Об объёме и времени выполнения домашнего задания

Одной из важных задач, стоящих перед современной школой является повышение качества обучения и развития учащихся. В программе по математике для общеобразовательных учреждений отмечено, что цели и задачи обучения математике определяются ее ролью в развитии общества в целом и формировании личности каждого отдельного человека. В образовательных стандартах по математике подчеркивается, что математика должна оказывать положительное влияние на формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни. Для реализации этого направления необходимо развивать у учащихся интуицию, логическое мышление, творческие способности. Необходимо добиваться формирования у учащихся прочной системы знаний, которые они могли бы применять в различных ситуациях (как для стандартных условий, так и для видоизмененных). И важная роль в формирований у учащихся таких знаний и умений принадлежит домашним заданиям, которые являются своего рода продолжением урока.
Для того чтобы добиться положительной динамики в развитии интеллектуальных и личностных качеств учащихся в результате выполнения домашних заданиях, необходимо чтобы формы домашнего задания и его содержание удовлетворяли определенным условиям.
Прежде всего, следует учитывать, что каждый учащийся это индивидуальность, со своими склонностями, потребностями, мотивами поведения. Поэтому необходимо придерживаться принципа учета индивидуальных особенностей субъекта с опорой на его возрастные возможности.
В процессе обучения математике важно сформировать у учащихся умения преодолевать определенные трудности. Для этого не только на уроках, но и при выборе форм домашнего задания необходимо создавать элементы проблемности. При этом обязательно необходимо ориентироваться на первое условие.
Эти условия должны сочетаться с условием оптимизации, которое заключается в необходимости формирования позитивного отношения учащихся к выполнению домашних заданий. Учащиеся должны осознавать, что добросовестное выполнение предложенных заданий способствует достижению положительных изменений в результатах их обучения и развития. Поэтому важен положительный настрой и “открытость”, то есть учитель должен четко объяснять учащимся цели и задачи выполнения тех или иных заданий, выбор конкретных форм домашнего задания; он должен интересоваться мнением учащихся о результатах выполнения домашнего задания, о трудностях, с которыми они сталкиваются при выполнении заданий. Для выявления этих трудностей и своевременного их устранения необходимо в домашние задания включать такие элементы, которые направляли бы учащихся на самоанализ результатов своей деятельности.
И конечно, для того, чтобы учащимся было интересно выполнять домашнее задание необходимо, чтобы его содержание и формы выполнения отличались разнообразием.
Домашние задания могут быть:
1. Устными и письменными;
2. Обязательными( в том числе и по выбору) и по желанию;
3. Общими, дифференцированными и индивидуальными;
4. Связанными с усвоением, обобщением и систематизацией знаний и умений;
5. Комбинированными;
6. Интегрированными;

«Нужно ли задавать домашнее задание и сколько? Как правильно организовать домашнюю работу?»

Автор: Кутмина Елена Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ «Ильинская СОШ»
Населённый пункт: г. Красногорск, п.Ильинское-Усово
Наименование материала: Статья
Тема: «Нужно ли задавать домашнее задание и сколько? Как правильно организовать домашнюю работу?»
Раздел: начальное образование

Нужно ли задавать домашнее задание и сколько? Как правильно

организовать домашнюю работу?

Извечный вопрос нужно ли задавать

ребятам домашнее задание? Как повысить

уровень знания? Как мотивировать

учеников? Как сделать так, чтобы дети

Все эти и многие другие вопросы мучают

учителей, родителей и министерство

Давайте представим, что мы перестали

задавать домашнее задание.

Во-первых — это очень обрадует родителей, ведь основная задача(как считают некоторые

родители) в современном мире – заработать денег, чтобы вырастить детей, чтобы наш

ребенок был одет не хуже чем его одноклассники, чтобы он мог вкусно покушать, чтобы

хотя бы раз в год отвезти ребенка на море и т.д. А другие наоборот, помимо школы

стараются развивать детей и посещают различные секции и кружки, которые тоже

занимают немало времени. Дети должны развиваться на различных уровнях и все не

должно сводиться только в школе.

Сейчас, работая по ФГОСам появилась уйма рабочих тетрадей, дополнительной

литературы, что непосредственно способствует обучению…НО в связи с этим и домашние

задания увеличились в несколько раз и дети не могут выполнять их самостоятельно!

Вместе с этим падает самооценка ребенка, он не чувствует себя успешным, ведь сегодня

мама (или папа) не успели распечатать доклад или оплатить интернет, а значит завтра «2».

