать схему предложения, необходимо следовать определенному алгоритму действий:

  • Тщательно рассмотреть написанное предложение;
  • Определить, к какому типу оно относится по интонации и цели высказывания;
  • Найти основу, главную мысль предложения, несущую важную информацию (подлежащее и сказуемое);
  • По количеству основ определить, является предложение простым (с одной основой) или сложным (с двумя или несколькими основами);
  • Перпендикулярными линиями отделить границы простых предложений (также можно выделить причастные/ деепричастные обороты и иные осложнения);
  • Подчеркнуть члены предложения соответствующими черточками;
  • Определить наличие и характер союзной связи между фрагментами сложного предложения (подчинительный или сочинительный) – в случае правильного определения вы поймете, с каким типом предложения имеете дело;
  • В прямоугольные скобки заключить простые предложения, так как они являются равнозначными фрагментами сложносочиненных или бессоюзных сложных;
  • В круглые скобки заключить придаточные предложения, входящие в структуру сложноподчиненных;
  • Сложноподчиненное предложение тщательно изучить, и поставить от слова в главном фрагменте (над которым нарисовать крестик) вопрос к придаточному; начертить от этого слова к придаточному предложению стрелку и написать над ней вопрос.

Вся информация, собранная в процессе изучения, дает возможность правильно составить схему предложения. После исполнения всех вышеперечисленных действий наступает момент, когда можно начинать чертить саму схему. Выпишите из своего предложения по порядку все знаки, которые использовали для разграничения простых предложений, выделения оборотов (деепричастных и причастных), грамматических основ, вопросы и стрелки к придаточному предложению от главного, и другие осложнения. Соберите все эти данные в виде линейной графической схемы. Когда необходимо разобрать сложное предложение, имеющее несколько придаточных, то для корректного отображения подчинения необходима и вертикальная графическая схема (о ней будет рассказано ниже). Цифрами обозначаются степени придаточных – по ним можно определить их место в составе предложений, при этом главное никаких обозначений не имеет.

Если вы школьник или студент, то можете столкнуться с ситуацией, когда преподаватели требуют отметить вместе с главными членами предложения на схеме и второстепенные. Также возможен вариант, когда по предложенной схеме надо составить новое предложение. При внимательном подходе к делу данные действия вас не затруднят.

Составляем план простого предложения

Нам нужно скомпоновать схему простого предложения. Далеко ходить не будем, возьмем пример из начальных классов:

Схема простого предложения

Это предложение двусоставное – в нем есть два главных члена. Еще бывают односоставные предложения, в которых главным членом является только один из двух. Если у предложения нет второстепенных членов, то оно нераспространенное (“Стихи рождались”), если же есть, то распространенное (как представлено выше). Также предложения имеют неполный либо полный вид (в зависимости от того, в какой комплектации присутствуют необходимые члены – в сокращенной или полной). Не допустите ошибок со сказуемыми при составлении графической схемы предложения:

  • составные именные сказуемые – Даниил будет спортсменом ;
  • простые – Даниил плавал ;
  • составные глагольные – Даниил хотел плавать .

Простое предложение с однородными членами

Однородные члены на графической схеме отображаются при помощи кружков. В этих кружках отмечается их роль в синтаксисе предложения: определения, сказуемые и т. д.

В кружках отражены роли однородных членов предложения

С вводными словами или обращением

На вводные слова указывают буквы “ВВ”, отделяемые от остальных частей на схеме двумя вертикальными чертами и обязательно теми знаками препинания, которые окружают их в предложении.

Вводные слова в предложении

К обращениям применяются те же правила, что и к вводным словам, только вместо букв “ВВ” используются “О”.

Обращение в предложении

С деепричастным либо причастным оборотами

Для выделения оборотов, в состав которых входят деепричастия (ДО) или причастия (ПО), на схеме используются те же знаки препинания, что и для их разграничения в предложении.

Причастный оборот на схеме

Как создать схему предложений с прямой речью

На схеме прямая речь выделяется следующим образом:

  • выделяются границы предложения;
  • для обозначения авторских слов используется буква “А”, прямой речи – “П”;
  • ставятся знаки препинания.

