Домашнее задание: №1 Заполните таблицу, в каждой строке которой одно и то же число должно быть записано в различных системах счи

Каталог статей

Раздел «Домашнее задание» может редактироваться пользователями из групп «Администратор», «Модератор», «Ответственный».

Создание статьи с новой учебной неделей.

1. Открыть раздел «Домашнее задание». Выбрать статью с предыдущей учебной неделей. Нажать стрелочку сбоку — откроется выпадающее меню.

В выпадающем меню выбрать вторую кнопку справа (синий карандашик) — «Редактировать».

2. В открывшемся окне редактирования прокрутить до раздела «Полный текст материала» (с таблицей). Нажать надпись «Панель HTML кодов» (справа сверху). Откроется вот такое окно:

3. В открывшемся окне установить курсор на любое место текста. Нажать одновременно клавиши CTRL+A (выделить всё). После того, как текст выделится синим, нажать CTRL+С (копировать).

4. После этого прокрутить снова до верха статьи и нажать в правом верхнем углу синюю надпись «Добавить статью».

5. На появившейся страничке создания новой статьи выбрать категорию «Домашнее задание».

6. Название материала — даты первого и последнего дня учебной недели (например, 9-14 февраля).

7. Краткое описание — порядковый номер учебной недели (например, 21).

8. Полный текст материала: нажать синюю надпись «Панель HTML кодов» и установить курсор в окно набора текста.

9. Нажать одновременно клавиши CTRL+V (вставить текст из буфера обмена).

10. После этого перейти на вкладку «Визуальный редактор» — отобразится таблица с предыдущей недели.

11. Таблица редактируется, как обычный текст: в нужном месте устанавливается курсор, выделяется и удаляется ненужный текст, вписывается нужный. В таблице меняются даты, домашнее задание, по необходимости — расписание.

12. Вписанный текст домашнего задания выделить левой клавишей мыши и выбрать для него шрифт Verdana, размер 18, курсив:

13. После редактирования текста прокрутить страницу до конца и нажать кнопку «Добавить».

Если все графы заполнены, то появится вот такое окно:

14. Для редактирования таблицы в течение учебной недели снова зайти в раздел «Домашнее задание», нажать стрелочку выпадающего меню и выбрать кнопку с синим карандашиком. Редактировать в визуальном редакторе.

Не забыть после редактирования прокрутить до низа страницы и нажать кнопку «Сохранить»:

Как выделить цветом определённую надпись:

1. Установить курсор в нужной ячейке таблицы щелчком левой клавиши мыши. После этого щелкнуть правой клавишей мыши. Появится выпадающее меню. В нём нужно выбрать пункт «Ячейка», подпункт «Свойства ячейки».

2. В появившемся окне выбрать пункт «Цвет фона». Щелкнуть «Выберите». Появится таблица цветов.

3. Щелкнуть в таблице цветов на квадратик с требуемым цветом. Нажать «ОК».

После этого нажать «ОК» в окне редактирования ячейки. Ячейка окрасится в нужный цвет.

Как добавить строки в таблицу:

1. Установить курсор в нужном месте таблицы, щелкнуть правой клавишей мыши. Появится выпадающее меню. В нём нужно выбрать пункт «Строка», подпункт «Вставить строку сверху» или «Вставить строку снизу».

Домашнее задание: №1 Заполните таблицу, в каждой строке которой одно и то же число должно быть записано в различных системах счи

Домашнее задание:
№1 Заполните таблицу, в каждой строке которой одно и то же число должно быть записано в различных системах счисления (запишите решение в тетрадь/листок).
Двоичная Восьмеричная Десятичная Шестнадцатеричная
111011
747
939
99F

№2 Можно ли перевести, пользуясь аналогичными правилами, числа из троичной в девятеричную систему? Если можно, то оформите алгоритм в аналогичной форме. Если для обоснования ответа требуется дополнительная информация, например, таблица, аналогичная Таблице 1, приведите ее. Если аналогичного алгоритма нет, то напишите ответ «нет».

Таблица №1
Наиболее важные системы счисления.
Двоичная
(Основание 2) Восьмеричная
(Основание 8) Десятичная
(Основание 10) Шестнадцатеричная
(Основание 16)
триады тетрады
0
1 0
1
2
3
4
5
6
7 000
001
010
011
100
101
110
111 0
1
2
3
4
5
6
7
8
9 0
1
2
3
4
5
6
7
8
9
A
B
C
D
E
F 0000
0001
0010
0011
0100
0101
0110
0111
1000
1001
1010
1011
1100
1101
1110
1111

Презентация на тему Домашнее задание. Заполнить таблицу

Презентация на тему Презентация на тему Домашнее задание. Заполнить таблицу из раздела Разное. Доклад-презентацию можно скачать по ссылке внизу страницы. Эта презентация для класса содержит 14 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь удобным проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас — поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций TheSlide.ru в закладки!

  • Главная
  • Разное
  • Домашнее задание. Заполнить таблицу

Слайды и текст этой презентации

Домашнее задание . Заполнить таблицу

Гражданское общество и государство

Что такое гражданское общество?

Гражданское общество – та часть общества и те сферы его жизнедеятельности, в которых личность и организации свободных и равноправных граждан ограждены законами от прямого вмешательства органов государственной власти.

Общие интересы (охрана границ страны, защита прав и свобод и т.д.) защищает государство
Частные интересы (в основном связаны с частной собственностью) защищают объединения или общественные организации

Объединения и общественные организации

Общества защиты прав потребителей

Общества ветеранов войны и труда

Союзы деятелей культуры

Гражданское общество –
это совокупность негосударственных общественных отношений и ассоциаций (объединений),выражающих разнообразные интересы и потребности членов общества.

Черты гражданского общества:

Добровольность объединений
Защита и реализация частных интересов
Надежда на взаимодействие, взаимопомощь и взаимовыручку

Местное самоуправления – самостоятельная деятельность населения по решению вопросов местного значения.

