Домашнее задание
Почему-то многим предмет сольфеджио кажется слишком сложным, непонятным и запутанным. Особую проблему в таких случаях представляет выполнение домашнего задания по . Почему? Да потому что дома каждый из вас, учеников, остаётся один на один с уроком, просто не понимая как действовать так, чтобы наверняка всё получилось.
Домашние задания наших детей — самые большие в мире
Сегодняшний школьник не справляется с домашним заданием уже начиная с класса. Родители объясняют это непомерной сложностью школьной программы и, бросив дела, садятся с детьми за уроки, вновь и вновь объясняя им, как решать задачки и писать сочинения. Либо на все время учебы нанимают репетиторов. В истинных масштабах и причинах этого бедствия попытался разобраться «МК».
Фото: Геннадий Черкасов
Учителя: «Школьная математика требует глубокой перестройки!»
По мнению подавляющего большинства учителей, целый ряд школьных предметов перегружен избыточными сложностями и должен быть скорректирован:
— Проблема содержания школьной программы, конечно, существует, — заявил «МК» учитель математики московской гимназии № 1518 Юрий Фирсов. — Взять хотя бы нашу школьную математику: она требует глубокой перестройки!
По словам учителя-практика, детям нужен не набор мертвых знаний, которые выветриваются из голов сразу после выпускного бала, а то, что пригодится в жизни, — логика, умение рассуждать. Этому учит геометрия, а потому этот предмет важен и нужен. Но — внимание: не весь целиком, а только планиметрия. А вот стереометрия в нынешнем объеме — это совершенно лишнее.
Впустую, по словам математика, расходуются также время и силы учеников при изучении ряда других разделов его дисциплины. Например, на полугодичный курс тригонометрии — науки, которая развивалась исключительно для нужд астрономии и геодезии и нужной крайне ограниченному числу людей. «В школе же этот предмет — мертворожденный, не нужный». Не нужен в школе и начальный матанализ, убежден он: «Может, дети формальную технику и усваивают. Но понять как следует не могут! Высшую математику надо преподавать в вузах — на хорошей системе аксиом и определений. А в школе это приемлемо разве что в математических классах. То же — с теорией вероятностей и математической статистикой в нынешнем объеме — по одному часу в и классах. Между тем задачи на теорию вероятностей включены в ЕГЭ, и под ЕГЭ уже перестраиваются школьные учебники!».
Вывод педагога очевиден: сокращение этих и других «ненужных» тем позволит покончить с пустой тратой сил школьников. А сэкономленное время использовать под качественное усвоение действительно необходимых знаний. Но главная трудность, по мнению математика, — убедить методиста. «Ведь если он всю жизнь разрабатывал стереометрию, а ему вдруг говорят, что она не нужна, конечно, он закричит: караул, выхолащивают школьные знания!».
Однако так думают не все.
Методисты: «По качеству математики нашу школу догнала даже американская»
— Последние 40 лет школьная программа в нашей стране не усложняется, а, напротив, упрощается, — заверила «МК» глава центра оценки качества образования Института содержания и методов обучения Галина Ковалева. — Основная содержательная реформа среднего образования прошла у нас к началу годов ХХ века. Она должна была обеспечить преемственность между средним и высшим образованием и привести школьные предметы в соответствие с последними достижениями тогдашней науки — как естественной (космос, ядерная физика и т. д.), так и гуманитарной. Вот тогда наша школьная программа действительно усложнилась: за исключением высшей математики ее практически подняли до вузовского уровня. Однако с тех пор мы занимались только ее разгрузкой и фактически не добавляли ничего нового. Едва ли не единственное исключение составило добавление теории вероятностей на уровне понимания школьников в 2004 году. Но это новшество нельзя считать слишком сложным. А вот содержание, скажем, школьной физики застряло на уровне XIX века — классическая физика, а не современная физика частиц. Тот же дисбаланс между состоянием науки и школьными предметами характерен для биологии, других областей знания.
Впрочем, сложности с освоением школьного материала у нас и в самом деле имеются, признала Галина Ковалева: «Вон внуку моих друзей, первокласснику, задали на дом такие задания, что друзья — между прочим, кандидаты и доктора наук — не знали, как к ним подступиться. Но все почему? Не из-за программы, а потому что училки не объяснили, как их делать. И это, заметьте, в очень хорошей, известной школе!». Именно в школе, подчеркнула глава центра оценки качества образования, и коренится проблема с усвоением материала. И связана она не со школьной программой, а со значительным ухудшением учебного процесса, прежде всего качества преподавания.
В последние годы наши учителя стали плохо учить. Причин много: и обострение проблемы кадров (средний возраст российского учителя — выше 50 лет, а стареющие педагоги не хотят учиться новому); и предельная формализация работы учителя, достигнутая стараниями расплодившихся чиновников; и старение материально-технической базы школы. В таких условиях бедной марьиванне неинтересно, да и некогда придумывать что-то новое — все свое время она тратит на заполнение никому не нужных форм отчетности. А на уроках талдычит детям содержание учебников и не объясняет, что с ним делать, перекладывая свою работу на домашние задания и на родителей. По этой причине по объему домашнего задания Россия и идет впереди 40 ведущих стран мира! Столько, сколько у нас, детям не задают на дом нигде! А наш бедный ученик приходит домой с десятком задачек по математике, которые учитель не объяснил, как решать, и пристает с ними к маме и папе. А тех учили по-другому, и они не могут помочь!
С учителями, сокрушается Ковалева, у нас действительно беда:
— Недавно наш центр в виде теста для учителей попросил их переформулировать задачку для младших классов так, чтобы сделать ее более легкой для слабых ребят и более трудной для сильных. Так, учителей не смогли этого сделать. Так они и учат — читают детям учебники и ничего не объясняют. А вот в Японии сначала решают задачку в классе, а потом ее же задают на дом, но просят решить ее другим способом. А на следующий день в классе все вместе обсуждают результаты. Там учебный процесс нацелен на развитие. А у нас — на долбежку! И наши дети быстро теряют интерес к учебе. По качеству обучения математики нашу школу догнала даже американская! Это национальная катастрофа!
Единственный выход, по словам Ковалевой, учить учителей по-новому, а тех, что уже есть, переучивать. Тем более что новый стандарт прямо предполагает новые требования к обучению. «А наших учителей 20 лет назад учили учить предмет, а не готовить детей для жизни. На то же нацелена и наша система повышения квалификации. Поэтому сдвинуть проблему с мертвой точки без помощи государства нельзя». Частично ее разрешит лишь переход старшей школы на новый стандарт. Он, по словам Ковалевой, предполагает выбор. А дети, мотивированные на успех, будут лучше заниматься тем, что, по их мнению, им нужно.
Дети, собственно, так и поступают. Но, увы: даже в самых лучших школах — с помощью родителей и репетиторов.
Родители и дети: «Учиться без помощи старших? Это невозможно»
— Это только раньше мальчишка прибегал из школы, кидал портфель и до вечера гонял во дворе в футбол. А потом заканчивал университет и становился гениальным физиком, — вздыхает мама московской семиклассницы-лицеистки Лизы. — Сейчас, чтобы ребенок хорошо учился даже в самой лучшей школе, дома с ним обязательно должны заниматься дополнительно — родители или репетиторы. И ни на что, кроме домашних заданий, времени не остается: дочка каждый день ложится спать в час-два ночи, так что все наши кружки пришлось бросить.
Родители занимались с Лизой после уроков с первого школьного дня. В младших классах — потому что в прогимназии, где она тогда училась, учителя, по словам мамы, ничего не объясняли, а новые материалы давали на дом — пусть, дескать, родители объяснят. А усвоил ли ребенок материал, нет ли, там никого не интересовало — гнали галопом по Европам. «Естественно, по всем предметам мы были вынуждены заниматься дома дополнительно. Папа учил математике и русскому языку (у него, к счастью, два высших образования — филологическое и техническое). А я — всем остальным предметам».
