Дошкольный портал Наши деточки для воспитателей, педагогов и родителей
Жучка — в теплой конуре.
Домашнее задание на лето в старшей группе
Для того, чтобы наша с Вами совместная работа за лето не пропала, я предлагаю Вам упражнения, которые можно выполнять не только дома, сидя, но и в любой другой обстановке: прогулки, поездки, поход по магазинам и т.д.
Искренне надеюсь, что Вы сохраните за лето нашу совместную работу.
Упражнения для автоматизации звуков
- Следите за поставленными звуками, добивайтесь правильного произношения. Иначе проделанная работа за год может пойти насмарку: «недоавтоматизированные» звуки могут «потеряться» (исчезнуть из громкой речи), тогда необходимо будет работу с логопедом начинать заново.
- Исправляйте неверно произнесённые ребёнком слова: «баРеЛина» вместо «балерина», «аквария» вместо «аквариум», «велик» вместо велосипед. Поправляйте речь ребёнка СПОКОЙНО, произнося слово верно, не требуйте СРАЗУ повторить слово правильно. Главное, обратить внимание на неверное произношение!
Упражнения для развития фонематических процессов
- Определение количества звуков в слове и их последовательности. (Сколько звуков в слове «кран»? Какой 1, 2, 3, 4?)
- Придумывание слов с определённым количеством звуков.
- Узнавание слов, предъявленных ребёнку в виде последовательно произнесённых звуков. (Какое слово получится из этих звуков: «к-о-ш-к-а).
- Образование новых слов с помощью «наращивания звуков. (Какой звук надо добавить к лову «рот», чтобы получилось новое слово? Крот-грот, пар-парк, Оля – Коля, Толя, Поля).
- Образование новых слов путём замены в слове первого звука на какой-либо другой звук. (Дом-сом, лом-ком.)
- Отобрать картинки или назвать слова, в названиях которых 4-5 звуков.
- Подобрать слова, в которых заданный звук был бы на 1-ом, на 2-ом, на 3-ем месте. (Шуба, уши, кошка.)
- Составление слов различной звуко-слоговой структуры из букв разрезной азбуки: сам, нос, рама, шуба, стол, волк. и т.д.
Упражнения для развития слоговой структуры слова
(слогового анализа и синтеза)
- Определение количества слогов в слове и их последовательности. (Сколько слогов в слове «молоток»? Какой 1?2?3?)
- Придумывание ребёнком слов с определённым количеством слогов
- Составление слов из слогов, данных в разбивку. (Слоги потеряли своё место, надо помочь им его найти: на-ро-во, ка-сум).
- Узнавание слов, предъявленных ребёнку в виде последовательно произнесённых слогов. (Какое слово получится из слогов: го-ло-ва).
- Распределение картинок в соответствии с количеством слогов в слове. (Положить картинки, названия которых состоят из односложных слов, в одно место, а названия которых из 2, 3, 4-сложных слов — в другое).
- Отхлопать или отстучать слово по слогам и назвать их количество.
- Выделять гласные звуки. (Столько слогов в слове, сколько гласных) и т. д.
Упражнения для формирования правильного грамматического строя речи
- Упражнения на обучение изменять слова по числам, падежам (один сад, а много сады, гулял где за садом, много это глаза – а один …, много это уши – а одно …, одна конфета – а шесть … и т.д.)
- Упражнения на обучение образовывать новые слова (уменьшительные, ласкательные формы и т. д.):
- — Подбери подходящее по смыслу слово: большой сад, а маленький …, маленькая куколка, а большая …,
- — Закончи предложение: весной картошку сажают, а осенью …, воду наливают, а соль …
- — Назови детенышей животных: кто у медведицы – медвежата, у коровы — …, у слонихи — …, у овцы — … и т.д.
- — Если кораблик из бумаги, значит он бумажный, а шуба из меха (какая шуба?) и т.д.
- — У лисы хвост лисий, а у зайца, у собаки, у кошки и т.д.
- — Если днём жара, то день жаркий, а если мороз — …, ветер — …, дождь -… и т.д.
- Поиграть в словесную игру. Намеренно исковеркать фразу, попросить ребенка найти ошибку и вместе разобрать, как нужно произносить слова. («В лес грибы растёт», «Шишка большой на ёлке растёт»)
- Начать предложение, а ребенок пусть сам его закончит, подбирая разные варианты.
Упражнения на расширение словарного запаса ребёнка
Следует систематически расширять тот запас слов, которым уже владеет ребенок.
Домашние задания для детей средней, старшей и подготовительной к школе логопедических групп ДОУ
Цель пособия — помочь логопеду спланировать коррекциовную работу в группе детей с ОНР и привлечь родителей к выполнению несложных домашних заданий для закрепления полученных на групповых и подгрупповых занятиях речевых умений и навыков.
В его основу положены такие дидактические принципы, как переход от простого к сложному, системность и концентричность при изучении материала, подобранного с учетом актуальности той или иной темы, преобладание ведущей деятельности дошкольника — игры. Задания носят занимательный характер, предварительно отрабатываются с логопедом и воспитателями логопедической группы.