Местное самоуправление не входит в систему государственной власти

Конституция РФ, глава 8. Местное самоуправление
Статья 130
1.Местное самоуправление в РФ обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью
2.Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления
Статья 131
1.Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно
Статья 132
1.Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.

Домашнее задание: Заполнить таблицу, используя материал для повторения.

В отличие от насыщенных углеводородов для углеводородов ряда этилена характерны разнообразные реакции присоединения по месту двойной связи; при этом они значительно легче вступают во взаимодействие с различными реагентами.

Выучить § 55 просмотреть http://schooled.ru/lesson/chemistry/9klas/35.html, составить конспект и выполнить задание 4,5 стр. 186

Вторник 05.05

Тема урока Обобщение материала по теме «Отрасли права»

Заполнить таблицу

Отрасли праваХарактеристикаОтвет
Гражданские правоотношенияВ чем состоит особенность гражданских правоотношений с.126
Трудовые правоотношенияПродолжить высказывание «Желая поступить на работу, вы обращаетесь к работодателю…….. с.136
Семейные правоотношенияПрава ребенка в семье с.148
Административные правоотношенияПривести примеры административных правонарушений в области охраны окружающей среды с.156
Уголовно-правовые правоотношенияНазвать меры воспитательного воздействия на несовершеннолетних с.166

Домашнее задание: Заполнить таблицу, используя материал для повторения.

Тема.Узагальнення і систематизація вивченого матеріалу.

Повторити поняття про фонетику,орфоепію,орфографію,лексикологію.

Складіть твір-мініатюру на тему «Не бійся заглядати у словник…».

Практическая работа №12

Определение отраслей специализации одного из районов Донецкого края. Определение проблем и перспективы их развития.

Цель: научиться характеризовать особенности развития отраслей промышленности, изменения в производстве важнейших видов промышленной продукции на современном этапе и их причины; определять проблемы и называть перспективы развития края.

Оборудование: конспект, дополнительные источники информации, интернет ресурсы.

1. Специализация – это

2. Назовите отрасли специализации донецкого края.

3. Приведите примеры промышленных предприятий, которые работают в городе Макеевки. На примере одного из них указать, к какой отрасли оно принадлежит, какую продукцию выпускает, где она применяется, каковы перспективы развития этого предприятия.

Тема. Деление ядер урана. Цепная реакция. Ядерная энергетика.

Прочитать § 66, § 67 дать ответы на вопросы с.207

Синтаксис и пунктуация. Выполните тест:

1. Укажите правильное утверждение:

1) Предложение — это соединение слов, в конце которого всегда ставится точка.
2) Каждое предложение имеет грамматическую основу.
3) Грамматическая основа предложения — это сказуемое.
4) Подлежащее не зависит от сказуемого.

2. Найдите пример, который не является словосочетанием.

1) нашел под кусточком
2) нашел и собрал
3) собрал корзинку
4) корзину грибов


3. Укажите предложения, в которых ставится тире между подлежащим и сказуемым:

1) Наивысшая вершина Карпат Говерла.
2) Алупка, Ялта, Гурзуф являются наиболее известными курортами.
3) Равнина чудесное пастбище для овец, коров и других животных.
4) В Карпатах много редких растений.

4. Укажите предложения, в которых есть однородные члены (знаки не расставлены):

1) Цветок фиалки поднял поверх травы свою головку с фиолетовым глазом.
2) Весною речки становятся бурными образуют водопады и с шумом несут свои воды в Черное море.
3) Наши мышцы способны выполнять сложные движения и приспосабливаться к разной работе.
4) Для сохранения здоровья нужно приучать свой организм следить за чистотой кожи.

5. Укажите предложения, в которых после обобщающего слова ставится двоеточие (знаки не расставлены):

1) Трещинки в эмали зубов возникают от разгрызания орехов косточек слив вишен абрикосов.
2) К горному климату хорошо приспособилась черника, брусника и другие ягоды.
3) В Крымских горах можно увидеть разнообразные фантастичные фигуры столбы пирамиды зубцы прибрежных скал.
4) Верили наши предки что существует нечистая сила лесовики домовые русалки.


6. Укажите предложения, в которых есть обращение (знаки не расставлены):

1) Остановись и слушай соловья почувствуй то земля твоя.
2) Позвольте вас бабушка когда-нибудь нарисовать.
3) Не кидай хлеб он святой.
4) Ну вот мы и дома Кузька.

7. Укажите предложения, в которых есть вводные слова (знаки не расставлены):

1) К счастью мне удалось направить лодку к берегу.
2) Когда-то тут росли высокие густые травы.
3) В ближайшее десятилетие возможно будут найдены лекарства от неизлечимых болезней.
4) К моему счастью прибавилось и одно огорчение.

8. Укажите сложные предложения:

1) Подошел человек ближе, разговорился, выменял овцу и пошел.
2) Колосья колют ноги, а бедная девушка жнет и жнет.
3) Цветы мать-и-мачехи немного похожи на цветы одуванчика, но они намного меньше.
4) На месте бывшей дикой степи выросли города и села, фермы и хуторки.

9. Укажите предложения, в которых правильно расставлены знаки препинания:

1) Ребенок-звездочка рос и воспитывался с детьми Лесоруба, ел и пил с ними за одним столом, играл вместе с ними.
2) Речка вбирает в себя меньшие речки и ручейки которые называются притоками.
3) Насыпали запорожцы на Днепровской круче Вишневецкому высокий холм а душа атамана и дальше по Украине гуляет, песнею из уст кобзарей рождается.
4) Маугли бросал в огонь ветки, чтобы посмотреть, как они вспыхивают.