Промучившись так четыре года, в класс решили идти в другую школу. Но снова не задалось: некоторых предметов (например, русского языка) там не было полгода. Так что весь год девочка фактически проучилась дома, а в класс снова пошла в другую школу. И снова математику папа объяснял дома. Правда, русский в новой школе был, и более того — на прекрасном уровне. Но, должно быть, по этой причине русистку, по словам мамы, «быстро сожрали, и она ушла — тогда ушли и мы».
Сейчас Лиза учится в одном из лучших московских лицеев, и родители счастливы. Но программа очень сложная. И математику, призналась мама, по-прежнему объясняет папа — того, что дает учитель, недостаточно. Задачи по физике тоже помогает решать папа. Есть у Лизы и репетиторы по двум иностранным языкам: лицей очень хорош, настаивает мама, но в школе язык как следует не выучишь. Для этого нужны индивидуальные занятия, а в школьных языковых группах сильные вперемешку со слабыми: те, кто занимался с преподавателями, легко ведут диалог, а кто учит языки только в школе, не понимают простейших вопросов.
Таким образом, подводит итог мама, если родители сидят за уроками со своими детьми, те получают «пятерки». У тех же, кто рассчитывает только на школу, дети приносят «двойки» и «тройки».
Траты российских семей на частные уроки, репетиторов и подарки учителям, по последним оценкам экспертов, превысили 100 млрд. рублей в год.
Домашнее задание
1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) свеклА 2) бАрмен 3) случАй 4) зАвидно
2. В каком предложении вместо слова ВРАЖДЕБНЫЙ нужно употребить ВРАЖЕСКИЙ?
1) Молодая племянница всегда ощущала ВРАЖДЕБНОЕ отношение к себе со стороны родственников.
2) В статье содержится много ВРАЖДЕБНЫХ высказываний в адрес писателя.
3) Во время обстрела ВРАЖДЕБНАЯ пуля ранила молодого полковника.
4) антилопы слишком поздно заметили ВРАЖДЕБНЫЙ взгляд хищника.
3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) лягте на траву
3) кладите быстро
4) самый приветливый человек
4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Воюя постоянно с соседними народами и побеждая их,
1) от Романа Волынского власть перешла к его сыновьям.
2) У Романа Волынского было много побед, поэтому его называют самодержцем всей Руси.
3) захваченных земель у Романа Волынского стало больше.
4) Роман Волынский так прославился своими завоеваниями, что некоторые историки называют его самодержцем всей Руси.
5. Укажите предложение с грамматической ошибкой.
1) Современники восхищались одой «Водопад», написанной на смерть фаворита императрицы.
2) Осуждая своих современников, М.Ю.Лермонтов пишет, что «печально я гляжу на наше поколенье».
3) Имея самое большое население в мире, Китай сегодня столкнулся с острым дефицитом квалифицированных кадров.
4) Читая роман, мысленно погружаешься в жизнь патриархальной русской семьи.
6. Вставить пропущенные буквы.
(Ребенок) разв..вается, обд..лить, подсл..стить, см..ковать, обв..нение, пр..дильный (станок), зам..рить (голодом), прит..жение, опр..снить (воду), под..яние, вытр..вить, (наш) зап..вала, расщ..пление (атома), упр..стить, спл..титься.
(1)Когда—то один древний китайский философ сказал, что молодое деревце легко гнётся от ветра и не ломается во время сильной бури. (2)А вот большое дерево, куда более крепкое, не гнётся, но буря его может сломать. (3)И все невзгоды, все бури, каждый прожитый год бережно хранят древесные кольца.
(4)Я часто сравниваю себя с таким деревом: внутри меня такие же кольца — мои прожитые годы. (5)Я тоже, как дерево, храню в себе слои отжитого: где—то в самой глубине ясные, чёткие круги детства, а дальше, нарастая и нарастая, откладывалась юность, зрелость, круг за кругом, делая меня крепче, избавляя от слабости, податливости и в то же время делая всё более уязвимым и сухим. (6)Смешное детство! (7)Оно вписалось в мою жизнь далёким неверным маревом, раскрашивая будущее яркими мечтательными мазками. (8)Вот кольцо последнего года войны, последнего боя, последнего марша на танках. (9)А это кривое кольцо очень долгого года несчастной любви, метаний. (10)Каждый новый круг обнимает всё прошлое, расходится вширь; кажется, и жизнь расширяется, захватывая всё новые пространства. (11)Каждый круг будто волна, которая разбегается во все стороны, всё дальше от сердцевины, от моей человеческой сути.
(12)Только в отличие от дерева отпечатки лет не сохранились с такой чёткостью, годы слились, иные и вовсе стали неразличимы. (13)А потому жизнь дерева кажется мне завидно цельной: каждый год неукоснительно менялась листва, наращивалось новое кольцо ствола — немножко толще, немножко тоньше, — но и корни, и листва делали своё дело, и дело это откладывалось зримым слоем. (14)В дереве не было впустую прожитых лет. (15)Все эти годы, что я шагал по свету, мечтал, воевал, ссорился, кому—то завидовал, ревновал, искал славы, отчаивался, ленился, писал не то, что хотел, — оно неустанно изготавливало из солнца кислород, листву, древесину. (16)Оно тоже страдало (от жары, от жучков, от ранних морозов), но оно никогда не отчаивалось, не совершало ошибки.
(17)Кольца моей жизни — рассказ о прошлом. (18)Кольца — это автобиография человека. (19)Я разглядываю этот срез, словно картину, испытывая смутную тоску по своей жизни, далёкой от такой же ясности, от простых и тихих радостей земли. (20)Мне уже невозможно дойти до такого совершенства. (21)Как же прожить жизнь, чтобы не жалеть о сделанных ошибках, чтобы сохранить себя, выстоять в невзгодах и испытаниях? (22)По—моему, стоит вспомнить знаменитые строки Фета: «Учись у них — у дуба и берёзы. »
Как быстро сделать домашнее задание. Высокоскоростное выполнение домашних заданий! Маленькие хитрости
Исследование, проведённое под руководством американского исследователя Фернандеса-Алонсо, говорит о том, что если ученик средней школы тратит на домашнюю работу более чем 90-100 минут в день, его оценки ползут вниз.
Это касается оценок по математике и естественно-научным дисциплинам. Хотя, может, ребята потому и сидят больше часа над уравнением, потому что никак не возьмут в толк, что вообще происходит с этим «иксом». В любом случае, если вы видите, что работа затягивается на два часа, пригрозите ребёнку двойками и отправьте отдыхать.
4. Внимательные родители помогают ребёнку учиться
В этом уверены исследователи Уокер, Гувер-Демпси и другие. Это те родители, которые отвечают на сложные вопросы, поддерживают в тревожных ситуациях, подбадривают перед публичным чтением стихов русских поэтов и даже звонят в школу: «Наталья Николаевна, вы точно задавали делать дома опыты с возгоранием ворсистой части ковра?».
В общем, от таких помощников, по учёному мнению, сплошная польза: создание связи между семьёй и школой, всесторонняя поддержка и мотивация ребёнка. Только папа с мамой могут популярно объяснить, почему нужно учиться и что грозит в случае провала в четверти.
5. Нет, родителям лучше всё же выйти за дверь
Другие учёные, Пэтэлл, Робинсон и уже упомянутый профессор Купер, в исследовании 2008 года настаивают, что папа, мама и бабушка за спиной ребёнка способны наломать дров. Дети, оказывается, учатся хуже, если чувствуют давление из-за левого плеча: «Давай, Сеня! Ровнее строчку! Тут „пять“ пиши. Опять запятую забыл!».
