Организация домашней работы учащихся. Дифференцированные домашние задания в начальной школе. ☼
В целях правильной организации домашней работы этот вопрос обсуждаем на первом же родительском собрании. Большинство родителей сейчас достаточно образованы, поэтому с ними я провожу инструктаж по организации домашней работы и контролю за ее выполнением. .Привожу пункты плана, который помогает родителям организовать такую работу:
Домашнее задание в начальной школе
До момента, когда ребенок идет в школу, нагрузкой для него является то, чем он занят в садике. Остальное воспринимается им как само собой разумеющееся, а значит не провоцирующее на усталость и скуку.
Когда он идет в первый класс, то сталкивается с необходимостью сидеть долгими часами за партой, слушать учителя и при этом вести себя тихо. Для многих детей это становится настоящим испытанием, которое заставляет их сильно уставать. И если ко всему тому, что дитя переживает в течение дня, добавляются домашние задания, то он не выдерживает и пытается компенсировать время отдыха и игр, которое у него так рано отняли.
Поэтому многие школьники начальных классов не справляются с домашним заданием, несмотря на то, что знают об угрозе получения негативной оценки. Чтобы такого не происходило, родителям нужно проявить терпение и попытаться заинтересовать свое чадо, чтобы ему хотелось выполнять то, что было задано на дом. Для начала необходимо заниматься со своим ребенком дома. При этом взрослые должны самостоятельно проверять то, что было задано, и объяснять своему отпрыску, что выполнение всего этого очень важно. Можно рассказать ему историю о Ване и Пете.
В которой первый из них учился хорошо с самого первого дня появления в школе и, конечно же, ежедневно делал домашние задания. Из-за чего с отличием закончил это учебное заведение и смог стать владельцев громадной компании. А Петя отлынивал от учебы, никогда не занимался дома и поэтому вылетел из школы, став рабочим, который должен работать с утра до ночи, сильно уставая. Рассказывая такую историю, необходимо детально описать, чем занимаются бизнесмен, владеющий фирмой и рабочий, стоящий часами за станком.
Впечатлившись таким рассказом, ребенок сделает первый шаг к тому, чтобы начать учиться и выполнять все заданные на дом задачки. Однако не каждое дитя станет прикладывать усилия только потому, что ему пообещали, что оно достигнет когда-то лучших времен и сможет проявить свои способности. Поэтому ребенка другого типа заинтересовывают иначе. Например, какими-то вещами. Это могут быть необходимые ему предметы или те, о которых он мечтает.
Можно ему пообещать за исправное выполнение заданий после уроков, купить игру для его приставки. А девочке — куклу «Барби», которая теперь продается с новым комплектом нарядов. При этом следует определять время выполнения дитятей домашних заданий и сроки, за которые он получит свое вознаграждение.
Если покупка чего-то, о чем мечтает ребенок – дорогое удовольствие, которое родители не могут себе позволить, значит нужно найти более простые пути, заинтересовать ребенка в том, что он, как считают учителя, обязан делать каждый день. Например, можно предложить ему возможность прогулки и игры с друзьями сразу, как только он справится с заданиями. Наверняка умные и предприимчивые дети попытаются решить все уравнения и написать все необходимые слова за короткий период времени. Другим стимулом могут быть деньги.
Можно сказать своему чаду, что теперь за каждое, правильно и аккуратно выполненное домашнее задание он будет получать по двадцать копеек. Так он сможет сориентироваться за какой период времени он сможет накопить на то, что ему хотелось бы купить и будет изо всех сил стараться, показывая себя прилежным учеником. Если, несмотря на стимул, ребенок не может сориентироваться в том, что он должен сделать, тогда следует развить его память и, конечно же, внимательность.
Первую усилить не сложно, можно, например, попросить ребенка заучивать стишки, а потом их рассказывать. Также следует повествовать ему о чем-то интересном и просить сразу пересказать то, что он услышал и понял. Если он легко справился с этим, значит, он слышит только то, что его привлекает. Затем нужно поведать ему о том, что ему совсем неинтересно и снова попросить пересказать. Если у него возникли трудности, значит, школьная программа очень скучна или неправильно преподносится учителем.
