Домашнее задание в начальной школе
To provide the best experiences, we and our partners use technologies like cookies to store and/or access device information. Consenting to these technologies will allow us and our partners to process personal data such as browsing behavior or unique IDs on this site. Not consenting or withdrawing consent, may adversely affect certain features and functions.
Домашнее задание в начальной школе
До момента, когда ребенок идет в школу, нагрузкой для него является то, чем он занят в садике. Остальное воспринимается им как само собой разумеющееся, а значит не провоцирующее на усталость и скуку.
Когда он идет в первый класс, то сталкивается с необходимостью сидеть долгими часами за партой, слушать учителя и при этом вести себя тихо. Для многих детей это становится настоящим испытанием, которое заставляет их сильно уставать. И если ко всему тому, что дитя переживает в течение дня, добавляются домашние задания, то он не выдерживает и пытается компенсировать время отдыха и игр, которое у него так рано отняли.
Поэтому многие школьники начальных классов не справляются с домашним заданием, несмотря на то, что знают об угрозе получения негативной оценки. Чтобы такого не происходило, родителям нужно проявить терпение и попытаться заинтересовать свое чадо, чтобы ему хотелось выполнять то, что было задано на дом. Для начала необходимо заниматься со своим ребенком дома. При этом взрослые должны самостоятельно проверять то, что было задано, и объяснять своему отпрыску, что выполнение всего этого очень важно. Можно рассказать ему историю о Ване и Пете.
В которой первый из них учился хорошо с самого первого дня появления в школе и, конечно же, ежедневно делал домашние задания. Из-за чего с отличием закончил это учебное заведение и смог стать владельцев громадной компании. А Петя отлынивал от учебы, никогда не занимался дома и поэтому вылетел из школы, став рабочим, который должен работать с утра до ночи, сильно уставая. Рассказывая такую историю, необходимо детально описать, чем занимаются бизнесмен, владеющий фирмой и рабочий, стоящий часами за станком.
Впечатлившись таким рассказом, ребенок сделает первый шаг к тому, чтобы начать учиться и выполнять все заданные на дом задачки. Однако не каждое дитя станет прикладывать усилия только потому, что ему пообещали, что оно достигнет когда-то лучших времен и сможет проявить свои способности. Поэтому ребенка другого типа заинтересовывают иначе. Например, какими-то вещами. Это могут быть необходимые ему предметы или те, о которых он мечтает.
Можно ему пообещать за исправное выполнение заданий после уроков, купить игру для его приставки. А девочке — куклу «Барби», которая теперь продается с новым комплектом нарядов. При этом следует определять время выполнения дитятей домашних заданий и сроки, за которые он получит свое вознаграждение.
Если покупка чего-то, о чем мечтает ребенок – дорогое удовольствие, которое родители не могут себе позволить, значит нужно найти более простые пути, заинтересовать ребенка в том, что он, как считают учителя, обязан делать каждый день. Например, можно предложить ему возможность прогулки и игры с друзьями сразу, как только он справится с заданиями. Наверняка умные и предприимчивые дети попытаются решить все уравнения и написать все необходимые слова за короткий период времени. Другим стимулом могут быть деньги.
Можно сказать своему чаду, что теперь за каждое, правильно и аккуратно выполненное домашнее задание он будет получать по двадцать копеек. Так он сможет сориентироваться за какой период времени он сможет накопить на то, что ему хотелось бы купить и будет изо всех сил стараться, показывая себя прилежным учеником. Если, несмотря на стимул, ребенок не может сориентироваться в том, что он должен сделать, тогда следует развить его память и, конечно же, внимательность.
Первую усилить не сложно, можно, например, попросить ребенка заучивать стишки, а потом их рассказывать. Также следует повествовать ему о чем-то интересном и просить сразу пересказать то, что он услышал и понял. Если он легко справился с этим, значит, он слышит только то, что его привлекает. Затем нужно поведать ему о том, что ему совсем неинтересно и снова попросить пересказать. Если у него возникли трудности, значит, школьная программа очень скучна или неправильно преподносится учителем.
