Домашнее задание к теме «Словосочетание»

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

«Словосочетание и предложение»

Домашнее задание: § 158—160, § 180—185 — повторить, составить по 3 карточки-задания по этим темам (по 5 предложений в карточке).

^ СЛОВОСОЧЕТАНИЕ. ОДНОСОСТАВНЫЕ

И НЕПОЛНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

(Уроки-практикумы)
Цели: активизировать и закрепить знания учащихся о видах словосочетаний, способах подчинительной связи; о видах односоставных предложений, особенностях неполных предложений и знаках препинания в них; совершенствовать навык применения полученных знаний на практике.

О б о р у д о в а н и е: карточки-задания для групп, сигнальные флажки: 4 штуки красного и 4 штуки зеленого цветов.
^ Ход уроков
I. Организационный момент.

— С сегодняшнего урока начинается повторение учебного материала, изученного в 8 классе. Сегодняшний спаренный урок будет проходить в форме практического занятия по группам и будет посвящен повторению материала о словосочетаниях, видах связи и способах подчинительной связи, видах односоставных предложений, их особенностях и особенностях неполных предложений, их пунктуационного оформления.

Класс разделить на группы лучше до начала урока.
Урок пройдет в два этапа: I этап — теоретический; II этап — практический. На каждом этапе вы получите карточки с вопросами и заданиями, у вас будет время подготовить ответ, а затем одна из групп будет отвечать, а остальные оценивать их ответ с помощью флажков: если группа согласна — красный флажок, если не согласна — зеленый. В этом случае члены группы должны уточнить, с чем именно не согласны, и предложить свой вариант выполнения этого задания.
^ II. Теоретическая работа.

Карточки с заданиями для I этапа

1. Расскажите об основных видах связи. Приведите примеры, объясните, какая связь в каждом из приведенном вами примере.

2. Объясните, как определить вид связи.

3. Расскажите об особенностях назывных предложений. Приведите примеры.
Группа № 2

1. Расскажите о способах подчинительной связи. Объясните, как их отличить друг от друга.

2. Приведите по три примера словосочезаний на каждый из способов подчинительной связи.

3. Расскажите об определенно-личных предложениях.
Группа № 3

1. Расскажите об основных видах словосочетаний. Приведите по два примера каждого вида словосочетаний.

2. Расскажите об особенностях безличных предложений. Приведите примеры.

3. Расскажите об особенностях неопределенно-личных предложений. Приведите примеры.
Группа № 4

1. Расскажите о цельных словосочетаниях. Приведите примеры.

2. Расскажите об особенностях безличных предложений. Приведите примеры на каждый способ выражения сказуемого в безличном предложении.

3. В чем особенность неполных предложений? Какой знак препинания употребляется в неполных предложениях?
Время на совещание и подготовку ответов — 15 минут. Группы отвечают по очереди, на оценивание каждого ответа — 1 минута, после чего остальные группы поднимают флажок определенного цвета, лучше оценивать каждое задание сразу. Учитель подытоживает общей оценкой работу каждой группы.
^ III. Практическая работа.

Карточки с заданиями для II этапа

— Сейчас каждая группа получит карточки с практическими заданиями. Эти задания вы выполняете коллективно, совещаясь друг с другом. Помимо этого вы сейчас обменяетесь карточками, которые вы подготовили дома, тоже по группам: I группа отдаёт свои карточки II-й группе, II-я группа — III-й группе, III-я группа — IV-й группе, IV-я группа — I-й группе. Время на выполнение всех заданий — 20 минут. Затем вы возвращаете индивидуальные карточки их авторам, подписав свою фамилию. Время на проверку карточек — 5 минут. После этого устно проверите групповую работу с помощью флажков.
Группа №1

^ 1. Синонимичные словосочетания.
В данных словосочетаниях найдите синонимичные пары. Расскажите об их сходстве и различиях, учитывая строение и значение.

