Домашние логопедические задания (гласные звуки и буквы)материал по логопедии по теме
Воздух свободно идёт через рот,
Нет преград разных,
Голос участвует, голос зовёт,
Звук называется – ГЛАСНЫЙ.
Звук и буква э домашнее задание. Звук, буква Э
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
- Познакомить детей со звуком и буквой Э.
- Учить соотнесению звука с буквой и символом, познакомить с нормой артикуляции звука Э.
- Развитие фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза.
- Обогащать словарный запас слов со звуком Э.
- Формировать навыки звукового анализа и синтеза слогов, чтения слогов.
- Воспитание любви и уважения к близким людям.
Оборудование: Зеркало для каждого ребёнка, картинки: ЭСКИМО, ЭКРАН, КАРАТЭ, ПОЭТ, карточка (вклеивается в тетрадь каждого ученика) (Приложение 2), карточки-вкладыши для звукобуквенного анализа для каждого ребёнка с цветными кружками, “Волшебный мешочек” с пластмассовыми буквами.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Логопед: Здравствуйте, ребята. Куда вы сейчас пришли, на какое занятие? (К логопеду). Зачем ходите к логопеду? (Чтобы правильно произносить звуки, правильно говорить.) Откуда приходите в школу? (Из дома). Кто живёт у вас дома? (Мама, папа, и т.д.) Кто ждёт вас со школы дома? (Семья.) Расскажите мне о ваших семьях.
2. Знакомство с темой занятия через звуковой анализ . (Презентация 1)
1. Введение в тему. (Слайд 1).
– Сегодня на занятии мы будем учиться правильно, чётко и красиво говорить. Сегодня мы отправимся в гости к одной интересной семье. А чем она интересна вы мне сами расскажите. (Слайд 2).
– Посмотрите и расскажите, как зовут маму? (Эмма.) Папу? (Эрик.) Братика? (Эдик.) Сестру? (Эля.)
– Кто заметил что-то интересное? (Есть собачка –Эльф) . Давайте хором прочитаем фамилию этой интересной семьи. (Семья Эпиковых). Какой звук слышим в начале каждого имени? ([Э])
– Правильно, сегодня мы учимся правильно произносить звук Э и обозначать его на письме буквой Э. А семья Эпиковых нам в этом поможет.
3. Артикуляция звука э.
1. Знакомство с нормой артикуляции. (Зеркала.)
Правильная артикуляция звука [э] – рассматриваем профиль. (Слайд 3).
Логопед: Давайте посмотрим на наш профиль, и вы расскажите мне, что видите.
– Что происходит с губами? (Губы растянуты в улыбке.)
– Где находится язык? (Язык чуть впереди, он приподнят.)
Логопед: Язык немного продвинут вперед и приподнят. Кончик языка находится у нижних зубов, спинка языка приподнята. Выдыхаемый воздух не встречает во рту преград. Струя воздуха свободно проходит через носовую или ротовую полость. Голосовые связки напряжены и сдвинуты, они работают, горло дрожит (есть голос). Пробуем произносить с детьми звук э.
– Есть ли преграда при произнесении звука? Дрожит ли горлышко? (Да.)
– Значит звук Э какой? (Он поётся, тянется). Пробуем пропеть, протянуть.
Если звуки поются и тянутся мы называем их. (Гласными.)
1-й ребёнок читает стихотворение:
Воздух свободно идёт через рот,
Нет преград разных,
Голос участвует, голос зовёт,
Звук называется – ГЛАСНЫЙ.
– Как мы будем обозначать звук Э, каким цветом? (Красным, потому, что он гласный.)
2. Логоритмика. Покажи звук Э.
Логопед: Давайте встанем, покажем звук э.
(И.П.– Руки впереди, подняты на уровне диафрагмы. Пальцы округлены, локти не выпрямляем до конца. Движения – при произнесении (Э) руки разводятся в стороны, слегка поднимаются вверх, кончики пальцев опускаются на плечи, локти немного опускаются вниз. Подбородок вначале приподнимается, а в конце – опускается.(Э) произносится с нарастанием в начале, а затем – в диапазоне затухания.
Динамика – в начале незначительное мышечное напряжение, затем в напряжение, затем – полное расслабление.)
Логопед показывает движения и просит повторить детей, выполняя упражнения вместе с детьми 5–6 раз.
4. Знакомство с буквой э.
Логопед: Звуки мы слышим и произносим, а на письме мы их обозначаем буквами, которые видим и пишем. Давайте просмотрим на букву э.
1. Рассматривание стилизованной буквы Э. (Слайд 6).
– Буква Э с огромным ртом
И огромным языком.
Эге – гей! – крикун кричит.
Изо рта язык торчит!
– Посмотрите и расскажите из каких элементов состоит буква Э?
(Правый полуовал и палочка посередине.) (Слайд 7).
Вправо смотрит полукруг,
В середине язычок, мой друг.
– Выбери элементы, которые необходимы для буквы Э. (Слайд 8).
1–2 ребенка выходят к доске, объясняют какие элементы нужны и почему.
Логопед: Мы произносили звук э, давайте теперь покажем букву э с помощью пальцев. (Слайд 9).
– Построим из пальцев букву э.
Правую руку направим влево.
3 пальца прямо направим умело:
Указательный с большим
В полукруг объединим.
Поглядим на построенье –
Буква Э наше творенье.
2. Игра “ Найди букву Э”.
– Давайте посмотрим, кто из нас самый внимательный и найдёт букву э в разных алфавитах. По очереди ученики выходят к доске и показывают букву.
(4 разных изображения алфавита.) (Слайд 10, 11, 12, 13).
3. Прописываем букву Э. (Слайд 14).
(Логопед объясняет, как пишется буква Э.)