10. Укажите предложение с прямой речью (знаки не расставлены):

1) Михаил сказал что людей там очень много.
2) Липа говорит человеческим языком Ой не руби меня добрый молодец.
3) Пошел дед к липе попросил выполнить желание.
4) Котик братец помоги говорит Волк.

Тема урока. Культурное пространство Донбасса на рубеже 19-20 веков

1. Система начального и среднего образования в Донецком крае.

Изменения, которые произошли в социально-экономической сфере Донбасса в конце XIX-начале XX вв., заметным образом повлияли на культурное и духовное развитие края. Реформы 60-х гг., промышленный переворот и модернизация Донбасса сыграли определенную роль в развитии просвещения в городах, повлияли на повышение уровня образованности городского населения. Это все происходило на фоне роста общего образовательного уровня городского населения и потребности в квалифицированных специалистах.

На этом уроке вы научитесь: 1) приводить примеры благотворительной деятельности;

2) называть выдающихся деятелей образования, культуры, искусства и спорта Донбасса; 3) определять основные особенности развития культуры Донбасса во II половине XIX в.; особенности системы образования Донбасса; идеи и ценности, характерные для культуры 2 половины XIX в; особенности повседневной жизни, материальной и духовной культуры населения региона;

4) анализировать основные факторы, явления, процессы периода, вклад выдающихся соотечественников в отечественную и мировую культуру, в развитие Донецкого края.

Именно школа осуществляла воспитание рабочего и интеллектуального потенциала, поэтому от нее в большей степени зависела динамичность развития материальной и духовной жизни.

1.Начальное образование. Наиболее массовым звеном народного образования была в это время начальная школа. Она строилась и управлялась на основе Положения о начальных народных училищах от 25 мая 1874 г. Главным недостатком народного образования был неудовлетворительный состав учителей и полная невозможность заменить его на лучший. В середине 70-х гг. отсутствие учителей привело к закрытию ряда школ. В отчете губернской управы за 1875 г. отмечалось, что по причине отсутствия способных учителей закрыты школы в Екатеринославском, Новомосковском, Павлоградском, Александровском уездах. Уездные земства различными путями пытались решить проблему учительских кадров. К примеру, Бахмутское старалось привлечь к преподавательской деятельности священников. Для подготовки кадров в начале 70-х гг. в России получили широкое распространение учительские съезды.

Из уездных земств Екатеринославской губернии первым приступило к их организации Александровское земство. В 1868-1869 гг. по собственной инициативе барон Н.А. Корф организовал подобные в своем имении – селе Нескучном. Именно по его концепции организации массовой начальной школы появляются недорогие (с одним учителем на все три года обучения), в какой-то степени приспособленные к народной жизни и предоставляющие начальное образование школы.

Начиная с конца 90-х гг. деятельность губернского земства в сфере народного образования значительно активизировалась: улучшались существующие школьные помещения, содержались за его счет начальные школы, организовывались книжные склады.

Развивается внешкольное образование: открывались народные библиотеки-читальни, проводились народные чтения, организовывались повторные классы. Так, в 1894 г. в губернии насчитывалось 340 земских школ, а в 1910 г. – 805, в том числе 789 сельских (776 одноклассных, 13 двуклассных). В 1915 г. в губернии было уже 1 149 земских школ, из которых 1 127 были сельскими (1 097 одноклассных и 30 двуклассных). Особенно интенсивное развитие сети земских школ приходится на период после 1908 г., когда начал действовать закон о введении обязательного начального образования. Всего же в Мариупольском и Бахмутском уездах к концу XIX в. работало 408 начальных учебных заведений (соответственно по уездам 213 и 195), находившихся в ведении различных министерств и ведомств. Кроме земских школ, работали церковно-приходские и школы грамоты, которые так и не стали полноценными учебными учреждениями и были переданы Святейшему Синоду в 1891 г. По уровню подготовки учеников, наличию учебных пособий и демонстрационного материала, по срокам обучения эти школы уступали земским. С развитием железнодорожного транспорта при станциях начинают открываться начальные железнодорожные училища, которые находились в подчинении Министерства путей сообщения. Так, одним из первых открыли в 103 1882 г. училище при станции Юзово, в 1884г. – при станции Харцызск, в 1892 г. – при станциях Гришино и Авдеевка. Два последних вскоре перевели на двухгодичный срок обучения.

2. Среднее образование.

Система среднего образования окончательно сформировалась в 70-80-х гг. Х1Х в. Она была представлена гимназиями и реальными училищами.Гимназии делились на мужские и женские. Среди учеников гимназий преобладали жители городов. Гимназии имели сложный порядок финансирования, который состоял из государственных ассигнований (50%), вклада городской думы и земств (11,4%), суммы от вкладов родителей учеников за обучение (29,2%), пожертвований (9,4%).

Гимназии открывались прежде всего в уездных центрах. Первая мужская прогимназия была открыта в 1872 г. в Бахмуте, на что земство выделило 2 тыс. руб. Первую женскую гимназию в Бахмуте создали в 1893 г. В Мариуполе в августе 1875 г. открыли сразу и мужскую, и женскую прогимназии, которые вскоре получили статус 104 гимназий. В мужских гимназиях обучались в течение 8 лет. При каждой гимназии открывались приготовительные классы. Курс обучения в женских гимназиях состоял из 7 лет. Восьмой – педагогический класс – давал право на получение звания учительницы и воспитательницы.

