Дошкольный портал Наши деточки для воспитателей, педагогов и родителей
Демонстрационный материал:
1. Картинки с изображениями животных жарких стран.
2. Фигурки животных жарких стран.
3. Выставка рисунков и скульптур из пластилина по теме «Дикие животные жарких стран» (для занятий использовала книгу Г. Шалаевой «Учимся рисовать» и книгу Р. Орена «Секреты пластилина»)
Подготовительная работа:
1. Воспитатель индивидуально раздаёт детям загадки про диких животных жарких стран для разучивания.
2. Дети много узнают о диких животных жарких стран и сами о них рассказывают.
3. Дети лепят и рисуют диких животных жарких стран.
4. Чтение «Телефона» К. Чуковского, отрывки из которого рассказываются по ролям.
Лексическая тема Животные жарких стран. Задания логопеда для домашнего закрепления лексико-грамматических категорий по теме и совершентвования связной речи детей(старший и подготовительный возраст)
Материал содержит примерные задания, которые учитель-логопед может рекомендовать родителям детей с тяжелыми нарушениями речи, посещающих группу компенсирующей направленности. Задания можно использовать для домашнего закрепления лексико-грамматических категорий по теме и совершенствования связной речи детей.
Лексическая тема «Животные жарких стран».
Задания для детей группы компенсирующей направленности (старший возраст)
1. Найти и рассмотреть картинки по теме. Перечислить животных жарких стран (лев, тигр, слон, жираф, зебра, бегемот, обезьяна, крокодил, верблюд, черепаха, носорог)
Объяснить значение слов: пасть, клыки, грива, хобот;
-Как называют животных, которые едят траву, листья и ветки деревьев? (травоядные).
— А как называют животных, которые охотятся на других зверей и птиц? (хищники). Вспомнить и назвать, кто из животных хищник, а кто травоядный.
2.Назвать детеныша: Назвать маму и папу:
у слона – слоненок у слоненка – слон, слониха;
у льва — у львенка –
у тигра — у тигренка –
Слон (какой?) серый, большой, огромный, могучий, сильный, , …
Тигр (какой?) (рыжий, хищный, полосатый, ловкий, опасный, быстрый, ….
4. Подобрать слова-действия:
лев (что делает? может делать?) бегает, прыгает, охотится, рычит и т.д.
5.Один – много – ни одного:
слон – много слонов – ни одного слона
6. Кто лишний? Почему?
лев, тигр, лиса, слон;
бегемот, волк, жираф, зебра;
рысь, обезьяна, носорог, верблюд;
7.Рассмотреть картинку с изображением слона. Закончить предложения:
(«Подскажи словечко»): Я расскажу про слона. Он живет .. . . (в жарких странах\ в Африке). По размеру слон . (большой). По цвету . (серый). На голове у слона большие . (уши) и длинный . (хобот). Слон ест . (траву, ветки, листья). Слон очень сильный. Он возит . . . _(людей и грузы). Детеныш у слона . (слоненок). Составить рассказ-описание слона, используя опорные картинки.
Картотека домашних заданий «Животные жарких стран»
Картотека домашних заданий — Рыбы
Домашнее задание на лексическую тему
Кол-во листов: 3
Текст: З.Е.Агранович
Составитель: fantastisch
Перепост запрещён.
Картотека домашних заданий — Животные холодных стран
Домашнее задание на лексическую тему
Кол-во листов: 3
Текст: З.Е.Агранович
Составитель: fantastisch
Картотека домашних заданий — Почта. Профессии
Домашнее задание на лексическую тему
Кол-во листов: 3
Текст: З.Е.Агранович
Составитель: fantastisch
Картотека домашних заданий для старшей группы — 8 Марта. Женские профессии
Домашнее задание на лексическую тему — 8 Марта (Восьмое марта)
Кол-во листов: 3 + чистый шаблон
Текст: З. Е. Агранович
Составитель: fantastisch
Картотека домашних заданий — Ранняя весна
Домашнее задание на лексическую тему — Весна
Кол-во листов: 3
Текст: З.Е.Агранович
Составитель: fantastisch
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Комментарии:
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Гость, мы рады вас видеть.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!
Домашнее задание животные жарких стран для дошкольников. Животные жарких стран — интересные факты для детей
Цель : расширение представлений у детей старшего дошкольного возраста о животных жарких стран .