Ученики в тетрадях прописывают заглавную и строчную букву э.
4. Игра “Волшебный мешочек” (с буквами).
Логопед: Ребята, у меня есть для вас интересная игра– “Волшебный мешочек”.
В этом мешочке лежат буквы, которые мы изучили, опускаете руку в мешочек, не смотрите, нащупываете букву и говорите:
Подойти с мешочком к каждому ребёнку.
5. Фонетическая зарядка. (Слайд 15).
Логопед: В нашей дружной семье все любят весело проводить время и петь. -Так как э– гласный поётся и долго тянется, давайте попробуем его пропеть вместе с членами нашей семьи.
– Каждый член семьи поёт свою песенку, помогите по очереди спеть маме, папе и детям, но будьте внимательны, не запутайтесь – найдите и пропойте свой звук, в зависимости от того, кому принадлежат эти предметы. (Например, выходит 1-й ученик, он поет с мамой Эммой – Э – М)
– Что вы пропели? (Слоги.) (Слайд 16).
Затем каждый ребёнок называет прямой и обратный слог. Ёще раз читаем хором слоги.
6. Физкультминутка.
– В нашей семье Эпиковых все дети любят не только петь, но и заниматься спортом. Мальчик Эдик предлагает нам что-то изобразить, а что это, вы мне скажите потом.
– Эдик любит физкультуру,
Нам покажет он фигуру.
Ногу левую вперёд,
А потом её назад,
А потом опять вперёд
И немножко постоим.
Ногу правую, смотри,
В сторону ты отведи,
Поставь на пятку, вверх носок
И тяни её дружок.
Руку правую согну, поперёк её держу.
Ну, а левую, друзья вверх, повыше,
Как и я.
Наша ладонь словно флажок,
Помаши-ка мне дружок.
Это кнопка и шнурок –
Электрический звонок.
Мы позвоним влево, вправо,
Вот такая вот забава.
Логопед: Что хотел показать нам Эдик? (Букву Э.)
7. Закрепление.
1. Место звука в слове.
Раздать каждому ученику 1 картинку, дети называют предметы, изображённые на картинках. Ученик, получивший картинку, делает звукобуквенный анализ в виде схемы в тетраде. Устно делим на слоги, определяем место звука в слове: в начале, в середине, в конце, затем каждую схему проверяем индивидуально.
(ЭСКИМО, ЭКРАН, КАРАТЭ, ПОЭТ).
2. Работа в тетраде – задание “Найди букву э в словах”.
Логопед: У вас следующее задание: помогите маленькому Эдику найти все буквы Э, обведите э в кружок красным карандашом. Раскрась понравившуюся картинку.
8. Пальчиковая гимнастика.
Логопед: Мы много работали и устали, поможем нашим пальчикам отдохнуть.
Вот и встретилась семья.
Рад тебя увидеть я.
Всех мы в гости пригласили.
Всех здороваться учили.
В знак приветствия кивать
Может пальчик номер 5.
Безымянный может ниже.
Средний – силой не обижен,
Этот – знает всё на свете.
А вот этот любят дети!
(Поочерёдно сгибаем пальцы на двух руках навстречу, начиная с мизинца, и заканчивая большими пальцами).
9. Закрепление.
1. Развитие речи.
Логопед: Девочка из нашей семьи – Эля Эпикова любит загадки, она и вам одну приготовила. Внимательно слушаем, стараемся отгадать.
Оно в горах встречается,
С тобой, со мной, общается,
Не спорит в разговоре –
Что скажешь, то и вторит. (Эхо.)
Составляем схему слова на карточках – вкладышах, устно делаем звуковой анализ слова. (Приложение 1 )
Работаем над грамматическим строем речи. Каждый ребёнок составляет словосочетания и предложения.
– Каким бывает эхо? (Громким, тихим, смешным и т.д.)
– Составьте своё предложение про эхо. (Я и Эдик слушали эхо. В лесу я услышал громкое эхо. И т. д.)
2. Развитие фонетического восприятия.
В семье Эпиковых все ведут активный и правильный образ жизни, Эпиковы любят путешествовать, сегодня они отправились в горы. Но там произошла такая ситуация.
Логопед читает стихотворение:
– ЭРИК С ЭДИКОМ ОТСТАЛИ,
ЭДЕЛЬВЕЙС ОНИ ИСКАЛИ.
ЭЛЯ – ЗВАТЬ, В ОТВЕТ – ЛИШЬ
ЭХО,
ЭЛЕ ВОВСЕ НЕ ДО СМЕХА.
– Что произошло в лесу? Кто заблудился? Что такое эдельвейс? Кому совсем не смешно? Почему? Кто может помочь?
– В семье важно жить дружно, помогать в беде, слушаться старших.
Назовите в этом стихотворении все слова, которые начинаются со звука Э. Сколько таких слов? (Эрик, Эдик, Эля, эдельвейс, эхо– 5 слов).
10. Развитие пространственной ориентации
Игра “Что изменилось?” (Презентация 2.) (4 слайда, 4-й– проверка.)
– Расскажите, что изменилось? (Вспомните, как зовут членов семьи Эпиковых и расскажите, кто находится слева, справа, по середине и т.д.)
11. Итог урока. (Слайд 18).
– С какой буквой познакомились? (Э) Что делали на занятии? (Учились правильно и красиво говорить, произносили звук Э.)
Кто нам помогал? (Семья Эпиковых.)
- Кожевникова Д.В., Кожевников П.В. Домашний логопед. Практическое пособие.– СПб: Наука и Техника, 2009.
- Мазанова Е.В. Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. Изд-во: ГНОМ и Д., 2008.
- Мухина А.Я. Речедвигательная ритмика. – М., АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ: 2009.