А исправить по новым стандартам уже практически не реально! О «5» можно уже и не

мечтать, дай бог, что будет «4». Так и получается, что родители стали часто обращаться к

учителю, о том, что не успели помочь ребенку подготовить ту или иную информацию.

Я конечно «за» доклады, поиск дополнительной информации и т.д., но не так часто это

должно быть! Мы как родители, как учителя обязаны вести наших детей к успеху!

Конечно, дети сейчас все чаще стали отказываться от учебы и это не смотря на ЕГЭ, они

стали просто ненавидеть школу! А значит что-то срочно нужно менять!

И для того, чтобы совсем не задавать домашние задания – нужно будет полностью

пересмотреть школьные часы, предметы и дополнительные занятия. А так же увеличиться

время проводимое в школе, но при всем при этом это может освободить значительную

часть времени для ребенка и родителей. Может быть больше детей захотят идти в школу?

И если домашние задания созданы для того, чтобы закрепить полученные знания, то что

твориться сейчас с домашними заданиями – это ужас! Дети до глубокой ночи сидят с

уроками, заполняя кучу различных рабочих тетрадей, делая доклады и еще нужно

написать несколько упражнений по русскому языку и математике! И это только начальная

Возможно нужно пересмотреть систему оценивания, не 5-ти бальная шкала? Допустим,

что за год (за четверть) ребенку нужно набрать50 баллов – это «3», 70 баллов это будет

«4», а если больше 70 – это уже «5», а если меньше 50 баллов стоит обратить внимание на

этого ученика, вызывать школьного психолога, родителей и смотреть – почему у этого

ребенка нет мотивации. (При условии, что домашних заданий нет.)

И тогда, если баллы учеников будут складываться, а домашних заданий не будет, то

исчезнут «двоечники» и «отличники», дети смогут относиться к друг другу на равных.

Конечно творческие задания нужно делать дома, как групповые так и индивидуальные.

Такое задание можно давать раз в неделю или раз в 2 недели, только тогда наши дети

захотят исследовать! Только тогда им захочется самим добывать информацию!

Вот и стоит задуматься, что для того, чтобы наши дети перестали выполнять огромную

домашнюю работу, стоит полностью пересмотреть образование.

Я, как учитель стараюсь задавать своим детям только те задания, с которыми они смогут

справиться сами и без помощи взрослых. Да, если бывают творческие задания, то помощь

родителей будет необходима. При нашей системе образования мы просто сейчас не можем

работать по другому! Хотя мое мнение, что все возможно!

Сейчас, мы с вами работаем (учимся) по-другому, а значит нужно помочь маленькому

человечку справляться с домашней работой, настроить его на успех и зарядить мотиваций.

Многим учителям это удается сделать, а значит и мы сможем.

Для начала мы должны объяснить родителям, а потом уже детям для чего нужны

домашние задания и почему сейчас при нашем образовании мы не сможем вырастить

успешного образованного человека без домашних заданий.

Ведь в школе идет в основном фронтальная работа с учениками и невозможно отработать

навыки самостоятельной работы, так как часов для этого недостаточно, а значит

необходимо выполнять домашнюю работу. Другое дело, сколько этой работы должно

быть?! Учителя не должны перекладывать на родителей полное обучение и отработки

дополнительных тем. Все дети разные и каждый ребенок проводит за уроками разное

количество времени. Один ребенок сделает всю домашнюю работу за час, другой за два

часа, а некоторые дети за теми же самыми работами могут просидеть до глубокой ночи. Не

секрет, что родители не просто помогают детям в обучении, а пытаются даже писать за

них, читать им, рисовать и т.д. Короче, выполнять всю работу за детей. При этом вполне

возможно, что их ребенок может справиться с этой работой сам, что чаще всего так и есть,

но родители не знают, для чего и почему детям задают задания. Такие дети часто

вырастают несамостоятельными и им очень тяжело жить в современном мире.

И если мы все вместе начнем задавать домашнее задание, но в меньшем количестве и

объясним зачем ее необходимо выполнять на сегодняшний день – это путь к успеху!

Итак, первое – это 99% самостоятельное выполнение, второе – отработка изученного

материала, третье – это закрепление и расширение материала, который дети изучали на

Работа в классе, в группе сильно отличается от самостоятельной работы. На уроках

ребенок старается быстро выполнить свою работу, заработать хорошую оценку. А вот

времени на отработку нового материала не хватает. А для этого необходимо повторение.