Уточнять и систематизировать представления детей о жизни животных жарких стран и их детенышей .
Закреплять представления детей о внешнем виде, местах обитания, повадках этих животных .
Устанавливать связи между особенностями внешнего вида, поведением животных и условиями обитания.
Закреплять умение изменять слова в зависимости от числа и рода имён существительных
Развивать мыслительную и речевую деятельность, любознательность, наблюдательность, внимание.
Формировать положительное отношение к учебной деятельности, воспитывать навыки сотрудничества.
Воспитывать заботливое отношение к животным .
Оборудование и материалы :
1) Презентация с изображением животных , обитающих в теплых странах ;
2) Дидактическая игра — презентация «Угадай, кто?»
Организация развивающей среды (внесение тематических альбомов «Животные жарких стран » , иллюстраций и фотографий с изображением животных разных стран для рассматривания );
Беседы о животных разных стран , обитателях Африки;
Загадывание загадок о животных , чтение стихотворений;
Рассматривание картин «Животные зоопарка » , «Львы» и т. д., составление по ним рассказов;
Рисование и раскрашивание животных разных стран в свободной деятельности.
Ход ООД:
Собрались все дети в круг
Сколько радости вокруг
Мы все за руки возьмемся и
И друг другу улыбнемся
Вы готовы поиграть?
Можно встречу начинать.
Воспитатель : Сегодня я вам предлагаю отправиться в путешествие. Для того чтоб отправиться в путешествие закрывайте глаза. А я скажу волшебные слова :
Волшебный глобус я кручу,
Попасть я в Африку хочу.
Открывайте глаза .
На мультимидийной доске картины : тропики, саванна, пустыня.
Ребята, посмотрите, мы с вами оказались в Африке. А что вы знаете про Африку? (рассказ ребенка)
Ребенок : Африка — большая страна , там есть тропики, саванны, пустыни. В Африке живёт очень много разнообразных и интересных животных , которых вы не встретите в нашей стране .
Воспитатель : Африка – это удивительный край, и каждый может стать там волшебником. Хотите, покажу вам фокус?
Перед детьми выставляются 3 банки с чистой водой.
Ты, водица белая, ты вода студеная, стань как африканское небо. Скажите какое небо? (ответы детей) . Раз, два, три.
Ты, водица белая, ты вода студеная, стань как африканский песок. Скажите какой? (ответы детей) . Раз, два, три.
Ты, водица белая, ты вода студеная, стань как африканские джунгли. Скажите какие? (ответы детей) . Раз, два, три.
Вот видите, как много интересного мы знаем про Африку. А сейчас я хочу проверить как хорошо вы знаете животных , которые живут в Африке.
Послушайте пожалуйста загадку.
Он огромней всех на суше.
У него большие уши.
Он чудесным шлангом–носом
Может с пальм срывать кокосы.
Издаёт он трубный глас.
С ним встречались вы не раз
В цирке или зоопарке.
А живёт он в странах жарких
И на острове Цейлон.
Отвечайте это? (ответ детей : слон)
Воспитатель : Да. Это слон. Что вы можете рассказать про слона?
Рассказ ребенка : слон – могучее, очень сильное животное . Даже льву с ним не справиться. Самое удивительное у слона – хобот. Что делает слон хоботом? Собирает листья и плоды с деревьев, рвет траву, пьет, может переносить деревья. Хоботом он защищается от врагов, моется, набирая в хобот воды и поливая себя сверху.
Молодец, а вот и следующая загадка.
В жаркой Африке гуляет ,
Длинной шеей удивляет,
Сам высокий, будто шкаф,
Жёлтый, в пятнышках (ответ детей : жираф)
Кто хочет рассказать про жирафа?
Рассказ ребенка : жираф – самое высокое из всех животных . Из-за длинной шеи может запутаться в ветках, когда питается листочками деревьев. Передние ноги длиннее задних, на голове есть небольшие рожки. Пятнышки на шкуре помогают маскироваться среди деревьев от хищников. А детёнышей у жирафа называют жирафята. Жираф, может тоже долго обходиться без воды, во время засухи в саванне.
Устали, давайте немножко отдохнем. Физминутка
У жирафов – пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
(Похлопывают себя) .
Есть на носу, на животах , коленях и носках.