- Пожиленко Е.А.Волшебный мир звуков (пособие для логопедов) – Гуманит. Изд-во ВЛАДОС, – М., 1999.
На этом у роке вы узнаете о букве и звуке Э, научитесь писать заглавную и строчную буквы Э, э, узнаете много новых интересных слов, а также узнаете, что такое ударение.
В этом слове есть уже известный нам гласный звук [у] . Про него вы уже можете рассказать, что этот звук — гласный. Он легко произносится, поётся и говорится без участия шумов. А почему же так получилось, что звук [у] хотел нас запутать? Оказывается, гласные звуки нашего языка различаются не только названием и произношением, но и силой произношения. Такие звуки, которые произносятся более сильно (голос как бы ударяет по ним), называются ударными . Ударим голосом по звуку [э] в слове эму и послушаем его. Произнесите слово эму , ударяя голосом по звуку [э] .
Звук [э] — гласный, произносится легко. Во время произношения звука рот приоткрылся, губы растянулись. Этот звук можно пропеть или прокричать. Шумов никаких не слышно. Вот доказательства того, что это — гласный звук.
Кто же из вас сегодня скажет, что урок про букву его имени?
Продолжите ряд имён сами.
Каких сказочных героев, имена которых начинаются на букву Э и на звук [э] ,вы можете назвать?
Э лли, которая отправляется в Изумрудный город (рис. 2).
Рис. 2. Девочка Элли ()
А в этом городе живут волшебные э льфы.
Героев совсем немного, потому что на букву Э в нашем языке слов тоже немного.
А теперь поучимся узнавать звук [э] в словах. Для этого представим, что мы отправляемся на э кскурсию, а э кскурсоводом будет звук [э] . Тех, кто слушает э кскурсовода, называют э кскурсанты. Вместе с вами на э кскурсию на э лектричке отправятся зверята. Если услышим звук [э] в названии животного, разрешаем посадку в э лектричку. Нет звука [э] — не сажаем. Произнесите вслух названия животных и определите наличие звука [э] .
Медве дь. Слышен звук [э] в середине слова (рис. 3).
Лиса (рис. 4). Нет звука [э] .
Жираф (рис. 5). Нет звука [э] .
Ле в (рис. 6). Слышен звук [э] в середине слова.
Рис. 6. Лев и львята ()
Зе бра (рис. 7). Слышен звук [э] в середине слова.
Верблюд (рис. 8). Нет звука [э] .
Оле нь (рис. 9). Слышен звук [э] в середине слова.
Шимпанзе (рис. 10). Звук [э] слышен в конце слова.
Рис. 10. Шимпанзе ()
Э му. Звук [э] в начале слова.
Звук [э] в словах чаще встречается в середине слова, а вот в начале и конце — гораздо реже.
Отправимся на экскурсию в страну слов. Там мы узнаем слова, которые начинаются на букву Э.
Э верест — самая высокая гора в мире (рис. 11). Слышны два звука [э] в её названии. У этой горы есть второе название — Джомолунгма , что означает «богиня, мать земли» .
В нём почти сто метров роста:
На него залезть непросто!
Из Австралии был он
К нам когда-то завезён.
У него одна работа —
Осушение болота.
Это самое высокое дерево — эвкалипт (рис. 12). Звук [э] только в начале слова.
Рис. 12. Дерево эвкалипта ()
Э йфелева башня — самый узнаваемый символ Парижа, одно из самых высоких сооружений в мире. Звук [э] в начале слова (рис. 13).
Рис. 13. Эйфелева башня ()
Это — лесенка большая,
Но ступеньки едут сами.
И катают быстро всех
Вверх и вниз, вниз и вверх.
Что за лесенка, ребята?
Это просто — эскалатор.
Слово эскалатор похоже по звучанию на слово экскаватор . Даже начинаются они одинаково — на Э , но не путайте эти слова. — это машина, которая роет землю (рис. 14).
Э кскаватор — крану брат.
Ворошит такие глыбы,
Что, пожалуй, сто лопат
Их осилить не смогли бы.
Рис. 14. Экскаватор ()
Э кватор — линия на глобусе, которая показывает середину нашей планеты и делит её на две части — северное полушарие и южное полушарие.
Повторите слова, с которыми вы познакомились. Произнесите их вслух и сосчитайте все звуки [э] :
Э верест
Э вкалипт
Э скалатор
Э кскаватор
Э кватор
Э йфелева башня
Получилось семь звуков [э] .
Все эти слова были длинными и сложными в произношении. Все дело в том, что они пришли в наш язык из других языков. А вот древние русские слова на Э — короткие. И их совсем немного:
Чтобы все эти слова записать, потребуется буква Э .
Печатные большая и маленькая буквы похожи и отличаются только размером (рис. 15).
Мы разломим О , как бублик —
В правой части буква будет.
Нос добавим на лице —
Вот и выйдет буква Э .
Рис. 15. Буква Э ()
А теперь будем фантазировать и представлять, на что похожа буква Э .
Буква Э — большая пасть,
Можно в ней совсем пропасть.
Буква Э — как ни взгляни —
Увидишь клещи и клешни.
Над лугами в синеве пролетает буква Э .
Это ласточка весной возвращается домой.
Букву Э легко превратить в ласточку, месяц, лук индейца, ухо человека.
А хотите узнать, о чем мечтает буква Э ? Прочитайте сказку.
Буква Э недовольна
— Э-э-э, — ворчливо протянула буква Э, — поставили меня чуть ли не в самый конец алфавита. — Эк, меня занесло туда! Эх, мне бы в начало, на первое место! Эй, буквы. Пропустите-ка меня вперед!