Тематика материала, представленного в данной системе домашних заданий, составлена с опорой на типовую программу ДОУ и учитывает рекомендации программы, разработанной Т. Б. Филичевой и Г. В. Чиркиной.
Название: Домашние задания для детей средней, старшей и подготовительной к школе логопедических групп ДОУ.
Автор: Жохова О.В., Лебедева Б.С.
Издательство: Сфера
Год: 2010
Формат: pdf
Похожие материалы:
Взаимодействие в работе воспитателя и учителя-логопеда
Пособие нацелено на то, чтобы привлечь воспитателей и родителей к активному участию в коррекционной логопедической работе по преодолению речевого дефекта у ребенка. Благодаря совместным усилиям логопеда, воспитателя и родителей, у детей улучшается речь, постепенно исчезают проявления общего недоразвития речи.
Авторы-составители распределили по лексическим темам и включили в пособие: описания пальчиковых игр и упражнений на координацию речи с движением; задания, направленные на развитие общих речевых навыков на основе текстов небольшого размера (диалогов, чистоговорок, скороговорок); большое количество игр для развития слухового, зрительного внимания, фонематических представлений, для обогащения словаря и совершенствования грамматического строя речи; а также стихотворения, загадки и тексты для пересказа.
Упражнения, задания и тексты, предложенные в пособии, ориентированы на работу с детьми 5-7 лет.
Книга адресована воспитателям речевых групп и учителям-логопедам. Кроме того, предложенные задания могут использовать воспитатели массовых детских садов и родители, заинтересованные в улучшении речевого развития своего ребенка.
Развиваем фонематическое восприятие у детей старшей и подготовительной логогрупп. Альбомы 1 и 2
Пособия по развитию слухового восприятия на звуки речи у дошкольников. Альбомы могут использоваться логопедами, воспитателями логопедических групп и родителями детей-логопатов.
Альбом № 1 входит в комплект пособий по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ФФН и ОНР. Работа с данным альбомом начинается на этапе закрепления изучаемого звука в слове и предполагает изучение детьми отдельных фонем. Альбом разработан с учетом возможностей детей старшей группы и предназначен для использования как на фронтальных, так и на индивидуальных занятиях.
Альбом № 2 входит в комплект пособий по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ФФН и ОНР. Альбом может быть использован в работе как при проведении фронтальных, так и индивидуальных занятий с детьми подготовительной к школе логопедической группы.
Работа с данным альбомом начинается на этапе дифференциации оппозиционных фонем по твердости-мягкости и глухости-звонкости. Задания данного альбома в доступной форме помогут детям закрепить правильное произношение звуков, и будут способствовать формированию умения различать звуки на слух и в собственной речи.
Занимательные игры и упражнения для речевого и интеллектуального развития детей с общим недоразвитием речи
Пособие содержит занимательные игровые упражнения и задания, способствующие речевому и интеллектуальному развитию детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи и соответствующие лексическим темам, изучение которых в старшей логопедической группе предусмотрено Программой коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи. В соответствии с лексическими темами подобраны также загадки и стихотворения для заучивания.
Цель пособия — обеспечить тесное сотрудничество учителя-логопеда и родителей в реализации коррекционно-развивающей поддержки детей с общим недоразвитием речи, поэтому структура и содержание пособия позволяют родителям использовать дидактический и речевой материал для закрепления знаний, умений и навыков, полученных детьми на фронтальных и индивидуальных логопедических занятиях.
Пособие адресовано логопедам и педагогам дошкольных образовательных учреждений, родителям.
Домашняя логопедическая тетрадь. Учим звуки
Домашняя логопедическая тетрадь. Учим звуки [Л]-[Ль], [Р]-[Рь], [Ч]-[Щ], [з], [з’], [ц], [р], [р’], [л], [л’], [с], [с’], [с]-[ш], [з]-[ж], [с]-[ч], [ч]-[ц], [ш]-[с’], [ш], [ж]
Перед вами комплект из тетрадей «Домашние логопедические тетради» для закрепления произношения трудных звуков. Серия состоит из 8 игровых тетрадей.
Преимущество данных тетрадей заключается в том, что они представляют собой готовый комплект игр и упражнений для закрепления произношения звуков в речи. Цель данного пособия — помочь логопеду спланировать коррекционную работу и привлечь родителей к выполнению несложных домашних заданий с детьми, позволяющих закрепить полученные на занятиях знания, умения и навыки. Родителям не нужно переписывать домашние задания логопеда, подбирать картинки или наклеивать их. Представленный игровой материал ориентирован на дошкольников 5—7 лет.
Предлагаемые игры повысят интерес детей к занятиям, будут способствовать более легкому и быстрому закреплению трудных звуков в речи, развитию внимания, мышления, тренировке слуховой и зрительной памяти, подготовке руки ребенка к письму. Большое внимание на занятиях уделяется развитию умения составлять предложения и пересказывать, закреплению представлений об окружающем мире, совершенствованию грамматической стороны речи.