(Показывают части тела) .
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде,
(Пощипывают себя) .
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
Есть на носу, на животах , коленях и носках.
(Показывают части тела) .
У котят есть шерстка, шерстка, шерстка, шерсточка везде.
(Делают стряхивающие движения) .
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
Есть на носу, на животах , коленях и носках.
(Показывают части тела) .
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде,
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.
(Показывают полоски) .
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
Есть на носу, на животах , коленях и носках.
(Показывают части тела) .
Поглядите, что за диво
Мои лапы хвост и грива.
Как оскалюсь зарычу!
Очень грозен – не шучу!
«Царь зверей» — твердит молва.
Вы во мне узнали …
Воспитатель : это? (ответ детей : лев) Что вы можете рассказать про льва?
Рассказ ребенка : у льва большая голова, пушистая грива, а у львицы гривы нет. Лев никого не боится. Когда он идет на охоту — не прячется, не нападает на свою жертву исподтишка, а гордо предупреждает : рычит – я вышел на охоту, берегитесь звери.
Давайте продолжим наше увлекательное занятие и узнаем , кто же еще живет в жарких странах
В жарких странах он живёт ,
Гордо по пескам идёт.
На спине горбы имеет,
Ест колючки – не худеет.
Он других не просит блюд
Потому что он (ответ детей)
Воспитатель : Что вы о нём знаете?
Рассказ ребенка : верблюды имеют один или два горба – в которых накапливается жир. Этот жир помогает животному обходиться без воды и пищи длительное время, что помогает ему при переходах в пустыне. В пустыне верблюд питается верблюжьей колючкой или травой, если найдёт. Горбы служат так же своеобразной «крышей» , защищающей спину верблюда от палящего солнца.
А сейчас я предлагаю немножко поиграть. Но не просто поиграть, а проверить знаете ли вы детенышей африканских животных .
Игры с мячом «Взрослые и детёныши» .
Например : У львицы – … львёнок
У тигрицы — … тигренок
У слонихи – … слонёнок
У верблюда – … верблюжонок
Молодцы! Вы правильно назвали детенышей африканских животных . А сейчас я хочу проверить всех ли животных , которые живут в Африке вы знаете. Дидактическая игра «Собери животных »
Ребята, вы слышите кто – то стучится. Кто же это может быть…
Ой, ребята, кто же это. (ответы детей)
Обезьянка : Здравствуйте ребята, я услышала, что вы очень много знаете про Африку и ее обитателей. А что вы знаете обо мне? (рассказ ребенка)
Рассказ ребенка : внешне обезьяны похожи на человека, они могут вставать и ходить на ногах, сидеть как человек. Они очень умные, могут даже рисовать. Обезьяны одинаково ловко пользуются как руками, так и ногами. Очень помогает им прыгать с ветки на ветку длинный хвост, который бывает не у всех обезьян.
За то что вы про меня так хорошо рассказали, я хочу угостить вас бананами.
В : ребята, нам пора возвращаться обратно в детский сад. Давайте произнесем вместе волшебные слова :
Волшебный глобус я кручу,
Попасть домой скорей хочу.
Воспитатель : Вам понравилось путешествие?А что вам запомнилось больше всего? Скажите, а что вы интересного и нового узнали сегодня для себя, о чём бы рассказали своим родителям?
Большое спасибо за занятие !
ТЕМА: Животные жарких стран
1.Рассмотрите с ребенком картинки с изображением диких животных, живущих в жарких странах. Вырежьте и наклейте их изображение в тетрадь
2.Выучите загадку по выбору, произнося правильно поставленные звуки
- Не олень он и не бык, в жарких странах жить привык,
На носу имеет рог и зовется…
- И спесив он, и хвастлив, потому что хвост красив,
Проживает в странах жарких, а в нежарких — в зоопарках.
- Он ходит голову задрав, не потому, что важный граф,
Не потому, что гордый нрав, а потому, что он…
- На ветке он сидит, сам с собою говорит.
Ты загадку отгадай, эта птица…
- Очень много силы в нем, ростом он почти, что с дом.
У него огромный нос, будто тысячу лет рос.
- Путешественник отважный, он идет пустыней важно.
Не боится он жары, два горба, как две горы!
- Уж очень вид у них чудной: у папы локоны волной,
А мама ходит стриженой, за что она обижена?