Но буквы сказали:
— Стой, где стоишь. И не болтай понапрасну длинным своим языком. Не все ли равно, на каком месте стоять? Важно быть полезной.
Из этой сказки понятно, что буква Э находится в конце нашего алфавита.
Чтобы букву Э лучше запомнить, попробуйте её сделать из какого-нибудь материала (пластилина, верёвочек) или сложите её из бусинок. Нарисуйте забавный рисунок. Сделайте выставку своих работ.
1. ауэ, эуа, оуаэ, аоэу
2. ау́э, э́уа, оуа́э, а́оэу
Над буквами во втором ряду появилась чёрточка — это знак ударения . Он говорит: «Выделяй голосом звук, когда читаешь букву, более сильно» . Прочитайте буквы еще раз, выделяя их голосом.
Рассмотрим письменные буквы Э ,э . От печатных они отличаются тем, что написаны с наклоном (рис. 16).
Рис. 16. Печатные и письменные буквы Ээ ()
Попробуем написать заглавную букву Э . В этой букве два элемента — правый полуовал и маленькая горизонтальная палочка, которую называют язычком буквы Э (рис. 17).
Рис. 17. Написание заглавной буквы Э ()
Начинаем писать заглавную букву Э . Слева направо прописываем овальную линию, коснувшись дополнительной линии; ведём букву вниз, закругляем влево, коснувшись нижней линейки; отрываем руку и посередине буквы пишем горизонтальную чёрточку, соединяем её с полуовалом.
Попробуйте написать такую букву в воздухе. Напишите её обратной стороной ручки на ладошке.
Рассмотрите возможные ошибки при написании заглавной буквы Э : полуовал получился очень широким (круглым), наклон вышел в другую сторону.
Потренируйтесь писать букву в тетради сами. Помните о правильном положении тетради. Держите правильно ручку.
Теперь рассмотрим, как написать маленькую букву э . Элементы у маленькой буквы такие же, как и у заглавной (рис. 18).
Рис. 18. Написание маленькой буквы э ()
Начинаем писать ниже верхней линейки рабочей строки. Слева направо ведём вверх до рабочей строки, округляем, коснувшись верхней линейки рабочей строки, ведём вниз до нижней линии; закругляем влево, коснувшись нижней линии рабочей строки. Отрываем руку и пишем короткую горизонтальную линию слева направо в середине полуовала.
Обведите букву в воздухе. Напишите букву обратной стороной ручки на ладошке. Попробуйте написать её в тетради.
Возможные ошибки написания строчной буквы э : очень широкий скругленный полуовал; буква висит в воздухе, не касаясь линий рабочей строки; неправильный наклон.
Соединяются и большая, и маленькая буквы Ээ с другими буквами с помощью дополнительной прямой линии, которая ведется вверх до верхней линии рабочей строки при верхнем соединении, или немного выше линии верхней рабочей строки при нижнем соединении. Соединительные линии приписываются отдельно.
После этого урока потренируйтесь писать заглавную и строчную буквы Ээ в тетрадях. Только пишите так, чтобы про вас не сказали: «Пишет, как курица лапой» . Так наши предки говорили о тех, кто пишет неаккуратно и очень грязно.
Сегодня на уроке вы познакомились со звуком [э] и буквой Э . Вы узнали, что буква Э — нечастая гостья в русских словах. Дело в том, что эта буква очень молодая. Была введена она в наш алфавит при Петре I . А вот звук [э] очень уважают другие буквы нашего алфавита, потому что он помогает называть их имена. Произнесите названия букв и послушайте, как они звучат:
Б — произносится как [бэ] В — произносится как [вэ] Г — произносится как [гэ] Д — произносится как [дэ] Л — произносится как [эль] М — произносится как [эм] Н — произносится как [эн]
А еще звук [э] и буква Э очень любознательны. Знаете почему? Потому что так начинается название книги «Энциклопедия» .
Энциклопедия — это книга-справочник, которая расскажет обо всем на свете и ответит на все вопросы.
На букву Э начинается еще одно очень интересное слово — «эврика» , которое в переводе с греческого языка означает «нашёл, открыл» . Произносите чаще это слово.
Список литературы
- Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. — М.: Астрель, 2011.
- Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык 1. — М.: Баллас.
- Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Учебник по обучению грамоте и чтению: Азбука. Академкнига/Учебник.
- Skazochnyj-domik.ru ().
- Liveinternet.ru ().
- Nsportal.ru ().
Домашнее задание
- Потренируйтесь в написании буквы Э . Напишите самостоятельно печатные и прописные буквы Ээ (большие и маленькие).
- Найдите слова, в которых слышен звук [э] . Посчитайте, сколько звуков [э] в каждом слове.
Эскимо, зеркало, эклер, дуэт, крем, энергия, пешеход.
- Отгадайте загадку:
Эта буква роет ямы,
Вторит окрику упрямо
И на палочке потом
Шоколадным тает льдом.
(Ответ: Буква Э — экскаватор, эхо, эскимо)
Тема: Звук и буква э Э.
- Познакомить учащихся с гласным звуком [э ] , буквами Э э
- Работать над развитием фонематического слуха, звуковым анализом и синтезом..
- Научить писать заглавную и прописную э
- Формировать и совершенствовать навык чтения.
- Обогащать словарный запас слов со звуком Э.
- Формировать навыки звукового анализа и синтеза слогов, чтения слогов.
- Развивать речь память, внимание, мелкую моторику.
- Воспитывать положительную мотивацию в обучении.
Организация начала урока
Ты готов начать урок?
Книги, ручки и тетрадки.
Сегодня у нас гости, они пришли посмотреть, чему вы научились за это время
Мы гостей с волненьем ждали,
И немножко все устали.