При гимназиях функционировали специальные кабинеты, классы, музеи, библиотеки. Так, в Мариупольской мужской гимназии имелся физический кабинет, кабинет по естествознанию, рисовальный кабинет, музыкальный класс, историко-церковно-археологический и историко-географический музей, библиотека. Учащиеся при поддержке преподавателей выпускали журналы «Проблески» (в Бахмутской мужской гимназии), «Первоцвет» (Мариупольской мужской гимназии). Кроме того, проводились литературно-музыкальные, танцевальные, благотворительные вечера, ставились спектакли, устраивались экскурсии. Функционировали и частные школы: Юзовская частная женская гимназия С.К. Ромм; Юзовская частная женская прогимназия Левицкой (с 1916 г. – гимназия); частная женская гимназия В.Е. Остославской в Мариуполе. В них обучались в основном дети дворян, буржуазии, чиновников. Другим типом общеобразовательных средних учебных заведений были реальные училища. Они функционировали в Бахмуте, Мариуполе, Славянске. Основное внимание в них уделялось естественным и точным наукам. Вместо древних языков преподавались современные.

3. Профессиональное обучение.

На протяжении 80-х гг. ремесленные училища были открыты во всех уездах губернии. Из них самым значимым было открытие в 1883 г. Александровским земством Гнединского реального училища, которое отличалось от всех остальных в губернии. Училище готовило не просто более-менее умелых мастеров различных ремесел, а специалистов, которые имели достаточный уровень образования, чтобы разобрать и отремонтировать различные сельскохозяйственные орудия и машины, собрать самые простые из них.

Технический персонал для железных дорог региона готовило Донецкое низшее техническое железнодорожное училище, которое было открыто в 1881 г. в Луганске. По индивидуальным статутам и учебным программам работала Лисичанская штейгерская школа (1872г.) и Горловское горное училище (1878 г.). В них обучались дети местных горнорабочих и шахтеров. Курс обучения составлял соответственно 4 и 3 года. Немногочисленные низшие ремесленные и промышленные учебные заведения не могли удовлетворить спрос на специалистов. Поэтому при городских, уездных и двухклассных училищах создаются дополнительные курсы и классы, готовящие своих учеников к различным видам ремесленных работ. В 80-90-х годах в Донбассе их было открыто 10. Основными же формами профессиональной подготовки рабочих региона, оставались изучение ремесла в процессе практической деятельности, а также ремесленное и фабрично-заводское ученичество, когда мальчики в возрасте от 12 лет принимались в мастерские, на фабрики и заводы в качестве учеников и прикреплялись к мастеру для обучения ремеслу. Профессиональную подготовку в начале XX в. осуществляли 26 специальных профессиональных училищ, курсов и классов. Не только промышленность и транспорт нуждались в профессиональных кадрах, их требовала и торговля. В начале XX в. в Донбассе начали создаваться коммерческие училища. Они функционировали в Юзовке и Славянске.

Домашнее задание. 1)Выучить материал по конспекту.2) Ответить письменно на вопросы: 1.В чем был не достаток в организации начального образования и как решалась эта проблема? 2.Какие виды гимназий существовали. Сколько лет длилось обучение в гимназиях? 3. С какой целью открывались ремесленные училища?

Тема: Туризм

Тема: Комплексный тест-оценивание физической подготовленности

Задание: Повторить технику бега на 500м (д), 1000(ю) https://youtu.be/SkpNLb_kLn0

Выполнить самостоятельно комплекс утренней гимнастики

Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения

Тестовые задания

1. Какое из следующих утверждений верно?

а) Простые предложения соединяются в сложные при помощи интонации и союзов.

б) Сложные предложения могут быть сложносочинёнными, сложноподчинёнными и союзными.

в) Простые предложения в составе сложного обладают интонационной законченностью.

г) Сложное предложение — это предложение, состоящее из двух или нескольких простых предложений (предикативных частей), соединённых в одно целое по смыслу и интонационно.

2. Определите вид предложения В саду поселилась осень, но листья нашей берёзы оставались зелёными и живыми.

а) простое в) сложноподчинённое

б) сложносочинённое г) бессоюзное

3. Найдите четвёртое лишнее предложение.

а) Летучие мыши низко и косо чертят чёрными зигзагами воздух и порою почти касаются лица.

б) Где сосны дремотно тихи, глухая поляна поселит сухие и мягкие мхи.

в) Она вышла навстречу Саше на веранду, где стоял неубранный стол.

г) Был тот особенный вечер, какой бывает только на Кавказе.

4. Определите, чем соединены части в предложении Угасает закат, ночь идёт на заставы, грозовое молчанье тревогу таит.

а) подчинительным союзом

б) союзным словом

в) сочинительным союзом

5. Среди предложений 1-5 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

(1) Дождь заливал лес; на опушке, где находился Горбунов, образовались кипящие озера. (2) Ветви деревьев трепетали под тяжестью рушившейся на них воды. (3) В омрачённом, перекосившемся воздухе не стало видно немецких укреплений. (4) Но навесной обстрел противника не утихал. (5) Синеватые, призрачные столбы разрывов метались в тёмной толще ливня; вспышки огня перебегали по полю. (Берёзко Г.)

6. Среди предложений 1-6 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

(1) Одевшись и накинув на плечи пальто, генерал вышел в сад, примыкавший к дому. (2) Начинало светать; безлиственные низкие яблони с искривленными ветвями толпились в посеревшем воздухе. (3) Командующий медленно прошёл по размокшей тропе к невысокому заборчику. (4) Сад был расположен на краю возвышенности, и отсюда смутно виднелась огибавшая ее полузатопленная дорога, — три тягача тащились там, волоча тяжёлые длинностволые пушки. (5) Командующий — высокий, тучный, в просторном пальто — смотрел сверху. (6) Машины ревели, задыхаясь, и малиновый огонь рвался из выхлопной трубы. (Берёзко Г.)

7. Среди предложений 1-7 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

(1) Дождь ушел на запад, но в лесу снова потемнело. (2) С востока наплывала синяя, в полнеба, туча, на ее фоне ярко выделялись белые стволы берез. (3) Горбунов смотрел в бинокль, стоя на коленях около дерева. (4) В нескольких шагах от командира присел Уланов. (5) Он видел: по полю, далеко впереди, переползают люди, плохо различимые отсюда, потому что были чуть светлее земли. (6) Николай знал, что это движется на усиление третьей роты сводная группа. (7) Нетерпеливо ожидая дальнейших событий, он даже досадовал на то, что атака происходит недостаточно быстро. (Берёзко Г.)