3 . Проведите игу: «Подбери признак»
Жираф (какой?) — высокий, длинношеий, пятнистый и т.д.
Слон (какой?) — огромный, добрый, ит.д.
Зебра (какая?)- полосатая, быстрая, черно-белая
Львы (какие?)- большие, сильные, смелые…
4. Игра: «Назови семью»
Папа мама детеныш детеныши
Лев львица львенок львята
Слон слониха слоненок слонята
Верблюд верблюжиха верблюжонок верблюжата
5. Составьте описательный рассказ о животном по плану.
Как добывает пищу?
Какое у него жилище?
Как называются детеныши?
Почему он тебе нравится?
Дидактическая игра: «Чей? Чья? Чье? Чьи?»
Голова льва (чья?) львиная голова, хвост (чей?)- львиный хвост, туловище (чьё?) — львиное туловище, уши (чьи?)- львиные уши.
7. Игра: «Четвертый лишний»
Лев -тигр- морж -зебра
Верблюд -зебра — лев -жираф
Носорог -бегемот -тигр -волк
Ф.И.О. Пакляшова Анна Васильевна
Место работы: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №5 общеразвивающего вида» г. Бабаево
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ОНР по теме «Животные жарких стран».
Уточнение и актуализация словаря по теме «Животные жарких стран»
Совершенствование грамматического строя речи (образование притяжательных прилагательных)
Употребление в речи предлогов из, из-за, на, с, к, в, под, из-под
Распространение предложения однородными членами
Употребление ИС в Р.п. мн.ч. («много кого?»)
Развитие связной речи
Развитие речевого слуха, фонематического восприятия
Развитие тонкой моторики, координации речи с движением
Воспитание доброжелательности, навыков сотрудничества, самостоятельности, активности, инициативности
Решение проблемных ситуаций (исследовательская деятельность)
Оборудование: фигуры животных, запись звуков джунглей и голосов животных жарких стран, картинка «Кто за деревом?», листы бумаги с изображением верблюда, карандаши, контейнер с песком, палочки, поролон.
1. Организационный момент.
Дети: Я слышал рык тигра и леопарда. Я слышала голос обезьяны.
Логопед: Как вы думаете, о ком мы сегодня будем говорить?
Дети: Сегодня мы будем говорить о животных жарких стран.
Логопед: Давайте вспомним, что это за жаркие страны такие?
Дети: Это пустыня, где очень тепло, где всегда светит солнце, много песка и мало воды.
Логопед: Правильно, ребята! В жарких странах всегда жарко, температура даже зимой составляет + 20 градусов, осадков очень мало, нет снега, но это не только песчаная пустыня, есть ещё полупустыни, степи и джунгли.
Логопед: Ребята, животные узнали, что вы скоро идёте в школу, значит должны много всего знать, они решили проверить ваши знания и приготовили для вас задания.
Вы готовы показать свои знания? Справитесь с заданиями? (Ответы детей.)
2. Звуковой анализ слова.
Логопед: К нам на занятие кто-то пришёл. Отгадайте, кто это.
Я покажу картинки, а вы выделите первый звук в названиях этих картинок и из этих звуков составьте слово: солнце, лампа, ослик, нож.
Логопед: Правильно, ребята. Скажите, слон какой?
Логопед: А ещё какой?
Дети: Большой толстокожий слон.
3. Составление предложений по данному образцу.
Логопед: Слон не мог приехать один без своих друзей. Выберете из всех животных только тех, которые живут в жарких странах (На столе расставлены фигуры разных животных. Дети подходят к столу и выбирают только животных жарких странах).
Логопед: А теперь скажите, кого вы нашли.
Например: Я нашла огромного толстокожего слона.
Дети: Я нашёл огромного толстокожего носорога, быстрого ловкого леопарда, зелёного зубастого крокодила.
Логопед: Как вы думаете, правильно Вера составила предложение? (Ответы детей.)
4. «Скажи, какой?» (образование сложных слов).
Логопед: Я бросаю мяч и называю слова, а вы из этих слов должны образовать сложное слово, отвечающее на вопрос «Какой?».
Логопед: Если у носорога короткие лапы, значит он какой?
Логопед: Короткий хвост, острые зубы, большая голова и т.д.