Подобная настойчивая помощь убьёт остатки мотивации. Поэтому правильной стратегией будет поддержка, но не контроль. Пусть даже взрослым трудно сохранять улыбку на лице, когда речь заходит о спряжениях глаголов, стоит помнить, что внутренний настрой ребёнка важнее всего.
Источник фото: istockphoto.com
6. Сколько можно? Сколько можно делать уроков?
Американская Национальная ассоциация образования поддерживает правило десяти минут. Эти 10 минут на все уроки в первом классе превращаются в 20 во втором и так далее. Однако в выпускном классе домашняя работа не должна превышать двух часов.
Преподаватель математики, участник проекта «Учитель для России» Александр Ядрин рассказал «Летидору», как школьникам нужно правильно выполнять домашнюю работу.
Основная цель, которой руководствуется учитель, когда дает на дом задание — закрепить знания ученика по определенному предмету. Чтобы домашнее задание не вызывало раздражения и давалось проще, необходимо соблюдать несколько простых правил:
За уроки надо садиться сразу после школы
Согласно исследованиям немецкого психолога Г. Эббингауза, для лучшего запоминания школьник должен повторять материал, пройденный на уроке, соблюдая определенные промежутки времени (сразу после изучения, через 20 минут, через 40 и через 8 часов).
К концу последнего урока у школьника едва остается 40% материала, который он проходил в начале дня. Так что за домашнее задание садиться надо сразу после занятий, пока знания, усвоенные за день, не выветрились из головы окончательно.
Я считаю, что для начальной школы отличный вариант — делать уроки на продленке (при условии, что там спокойная атмосфера и дети не «стоят на ушах»). Они только прошли новый материал и тут же после уроков его закрепляют. Что касается средней и старшей школы, то возможно делать домашнее задание в кабинете учителя-классного руководителя или учителя-предметника.
Что происходит, когда домашнее задание ребенок делает вечером или вовсе через несколько дней после того, как он его получил? К тому моменту, когда школьник садится за уроки, он не помнит больше половины теории. Мотивации к занятиям нет никакой, так как надо лезть в учебник, искать нужный параграф, вспоминать правила — напрягаться больше положенного. Проще списать с решебника или у соседа по парте.
Если после школы у ребенка кружок или секция, лучше делать уроки утром на следующий день
Очень часто дети параллельно со школой занимаются различными видами спорта. Я, например, когда был школьником, ходил в секции волейбола и баскетбола. После них возвращался домой в 10 вечера, сил на уроки совсем не было.
Спасибо моим родителям, которые относились ко мне с пониманием и интуитивно приняли верное решение. Так как на работу они уезжали очень рано, они поднимали меня в пять утра, в школу я приезжал к семи. У меня было ровно полтора часа, чтобы сделать домашку. И я отлично справлялся. На свежую голову думать очень хорошо. Конечно, делать уроки утром сложнее, чем сразу после занятий, но намного лучше, чем вечером, когда клонит в сон.
Начинать надо с любимого предмета
Если школьник начинает выполнение домашнего задания с нелюбимого предмета — это, скорее всего, сделает его раздражительным. Значит, у него пропадет мотивация к обучению, и продолжать вряд ли захочется. Поэтому браться за уроки надо с любимых заданий.
Когда начинаешь с любимого (легкого) предмета, он получается быстрее. Взял какую-нибудь простую тему, быстро прочитал, сделал упражнение — и первая домашняя работа готова. Есть положительное подкрепление дела — успех, и ребенок с интересом берется за следующий урок.
Выполнение домашней работы разделите на раунды по 25 минут
Учитель обрекает свой предмет на ненависть, если выполнение домашней работы по нему занимает больше 20 минут. Кстати, даже по СанПиНам на домашнее задание в среднем по одному предмету не должно уходить больше этого времени.
Одно из правил таймменеджмента заключается в том, что выполнение задачи надо разделить на раунды по 25 минут, между ними делать небольшие перерывы (5-7 минут). Предложите ребенку установить таймер на телефоне на 20-25 минут и в это время максимально сосредоточиться на предмете. Когда время выйдет, важно отложить учебник и немного отдохнуть (также по таймеру, чтобы не было соблазна отвлечься от уроков). Затем с новыми силами приниматься за следующее задание.
Максимальная концентрация внимания достигается за счет постоянной смены видов деятельности
В младшей школе ребенок может сконцентрироваться самое большее 5 минут. В средней и старшей — 10 минут. Чтобы сделать выполнение уроков более продуктивным, школьнику нужно регулярно менять виды деятельности. Максимальной концентрации добиваются сменой интеллектуальной и физической активности. В небольших перерывах между раундами он должен полноценно отдыхать. Можно прыгать, бегать, отжиматься, приседать. Можно спеть песню — это отлично снимает напряжение и помогает переключиться.
Важно помнить: если ребенку не нравится предмет, значит, он его не понимает. Задача учителя и родителя — сделать урок прикладным к интересам ребенка. Например, если физика идет очень плохо, но хорошо получается играть в баскетбол, соедините два дела. Изучайте физические законы, наблюдая за мячом — расскажите, как кинетическая энергия мяча при броске превращается в потенциальную. Если есть проблемы с геометрией, можно рассчитать, каким должен быть угол атаки в баскетболе, чтобы бросок в кольцо получился максимально точным.
К ребенку всегда можно найти подход, если общаться с ним через его интересы. Как-то ко мне подошла старшеклассница и пожаловалась, что не хочет учить английский, так как он вряд ли пригодится ей в выбранной профессии. Девушка мечтала стать поваром и была уверена, что ей понадобится только французский. Я предложил ей посмотреть кулинарные шоу Джейми Оливера на языке оригинала. Через месяц мы встретились. Она рассказала, что уже неплохо понимает английский, так как передачи с Оливером захватили ее настолько, что ей пришлось подтягивать знания в языке.
Она смотрела шоу с большим интересом, потому что хотела реализовать себя в выбранной профессии. Благодаря таким занятиям ученица улучшала не только лексическую базу, но и произношение, культуру и основы профессиональной этики.
Дискуссия вокруг домашней работы всегда остается неисчерпаемой. Многие считают, что и вовсе нужно отменить домашнюю подготовку – пусть школьники наслаждаются детством. Тем не менее грамотный педагог всегда ищет способ заинтересовать в предмете, – и отчасти выполнение учеником домашней работы может учителю в этом помочь. Ведь когда ученик понимает предмет, он его любит.
Выполнение домашних заданий зачастую связано с достаточно серьёзными сложностями. Школьники испытывают трудности, поскольку устают после уроков, стремятся скорее заняться своими делами, отдохнуть. Им тяжело сосредоточиться и взяться за очередную работу. Нелегко вновь начинать учиться уже дома, подходить к каждому заданию ответственно. Для успешных занятий требуется сила воли, усидчивость. Разумеется, сказывается усталость, а некоторые дисциплины сами по себе вызывают отрицательное отношение. Например, всегда тяжелее выполнять домашнюю работу по тем предметам, которые менее понятны. Самое главное в таких случаях – сосредоточиться, следовать алгоритму работы, продумать план занятий, рационально распределять время и не отвлекаться. Учитывайте ряд нюансов, помните рекомендации, чтобы быстро делать домашнее задание и не допускать ошибок. Тогда вы сами удивитесь результатам: оказывается, можно заниматься гораздо эффективнее, тратить при этом меньше времени.
- Начните с составления графика ваших домашних занятий. Желательно, чтобы какое-то время учёбе вы уделяли каждый день, а не только непосредственно перед походом в школу. Если вы распределите нагрузку более равномерно, вам будет гораздо легче работать. Всегда учитывайте в вашем распорядке дня, что на уроки может уйти чуть больше времени, чем вы рассчитывали. Оставляйте запас от 30 минут до 1 часа. Старайтесь выполнить всё в срок, но и не забывайте, что данный запас у вас остаётся. Пусть длительность периода, выделенного на выполнение заданий, вас не пугает: когда вы привыкнете работать внимательно, по плану, у вас будет уходить времени заметно меньше, чем обозначенный срок.