Не судите очень строго,
Проучились мы немного
Игра «Угадай буку»
Сядет тот, кто соединит половинки букв, и скажет, какая буква получилась? Учитель:
Дети, я забыла представить ещё одного гостя. Это кукла в красном платьице. Она будет нам помогать в течение всего урока, а имя своё не говорит, она мне сказала, что в конце урока дети сами прочитают её имя и узнают как зовут.
- Чем звук отличается от буквы?
Повторение пройденного. Актуализация знаний.
Цель: Для запоминания графического облика букв. Соотнесение звуков с буквами)
- Однажды пошли буквы гулять, вдруг набежала туча, пошёл дождь. Буквы спрятались под красным и синим зонтиками. Только видны нижние половины букв.
- — Назовите, какие буквы спрятались под красным зонтиком.? Почему? Какие звуки называются гласным?
- — А какие буквы спрятались под синим зонтом? Почему? Какие звуки называются согласными?
Под каким зонтом пряталась наша гостья? Почему? (её имя начинается с гласного звука)
В л м к с х о а у ы
Чтение двухбуквенных открытых прямых слогов.
Выглянуло солнышко, вышли гласные на солнышко.
- Что образуют согласные с гласными?
прочитайте получившиеся слоги.
Цель: формирования навыка чтения слов.
— что можно сложить из слогов? Вот так и наши буквы, подошли к лесу, стали играть в слова. Прочитайте, получившие слова.
Играли в прятки. Прятались гласные. Вставьте гласные буквы.
- Прочитайте, какое слово получилось?
- Почему эти слова записаны с заглавной буквы?
Стали прятаться согласные. Вставьте в слова согласные буквы.
- Прочитайте, какое слово получилось.
Введение в урок.
Зашли буквы в лес и заблудились.
- Покажите, как буквы заблудились в лесу.
Проговаривают и показывают дети.
Буквы зашли в лес далеко и заблудились.
Заблудились буквы в лесу (грустно)
Закричали все ау (громко)
Никто не отзывается (печально) лишь эхо откликается
Наше эхо к нам возвращается (тихо) ау! Ау!
Чтение стихотворения по слайду
- Как понимаете слово эхо?
- кто слышал эхо и где?
- Какой первый звук в слове эхо?
Сообщение темы урока.
- Произнесите дежурный звук хором
- Индивидуально
- Каким сигналом обозначается?
- Дайте характеристику звука э
Первого ряда указывает на твёрдость согласного
- Звук э обозначается буквой э
э– Буква Э с огромным ртом
И огромным языком.
Эге – гей! – крикун кричит.
Изо рта язык торчит!
Поэлементный анализ буквы.
Из каких элементов состоит буква э?
Из двух – левого полуовала и маленькой горизонтальной линии.
В написании какой буквы есть такой же полуовал?
Сравнение букв э и с.
«Буква э на с дивится, словно в зеркало глядится. Сходство есть наверняка, только нету языка!»
- чем похожи эти буквы
- что отличает их друг от друга.
С правый полуовал, нет горизонтальной линии
Э левый полуовал, есть горизонтальная линия.
Работа по букварю.
Покажем нашим гостям, как мы читаем.
- Откройте букварь, будем читать слоги и слова.
Чтение слогов и слов.
Беседа по картинке букваря.
- Рассмотрите цветную картинку в букваре.
- Кто нарисован на картинке?
- Что делают дети?
- Какую игрушку моет девочка?
- Какую игрушку моет мальчик?
- О ком будет рассказ.?
Я прочитаю рассказ, а вы внимательно слушайте, чтобы читать также правильно и выразительно, старайтесь глазами следить, где я читаю.
Беседа над содержанием рассказа
Как звали девочку?
Как звали мальчика?
Чтение рассказа учениками.
- По слову цепочкой
- . Предложениями.
Письмо БУКВЫ Ээ
Сейчас вы узнаете, как пишется буква, которая обозначает звук э
- Показ на доске учителем
Начинаем писать букву э ниже верхней линии, слева направо прописываем полуовал. Коснувшись верхней линии, опускаем полуовальную линию вниз, закругляем влево, коснувшись нижней линии, продолжаем плавную линию вправо, пересекаем ею полуовал ниже середины рабочей строки.
Показ буквы на слайде.
- Показали готовность
- Смотрите на экран и пропишите в воздухе э строчную.
- Напишите в тетради по образцу строчную букву э до конца строчки
- Письмо э
Письмо заглавной буквы Э.
Я показываю, вы внимательно смотрите .
Начинаем писать букву Э выше середины нерабочей строки, слева направо прописываем полуовал. Коснувшись дополнительной линейки, опускаем полуовальную линию вниз, закругляем влево, коснувшись нижней линейки. пишем второй элемент – горизонтальную линию, ниже середины рабочей строки.
Показ буквы на слайде. № 12
Пропишем заглавную в воздухе, смотря на экран.
Напишите э до конца строчки.
Пропишите слоги по образцу. –
Прописываем слоги безотрывочно.
Что говорит человек, когда у него всё получилось.
Письмо слога эх.
Добавьте к слогу эх гласную о, какое слово получилось?
Работа в кассах
Звукобуквенный анализ слова эхо
Выкладывайте в кассах сигналами и буквами
- Разделите слово эхо на слоги.
- Назовите первый слог
- Назовите второй слог
- Назовите первый звук
- Гласный или согласный
- Каким сигналом обозначается.
- Назовите второй звук?
- Гласный или согласный
- Звонкий или глухой
- Твёрдый или мягкий
- Назовите третий звук.
- Гласный или согласный?
Кассу не закрывая, на букварь, спишите слово в тетрадь, диктуя себе.
- Вставьте пропущенную букву в слово и вы узнаете как зовут нашу гостью куклу.
