Ищем и исправляем грамматические ошибки. Система упражненийматериал для подготовки к егэ (гиа) на тему

Так как вчера и сегодня эта проблема остаётся важной.

Грамматические ошибки Цель: научиться определять грамматические ошибки; научиться классифицировать типы грамматических ошибок; научиться исправлять грамматические. — презентация

Презентация на тему: » Грамматические ошибки Цель: научиться определять грамматические ошибки; научиться классифицировать типы грамматических ошибок; научиться исправлять грамматические.» — Транскрипт:

1 Грамматические ошибки Цель: научиться определять грамматические ошибки; научиться классифицировать типы грамматических ошибок; научиться исправлять грамматические ошибки.

2 Репетитор: наша задача — запомнить типы ошибок 1. Ошибки в употреблении причастного оборота. 2. Ошибки в употреблении деепричастного оборота. 3. Ошибки в управлении. 4. Ошибки в согласовании. 5. Ошибки при употреблении однородных членов предложения. 6. Ошибки в согласовании сказуемого с подлежащим 7. Ошибки в образовании слова. 8. Ошибки в образовании форм слова. 9. Ошибки в построении сложного предложения. 10. Ошибки при употреблении конструкции с прямой и косвенной речью. 11. Пропуск необходимого слова. 12. Парцелляция (нарушение границ предложения).

3 Тренинг: наша задача-найти, классифицировать и исправить ошибку 1. Дали горн на ужин и мы побежали его есть. 2. Присыпкин спал без подушки и без задних ног. 3. Подходя к речке, нас встретила собачка Шарик. 4. Все удивлялись его силой. 5. Один раз, когда мы ездили с ночевкой в лес. Мы пошли к ручью, чтобы набрать воды.

4 Тренинг: самостоятельный поиск ошибок, их классификация и исправление 1. Взметнувшаяся пыль столбом полетела по улице. 2. Заведующий больницы встретил нас «прохладно». 3. Дубровский поймал крестьян Троекурова в своих лесах, кравших у него дрова. 5. «Приедь! Это просто и близко…» 6. Страна вставала из разрух.

5 Тренинг: продолжение… 7. Покажите, пожалуйста, вон ту пару туфлей. 8. Шеф сказал, что «Я тоже пойду». 9. Одна из картин Левитана висит на стене, которая называется «Весна». 10. Тысяча солдатов бросилась на правый фланг. 11. Выполнил поручение согласно приказа директора

6 И наконец… 12. Над ним все надсмехались, и он расстроился из-за этого. 13. Военоначальник оказался ужасный интриган. 14. Здесь проявилась его гордость и упрямость. 15. На шестьдесят двух машинах ехали солдаты. 16. А.П.Лебедева – прекрасная тренер. 17. Вот такая резюме.

7 Что запомнилось? Что делать дальше? 1. На отдельном листе запиши все запомнившиеся тебе типы грамматических ошибок. 2. Сверь записи с предложенной в начале занятия классификацией. 3. Особо обрати внимание на те типы ошибок, которые встретились впервые. 4. Придумай себе домашнее задание по пройденной теме.

8 Вместе с другом исправляем текст Обогнув остров, мы выплыли на середину реки. Измучавшись от жары, пришло решение искупаться. Поднявший Вася тучу брызг, нырнул прямо с кормы, я же, подумавши, решил обождать, когда лодка причалив к берегу. Блеснув плавниками, из воды выскочила рыба. Всмотревшись, их оказался целый косяк. Надо закидывать удочки, не теряв ни минуты!. Насадя червяков, рыбалка началась. Наловив рыбы, у нас появилось желание сварить уху. Глядя, как над котелком поднимается пар, у нас поднимается настроение.

9 Может ли грамматическая ошибка стать средством выразительности? Как уст румяных без улыбки, без Грамматической ошибки Я русской речи не люблю. А.С.Пушкин

10 Оксюморон 1. О, как мучительно тобою счастлив я! (А.С.Пушкин) 2. Но красоты их безобразной я скоро таинство постиг. (М.Лермонтов)

11 Парцелляция Грамматическая ошибка: Как важно научить любить Родину. Воспитать в человеке уважение к людям, которые его окружают Средство выразительности: Мне очень полюбился этот милый, славный, забавный мальчишка. Мальчишка, который похож на подсолнух.