- Учитывайте разные факторы, связанные с другими делами, работой, когда определяете время занятий. Желательно не садиться за уроки сразу после прихода из школы. Лучше выделите время на отдых, отвлекитесь от учёбы, перекусите. Хороший вариант – погулять на улице, немного заняться спортом. Если вы устали, остановитесь на пассивном отдыхе: почитайте книгу, посмотрите телевизор. Однако не устраивайте слишком длительный перерыв. Нормальное время для отдыха после школы – 1-1,5 часа. Иногда ученики предпочитают немного поспать, вернувшись из школы, но это не очень хороший выход. Таким образом вы будете сбивать себе режим, сон урывками обычно плохо влияет на организм. Если вам это необходимо, надо посоветоваться с врачом. Хороший вариант – достаточное время спать ночью, тогда вам не будет хотеться лечь, когда вы придёте домой.
- Помните, что залог хорошей работы – порядок во всём. Составив график занятий, всегда ему следуйте. Чтобы не забывать вовремя сесть за уроки, ставьте будильник. Также он вам пригодится для обозначения периодов работы, между которыми надо сделать перерыв, примерно 10 минут. Когда уроков задано много, не нужно для экономии времени делать всё подряд. Вам понадобятся перерывы для отдыха, желательно делать их каждые 35-50 минут. Их частота может зависеть и от характера работы: ориентируйтесь на своё состояние. Если работа фрагментарная (например, вы решаете задачи по физике или алгебре), но вы от неё утомляетесь, можно отдохнуть через 35 минут. Когда задание даётся вам легче, но само по себе требует длительного времени выполнения (например, написание сочинения), стоит сделать перерыв через 50 минут, но немного дольше отдыхать.
- Держите в строгом порядке все ваши вещи, школьные принадлежности, учебники и тетради. Тогда у вас всегда всё будет под рукой, вам не понадобится долго искать потерявшиеся предметы или заводить новые тетрадки. Обратите внимание, что сама обстановка начнёт создавать у вас рабочее настроение, когда вокруг всё стоит на своих местах.
- Приступая к занятиям, заранее позаботьтесь о тишине и спокойствии. Вас ничто не должно отвлекать: выключите телевизор, уберите в сторону любимые книги, журналы. Желательно выключить компьютер и телефон. Это поможет правильно делать домашнее задание, не затягивать работу.
- Создайте для себя максимально комфортные условия. Стол должен быть удобным, уберите с него все посторонние предметы. Выберите самый подходящий стул, обратите внимание на его высоту, соответствие столу. Старайтесь сидеть прямо, не нагибаться слишком низко к тетрадям. Если будете сгибаться, в такой позе вы гораздо быстрее почувствуете усталость, потому что увеличится нагрузка на позвоночник, спину. Не следует заниматься на диване, лёжа, поскольку это негативно влияет на зрение.
- Постепенно создавайте собственную «базу знаний». Обязательно сохраняйте свои записи, тетради, контрольные и письменные работы, конспекты. Всё это вам непременно пригодится. Даже если вы уже перешли в другой класс, не выбрасывайте бумаги: потом темы могут повторяться, многие из них тесно связаны между собой. Ведите записи, когда занимаетесь самостоятельно. Например, если какая-то тема или предмет вызывают у вас трудности, сами старайтесь восполнить пробелы: перечитывайте теорию, конспектируйте сложные места, выполняйте практические задания. Все эти материалы помогут вам освоить информацию, овладеть нужными умениями, а в дальнейшем вы сумеете, просто просмотрев старые записи, воспроизвести всё в памяти.
- Подумайте, в каком именно порядке лучше делать домашнее задание. Можно начинать с более простого, если вы не сразу погружаетесь в работу, вам тяжело сконцентрироваться. Когда вы быстро утомляетесь, следует приступать сначала к более сложным заданиям, а простые оставлять на последний период работы.
- Быстро делать домашнее задание вам поможет рациональное распределение времени, сосредоточенность и ответственное отношение. Не отвлекайтесь на другие дела – время пролетит быстрее, не ослабляйте внимание – вам не придётся долго исправлять недочёты.
- Составьте распорядок дня и всегда ему следуйте.
- Отдыхайте после школы. Можно погулять или просто посидеть дома.
- Держите в строгом порядке все вещи, тетради и учебники, школьные принадлежности.
- Поставьте будильник, чтобы не пропустить начало домашних занятий.
- Сосредоточьтесь и устраните все факторы, которые могут вас отвлечь: выключите телевизор, не общайтесь по телефону с друзьями.
- Делайте перерывы в занятиях, чтобы не переутомляться.
- Рационально распределяйте время: примерно рассчитайте заранее, на какие уроки сколько времени у вас будет уходить, учитывайте особенности школьного расписания, ваш уровень подготовки. Что-то можно отложить, сделать в выходные. Но основную массу уроков лучше делать сразу, когда вы пришли из школы, у вас свежи воспоминания, тему недавно объяснил учитель.
- Подумайте, с чего вам лучше начинать: с более лёгких заданий, или сложных.
- Работайте не спеша, чтобы избежать появления ошибок.
- Когда всё сделано, обязательно проверьте выполненную работу, постарайтесь найти и исправить недочёты.
Не зная, как приучить ребенка делать уроки, родители обречены на ежедневное противостояние. Многие дети ни за что не хотят делать домашнее задание, объясняя это усталостью, скукой, непониманием материала, желанием играть, а не корпеть над школьными учебниками, в общем, находят множество отговорок – лишь бы не усаживаться за рабочий стол. И победить в этом извечном упорном противостоянии можно лишь при помощи разумных доводов и личного примера, конечно же, запасшись изрядной долей терпения.
Единственно верный вариант работы над ошибками демонстрируют нам годовалые малыши, которые только приступают к освоению нового для себя навыка — ходьбы. Вспомните, что делает ребенок после неудачи, если, конечно, это не сопровождается травмой? Он не плачет, не расстраивается, он пытается вновь встать на ноги, и вновь, и вновь. Это происходит до тех пор, пока результат его не удовлетворит. Освоившись на новом уровне своих возможностей, он доводит свои умения до совершенства и продвигается дальше. Трудно даже представить, научились бы дети ходить, если бы мы ругали их за неудачу или не давали возможности повторить попытку.
Когда малыш начинает переворачиваться, его перестают оставлять одного на пеленальном столике. Когда он постоянно падает, пытаясь научиться стоять, ему помогают найти опору. А неуклюжие попытки заговорить всячески помогают претворить в связную речь. Однако никто даже и подумать не может, чтобы запретить ребенку вставать, дабы он не ударился, запретить садиться, дабы он не упал, не разрешить лепетать несуразные слоги, пока не начнет говорить правильно.
Но к учебе, как ни печально, многие родители подходят именно так — ругают и выказывают неудовольствие различных степеней и окрасок по поводу ошибок и недочетов. Это происходит и при выполнении домашнего задания ребенка, и при просмотре прописей, а в дальнейшем — и дневника. Неудивительно, что вскоре уговорить ребенка делать уроки, как показывает практика, будет получаться только с боем, после многочисленных уговоров или окриков, а школьная учеба перестанет приносить удовольствие, и это при том, что познавательная деятельность у детей 6-7 лет является ведущей!
Помогать ли детям делать уроки, или с первых дней заставлять школьников заниматься дома самостоятельно? Как научить ребенка делать домашнее задание быстро? В этом вам помогут представленные ниже советы опытных педагогов и психологов.