В этом случае рекомендуется либо смена школы, либо дополнительные уроки с профессионалом, который может найти правильный подход к ребенку и донесет информацию до него в форме игры. В прошлые десятилетия, домашнее задание в начальной школе, как правило, не задавалось в первые два года. Дети узнавали, что это такое только с третьего класса. Но сейчас многие учащиеся приходят домой уже в первую неделю, после начала обучение в школе, с заданиями, которые им необходимо выполнить во внеурочное время.
Это сильно перенапрягает каждого ребенка, вырабатывая в нем стойкое неприятие школы и ее удушающих программ. Детям, как и взрослым, просто необходим отдых, даже если он выглядит несколько иначе. Ведь большинство из школьников расслабляются, играя в активные игры. Что не совсем понятно их родителям, ведь в представлении последних отдыхать – значит неподвижно развалиться на диване или принять теплую, расслабляющую ванну.
Но дети устроены иначе, а потому и подход к ним нужен иной. Поэтому для того, чтобы у ребенка не развивалось чувство пребывания на каторге, во время пока ему придется обучаться в школе, следует придумать, как его разгрузить. Для этого необходимо узнать объем задаваемых на дом заданий. И попытаться рассчитать время их выполнения ребенком. Если это несколько часов, то он наверняка вскоре забросит обучение, и будет получать плохие оценки.
В этом случае необходимо поговорить с учителем и убедить его в ошибочности его представлений. Ведь после пяти-шести часов в школе, ребенок должен столько же времени отдыхать. Если на домашнее задание уходит от получаса до часа, тогда нужно попытаться провести это время вместе со своим чадом, стараясь сподвигнуть его мыслить быстро и выполнять очередную задачу так, чтобы у него оставалось время на его увлечения и игры.
Многочасовые заседания за выполнением очередных упражнений также должны проходить под присмотром родителя или квалифицированного педагога, который поможет ребенку выдерживать время дополнительного обучения, преподнося новые знания в игровой форме. Возвращаясь к теме развития памяти и концентрации, следует перечислить некоторые упражнения, которые позволят это осуществить. Первое: на столе выставляются несколько кубиков разного цвета.
Ребенок должен посмотреть на них, а затем отвернуться. В это время родитель убирает один из кубиков или заменяет его другим. После того как дитя повернулось, оно должно описать отсутствующий предмет или указать на наличие нового. Когда ребенок будет справлять с этим заданием «на ура», тогда следует его усложнить, подбирая различные предметы и проделывая с ними все те же манипуляции. Второе упражнение: необходимо прочесть своему чаду сказку, а затем попросить пересказать ее.
Если у него нет даже малейшего понятия о том, что он только что услышал, значит у него проблемы с концентрацией. Поэтому стоит поработать над тем, чтобы ее развить. Для начала стоит читать короткую часть сказки и просить его пересказать. Если и в этом случае он не сможет этого сделать, тогда нужны усиленные занятия.
Например, можно сделать совместно с ребенком из кусочков ткани героев этой сказки. Это должны быть куклы, которые надеваются на пальцы. Пока они будут создаваться, он наверняка запомнит их имена. После этого родителем прочитывается часть сказки и при этом роль каждого героя читается вместе с движениями куклы, которая надета на один из пальцев руки. Когда ребенок должен пересказать услышанное, нужно чтобы он надел на пальцы кукол и говорил от их имени.
При ежедневных занятиях такого типа, значительно повышается концентрация дитяти на услышанном или увиденном, что помогает ему с успехом обучаться в школе. Требуя от своего чада слишком многого, следует учитывать и его возможности, ведь ребенок способен запоминать в основном то, что совсем недавно наблюдал или слышал. Все остальное практически не откладывается в его памяти.
И если не тренировать последнюю, то обучение в начальной школе может стать для него сложным испытанием. На долгое время дети запоминают яркие события и то, что было ими запечатлено во время игры. Поэтому лучше всего заниматься с ним так, чтобы он не ощущал давления и обязаловки, а считал, что мама и папа решили с ним просто поиграть пару часов в занимательную игру.