Как составить схему сложного предложения

Фрагменты сложного бессоюзного и сложносочиненного предложения находятся в равноправном положении, поэтому для их обозначения применяются прямоугольные скобки.

Сложносочиненное предложение на схеме
Бессоюзное сложное предложение на графической схеме

Прямоугольные скобки используются для обозначения и главной части в сложноподчиненном предложении, а круглые – для придаточной. Причем придаточное предложение может стоять в любом месте: сзади, в начале, и даже в середине главного.

Прямоугольные скобки — для главных предложений, круглые — для придаточных

Перед тем, как составить план предложения, исходный материал необходимо тщательно изучить, чтобы не возникло трудностей с различными видами связи. Бывает, что в таких предложениях заключена важная мысль, которую легко потерять при попытке упростить текст и переставить части местами.

Как создать схему сложного предложения с несколькими придаточными

Для того, чтобы правильно отобразить предложения, имеющего несколько придаточных, применяется вертикальная схема:

“Мы узнали, что надвигается ураган, который может разрушить все на берегу.” (последовательное подчинение):

“Когда мы уже подъезжали к городу, Даниил прищурился, чтобы лучше рассмотреть окрестности.” (параллельное подчинение):

“Мы очень рады, что вы приехали, что вы сегодня с нами, что вам здесь нравится.” (однородное подчинение):

Главное назначение этой статьи в том, чтобы помочь вам вспомнить школьные правила по русскому языку и напомнить основные моменты, соблюдая которые, можно легко построить схему любого предложения.

Умение правильно формулировать свои мысли является основополагающим для каждого грамотного человека. Письменная речь отличается от устной тем, что приходится особенно старательно формулировать мысли, делая их понятными всем. Впрочем, чтобы составить предложение, нужно понимать лишь несколько основополагающих принципов родного языка.

Основы составления предложений

Важно понять главное: предложение должно заключать в себе законченную мысль.

В классическом варианте она выражается в виде грамматической основы и второстепенных членов. Иногда, последние отсутствуют. Один из главных членов грамматической основы, также, может отсутствовать, в таком случае, вся смысловая нагрузка ложится на единственный главный член. Такое предложение называется односоставным.

Главные члены

Подлежащее и сказуемое являются грамматической основой предложения.

Подлежащее выражается существительным и всегда используется в именительном падеже, то есть, отвечает на вопросы «кто?» или «что?».

Сказуемое выражается глаголом и сообщает нам о том, что делает подлежащее.

Что такое действительный и страдательный залоги

Чтобы правильно составить предложение, необходимо учесть, как оно будет звучать, ибо набор слов не всегда может быть правильно понят.

Если подлежащее выступает в роли исполнителя действия, которое выражает сказуемое, то речь идёт о действительном залоге: «Маша съела яблоко».

Если подлежащее не исполняет действия, выраженного сказуемым, то речь идёт о страдательном залоге: «Яблоко съедено Машей».

Согласно правилам русского языка, для более точного выражения мысли лучше использовать действительный залог. Однако, страдательный залог бывает уместнее в ряде случаев:

  • Когда исполнитель неизвестен;
  • Когда нужно сделать акцент на подлежащем;
  • В деловой переписке.

Второстепенные члены

Чаще всего, кроме подлежащего и сказуемого, в конструкцию добавляется несколько слов, так или иначе, характеризующих ее грамматическую основу. Эти слова выполняют второстепенную роль. Их наличие делает предложение распространённым, а если их нет — нераспространённым.

Составить предложение, распространённое второстепенными членами не составляет труда, достаточно конкретизировать или украсить грамматическую основу:

«Мы посадили великолепные георгины в своём саду».

Сложное предложение

Сложное предложение включает в себя две и более грамматические основы, иначе говоря, оно состоит из нескольких простых. Составить сложное предложение совсем не трудно, понимая простые правила.

Между грамматическими основами могут быть разделительные запятые или союзы. Если простые предложения в составе сложного разделяются запятой, то предложение считается бессоюзным:

«Травка зеленеет, солнышко блестит, ласточка с весною в сени к нам летит».

Если для разделения используются сочинительные союзы — и, а, но, да — предложение называется сложносочинённым:

«Собака лает, а кошка мяукает».