Конспекты подгрупповых логопедических занятий в средней группе детского сада для детей с ОНР
Книга содержит подробное изложение хода подгрупповых логопедических занятий и описание методических приемом, используемых логопедом, цели и задачи в соответствии с заданной лексической темой.
Каждое занятие содержит от шести до десяти этимон: игры, задания и упражнения для развития общих речевых навыков, слухового и зрительного внимания и восприятия, формирования и совершенствования лексического состава языка и грамматического строя речи, развития снятой речи и речевого общения, фонематических представлений и навыков звукового анализа и синтеза, мимической, артикуляционной, тонкой, общей моторики и т.д. Для логопедов, воспитателей логопедических групп ДОУ.
Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбом 1, 2, 3, 4. Теремкова Н.Э.
Данный комплект предназначен для детей 5-7 лет с ОНР и состоит из четырех альбомов с логопедическими домашними заданиями по различным лексическим темам. Работа с альбомами рассчитана на три периода обучения в ДОУ.
Цель данного пособия — помочь логопеду спланировать коррекционную работу и привлечь родителей и воспитателей к выполнению несложных домашних заданий с детьми. Таким образом происходит закрепление полученных на фронтальных занятиях знаний, умений и навыков.
Выполняя предложенные в альбомах упражнения с опорой на картинки:
— родители получают более доступную информацию о том, что должен знать и уметь их ребенок по каждой теме;
— дети имеют возможность в игровой форме выполнять задания в альбоме под руководством взрослого.
Преимущество этих альбомов состоит в том, что родителям не нужно переписывать домашние задания логопеда, подбирать картинки, рисовать или наклеивать их в тетрадь. Красочные иллюстрации помогают поддерживать интерес ребенка к занятиям. Все это способствует преодолению лексико-грамматических нарушений и развитию навыков связной речи ребенка.
Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР
Пособие включает три раздела, посвященных логопедической работы в разных возрастных группах — средней (1-й год обучения), старшей (2-й год обучения) и подготовительной к школе (3-й год обучении)
Каждый раздел состоит из перспективного плана работы логопедической группы на год и приложений. Перспективные планы составлены с опорой на типовую программу детских дошкольных учреждений и включают элементы программы «Детство» (учитываются особенное i и развития детей с нарушениями речи). Приложения содержит обширный дидактический материал к логопедическим занятиям (стихи, шишки, подвижные игры, упражнения пальчиковой гимнастики и др.), а также методические материалы в помощь логопеду: планирование работы над общими речевыми навыками (для средней группы), образцы заполнения рабочей сетки логопеда и образцы заполнения тетради взаимосвязи с воспитателями (для старшей и подготовительной к школе группе).
Пособие адресовано учителям-логопедам и воспитателям логопедических групп детских дошкольных учреждений, студентам факультетов коррекционной педагогики, родителям.
Нищева Н.В. Рабочие тетради для логопедических групп (младшей, средней (3 части), старшей (2 части), подготовительной (2части)
Тетради составлены в соответствии с разработанной автором системой логопедической работы, рассчитанной на 3 года обучения. Они включают упражнения, направленные на обучение детей грамоте. Составляют полную серию из восьми тетрадей, подготовленных для всех возрастных логопедических групп.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Комментарии:
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Гость, мы рады вас видеть.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!
Домашнее задание в старшей группе
картотека по логопедии (старшая группа) на тему
Повторите с ребёнком названия овощей: морковь, картофель, свёкла, капуста, репа, лук, чеснок, баклажан, кабачок, огурец, помидор . Лучше если вы это сделаете во время посещения магазина. Сначала выясните, названия каких овощей уже знает ребенок. Пусть он покажет и назовет их. Предложите тут же рассказать о каждом знакомом овоще по плану:
- Что это?
- Какого он цвета?
- Какой он формы?
- Каков он на ощупь?
- Каков на вкус?
Пример: Это помидор. Он красный, круглый, гладкий, кисло-сладкий. Познакомьте ребенка с теми овощами, названия которых он не знает. Покажите и назовите их. Затем пусть ребенок сам покажет и назовет их.
2.Поиграйте с ребёнком в игру «Один – много»:
огурец – огурцы помидор — помидоры
кабачок – кабачки баклажан – баклажаны
3.Расскажите ребёнку, из каких овощей готовят салаты, борщ, щи, задайте вопрос:
— Какие овощи ты положишь в салат? (Я положу в салат помидоры и огурцы)
— Что кладут в борщ? (В борщ кладут картофель, свеклу, морковь, лук, капусту)
— Из чего варят щи? (Щи варят из капусты, картофеля, моркови, лука, помидоров)
4.Поиграйте в игру «Назови ласково». Например: огурец – огурчик. Ответы записать
5. Выучите с ребенком «огородную считалку», в которой есть только названия овощей:
Чики – чики – чики – бок,
Лук, картофель, патиссон,
Выходи скорее вон.
Предложите ребенку вспомнить и перечислить овощи, названия которых прозвучали в считалочке.
6.В альбоме нарисовать 2 – 3 овоща.
Повторите с ребёнком названия фруктов: яблоко, груша, мандарин слива, лимон, апельсин, виноград, абрикос, персик, банан, ананас.
