Первый класс: делать ли домашние задания вместе с ребенком
Домашнее задание в 1 классе
Коллеги! Как быть с домашним заданием в 1 классе? По закону задавать нельзя, если не задавать — каким образом научить?
Образовательные вебинары
для педагогов
Сертификат выдается сразу после прохождения
Лицензия на образовательную деятельность – №0001058
2 КПК и 15 вебинаров
Мария Николаевна! Я с вами согласна! Тогда необходимо заниматься после уроков. Но у детей 4 урока в день и 2 внеурочки. Они уже устают. Дома вечером тоже родителям тяжело. Наверно, надо по желанию. Как Вы думаете?
Я не задавала,так родители начали просить сами,так как в других классах данная работа велась активно чуть ли не с первого сентября. Теперь я задаю, пусть привыкают к тому,что дома тоже нужно повторять материал. Иначе приучить их к этому невозможно. Тем более уже сразу видно,кто делает,тот и будет потом выполнять,а кто сейчас не выполняет,так и потом не приучится. А родители пусть лишь проверяют задания, а не делают за своих детей. А то приходят первоклассники в школу,а у них домашнее задание рукой мамы выполнено. И тем более,пусть уж лучше домашнее задание выполняют чем в компьютере зависают.
Первоклассник дома обязательно должен повторить и закрепить то, чему научился на уроках. Можно давать рекомендации родителям и детям. Добросовестные родители будут им следовать. Если же совсем ничего не задавать в первом классе, где к тому же еще нет группы продленного дня, результат будет низкий. Мы это с вами прекрасно понимаем.
Сама работала в начальной школе и задавала, но добровольно-принудительно)), как нас этому учит министерство)). А моя внучка учится в 1 классе и задают по полной программе и по всем предметам.
А у нас родители на собрании попросили задавать, а потом на учительницу пожаловались. А еще пожаловались на то, что она быстрее, чем положено, буквы с учениками выучила и хотела уже к русскому языку переходить. В управлении образования сделали предупреждение. А вообще мы с ребенком решаем задачки на Учи.ру. Пишем прописи, читаем вслух. Со старшим было проще, там учительница говорила что надо написать или повторить. Никто не жаловался.
Согласна с вами, сейчас чуть что сразу могут написать жалобу. поэтому всё с письменного согласия и под подпись родителей!
Первый класс: делать ли домашние задания вместе с ребенком
Как приучить ребенка к самостоятельности, если без помощи родителей он сделать уроки не может? И чем чревато «сидение» с ребенком над уроками вплоть до средней школы? Вот что советует Екатерина Бурмистрова, детский и семейный психолог, психотерапевт, мама 11 детей.
Домашние задания: требования учителя
Базовая практика во времена нашего детства была одна: «Ты сам сделаешь уроки, а если у тебя будут сложности — ты меня попросишь, и я тебе помогу». Сейчас вся система обучения в начальной школе рассчитана на то, что родители должны делать уроки вместе с ребенком. Кроме того:
- очень сильно изменились программы, даже по русскому языку, математике и чтению;
- очень сильно изменился входной уровень детей — в школе ждут детей читающих;
- иностранный язык изучается с 1-2 класса;
- возросло количество неработающих мам.
- неудобны для родителей;
- очень неблагоприятно влияют на отношения между детьми и родителями;
- очень сильно отражаются на волевом созревании детей.
Сейчас учителя первоклассников напрямую предупреждают родителей, что им придется учиться вместе с детьми. Если об этом не говорится прямо, то учителя все равно предполагают, что вы всю начальную школу будете отвечать за выполнение домашних заданий ребенком. Если раньше задача учителя была — научить, то сейчас задача учителя — дать задание, а задача родителей (предположительно) — эти задания выполнить.
Ребенок пишет свои первые крючки — и сразу подвергается давлению родителей: «Не туда повел ручку! Ты над нами издеваешься! Ты будешь дворником!». Уровень мотивации у ребенка низкий — уровень мотивации у родителей зашкаливает. А в школе педагог говорит: «Почему у ребенка не выходит соединение букв?». Не вы приходите к учителю с вопросом, а он вас заставляет учиться вместе с ребенком. Объяснив материал в школе, он предполагает, что вы регулярно будете заниматься и советоваться, что и как делать. И формируется устойчивая лексическая связка «Как у нас дела?», говорящая о продолжающемся симбиозе матери и ребенка.