А яркими события можно сделать, если вызвать у дитяти восторг. Например, можно перед выполнением домашнего задания пообещать ему сюрприз, если он выполнит все быстро и правильно. Ребенка будет подстегивать желание узнать, что же ему приготовили, а значит, будет стимул сделать заданное так, как полагается. Тем самым сюрпризом может быть стаканчик любимого им мороженного или пирожного, украшенного бенгальскими огнями.
Некоторые дети умудряются выполнять домашние задания в школе. Обычно это те, кто хорошо учится и старается создавать для себя самостоятельно свободное для игр и развлечений время. Но когда дитя совсем несобранное и не понимает, чего от него хотят в школе или дома, тогда придется потрудиться, чтобы привить ему привычку выполнять упражнения, заданные на дом, считая это ежедневное занятие необходимостью. В этом может помочь, прежде всего, родительское внимание.
Некоторые двоечники, не желавшие учиться в школе, стали замечательно успевать после того, как с ними стали заниматься их вечно занятые родители, которым надоело стыдиться неуспеваемости их детей. То есть иногда ребенок не учится только потому, что ему не хватает внимания тех, к кому он эмоционально привязан. Иногда помогает дополнительное обучение со специалистом, однако и оно, как правило, сильно утомляет дитя, не позволяя полноценно учиться.
В настоящее время довольно популярен фен шуй, правила которого многие родители взяли на заметку и с успехом смогли достичь поставленных ими целей. В частности они высчитывали так называемое число «Гуа», а затем ориентировались при помощи компаса в пространстве их квартир и находили наиболее оптимальные направления света в комнате ребенка.
Которые позволяли последнему быстрее выполнять заданное на дом и впоследствии успевать в школе. Многие дети, занимавшиеся дома в направлении своего личного развития или того, из которого приходит наилучшая энергия «Ци», стали отличниками или хорошистами. Для того чтобы осуществить описанное в этом абзаце, необходимо приобрести компас. Затем берется дата рождения ребенка и по ней высчитывается нужное число. После его нахождения определяются стороны света, энергия которых полезна ребенку.
После определения необходимых направлений света, нужно сориентироваться, используя компас. Для этого нужно встать в центре комнаты и отметить четыре основных направления света и такое же количество вспомогательных. После этого следует определить то, которое считается направлением личного развития или то, которое называют «источник Ци». Именно в той части комнаты надо поставить стол, причем так, чтобы ребенок сидел лицом в направлении одного из двух, названных сторон света.
Буквально через пару недель у дитяти появится усидчивость, оно будет быстрее выполнять задания в результате того, что не будет испытывать сложностей с пониманием написанного и концентрацией на том, что необходимо выполнить. Таким образом, ребенок получит поддержку энергетических потоков мироздания, которые позволят ему учиться так, как этого хотелось бы его родителям.
Желательно также, чтобы дитя спало в кровати, изголовье которой направлено также в одном из лучших для него компасных направлений. Как именно проделываются все эти манипуляции, следует прочесть на специальных ресурсах сети. Там это расписано очень подробно и доходчиво.
Используя техники фен шуй, ни в коем случае не стоит забывать о совместных играх с ребенком, во время которых должны быть преподнесены очередные уроки, позволяющие учащемуся младших классов играючи воспринимать новую информацию.
Домашнее задание в начальной школе
Выполнение домашнего задания учащимися способствует углублению и расширению приобретенных на уроке знаний. Организация домашней работы школьников имеет свои особенности, учет которых принесет пользу ребенку и моральное удовлетворение учителю
Индивидуализация домашней учебной работы младших школьников
Домашняя учебная работа учащихся — это форма организации самостоятельного, без непосредственного руководства учителя, хотя и по его заданиям, индивидуального изучения школьниками учебного материала во внеучебное время. Значение домашней работы в процессе обучения определяется ее функциями. Усвоение знаний, умений и навыков не ограничивается первоначальным восприятием и осмысливанием материала, требует его закрепления и повторения. Домашняя работа учащихся предполагает вторичное осмысление изученного на уроке учебного материала, доведение его понимания до уровня пересказа, письменного оформления и обобщения, а первоначальных умений и навыков — до необходимого совершенства и прочности. Домашняя работа способствует углублению и расширению приобретенных на уроке знаний, прояснению тех вопросов, которые были лишь затронуты.