- Для того, чтобы гостья появилась в классе, спеть песню про эхо.
- Эмма принесла мультфильм «Эхо». Посмотреть в классе не успеем, посмотрите на подготовке.
С каким звуком познакомились?
Какие буквы учились писать?
1. Учить ребенка выделять из ряда слово , отличающееся от остальных по слоговой структуре.
2. Учить различать одушевленные и неодушевленные предметы, учить задавать соответствующие вопросы: кто это ? что это ?
3. Научить ребенка четко произносить звук [Э].
4. Упражнять ребенка в произнесении слов сложной слоговой структуры.
6. Научить ребенка отражать вопросительную и повествовательную интонации на письме при помощи точки и вопросительного знака.
Задание 1. Взрослый произносит ряд слов, а ребенок слушает внимательно и называет слово, которое отличается от остальных по своей слоговой структуре:
мак — бак — так — банан; сом — ком — индюк — дом; лимон — вагон — кот — бутон; мак — рак — веник — бак.
Задание 2. Знакомство со звуком [Э].
Отгадать загадку, назвать первый звук в отгадке:
Говорит без языка.
Никто его не видит,
А всякий слышит. (Эхо )
Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [Э]:
— широкий кончик языка касается нижних зубов , спинка языка приподнята;
Символ звука [Э]: девочка укоризненно говорит котенку: «ЭЭЭ. » (см. цветную вклейку). Характеристика звука [Э]: звук [Э] — гласный, его можно петь (язык, губы и зубы не мешают свободному прохождению воздуха). Обозначение: красный кружок.
Что говорят рыбаки, когда рыба срывается с крючка? «Ээ. х!»
Задание 4. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Э]»:
э, а, э, у, о, э. ; эх, ах, ух, эх. ; Эмма, Анна, Эдик, эхо, Оля.
Задание 6. Найти лишнее слово в ряду (по наличию или отсутствию звука [Э]):
автобус, эхо, апельсин, арбуз; это, эхо, Эдик, усики.
Задание 7. Вспомнить имена людей, начинающиеся на звук [Э] (Элла, Эдик, Эдуард, Элеонора, Эмма).
Задание 8. Из ряда нарисованных предметов выбрать те, в названии которых есть звук [Э].
Задание 9. Проговорить с ребенком по слогам сложные по слоговой структуре слова, объясняя ему значение этих слов. Разделить слова на слоги. Найти самое длинное и самое короткое слово. По возможности, составить с каждым словом предложение:
эквилибрист, эскадра, электросварщик, электровоз, электроутюг, экскурсовод, электромонтер, экипаж, электроприбор, эвкалипт, элеватор.
Задание 10. Объяснить ребенку, что все одушевленные предметы отвечают на вопрос: кто это ?, а неодушевленные предметы — на вопрос: что это ?Учить задавать вопросы к одушевленным и неодушевленным предметам.
Кто это? Это девочка, кошка, собака.
Что это? Это машина, стол, куртка.
Дидактическая игра «Четвертый лишний» (по признаку одушевленности или неодушевленности предметов):
машина, самолет, стол, дедушка; ворона, соловей, стул, корова.
Задание 11. Знакомство с буквой Э.
Буква Э открыла рот:
То ль зевает, то ль поет.
На что еще похожа буква Э?
Буква Э из пальцев: большой и указательный пальцы правой руки образуют полукруг, а указательный палец левой руки — «язычок» буквы Э.
Задание 12. Самостоятельный звуко-слоговой анализ слова Эдик: составление схемы из кружков; выкладывание из букв разрезной азбуки, чтение, списывание.
Чтение предложений с соблюдением вопросительной и повествовательной интонации. Запись предложений под диктовку с помощью взрослого с отражением вопросительной и повествовательной интонации на письме (употребление точки и вопросительного знака).
Это кто? Это кот. Это кто? Это Эдик. Это кто тут? Это муха.
Тема №25. Звуки [С], [С»]; [С] — [С»]. Буква С
1. Продолжать учить ребенка находить в ряду слово, отличающееся от других своей слоговой структурой.
2. Научить правильно произносить звуки [С] и [С»], дифференцировать их на слух и в произношении.
3. Учить заменять звук в словах на звук [С] в разной позиции, следить за изменением смысла слова с изменением в нем одного звука.
4. Познакомить с предлогами с (со ), упражнять в их употреблении.
5. Учить распространять предложения , подсчитывать в них количество слов.
6. Учить анализировать слова и предложения.
Задание 1. Взрослый предлагает ребенку внимательно прослушать ряд слов и назвать слово, которое отличается от остальных по своему слоговому составу:
совок — гном — венок — каток, пятка — ватка — кот — кадка, ветка — корова — клетка — сетка, каток — дом — моток — поток.
Задание 2. Знакомство со звуком [С].
Прослушать скороговорку (звук [С] произносится взрослым утрированно). Какой звук часто слышится в ней?
Везет Санька Соньку на санках.
Санки — скок, Саньку — с ног,
Сонька — бух в сугроб!
Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [С]:
Широкий кончик языка находится за нижними зубами, боковые края язычка прижаты к верхним зубам;
Холодный воздух идет по центру язычка (рука для контроля у рта);
Символ звука: папа поливает огород из шланга: ССССС. (см. цветную вклейку). Характеристика звука: согласный (язычок создает преграду воздуху), твердый, глухой. Обозначение: синий кружок.
Задание 3. Фонетическое упражнение.
Накачаем насосом колесо: С, С, С, С, . (резкое отрывистое произнесение звука вслед за взрослым).
Задание 4. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [С]»:
с, п, м, с. ; са, ма, ва, су. ; ас, ам, ус. ; Соня, Саня, коса, кровать, дом, колесо, молоко, лес.