5. «Заселим саванну (джунгли)» .
Логопед: Ребята, давайте поселим наших животных.
Даша, поставь льва за дерево. Где стоит лев?
Дети: За деревом.
Логопед: Откуда выходит лев?
Дети: Из-за дерева.
Логопед: Диана, положи крокодила в воду. Откуда выглядывает крокодил?
Логопед: Обезьяну на дерево, слона между деревом и водой, жирафа около дерева, зебру под дерево, бегемота под воду и т.д.
Логопед: Вот ребята, как много животных. Как скажем со словом « много» про льва?
Дети: Много львов. И т.д. с другими животными.
Логопед: На какие две группы можно разделить животных? Где живут эти животные?
Дети: В саванне, в джунглях.
Логопед: Чем питаются хищники?
Дети: Другими животными.
Логопед: Чем питаются травоядные животные?
Дети: Листьями деревьев, травой, корнями.
Логопед: Если я называю травоядное животное – вы приседаете, а если хищное – встаёте.
8. «Кто внимательный?»
Логопед: Животным нужно быть очень внимательными, сосредоточенными, бдительными к окружающим звукам. Посмотрим, какие же вы внимательные. Вспомните животных, названиях которых начинаются на твёрдый согласный звук.
Дети: Слон, крокодил, жираф, носорог.
Логопед: А теперь назовите животных, названия которых начинаются на мягкий согласный.
Дети: Бегемот, тигр, зебра, леопард.
Логопед: Молодцы! Вы очень внимательные.
Логопед: Ребята, пока мы играли, у зебр перепутались дети. Поможем малышам найти своих мам?
Логопед: А как узнать, у кого какая мама? (Ответы детей).
Логопед: Вы знаете, что каждая такая лошадка имеет свой полосатый рисунок, именно по нему жеребята узнают своих мам в большом табуне (нет ни одного повторяющегося рисунка).
Дети по данному им рисунку находят мам зебр.
Пошли детки погулять,
А их мамы догонять,
А зебрята поскакали
И в конце пути упали. (Выполняют соответствующие движения).
11. «Кто за деревом?» (образование притяжательных прилагательных).
Логопед: Пока мы играли, животные спрятались за дерево. Расскажите, что видите. Постройте предложение со словами потому что .
Дети: За деревом прячется лев, потому что я вижу львиную гриву, крокодилий хвост, тигриное туловище, слоновьи уши и т.д.
Логопед: Молодцы, ребята! Вы очень зоркие, внимательные.
12. Эксперимент с песком.
Логопед: Ребята, посмотрите, чьи-то следы? Как вы думаете, где это место находится?
Дети: Это пустыня.
Логопед: Ребята, скажите, а кто живёт в пустыне?
Дети: Верблюд, ящерицы, змеи.
Логопед: В пустыне жарко, а у верблюда густая шерсть? Как вы считаете, зачем?
Дети: Шерсть у верблюда густая, поэтому спасает его от солнечных ожогов.
Логопед: Ребята, посмотрите, верблюд большой, а когда идёт по песку, то ноги у него не проваливаются. Почему, как вы думаете?
Как мы можем это узнать? Что нам надо узнать? (Ответы детей.)
Логопед: Давайте проведём эксперимент и посмотрим, как устроена нога верблюда.
(Дети проводят эксперимент и приходят к выводу, что нога верблюда широкая).
Логопед: Как вы думаете, ребята, почему верблюд идёт босиком и не обжигает ноги, ведь песок очень горячий? (Ответы детей).
Логопед: А всё потому, что у верблюда на ноге очень толстая, твёрдая кожа, напоминающая мозоль (мозолистая подушка). Поэтому верблюдов иногда называют мозоленогими.
13. Пальчиковая гимнастика «За мамой» («Су-Джок»).
За мамой слонихой шагает слонёнок, (Поочерёдно одевают колечко на пальчики,
За крокодилихой – крокодилёнок, начиная с мизинца правой руки).
За львицей шагает маленький львёнок,
За верблюдицей бежит верблюжонок,
За зеброй спешит полосатый зебрёнок,
За кем же торопится каждый ребёнок. (Катают Су-Джок между ладонями).
14. «Кто быстрее и аккуратнее?» (Дети заштриховывают изображение верблюда).