В этом случае рекомендуется либо смена школы, либо дополнительные уроки с профессионалом, который может найти правильный подход к ребенку и донесет информацию до него в форме игры. В прошлые десятилетия, домашнее задание в начальной школе, как правило, не задавалось в первые два года. Дети узнавали, что это такое только с третьего класса. Но сейчас многие учащиеся приходят домой уже в первую неделю, после начала обучение в школе, с заданиями, которые им необходимо выполнить во внеурочное время.
Это сильно перенапрягает каждого ребенка, вырабатывая в нем стойкое неприятие школы и ее удушающих программ. Детям, как и взрослым, просто необходим отдых, даже если он выглядит несколько иначе. Ведь большинство из школьников расслабляются, играя в активные игры. Что не совсем понятно их родителям, ведь в представлении последних отдыхать – значит неподвижно развалиться на диване или принять теплую, расслабляющую ванну.
Но дети устроены иначе, а потому и подход к ним нужен иной. Поэтому для того, чтобы у ребенка не развивалось чувство пребывания на каторге, во время пока ему придется обучаться в школе, следует придумать, как его разгрузить. Для этого необходимо узнать объем задаваемых на дом заданий. И попытаться рассчитать время их выполнения ребенком. Если это несколько часов, то он наверняка вскоре забросит обучение, и будет получать плохие оценки.
В этом случае необходимо поговорить с учителем и убедить его в ошибочности его представлений. Ведь после пяти-шести часов в школе, ребенок должен столько же времени отдыхать. Если на домашнее задание уходит от получаса до часа, тогда нужно попытаться провести это время вместе со своим чадом, стараясь сподвигнуть его мыслить быстро и выполнять очередную задачу так, чтобы у него оставалось время на его увлечения и игры.
Многочасовые заседания за выполнением очередных упражнений также должны проходить под присмотром родителя или квалифицированного педагога, который поможет ребенку выдерживать время дополнительного обучения, преподнося новые знания в игровой форме. Возвращаясь к теме развития памяти и концентрации, следует перечислить некоторые упражнения, которые позволят это осуществить. Первое: на столе выставляются несколько кубиков разного цвета.
Ребенок должен посмотреть на них, а затем отвернуться. В это время родитель убирает один из кубиков или заменяет его другим. После того как дитя повернулось, оно должно описать отсутствующий предмет или указать на наличие нового. Когда ребенок будет справлять с этим заданием «на ура», тогда следует его усложнить, подбирая различные предметы и проделывая с ними все те же манипуляции. Второе упражнение: необходимо прочесть своему чаду сказку, а затем попросить пересказать ее.
Если у него нет даже малейшего понятия о том, что он только что услышал, значит у него проблемы с концентрацией. Поэтому стоит поработать над тем, чтобы ее развить. Для начала стоит читать короткую часть сказки и просить его пересказать. Если и в этом случае он не сможет этого сделать, тогда нужны усиленные занятия.
Например, можно сделать совместно с ребенком из кусочков ткани героев этой сказки. Это должны быть куклы, которые надеваются на пальцы. Пока они будут создаваться, он наверняка запомнит их имена. После этого родителем прочитывается часть сказки и при этом роль каждого героя читается вместе с движениями куклы, которая надета на один из пальцев руки. Когда ребенок должен пересказать услышанное, нужно чтобы он надел на пальцы кукол и говорил от их имени.
При ежедневных занятиях такого типа, значительно повышается концентрация дитяти на услышанном или увиденном, что помогает ему с успехом обучаться в школе. Требуя от своего чада слишком многого, следует учитывать и его возможности, ведь ребенок способен запоминать в основном то, что совсем недавно наблюдал или слышал. Все остальное практически не откладывается в его памяти.
И если не тренировать последнюю, то обучение в начальной школе может стать для него сложным испытанием. На долгое время дети запоминают яркие события и то, что было ими запечатлено во время игры. Поэтому лучше всего заниматься с ним так, чтобы он не ощущал давления и обязаловки, а считал, что мама и папа решили с ним просто поиграть пару часов в занимательную игру.