Задание 5. Повторить за взрослым серию слогов:
са-со-су-сы; ас-ос-ус-ис; ста-сто-сту-сты; аст-ост-уст-ист.
Повторить за взрослым серию слогов с выделением голосом какого-нибудь слога:
Задание 6. Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:
са-ас, ас-са, со-ос, ста-аст, аст-ста.
Задание 7. Закончить слово слогами:
СА: ли. ко. кляк. ро. плак. ; СЫ: о. у. бу. ко. ве. ча. ; СОК: пе. ку. но. ле. воло. коло. голо.
Задание 8. Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадках.
Не говорит, не поет,
А кто к хозяину идет,
Она знать дает. (Собака )
На дне, где тихо и темно,
Лежит усатое бревно. (Сом )
Под крышей — четыре ножки,
На крыше — суп да ложки. (Стол )
Белый камень во рту тает. (Сахар )
Задание 9. Из ряда нарисованных предметов выбрать те, в названии которых есть звук [С], определить место звука в словах, разделить их на слоги. Найти самое длинное и самое короткое слово.
Задание 10. Найти лишнее слово в ряду (по месту звука [С] в слове). При затруднении использовать карточку и синий кружок:
санки, сова, лес, суп; носок, кусок, самолет, киска; лес, пояс, нос, поясок.
Задание 11. Вспомнить как можно больше видов посуды , в названии которых есть звук [С], объяснить назначение каждого предмета:
самовар, сковородка, скороварка, солонка, сахарница, сухарница, соусница, стакан, супница, салатница.
Задание 12. Дидактическое упражнение «Объясни значение слов, назови место звука [С] в этих словах». В каком слове звук [С] встречался два раза?
Листопад (падают листья), снегопад — . пылесос — . самокат — . самолет — . садовод — . лесовод — .
Задание 13. Дидактическое упражнение «Измени слово, составь с каждым словом предложение».
Заменить первый звук в слове на звук [С]:
мало — сало, Клава — . Тоня — . бок — . дом — . лук — . мода — .
Заменить последний звук в слове на звук [С]:
бак — бас, Рим — . лев — . нож — . труд — . голод — .
Заменить третий звук в слове на звук [С]:
лапка — ласка, марка — . парта — . сопка — . качка — . дочки — .
Задание 14. Взрослый предлагает ребенку добавить к слову звук [С]. Какое слово получится?
Тройка (стройка), наряд — . клад — . мех — . мешок — .
Задание 15. Выучить чистоговорки:
Са-са-са — вот летит оса.
Су-су-су — не боюсь осу.
Сы-сы-сы — нет осы.
Со-со-со — у Сони колесо.
Ас-ас-ас — я пью квас.
Ос-ос-ос — у собаки нос.
Ис-ис-ис — я ем рис.
Ус-ус-ус — я ем мусс.
Аска-аска — у Сони маска.
Оска-оска — у Сони соска.
Иска-иска — у Сони миска.
Уска-уска — у Сони блузка.
Задание 16. Знакомство со звуком [С].
Символ звука: тонкая струя воды течет из крана: сьсьсь. (см. цветную вклейку). Характеристика звука: согласный, мягкий, глухой. Обозначение: зеленый кружок.
Задание 17. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [С]»:
сь, пь, мь, сь. ; ся, мя, пи, си. ; ась, апь. ; Сима, синий, липа, пила, сидеть, гусь, елка.
Задание 18. Повторить за взрослым и запомнить ряд слов. Какой одинаковый звук во всех этих словах?
Синий, селедка, синица, сито, сетка.
Задание 19. Из ряда нарисованных предметов выбрать те, в названии которых есть звук [С»], определить место звука [С»] в каждом из слов, составить с каждым словом предложение.
Задание 20. Выучить чистоговорки:
Ся-ся-ся — мы видели гуся.
Се-се-се — еду на гусе.
Си-си-си — сено принеси.
Ась-ась-ась — плывет карась.
Задание 21. Дифференциация звуков [С] — [С»].
Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:
са-ся, ся-са, . ас-ась, ась-ас.
Закончить слово подходящим звуком ([С] — [С»]):
гу. но. поя. ло. голо.
Повторить за взрослым серию слогов:
са-са-ся, ся-са-са, са-ся-ся, ся-ся-са, са-ся-са, ся-са-ся.
Назвать лишнее слово в ряду (по наличию звуков [С] и [С»]):
санки, синий, сумка, сова; лось, гусь, весь, нос.
Дидактическое упражнение «Подарить подарки Соне и Симе» (подобрать слова со звуками [С] и [С»]).
Дидактическое упражнение «Большой — маленький» — упражнение в словообразовании (обратить внимание на появление звука [С»] в образованном слове):
нос — носик, пес — . кокос — . насос — . колесо — . сосна — . коса — . ананас — .
Составить предложения со словом Сима (Соня ). Распространить предложения. Сосчитать количество слов в каждом из них. Назвать первое и последнее слово в предложении. Например:
Соня пьет сок. Соня пьет томатный сок. Соня пьет свежий томатный сок. Соня пьет вкусный свежий томатный сок.
У Сени и Сани в сетях сом с усами.
У осы — не усы, не усищи, а усики.
Задание 22. Знакомство с предлогами с, со.
Взрослый предлагает ребенку выполнить задания: поднять мяч с пола, взять книгу со стола, и задает ребенку вопросы: «Откуда ты взял книгу? Откуда ты поднял мяч?». Ребенок отвечает. Взрослый обращает внимание ребенка на употребление предлогов с, со и объясняет их значение и графическое изображение.
Назвать предлог в предложениях:
Катя встала со скамейки. Маша пьет чай с печеньем.
Вставить нужный предлог в предложениях (с, со ):
Я взял. стола чашку. Мальчик несет сумку. книгами.