Ищем и исправляем грамматические ошибки. Система упражнений
материал для подготовки к егэ (гиа) на тему

Как сделать грамотнее устную и письменную речь обучающихся, как уменьшить количество грамматических ошибок?

Добиться этого можно в том случае, если обучающиеся научатся видеть нарушения языковых норм сначала в специально составленных упражнениях, затем станут находить в собственных работах и будут знать разные способы их устранения.

Новизна предлагаемой системы как раз и состоит в том, что упражнения в большинстве своем составлены из фрагментов сочинений самих выпускников, ровесников наших учеников, то есть носителей языка, близких им по уровню владения

Считаю это полезным, так как ребята имеют дело с теми ошибками, которые могут допустить (и допускают) сами.

Некоторая однотипность заданий объясняется целями, стоящими перед преподавателем: научить обнаруживать и исправлять грамматические ошибки. Но в этом есть и положительная сторона. Мы имеем возможность одновременно готовиться к выполнению нескольких тестовых заданий.

Работу с предлагаемыми упражнениями можно выполнять различными способами: отводить специальные занятия, вводить отдельные задания в ходе уроков повторения и обобщения, предложить в качестве самостоятельной работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
ishchem_i_ispravlyaem_grammaticheskie_oshibki.docx 26.86 КБ

Предварительный просмотр:

Ищем и исправляем грамматические ошибки.

Как сделать грамотнее устную и письменную речь обучающихся, как уменьшить количество грамматических ошибок?

Добиться этого можно в том случае, если обучающиеся научатся видеть нарушения языковых норм сначала в специально составленных упражнениях, затем станут находить в собственных работах и будут знать разные способы их устранения.

Новизна предлагаемой системы как раз и состоит в том, что упражнения в большинстве своем составлены из фрагментов сочинений самих выпускников, ровесников наших учеников, то есть носителей языка, близких им по уровню владения

Считаю это полезным, так как ребята имеют дело с теми ошибками, которые могут допустить (и допускают) сами.

Некоторая однотипность заданий объясняется целями, стоящими перед преподавателем: научить обнаруживать и исправлять грамматические ошибки. Но в этом есть и положительная сторона. Мы имеем возможность одновременно готовиться к выполнению нескольких тестовых заданий.

Работу с предлагаемыми упражнениями можно выполнять различными способами: отводить специальные занятия, вводить отдельные задания в ходе уроков повторения и обобщения, предложить в качестве самостоятельной работы.

Упражнение 1. Найдите и устраните ошибки в образовании грамматических форм.

1. В данном тексте автор поднимает проблему необходимости говорить людям слова, которые помогут воспрять духом, понять, что ты не один и кому-то нужен.

2. Сейчас, не брав в руки книжку, можно все узнать с помощью компьютера.

3. Именно при чтении настоящей поэзии мы начинаем чувствовать глуботу слов, употребляемых в произведении.

4. Автор пытается подробно разобрать проблему и ставит вопрос о том, кто и зачем уезжает из России. Он рассматривает двадцатый век, когда были эмигрированы такие люди, как Ростропович, Барышников, Бродский, и многие другие.

5. Человек не может жить без природы, без взаимоотношения с ней.

6. Заведующая библиотекой имени Достоевского испытывала глубокое любопытство к нескладистым подросткам.

7. Невольно задумываешься о жизни людей, как им тяжело жить, считав себя ненужными.

8. Почему люди на праздники приносят букеты? Зачем мы, гуляя, нарываем полевые цветы и ставим их в вазу на подоконник?

9. В данном тексте Лаптев поднимает проблему невостребования великих людей в свое время.