Домашняя работа приучает детей добросовестно относиться к своим обязанностям, воспитывает в них трудолюбие, ответственность, самостоятельность, умение контролировать себя, преодолевать трудности, готовит к самообразованию и формирует первоначальные навыки организации труда.
Требования к организации домашней учебной работы:
Педагогической наукой и практикой установлены определенные требования к организации домашней работы учащихся. Прежде всего, домашняя работа не должна подменять урок — основную форму организации обучения, она вытекает из него и обслуживает его потребности. Это вызвано системностью обучения, что предполагает тесную взаимосвязь не только учебного материала, но и всех звеньев учебного процесса. Домашняя работа тесно связана, с одной стороны, с уже изученным учебным материалом, а с другой стороны, с материалом, подлежащим изучению. Она способствует закреплению изученного и одновременно подготавливает детей к освоению нового.
В связи с этим характер и объем домашней работы определяются характером и объемом работы, выполненной на конкретном уроке и запланированной на следующие занятия. Кроме того, объем домашней работы регулируется нормами времени на ее выполнение (1-й класс — без домашнего задания; 2-й класс — до 1,5 ч; 3-4-е классы — до 2 ч).
Систематичность домашней работы обязательна. У детей младшего школьного возраста не сформируется представление о ежедневном домашнем учебном труде, если они не будут получать задания на дом каждый день. Бытующие в некоторых школах выражения «Вы сегодня хорошо поработали на уроке, поэтому домашнего задания не будет» наносят большой воспитательный вред, приучая ребенка видеть в домашней работе не радость познания, интереса, учения, а наказание за недостаточно качественный труд на уроке.
Домашняя работа должна быть посильной. По степени трудности она не должна превышать работу, выполненную на уроке.
Домашнее задание должно быть логически подготовлено ходом урока. Успех его напрямую зависит оттого, насколько учитель вооружил ребенка приемами выполнения домашней работы. Ученикам начальных к лассов необходим подробный инструктаж, который включает в себя следующее: какое правило надо повторить для выполнения домашней работы, прием использования правила в практической деятельности; как и что записывать, а что повторять устно; как проверить правильность выполненного; подробный разбор задания; образец выполнения на одном предложении, примере.
Контроль домашней работы необходим по двум причинам. Во-первых, ученик начальных классов нуждается в систематическом контроле, т. к. чувства ответственности, обязательности, долга у него еще только формируются. Во-вторых, систематический контроль позволяет учителю следить за продвижением каждого ученика в обучении, воспитании, развитии и своевременно его корректировать. Необходимо при контроле использовать устную и письменную формы, а также взаимоконтроль и самоконтроль.
Поощрение ученика необходимо связывать с его старанием, прилежанием и индивидуальными успехами: очень важно, чтобы ученик знал, что учитель видит малейший успех, движение вперед и вверх, радуется успеху и дорожит им. Очевидно, правы учителя, которые не спешат ставить ребенку неудовлетворительные оценки, а терпеливо дожидаются возможности положительно оценить работу ребенка.
В целом система домашних заданий должна строиться так, чтобы каждое задание (группа заданий) формировало или закрепляло, углубляло определенное конкретное умение. А сочетание продуктивных, конструктивных и творческих видов заданий обеспечивает всестороннее усвоение учебного материала учащимися и их развитие.
Домашние задания желательно выполнять в одно и то же время, т. к. это содействует быстрому включению в урок, сосредоточению внимания. Для того чтобы учащиеся придерживались перечисленных правил, нужны тренировка для выработки навыков и укрепления воли и систематический контроль учителя. Опытные учителя не только разъясняют роль домашней работы в овладении знаниями, но и дают образец, показывают, как правильно готовить домашние задания. Это своеобразные практические занятия по выполнению домашних заданий по различным предметам. Вначале учитель напоминает правила, ученики их повторяют, затем приступают к работе, руководствуясь этими правилами. Учитель контролирует не только результаты, а сам процесс. В дальнейшем контроль могут осуществлять и сами дети. Третьеклассники могут контролировать друг друга, а также следить за процессом выполнения домашних заданий учениками 1-го и 2-го классов.