Эта система навязывается многими учителями начальной школы: чтобы ребенок все делал дома идеально, то есть с помощью родителей. Только старые опытные педагоги придерживаются классической системы — чтобы ребенок все делал сам, пусть и с ошибками, и они готовы научить и исправить.
Нужно понять, с каким педагогом вы имеете дело, какая у него позиция. И в зависимости от жесткости этой позиции гнуть линию самостоятельности.
Делать ли уроки вместе с ребенком?
Какие могут быть последствия того, что родители будут сидеть и делать уроки с первоклассником, второклассником, третьеклассником, четвероклассником? Созревание детей наступает сейчас довольно рано, и уже в 9-10 лет можно наблюдать у ребенка всю симптоматику подросткового возраста. Итак, к 5-6-му классу эта возможность — сидеть и делать уроки вместе с ребенком — у вас уже точно пропадет, ребенок просто не даст вам так участвовать в его жизни. Но за четыре года он привыкнет, что за уроки отвечает мама, а сам он эту ответственность взять не может и не умеет. Вы можете ценой потери отношений продолжать его заставлять лет до 14-15, пока сил хватит. Ребенок не будет по-прежнему отвечать за свои задания. А в 14-15 лет протест будет уже очень яркий — и с разрывом отношений.
Вот почему дети, которые были чуть ли не отличниками в начальной школе (потому что за них все делали мама и папа), в средней школе резко снижают учебу. Помощь принимать они уже не готовы — это психологически невозможно, а умения и навыков учиться у них нет.
Самое важное, чему можно научить ребенка в начальной школе, — это ответственность, умение работать и возможность воспринимать задание, как свое. Сначала, если вы движетесь в этом русле, учебные показатели ребенка, возможно, будут ниже. Но во 2-3-м классе ребенок выравнивается, а главное — нет потери успеваемости в 4-5-м классе.
Домашние задания в первом классе: 5 вопросов родителей
А теперь давайте разберем конкретные вопросы родителей, связанные с домашними заданиями, особенно в первом классе.
Если в школе задают много и непонятно для ребенка, что делать? Помогать ли ему? Желательно избегать такой ситуации. Подобное случается, если ребенок пошел в школу более сильную, чем ему показано. Обычно нормальный ребенок без особенностей в школе своего уровня все понимает, хотя, конечно, может прослушать, заболтаться. Пользуйтесь помощью учительницы, прибегайте к дополнительным занятиям в школе. Ориентируйте ребенка на то, что знания дает учитель. Если ты что-то не понял, нужно спросить у него. Не делая с ребенком уроки, надо все же следить за происходящим: «Расскажи, что было в школе, что вы учили? Как ты решаешь задачи?».
Если домашнее задание не задают, как вырабатывать учебную самостоятельность? Если нет задания, то нужно все равно предложить ребенку сделать какой-то объем работы за определенное время самостоятельно. Задания должны быть маленькие, чтобы сохранялось желание учиться, чтобы ребенок не перетрудился. Все «пере» гораздо более опасные, чем «недо». Над ребенком не сидеть, за качество работы не переживать. Ошибки будут, но постепенно их будет становиться меньше.
Первоклассник еще не очень хорошо читает и не всегда понимает задание в учебнике (а иногда оно так составлено, что его с трудом понимает и взрослый). Помогать? Договоритесь, что сначала задание все равно читает ребенок. Понятно, что нужно сделать? Пусть делает. Непонятно? Тогда читаете вы и вместе разбираетесь, что требуется. Затем ребенок делает. Поставьте временные ограничения, сколько будет длиться эта ситуация: например, «Во 2-м классе ты сможешь все читать и делать сам». То же самое с записью домашнего задания: пока его записываете вы, потому что ребенок плохо умеет писать, а через какое-то время вы этого делать не будете.
Надо ли проверять домашнее задание? Увы, большинство учителей ждут, что вы все проверите, несколько раз перепишете и принесете отличный чистовик, из которого не будет ясно, где ребенок «не дотягивает».