Логопед: Нарисуйте зелёный кружок, если задание выполнено аккуратно, линии ровные и не выходят за границы картинки. Нарисуйте жёлтый кружок, если некоторые линии выходят за границы картинки; красный кружок, если линии неровные и выходят за края картинки (оценивают друг друга).
15. Итог занятия .
Логопед: Вот ребята, вы и справились со всеми заданиями. Трудно было? Чем мы занимались? Что нового узнали? Кому помогли? Как это удалось? (Ответы детей).
«Животные жарких стран»
Задание 1. Игра «Подбери признак»
Тигр – рыжий, хищный, полосатый, …
Жираф – высокий, пятнистый, с длинной шеей, …
Обезьяна – смешная, вертлявая, длтннохвостая, …
Слон – большой, большеухий, толстокожий, …
Лев – сильный, быстрый, гривастый, …
Задание 2. Игра «Чей? Чья? Чьи?»
Голова льва? – львиная
Хвост льва? – львиный
Задание 3. Игра «Сосчитай»
Один слон, два слона, пять слонов
Один жираф, два ……, пять ……
Задание 4. Игра «Назови ласково»
Слон – слоник Зебра — ……
Задание 5. Игра «Назови детёнышей»
У львов – львёнок, львята
У слонов – слонёнок, слонята
У черепах – черепашонок, черепашата
У верблюдов – верблюжонок, верблюжата
Задание 6. Игра «Назови новое слово»
У жирафа длинные ноги – он длинноногий
У бегемота толстая кожа – он толстокожий
У крокодила острые зубы – он ………
У льва длинная грива – он ………..
У носорога короткие ноги – он ………
У тигра длинный хвост – он ……….
Задание 7. Упражнение «Составь предложение»
Слон, джунгли, живёт – Слон живёт в джунглях
Зебра, охотится, тигр, хищный — …..
Черепаха, панцырь, крепкий — ………
Питается, листья, жираф, трава — ………
Бегемот, вода, живёт — ………
Задание 8. «Выучите вместе с ребёнком»
В жаркой Африке живёт
Целый день в реке сидит,
Корни ест он или спит.
Ночью он не будет спать,
Выйдет травки пощипать.
И затопчет все луга – тяжела его нога,
А потом опять поспать, заберётся в воду,
Так проходят его дни, так проходят годы.
Задание 9. «Загадки»
Тем, кто в речку угодил, нос откусит… (Крокодил)
Что за коняшки, на всех тельняшки? ( Зебры)
Зверь я горбатый, но нравлюсь ребятам (Верблюд)
И петь – не поёт, и летать – не летает.
За что же тогда его птицей считают? (Страус)
Панцырь каменный – рубаха, а в рубахе…. (Черепаха)
Ёжик вырос в десять раз, получился ….(Дикобраз)
Он высокий и пятнистый,
С длинной, длинной шеей,
И питается он листьями,
Листьями леревьев (Жираф)
Хищника клык, страшный рык,
Слышат звери обомлев,
Царь зверей, конечно …. (Лев)
Скачет шустрый зверёк,
А в кормане сидит сынок (Кенгуру)
Когда он в клетке, то приятен,
На шкуре много черных пятен,
Он хищный зверь, хотя немножко,
Как лев и тигр, похож на кошку. (Леопард)
Презентация к уроку
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
- Закрепление представлений о животных жарких стран и их особенностях.
- Закрепление грамматических форм существительных родительного падежа единственного и множественного числа, названий детенышей.
- Упражнение в согласовании существительных с прилагательными.
- Закрепление слов сложной слоговой структуры.
- Закрепление умения образовывать сложные слова путем сложения основ.
- Повторение схемы составления рассказа-описания животного.
- Развитие умения сравнивать животных по существенным признакам.
- Развитие связной речи (умения составлять рассказ-описание).
- Развитие слогового анализа и синтеза.
- Развитие общей и мелкой моторики.
- Развитие плавного длительного выдоха.
- Развитие внимания.
- Воспитание познавательного интереса к фауне жарких стран.
- Воспитание положительной мотивации к логопедическим занятиям.
Оборудование: большая объемная снежинка, бумажные снежинки для детей (размером с детскую ладонь), спичечные коробки с изображениями животных внутри, 2 игрушечных телефона, проектор, презентация.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Оргмомент.