Если у вас есть желание помочь своему ребенку выполнять домашнюю работу быстро и

качественно, тогда вам нужно выстроить четкий план выполнения домашних заданий.

Стараться следовать этим правилам в течении некоторого времени вместе с ребенком,

контролируя и объясняя ему каждый шаг. Для чего мы начинаем с этого и почему

заканчиваем именно этим. Ваш ребенок поймет и будет дальше выполнять именно так!

Сначала вы делаете домашнюю работу вместе, а затем постепенно переводите ребенка на

самостоятельное выполнение все домашней работы. И очень важно, чтобы переход был

плавный! И помните, что проверка домашнего задания – обязательна на всех этапах!

Помните, что нужно замечать успехи вашего ребенка, хвалить его за успех, пусть даже

самый незначительный. А когда ваш ребенок начнет готовить самостоятельно домашнее

задание, постарайтесь присутствовать где-то рядом – это оказывает моральную поддержку.

Помочь, если потребуется разобраться в непонятном материале и организовать процесс.

Об объёме и времени выполнения домашнего задания

Домашние задания не должны вызывать перегрузки учащихся. Дозируя домашнее задание, учитель должен спланировать работу такого объема и содержания, чтобы учащиеся не испытывали перегрузки, для чего необходимо учитывать и то, как заняты учащиеся по другим предметам в этот день.

Объем и степень сложности домашних заданий должны строго соответствовать СанПиНу по каждому классу. В СанПиНе сказано, что «…Объём домашних заданий по всем предметам в совокупности даётся учащимся с учётом возможностей их выполнения в установленных пределах: не должен превышать 50% объема аудиторской нагрузки и по содержанию не должен быть сложнее классно-урочного материала».

В максимальные нормы входят все задания устного и письменного характера. Также данные нормы рассчитаны на всех учащихся с различным потенциалом. Нормы домашних заданий предполагают дифференцированный подход к каждому школьнику (объем, характер и степень сложности домашних заданий, включая иностранный язык).

– завышать объем предлагаемой домашней работы;

– давать задания на выходные, праздничные и каникулярные дни;

– перекладывать на учащихся изучение нового материала (под предлогом развития их самостоятельности);

– предлагать для выполнения дома задания на неотработанный материал, который не был еще объяснен на уроке и заведомо является непосильным для учащихся (в этом случае вся тяжесть усвоения переносится с урока на домашнюю работу);

– задавать домашнее задание «под звонок», без необходимых разъяснений сущности предлагаемых задач и упражнений;

– предлагать для домашней работы задачи и упражнения, подобные которым еще ни разу не выполнялись на уроке;

– давать задачи и упражнения, чрезвычайно насыщенные заданиями, так как это приводит к ослаблению внимания учащихся к основному заданию;

— допускать перегрузку заданиями, которые значительно увеличивают время приготовления уроков (составление схем, таблиц, подготовка докладов, домашние сочинения);

– отсылать к другим источникам информации, помимо учебников, без указания на то, какие это именно источники и где их можно найти.

Рекомендации по объему и содержанию домашней работы.

Домашние задания даются обучающимся начальной школы с учетом возможности их выполнения в следующих пределах:

— в 1-м классе нет домашних заданий;

— во 2-м — до 1,5 часа;

— в 3 — 4-м — до 2 часов.

Примерный объем домашних заданий

для учащихся 2 — 4 классов

№ п/пУчебный предмет2 класс3 класс4 класс
МатематикаЗадача или 2 столбика примеровЗадача или 3 столбика примеров, но не более 16Задача и 2 выражения, или 2 задачи, или задача и 4 примера
Русский язык15 — 17 слов упражнение для домашней работы может включать не более одного дополнительного грамматического задания25 — 28 слов упражнение для домашней работы может включать не более одного дополнительного грамматического задания35 — 37 слов упражнение для домашней работы может включать не более одного дополнительного грамматического задания
Литературное чтениене более 1 – 1,5 страницне более 2 – 2,5 страницне более 3 – 3,5 страниц
Окружающий мирне более 1 – 1,5 страницне более 2 – 2,5 страницне более 3,5 – 3 страниц

Творческую домашнюю работу необходимо задавать не на следующий день, а на несколько дней вперёд. Так как ребенок должен поработать с различной литературой, с разными источниками, обработать найденный материал. Например: приготовить сообщение или придумать сказку и т.д.