Ваша позиция зависит от вменяемости учителя. Если учитель вменяем, то вы можете объяснить ему, что вы за самостоятельность, за возможность ошибаться. Если можно учителю принести домашнюю работу с ошибкой — радуйтесь.
Если нет — против системы образования не попрешь и отношения с учителем портить не хочется — проверяйте домашнее задание, учите ребенка искать свои ошибки, но старайтесь сохранять благодушное настроение, не сердиться. Почему это важно?
Роль мамы — поддержка, забота, принятие. Роль учителя — контроль, строгость, взыскание. От мамы все учительские качества ребенок воспринимает, как оскорбительные, особенно в первых двух классах, пока позиция школьника только формируется. Он не воспринимает исправление как исправление, а думает, что вы его ругаете.
Как быть с английским языком? Учебники таковы, что самостоятельно ребенок по ним заниматься не может. Английский с первого класса — особая сложность. Это очень большая нагрузка — осваивается две письменности и две грамматики одновременно. С приготовлением домашнего задания по английскому языку помогать нужно обязательно. Но желательно, чтобы был репетитор, педагог — из тех же соображений: чтобы мама не путала себя с учительницей.
Вводную онлайн-лекцию педагога, психолога, Анны Быковой «Как пережить учебный год без валерьянки»
Домашние задания в первом классе
статья (1 класс) по теме
Домашние задания в первом классе не задаем!
Но у части учителей существуют опасения. Как же мы научим чему-либо детей без домашнего задания, если у нас (по нормам СаНПиН) на уроке письма первоклассникам разрешается писать 8 минут? На уроке обучения грамоте или чтения за 35 минут сколько времени мы сможем уделить каждому ребенку? Те же проблемы с математикой и окружающим миром, не говоря уже о таких предметах, как трудовое обучение или рисование, ведь пока дети приготовятся к уроку. урок и закончится!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
domashnie_zadaniya_v_1_klasse.docx | 14.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Домашние задания в 1 классе
«По приказу Министерства образования и науки домашние задания в 1-м классе отсутствуют. Но все же, какое задание можно давать на дом первоклассникам, если они хотят выполнять домашнюю работу как «взрослые ученики»?» Домашние задания в первом классе не задаем!
Но у части учителей существуют опасения. Как же мы научим чему-либо детей без домашнего задания, если у нас (по нормам СаНПиН) на уроке письма первоклассникам разрешается писать 8 минут? На уроке обучения грамоте или чтения за 35 минут сколько времени мы сможем уделить каждому ребенку? Те же проблемы с математикой и окружающим миром, не говоря уже о таких предметах, как трудовое обучение или рисование, ведь пока дети приготовятся к уроку. урок и закончится!
И родители боятся того же. Ответственные и заинтересованные стараются нагрузить ребенка: диктуют диктанты, решают примеры — то есть начинают изобретать нагрузку для ребенка вместо учителя. Наша задача — внушить родителям мысль, что делать этого ни в коем случае не стоит.
Итак, учителю нужно, с одной стороны, поверить в своих учеников и не нагружать их, с другой стороны, убедить родителей, чтобы те не стремились придумывать «специальные» домашние задания для детей.
Объясните родителям, что главное сейчас — не натренировать навыки детей, а развить психологические функции, необходимые для продуктивной учебной деятельности.
Вот какие советы можно дать.
1. Читайте вместе с ребенком книги по очереди (причем взрослый должен читать гораздо больше). Главная задача родителя — не «натаскать» малыша на быстрое чтение, а привить ему интерес к чтению. Опасайтесь, чтобы ребенок не сделал для себя вывод: это «трудно и неинтересно». Подумайте, получит ли удовольствие от прочитанного первоклассник, если он еле-еле читает по слогам?
2. Развивайте запоминание зрительных образов букв (это очень пригодится первокласснику на уроках письма). Предлагайте ему найти разные буквы в компьютере, в книгах, сделать из пластилина, проволоки. На улице вместе с ребенком рассматривайте и читайте вывески, объявления. Не надо нагружать его писанием бесконечных строчек букв. Ведь если ребенок еще не умеет правильно писать букву, а мама просит многократно написать ее, то результат, увы, предсказуем: рука ребенка «запоминает» неправильное движение, формируется навык неправильного написания. Дорогие родители, вы хотели добиться такого эффекта?