Как выучить уроки, и почему детям нужна помощь
Ведущая деятельность означает приоритетная, приносящая удовольствие, та, которая легко удерживает внимание ребенка и позволяет ему долго оставаться включенным в работу. Согласитесь, завидный список качеств, особенно если отнести его к подготовке ребенком домашнего задания. Конечно, от ироничной улыбки трудно удержаться, но как практикующий специалист я настаиваю на правдивости всевозможных психологических трудов, утверждающих, что потребность приобретать знания максимальна именно у детей 6-7 лет.
Справедливость родительских вздохов при словах «домашнее задание» и «школа» также можно понять. А что делать с этими двумя правдами — наличием познавательной потребности и слезами при выполнении домашнего задания, как мотивировать ребенка делать уроки, предстоит разобраться.
Занимаясь работой над ошибками и поиском конструктивного способа этой работы, не стоит возвращаться к вопросу выбора школы и учителя: будем считать, что с этим вы удачно справились, и школа, как и педагог, подходят вашему ребенку. Теперь важно не испортить хороший старт. И поскольку основными атрибутами школьной жизни, благодаря которым мы соприкасаемся с учебной деятельностью нашего ребенка, являются оценки и домашнее задание, мы сначала обсудим проблемы, возникающие при выполнении последнего.
Почему же на начальном этапе обучения детям нужна помощь с уроками? Школьная атмосфера для первоклассника еще в новинку. Маленькому школьнику приходится решать массу новых и сложных задач: от необходимости продолжительное время усидеть за партой до поиска своего места в новом коллективе. И в таком, достаточно стрессовом, состоянии ребенку сложно оставаться собранным и сосредоточенным. Ворох эмоций необходимо переработать, осмыслить и пережить. Именно поэтому основное требование Министерства образования к работе учителя начальных классов — не заставлять детей выполнять домашние задания на первых этапах школьной жизни. К сожалению, это требование не выполняется повсеместно, хотя, по мнению психологов, оно невероятно полезно и важно.
Как показывает практика, выучить уроки ребенку не так-то просто. Наличие домашнего задания обостряет и без того наэлектризованные отношения между родителями и детьми. Ведь вся семья старается соответствовать новому статусу и требованиям. Для ребенка даже сбор школьного портфеля может стать невыполнимой задачей, что уж говорить о самостоятельном выполнении уроков. Будет логичным и естественным, если вы поможете своему ребенку, а не бросите его одного в бурный водоворот новых заданий, правил, обязанностей, а также незнакомых предметов, вещей и одежды. Согласитесь, ему есть от чего растеряться. Поэтому на первых порах помогать ребенку в приготовлении домашних заданий, как говорят психологи, можно и нужно.
Советы, как правильно приучать ребенка делать уроки самостоятельно
Если вы попали к учителю, которому сложно придерживаться «попустительских» рекомендаций Министерства образования, и домашнее задание стали задавать уже в сентябре, желательно ежедневно помогать ребенку. Чтобы делать уроки с ребенком правильно, как советуют опытные педагоги, нужно поддерживать, вдохновлять, поощрять и контролировать. Именно в таком порядке. Дети до 12 лет могут менять и трансформировать свое поведение, ориентируясь только на положительные стимулы.
Если вам повезло, и домашнее задание стали задавать позже, схема действий все равно останется такой же, только вы получите большее удовольствие от процесса и ваши отношения с ребенком не подвергнутся испытаниям на прочность уже с первого сентября. Можно лишь позавидовать.
Сразу нужно предостеречь пытливых и добросовестных мам и пап от иллюзии, что хороший родитель всегда знает ответы на все вопросы. Это утопия и знакомый все перфекционизм. Далеко не всегда учителя остаются спокойными и сдержанными.
Внимательно прислушайтесь к себе: достаточно ли вы отдохнули, готовы ли к освоению нового для себя дела — выполнению домашнего задания с ребенком, да еще с учетом такого вороха всевозможных психологических рекомендаций! Да и хорошо ли вы знаете о том, как приучить ребенка делать уроки самостоятельно?
С другой стороны, следует помнить о том, что не существует нормы для хорошего ребенка. Невозможно сказать, что «нормальные» дети — это смелые, уверенные, никогда не сомневающиеся в себе или, наоборот, ласковые, послушные, старательные и застенчивые. И поскольку никакой нормы нет, для помощи конкретно вашему сыну или дочке понадобится найти уникальный рецепт. Одним детям, чтобы помочь делать домашнее задание, как показывает практика, необходимо больше поддержки, другим — больше самостоятельности. Предложенные рекомендации призваны облегчить взаимопонимание, а не подвести всех детей к одному знаменателю. И еще раз нужно подчеркнуть: воспитание — это именно процесс, так как ваши отношения с ребенком строятся здесь и сейчас, а не с расчетом на то время, когда он уже будет все знать, уметь и являть собой конечный продукт воспитания.
Помочь ребенку с уроками как можно эффективнее можно лишь в том случае, если вы будете соизмерять возможности малыша и свои амбиции «хорошего родителя» при составлении графика кружков и секций. Если ваш первоклассник посещает после уроков еще пару-тройку внешкольных занятий и приходит домой с продленки, то, скорее всего, к вечеру его познавательные потребности уже иссякли, а актуальными становятся потребности базовые: в питье, еде, сне и безопасности, что и призвано давать человеку его жилище.
Никакого урона развитию таланта это не принесет, как и не принесет вреда самоопределению. Сознательный выбор кружков и первая заявка на дело всей своей жизни происходят намного позже, в подростковом возрасте. Поэтому вы никуда не опоздаете, а вот подорвать психику и здоровье ребенка можете запросто.
Точно так же и ваш первоклассник, придя домой, может делать все вразвалочку, не слышать просьб и замечаний, долго бегать в одном носке и никак не хотеть делать уроки. У ребенка должно быть время для самого себя. Чтобы научить ребенка выполнять домашнее задание самостоятельно, как показывает практика, нужно дать ему насладится атмосферой дома, поделать какое-то время то, что малышу хочется. Необходимым условием плодотворной работы над уроками является наличие у ребенка сил на этот процесс. Если он сыт, погулял, не хочет спать, скорее всего, ему будет интересно или, как минимум, он будет готов выполнить свои обязанности ученика без лишних скандалов.
Под отдыхом не подразумевается время перед телевизором или компьютером. Виртуальная реальность делает мозг пассивным, настраивает его на получение яркого стимулирующего материала в виде картинок. Она не требует анализа и творческого подхода. После подобного «отдыха» в реальность, где ребенку необходимо делать домашнее задание, причем как можно лучше, вернуться очень сложно — и это верно практически для всех детей. Таким образом, отдых за компьютером или телевизором оставьте на потом. Для успешной разгрузки лучше подойдут разговоры с вами, прогулка, возможность повозиться на кухне с мамой, помочь папе, порисовать, поскучать и придумать игру. Итак, перед тем как заниматься с ребенком уроками, воздержитесь от телевизора или компьютерных игр.
Приготовление домашних заданий: как родителям помочь ребенку делать уроки
Следующий шаг на пути того, как научить ребенка делать уроки, — это принятие решения о количестве и качестве вашего участия в этом процессе. Некоторые родители решают вовсе не вмешиваться, оставив «школьное» школьникам. Другая часть приходит к выводу о необходимости сидеть над уроками вместе. Как же быть — помочь ребенку выполнить домашнее задание или отстраниться? Правда всегда находится посередине.
Любая помощь ребенку в новой деятельности схожа с обучением езде на велосипеде. Рассмотрим несколько способов обучения.
Вначале мы все время поддерживаем ребенка, подсказываем, стараемся быть рядом. Спустя какое-то время ребенок уже делает первые кратковременные самостоятельные заезды, затем больше, дальше. Наша помощь нужна все меньше и меньше, только для того, чтобы поддержать или утешить после падений. На следующем этапе ребенку просто спокойно, когда мы наблюдаем за его катанием, и приятно, что мы присутствуем при его успехах. Спустя еще какое-то время детям уже неважно наше присутствие, они просто получают удовольствие от процесса, с его сложностями и радостями.