При использовании подчинительных союзов — если, чтобы, как, потому, что и др. — предложение считается сложноподчинённым.

«Мы будем загорать, если погода будет солнечной».

Как составить предложение со словосочетанием

В школьной программе по русскому языку часто встречаются задания, связанные с составлением предложений с определёнными словосочетаниями. Не стоит этого пугаться, ведь это совсем несложно.

Чтобы составить предложение, включающее заданное словосочетание, нужно понимать, что словоформы в предложенном словосочетании могут быть изменены в соответствии со смыслом предложения. Это значит, что слова можно склонять и спрягать.

Это лишь основные моменты, касающиеся составления предложений.

Что делает ткачиха?

Что делает кондитер?

Что делает швея?

Что делает токарь?

Что делает сталевар?

Что делает обувщик? И т. д.

IV. Итог занятия.

А н я т и е 42 (70) Обучение рассказыванию

Тема: ЗАВОДЫ И ФАБРИКИ

Цели: учить детей составлять рассказы о профессиях по плану; учить детей пользоваться в речи словами, отвечающими на вопрос: как?

Оборудование: сюжетные картинки.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Сядет тот, кто скажет название завода или фабрики.

II. Закрепление пройденного материала.

Люди каких профессий работают на заводах и фабриках?

Что им нужно для работы?

III. Введение в тему. Составление рассказа по плану.

Где он работает?

Что ему нужно для работы?

Каким он должен быть?

Как он работает?

IV. Составление рассказов детьми.

V. Итог занятия.

Занятие 43 (72) Обучение рассказыванию

Цели: обобщить и систематизировать знания детей о зиме; уточнить знания детей о признаках зимы; учить подбирать род­ственные (однокоренные) слова; учить детей пересказывать текст.

Оборудование: сюжетная картина «Зима».

Ход занятия

I. Организационный момент.

Сядет тот, кто ответит, о чем можно сказать:

Ударили. (морозы), хрустит. (снег), бушует. (вьюга), замерзли. (реки), скрипит. (снег), метут. (метели) и т. д.

П. Введение в тему. Беседа.

Как вы думаете, о каком времени года будем говорить?

Какое сейчас время года?

Как вы заметили наступление зимы?

Назовите признаки зимы.

Расскажите о повадках зверей и птиц зимой.

Чем занимаются зимой дети?

Назовите зимние месяцы.

III. Игра «Доскажи словечко».

Зимой все покрыто белым пушистым снегом. Давайте по­
играем с этим словом.

Педагог читает стихотворение, а дети добавляют слова, связанные со словом «снег».

Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю. (снег).

С неба все скользят пушинки —

Серебристые. (снежинки).

На поселки, на лужок

Все снижается. (снежок).

Вот веселье для ребят —

Все сильнее. (снегопад).

Все бегут вперегонки,

Все хотят играть в. (снежки).

Словно в белый пуховик

Нарядился. (снеговик).

Рядом снежная фигурка —

Эта девочка. (снегурка).

На снегу-то, посмотри? —

С красной грудкой. (снегири).

Словно в сказке, как во сне,

Землю всю украсил. (снег).

Какие слова вы добавляли?

На какое слово они все похожи?

Подберите похожие слова к словам:

Зима — зимушка, зимний, зимовать, зимовье, зимующие и др.; мороз — морозный, морозить, замораживать, мороженое, морозильник, заморозки и др.; лёдльдина, ледовый, ледокол, лед­ник, гололед и др.

IV. Чтение рассказа.

Наступила зима. Кругом лежит белый снег. Деревья стоят голые. Зимой солнышко хотя и светит, но мало греет. Оно не­долго остается на небе. Зимние дни гораздо короче летних, а но­чи длиннее. Реки и озера замерзают так, что по льду можно хо­дить и ездить. Земля покрывается толстым слоем снега.

Пересказ рассказа детьми.

VI. Итог занятия.

А н я т и е 44 (73) Формирование грамматического строя речи

Тема: ЗИМА. ПРЕДЛОГ ПЕРЕД

Цели: учить детей пользоваться в речи предлогом перед; развивать внимание.