3. Помогайте ребенку осознавать смысл арифметических действий — например, определяйте вместе с малышом, где предметов больше, а где — меньше, на любых бытовых примерах: яблоки и конфеты, этажи и ступеньки, карандаши и птички. Не стоит вырабатывать «показательные» навыки — например, умение по порядку называть числа до 100 («Мой-то умеет до ста считать, а у соседей — только до 50!»). Есть ли в этом другой смысл, кроме родительского тщеславия?
4. Постоянно обращайте внимание ребенка на явления и закономерности окружающего мира — это ваш лучший вклад в изучение не только предмета «Окружающий мир», но и в общее развитие ребенка. Вокруг нас так много вещей, которые могут вызвать детское удивление, пробудить исследовательский интерес. Не заучивайте параграфы, а беседуйте с ним обо всем, что привлечет его внимание. «Почему зимой рано темнеет?», «Как работает телевизор?», «Расскажи мне про динозавров. » И чем больше таких вопросов задает ребенок, тем лучше!
5. Пробудите его творческую фантазию: все операции, которым первоклассник должен научиться на уроках труда и рисования, он освоит в школе. А вы лучше спросите своего первоклассника: «Какое у тебя сегодня настроение? Нарисуй его». Предложите: «Давай вместе будем раскрашивать» или «Давай склеим эту поделку» (сейчас продается огромное количество книг-раскрасок или книг с моделями, чертежами, выкройками).
И еще несколько советов психологического плана, которые тоже пригодятся родителям первоклассников.
Наблюдайте и разговаривайте, обсуждайте с ребенком ВСЕ, что происходит вокруг него и с ним в окружающем мире, в том числе на экране (телевизора, кинотеатра, монитора).
Хвалите его за интересные вопросы. Ответы на них вы можете найти вместе с ним в книгах, в Интернете.
Спрашивайте, что было ему интересно, что он запомнил, чего не понял.
Мастерите и рисуйте вместе с ребенком то, что ему интересно, и то, что вы сами умеете и любите.
Любите успехи (это легко!) и неудачи (а это трудно!) вашего ребенка. Будьте с ним рядом всегда и везде, доверяйте ему.
Мы начали разговор о том, что могут предложить своим первоклассникам родители с домашними заданиями. А что мы, учителя, можем предложить тем, кто очень хочет выполнять домашнее задание? Например, следующее: подумать, какие еще слова с новым звуком они знают; выучить понравившуюся загадку или найти другие загадки об этом предмете; понаблюдать погоду в течение дня, чтобы на уроке завтра к этому можно было вернуться; принести то, что они рисуют или раскрашивают дома и т.п. Арсенал таких заданий безграничен. Конечно, он зависит от опыта и фантазии учителя, но каждый педагог может найти то, что его ученики будут делать легко, с интересом и пользой для себя, выполняя домашнее задание «как большие».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Летние домашние задания 1-4 класс
Летние домашние задания для учащихся 1-4 классов на летние каникулы. Задания состоят из упражнений по русскому языку, математике.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ТИПИЧНЫХ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ УЧАЩИМИСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Рекомендации по выполнению типичных домашних заданийучащимися начальных классов.
Комплексы домашних заданий 1-4 классы по физической культуре
Комплексы домашних заданий по физической культуре 1-4 классы.
Домашние задания для 2 класса
В связи с прохождением программного материала возникла необходимость упорядочить домашние задания для учащихся 2 класса.
О домашних заданиях в 1 классе
В помощь родителям.
Рекомендации родителям по выполнению домашнего задания учащимися начальных классов.
Домашняя учебная работа – это самостоятельное выполнение школьниками заданий учителя после уроков. Для домашней работы характерно отсутствие непосредственной помо.
Домашние задания в первом классе
Домашние задания в первом классе не задаем! Но у части учителей существуют опасения. Как же мы научим чему-либо детей без домашнего задания, если у нас (по но.