2.Поиграйте в игру «Один – много» (яблоко – яблоки)
3. Поиграйте в игру «Назови ласково» (яблоко – яблочко)
4.Попробуйте придумать с ребёнком загадки-описания о фруктах. Например: Он оранжевый, круглый, мягкий, сочный, душистый, кисло-сладкий. Он покрыт толстой коркой, делится на дольки. Его можно съесть просто так. Из него можно приготовить сок. Что это? Сначала взрослый загадывает загадку ребенку, потом ребенок – взрослому.
5.Поиграйте в игру с ребёнком «Какой, какое?»:
— Какой сок делают из яблок? —
— Какое варенье делают из слив? – …
— Какой сок делают из винограда? – …
— Какое желе делают из персика? – …
6.Поиграйте в игру «Жадина»:
Пусть ребенок ответит на вопросы: чей это лимон? (Мой лимон.)
Чье это яблоко? (Мое яблоко.) Чья слива? (Моя слива.)
7.Поиграйте в игру «Скажи наоборот»:
Персик большой, а абрикос маленький;
У яблока семечек много, а у сливы одна косточка;
Апельсин круглый, а банан длинный;
Лимон кислый, а персик сладкий;
Апельсин больше, а мандарин меньше.
8.В альбоме нарисовать 2-3 фрукта.
Побеседуйте с ребенком об овощах и фруктах, о месте их произрастания. Уточните, как за ними ухаживают, что из них готовят. Напомните, что в овощах и фруктах много витаминов
1.Назовите изображенные предметы. Зачеркни то, что растет не на огороде.
2.В верхнюю корзину помести фрукты, а в нижнюю корзину –овощи.
3.Выучи стихотворение на выбор
Прекрасен наш осенний сад.
В нем слива есть и виноград.
На ветках, как игрушки, и яблоки, и груши.
А к ночи веет холодок, и желтый лист шуршит у ног.
Плоды мы утром соберем
И всех соседей созовем
И солнышку помашем,
«Спасибо, осень!» — скажем
Ешьте овощи и фрукты
Ешьте овощи и фрукты-
Это лучшие продукты.
Вас спасут от всех болезней.
Нет вкуснее и полезней.
Подружитесь с овощами,
И с салатами и щами.
Витаминов в них не счесть.
Значит нужно это есть!
4.В альбоме нарисовать или наклеить картинки огорода или фруктового сада.
Тема «Грибы и ягоды»
1.Предложите ребенку назвать:
- Грибы которые он знает (боровик, подосиновик, подберезовик, лисичка, мухомор, опенок, сыроежка)
- Ягоды (земляника, черника, малина, клюква, брусника)
- Части гриба (ножка, шляпка)
2.Игровое упражнение «Один – много» (ответы ребенка записать)
— Один гриб – много грибов
— Одна лисичка_____________; — один масленок____________;
— Одна шляпка_____________: — одна волнушка_____________;
— Один пень_______________; — один мухомор______________.
Варенье из черники – черничное варенье, компот из брусники — ….
Чай из земляники — ……. суп из грибов — …, икра из грибов — ……..
5.Выучить стихотворение на выбор:
Да, грибы искать не просто —
Они маленького роста.
Прячутся под ёлками,
Засыпаны иголками.
На кустах и на кусточках,
На больших болотных кочках
Ягоды растут в лесу
Быстро зреют на весу
6.Отгадай загадки и нарисуй в альбоме отгадки:
Вот стоит кто – то важный
На беленькой ножке,
Он в шапочке красной,
На шапке – горошки. (Гриб Мухомор)
Что за бусинка вот тут
На стебле повисла?
Глянешь – слюнки потекут,
Сразу станет кисло. (Ягода клюква)
— поговорить с ребенком о семье (получить ответы на вопросы: С кем ты живешь? Сколько человек в твоей семье? Назови всех членов твоей семьи. Кто самый младший, кто самый старший в семье? Кто старше всех? Кто младше всех?);
— предложить ребенку назвать фамилию, имя и отчество каждого члена семьи, домашний адрес и профессию, место работы родителей.
Я ем и папа . ( ест ).
Я пою и мама … ( поет ),
Я шью и бабушка . ( шьет ).
Я готовлю и сестра . ( готовит ).
Я играю и браг . ( играет ).
Я пилю и папа . ( пилит ).
Я вяжу и мама . ( вяжет ).
Я строгаю и дедушка . ( строгает ).
2.«Скажи наоборот». Старший — (младший), большой —
молодой — старше — моложе — младше —
3. «Назови ласково»
Мама — мамочка , мамуля и т.д.
(папа, бабушка, дедушка, брат, сестра, внук, внучка, дядя, тетя)
4. Упражнение для пальчиков.
Этот пальчик — дедушка, Руку сжать в кулак, поочередно разгибать пальцы, начиная с большого.
этот пальчик — бабушка,
этот пальчик — папочка,
этот пальчик — мамочка.
Вот и вся моя семья! Сжать руку в кулак несколько раз.
5.Составление рассказа о себе и своей семье.