Этот алгоритм действий подходит практически для любой новой деятельности, где ребенку нужна помощь взрослых. В том числе и в таком вопросе, как помочь ребенку в выполнении домашних заданий А пример с велосипедом показывает, с какой интенсивностью и как долго предлагать родительскую помощь.
Можно, в качестве примера, лихо продемонстрировать собственную езду на велосипеде: как вы здорово держите равновесие, можете отталкиваться, мастерски объезжаете препятствия — результатом может быть полное нежелание у ребенка вообще садиться за руль. Сложно радоваться своим скромным успехам, когда рядом такой виртуоз, к тому же кататься и учиться необходимо не вам, а ребенку, поэтому триумфальная демонстрация собственных навыков — изначально затея бесполезная.
Вывод: новое дело должен осваивать сам ребенок, а не взрослый вместо него, и активная демонстрация собственных доблестей, а на детском языке «хвастовство», успеху подопечного способствовать не будет.
Как заниматься с ребенком, чтобы научить быстро делать уроки
Другой способ обучения — делать уроки с ребенком, но так, как будто вас нет рядом, то есть использовать тактику невмешательства.
Вот велосипед, вот дорога. Вперед! Нельзя сказать, что так ребенок ни в коем случае не научится кататься. Многие освоили железного коня и без помощи родителей. Самая большая неприятность при таком способе обучения — высокая вероятность травм разной сложности и тяжести. И в этом причина того, что часть детей после подобных неудач попросту бросили все попытки освоить езду.
Вывод: для более мягкого, бережного и безопасного вхождения в новую сферу деятельности ребенка лучше поддержать.
Есть и такой способ обучения: вместо того чтобы дать ребенку в руки чудо механики под названием велосипед, вы будете долго и много про него рассказывать. Это никак не будет способствовать уверенной езде вашего ребенка.
Это касается и того, как научить ребенка быстро делать уроки: комментариев должно быть меньше, практики больше.
А теперь представьте, что при общении с новым механическим другом все действия ребенка будут оговариваться, направляться, усовершенствоваться и предвосхищаться нависающим над ним — в буквальном смысле — мудрым руководителем. При такой расстановке сил ученик или разозлится, так как личного пространства для мыслей и действий нет, или полностью подчинится воле руководителя.
Вывод: оставьте пространство для мыслей и действий малыша. В процессе того как делать уроки с детьми, родители и ни буквально, ни фигурально не должны «нависать» над его домашним заданием. Этим вы дадите ему возможность сформировать личный опыт и сделаете важное психологическое послание ребенку: «С тобой все в порядке, родители уверены в твоих силах!»
А бывает и так: бегущий за велосипедом взрослый старательно, крепко и настойчиво держит хорошо освоившего езду ребенка. Ситуация комичная, но нередкая. При этом скорость езды значительно замедляется, а тревога по поводу отрыва от спасительных родительских рук только увеличивается.
Вывод: отпускать надо вовремя.
Эти примеры достаточно наглядно иллюстрируют все возможные варианты крайних родительских позиций: полный контроль над деятельностью ребенка и полное невмешательство.
Из сказанного просится очевидный вывод: чтобы научить ребенка делать уроки самостоятельно, так, как того требуют учителя, и для того чтобы обучение происходило легко, новая деятельность вначале должна осваиваться совместно с родителями, а затем постепенно взрослым нужно отходить на второй план, уступая школьнику главную партию.
Как усадить ребенка за уроки, если он не хочет делать домашнее задание
Многие родители, желая помочь ребенку делать уроки и не зная, как реализовать этот план, сталкиваются с тем, что во время выполнения домашних заданий малыш не желает слушать их рекомендаций. Дело в том, что на фоне смены основной потребности с игровой на учебную главный авторитетный взрослый также меняется. Им становится учитель, или даже учитель с большой буквы. По этой причине от детей можно часто слышать фразы: «Нас так не учили!», «А Наталья Викторовна объясняла не так!». Сделать здесь ничего нельзя, да и нет необходимости. Это естественный процесс, который вначале проявляется достаточно ярко, но спустя какое-то время блекнет и теряет остроту. Ребенок начнет подвергать сомнению и слова учителя, впрочем, это не означает, что он начнет вновь слепо доверять вам. Взросление — это непрерывный процесс отделения, начиная с разрезания пуповины и заканчивая уходом в самостоятельное плавание по волнам идей, мировоззрений и жизненных позиций. Постарайтесь относиться с уважением к новым кумирам вашего ребенка. Не волнуйтесь, очень скоро они сойдут со своих пьедесталов и станут просто значимыми людьми.
Но даже если вы методом проб и ошибок на собственном опыте уже поняли, как усадить ребенка за уроки, может возникнуть другая проблема – выполнив работу неправильно, малыш не хочет исправлять ошибки. Поскольку избежать промахов нет никакой возможности, то, следовательно, эмоционально подкреплять необходимо не сами ошибки, а их исправление. Для начала предложите ребенку самостоятельно находить свои ошибки. Это, с одной стороны, снизит тревогу, а с другой — повысит самоконтроль.
Самым важным моментом в освоении любого навыка является его многократное повторение и исправление ошибок.
Сначала малыш учится переворачиваться, чуть позже осваивает речь, за ней — письмо и , но алгоритм освоения всех этих умений остается неизменным. Меняется только выражение лиц взрослых: после очередного приземления на попу маленького карапуза, пытающегося сделать первые шаги, мы умилительно улыбались, а теперь, заметив очередное исправление в тетрадке с домашним заданием, хмурим брови.
Как маме без крика уговорить ребенка делать уроки
Безусловно, папе и маме надо знать, как делать с детьми уроки, но не менее важно в процессе выполнения домашних заданий формировать у ребенка уверенность. А для этого необходимо предоставлять школьнику самостоятельность. Естественно, пытаясь научиться чему-либо, ребенок будет совершать ошибки (как тогда, когда учился ходить) и исправлять их. Именно поэтому в тетрадках появляются жирные наводки правильных букв и цифр, подтирки, зачеркивания, затирания пальцами. Эти яркие результаты самостоятельной работы настойчиво бросаются в глаза. Чтоб делать уроки с ребенком без крика, как показывает практика, нужно постараться не вмешиваться, не ругать, не сердиться. Своим невмешательством вы сообщите ребенку о своей уверенности в его силах и продемонстрируете готовность принять его несовершенство.
Использование черновиков предполагает выполнение работы дважды, а это дополнительная нагрузка на неокрепшую мелкую моторику ребенка, на его рассеянное внимание и ваши отношения. При старте на такой важной трассе, как школьная жизнь, аккуратность — не тот приз, за который стоит бороться с самого начала. Со временем ребенку самому захочется получать удовольствие от порядка в тетради. Как правило, это происходит во втором полугодии, когда у многих адаптация уже завершилась, внимание стало более устойчивым и появилось желание оттачивать приобретенные навыки.
Разрывая неопрятные тетради, заставляя переписывать по нескольку раз до получения идеального результата, переходя на крик из-за исправлений и затертостей, вы действуете вразрез с психофизическими возможностями шестилетнего ребенка. И что еще более важно — уводите его от любви к учебе в раздражение, усталость и неуверенность.
Затраченные усилия во время выполнения задания и работы по его исправлению
«Результат как желанная и единственная цель» — подобный настрой часто является у родителей основным. С другой стороны, результативность труда — это главная цена любой работы. Когда вы отдаете в ремонт фен, вы вправе требовать получение исправного электроприбора — это и будет результатом, заказываете копию ключа — ожидаете, что он откроет дверь, шьете платье — хотите, чтобы оно сидело отменно. К сожалению, или к счастью, в обучении и воспитании невозможно получить результат четко запланированный, так как объект ваших трансформаций имеет свои чувства, потребности и права, это не безмолвный фен или платье.