10. Ехав угрюмо в карете мимо ревущей толпы и глотая горькие слезы, Барклай-де-Толли верил в правоту своего решения: именно эта вера дает человеку силы идти до конца, даже если приходится идти в одиночку.

11. Я согласна с автором, что истории Прометея и Барклая-де-Толли являются яркими примерами непонимания, а порой равнодушности и жестокости людей.

12. Бесстрастное время всем воздаст по заслугам, справедливый суд истории обязательно оправдает тех, кто был несправедливо обвинен, оклевечен.

Упражнение 2. Найдите и устраните ошибку в построении словосочетаний.

1) Тревожиться за исход сражения; 2) уверенность в победу российских футболистов; 3) обижена на оказанный прием; 4) уделяем внимание на учебу; 5) обрадоваться приездом друга; 6) рецензия дипломной работы; 7) отзыв на статью; 8) препятствовать продвижение по службе; 9) отличать буквы и звуки; 10) рассержен на опоздание; 11) оплатить за проезд; 12) правый тапочек; 13) встретить по окончанию лекции; 14) скучаю по вам; 15) не имеете право; 16) заверил о готовности участвовать; 17) занят на вечернем представлении; 18) повесить новую тюль; 19) принять меры о распространении гриппа; 20) свойственный для исследователя.

Тестовые задания. Определите, в каких словосочетаниях нарушены нормы сочетаемости слов. Ответ дайте в цифровой форме.

1) Отзыв на дипломную работу;

2) уделять внимание на воспитание сына;

3) уверенность в победе;

4) управляющий компании;

5) более высший уровень образования;

6) оплатить проезд;

7) подвести итог сказанного;

8) различать добро и зло;

9) заведующий кафедры;

10) выяснить о причинах опоздания;

11) указать разницу звуков и букв;

12) доставить удовольствие;

13) провести аналогию статей Белинского и Добролюбова;

14) извиниться за причиненное неудобство;

15) указать о дате проведения конференции;

16) причинить вред;

17) заслужить уважение окружающих;

18) удостоен званием «Герой России»;

19) установить время написания контрольной работы;

20) понимать о необходимости преобразований;

21) достоин награды;

22) проявлять заботу к домашним питомцам;

23) отправиться на поиски вопреки предостережениям;

24) понимать необходимость встречи;

25) уделять внимание на внешность;

26) заплатить за билеты;

27) удостоен доверием.

Запишите обнаруженные вами неверные словосочетания, устранив грамматические ошибки.

Ключ: 1, 2, 4, 5, 7, 9, 10, 11, 13, 15, 18, 20, 22, 25, 27.

В каких предложениях имеются ошибки в образовании грамматической формы? Ответ дайте в виде цифрового ряда.

1. Чтобы сделать свою мысль выразительнее, автор использует разные синтаксические и лексические средства, эмоциональные окраски.

2. А если русские войска наступили бы на французов и проиграли сражение Наполеону?

3. Своим рассказом автор хотел показать нам, как всего один случай изменил судьбу человека.

4. Как жесток мир с людьми, которые его усовершенствывают!

5. Особенно много полководцев попало под расстрел во время правления Иосифа Сталина. Об этом свидетельствуют документы тех годов.

6. В данном тексте автор рассказывает о судьбе командира русской армии Михаиле Богдановиче Барклае-де-Толли, который, знав, что у французской армии несокрушимая мощь, отступил, решил наступать потом, когда русская армия накопит сил.

7. В. Амлинский с теплотой вспоминает о своем послевоенном детстве, о людях, оставивших след в его жизни.

8. Евгению приходилось воровать и выпрашивать милостыни у прохожих, чтобы жить самому и кормить маленьких сестер.

9. Автор привел в пример войну с Наполеоном, в частности, историю военноначальника Барклая-де-Толли.

10. Книги рассказывают нам о различных жизненных ситуациях, учат нас разрешать любые проблемы.

11. Еще один яркий пример – Сталин. Все его знают как тирана, репрессиониста.

12. Задача библиотекаря состоит в том, чтобы показать значимость книги в жизни людей.