А яркими события можно сделать, если вызвать у дитяти восторг. Например, можно перед выполнением домашнего задания пообещать ему сюрприз, если он выполнит все быстро и правильно. Ребенка будет подстегивать желание узнать, что же ему приготовили, а значит, будет стимул сделать заданное так, как полагается. Тем самым сюрпризом может быть стаканчик любимого им мороженного или пирожного, украшенного бенгальскими огнями.
Некоторые дети умудряются выполнять домашние задания в школе. Обычно это те, кто хорошо учится и старается создавать для себя самостоятельно свободное для игр и развлечений время. Но когда дитя совсем несобранное и не понимает, чего от него хотят в школе или дома, тогда придется потрудиться, чтобы привить ему привычку выполнять упражнения, заданные на дом, считая это ежедневное занятие необходимостью. В этом может помочь, прежде всего, родительское внимание.
Некоторые двоечники, не желавшие учиться в школе, стали замечательно успевать после того, как с ними стали заниматься их вечно занятые родители, которым надоело стыдиться неуспеваемости их детей. То есть иногда ребенок не учится только потому, что ему не хватает внимания тех, к кому он эмоционально привязан. Иногда помогает дополнительное обучение со специалистом, однако и оно, как правило, сильно утомляет дитя, не позволяя полноценно учиться.
В настоящее время довольно популярен фен шуй, правила которого многие родители взяли на заметку и с успехом смогли достичь поставленных ими целей. В частности они высчитывали так называемое число «Гуа», а затем ориентировались при помощи компаса в пространстве их квартир и находили наиболее оптимальные направления света в комнате ребенка.
Которые позволяли последнему быстрее выполнять заданное на дом и впоследствии успевать в школе. Многие дети, занимавшиеся дома в направлении своего личного развития или того, из которого приходит наилучшая энергия «Ци», стали отличниками или хорошистами. Для того чтобы осуществить описанное в этом абзаце, необходимо приобрести компас. Затем берется дата рождения ребенка и по ней высчитывается нужное число. После его нахождения определяются стороны света, энергия которых полезна ребенку.
После определения необходимых направлений света, нужно сориентироваться, используя компас. Для этого нужно встать в центре комнаты и отметить четыре основных направления света и такое же количество вспомогательных. После этого следует определить то, которое считается направлением личного развития или то, которое называют «источник Ци». Именно в той части комнаты надо поставить стол, причем так, чтобы ребенок сидел лицом в направлении одного из двух, названных сторон света.
Буквально через пару недель у дитяти появится усидчивость, оно будет быстрее выполнять задания в результате того, что не будет испытывать сложностей с пониманием написанного и концентрацией на том, что необходимо выполнить. Таким образом, ребенок получит поддержку энергетических потоков мироздания, которые позволят ему учиться так, как этого хотелось бы его родителям.
Желательно также, чтобы дитя спало в кровати, изголовье которой направлено также в одном из лучших для него компасных направлений. Как именно проделываются все эти манипуляции, следует прочесть на специальных ресурсах сети. Там это расписано очень подробно и доходчиво.
Используя техники фен шуй, ни в коем случае не стоит забывать о совместных играх с ребенком, во время которых должны быть преподнесены очередные уроки, позволяющие учащемуся младших классов играючи воспринимать новую информацию.
Организация домашней работы учащихся. Дифференцированные домашние задания в начальной школе. ☼
Домашняя работа — это особый вид самостоятельной работы, он происходит без непосредственного руководства учи теля, поэтому нуждается в создании необходимых условий для успешного его выполнения.
На домашнюю работу учащихся возлагаются важные функции обучения, воспитания и развития.
Задавание на дом уроков — палка о двух концах, и если оно методически не продумано, то может приводить как раз к обратным результатам: научить халтурить, недобросовестно относиться к выполнению своих обязанностей, приобретать отрицательные навыки, мешающие учёбе, обманывать. Оно может чрезмерно нагружать ребят без всякой надобности.
Н.К.Крупская
Основные требования, предъявляемые к домашнему заданию.
· Для домашней работы предлагаются такие виды заданий, которые уже выполнялись учащимися на уроке самостоятельно. Домашнее задание должно быть посильным для большинства учащихся класса.