В процессе воспитания и обучения возникает огромное количество нестыковок, ошибок, непонимания, поисков договоренностей и компромиссов, объяснений. В этом и заключается взаимодействие и общение с ребенком. И если из всего этого многообразия оставить только результат, то выходит, что ребенок нами любим только при условии хороших оценок и полного послушания. Это — прямой путь к неврозам, и некоторые семьи проходят его до конца.
Если взрослые ценят только достижение ребенком результатов, игнорируя при этом неудачные попытки как потраченные впустую время и усилия, то через некоторое время ребенок, вполне вероятно, будет испытывать трудности при выборе того или иного способа действия. Заданный идеальный результат ему известен, но как найти путь, чтобы достичь его, избежав ошибок и исправлений, а значит, неудовольствия взрослых?
Советы психологов касательно того, как помогать ребенку в приготовлении уроков:
- При неудачах констатируйте лишь факт их существования, избегайте эмоционального подкрепления, тем более негативного и яркого.
- Эмоционально поддерживайте усердие и старание ребенка. Подмечайте, когда он сам решил что-то исправить, переделать. Подбодрите его словами: «Какой ты упорный, усердный…»
Статья прочитана 3 208 раз(a).
Если ваш ребенок во втором классе, в эти дни он, возможно, впервые столкнулся с школьными оценками и домашними заданиями (по закону ни того, ни другого в первом классе быть не должно). И детям, и родителям очень хочется, чтобы домашняя работа была сделана хорошо. Но из-за этого часто уроки делаются «на нервах» и портят отношения в семье. Свой подход к домашней работе излагает психолог Лариса Суркова. Он опробован на ее детях — студентке Маше и школьниках Глаше и Степе. Две младшие дочки в школу пока не ходят.
За что я не люблю домашние задания
В первом классе дети, даже те, кто пришёл из детского сада, проходят адаптацию на протяжении трёх-четырёх месяцев. Школа — это совсем новое пространство, и ребёнок затрачивает много сил на приспособление к нему. Если бы речь шла только о том, чтобы выучить стихотворение! Но родители хотят «выжать» из ребенка 105%, ведь 100% — уже мало!
Начинается бесконечная, выматывающая тренировка в написании палочек и крючков. Но ведь через несколько лет школьники будут выполнять большую часть заданий на компьютере, и почерк автоматически утратит свое значение. Почерк индивидуален — как манера рисовать, как тембр голоса, как темп ходьбы!
Домашние задания (в том виде, что существуют сейчас) портят отношения между детьми и родителями. Родители не замечают надлома в отношениях, а я по роду своей деятельности постоянно встречаюсь с его последствиями. «Она плохо учится мне назло!» Ну почему «назло»? Неужели тетрадки с отличными оценками важнее, чем ребёнок?!
Когда домашнее задание подразумевает чтение или творческий процесс — это здорово! Но творчество не значит «задание для родителей» или «поиск в интернете». Найти ответы в книгах — вот это прекрасное задание!
Подготовка домашнего задания: дети делают уроки сами
Мои дети всегда делают уроки сами. Я не вмешиваюсь и не позволяю этому испортить наши отношения. Качество выполнения заданий при этом — отдельный вопрос, но это уже зависит от мотивации ребенка к учебе.
Расскажу, как мы делаем домашние задания. Сразу предупреждаю — вам не понравится. У многих возникнет внутреннее сопротивление и чувство вины.
Моя позиция сформировалась в школьные годы старшей дочери, благодаря моей маме (учителю со стажем 35 лет) и гуру психологии, у которых я училась. Основная мысль: если вы хотите, чтобы ребёнок учился, учиться должен он.
Есть тут одно «но»: в перечне обязанностей «хорошего родителя», который вам выдали вместе с материнской короной в роддоме, есть пункт «у хорошей мамы ребёнок должен хорошо учиться». Сотни раз я слышала: «Он сам сделает домашнее задание, получит за него двойку, а мне стыдно будет».
Вы в курсе, что стыд за мужа-алкоголика и ребёнка-двоечника — это симптом созависимости? Это ваша беда, с которой вам надо разбираться. Так вы душите детей — иногда в угоду учителю, ведь он велел делать домашние задания вместе. А знаете, почему? Потому что школе выгодно, чтобы дети имели только хорошие оценки. Но такие оценки никак не свидетельствуют об уровне знаний вашего ребёнка.
Как научить ребенка делать уроки самостоятельно: 8 шагов
Конечно, выбор за вами, но вот моя схема.
- По закону в первом классе запрещено домашнее задание. Нам повезло: у всех наших детей было именно так. Первый месяц учёбы — никаких нагрузок дома. Со второго — начинаем читать. Например, я прошу мне почитать, когда готовлю. Мы выбираем книгу по вкусу ребёнка, не важно, фэнтези или про животных. Так у ребёнка возникает привычка делать уроки после школы .
- Когда появляются домашние задания (у нас это происходит во втором классе), первую неделю ребёнок делает уроки в одном помещении со мной . Он привыкает, а я наблюдаю за тем, сколько ему надо времени. Ведь все дети разные! Безусловно, он может задавать мне вопросы, если что-то не понимает.
- Со второй, а иногда третьей недели мы включаем будильник и отводим на один предмет около 20 минут. По нормам СЭС в начальной школе нельзя тратить на домашнее задание более часа, это попросту вредно для здоровья.
Слышу ваше возмущение: «А если не успели, что же — не делать?». Для нашей семьи здоровье дороже всего, поэтому я не буду заставлять ребенка делать домашнее задание дольше отведённого на это времени. Если честно, то у нас было всего три таких случая, и учителя нам ничего не сказали. Наоборот, высказали понимание и одобрение!
Дело ведь не в строгих и непоколебимых учителях, а в вашем отношении к ним. У меня всего один раз был конфликт с учителем из-за моей позиции «здоровье — прежде всего, и ребёнка нельзя унижать». Все остальные одобряли мое мнение. У меня хорошие отношения с учителями, они уважают моих детей, а дети отвечают им взаимностью.
- Ребёнок может задать три вопроса по ходу выполнения заданий. Если детей в этом не ограничить, они будут сидеть надо мной и требовать ответов и помощи. А это их работа, не моя.
- У нас целый шкаф энциклопедий. В них можно найти ответы на вопросы, не погрязнув в интернете (время интернета у Стёпы и Глаши ограничено).
- Дети знают, что уроки — их ответственность , и если они получат плохую оценку, то не скажут: «Мама, это всё из-за тебя».
- Я проверяю факт выполнения уроков , а не правильность. Например, есть задания по трём предметам — предъяви мне. Могу просто сказать, если в решении есть ошибка — пусть сами её найдут.
- Я обожаю играть в «дурочку»: «Ой, какая интересная задача! Дай я решу!». И делаю ошибку. Ребёнок находит её и гордится собой.
Не понравились методы? Я так и думала. Но они меня устраивают, и у меня есть положительные результаты их применения. Кстати, по этой схеме организовали выполнение заданий и многие мои клиенты: ссоры из-за уроков прошли, конфликты сдулись, все счастливы.
Родительское собрание: до и после
В этом мини-портрете многие из вас узнают себя, даже если вам трудно признаться в этом вслух:
- вернувшись с родительского собрания, вы раздражённо пересказываете ребёнку всё, что слышали там;
- на родительском собрании вы считаете нормальным обсуждать детей при всех, называя имена;
- вы молчите, если говорят, что все дети — «ленивые, тупые идиоты» (реальная история, произошедшая в классе Маши);
- в день рождения желаете ребёнку «получать хорошие оценки, быть примерным учеником».
Я тоже такой была, пока однажды не посмотрела на происходящее со стороны. Теперь:
- после собрания я рассказываю только о планах и позитивных новостях, особенно на ночь!