Улицы Москвы, меховая шапка, певец из Греции, греческий певец, кисель из вишни, шапка из меха, московские улицы, книга дедушки, стол для черчения, соловьиное пение, шаль в клетку, дедушкина книга, клетчатая шаль, пение соловья, чертежный стол, вишневый кисель.
● Являются ли синтаксическими синонимами словосочетания: слесарные инструменты — инструменты слесаря, офицерские сапоги — сапоги офицера? Почему? Подберите свои примеры подобных словосочетаний.
^ 2. Виды односоставных предложений.
Прочитайте предложения и сгруппируйте их. Назовите тот признак, по которому односоставные предложения делятся на группы.

1) Легко на сердце от песни веселой. (В. Лебедев-Кумач.) 2) Славная осень! (Н. Некрасов.) 3) Мелколесье. Степь и дали. Свет луны во все концы. (С. Есенин.) 4) Споемте, друзья. (А. Чуркин.) 5) Не жалею, не зову, не плачу. (С. Есенин.) 6) Мороз и солнце! (А. Пушкин.) 7) Скользя по утреннему снегу, друг милый, предадимся бегу нетерпеливого коня. (А. Пушкин.)
● Найдите в тексте сложное слово. Расскажите о способах образования сложных слов.
^ 3. Вид предложений. Постановка знаков препинания.
Спишите предложения, подчеркивая главный член и указывая часть речи, которой он выражен. Назовите вид предложения. Поставьте недостающие знаки препинания и дефисы.

1) Люблю дымок спаленной жнивы. 2) От марш..ровки меня избавь. 3) Молча сижу под окошком т..мницы. 4) Люблю тебя булатный мой кинжал товарищ светлый и холодный. 5) (Не) смейся над моей пророч..ской тоской. 6) Гляжу на будущность с боязнью гляжу на прошлое с тоской и, как пр..ступник перед казнью, ищу кругом души родной. 7) (Не) грусти дорогая соседка. 8) Возьму винтовку длинную. (М Лермонтов.)
Группа № 2

1. Согласование.
Данные словосочетания разложите на два. Предлог выписывайте один раз. Докажите, что предлог не является средством связи при согласовании.

О б р а з е ц. Переписал в новую тетрадь — переписал в тетрадь, новую тетрадь.

Шел по длинной алле. сшили из шелковой ткани, поступает в Московский университет, сложили из огн..упорного к..рпича, трудится на тр..котажной фабрик. проснулись после зимней спячки, паслись на зеленом лугу, выросла на опушке рощи, причалила к песчаному берегу.
^ 2. Односоставньте предложения в сложном предложении.
Спишите предложения. Определите, какие предложения — односоставные или двусоставные — являются частями сложных предложений.

1) Щеке было холодно: она касалась снега. (Ю. Яковлев.) 2) Меня прин..ли в баск..тбольную команду, и я через день трен..ровался с ребятами по два часа. (Н. Носов.) 3) Рояль поставили на широкой, открытой те (р, рр) а (с, сс) е, и легкая девушка быстро и бездумно подошла к нему, подн..ла его крышку, заиграла. (В. Лидин.) 4) По дороге я спрашиваю у встречных, что слышно в других районах. (Л. Славин.) 5) (Не) беда, что ветер косит и бе..жалос(?)на волна. (Н. Букин.)
^ 3. Неполные предложения.
Выпишите неполные предложения в таком порядке: 1) опущенные члены предложения восстанавливаются по связи с предыдущим текстом; 2) они ясны из обстановки. Восстановленные члены предложения запишите в скобках.

1) (Вынимает письмо из коробки.)

Прочитайте, Евгений Аполлоныч!
2) — А, Василий Данилыч! Откуда?

— С пристани.
3) — Гитара с тобой?

— Не захватил, Сергей Сергеич!
4) — Мне приказали переписать?

— Тебе.
5) — Полина, подите, распорядитесь чаем.