Образец рассказа:еня зовут Смирнов Виктор Иванович. Мне шесть лет. Я родился 5 декабря.
Я живу в многоэтажном доме, на пятом этаже, в
двухкомнатной квартире. Мой адрес: улица Беговая, дом 2, квартира 5.
Моего папу зовут Иван Петрович. Он работает врачом.
Мою маму зовут Вера Сергеевна. Она учитель.
Моей сестре Лене 10 лет. Она учится в школе.
6.В альбоме нарисуй свою семью.
1.Игра «Посчитаем до пяти» с названием одежды, которую вспомнит ребенок (чем больше одежды, тем лучше) называя одежду, загибаем по одному пальчику на руке.
Одна шапка, две шапки, три шапки, четыре шапки, пять шапок.
2.Игра «Опиши свою одежду»
Кофта (какая?) — вязаная, шерстяная, красная, теплая, нарядная, новая, красивая и т.д. (5-6 определений)
( шапка, куртка, платье, брюки, юбка, шуба, шарф)
3.Игра «Что у куклы?»
У меня шапка, а у куклы — шапочка.
( шапка, куртка, платье, брюки, юбка, шуба, шарф, сарафан, майка, колготки, рукавицы, футболка, носки, пижама, рубашка, костюм)
4. Игра «Есть – нет»
платье – нет платья
5. Раскрась одежду любимыми цветами.
1.Поиграйте с ребенком в игру с мячом «Какие?». Запишите ответы детей. Например: сапоги из резины. – (Какие сапоги?) – Резиновые сапоги.
Туфли из кожи. — … Калоши из резины — …
Тапки из меха — … Сапоги из замши — …
2. Поиграйте в игру «Чье?». Запишите ответы детей.
Например: Чей ботинок? – Мой ботинок.
Чьи туфли? -… Чьи сапоги? -…
Чья куртка? -… Чьи тапки? -…
3. Поиграйте в игру Есть – нет. Запишите ответы детей
сапоги – нет сапог каблук –…
Один сапог, два…, три…, четыре…, пять… ;
Одна тапка, две…, три…, четыре…, пять… ;
Одина босоножка …, две…, три…, четыре…, пять… .
5.Проведите с ребенком пальчиковую гимнастику «Новые кроссовки».
Как у нашей кошки Загибают по одному пальчику, начи-
На ногах сапожки. ная с больших, на обеих руках на каж-
Как у нашей свинки дое название обуви.
На ногах ботинки.
Как у пса на лапках
А козленок маленький
А сыночек Вовка —
Вот так. Вот так. Ритмично выполняют хлопки ладонями
Новые кроссовки. и удары кулачками.
6.В альбоме нарисуй осеннюю обувь.
1. Рассмотрите с ребенком несколько игрушек, определите материал, из которого каждая из них сделана (деревянная, резиновая, пластмассовая, меховая);
Отметьте внешние признаки игрушки: форму (круглая, квадратная, овальная, прямоугольная), цвет, качество (мягкая, твердая, гладкая, шершавая).
2. Упражнение на понимание пространственных отношений: поставьте перед ребенком 4-5 игрушек. Ребенок должен выполнить инструкции: положи мяч справа (слева, спереди, сзади, между) от машины и т.п.
3. «Один – много». Запишите ответы детей.
Например: матрешка — матрешки
2. Подберите вместе с ребенком действия к предмету. Записать ответы детей. Например: мяч — (что делает?) летит, прыгает, катится, скачет, падает… и т.д.
4.Поиграйте с ребенком в игру «Назови ласково». Запишите ответы детей. Например: матрешка — матрёшечка
5. Выучить загадку:
Упадет — не плачет
Ножек нет, а скачет. (мяч)
6. нарисовать в альбоме любимую игрушку.
Тема: «Перелетные птицы»
Поговорить с ребенком о перелетных птицах, рассказать, почему они улетают. Попросите ребенка перечислить перелетных птиц.
1. «Как улетают птицы?» возьми много пуговиц и разложи их так, как улетают : гуси, утки, лебеди — вереницей;
журавли — клином;
ласточки, грачи, скворцы – вереницей.
2. «Чем питаются птицы?» (полный ответ!)
Птицы питаются червяками (бабочками, жуками, улитками, комарами, кузнечиками, гусеницами, стрекозами, муравьями, мухами).
3.«Четвёртый лишний» , Ответ подчеркнуть.
Ласточка, волк, заяц, кошка (лишняя ласточка, потому что это — птица, а остальные — животные)
Скворец, собака, кукушка, соловей.
Воробей, голубь, журавль, синица.
Грач, лебедь, утка, ворона
4. «Кого много в лесу?» В лесу много скворцов . Ответы детей записать.
5. «Сосчитай»
Одна ласточка , две ласточки , пять ласточек. (кукушка, скворец, соловей, аист, грач, журавль)
6 . «Скажи правильно»
Птица улетает, а птицы . (улетаЮТ)
Вылетает залетает
Клюёт машет крыльями
7 .Выучите стихотворение:
Птицы на юг улетели:
Гуси, грачи, журавли…
Вот уж последняя стая
Крыльями машет вдали.