Индивидуальный подход в организации домашней работы:
« Некоторые учителя стремятся решать эту задачу увеличением числа упражнений без получения от каждого из упражнений максимальной образовательной задачи. Методическое мастерство состоит в том, чтобы на одном-двух упражнениях показать ученикам общий подход к решению задач данного типа, научить их своеобразному алгоритму решения всех других задач аналогичного характера. Чем скорее научатся учителя от одного и того же упражнения, от решения одной задачи получать максимальную отдачу, тем быстрее они овладеют и умением отбирать минимальное необходимое число упражнений для уроков и домашних занятий. А это будет серьезно способствовать устранению перегрузки учеников при одновременном повышении качества их обучения».
Ю.К. Бабанский
Индивидуальный подход в организации домашней работы является одним из важнейших факторов, обеспечивающих успешность процесса обучения.
Индивидуальный подход к детям при организации домашней учебной деятельности реализуется через задания разного объема, разной трудности, разной степени оказания помощи, опосредованной инструкциями, карточками. При этом можно учитывать и особенности, свойственные детям различных типологических групп, и особенности общего и речевого развития, памяти, интересы и склонности детей, а также продвижение ребенка в овладении программным материалом.
Предлагая ученику задания, которые отличаются от заданий других детей, учителю важно подчеркнуть не отрицательные черты и недостатки, а положительные, найти такие слова, которые не обидят ребенка, не выделят его из коллектива отрицательно. К примеру, индивидуальные задания опытные учителя поясняют так: ‘Ты интересуешься этим. » ‘Ты любишь такие задачи. «, «Я уверена, что ты справишься с таким заданием». Тактичность не исключает пояснений причин: пропуск учеником уроков, трудный материал, необходимость повторить, т. к. ранее были сложности.
Практика убедительно доказывает, что у педагогов, считающих индивидуальный подход к ребенку органической частью учебного процесса, не возникает никаких трудностей в работе. В этих случаях отпадает необходимость каких-либо разъяснений по поводу дифференциации домашних заданий: ученики привыкают к такому порядку, он не вызывает никаких вопросов, так же, как не возникают они на контрольных работах, когда учащиеся выполняют разные варианты.
Домашняя работа выполняется каждым ребенком индивидуально, поэтому необходимо учитывать психофизиологические особенности учащихся: характер восприятия и памяти, уровень обобщений, планирования, строй мыслительной деятельности (образный, понятийный), соотношение процессов возбуждения и торможения; наконец, наличие или отсутствие и характер помощи ребенку в семье при выполнении им домашней работы.
Организация домашней работы с учетом психофизиологических особенностей детей:
При организации домашней учебной работы детей условной группы А — преобладание процессов торможения над процессом возбуждения (медлительные, неторопливые дети, речь натянута, темп работы медленный) — целесообразно предусматривать задания, направленные на развитие речи (заучивание наизусть текста и использование при ответах, подбор примеров из книг по чтению, из произведений для внеклассного чтения, выписывание образных выражений, выразительное чтение и т. п.).
Чтобы приучить ребенка работать в заданном темпе, полезно включать задания типа «прочитай», «перескажи» в определенное время — здесь нужна помощь старших. Для того чтобы школьники этой группы прочно освоили учебный материал, им нужны неоднократные повторения изученного. Возможно, задания так называемого опережающего характера — прочитать дома статью, с которой будем знакомиться завтра; по памятке заранее наблюдать те явления в природе, о которых речь пойдет на следующем уроке. Желательно также включение заданий с использованием плана, это позволит преодолеть имеющуюся у школьников односторонность, бедность восприятия. Для преодоления медлительности, неповоротливости можно предлагать физические упражнения: прыжки, кувырки, игры с мячом и скакалкой.
При организации домашней учебной работы детей условной группы Б — преобладание нервных процессов возбуждения над торможением (живые, торопливые, нетерпеливые дети с громкой, эмоциональной, но бедной по словарю речью, со слабой памятью) — оправдывают себя задания небольшие по объему, чтобы ребенок «видел» конец работы, разнообразные по содержанию, направленные на развитие памяти и речи, в первую очередь воспроизводящие неоднократно ранее изученное. Таким детям в большом количестве нужны задания, требующие анализа, вычленения частей, признаков предмета, работы с использованием памяток, предписаний.