— Сейчас, маменька.
6) Илья, наладь мне (подает гитару).
7) — Что, дядюшка занят?

— Занят.
8) — Ну-ка, девушки, веселенькую. (девушки начинают запевать).
(А. Островский.)
● Расскажите о диалоге и знаках препинания при нем. ● Назовите корень в выделенном слове. Подберите однокоренные слова и расскажите об особенностях этого корня.
Группа № 3

^ 1. Синонимичные словосочетания.
В данных словосочетаниях найдите синонимичные словосочетания и сравните их. В чем их смысловое различие?

1) Передо мною волны моря. Их много, им немыслим счет. (Б. Пастернак.) 2) Его голос звучал как морская волна. (А.К. Толстой.) 3) Где-то песню соловья вдалеке я слышу. (С. Есенин.) 4) Заглушить рокотание моря соловьиная песнь не вольна. (А. Блок.)
● Сделайте орфографический разбор выделенного слова. Подберите свои примеры подобных слов.
^ 2. Односоставные предложения.
Спишите предложения. Определите их вид. Подчеркните главные члены. Расставьте знаки препинания.

1) Открыли окно. Теплая сырость после грозы собралась 2 в тесной ар..матн..й чаще акаций с..рени черемухи и яс..ней. 2) Солнце небо цветы пчелы с утра до ночи работают вместе и каждый день все больше и больше соб..рается меду в ульях. 3) Морозная тишина. Вечере..т. Темнеют кусты (не) одетого леса будто это сам лес соб..рает к ночи свои думы. 4) Ночью (не) было мороза. День сложился серый но (не) теплый. 5) Весе (н, нн) ий ручей зап..здал не успел совсем сбежать и теперь струится по зелен..й траве и в ручей капает сок из полом.. (н, нн) ой ветки березы. 6) Солнце и ветер. Весе (н, ни) ий свет. Корка наста от лыжи как стекло со звоном разлетается.

(М Пришвин.)
^ 3. Односоставные предложения со значением обобщенного лица.
Выпишите предложения со значением обобщенного лица и сделайте их разбор.

1) Это задание выполнишь после уроков. 2) В весе (н, нн) ие дни вдыха..шь воздух полной грудью и раду..шься солнцу. 3) Люб..шь катат (?) ся, люби и саночки возить. 4) Принеси стакан воды. 5) Руби дерево по себе. 6) За правое дело стой смело. 7) Сегодня рисуем с натуры пейзаж. 8) Перед экзаменом всегда волнуешься. 9) Проголода..шься, так хлеба достать дог..даешься. 10) Не найдешь лучше родной стороны.
Группа № 4

^ 1. Синонимичные словосочетания.
Подберите синонимичные словосочетания к данным. Составьте с некоторыми из них предложения и объясните свой выбор.

I. Листья клена, люстра из хрусталя, звуки весны, даль моря, вершины гор, вода родника, колесо автомобиля.

II. Зеркальная вода, дружная семья, зимние картины, серебряный иней, отцовский пиджак, закатные лучи, туманная полоса, свет луны.
● Составьте схемы словосочетаний. Расскажите о грамматическом значении синонимичных словосочетаний.

● Во всех ли случаях данные и подобранные словосочетания синонимичны? Докажите, сравнив значения словосочетаний.
^ 2. Односоставные предложения.
Выпишите сначала односоставные, потом двусоставные предложения. Над главными членами сокращенно укажите часть речи.