Оборудование: сюжетные картинки, различные игруш­ки, предметы.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Сядет тот, кто правильно выполнит инструкцию и назовет «маленькое слово» (предлог).

Коля, подними карандаш с пола.

Коля, что ты сделал? — Я поднял карандаш с пола.

Какое «маленькое слово» в твоем предложении?

Саша, перепрыгни через брусок.

Саша, что ты сделал? Какое «маленькое слово» в твоем предложении?

Надя, сядь на стул.

Оля, выйди из группы.

Дима, положи мяч под стул.

Алеша, встань между кубиками.
И т. д.

И. Введение в тему.

Составление предложений по демонстрируемому

Ваня, встань перед стулом.

Ваня, где ты стоишь?

Дети, где стоит Ваня?

Соня, посади куклу перед кубиком.

Соня, куда ты посадила куклу?

Дети, где сидит кукла? И т. д.

III. Игра «Где ты стоишь?».

Дети строятся друг за другом. Педагог спрашивает первого ребенка:

Саша, где ты стоишь?

Я стою перед Олей. И т. д.

IV. Составление предложений по сюжетным картинкам.

V. Итог занятия.

Занятие 45 (75) Обучение рассказыванию

Цели: учить детей пересказу; закрепить категорию предлож­ного падежа с предлогом на; развивать внимание и память.

Ход занятия I. Организационный момент.

Сядет тот, кто скажет, где это бывает.

Где лежит снежинка?

Где катаются дети?

Где слепили снеговика?

Где стоят санки?

Где висит игрушка? И т. д.

Для чего вам может понадобиться схема предложения? Вариантов несколько. К примеру, составить схему предложения нужно при его синтаксическом разборе.

Вы также можете схематически изобразить части предложения для себя, чтобы четче представить его структуру и проследить логику присоединения частей предложения друг к другу (актуально для сложных предложений).

Если уж зашла речь о сложных предложениях, с помощью схем удобно анализировать предложения с разными видами связи. А в простых схема помогает наглядно представить синтаксическую структуру.

В общем, как ни крути, схемы предложений в русском языке – вещь далеко не бесполезная. Вот мы сейчас и обобщим эту тему. С тем, чтобы вы этой статьей могли воспользоваться как справочным материалом. Кстати, чтобы правильно составлять схемы, не мешает повторить некоторые темы по синтаксису. Сейчас будем разбирать примеры схем и одновременно повторять. Так что от статьи вам будет двойная польза – заодно получите конспект по видам предложений, знакам препинания при прямой речи, однородных членах и т.д. будет.

План составления схемы предложения

  1. Внимательно прочитайте предложение, обратите внимание, какое оно по цели высказывания: повествовательное, вопросительное иди побудительное. И приметьте, какое по эмоциональной окраске: восклицательное или не восклицательное.
  2. Определите грамматические основы. Какими частями речи они выражены?
  3. После этого будет уже несложно сказать, простое перед вами предложение или сложное.
  4. В сложном предложении определите границы входящих в его состав простых и с помощью простого карандаша обозначьте их вертикальными чертами. Кстати, причастный и деепричастный оборот и другие виды осложнения также отделите такими чертами.
  5. Подчеркните дополнительные члены предложения (прерывистой линией – дополнение, волнистой – определение и причастный оборот целиком, «точка-тире-точка» – обстоятельство и деепричастный оборот). Какими частями речи они представлены?
  6. Если перед вами сложное предложение с союзной связью между его частями, обратите внимание на союзы: сочинительные они или подчинительные.
  7. Предыдущий пункт поможет вам правильно обозначить предикативные части сложного предложения. Так, части сложносочиненного и бессоюзного сложного предложения равноправны, обозначьте их квадратными скобками. Придаточное предложение в сложноподчиненном предложении обозначьте круглыми скобками. Не забудьте, что союз/союзное слово тоже надо в них включается.
  8. В сложноподчиненном предложении в главной части найдите слово, от которого можно задать вопрос к придаточному предложению, обозначьте его крестиком. От слова проведите карандашом стрелку к придаточному и запишите вопрос. Бывает и так, что вопрос к придаточному ставится от всего главного предложения.
  9. И вот теперь на очереди схема простого/сложного предложения – смотря что там у вас. Начертите линейную графическую схему, на которую переносите все основные обозначения, которыми до этого расчертили предложение. В частности, границы предложений, грамматические основы, осложнения, если предложение осложнено, связь между предложениями и стрелку с вопросом, союзы и союзные слова.
  10. Для сложных предложения с несколькими придаточными потребуется вертикальная схема, чтобы корректно отобразить последовательное, параллельное или однородное подчинение. Мы такие рассмотрим ниже на конкретных примерах.
  11. Цифрами над частями сложного предложения можно обозначить уровни придаточных, которые будут отражать их позицию в составе сложного предложения. Главное предложение никак не обозначается.