13. К сожалению, в нашем мире существует много людей, оставшихся без внимания близких.

14. А родители даже не знали, чем занимаются ихние дети каждый день.

15. Есть люди, способные к укреплению, к восстановлению духовных ценностей в самом человеке, приукрашая этим внешний и внутренний мир личности.

Ошибки допущены в предложениях:______ .

Ключ: 1, 2, 4, 5, 6, 8, 9, 11, 14, 15.

Выполните тестовое задание. Установите, в каких предложениях, осложненных деепричастными оборотами, допущена грамматическая ошибка. Ответ дайте в виде цифрового ряда.

1. Услышав чьи-то шаги, раздавались крики дрессированного ворона Дурова: «Кто там?».

2. Однажды, сняв со стены седла и сбрую, воры собрались вылезти через разбитое окно.

3. Услышав строгий голос, воры, перепугавшись, бросили вещи и убежали.

4.Возвращаясь из Италии, Брюллов был назначен профессором Академии художеств.

5. Синие тяжелые волны все тише бились о камни, сверкая на солнце яркими, веселыми брызгами.

6. Приблизившись к углу дома, гостям стали видны изъеденные дождями и ветрами глыбы песчаника, живописно разбросанные по зеленому газону.

7. Забравшись в глухое место, Левинсон почти потерял связь с другими отрядами.

8. Приехав в город, Андреем Гавриловичем решено было остановиться у знакомого купца, ночевать у него и на другой день утром явиться в присутствие уездного суда.

9. Впереди по пыльной улице деревни рысцой, оглядываясь и с мычанием изредка останавливаясь, бежала отбившаяся от стада пестрая корова.

10. Туманной ночью, пробравшись сквозь неприятельское пекло, взвод Дубова внезапно появился на линии.

11. Почуяв хозяев, мы услышали тихое и недовольное ржание коня Мишки.

12. Выскочив откуда-то из тьмы, на нас бросились три громадные, кудлатые собаки.

13. Уродливо искривившись, почти сухой, без листьев, молодой куст малины тянется к солнцу.

14. Всматриваясь в чащу леса, меж путниками установилось молчание, всем стало жутковато.

15. Реставрируя картину, мастер освежает поблекшие от времени краски.

Ошибки допущены в предложениях:________

Ключ: 1, 4, 6, 8, 11, 14.

Выполните тестовое задание.

Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы). Ответ дайте по образцу: 1 – 3), 2 – 4).

1. 1) Мой соперник выиграл партию в шахматы благодаря тонкого понимания сложной позиции.

2) Студенты проходили практику в одном из цехов завода, недавно реконструированном.

3) В.Стасов, который был известен как музыкальный критик, уделял в своей публицистике много внимания и изобразительному искусству.

4) Одновременно с работой над «Явлением Христа народу» Иванов создавал эскизы на библейские сюжеты и рисунки-акварели «Сотворение мира».

2. 1) По окончании переговоров между странами установились дипломатические отношения.

2) Мы должны радоваться жизни и ценить, ведь она у нас одна и пережить ее заново возможности уже не будет.

3) В.Г. Перов создал рисунок «Похороны Гоголя героями его произведений», в котором на небольшом художественном пространстве собрал в одну группу основных персонажей писателя.

4) Туманы в Лондоне бывают если не каждый день, то через день непременно.

3. 1) Картина И.Е. Репина «Бурлаки на Волге» была показана на всемирных выставках 1873 и 1878 годов и имела большой успех.

2) Воспитанники Академии художеств очень любили и уважали своего учителя Павла Петровича Чистякова.

3) Идея всемирного братства людей, золотого века, всеобщего счастья – самые дорогие мечты писателя с юношеских лет и до конца его дней.

4) По прошествии многих лет с момента создания произведения искусства могут оцениваться иначе.

4. 1) Многочисленные факты, накопленные наукой, подтвердили правильность гипотезы, выдвинутой молодым ученым.

2) Мужество и отчаяние, скорбь, тоску и одиночество – все эти чувства выражают глаза матери в эскизе М.А. Врубеля.