8. Среди предложений 1-6 найдите сложное предложение с бессоюзной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

(1) Ребята облазили весь остров в поисках нерастаявшего снега. (2) Серёже Колтовому посчастливилось найти в расселинах между скалами остатки прошлогоднего, спрессовавшегося, как лед, снега. (3) Тайком от Петровича Серёжу спустили на верёвке, он топором рубил снег и в ведре отправлял его наверх. (4) Лазить по скалам при штормовом ветре было опасно. (5) Петрович категорически запретил это делать, но ребята украдкой приносили Ильиничне вёдра прошлогоднего снега. (6) Она ворчала, грозила пожаловаться бригадиру, но от снега не отказывалась: надо же было готовить обед. (Вурдов Н.)

9. Среди предложений 1-7 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

(1) Дни стоят тёплые. (2) В воздухе разлита весенняя прохлада. (3) Величава и спокойна тайга, но это только кажущееся спокойствие: внутри каждого дерева, каждого кустика идет огромная работа. (4) День и ночь корни всеми своими мочками сосут влагу из земли, обильно напоенной недавно стаявшим снегом. (5) Уже распушились белоснежные барашки на тальниках, пожелтели сережки на ольхах, хотя корни лежат еще под снегом. (6) На крошечных лужайках пока нет зелени, цветов, но и тут идёт неутомимая деятельность. (7) Хорошо в эти майские дни в тайге! (Федосеев Г.)

10. Среди предложений 1-7 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

(1) Бабушка целыми днями сидела на завалинке под расколовшейся черешней. (2) У черешни уже высох один ствол, тот, что обнимал и хранил дом. (3) Второй ствол все ещё с безнадежной настойчивостью устремлялся в небо. (4) Бабушка Одарка ждала внука и медленно, незаметно впадала в дремучую дремоту. (5) И не слышала она уже ни шороха листьев над головой, ни птичьего перезвона — мир потухал и отдалялся от нее со всей своей суетой. (6) Лишь грохот войны еще слышала она и вздрагивала от этого грохота. (7) И думалось ей: из-под корней этой косолапой черешни, которую она когда-то и зачем-то посадила, идёт он, из самого нутра земли, из чёрного чрева ее. (Астафьев В.)

Круговорот веществ и поток энергии в экосистемах.

Цепь питания (трофическая цепь) — последовательность организмов, извлекающих энергию из исходного пищевого вещества.

Исходное вещество создаётся автотрофом, поэтому цепь, как правило, начинается с зелёного растения, затем идёт травоядный организм, потом хищники первого и последующих порядков (это пастбищная цепь, или цепь выедания). Выделяют также детритные цепи, которые начинаются с отмершей биомассы, и цепи паразитов, начинающиеся с их хозяев: листовой опад —> дождевой червь —> певчий дрозд —> ястреб-перепелятник.

Таким образом, автотрофы представляют первый трофический уровень, травоядные — второй, хищники первого порядка — третий и т. д.

Пищевые цепи биоценоза переплетаются, образуя сеть питания, вследствие того, что каждый вид питается несколькими разными видами других организмов и сам служит пищей для нескольких других видов. Пищевые цепи и сети отражают направления потоков энергии в экосистеме.

Биогеоценоз — открытая биологическая система, поскольку существует в условиях постоянного обмена веществом и энергией с окружающей средой.

Поток энергии, поступающей от Солнца, отчасти используется растениями для фотосинтеза органических веществ. Часть энергии веществ растений, съеденных травоядными, используется ими для построения своих органических веществ и т. д. При этом по правилу экологической пирамиды на следующий трофический уровень переходит не более 10% энергии, заключённой в биомассе предыдущего. Остальная энергия расходуется на движение, рассеивается в виде тепла или просто не усваивается. Поэтому биомасса продуцентов больше биомассы консументов первого порядка (травоядных), значительно меньше будет биомасса консументов следующих порядков и редуцентов. Из-за потерь энергии цепи не могут быть длиннее 4—6 звеньев.

Превращение энергии из одного вида в другой начинается с превращения световой энергии в энергию химических связей органических веществ растений. После их съедания часть энергии переходит в органические вещества консументов, а часть, расходуемая на процессы жизнедеятельности, превращается в энергию движения, световую энергию (у светлячков) и т. д., часть энергии превращается в тепловую и рассеивается, т. е. действительно наблюдается направленный поток, а не круговорот энергии.

Необходимым условием устойчивости экосистемы является наличие круговорота веществ.

Круговорот веществ в биогеоценозе — циклическое движение вещества, которое может быть использовано многократно. Круговорот происходит благодаря пищевым цепям за счёт притока энергии в экосистему.

Наличие популяций всех трёх функциональных групп организмов обычно обеспечивает замкнутыйкруговорот химических элементов в экосистеме.

Если часть веществ не будет возвращаться в природу в виде соединений, доступных для усвоения продуцентами, круговорот не будет замкнут. Тогда станет меньше продуцентов, а вслед за ними и остальных групп организмов; система выйдет из равновесия.

Лабораторная работа № 4

Составление цепей питания.

(I вариант: Басан, Гадзиковская, Трушляков, Калашникова, Коломиец; II вариант: Кононенко, Круглов, Селекенова, Деркач, Ходосевич, Шам).

Цель: научиться составлять цепи питания, расширить знания о биотическаих факторах среды, научиться анализировать пищевые цепи в экосистемах.

Оборудование: рисунки различных биоценозов, учебник, конспект.