Иногда у преподавателей могут быть специфические требования. Например, обозначит на схеме, кроме главных, дополнительные члены. Кроме того, случаются и обратные задания, когда надо составить по схеме предложение. Пример такого задания вы найдете дальше.

Схемы простых предложений

Вот давайте сразу и начнем с задания, без шуток, уровня 2 класса: нужна схема простого предложения вида «подлежащее – сказуемое – подлежащее». Простой пример:

При этом вы держите в голове, что простое предложение на основании наличия главных членов может быть одно- и двусоставным. По наличию второстепенных членов – распространенным и нераспространенным (в примере выше какое?). А также по наличию полного или урезанного набора необходимых членов предложения делятся на полные и неполные.

Перенося главные члены предложения на схему, не дайте сказуемым себя запутать. Они бывают:

Теперь переходим в 5 класс и возьмемся за схемы предложений с обращением и другими видами осложнений простых предложений.

Обращение : обозначается О, знак от остального предложения отделяется на схеме при помощи двух вертикальных линий – │ │. Обращение не является членом предложения и имеет значение лишь его местоположение и стоящие при обращении знаки препинания:

На схеме с однородными членами предложения последние обозначаются кружком – ○, в котором можно отметить их синтаксическую роль в предложении (однородные дополнения, или обстоятельства, или подлежащие – любой из возможных вариантов). Также на схему переносятся стоящие при них союзы и знаки препинания. Обобщающие слова обозначаются тоже, например, кружком, только с точкой посередине. А мы в этой статье используем квадратик – так нам удобнее:

Предложения с вводными словами : можем обозначить их как ВВ и тоже заключить в две вертикальные линии – членом предложения вводные слова не являются. В остальном для схемы с вводным словом важны те же аспекты, что и для схемы с обращением:

В схеме с причастным оборотом , кроме знаков препинания, обозначают определяемое слово. В схеме с деепричастным оборотом и конструкциями со значением присоединения и уточнения – самое важное обозначить их место в предложении:

Вы также наверняка помните, что простое предложение может быть осложнено обособленными членами (некоторые из них уже отражены в примерах выше):

  • обособленными определениями (согласованными и несогласованными, одиночными и распространенными, к этой категории относятся и причастные обороты);
  • обособленными дополнениями;
  • обособленными обстоятельствами (деепричастия, деепричастные обороты, существительные и наречия в роли обстоятельств).

Предложения с прямой речью

Схема предложения с прямой речью совсем нетрудная: на ней обозначаются только границы предложения, слова автора и собственно прямая речь, а также стоящие при них знаки препинания. Вот несколько примеров:

Схемы сложных предложений

И вот теперь мы, наконец, добрались до программы старших классов. И сейчас рассмотрим схемы сложносочиненных и сложноподчиненных предложений с примерами. И предложения с бессоюзной, а также разными видами связи тоже обязательно разберем.

Начнем со сложносочиненного предложения : его части равноправны, поэтому на схеме обозначаем их одинаковыми квадратными скобками.

В сложноподчиненном предложении четко выделяются главная и придаточная часть, поэтому главную обозначим квадратными, а придаточную – круглыми скобками. Придаточное предложение может занимать разные позиции по отношению к главному: стоять впереди или позади него, разрывать главное предложение.

Части бессоюзного сложного предложения равнозначны, поэтому и тут для их обозначения на схеме используются одинаковые квадратные скобки.