· По степени трудности домашнее задание должно быть примерно равным или несколько легче тех, что выполнялись на уроке.
· Содержание задания должно быть понятно каждому ученику, т.е. все учащиеся должны знать, что и как делать.
· Сохраняя основное содержание домашнего задания, можно частично индивидуализировать его цель, объем, способ выполнения.
· Домашнее задание может быть фронтальным, дифференцированным и индивидуальным.
Непременным условием успешного усвоения учащимися программного материала является подготовка школьников к выполнению домашней работы, руководство ею со стороны учителя.
Подготовка к выполнению домашней работы
· Время сообщения домашнего задания не обязательно относить к окончанию урока. Лучше всего домашнее задание давать детям до окончания урока, когда их внимание не так рассеяно и силы не на пределе. Задание нацеленное на закрепление какого-либо навыка, лучше давать сразу после упражнений, вырабатывающих этот навык.
· Сообщение домашнего задания должно сопровождаться необходимым для младшего школьника инструктажем: внимание может быть сосредоточено либо на анализе его содержания, либо на анализе способа выполнения или на его оформлении.
· Работу по формированию умений выполнять задания, включенные в домашнюю работу, необходимо проводить на уроке.
· В помощь учащимся учитель предлагает памятки по выполнению определенных видов домашней работы (как правильно решать задачу; как учить наизусть стихотворение; как подготовить план пересказа; как выполнять работу над ошибками и др.).
· Учитель обязан ознакомить родителей с нормативами времени, которое отводится на выполнение домашних заданий, с примерным режимом дня, с правильной организацией рабочего места. Учитель разъясняет родителям, как правильно оказывать учащимся разумную помощь в выполнении домашних заданий.
Организация проверки домашнего задания
При проверке домашней работы учащихся задача учителя заключается в том, чтобы взять под контроль не только систематичность выполнения каждым учеником домашнего задания, но и степень самостоятельности ученика при его выполнении, а также уровень усвоения учебного материала в процессе домашней работы.
Возможные формы проверки:
· взаимоконтроль учащихся при работе в парах;
Задания учащимся для проверки домашней работы:
· выделить главное в теории и выполненных упражнениях (заданиях);
· сжать (концентрированно подать за максимально короткое время) материал;
· дать рецензию на ответ, дополнить, обобщить, сделать выводы, высказать свое отношение к излагаемому материалу;
· нацелить постановкой вопросов на упущенное, но существенное в ответах соучеников;
· выделить вопросы и проблемы, разрешить которые мы не можем на данном уровне знаний (подведение к новой теме);
· продолжить ответ одного ученика ответом другого (логически или в виде плана);
· выполнить самостоятельно задания с измененными условиями;
· взаимопроверка в парах; самооценка выполненных заданий;
· повторное выполнение заданий без изменения условий;
· повторно возвратиться к информации (заданиям), в которой учащиеся допускали ошибки (в конце урока или на следующем);
· составить вопросы к теме, изучаемой дома.
Домашнее задание по каждому предмету должно быть строго регламентировано по объему и согласовано с заданиями по другим предметам.
Перегрузку учащихся могут вызвать:
· чрезмерно большое домашнее задание;
· чрезмерно трудное домашнее задание;
· несформированность у учащихся умений, необходимых для выполнения определенного вида задания;
· неумение учащихся правильно оформить выполненное задание.
Известный русский педагог К.Д. Ушинский справедливо говорил, что у ребенка, который длительно занят приготовлением уроков, ослабевают память и внимание, снижается успеваемость.
Домашние задания учащимся начальных классов даются с учетом возможности их выполнения в следующих пределах:
в 1-м классе (со второго полугодия) — до 1 часа;
во 2-3х — до 1,5 часов ;
в 4-м — до 2-х часов.
