Современное выставочное искусство

Современное выставочное искусство

4.Увидеть на примере конкретных произведений взаимосвязь материала, формы и содержания, а также новое понимание красоты современными художниками.

Характеристика видов деятельности учащихся:

Ориентироватьсяв широком раз­нообразии современного декоративно прикладного искусства.

Различатьпо материалам, технике исполнения худо­жественную керамику, плетение .

Выявлятьиназыватьхарактерные особенности современного декоратив­но-прикладного искусства.

Высказыватьсяпо поводу роли вы­разительных средств и пластического языка материала в построении декора­тивного образа.

Находитьиопределятьв произве­дениях декоративно-прикладного искус­ства связь конструктивного, декоратив­ного и изобразительного видов деятельности, а также неразрывное единство материала, формы и декора.

Использоватьв речи новые терми­ны, связанные декоративно-приклад­ным искусством.

Объяснятьотличия современного декоративно-прикладного искусства от традиционного народного искусства.

Новые термины: художественная керамика, майолика, терракота, фактура, мелкая декоративная пластика, плетёные изделия, резьба по дереву, выставочная деятельность, интерпретация.

Двери выставочного зала открыты перед вами. Входите в этот праздничный, чарующий мир красоты и постарайтесь быть в нём не просто гостями, а внимательными, благодарными зрителями.

В отличие от народного мастера, работающего в традиции и сохраняющего в своём творчестве проверенные временем и передаваемые из поколения в поколение правила и навыки, современный художник – прикладник свободен в осуществлении творческих замыслов. Он смело экспериментирует с материалом, формой, цветом, создавая всякий раз что-то совершенно новое.

Постараемся рассмотреть всё внимательно, неторопливо, услышать голоса вещей, то, о чём и как они говорят с нами.

Эти произведения называются художественная керамика. Керамикой называют изделия из цветной обожженной глины. Керамические изделия удивительно разнообразны — они различаются формой, декором, характером поверхности.

Гончарные изделия выглядят после обжига блестящими, сверкающими, нарядными, когда их покрывают глазурями (тонкий стекловидный слой) или непрозрачными эмалями. Это майолика.

Но художника – керамиста может привлекать именно натуральный цвет обожженной глины, который он стремится сохранить в изделиях. Это терракота, что означает «жжёная земля».

Если в народном творчестве глиняная посуда была связана с практическим применением, то в современном декоративном искусстве она во многом потеряла это значение, став просто видом творчества. Сегодня художники – керамисты применяют керамику в оформлении помещений, раскрывают новые пластические возможности материала. Богатство его цвета и фактуры.

К таким художникам относится Куликова (Шадрина) Галина Михайловна, художник-живописец,

Член СХ РФ (1995 г.)

Ученики: где родилась?

Учитель: родилась 9. 02 1951 г. Тирана, Албания.

Ученики: Где училась?

В 1971 году закончила художественно — графическое отделение Златоустовского педучилища.

В 1971-1973 годах руководила изостудией при городском Дворце пионеров. С 1973 года работает

В Златоуст, творч. — произ. Мастерских художественного фонда РСФСР. Основное направление творчества — живопись, Графика; жанры: пейзаж, натюрморт.

Произведения Куликовой отличает подробность в изображении предметного мира; использование сложного цвета придаёт статичность и завершённость небольшим по размерам композициям.

Ученики: Работала ли художница в Сатке.

Учитель: Галина Михайловна принимала участие в создании экспозиций отделов природы краеведческих музеев Сатки 1991 г., Златоуста.

Ученики: оформляла помещения?

Учитель: оформляла интерьеры общественных зданий Златоуста: ДШИ (орнамент, роспись потолка актового зала,1993 г.), индустр. техникума им. П.П. Аносова (в технике Златоустовской гравюры панно «Времена года», 1977 г.)

Ученики: как давно участвует в выставках?

Учитель: С 1971 года участвовала в выставках.

Ученики: Где хранятся работы?

Учитель: Произведения находятся в собрании Златоустовского краеведческого музея, Дирекции художественных выставок.