1.Вставить названия организмов, которые должны быть на пропущенном месте:

I вариант II вариант

а) древесина——дятел. а) семена—гадюка——аист

б) трава—-лягушка—ястреб б) комар—-змея

2. Определить какие организмы живут в:

I вариант II вариант

Степной экосистеме Лесном сообществе

Построить две пищевые цепи для этих экосистем.

3.Определить функциональную роль ( т.е. кто относится к продуцентам, кто к консументам и кто к редуцентам) в экосистеме следующих организмов:

I вариант II вариант

Липа, крот, бактерии, дуб, тополь, Подснежник, зяблик, синица, навозный

аскарида, кабан, олень, бактерии, жук, ясень, еж, гнилостные бактерии,

скворец, ящерица, тополь, кот. бобер, вяз, человек, клен, тетерев, грибы-

  1. Составить любую детритную цепь питания.

Домашнее задание:изучить параг.46, выписать основные термины, выполнить лабораторную работу.

Спирты. Метанол. Этанол.

Спирты – это органические вещества, молекулы которых содержат одну или

несколько( групп – ОН), соединенных с углеводородным радикалом.

Спирты делят на:

1. Одноатомные (CH3OH)

2.Двухатомные (HO – CH2 – CH2 – OH)

Предельные одноатомные спирты – это производные углеводородов, в которых

один атом водорода замещен на гидроксильную группу.

Общая формула спиртов R –OH, где R – углеводородный радикал. Как же называются спирты? При образовании названий спиртов к названию углеводорода, соответствующего спирту добавляют (родовой) суффикс – ОЛ. Цифрами после суффикса указывают положение гидроксильной группы в главной цепи, а префиксами ди-, три-, тетра- и т. д. – их число.

Запишем несколько первых представителей класса:

CH3 –OH -метиловый спирт или метанол

Физические свойства спиртов.

: первые представители, содержащие от одного до 11-ти атомов углерода, жидкие. Высшие спирты (начиная с C12H25OH) при комнатной температуре – твердые вещества. Низшие спирты имеют характерный алкогольный запах и жгучий вкус, хорошо растворимы в воде. По мере увеличения углеводородного радикала растворимость в воде уменьшается. Следовательно, возможно образование водородных связей между молекулами спирта и молекулами спирта и воды.

Метанол– бесцветная жидкость с характерным запахом, и температурой кипения

64,7 ºС. Горит голубоватым пламенем и имеет историческое название

«древесный» спирт, очень ядовит.

Этанол – бесцветная жидкость с характерным запахом и температурой кипения

78,3ºС, горюч и в больших количествах ядовит.

Концентрацию спирта выражают в объемных процентах. «Чистым» (медицинским) спиртом является содержащий 96 % — спирта и остальное – вода. Мы рассмотрели физические свойства и перейдем к химическим свойствам.

Химичесике свойства спиртов:

1. Взаимодействие со щелочными и щелочноземельными металлами:

2. Окисление спиртов обычно проводят сильными окислителями или в кислой среде. При этом действие окислителя направляется на тот атом углерода, который связан с гидроксо-группой. В зависимости от природы спирта и условий проведения реакции могут образовываться различные продукты: альдегиды или кетоны, а потом карбоновые кислоты.

R – CH – R + [O] → R – C –R + H2

Демонстрация: медную проволоку прокаляют в пламени спиртовки и после опускают в раствор со спиртом – налет с проволоки исчезает и появляется специфический запах уксусного альдегида.

3. Горение.

Мы рассмотрели с вами х6имические свойства. Какой следующий пункт по плану?

и Получение спиртов.

1. Промышленный способ – гидратация этилена или реакция Кучерова ( присоединение молекулы воды)

Содержит примесь метанола и называют техническим спиртом.

2. Спиртовое брожение:

Прочитать § 55, составить конспект, выполнить задание 2,3 стр.191.

Подготовить сообщение «Применение и влияние на организм человека метанола и этанола».

Компаративный анализ поэтических текстов.

Слагаемые анализа поэтического текста

1. Первоначальная реакция.

После прочтения стихотворения учащиеся могут говорить о впечатлении, которое произвело на них поэтическое произведение. Пусть их высказывания будут непосредственными, а форма выражения мыслей и чувств – произвольной.

2. Предварительные сведения.

Продолжить анализ можно в такой последовательности:

— время создания стихотворения;

— чем вызвано его появление на свет;

— кому или какому событию посвящено;

— с какими событиями в жизни поэта связано.

3. Смысл заглавия.

Часто смысл заглавия помогает понять суть стихотворения. Заглавие может быть соотнесено с содержанием стихотворения или противопоставлено ему, особенно в стихотворениях иронического, сатирического плана. Можно говорить также о прозрачности или завуалированности заглавия.

4. Жанровая специфика.

Определение жанра должно предшествовать идейно-тематическому анализу. Так как зная признаки лирических жанров, можно многое сказать о содержании стихотворения.

(Лирические жанры: баллада, песня, романс, элегия, дума, ода, послание и др.)

5. Виды лирики.

Политическая, философская, любовная, гражданская, пейзажная.

Такое деление весьма условно, так как в одном стихотворении могут быть слиты разные виды лирики.

6. Тема стихотворения.

В переводе с греческого «тема» означает то, что «положено в основу». В. И. Даль определил тему как «положенье, задачу, о коей рассуждается или которую разъясняют».

Кстати, в определении темы путаются даже учёные мужи. В лирической поэзии тему стихотворения определить подчас очень трудно, иногда – невозможно. Особенно это касается поэтов-модернистов. Надо помнить, что в лирике важно не описание (кого-то или чего-то), а чувство поэта. Значит, важно не чтоописано, а каки кемописано.

7. Образный строй произведения.

Здесь изучаются образы, которыми населено стихотворение.

«Образ – это целостная картина человеческой жизни». (Тимофеев).

«В настоящее время для обозначения этой картины употребляют термин «образ-переживание», который отражает человечески значимые, глубокие чувства и переживания, отдельные мгновения жизни человеческой души» (Лисовский).