Составить предложение из слов:
Соня, земля, листья, поднимать, с; Сима, листья, земля, сухие, поднимать, с; Вася, осенние, земля, листья, поднимать, с; Соня, скамейка, встала, со.
Задание 23. Знакомство с буквой С.
Букву С писать мне просто.
С как серп, кривой и острый.
На что еще похожа буква С?
Буква из пальчиков: указательный и большой пальцы левой руки образуют полуовал.
Задание 24. Звуко-слоговой анализ слов, составление схем из кружков; выкладывание из букв разрезной азбуки, чтение, списывание.
Сима, сок, стакан, стаканы.
Чтение, списывание предложений, подсчет количества слов в предложениях, нахождение предлога и определение его места в предложении:
Вот Сима. У Симы стакан. У Симы сок. У Тимы и Димы стаканы. Там сок.
Открытый урок по обучению грамоте (чтение)
в 1 классе «Б»
Тема урока: Звук [э]. Буквы Ээ
Подготовила и провела: учитель начальных классов
Агаркова Нина Борисовна
Астана 2014г.
Тема урока : Звук [э]. Буквы Э э
Цели: Познакомить с новым гласным звуком [э] и буквами Э э ; научить читать слова с этими буквами. Задачи урока: Образовательные.
- Дать понятие о новом гласном звуке, научить выделять его в словах. Научить распознавать буквы Ээ среди других букв. Формировать умение читать слоги-слияния и слова с буквами Э э . Совершенствовать навык правильного, выразительного чтения,
- Развивать фонематический слух, мышление, речь. Расширять кругозор учащихся. Обогащать словарный запас учащихся.
2. Откроем второй конверт. Какое здесь задание? — Ребята, посмотрите на доску и назовите буквы. О У И Й Е Ё Ы А Работает 1 группа -Молодцы, правильно назвали. Учитель: -Какая буква здесь лишняя? (Й) Работает 2 группа. -Почему? (все гласные, а Й –согласная буква) Чем отличаются гласные звуки от согласных звуков? — Что мы можем сказать про Й? Характеристика звука Й — это согласный, звонкий, мягкий звук. Молодцы!
-Какие бывают гласные звуки? (ударные и безударные) Работает 3 группа. Они могут обозначать твёрдость и? (мягкость) согласного звука. -Назовите гласные буквы, которые обозначают мягкость впереди стоящего согласного. (и, е, ё, ю,я) — Назовите гласные буквы, которые обозначают твёрдость впереди стоящего согласного (а, у, о,ы,э) 3.Теперь можно открыть 3 конверт. Загадка « Никто его не видывал, а всякий слыхивал.»
Что записано? (загадка)
Кто знает отгадку? (эхо)
Мы можем увидеть эхо?
— Кому из вас приходилось слышать эхо, когда и где?
— Что это такое? (отражение звуковой волны)
Выделите первый звук в слове ЭХО. [э]
Артикуляция: рот открыт, язык находится внизу, слегка приподнят. — Дайте характеристику этому звуку. (гласный) Почему? (тянется, поётся, воздух не встречает препятствий). Физминутка Буратино потянулся. Раз нагнулся, два нагнулся. Руки в стороны развёл Ключик видно не нашел. Чтобы ключик нам достать, На носочки нужно встать!
III. Сообщение темы и целей урока . — Итак, ребята, с какой буквой мы сегодня познакомимся?
Определите тему урока. (Звук [э] и буквы Ээ)
Чему мы научимся на уроке? Как вы думаете? (научимся правильно произносить звук, узнавать его среди других звуков)
На доске буквы Ээ.
Буква Э на эс дивится. Словно в зеркало глядится. Сходство есть наверняка. Только нету языка.
— На какую букву похожа Э? называют похожие буквы. — Покажите «дом» буквы Э в алфавите.. Назовите и покажите соседей буквы Э. Показывает ученик из 1 группы.
— Ребята, фея «Грамота» предлагает поиграть в игру: «ЭХО» -Вы были в лесу? Кто повторяет за нами? Правильно – это ЭХО. Эхо, ребята, это акустическая волна, отраженная от какого-либо препятствия. Оно повторяет последний слог. Давайте поиграем. Вы — Эхо. Я называю слово, а вы отвечайте вместо него
Лук –ук, мак – ак, дом – ом, гном –ном, это – то, май –ай, лей –ей. . Молодцы!
IV. Изучение нового материала.
- Откроем 4 конверт .
- Словарная работа. Конверт №5
3.А сейчас мы откроем 6 конверт.
Выполните звукобуквенный анализ слов. 1 группа 2 группа 3 группа эхо Эдик эскимо Эмма экран экипаж
4. Физминутка. Дует ветер нам в лицо Закачалось деревцо. Ветер тише-тише-тише Деревцо всё выше-выше!
5 Конверт № 7. Работа по учебнику. 1 группа. Чтение слогов. С.52 (4уч-ка) 2 группа. Чтение текста «Это наш дом» с.52 (3 уч-ка) 3 группа. Чтение текста в Букваре (доп) с92 (4уч-ка)
V. Закрепление -Ребята, мы выполнили задания. Но я хочу дать вам последнее задание. Напиши в квадратиках букву, которую мы сегодня выучили. — А какую букву вы узнали? Букву Э. — Следующее задание – это игра «Найди меня». -Вы должны найти все буквы э и обвести их. Каким цветом? Почему?
VI. Рефлексия. -Вот и подошёл к концу наш урок. — С какой буквой мы познакомились? -Какое задание вам понравилось? — Кому на уроке было интересно, кто узнал что-то новое, похлопайте в ладоши. -Молодцы, ребята, вы хорошо потрудились, можно отдохнуть.