На выходные и праздничные дни домашние задания не задаются (см. Письмо Минобразования России от 20.02.1999 № 220/11-12 «О недопустимости перегрузок обучающихся начальной школы», в котором зафиксировано, что «Для обеспечения полноценного отдыха детей в течение рабочей недели недопустимо давать домашние задания на понедельник» (п.9). Также нельзя задавать домашние задания на праздничные дни.

1. Домашнее задание – составная часть урока, направленная на повышение качества и эффективности полученных знаний. Лишь при единстве урочной и самостоятельной домашней работы учащихся могут быть достигнуты образовательные и воспитательные цели.

Учителю предоставляется возможность при максимальной нагрузке на уроке осуществлять учебный процесс по ряду предметов без домашних заданий.

Грамотный подход к объёму, дозировке домашних заданий может в какой-то степени сохранить здоровье учащихся.

При организации домашних заданий следует выполнять следующие требования:

• задание должно быть понятно каждому ученику, т.е. все учащиеся должны точно знать, что делать и как делать (ясность задания);

• задание должно носить характер вопроса, посильного для самостоятельного решения. Задания не достигают цели, если к ним не дан соответствующий инструктаж или, наоборот, они чрезвычайно просты и репродуктивны (должны иметь проблемный характер);

• задание должно предопределять его проверку. При помощи контроля учитель воспитывает у учащихся старательность, исполнительность и аккуратность в работе (установка на контроль);

• задание на дом может быть фронтальным, дифференцированным и индивидуальным, но всегда с учетом особенностей класса (установка на индивидуализацию заданий);

• задание по предмету должно быть строго регламентировано и согласовано с заданиями по другим предметам (учет объема заданий);

• задание не должно быть однообразным и однотипным. В заданиях должны встречаться нестандартные вопросы, вопросы для предварительного обдумывания, наблюдений (разнообразие заданий);

• задание должно ориентировать учащихся на самостоятельный поиск решений, на использование полученных ранее знаний и навыков в новых условиях (развитие самостоятельности);

• в задания должны вводиться вопросы для повторения основных разделов программы (установка на повторение пройденного);

• каждое задание должно иметь трудность, но быть посильным для учащихся. Эту трудность они могут преодолеть при максимальном использовании всех своих способностей и умений (установка на преодоление трудностей учения);

• задания должны включать в себя вопросы, требующие от ученика умений сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы, применять усвоенные знания в новых ситуациях и т. п. (установка на развитие мышления);

Задание, направленное на усвоение материала урока, лучше давать в конце урока. Задание, нацеленное на закрепление какого-либо навыка, лучше давать сразу после упражнений, вырабатывающих этот навык. Задание, контролирующее знания учащихся, полезнее давать в начале урока.

Домашняя учебная работа тесно связана с работой на уроке, органически вытекает из предыдущего урока, является его продолжением и готовит последующий урок.

Недопустимо, когда плохо подготовленный урок заканчивается домашним заданием, включающим проработку незаконченного на уроке нового материала и упражнений к нему. Непосильный объем задания порождает хроническое недопонимание.

Следует помнить, что домашнее задание разъясняется и задаётся до звонка с урока и должно быть предельно понятно ученикам. Еще на уроке учитель должен быть уверен, что учащиеся знают, что, зачем и как делать дома. Задание должно быть посильным для большинства, не очень простым для сильных учащихся.

Необходимо предупредить излишнее увлечение домашними заданиями, которое может привести к перегрузке учащихся: исключить задания, рассчитанные лишь на механическую работу, слишком громоздкие задания, отнимающие много времени, но не дающие нужного положительного эффекта. Причиной перегрузки может быть и неверный расчёт учителя на умения учащихся, которых у них на самом деле нет.

Перегрузку вызывают и такие задания, о порядке и приёмах выполнения которых учащиеся не имеют ясных представлений, а также задания, не скоординированные учителем по другим предметам.

Постановка четкой цели каждого домашнего задания, отбор их видов и реальная оценка всех возможностей учащихся предупредит опасность перегрузки.

Родители и дети должны чётко знать основные гигиенические требования, касающиеся выполнения домашних заданий: организация рабочего места, ритм и продолжительность занятия, сосредоточенность при их выполнении.

Об объёме и времени выполнения домашнего задания

СанПин 2.4.2.1178-02 (для общеобразовательных учреждений) (п.2.9.4.) и Письмо Минобразования России от 25.09.2000 года № 2021/11-13 «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы» устанавливают обучение детей в 1 классе с соблюдением следующего требования – обучение осуществляется без домашних заданий и балльного оценивания знаний обучающихся. В связи с этим в первом полугодии 1 класса категорически нельзя задавать домашние задания (письменные и устные), а во втором полугодии допускается в пределах 1 часа (не более).