8.В альбоме нарисуй или наклей перелетных птиц.
Тема «Зимующие птицы»
Объясните ребенку, что птицы, которые зимуют у нас, называются зимующими. Вместе с ними рассмотрите изображения вороны, сороки, воробья, голубя, снегиря, синицы, щегла.
Побеседуйте с ребенком о том, чем можно подкормить птиц зимой: хлебными крошками, пшеном, семенами растений, кусочками не соленого сала. Сделайте вместе с ребенком кормушку и повесьте ее в парке или около своего дома.
1. Игра «Назови ласково». Запишите ответы детей:
синица – синичка голубь — …
2.Игра «Четвертый лишний»
Ласточка, соловей, аист, воробей
Грач, снегирь, журавль, кукушка
Голубь, сова, грач, синица
3.Игра «Сколько птиц у кормушки. Сосчитай по образцу: одна ворона, две вороны…
4.Нарисуй или вырежи и приклей картинки с изображением зимующих птиц в альбом
— поговорить с ребенком о том, какое время года наступило;
— во время прогулки обратить внимание на изменения в живой и неживой природе;
— выучить зимние месяцы, обратить внимание на первый зимний месяц — декабрь;
— понаблюдать за тем, как изменилась погода: стало теплее или холоднее, день стал длиннее или короче.
1.Игра «Скажи наоборот»
2. Отгадать загадку.
-На дворе горой, а в избе водой. (……………….)
— Без рук, без ног, а рисовать умеет (…………………)
— Что вниз головой растет? (………………………)
— С неба падают зимой и кружатся над землей
-Легкие пушинки, белые . (………………..)
3. Игра « Подбери признак к предмету»
снег какой?(белый, пушистый. )
4.Какое время года изображено на картинке? Что тебе пригодится для зимних развлечений? Зачеркни ненужные предметы.
5. В альбоме нарисуй рисунок на тему «Зима»
— расскажите ребенку в какой стране он живет, в каком городе, на какой улице;
— рассказать ребенку о столице России;
— рассказать ребенку о символах страны (герб, флаг, гимн).
2.Подбери признаки (не менее трех признаков):
3. Назови ласково:
город – городок Флаг -…
мост — … магазин — …. улица – … дом — …
4.Есть – нет: город – города вокзал — … магазин — … улица – … горожанин — аптека — … дом — … парк — …
5.Сосчитай, сколько слогов в словах:
6. Ответь на вопросы:
В какой стране мы живём.
Какой город является главным городом России. В каком городе ты живешь.
На какой улице ты живешь.
7. Посчитай: Один город, два города, три города, четыре города, пять городов
Улица, дом, магазин, флаг.
8. Нарисовать в альбоме флаг, рассказать ребенку, что обозначает каждый цвет.
1.Задайте ребенку вопрос и добейтесь, чтобы он ответил:
— В каком городе ты живешь?
— На какой улице ты живешь?
2.Выучите с ребенком свой домашний адрес и адрес его детского сада.
3.Помогите ребенку запомнить название реки и других известных мест. Погуляйте с ребенком по городу, покажите его красивые места, попробуйте вызвать у ребенка чувство гордости за родной город.
4.Прочитайте ребенку и выучите с ним стихи из песни о Шарье.
На большой Руси
Городов не счесть
И у каждого жизнь своя.
Но средь них один
На Ветлуге есть
Называется он Шарья.
5.Игра «Назови ласково». Ответы ребенка запишите.
Катя – Катенька Ваня –
6.В альбоме нарисуйте свой дом.
1. Повторите с ребенком названия зимних месяцев.
2. Поиграйте в игру «Какой? Какая?»
Какая елочка? (маленькая, зеленая, настоящая, лесная, колючая, пушистая)
Дед Мороз какой? (большой, добрый, веселый)
Снегурочка какая? (веселая, нарядная, красивая)
3. Предложите ребенку договорить слово и все вместе повторить.
Вот она елка, на елке …(иголки).
Елочка высока, достает до …(потолка).
Дед Мороз придет и подарки …(принесет).
Дед Мороз, Дед Мороз отморозит тебе …(нос).
Бабу снежную лепили и вокруг нее …(ходили).
4. Прочитайте рассказ ребенку, затем ребенок перескажет рассказ. Ответ ребенка записать.
Наступила зима. Выпал снег. Из леса привезли елку. Дети нарядили елку. На праздник пришел Дед Мороз со Снегурочкой. Дед мороз принес в мешке подарки. Детям было весело.
5. Поиграйте в игру «Есть – нет» Например: шар – нет шара
6.В альбоме нарисуй любимую елочную игрушку или украшенную елочку.
Тема «Домашние животные и их детеныши»
1. Игра «Договори и повтори»
Котенок лакает, а котята . (лакаЮТ)
Теленок мычит, а телята .
Щенок бежит, а щенки .
Козленок скачет, а козлята .
Поросенок хрюкает, а поросята .
Жеребенок прыгает, а жеребята.
Ягненок жует, а ягнята .