3) Главные темы «Униженных и оскорбленных», «Записок из Мертвого дома», «Записок из подполья» – тема бунта и тема героя-индивидуалиста – синтезировались потом в «Преступлении и наказании».

4) Открытие памятника Пушкина в Москве в июне 1880 года было незаурядное событие в истории русской культуры.

5. 1) Мой подопечный был не столько расстроен, сколько удивлен сложившейся ситуацией.

2) Картина В.Г. Перова «Проводы покойника» проникнута чувством боли, сострадания, настроением безысходной тоски.

3) Те, кто не набрал нужного количества баллов, будут вынуждены выполнить зачетную работу еще раз.

4) На мой взгляд, в любой школе должно работать достаточное количество учителей-мужчин, которые бы могли своей строгостью и сдержанностью дополнить такие качества, как мягкость и безмерную любовь к детям, присущие почти всем учителям-женщинам.

6. 1) Талант Паустовского фиксирует наше внимание на прекрасном.

2) Тихон Кабанов, муж Катерины, был человек безвольный, полностью подчинившимся матери.

3) В 1859 году «исповедь-роман» Достоевского «Записки из Мертвого дома» еще не был начат.

4) Зарево распространилось не только над центром города, но и далеко вокруг.

7. 1) Все передовое, что было в русской литературе 60-х годов XIX века, сосредоточивалось в журнале «Современник».

2) Истоки «Преступления и наказания» восходят ко времени каторги.

3) Взрослея, все лучше начинаешь понимать своего учителя; так же, как и прежде, восхищаешься и стремишься быть похожим на него.

4) Нам порой кажется, что мы не только знаем все, но нас ничем не удивишь.

8. 1) Речь Достоевского сделала открытие памятника Пушкину в Москве выдающимся, грандиозным событием как в истории русской, так и мировой культуры.

2) В общество человек может принести с собой атмосферу подозрительности, какого-то тягостного молчания, а может внести сразу радость, свет.

3) Для «Прогулки короля» А.Н. Бенуа выбирает таинственное время года – осень – и самое таинственное время суток – вечер.

4) Вами своевременно оплачен проезд в маршрутном такси?

9. 1) Живая крыса, о которой рассказывает Ю.Трифонов, должна быть разрезана, чтобы учиться анатомии, в так называемой «пригодинской» школе.

2) Мама не то что сердилась, но все-таки была недовольна.

3) Пришлось с трудом пробираться сквозь заросли, постоянно заслонявшие нам дорогу.

4) Железнодорожный состав отправляется с третьего пути согласно расписанию.

10. 1) Никто больше не нарушал тишину протоков и рек, не обрывал блесной холодные речные лилии и не восторгался вслух тем, чем лучше всего восторгаться без слов.

2) Достоевский принадлежит к тем писателям, биография которого тесно связана с творчеством.

3) Благодаря установившейся ясной погоде урожай был собран вовремя.

4) Все, кто интересуется художественной жизнью России конца XIX – начала XX века, слышали о творческом объединении молодых художников, известном под названием «Мир искусства».

1 – 1); 2 – 2); 3 – 3); 4 – 4); 5 – 4); 6 – 2); 7 – 3); 8 – 1); 9 – 1); 10 – 2).

Найдите предложения, в которых допущена грамматическая ошибка. Ответ дайте в цифровой форме.

1. Беседа пошла привольнее; многое надо было рассказать, расспросить друг друга!

2. Автора возмущает поведение и отношение людей к этим великим людям.

3. С душевным трепетом всматривался я в окружающий мир, стараясь все разглядеть, понять и осмыслить.

4. Любочка побледнела и покраснела, вынула и опять спрятала записочку из фартука и, опустив голову, как-то укоротив шею, как будто ожидая удара сверху, прошла в двери.

5. Раньше родители следили, ухаживали за нами, а теперь мы должны и обязаны любить, уважать и ухаживать за своими родителями.