Домашние задания не задаются учащимся начальных классов – на выходные дни, всем учащимся – на каникулярное время.

В Письме Минобразования РФ от 22.02.1999 № 220/11-12 «О недопустимости перегрузок обучающихся начальной школы» указано, что домашние задания даются обучающимся начальной школы с учётом возможности их выполнения в следующих пределах: в 1 классе (со 2 полугодия) – до 1 ч., во 2 – до 1,5ч., в 3-4 – до 2 ч..

Для обучающихся 5-9, 10-11 классов домашние задания даются в следующих пределах: в 5-6 – до 2,5ч., в 7-8 – до 3 ч., в 9-11 – до 4 ч.

При этом учитываются индивидуальные психофизиологические особенности детей.

Перегрузку учащихся могут вызывать:

— чрезмерно большое домашнее задание;

— чрезмерно трудное домашнее задание;

— несформированность у учащихся умений, необходимых для выполнения определённого вида задания;

— неумение учащихся правильно оформить выполненное задание.

Основная причина перегрузки – объём домашних заданий, не согласованный с заданиями по другим предметам.

Время, затраченное на выполнение задания по одному учебному предмету, не должно превышать во 2 классе – 20 минут, в 3 и 4 классах – 30 минут.

Объём домашней работы не должен превышать 30% объёма работы, выполненной в классе. Задания, помеченные особым значком повышенной сложности (*), на дом не задаются. Домашнее задание по каждому предмету должно быть строго регламентировано по объему и согласовано с заданиями по другим предметам (таблица 1).

Младшим школьникам можно предлагать дифференцированные домашние задания, предполагающие выбор задания по своим силам и интересам.

Сохраняя основное содержание домашнего задания, можно частично индивидуализировать его цель, объем, способ выполнения.

Непременным условием успешного усвоения учащимися программного материала является подготовка школьников к выполнению домашней работы, руководство ею со стороны учителя.

Время сообщения домашнего задания не обязательно относить к окончанию урока. Задание, нацеленное на закрепление какого-либо навыка, лучше давать сразу после упражнений, вырабатывающих этот навык.

Сообщение домашнего задания должно сопровождаться необходимым для школьника инструктажем.

Работу по формированию умений выполнять задания, включенные в домашнюю работу, необходимо проводить на уроке.

В помощь учащимся учитель может предлагать памятки по выполнению определенных видов домашней работы (как правильно решать задачу; как учить наизусть стихотворение; как подготовить план пересказа; как выполнять работу над ошибками и др.).

Учитель обязан ознакомить родителей с нормативами времени, которое отводится на выполнение домашних заданий, с примерным режимом дня, с правильной организацией рабочего места. Учитель разъясняет родителям, как правильно оказывать учащимся разумную помощь в выполнении домашних заданий.

При выполнении домашних заданий необходимо соблюдать основные гигиенические требования.

Для учащихся 2-х классов после 20 минут занятий необходим перерыв на 5 – 10 минут. Во время перерыва хорошо сделать несколько гимнастических упражнений, полезна специальная гимнастика для глаз.

В третьем классе продолжительность занятий (без перерыва) может быть увеличена до 30 – 35 минут, а в четвертом – до 40 – 45 минут. Но на протяжении этого времени должна быть физкультпауза на 2 – 3 минуты. Во время большого (10-минутного) перерыва учащиеся 3 – 4-х классов могут выполнить небольшую домашнюю работу (например, полить цветы, протереть пыль).

С целью повышения качества и эффективности урока, предупреждения перегрузки детей, необходимо регламентировать норму и объем домашних заданий:

ü объем домашних заданий на устных предметах не должен превышать объема изученного материала на уроке;

ü норма домашнего задания на письменных предметах не более 30% от объема выполняемой работы на уроке;

ü в случае необходимости дается дифференцированное домашнее задание для закрепления материала, для выполнения его в интересах всего классного коллектива, для развития индивидуальных способностей учащихся, а также для развития способностей особо одаренных детей, рекомендовать учащимся в необходимых случаях по ряду предметов творческий характер домашних заданий;

ü считать домашнее задание одним из важных направлений в развитии навыков ученического самообразования, развития познавательного интереса и творческих способностей учащихся.