1) Пахло милым тлением осени. (Л. Славин.) 2) Буду слушать тихую музыку падающей листвы. (В. Карпеко.) 3) В лесу держался запах прелой травы. (В. Солоухин.) 4) Чуде..но пахло рыбой, морскими вод..рослями и смолой. (А. Куприн.) 5) Ночью кают(?)к..мпанию уб..рают букетами из красной осе (н, нн) ей рябины. (Л. Рейснер.) 6) Люблю 1 (не) об(?)ятное море, сияние зимних ночей. (К. Букин.) 7) Снегу намело почти до крыш. 8) Задождило не на шутку. 9) Зима. Метелица метет. Буран влетает в сени. (С. Щипачёв.) 10) В четыре часа ра (с, сс) вело. 11) Ветр..(н,нн)о, прохладно и ясно. 12) Осе (н, нн) ий день шуршал ломкой листвой. (К. Паустовский.) 13) Зеленая площадка, толпящ..йся народ. Объявл..на посадка в (М, м) осковский самолёт. (Л. Ошанин.)
^ 3. Безличные предложения.
Сделайте разбор двусоставных и безличных предложений и объясните разницу в их употреблении.

1) Позвонки поясничного отдела не имеют рёбер. 2) У Серёжи нет футбольного мяча. 3) У меня нет времени на пустые разговоры. 4) Новорожденные щенки не имеют зубов. 5) Голова крота не имеет ушных раковин. 6) На деревьях уже нет листьев.
После проверки коллективно (всей группой) выполненных заданий учитель говорит:
— Теперь подведите итоги работы по группам с индивидуальными карточками: сложите все оценки, найдите сумму и разделите на число участников группы.

Например: 5+4+4+5+3+3 = 24:6 = 4.

Оценка группы: 4.

— Объявите получившиеся оценки.

Далее учитель с учетом оценок групп за I и II этапы и индивидуальные задания объявляет общие оценки каждой группы, а индивидуальные карточки собирает на проверку и ставит оценку и выполнявшему задание, и проверявшему автору-составителю. Оценки эти объявляются на следующем уроке.
^ III. Подведение итога урока.

— Подведите итог сегодняшнего урока и скажите, выполнили ли вы цели, поставленные в начале урока.
Домашнее задание: § 186—189 — повторить, выполнить упражнение 467, 469.

^ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ
Цели: активизировать и закрепить знания учащихся о правилах постановки знаков препинания при однородных членах с обобщающим словом и без него; совершенствовать умение отличать однородные и неоднородные определения.

О б о р у д о в а н и е: схемы расстановки знаков препинания.
Ход урока
^ I. Организационный момент.

Сообщение темы и цели урока.
II. Повторение изученного материала.

1. Проверка домашнего задания.

Один учащийся выписывает на доску выполненное дома упражнение 467.

— Расскажите, какой теоретический материал помог справиться с заданием к упражнению 469. Объясните постановку тире в этих предложениях.

— Проверьте теперь вашего одноклассника, правильно ли он выполнил домашнее упражнение. Задайте ему два вопроса по повторенному на прошлом уроке материалу.
2. Беседа.

— Теперь вспомните и ответьте, какие члены предложения называют однородными.

— Как отличить однородные и неоднородные определения?

— Как могут соединяться однородные члены и как от этого зависит постановка знаков препинания?

— Какие знаки препинания и как ставятся при однородных членах с обобщающим словом?
^ 3. Обьяснительный диктант.

1. Мила мне русская природа: поля и села, и равнины, и шум колеблемьих лесов, и звон косы в лугу росистом, и пляска с топаньем и свистом. (А.К. Толстой.) 2. Веселый говор, шум торговли, визг поросят, и дудок свист, и смех, и песни, брань и крик — все в гул слилось. (И. Никитин.) 3. Твоя живая тишина, твои лихие непогоды, твои леса, твои луга, и Волги пышные брега, и Волги радостные воды — все мило мне. (Л. Толстой.) 4. В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. (А. Чехов.) 5. Пламя то разгоралось, то затухало, а из шумящей тьмы то выступали в освещенный круг, то отходили обратно во мрак стволы золотых сосен и серебристых берез. (Б. Полевой.) 6. Вьюн необыкновенно почтителен и ласков и одинаково умильно смотрит как на своих, так и на чужих. (А. Чехов.) 7. Тут только Ваня заметил, что все люди, которые были вокруг: и батарейцы, и пехотинцы, и две девушки-санитарки со своими сумками, и несколько телефонистов с кожаными ящиками и железными катушками, и один раненый с забинтованной рукой и ногой — все эти люди лежали на земле, а если им нужно было передвинуться на другое место, то они ползли. (В. Катаев.)
— Сколько рядов однородных членов предложения в 6-м предложении? Назовите их.
^ 4. Работа с учебником.