Учитель: Помимо хорошо известных вам форм — кувшинов, ваз, блюд, современная художница создала оригинальные формы: башенки, часы, подвески — знаки зодиака, сердечки, аромолампы в форме яблока с ажуром, ажурные птички – петушки — произведения малкой декоративной пластики.

Чувствуется влияние и знание искусства Китая – так выполнены стаканчики с чёрным фоном и китайскими иероглифами, со знаками зодиака.

Учитель: Посмотрите, как разнообразна, может быть фактура произведений керамики! Художник использует фактуру для создания художественного образа вещи.

Ученики. Здесь и выразительные неровности поверхности, и ажур и барашки — завитки, сделавшие поверхность узорчатой и жгутики.

Учитель: В декоративном панно выпуклые скульптурные изображения находятся на плоскости.

Учитель: на какую технику похожи работы художницы?

Ученики: Работы напоминают весёлую, праздничную мозаику, имеющую пастельные тона.

Учитель: Как видите, современное искусство керамики очень разнообразно и каждый раз предстаёт в новом облике.

Из каких только природных материалов ни делают предметы быта народные мастера. Основной материал в крестьянском быту – дерево и береста. Из бересты делают мастера добрую посуду: туеса и бураки, обладающие чудесными свойствами: в них хорошо сохраняются еда, питьё, лесные ягоды. Всё, чего касается рука народного мастера, приобретает праздничную нарядность.

Ученики: как давно известны плетёные изделия?

Учитель: Плетёные изделия из различных материалов были известны ещё людям древнего мира. Изготовляли плетёные предметы из мягких растительных материалов: травы, тростник, папируса и других.

Ученики: Но они не являются предметами первой необходимости?

Учитель: В сравнительно недалёком прошлом плетёные изделия являлись предметами первой необходимости. Особенно широкое распространение получили во второй половине Х I Х и начале ХХ века. В этот период большой популярностью пользовались корзины, плетёная мебель, Коляски для кукол и другие изделия, изгототовлявшиеся в мастерских Франции.

Ученики: А в России?

Учитель: Мода на плетение охватила и Россию, где исстари у крестьян бытовали сделанные из ивого прута плетёные предметы.

Ученики: А в каких районах возникло плетение?

Учитель: Предполагается, что корзиноплетение возникло в районах рек и озёр и служило первоначально для нужд рыболовства; рыбаки изготовляли верши, нереты, мережи и другие орудия лова.

Ученики: Какие изделия плели в России?

Учитель: В России плели разнообразные изделия: из черёмухового прута -выездные сани, лёгкие тарантасы, чемоданы и дорожные сундуки, из ивовой лозы — корзины и различные предметы для обеденного стола, корзиночки и ларчики, детские игрушки. А для самых маленьких и погремушки

Ученики: Какой материал ещё использовали для плетения?

Учитель: Кроме традиционного ивого прута, бересты, лыка, сосновой стружки, мочала, соломки, рогоза, использовали много импортных материалов, таких, как листья пальмы, кокос (наружная оболочка плодов кокосовой пальмы), луфа (растительная губка).

Ученики: А чья выставка сегодня в МВЦ?

Учитель: «Плетёная сказка Алексея Блошенко»

Ученики: А сколько ему лет?

Учитель: Алексею Блошенко 25 лет.

Ученики: Сколько лет он занимается плетением?

Учитель: 5 лет.

Ученики: Кто его этому научил?

Учитель: Азам этого увлекательного, но трудоёмкого мастерства его обучил Борис Дмитриевич Вдовин.

Ученики: А в семье ещё кто-нибудь занимается этим?

Учитель: Увлеклись плетением и родители Алексея: Василий Николаевич и Анна Фёдоровна. Набравшись терпения. Они по книгам изучили другие практические приёмы плетения. А когда освоили основные способы плетения и научились изготавливать простые вещи, решили перейти и к более сложным, например, к предметам мебели, которые также представлены на этой выставке.

Перечень предметов, представленных на выставке в 1 зале:

Ваза настольная «Мамочка», плетение из лозы.