Слайд 1. Заставка. Звучит музыка.
Логопед: Послушайте, ребята, одну удивительную историю. Жила-была маленькая Снежинка. (Слайд 2.). Снежинка очень любила зиму (щелчок), любила кружиться и танцевать в морозном воздухе. Но еще Снежинка умела мечтать. И мечтала она совсем не о зимних забавах. По ночам Снежинке снились необыкновенные сны.
Что может, ребята, присниться Снежинке?
Она не расскажет – расскажут картинки.
Составление детьми предложений о том, что снится Снежинке. Поощряется вариативность ответов.
Снятся Снежинке хорошие сны:
Африка снится, львы и слоны.
Доброе солнце, жаркое лето,
Снится земля зеленого цвета.
Снежинка очень грустила, что не может увидеть наяву таких необыкновенных животных. Ведь в наших лесах не водятся страусы и фламинго.
Кого еще нет в наших лесах?
– В наших лесах нет черепах и кенгуру (слайд 4)
– В наших лесах нет обезьян и жирафов (слайд 5)
– В наших лесах нет крокодилов и носорогов (слайд 6)
2. Постановка цели занятия.
– И вот однажды Снежинка решила совершить опасное путешествие – в жаркие страны. Почему оно было опасным для Снежинки?
– Потому что от жары она может растаять.
– Правильно, молодцы. …Снежинка отправилась к своему другу Ветерку и попросила его помочь. …Сегодня мы тоже совершим путешествие с нашей Снежинкой, а потом расскажем обо всем, что видели и слышали.
3. Основная часть.
- Упражнение на развитие длительной и плавной воздушной струи.
Логопед раздает детям вырезанные из бумаги снежинки, дети дуют на них, соблюдая правила не раздувать щеки и не поднимать плечи.
- Актуализация словарного запаса. Согласование существительных с прилагательными.
– Пока Ветерок нес Снежинку, он рассказал ей о джунглях. А что он ей рассказал, ребята? Что такое джунгли? Какие растения растут в джунглях?
– Джунгли – это влажный и жаркий лес. В джунглях растут пальмы и лианы.
– Верно. Именно так и сказал Снежинке Ветерок. …Но вот Снежинка в джунглях. Она приземлилась на верхушку пальмы и увидела
…веселую длиннохвостую… (обезьяну). Слайд 8, щелчок 1
Потом она заметила…
…чешуйчатого острозубого… (крокодила). Слайд 8, щелчок 2
Затем она увидела …
полосатого хищного… (тигра). Слайд 8, щелчок 3
– “Я хочу увидеть и других животных!” – радостно закричала Снежинка. И тогда Ветерок понес ее в Африку.
И снова он рассказывал маленькой Снежинке. Что же он рассказал ей об Африке, ребята? Слайд 9, два щелчка.
– В Африке есть пустыни, покрытые песком, а есть саванны, покрытые травой.
– Правильно. А еще Ветерок рассказал, что в Африке живет
- двугорбый … (верблюд) Слайд 10, щелчок 1
- гривастый царственный … (лев). Щелчок 2
- длинношеий пятнистый … (жираф). Щелчок 3
- большеухие серые … (слоны). Щелчок 4
- толстокожий воинственный … (носорог). Щелчок 5
- полосатая … (зебра). Щелчок 6
И пока Ветерок говорил это, Снежинка очутилась в Африке.
- Сравнение животных, выделение характерных признаков.
– Ух, какой он! – закричала Снежинка. – Это, наверное, африканский гусь! Он такой же длинношеий!
– Ребята, разве это гусь? Давайте поможем Снежинке разобраться!
Дети сравнивают гуся и жирафа:
И у жирафа, и у гуся длинная шея. НО:
Гусь – это водоплавающая птица, а жираф – это сухопутное животное.
Гусь живет в наших краях, а жираф – в Африке.
Гусь покрыт перьями, а жираф нет.
У жирафа пятнистая шкура, а у гуся пятен нет.
– Ух, какой он! – закричала Снежинка. – Это, наверное, африканский кот! Он очень похож на кота!
– Ребята, докажем Снежинке что это не кот?
Дети сравнивают льва и кота (аналогично). Отмечается сходство кота и льва. Логопед напоминает, что кот, тигр, пантера и леопард относятся к семейству “кошачьи”.