2. Игра «Назови детенышей»:
у собаки – … у кошки — …
у свиньи — … у коровы — …
собака живет – … корова – …
4. Кто как голос подает?
5. «Кто кем будет
Щенок будет . (собакой)
(козленок, котенок, теленок, жеребенок, поросенок, ягненок)
6. Подбери признаки:
7.В альбоме нарисовать домашнее животное.
Тема «Домашние птицы»
1.Игра «Назови детенышей». Ответы детей записать.
утка – утенок, утята гусь — …
2. Игра «Назови ласково». Ответы детей записать.
петух – петушок курица — …
3. Поиграйте с ребенком в игру с мячом «Один – много»
индюшонок – индюшата курица — …
4.Поиграйте с ребенком в игру « Есть – нет»
гусь – нет гуся индюшонок — …
5. Подумай и ответь:
Гусь выше петуха. Кто выше? Кто ниже?
Сколько ног у двух кур. У кого ног больше – у курицы или у петуха?
Одна утка, две утки, пять уток. (петух, индюк, гусь)
6.Кто лишний и почему?
Утенок, гусенок, котенок, цыпленок.
Перо, крыло, клюв, утка.
7. Нарисуй или вырежи изображения домашних животных. Покажи и назови части:
туловище, голова, лапы, крылья, хвост, перья, клюв, гребешок (у петуха).
Тема «Дикие животные»
1.Расскажите ребенку, что животные, которые живут на воле, называются дикими. Они сами строят себе жилище, сами добывают себе еду.
2.Поиграйте с ребенком в игру с мячом «Один-много». Вы бросаете ребенку мяч и называете животное, а он бросает мяч обратно, вслух образуя множественное число.
Например: медведь – медведи, волк – волки, лиса – лисы и т.д.
3.Поиграйте с ребенком в игру «Чья семья?». Запишите ответы.
Например: Волк, волчица и волчонок — это волчья семья.
Заяц, зайчиха и зайчонок — .
Лис, лисица и лисенок — .
Медведица, медведь и медвежонок — .
Лось, лосиха и лосенок — .
Кабан, кабаниха и кабаненок — .
Бобер, бобриха и бобренок — .
Еж, ежиха и ежонок — .
4. Считалка (выучи):
Сбил сосну зайчишка лбом.
Жалко мне зайчишку:
Носит зайка шишку.
Поскорее сбегай в лес,
Сделай заиньке компресс!
5.Поиграйте с ребенком в игру «Сравни и расскажи о животных»
Например: черепаха двигается медленнее зайца, а заяц — быстрее волка и лисицы. Ответ должен
быть полным предложением.
Жираф и лошадь. Кто кого выше? Кто кого ниже? Слон и медведь. Кто тяжелее? Кто
легче? Заяц и черепаха. Кто бегает быстрее? Кто двигается медленнее?
6.В альбоме нарисуй дикое животное.
Тема: «Животные жарких стран»
— показать ребенку картинки с изображением диких животных, живущих в жарких странах: жирафа, бегемота, зебры, дикобраза, слона, льва, тигра, леопарда, кенгуру, верблюда, носорога;
— рассказать об их внешних признаках, характерных повадках;
1. «Четвертый лишний» (назови лишний предмет,
объясни свой выбор, используя слова «потому что»)
Слон, лев, собака, тигр
Крокодил, кенгуру, жираф, кошка
Заяц, зебра, кобра, пантера
Волк, лев, медведь, лиса
Морж, обезьяна, удав, дикобраз
2. «Назови ласково» (образование существительных в уменьшительной форме)
Один слон, два слона, пять слонов
(тигр, лев, черепаха, кенгуру, зебра, верблюд, бегемот, носорог)
4.Дидактическая игра «Назови семью»: папа — лев, мама — львица, детеныш — львенок (детеныши — львята).
5. Составь предложение из слов:
Слон, джунгли, живет.
Зебра, охотится, тигр, хищный.
Панцирь, крепкий, черепаха.
Детеныш, львица, голодный, мясо, несет.
Трава, питается, листья, жираф.
Горилла, стая, кричать, джунгли, громко.
6.Отгадать и заучить загадки и стихотворение по выбору.
Изрисована лошадка будто школьная тетрадка. (Зебра)
Ежик вырос в десять раз, получился. (дикобраз).
Когда он в клетке, то приятен, на шкуре много черных пятен.
Он хищный зверь, хотя немножко, как лев и тигр, похож на кошку. (Леопард)
7.В альбоме нарисовать животное жарких стран.
Тема: «Дикие и домашние животные»
1.Игра «Отгадай, кто это?»
Сторожит, грызёт, лает? –
Ржет, бегает, скачет? –
Мяукает, лакает, царапается? –
Мычит, ходит, жуёт? –
Бурый, неуклюжий, косолапый –
Серый, зубастый, страшный –
Хитрая, пушистая, рыжая –
маленький, длинноухий, пугливый? –
Образец: Один котёнок, два котенка, три котенка, четыре котенка, пять котят.
Посчитай до 5 со словами: щенок, теленок, котёнок, волчонок, ежонок, бельчонок.