Примерный объем домашних заданий
для учащихся 2-4-х классов
Задача или 2 столбика примеров
Задача или 3 столбика примеров, но всего не более 16
Задача и 2 выражения, или 2 задачи, или задача и 4 примера
15-17 слов упражнение для домашней работы может включать не более одного грамматического задания
25-28 слов упражнение для домашней работы может включать не более одного грамматического задания
35-37 слов упражнение для домашней работы может включать не более одного грамматического задания
Не более 1-1,5 страниц
Не более 2-2,5 страниц
Не более 3-3,5 страниц
Не более 1-1,5 страниц
Не более 2-2,5 страниц
Не более 2,5-3 страниц
Объем и степень сложности домашних заданий должны строго соответствовать СанПиНу по каждому классу (устные и письменные задания, включая иностранный язык). Объём домашних заданий по всем предметам в совокупности даётся учащимся с учётом возможностей их выполнения, но не должен превышать 50% объема аудиторской нагрузки и по содержанию не должен быть сложнее классно-урочного материала.
Необходимо учесть, что в максимальные нормы входят все задания устного и письменного характера. Также данные нормы рассчитаны на всех учащихся с различным потенциалом. Отсюда следует, что нормы домашних заданий предполагают дифференцированный подход к каждому школьнику (объем, характер и степень сложности домашних заданий, включая иностранный язык).
Дифференцированные домашние задания
Домашняя работа — это особый вид самостоятельной работы, он происходит без непосредственного руководства учи теля, поэтому нуждается в создании необходимых условий для успешного его выполнения.
На домашнюю работу учащихся возлагаются важные функции обучения, воспитания и развития.
В расчете на какого ученика давать домашнее задание – на сильного, среднего или слабого? Чаще мы даем домашнее задание с учетом на среднего ученика.
Установлена закономерность 1 : 6,
что означает, что если ориентироваться на слабого или среднего, то сильный ученик выполнит домашнее задание в 6 раз быстрее. Если ориентироваться на сильного ученика, то слабый ученик потратит время в 6 раз больше, что, безусловно, будет сказываться на занятости ученика и на его самочувствии.
Одно и то же задание для сильных может быть легким, для слабых — трудным. Первые не трени руют себя на трудном для них материале, вторые теряют уверенность в своих силах. И в результате ни у тех, ни у других не вырабатывается ответственного отношения к тому, что задается на дом. Домашняя работа эффективна только тогда, когда все дети готовы к самостоятельному ее выполнению.
Одна из главных задач воспитания подрастающего поколения — формирование самостоятельности мышления, подготовка к творческой деятельности. Разным ученикам требуется разное время, разный объем, разные виды и формы работы, чтобы овладеть программным учебным материалом. Основным путем осуществления данной задачи является дифференци рованный подход, который состоит в том, чтобы учитывать тем или иным образом эту разницу. Он необходим на всех этапах обучения: как на уроке, так и в домашних условиях при выполнении домашних работ. Любое домашнее задание должно выводить школьника на более высокий уровень его интеллектуального развития и самостоятельности решений.
Дифференцированный подход к объему и содержанию домашних заданий осуществляется с учетом познавательных возможностей и особенностей учащихся.
При этом происходит закрепление знаний, умений и навыков, развитие логического мышления, формирование само стоятельности, самоконтроля ответственного отношения к учебе.
Предлагая дифференцированные домашние задания необходимо учитывать:
• способность ребенка к учебной деятельности (быстрое освоение учебного материала, глубину его осмысления);
• умение выражать свои мысли;
• познавательную активность (проявление интереса к знаниям);
• организованность в работе (умение доводить начатое дело до конца).
Исходя из индивидуальных особенностей детей, задания подбираются так, что при подчинении единой познаватель ной цели и одной теме они отличаются разной степенью трудности.
Три группы (уровня) сложности: (учащиеся сами выбирают вариант, или каждый вариант учитель заранее предназначает определенной группе учеников):
1. Выполнение домашних заданий, требующих усвоения правил в пределах образовательного стандарта изучаемых тем и получение оценки — 3-4;
2. Выполнение домашних заданий, требующих выхода за пределы объема, требующих усвоения правил, выходящих за пределы образовательного стандарта и стимулирующих более высокую оценку — 4-5;
3. Выполнение домашних заданий, требующих самостоятельных решений, находок, идей, творческого подхода и стимулирующих высокую оценку – 5.