– Ух, какой он! – закричала Снежинка. – Это, наверное, африканская лошадь! У лошади такая же грива и такие же копыта!
Сравнение лошади и зебры (слайд 16). Логопед хвалит детей за внимательность и говорит, что зебра и лошадь тоже представители одного семейства.
- Развитие слогового анализа.
– Снежинке так понравились животные, что ей сразу же захотелось рассказать о них своей сестре Дождинке. Как же ей рассказать? Ведь Африка очень далеко!
– Можно отправить письмо, телеграмму или позвонить по телефону.
– Правильно. Именно так и поступила Снежинка. Она отправила телеграмму. Но некоторые слова в ней написаны неразборчиво. Что хотела сообщить Снежинка? Давайте разбираться!
Дети подбирают с помощью прохлопывания названия животных к схеме и доказывают правильность своего выбора.
Снежинка увидела много нового и слегка утомилась. Давайте вместе с нею сделаем веселую звериную зарядку!
Слайд 18 с музыкой. Дети выполняют движения в соответствии с текстом песни.
- Дидактическая игра “Фотоохота”. Закрепление навыка образования притяжательных прилагательных и названий детенышей животных. Развитие мелкой моторики.
– И тут Снежинка вспомнила про другую свою сестру – Пылинку. Надо и ей что-нибудь интересное рассказать. Пожалуй, я сделаю много чудесных фотографий! …Ребята, мы отправляемся на фотоохоту. Но будьте внимательны, животные любят прятаться. …Ой, смотрите-смотрите, кто это там спрятался за деревом?
По очереди слайды 19, 20,21. Дети составляют предложения: За деревом спрятался жирафенок. И т.п.
Логопед раздает детям “фотоаппараты” (спичечные коробки), дети “фотографируют”, открывают коробки и называют, кого они сфотографировали. Логопед хвалит ребят и добавляет:
И Снежинка старалась,
Но что получилось?
Что в кадр поместилось?
Слайд 22. После каждого щелчка дети говорят полными предложениями. Например: Снежинка сфотографировала тигриную пасть. И т.д.
- Составление рассказа-описания.
– Посмотрела Снежинка на получившиеся фотографии и решила, что ничего Пылинка не поймет. Надо, пожалуй, ей позвонить.
Логопед выставляет игрушечный телефон. Сам играет роль Пылинки, а ребенок – роль Снежинки, которая отвечает на вопросы.
С: Здравствуй, дорогая Пылинка! Я увидела столько необыкновенных животных!
П: Расскажи мне, пожалуйста!
С: Вот, например, жираф.
П: Чем покрыта его шкура?
С: Шкура жирафа покрыта коричневыми пятнами разной формы.
П: Что интересного есть в его теле?
С: Жираф – очень длинношее животное. На голове у жирафа рожки. Сзади – хвост, а на конце хвоста – маленькая кисточка.
П: Ух, как интересно! А чем питается жираф?
С: Жираф питается листьями с кустов и деревьев. Поэтому ему очень нужна длинная шея.
П: А кто у жирафа детеныш?
С: У жирафа рождается маленький жирафенок.
П: Где можно увидеть жирафа?
С: Жираф живет в Африке.
П: Как много интересного ты увидела, Снежинка! Спасибо тебе за рассказ! Пока!
С: Пока! Увидимся!
– Ребята, а вам понравился рассказ Снежинки? Что еще можно рассказать о жирафе?
4. Закрепление.
- Самостоятельный рассказ.
Логопед имитирует звонок Пылинке, говоря ей, что дети хотят рассказать еще об одном животном. Один-два ребенка рассказывают о выбранном животном.
Сопровождение рассказа ребенка – слайд 23. Второй ряд эффектов – для дополнительной помощи детям в составлении рассказа.
- Припоминание алгоритма составления рассказа-описания.
– А теперь вспомним, на какие вопросы ответила Снежинка, чтобы ее рассказ получился красивым и интересным? (Дети вспоминают, задают вопросы.)
Слайд 23 (третий ряд эффектов).
5. Обобщение.
Логопед просит детей сказать, что им особенно понравилось в занятии и почему.
6. Итог.
Логопед хвалит детей и просит их дома нарисовать любое животное, которое живет в Африке, найти вместе с мамой и папой стишок и составить рассказ об этом животном.