8. Идея произведения.

Это обобщающая эмоциональная, образная мысль, лежащая в основе стихотворения. Идея определяется особенностями мировоззрения поэта. Идея – это своеобразный ответ писателя на основные вопросы, проблемы произведения. Говоря другими словами, идея – это мысль, ради которой рука поэта «тянется к перу, перо – к бумаге».

Надо подсказать учащимся, что сформулировать идею чаще всего помогает отглагольное существительное: критика. протест. отрицание. утверждение. и др.

Если тема лежит на поверхности, то идею ещё нужно извлечь из содержания.

9. Пафос стихотворения

Это эмоциональное воодушевление, страсть, которая пронизывает стихотворение; сообщает ему единое дыхание; то, что можно назвать душой произведения; важнейшее условие воздействия на читателя.

В произведениях может быть героический, трагический, драматический, сентиментальный, романтический, юмористический, сатирический и другие виды пафоса.

10. Композиция стихотворения.

Это построение, архитектура произведения. Как сказано в одной из литературоведческих работ, «композиция – это дисциплинирующая сила и организатор произведения. Ей поручено следить за тем, чтобы ничего не вырывалось в сторону, а сопрягалось в целое. Её цель – расположить куски так, чтобы они замыкались в полное выражение идеи».

Композиция имеет свои составные части: экспозицию, завязку, кульминацию, развязку. Но в поэтическом тексте они слабо просматриваются, либо совсем не просматриваются. Практикуемое иногда составление плана стихотворения не целесообразно. Вряд ли следует планировать лирическое произведение. Рыбникова писала:»Каждое стихотворение должно быть прочитано и разобрано соответственно его природе». Сцепление частей поэтического текста подчинено не логическим, а ассоциативным связям.

11. Лирический герой – это условное литературоведческое понятие; один из способов раскрытия авторского сознания; художественный «двойник» поэта; образ, возникающий в сознании читателей на основе восприятия стихотворения. Это понятие впервые было употреблено Ю. Тыняновым по отношению к лирике Блока. Образ лирического героя часто бывает автобиографичным, но его нельзя отождествлять с автором, даже если повествование ведётся от первого лица.

Это понятие было введено в художественную литературу, чтобы не смешивать возникающий в лирике художественный образ поэта с автором как частным человеком.

12. Звуковой строй стихотворения.

Говоря о нём, надо рассматривать фонику (аллитерация, ассонанс) и ритмику (строение строфы, стихотворный размер, рифма).

13. Словесное строение текста.

Здесь говорят об особенностях лексики, морфологии, синтаксиса.

Особенности лексики и синтаксиса издавна изучались поэтикой как тропы и стилистические фигуры. Стилистические фигуры индивидуализируют речь, придают ей эмоциональную окраску.

Вот наиболее часто повторяющиеся фигуры: повторы («истина в вине»), удвоение («мечты, мечты, где ваша сладость?), анафора, эпифора, градация («не час, не день, не год уйдёт»), параллелизм, эллипсис («мы сёла – в пепел, грады – в прах, в мечи – серпы и плуги»), инверсия, риторическое обращение, риторический вопрос.

Тропы – обороты речи, в которых слово употреблено в переносном значении. В основе тропа лежит сопоставление двух понятий, которые представляются близкими в каком-то отношении. Это эпитет, сравнение («под ним Казбек, как грань алмаза»), гипербола («в сто сорок солнц. «), литота («ниже тоненькой былиночки надо голову клонить»), ирония(«отколе, умная, бредёшь ты , голова?), аллегория («проснёшься ль ты опять, осмеянный пророк? Иль никогда на голос мщенья, Из золотых ножон не вырвешь свой клинок, Покрытый ржавчиной презренья?), олицетворение («я свистну, и ко мне послушно вползёт окровавленное злодейство»), метсафора(«Ах, увял головы моей куст»), метонимия (суд идёт), синекдоха («. девичий стан. «), перифраз (Ключ Касталии – Кастальский ключ).

Анализ тропа мало плодотворен, если он рассматривается изолированно. Троп понятен только в общей системе речи, в соотнесённости с идеей текста.

Можно говорить о «тучках небесных», выписывать эпитеты: «вечные странники», «степью лазурною», «цепью жемчужною», но если мы не откроем горького авторского чувства изгнанника, наш разбор не достигнет цели.

На уроках надо постоянно говорить, что тропы и стилистические фигуры содержат в себе оценочность. С их помощью автор оценивает то, о чём пишет. В тропах – позиция автора.

Тимофеев: «Сам по себе троп художественно нейтрален. Мы не можем сказать, хорош он или плох, не зная, к чему он относится, какой характер обрисовывает. Нам надо не только констатировать наличие тропов, а разъяснять, в чём смысл их появления, о каких особенностях авторской речи они говорят, какие моменты подчёркивают. «.

14. Ассоциативный фон.

В конце анализа возможно обращение к ассоциативным связям, возникающих при чтении стихотворения.

Д.З.: выполнить анализ любого поэтического произведения

Повторить теоремі равенства и подобия треугольников.

Четверг 07.05

Тема урока. Культурное пространство Донбасса на рубеже 19-20 веков (продолжение)

1. Искусство Донецкого региона.

1. Выдающийся художник А.И. Куинджи — подготовить сообщение.

2. Театральная жизнь .