Составляя схему предложения с разными видами связи , легко запутаться. Внимательно изучите предложенный пример, чтобы не допускать ошибок в будущем:

Особый случай – сложное предложение с несколькими придаточными . Рисуя схемы придаточных предложений, их располагают не по горизонтали, а по вертикали. Последовательное подчинение:

Составьте по данным схемам предложения

Теперь, после того как мы так подробно разобрали всю теорию, вам, конечно, не составит труда самим написать предложения по готовым схемам. Это неплохая тренировка и хорошее задание для проверки того, насколько материал хорошо усвоен. Так что не пренебрегайте им.

  1. Предложение с обращением: [ │О?│… ]?
  2. Предложение с однородными членами: [и ○, и ○, и ○ – □ ].
  3. Предложение с причастным оборотом и вводным словом: [ Х, |ПЧ|, … |ВВ| … ].
  4. Предложение с прямой речью: «[П, – а: – П]».
  5. Сложное предложение с несколькими видами связи: [ … ], зато [ … ], (которое …): [ … ].

Напишите нам свои варианты в комментариях – заодно сможете проверить, хорошо ли вы все усвоили и разобрались ли со схемами. Сами убедитесь, что ничего архисложного тут нет!

Заключение

Вы проработали большую и объемную тему. Она включает в себя знания из разных разделов синтаксиса: виды предложений, виды сказуемых, знаки препинания при однородных членах предложения, прямой речи и т.п. Если вы внимательно изучили весь материал, то смогли не только вспомнить, как обозначать члены предложения на схеме, но и повторить очень важные и полезные правила.

А если вы еще и не поленились записать предложения по схемам, то можно с полной уверенностью сказать: контрольные и экзамены вы встретите во всеоружии.

Считаете, что эта статья пригодится кому-то еще из ваших одноклассников? Так жмите на кнопки внизу и «расшаривайте» ее в соцсетях. И пишите, пишите на комментарии – давайте общаться!

сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Тема. Составление предложений по сюжетной картинке.

Цель. Закрепить правила записи предложения.

Задачи: — учить составлению предложений по сюжетной картинке, совершенствовать умение составлять предложения;

Развивать зрительное и слуховое восприятие, орфографическую зоркость, умения соотносить написанное с картинкой; умение работать в парах;

Корригировать мышление на основе упражнений в отгадывании загадок и подборе обобщающих слов, при работе по карточкам;

Воспитывать положительную мотивацию, усидчивость.

I . Орг. момент.

1. Посадка, проверка готовности.

Долгожданный дан звонок,

Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу класс наш хоть куда!
Ну, начнем урок, друзья!

2. Психологический настрой.

Какое нужно настроение, чтобы урок получился удачный?
Давайте настроимся на работу и улыбнемся друг другу.

3. Мотивация.

Какой сейчас урок? (урок письма и развития речи)

Чему мы учимся на уроке письма и развития речи? (грамотно писать и говорить)

Для чего нам нужно уметь писать? (чтобы подписывать открытки, писать письма, заполнять документы)

Как вы должны работать на уроке?

— (Хором) На уроке не спешу,

Аккуратно я пишу,

Чтоб учитель мне в тетрадь

За урок поставил «5».

Я желаю вам хорошо поработать и получить хорошие оценки.

Оценивать себя будете самостоятельно, с помощью листов самооценки.

Если задание выполните правильно и аккуратно, ставите 2 балла, если допустите 1-2 ошибки или выполните неаккуратно, ставите 1 балл, если с заданием не справитесь, ничего не ставите. Тот, кто заработает 9 и более баллов, получит оценку «5», 6 – 8 баллов – оценку «4», меньше 6 баллов – оценку «3».

Сегодня на уроке работать будем все вместе, в парах и самостоятельно.

II . АОЗ

1. Повторительно – обобщающая беседа.

Ребята, давайте вспомним, какую тему изучали на прошлом уроке?(предложение)

Что такое речь? (Всё, что мы говорим, читаем, слышим)

Для чего нужна речь? (Чтобы общаться)

Из чего состоит наша речь? (Речь состоит из предложений)

Из чего состоит предложение? (Из слов)

Чем отличается набор слов от предложения? (в предложении мы рассказываем о предметах)

Как правильно оформляется предложение на письме? (первое слово пишу с большой буквы, в конце ставлю точку)

Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие по Королевству Предложения, где нас будут поджидать разные интересные задания, которые записаны на табличках.