6. Пусть у меня небольшой жизненный опыт, но я знаю многочисленные истории и рассказы как из классической литературы, так и примеры из собственной жизни.

7. С душевным трепетом всматривался я в окружающий мир, стараясь все разглядеть, понять и осмыслить.

8. Человек и природа. Не об этом ли задумываемся мы, останавливаясь перед картиной Левитана «Над вечным покоем»?

9. Зимой можно вырыть в сене глубокую нору, залезть и всю ночь спать в стогу, будто в запертой комнате.

10. Дружба с Антоном Павловичем Чеховым освещала и заполняла жизнь Левитана.

11. Жизнь загнала его в ловушку, что он не в силах был вырваться.

12. Глухая ночь проходила неведомо куда над городком, над черными полями и разливом.

Грамматический тренинг (выявление и исправление ошибок, связанных с нарушением синтаксических норм;задание № 7 ЕГЭ)

Что требуется от учеников при выполнении задания № 7? Знать типичные грамматические (синтаксические ) ошибки, уметь находить и исправлять грамматические ошибки в построении предложений.

Памятка для учащихся

1.Нельзя в одном предложении соединять при помощи союза И причастный оборот и придаточное определительное, начинающееся со слов КОТОРЫЙ, КОТОРАЯ и т.п. Только однотипные синтаксические конструкции могут быть однородными и сочетаться с союзом И.

2.Недопустимо, чтобы части двойных союзов не только…, но и…; как…, так и… связывали разные понятия.

3.Нельзя помещать определяемое слово внутрь причастного оборота.

4.Причастие и определяемое слово должны быть согласованы в роде, числе и падеже, что проверяется по вопросу, который задается от определяемого слова к причастию.

5.Нельзя употреблять ни в каком другом падеже, кроме именительного, названия литературных произведений, газет, книг, журналов, кинофильмов и т.п., если перед ними стоит родовое понятие – нарицательное существительное.

6.После предлогов благодаря, согласно, вопреки имена существительные употребляются только в форме дательного падежа.

7.В сложноподчиненных предложениях, построенных по модели «те, кто…», «все, кто…», при подлежащем кто глагол-сказуемое ставится в единственном числе, а при те (все) – во множественном; (связь между подлежащим и сказуемым).

8.Непроизводный предлог по в значении « после чего-либо» употребляется с именем существительным только в форме предложного падежа: по прибытии, по приезде, по завершении, по окончании.

9.Деепричастие обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом. При этом основное и дополнительное действие должны производиться одним лицом или предметом.

10.В пределах одного предложения должны употребляться глаголы одного вида в одинаковой временной форме.

11.При построении предложения с косвенной речью (чужая речь, введенная автором в повествование в форме придаточного предложения) помнить о том, что требуется замена местоимения.

12.Не забывать об особенностях построения сложноподчиненного предложения.

13.Помнить правила оформления цитирования.

Практические задания

Найдите и исправьте грамматические ошибки, определяя их тип.

1.Я восхищаюсь героями повести, всегда приходящим на помощь.

2.Приехавшие делегаты на съезд должны зарегистрироваться.

3.Сразу же по приезду в столицу известный спортсмен встретился с журналистами.

4.В журнале «Новом мире» напечатана рецензия на это произведение.

5.Те, кто не знали слова песни, молча раскрывали рот.

6.А.С.Пушкин в свое время поразился о том, что даже пословицы и поговорки народ оснащает рифмой.

7.Составляя предложение, мне было сделано замечание.

8.Кирила Петрович спросил Машу, где ты была весь вечер.

9.Надо помогать детям расти и проявить свои таланты.

10.Согласно правил вводные слова выделяются на письме запятыми.

11.Все, кто видел море лунными южными вечерами, часто вспоминает о нем.

12.Бетховен продолжил общую линию как развития жанров симфонии, так и сонаты, квартета.

13.И.С. Тургенев писал, что «берегите язык, этот клад, это достояние».

14.По прибытию в Москву он почувствовал себя плохо.

15.Для нас как интересен образ Раскольникова, так и образ Сони Мармеладовой.