- я высказываюсь против поимённого обсуждения детей в классе, разговариваю с учителями о своих детях только в индивидуальном порядке;
- в день рождения желаю детям здоровья и интересных мечтаний.
Купить эту книгу
Хорошая статья! Учителя — заложники системы, а система, ну, никак пока не направлена на понимание индивидуальности ребенка. Живет в нас ещё этот СССР! Вот нам в первом классе придумали что-то вроде игровых дней. Задание — чтобы дети каждый день недели приходили в школу в определенном цвете. А если такой одежды нет?! — родители, выкручивайтесь. И, получается, что учатся и стараются не школьники, а их родители! А школа — галочку себе в зачёт за столь оригинальную акцию!
30.01.2019 01:40:46, Олег1973 26.01.2019 20:52:54, t
сейчас же вроде не задают много. у нас школа в следующем году.. жду с болью в сердце)
Комментировать статью «Как правильно делать уроки в первом и втором классе: 8 шагов»
За что я не люблю домашние задания Подготовка домашнего задания: дети делают уроки сами Как научить ребенка делать уроки самостоятельно: 8 шагов. Домашние задания в 1 классе: делать ли вместе с ребенком? Самостоятельный ребенок в начальной школе.
А зачем вообще эта школа нужна? Читать — писать научили и достаточно! Мне эти тангенсы — котангенсы, пестики — тычинки как то за 55 лет жизни не пригодились, как и знания, полученные в техникуме и пусть заочном, но все же институте. Сын окончил школу с отличием, институт нефти и газа. Через пару — тройку месяцев работы сказал: зачем я шесть лет жизни потерял в институте? ИЗ ТОГО, ЧТО УЧИЛИ — НА ПРАКТИКЕ НЕ НАДО НИ ЧЕГО! Так что, народ, думайте, стоит ли калечить ребенку здоровье ради,учебы» ?
15.11.2018 17:27:16, Папа — мама
Домашнее задание — сколько делать?. Домашние задания. Образование детей. Школа, среднее образование, учителя и ученики, домашние задания, репетитор, каникулы. Домашнее задание — сколько делать? Вот скажите мне — во втором классе сколько дети.
ДЗ и оценки в начальной школе?. Школа. Ребенок от 7 до 10. 1. Домашнего задания в первом классе не было. Поэтому домашние задания во втором классе оказались не делать дз с первоклассником, на вопросы учителя если ребенок не будет справляться отвечать «Вася.
оценки и ДЗ по закону в 1 классе отсутствуют
а далее и в том числе с каникулами (хотя тут я против заданий — только по желанию должно быть) — насколько вы хотите что ребенок учился
а так — стране нужны рабочие руки
1. По идее ДЗ нет, но задают немного.
2. Нет, наклейки.
3. Минут 30-40, письмо почти сам пару-тройку предложений, найти подлежащее/сказуемое, поделить на слоги, выделить орфограммы. Если в классе считал ворон, доделывает классную работу. Математику бдю/рычу, иначе вместо решения одни ответы ((.
4. Ни на выходные, ни на каникулы не задают.
5. Школа России.
Да, периодически вылезает Окружайка, но её задают на неделю.
Первый класс: делать ли домашние задания вместе с ребенком. Базовая практика во времена нашего детства была одна: «Ты сам сделаешь уроки, а если у тебя будут сложности — ты меня попросишь, и я тебе помогу». Сейчас вся система обучения в начальной школе рассчитана на.
Парадокс заключается в том, что если ребенок в начальной школе занимается раза четыре по 40 минут в неделю с репетитором, то ШКОЛА ему уже не нужна. Совсем.
Так не делайте. Чего вы боитесь? Ухудшения оценок? Разве это проблема?
Что за д / з можно в начальной школе делать по 3 часа? У меня два гимназиста тратят на д / з меньше времени. Не знаю, как в России, у нас в началке санитарные нормы — домашние задания 1-2 классов не должны занимать больше 15 минут в день.
спрошу и в этой теме- а что именно задают детям во 2-3 классе, что нужно делать 3 часа? ну вот конкретно каков объем домашнего задания? конкретно опишите, пожалуйста. имею ввиду не элитные гимназии и супершколы, а обыкновенные школы
Почитала тему -мдаа, прям как я писала пару лет назад)) Все точь в точь. Только у меня девочка, вот зря говорят, что они организованнее. Во всяком случае не моя. Умная, талантливая, ответственная, но тупит и зависает иногда, хоть тресни)
Делали мы уроки и 3, и 5 часов. Те, кто пишет «как это?», просто имеют других, более расторопных детей, и судят по себе. Я в страшном сне не могла представить, что у нас школа и домашка выльется в такое. А теперь вот знаю, каково это, и могу в красках расписать)))
Короче, я 3 года стояла над душой, пыталась приучить к самостоятельности, ограничивала время дз и даже стимулировала деньгами за сделанную вовремя домашку. Толку ноль. В начале 4го класса у меня прям нервный срыв был, потому как я по натуре совершенно другая, чем дочь. Мой девиз — сделал дело, гуляй смело. Как эту простую мысль внедрить в дочкину голову — до сих пор способа не нашла. Так вот с того момента я ситуацию пустила на самотек, муж меня просто заставил так поступить, т.к. у меня уже крыша ехала. Я разрешила делать уроки хоть до утра. Это ЕЕ уроки и ЕЕ свободное время. Пусть распоряжается как знает. Успеваемость не упала. Карабкалась как-то. Мне и жалко ее было, что времени свободного совсем нет, но и пинать устала, да и вижу, что невроз уже у ребенка на почве этих уроков и нотаций, с ними связанных.
Сейчас, в 5м, делает уроки быстрее. Позавчера после музыкалки рыдала, что устала и не успеет сделать уроки (я ж говорю, невроз). В итоге я села рядом и она сделала все за час. Вчера менее, чем за час. Я вышла на работу (всю началку не работала) и думаю, что наверное наш вариант — это 1 час на уроки с 20 до 21 вместо 3 часов с 15 до 18 в мое отсутствие. В 5м классе правда поменьше нагрузка у нас, домашки по русскому и математике примитивные, да и психологически легче (училка в началке была прям гитлер в юбке). В моем присутствии все делается лучше и быстрее. Но я сидеть рядом не люблю, выхожу из себя если тупит, поэтому сижу только когда есть желание и силы на это.
Музыкалка и вокал почти ежедневно были все эти годы, и сейчас есть.
Одно время заставляла после школы гулять час, потому что если сразу начать делать уроки, то они растянутся до ночи и погулять точно не успеет. А прогулки на тот момент нам для здоровья были нужны, без них болеет.
Сейчас 2 раза в день она еще и с собакой гуляет. После школы тоже гуляет с одноклассниками, когда музыкалки нет.
Режим дня надо написать и повесить на видном месте. Дочка сама просила меня расписать день (у нас на каждый день свой режим был).
В общем, наладится все у вас со временем. Это кмк особенности мозга (возможно недоразвитие каких-то участков или связей) + характер + склад ума (у творческих людей больше вероятность «зависнуть», на мой взгляд). Главное не слишком ругайтесь)) Ну не может пока ребенок сделать уроки за час. Но это не самое страшное в жизни. Доп.занятия не бросайте, иначе уроки, как газ, заполняющий все пространство, заполнят все свободное время. А так на кружках ребенок может достигать каких-то успехов, поднимет самооценку, да и просто получит удовольствие, будет хоть какая-то жизнь кроме школы и домашки. Удачи!
Для информации: школа обычная, класс углубленный англ(на один урок больше чем у двух других классов)в этом году к нашему углублению прибавили географию и литру. Про русский вообще речи нет. И еще один момент: начали учиться по шестидневной системе, после каникул.
вы что мамы охренели? у меня в классе из за учёбы половина класса больные и уставшие.Учителя наглеют с каждым разом, а вам лишь бы только ребёнок больше учился, он от этого учёбу бросить может