2. Проверка домашнего задания.

А чтобы отправиться в путешествие мы должны проверить домашнее задание. Какое задание нужно было выполнить дома? (записать предложение, подходящее к рисунку, подчеркнуть начало и конец предложения.)

Откройте тетради, проверим домашнее задание. Приготовьте сигнальные карточки.

Что мы сейчас делали? (проверяли домашнее задание)

Зачем мы проверяли домашнее задание? (чтобы проверить, у всех ли правильно выполнено)

3. Сообщение темы и цели урока.

Тема нашего урока: «Составление предложений по сюжетной картинке.»

Сегодня на уроке мы закрепим правило записи предложения, будем учиться составлять предложения по сюжетной картинке.

III . Закрепление изученного материала.

Подготовим наши пальчики к работе.

Пальчиковая гимнастика «Точка внимания»

Понемножку по ладошке
Наши пальчики идут,

пальцы одной руки легко стучат по ладони другой

Серединку на ладошке
Наши пальчики найдут.

то же другой рукой

Чтоб внимательнее стать,
Нужно точку нажимать.

нажимать на центр ладони пальцем другой руки (поменять руки)

Помассировать по кругу,

круговые движения указательным пальцем одной руки по центру ладони другой (поменять руки)

А теперь расслабить руку.

легко пошевелить пальцами

крепко сжать кулаки

напряженно вытянуть пальцы

Мы внимательными станем!

скрестить руки на груди

1. Запись числа в тетрадь.

Какое сегодня число?

Сколько нужно строчек отступить вниз, чтобы записать число? (2)

Сколько пальчиков от края? (4)

2. Минутка чистописания.

Ребята, посмотрите, в королевстве Предложения растёт яблоня, и на ней табличка с заданием для вас. Минутка чистописания.

На минутке чистописания мы будем писать букву, в которой нет угла, оттого она кругла. До того она кругла, покатиться бы могла.

Что это за буква? (о)

Какая это буква? (гласная)

Какие буквы мы пишем на уроке письма? (прописные и строчные)

Прописная это какая буква? (большая)

А строчная это… (маленькая)

На минутке чистописания мы повторим, как пишется прописная и строчная буква «О о»

Посмотрите, как правильно пишется эта буква.

Возьмите ручку, пропишем эту букву в воздухе.

На следующей строчке пропишите, чередуя прописную и строчную букву «О о».

Что мы сейчас делали? (писали минутку чистописания)

Зачем мы пишем минутку чистописания? (чтобы уметь красиво, правильно писать буквы)

3. Словарная работа.

Кто гуляет по двору,
Забираясь в конуру.
Большая Забияка
Грозная(Собака.)

Какая буква пропущена? (безударная гласная о)

Словарную работу будем писать на доске и в тетрадях. Как будем писать в тетрадях? (одну строчку вниз, 2 пальчика от края, начну писать с большой буквы)

На доске запишет Денис.

На какой слог падает ударение? (на второй ба)

Какую букву нужно запомнить? (безударную трудную гласную о)

А когда собака гуляла по двору, она услышала чей-то голос. Попробуйте угадать.

На доске запишет Аня, остальные в тетрадях.

Ребята, что даёт нам корова? (молоко)

Какая буква пропущена? (безударная трудная гласная о)

На доске запишет Стас, остальные в тетрадях.

Ребята, на какие две группы можно разделить эти слова? (Собака и корова- домашние животные, молоко — продукт)

Что мы сейчас делали?

Зачем мы пишем словарные слова? (чтобы их запомнить и писать без ошибок)

А сейчас немного отдохнём, и физминутку проведём.

Быстро все ребята встали

Руки быстро вверх подняли

Быстро хлопнули 5 раз

А теперь морганье глаз:

Быстро – быстро поморгали

И ногами постучали

Быстро влево наклонились

И сейчас же распрямились

Вправо – влево 10 раз

Отдохнул уставший класс.

Тихо сядет первый ряд, ёще тише второй ряд и тише всех третий ряд.

4. Работа по учебнику.

А сейчас мы с вами возвращаемся в королевство, и читаем следующую табличку: «работа по учебнику».