— Откройте упражнение 470, с. 208 учебника «Практика».

Работа по заданиям к упражнению. Двух учащихся можно вызвать к доске, чтобы они выполнили упражнение на доске: один — 1—2 предложения, схемы к этим предложениям: другой — 3—4 и схемы к этим предложениям. Синтаксический разбор 4-го предложения можно проверить устно во время проверки всего упражнения.
^ 5. Творческий диктант.

— Я показываю вам схемы постановки знаков препинания при однородных членах предложения, а вы придумайте и запишите соответствующие им предложения. Однородные члены подчеркните, если есть обобщающее слово — выделите его.

Домашнее задание к теме «Словосочетание»

1. Доктор вошел в комнату, где лежал Кипренский (К. Паустовский). 2. Пусть несется поезд навстречу рассветам, в зеленое царство таежного лета (И. Кашпуров). 3. И волны и суша покорны тебе (А. Пушкин). 4. Я с нетерпением буду ждать, когда за окном забрезжит рассвет (К. Шустал). 5. Облетевший тополь серебрист и светел (С. Есенин). 6. Лева вдруг разразился самым веселым смехом (И. Бунин). 7. Регент, подпрыгивая, побежал в ресторан (М. Горький). 8. В лад матери тихонько засмеялась и ее дочь, Катерина (Ю. Нагибин). 9. Она не то ис пугалась, не то удивилась и глядела на него большими глазами (В. Панова). 10. Вследствие ранения Ибрагим вместо парика носил повязку (А. Пушкин). 11. Давайте споем, друзья, ведь завтра в поход! (Д. Эйдин.) 12. Светлыми и чистыми глазами мы смотрели на мир, и все нам казалось гораздо более ярким (К. Паустовский). 13. Проходит день за днем, а радости-то нет (Т. Володина). 14. Ходить-то ходил он к ней, да без толку все (Т. Васильева). 15. А он, мятежный, просит бури (М. Лермонтов).

2. Распределите выделенные словосочетания на две группы: 1) свободные и 2) несвободные. Установите различие между ними.

1. Что-то странное произошло со всеми присутствующими (А.Н. Толстой). 2. Как-то совсем незаметно наступило бабье лето (Л. Курбыко). 3. Серп месяца стал ярче (В. Вересаев). 4. Впереди шли семеро косцов (В. Гиляровский). 5. Не струя золотого вина в отлетающем вечере алом, – расплескалась колосьев волна вдоль межи налетевшая шквалом (А. Белый). 6. Только время от времени багрово встают над лесами зарницы (Ю. Куранов). 7. Офицерская бригада – это двенадцать тысяч добровольцев, кадровых офицеров, умеющих драться (А.Н. Толстой). 8. И дома и в редакции Калитин чувствовал себя одиноким (Н. Ильина). 9. Эта жизнь Тане пришлась не по вкусу (Н. Ильина). 10. Художник с Васей едва добрались до дому (К. Паустовский). 11. Везде: на листьях, траве, ветках рассыпаны алмазы росы (Л. Курбыко).

3. Выделите из предложений несвободные словосочетания, определите их тип: 1) фразеологически связанные, 2) метафорически неделимые, 3) синтаксически связанные. Охарактеризуйте их синтаксическую функцию.