В 1847 г. в Мариуполе выступала театральная труппа В.И. Виноградова, который и стал первооткрывателем театральной истории Мариуполя. Виноградов привез с собой довольно посредственную труппу, которая ставила свои спектакли в амбаре, наскоро переоборудованном в театр, который сдал в аренду антрепренеру купец Логофетов. У Виноградова оказалась легкая рука: в город одна за другой стали приезжать различные труппы. Интерес мариупольцев к театру навел местного купца Н. Попова на мысль, что иметь собственное театральное здание – дело и почетное, и прибыльное. Деревянный сарай в своем дворе он наскоро переоборудовал и дал ему пышное название «Храм музы Мельпомены». На сцене Попова играли труппы М. Стрельского, А. Ярославцева, артисты Александров, Минский, Прокофьев, Неверова, Пилони, Новицкий, Медведева и др. Ставили здесь Шекспира, Шиллера, Гоголя, Грибоедова, Островского. Любимыми пьесами мариупольцев были трагедии, драмы и малороссийские пьесы.

В эти же годы в Донбассе получило развитие музыкальное искусство. Существовали повсеместно любительские кружки, которые создавались как среди учащейся молодежи, так и в рабочей среде. Большую тягу к музыке проявляли рабочие Юзовского завода. Из числа рабочих был организован любительский оркестр.

Кроме самодеятельности, музыкальных кружков, аматорских концертов, в городах Донбасса выступали профессиональные музыканты, певцы, артисты балета. Например, только в Мариуполе в концертном зале «Континенталь» в январе 1917 г. с большим успехом прошли балетный вечер с участием Ю.М. Седовой – примы-балерины Императорского театра, С. Рыжова – ведущего солиста Петроградского Императорского балета. 8 января состоялся концерт пианистки С. Эльстон, 16 января – концерт скрипача Р. Пиручно-Винницкого и певца В. Нинсановского. Все исполнители имели успех у мариупольской публики. В начале XX в. предприниматель Нина Ивановна Макарская открыла в Мариуполе музыкальные курсы, которые функционировали более трех лет. 1 сентября 1916 г. открылись двери мариупольского музыкальнопедагогического училища, которое находилось на Екатеринской улице в доме № 47 – каменном двухэтажном доме у Александровского сквера с двумя портиками, флигелем и небольшим количеством вспомогательных служб. При училище были открыты классы фортепиано, скрипки, виолончели, вокала, духовых инструментов, теории композиции.

4. Литература.

С Донбассом была связана деятельность В.Н. Немировича-Данченко. Он ежегодно в летнее время приезжал в имение Нескучное. Здесь отдыхал и писал повести, рассказы, среди них: «Губернаторская ревизия», «В степи», «Пекло» и пьесы «Соколы и вороны», «Новое дело», «Цена жизни», «В мечтах». В Нескучном В.И. Немирович-Данченко обдумывал новые постановки, помогал крестьянам.

В 1895 г. открыл начальную школу. Викентий Викентиевич Вересаев, будучи студентом-медиком, впервые посетил Юзовку в 1890 г., где инженером на шахте работал его брат. Эта поездка дала только начавшему литературную деятельность писателю обширный материал, который он использовал для создания серии очерков под названием «Подземное царство». В них впервые прозвучали слова о труде саночника, «часами ползающего взад и вперед по норе в двенадцать сажен длины, отвозя на себе уголь в вагончике». Через два года писатель вновь оказался в Юзовке во время вспышки холеры. Два месяца он заведовал карантинным бараком, помогал людям. Основываясь на своих впечатлениях, он написал повесть «Без дороги», которая по признанию самого автора позволила ему вступить в большую литературу.

Заметный след в творчестве А. Серафимовича оставили два года жизни (1896-1898), в течение которых он работал корреспондентом газеты «Приазовский край» в Мариуполе. Местные впечатления послужили темой для очерков, корреспонденций, рассказов и оказали влияние на крупные произведения писателя. Побывал А. Серафимович в Юзовке. В рассказах «Под землей», «Маленький шахтер», «На заводе» и др. он достоверно описал условия труда металлургов, шахтеров, уделил внимание благоустройству поселка.

В качестве приемщика снарядов в 1916 г. приехал на Юзовский завод К.Г. Паустовский. Одновременно заведовал отделом газеты «Приазовский край». Впечатления от посещения этих мест были отражены им в прозе «Беспокойная юность» и «Степная станица».

Посещение заводов в Юзовке и Дружковке в 1895-1896 гг. произвело на А.И. Куприна неизгладимое впечатление «чудовищно громадного царства огня и железа» (очерки «Юзовский завод», «В огне», «Рельсопрокатный завод»). Очерк «О главной шахте» – результат пребывания А.И. Куприна на Гладковском руднике. Самое крупное произведение, созданное писателем на донецком материале, – повесть «Молох». Многие писатели приезжали в Донбасс в поисках образов героев своих произведений.

Так, русский писатель М.Е. Петропавловский весной 1891 г. посетил Никитовку, Щербиновку, Горловку, Святые Горы. Свои впечатления он изложил в произведениях цикла «Очерки Донецкого бассейна», где описал тяжелую работу шахтеров, условия их жизни и природу Святогорья. Специфику региона в детских сказках отразил писатель С.В. Василенко (Панасенко).

В 1913 г. в Юзовке и Макеевке побывал русский писатель С. Н. Сергеев-Ценский. После посещения шахты «Наклонная Софья» в Макеевке им была написана повесть «Наклонная Елена». Реалистическую картину от посещения Святых Гор дает писатель в повести «Сад».

Яркие, запоминающиеся картины природы Донбасса описал А.П. Чехов в повести «Степь».

Природа, история края, его древности вызвали большой интерес у И.А. Бунина (рассказ «Святые Горы / На Донце»).

Для сбора шахтерского фольклора в 1916 г. приехала в Донбасс писательница Днепровая Чайка. В 1863 г. курорт посетили Ф.И. Тютчев, в 1880 г. – И.Е. Репнин, в 1891 г. – М. Горький, в 1915 г. – М.И. Цветаева.

Задание. Ответить на вопрос: Какие известные писатели посетили наш край в 19 — начале 20 веков. Как это отразилось на их творчестве.

Домашнее задание. 1)Выучить материал по конспекту. 2) Выполнить задания, указанные в конспекте.