Откройте учебники на стр. 157, найдите упр.4

Рассмотрите рисунки. Кто нарисован на первом рисунке? (девочка с котёнком и щенком)

Что она с ними делает? (держит на руках)

Кто нарисован на втором рисунке? (котёнок и щенок)

Что они делают? (лакают молоко)

Кто изображён на третьем рисунке? (котёнок и щенок)

Что они делают? (бегают за бабочками)

Составим рассказ. Начало каждого предложения написано под рисунком. Первое предложение составит Данил. Следующее предложение – Паша. И последнее предложение Стас Исаков.

Запишем наш рассказ в тетрадь. Писать будем аккуратно, не выходя за строчку. Давайте вспомним, как правильно оформляется предложение на письме? (Первое слово пишу с большой буквы, в конце ставлю точку.)

Отступите 1 строчку вниз, 3 пальчика от края, запишите «Упражнение 4.»

На следующей строчке 2 пальца от края, и первое предложение на доске запишет Денис, остальные в тетрадях.

Второе предложение запишите самостоятельно. Какое предложение запишет Юля? — А Денис, Анияз, Стас запишут ещё и третье предложение. Какое ещё предложение запишет Анияз.

Закончили. Давайте проверять. Начинает читать Юля.

Как написала первое слово? (с большой буквы)

Что поставила в конце предложения? (точку)

Следующее предложение читает Анияз.

Как записал предложение? (первое слово с большой буквы, в конце поставил точку)

Что вы сейчас делали? (записывали предложения)

Что составляли из предложений? (рассказ)

5. Работа по карточкам.

Ребята, посмотрите, табличка с каким задание у нас ещё есть? (работа по карточкам)

Работать будете в парах. В нашем королевстве Предложения живут домашние животные. (слайд)

У вас на столе конверт, в котором лежат карточки со словами. Вам нужно составить предложения из этих слов об этих домашних животных.

Возьмите конверт, приступайте к работе.

(Петух сидит на заборе. Собака лает на коз. Козы едят капусту. Утята плавают в пруду. Курица с цыплятами клюют зерно. Лошадь и жеребёнок пасутся на лугу.)

Начинаем проверять. Какое предложение получилось у Кати с Данилом?

Как определили порядок слов в предложении? (первое слово с большой буквы, в конце предложения точка)

Какие предложения у Дениса с Юлей?

(читают по порядку все остальные)

О ком все эти предложения? (о домашних животных)

1. Объяснение домашнего задания.

Ребята, сложите карточки обратно в конверт. Дома запишите эти предложения в тетрадь, подчеркнёте начало и конец предложения.

С чем мы сейчас работали? (с карточкой)

Какое задание выполняли? (составляли предложение)

IV . Итог.

2. Подведение итога.

Ребята, вот и подошло наше путешествие к концу. А вернуться в класс мы сможем, если повторим тему нашего урока.

Какая тема нашего урока? (Составление предложений по сюжетной картинке)

Чему учились на уроке? (составлять предложения по картинке)

Как правильно оформлять предложение на письме? (Первое слово пишу с большой буквы, в конце ставлю точку)

Какие задания выполняли? (минутка чистописания, словарная работа, работа по учебнику и по карточкам)

3. Оценивание.

Стас, как ты думаешь, кто сегодня на уроке работал лучше всех?

Юля, кто сегодня на уроке был активнее?

Возьмите листы самооценки. Посчитайте, сколько баллов вы набрали.

Поднимите руку, кто набрал 9 и более баллов. Я согласна с вашей оценкой, за урок вы получаете «5». Поднимите руку, кто набрал от 6 до 8 баллов. Вы получаете «4». Поднимите руку, кто заработал 5 и менее баллов. Ваша оценка за урок «3».

4. Рефлексия.

Ребята, закончите предложение

Сегодня на уроке

я похвалил бы себя за.

мне было интересно.

Урок окончен. Всем спасибо.

Пост дня

На определенном этапе жизни у молодого человека или девушки возникает такая мысль: «хочу получить высшее образование». После этого возникают следующие вопросы: «как? », а потом – «где?», «какое?» и т.д. и т.п. Все эти.