3.Игра «Кто где живет?»
Образец: Собака живет в конуре.
Медведь живет в ….
Отвечаем полным предложением, следим за тем, чтобы ребенок произносил предлог «в».
Тема: «Наша армия»
Побеседовать с ребенком о том, какой праздник отмечают 23 февраля, кто такие защитники Отечества.
Рассмотреть вместе с ребенком изображения, имеющие отношение к Армии (в газетах, журналах, книгах, интернете, телевизоре и т.д.). Обсудить увиденное, дать необходимые пояснения.
1. Игра «Один-много» (много это… — много кого, чего…)
Солдат – солдаты — солдатов
Летчик — летчики — летчиков
Вертолет — вертолеты — вертолетов
Танк — танки — танков
Истребитель — истребители — истребителей
Граница – границы — границ
2. «Подбери признак» (не менее трех признаков). Какой? Какая? Какое? Какие?
танк(какой?) — моряк(какой?) — капитан(какой?) — корабль(какой?) —
3.«Подбери действие» (Что делает?)
Летчик… (летает на самолете)
Пулеметчик… (строчит из пулемета)
Разведчик… (ходит в разведку)
Пограничник… (охраняет границу)
Десантник… (прыгает с парашютом)
Моряк… (служит на корабле)
«Февраль» Маршак С.
Дуют ветры в феврале,
Воют в трубах громко.
Змейкой мчится по земле
Поднимаясь, мчатся вдаль
Это празднует февраль
5.А альбоме нарисуй военную технику и представителей военных профессий.
Тема «Весна. Мамин день»
1.Поиграйте с ребенком в игру «Почемучка».
Например: Почему весной тает снег? ( Снег тает, потому что пригревает солнышко.)
Почему весной бегут ручьи?
Почему весной тает лед?
Поему весной набухают почки?
Почему весной прилетают птицы?
Почему весной радуются люди?
Одна сосулька, две сосульки, пять сосулек. (солнце, скворец, почка, листок, ручей)
3. Поиграйте в игру с мячом «Один – много». Ответ ребенка запишите.
4.Игра «Скажи наоборот». Ответ ребенка запишите.
5.Выучите с ребенком весенние месяца.
6.Игра «Назови ласково». Ответ ребенка запишите.
Мама – мамочка, мамуля
7.Попросите ребенка рассказать как он (она) помогает маме, бабушке. Запишите.
8.В альбоме нарисуй или наклей картинку по теме «Весна».
1. Подбери признаки (не менее трех признаков):
2. Игра «Назови ласково»:
стол — столик шкаф — …
3. Поиграйте с ребенком в игру «Один – много»
кресло – кресла диван — …
4. Есть – нет (родительный падеж):
стена – нет стены
5. Образуй признаки (от предметов):
шкаф сделан из дерева, значит он какой? – деревянный
стол из пластмассы — …
стул из металла — …
6. В альбоме нарисуй или приклей картинки с изображением различной мебели. Назови части:
стол – ножки, столешница;
стул – спинка, сиденье, ножки;
шкаф – полки, створки, антресоль…
1. Прочитайте ребёнку стихотворение К. Чуковского «Федорино горе». Выясните, какие названия посуды запомнил ребёнок из стихотворения.
2.Назови ласково: Ответы детей записать.
чашка – чашечка ложка — …
3.Один – много: Ответы детей записать.
чайник – чайники ложка — …
4.Есть – нет: Ответы детей записать.
чайник –нет чайника ложка — …
5.Посчитай: Ответы детей записать.
один бокал, три бокала, пять бокалов;
салатница, блюдце, стакан, тарелка
6.Что где лежит? Ответы детей записать.
сахар – в сахарнице масло — …
7.Назови посуду: Ответы детей записать.
8.Исправь предложения. Ответы детей записать.
Суп разлили по стаканам.
На чайнике кипит чай.
В сахарницу насыпали хлеб.
9.Нарисуй или приклей картинки с изображением посуды. Раздели их на три группы: кухонная посуда, столовая посуда, чайная посуда. Покажи и назови части.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
домашние задания в старшей группе для детей с ЗПР
В материале представлены домашние задания в старшей группе для детей с ЗПР по лексическим темам. Адресовано учителям-дефектологам, родителям.
Домашнее задание в старшей группе «Дикие животные зимой»
Задания помогут родителям закрепить с ребенком знания по теме.
Домашнее задание. «Посуда» (старшая группа)
— Вместе с ребёнкомрассмотреть посуду – кухонную, чайную, столовую.- Покажите где дома храниться посуда.( шкаф, сервант, буфе)- Рассмотрите посуду и объясните , чтопосуда бываетдвух видов : изко.
Логопедические домашние задания для старшей группы (сентябрь, октябрь, ноябрь)
Логопедические домашние задания для родителей детей с общим недоразвитием речи старшей группы по лексическим темам рабочей программы на сентябрь, октябрь, ноябрь.
Домашнее задание для старшей группы на тему «Домашние животные»
Обогащение словарного запаса, развитие лексико-грамматического строя речи.