Для выработки внимания полезны упражнения на списывание, письмо по памяти, на заучивание; хорошие результаты дают задания на прослушивание радиопередачи с последующим пересказом учителю, товарищам, родителям. Для выработки усидчивости желательны задания на изготовление каких-либо несложных изделий, например дидактического материала: кружков, треугольников, полосок, окрашенных в разные цвета и разложенных по конвертам.
Домашняя работа для наиболее многочисленной группы учащихся — группы В — с уравновешенными нервными процессами возбуждения и торможения (полное разностороннее восприятие признаков и частей объекта, речь детей нетороплива, выразительна, содержательна) — состоит в первую очередь из заданий учебника — они ориентированы именно на эту группу детей. Для них полезны задания, развивающие и углубляющие склонности и интересы ребенка, задания творческого характера.
Для всех детей, независимо от их принадлежности к той или иной психофизиологической группе, в домашнюю учебную работу необходимо включать задания, корректирующие возникшие по тем или иным причинам недостатки, пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся. Это могут быть упражнения на определенное правило, заучивание словарных слов, решение задач и примеров того или иного типа.
Во всех случаях в домашние задания полезно включать работу над ошибками, допущенными в классе или при выполнении предшествовавшей классной работы. Желательно при составлении заданий корректирующего характера учитывать причины возникновения ошибок учащегося: невыученное правило, неумение применять правило в практической деятельности, неразличение, смешение каких-либо явлений, слабое владение способом действия и т. д. Подобный подход оправдывает себя, т. к. позволяет не только исправить допущенную ошибку, но и предотвратить появление аналогичных.
Таковы общие требования к реализации индивидуального подхода к домашней учебной работе учащихся младшего школьного возраста.
Дифференциация домашних заданий:
При продумывании индивидуальных домашних заданий необходимо учитывать их направленность: они могут быть планомерными, нацеленными на постепенную ликвидацию пробелов в занятиях или на перспективу развития познавательной самостоятельности и активности учащихся, и ситуационными, цель которых — устранить пробелы в знаниях, умениях и навыках по мере их выявления. Исследования показали, что планомерные дифференцированные задания более эффективны, т. к. позволяют прогнозировать формы дифференциации и имеют наибольшую направленность на развитие способностей и учебных интересов школьников.
Естественно, что сочетание планомерной (перспективной) и ситуационной индивидуализации повышает эффективность домашней работы учащихся.
В практике наиболее часто встречается дифференциация домашних заданий на общую (для всех учащихся) и дифференцированную (для разных групп или учеников) части. Общая часть является основной, обязательной для всех без исключения детей. Вторая часть может включать в себя два или три варианта, отличающиеся друг от друга объемом, степенью сложности, степенью методической помощи. Основная часть по содержанию — продолжение урока, этапов ознакомления с новым материалом и первичного закрепления, имеющая целью закрепить новое, поупражняться в его применении. Вторая часть — дифференцированная — планируется с учетом индивидуальных особенностей, интересов ребенка, степени овладения им программными знаниями, умениями, навыками. Приведем конкретные примеры дифференциации.
Общее задание: составить предложения на заданную тему. Дифференцированная часть: а) дописать предложения; б) ответить на вопросы; в) выписать предложения из указанного отрывка.
При работе над словарными словами. Общее задание: выучить словарные слова, уметь их написать. Дифференцированная часть: а) списать из учебника словарные слова на определенную тему; б) подписать картинки; в) вспомнить и записать словарные слова по теме.
Точно так же дифференцируется домашнее задание по чтению. Учитывая сформированность навыка чтения, умения отвечать на вопросы, пересказывать, принимая во внимание характер и развитость памяти, можно общее задание «читать текст» дополнять дифференцированными.