1. Сегодня в доме весело, сегодня пир горой… (С. Михалков.) 2. Все чаще в ней стали вспыхивать светлые пятна пушистых молодых сосенок, которых сменили желто-красные колонны стволов строевого корабельного леса (Л. Соболев). 3. Мне не удалось в тот год побывать в Риге (В. Субботин). 4. Гусар вручил ему двадцать пять рублей за визит, пригласил его отобедать (А. Пушкин). 5. Разного облика произрастают леса по великой Сибири (С. Залыгин). 6. На станции служило одиннадцать человек (М. Горький). 7. Я каждый трепет, каждый вздох счастливый вместить стремился в стих (В. Брюсов). 8. Не могу оторвать взгляда от шатров черных ив, которые нависают над моей головой (А. Шурмилев). 9. В труде не покладая рук он чудеса творил (С. Михалков). 10. Что-то неприятное и жалкое было во всем его облике (М. Шолохов).

4. Сгруппируйте словосочетания с учетом лексико-грамматического разряда (субстантивные, адъективные, нумеративные, прономинальные, глагольные, наречные).

Бросающийся вниз, абсолютно наш, шероховатый снаружи, ветка сосны, стремиться к победе, готовый сражаться, вернуться к нему, три звезды, медвежья нора, пошел посмотреть, яйцо вкрутую, войти улыбаясь, слишком слабый, намерение развестись, много работать, мой талисман, двое из нас, сильнее отца, накрахмаленный бабушкой, вы с отцом, разделить на три, бледный от недосыпания, увидев знакомых, что-то древнее, седьмой этаж, блестящая поверхность, согласен со всеми, кто-то из вас, еле заметно.

5. Обозначьте главное слово в каждом из словосочетаний. Определите виды синтаксических отношений между компонентами словосочетаний.

Прийти вопреки запрету, абсолютно чужой, книга сестры, исполняя обещание, побледнеть от испуга, оказать помощь, бой быков, поехать за хлебом, белизна неба, предназначен для наблюдений, приказ директора, выше матери, наша миссия, просить уехать, сделал назло, стать литератором, кое-кто из казаков, унесенные ветром, пустой внутри, абсолютно безвредный, готовый бороться, идти работать, пригласил друзей, попытка объяснить, подарить на память, чтение романа, один товарищ, приезд соседа, трое из нас, сеть столбов, лететь стрелой, обидно до слез, общий любимец, согласиться с мнением, лисий хвост, жить порознь, некоторые вопросы, подножие храма, много песен, замеченный мною, несколько бойцов, позвонил утром, быстрее ветра, производство чая, распоряжение завуча, расстроиться из-за ошибки, готовясь к поступлению, чашка кофе.

6. Определите структурные типы словосочетаний. Укажите главные и зависимые слова. Назовите виды связи, которые в них реализованы.

Новый кирпичный завод, уверенный шаг вперед, прекрасная дача в Подмосковье, ходить из комнаты в комнату, поехать отдыхать к морю, развернуть всех кругом, встретиться поздним вечером, хороший доклад по математике, склониться к прозрачному ручью, добрый абсолютно по отношению ко всем, уехать по путевке в Крым, весело насвистывает знакомую мелодию, слишком медленно соображает, варенье из черной смородины, постоянное желание спать, вернуться на родину героем, очень модно одеваться, проснуться ранним утром, в назначенный день встречи, холодная осенняя погода, углубился в изучение физики, торговля фруктами летом, постоянная головная боль, новый дом с пристройкой, совсем неопытный птенец, надо во всем разобраться, оглянуться случайно назад, никому не нужные волнения.

7. Подберите простые словосочетания, имеющие следующие признаки.

1) Свободное, субстантивное, отношения – определительные, вид связи – примыкание;

2) несвободное, прономинативное, отношения – комплетивные, вид связи – управление;

3) свободное, глагольное, отношения – обстоятельственные, вид связи – примыкание;

4) свободное, адъективное, отношения – объектные, вид связи – управление;

5) свободное, нумеративное, отношения – определительные, вид связи – согласование;

6) свободное, адвербиальное, отношения – объектные, вид связи – управление.

8. Составьте словосочетания, соответствующие структурным схемам. Определите в них вид связи и тип отношений.