Для 3 уровня можно использовать такие задания, как :
• задания на выявление закономерностей;
• задания на развитие логики;
• рассмотрение задач с лишними или недостающими данными;
• составление обратных задач, подобных заданий;
• разгадывание ребусов, головоломок, кроссвордов;
• составление предложений и текстов;
• составление схем предложений;
• составление вопросов к тексту;
• составление плана текста;
• выполнение заданий, требующих энциклопедических знаний;
Примеры дифференцированных заданий:
1 группа учащихся — задания вида ЗВ_НОК, СТ_РОНА, ЦВ_ТОК, СН_ ЖИНКА вставить пропущенную согласную букву. (Это домашнее задание связано с повторением и закреплением правила, оценивается на «3» или «4», в зависимости от выполнения и индивидуальности ребёнка)
2 группа учащихся — предложено вставить пропущенную букву и найти проверочное слово. (Это задание направлено на больший объем и умение правильно и самостоятельно подобрать проверочное слово, оценивается на «4» или «5», в зависимости от выполнения)
3 группа учащихся — должны не только выполнить предыдущее задания, но и подойти к нему творчески. Необходимо придумать несколько слов на это правило и составить с ними предложения на определённую тему. (Оценивается на «5»)
1 группа учащихся — задания вида: начертить ломаную линию как в учебнике, узнать её длину. (Это домашнее задание связано с повторением и закреплением правила, оценивается на «3» или «4», в зависимости от выполнения и индивидуальности ребёнка)
2 группа учащихся — предложено начертить ломаную, узнать её длину и выразить её в миллиметрах и если можно в дециметрах. (Это задание направлено на больший объем и умение правильно и самостоятельно подобрать проверочное слово, оценивается на «4» или «5», в зависимости от выполнения)
3 группа учащихся — должны не только выполнить предыдущее задания, но и подойти к нему творчески. Необходимо начертить ломаную такой же длины, но с большим количеством звеньев. (Оценивается на «5»)
1 группа учащихся – Прочитать выразительно стихотворение К.Чуковского «Радость». (Это домашнее задание связано с повторением и закреплением правила, оценивается на «3» или «4», в зависимости от выполнения и индивидуальности ребёнка)
2 группа учащихся — Прочитать выразительно стихотворение К.Чуковского «Радость», подобрать рифму к словам:
(Это задание направлено на больший объем и умение правильно и самостоятельно подобрать проверочное слово, оценивается на «4» или «5», в зависимости от выполнения)
3 группа учащихся — должны не только выполнить предыдущее задания, но и подойти к нему творчески: придумать к словам рифму и сочинить с одной из рифм короткое стихотворение (двустишие). (Оценивается на «5»)
Эти задания способствуют развитию способностей детей, углублению знаний . Выполняя такие задания, учащиеся становятся субъектом познавательной деятельности, которая воспитывает инициативность (в данном случае выбор уровня), самостоятельность в усвоении знаний, умений и навыков, в развитии мышления, памяти и творческого воображения .
Дифференцированные домашние задания удовлетворяют потребность учащихся в тренировке, позволяют восполнить пробелы в знаниях, дают возможность неуверенным ученикам укрепиться в своих возможностях, сильным – развить свои интересы до глубокой увлеченности, тех и других учат самостоятельному познанию.
Когда же и как давать дифференцированное домашнее задание?
Лучше всего домашнее задание давать детям до окончания урока, когда внимание детей не так рассеяно и силы не на пределе. Задание должно сопровождаться чётким инструктажем учителя: внимание может быть сосредоточено либо на анализе его содержания, либо на анализе способа выполнения или на его оформлении. Ученики делают выбор и записывают задание в дневники.
Задача учителя активно наблюдать за обучающимися, чтобы они не привыкали выполнять тот вариант домашних заданий, которые не требуют интеллектуальных затрат, а всё время стимулировать их мотивацию на успех, преодоление трудностей.
1. Гершунский Б.С., Полат Е.С. Личностно-ориентированный подход в образовании. «Философия образования», М: 1998
2. Якиманская И.С. Дифференцированное обучение: внешние и внутренние формы. Журнал «Директор школы», 1995, №3, с. 39-45.