Целесообразно каждое задание по пересказу или заучиванию наизусть дополнять заданиями «пересказать по плану», «пересказать, используя опорные слова»; выучить понравившиеся описания, эпитеты, синонимы; читать текст. Последнее задание необходимо для формирования у каждого, без исключения, ребенка запланированного уровня навыка чтения. Подбирая индивидуальные задания, полезно чаще предлагать детям использовать памятки, иллюстрации, предложения из текстов для ответов на вопросы и при пересказе.
Сильным с хорошо развитой речью ученикам задания полезно усложнять сравнением, сопоставлением прочитанных произведений:
• скажите, кто из поэтов написал прекрасные стихи о природе;
• какие писатели рассказывают о героях нашей страны, республики, о подвигах нашего города;
• в каких произведениях мы уже знакомились с жизнью наших дедов и отцов;
• подготовьте краткий рассказ (пересказ) на ту же тему, но по другому произведению;
• соотнесите прочитанное со своими жизненными наблюдениями.
Суть дифференцированного подхода заключается не в упрощении содержания материала, а в нахождении более простого пути, по которому ученик должен прийти к конечной цели, т. е. к самостоятельному выполнению задания. И далее. Суть такой дифференциации сводится к изменению характера инструкции для самостоятельной работы, т. е. в домашнее задание включаются подготовительные вопросы или упражнения, выполнение которых подводит ребенка к решению основного задания. Слабоуспевающий ученик в дополнение к заданию учебника получает карточку с теоретической справкой, предписанием, образцом решения и т. д., используя которую, он получает определенную помощь в таком опосредованном виде. Таким образом, при организации домашней работы учеников полезно применять те формы, которые постоянно используются на уроках и при организации самостоятельной деятельности учащихся.
Индивидуальный подход к ученикам при организации домашней работы создает условия для выполнения заданий, направленных на углубление полученных на уроке знаний, совершенствование умений и навыков, а также заданий с учетом интересов и склонностей ребенка, уровня развития его познавательных интересов. При этом наряду с обязательными заданиями, адресованными всему классу, отдельным учащимся учитель рекомендует выполнить то или иное задание, однако элемент добровольности выбора сохраняется.
Ученикам, интересующимся математикой, целесообразно периодически предлагать задания:
• решить задачу, составить обратную данной;
• по имеющимся данным составить задачу в одно-два действия;
• составить задачу для учащихся младшего класса, сделать к ней рисунки;
• составить примеры для устного счета.
Такого рода задания учителя составляют, как правило, сами, дополняя ими имеющийся в учебниках и дидактических пособиях материал по программе. Предъявляются они на карточках, листочках. Возможно и объединение их в одну тетрадь под сквозной нумерацией. В этом случае тетрадь выдается ученику на определенный срок с указанием выполнить отмеченные номера заданий.
Задания по выбору:
Задания по выбору могут быть нескольких видов:
• однотипными и одинаковыми по сложности, но с разным содержанием;
• однотипными и одинаковыми по содержанию, но разной степени сложности;
• однотипными и одинаковыми по содержанию, с разной степенью оказания помощи.
В последнем случае предлагаются задания, направленные на формирование знаний о родственных словах:
а) списать слова и подчеркнуть родственные по образцу;
б) записать два ряда родственных слов;
в) образовать родственные слова с корнями. и записать их.
Сильным учащимся предлагается задание «а», т, к. оно самое сложное
и требует большей самостоятельности; средним — «б», т. к. оно связано с распределением, соотнесением; слабым — «в», в нем дан образец выполнения задания. Однако возможен выбор заданий самими детьми. Учитель настаивает на том или ином задании лишь в том случае, когда имеет в виду вполне определенные цели: закрепить или повторить знание какого-либо материала у конкретного ученика, восполнить пробел, выработать необходимые умения или навыки.
В любом случае важно одно: учитель хорошо понимает, для чего, с какой целью предлагается в качестве домашнего каждое задание — какие приемы и способы действий формирует и оттачивает, что повторяется, в каких умственных действиях упражняется ребенок, какие стороны его личности развиваются. Только тогда усилия учителя и время, отведенное для обдумывания дифференцирования домашней учебной работы учащихся, подбора и составления индивидуальных заданий, принесут пользу ребенку и моральное удовлетворение учителю.