Панно «Декоративное Колесо», плетение из лозы;

Подставка под горячее, плетение из лозы;

Ваза Ажурная для фруктов, плетение из лозы;

Цветочница (высокая), плетение из лозы;

Кресло — качалка, плетение из лозы;

Ваза на ножке, плетение из лозы;

Таз, плетение из лозы;

Хлебница с ручкой, плетение из лозы;

Корзина для цветов, плетение из лозы;

Плетёные предметы, представленные во 2 зале:

Корзинка с длинной ручкой, плетение из лозы;

Цветочница сложная, плетение из лозы;

Напольная ваза, плетение из лозы;

Этажерка, плетение из лозы;

Корзина для белья кубическая, плетение из лозы;

Корзина для белья призматическая, плетение из лозы;

Корзина для белья цилиндрическая, плетение из лозы;

Бра, плетение из лозы;

Лампа настольная, плетение из лозы;

Шахматный столик, плетение из лозы;

Диван, плетение из лозы;

Два кресла, плетение из лозы.

Ученики: А здесь находятся предметы из другого материала.

Учитель: Экспозицию дополняют предметы быта, украшенные резьбой по дереву, ещё одно увлечение семьи.

Учитель: выставочная деятельность — это своеобразная творческая лаборатория художника. Это упорный, напряжённый труд. В результате которого рождаются на свет авторские вещи. Они неповторимы, отражают личность художника. Прикладник стилизует образы природы. Обращаясь к старым образцам и их сюжетам, художник создаёт свои, интерпретируя известные. Ценность выставочных работ — будоражить воображение зрителя, побуждать к творчеству.

Рефлексия. Рассмотри полюбившееся тебе произведение современного декоративно — прикладного искусства и попытайся проанализировать его с точки зрения единства формы, материала и декора.

сходите вместе с родителями в музей. Обсудите вместе с родителями, что больше всего им понравилось и почему?

Современное выставочное искусство

1. Современное выставочное искусство Урок ИЗО 5 класс

Выставочное искусство — авторские художественные
произведения, в которых наиболее ярко проявлена
творческая индивидуальность профессионального
художника, в единственном экземпляре.
Художник-прикладник свободен в осуществлении
творческих замыслов. Он экспериментирует с
материалом, формой, цветом, создавая каждый раз что-то
новое.
Современное декоративно-прикладное искусство
очень разнообразно – это керамика, стекло, металл,
гобелен, батик, мода и многое другое.

3. Керамика – это изделия из цветной обожженной глины.

В зависимости от строения различают тонкую
керамику (черепок стекловидный или мелкозернистый) и
грубую (черепок крупнозернистый). Основные виды
тонкой керамики — фарфор, полуфарфор, фаянс,
майолика. Основной вид грубой керамики — гончарная
керамика.
В современном декоративном искусстве керамику
применяют в оформлении помещений, раскрывают новые
пластические возможности материала, создают новые
оригинальные формы и целые композиции.

4. Фарфор

5. Майолика

6. Сувениры из глины

7. Художественное стекло

Изделия из стекла очень живо реагируют на свет, высвечивая глубину,
отражая все цвета радуги. Работа художника – стекольщика необычайно сложна.
Она требует высокого мастерства, чувства материала.

8. Гобелен – это художественно исполненный тканый ковер для украшения стены.

9. Батик- техника росписи тканей, многоцветная ткань, рисунок на которую наносится ручным способом.

Холодный
батик
рисунок
выполняетс
я по ткани
специальны
м составом
(резервом)
при помощи
стеклянных
трубочек.
Горячий батик
Растопленный воск наносится на ткань точно по
рисунку, и постепенно им покрывают все цвета в
соответствии с рисунком (от светлого к темному).

В отличие от предметов массового производства
авторские вещи всегда неповторимы. Они
сохраняют творческую индивидуальность и
становятся продолжением личности художника.
Домашнее задание:
Изобразить один из видов современного
декоративного искусства

Урок Современное выставочное искусство

сформировать у школьников представление о многообразии проявлений современного декоративного искусства, о взаимосвязи материала, формы и содержания, о новом понимании красоты современными художниками и нацелить на поиск и решение декоративной композиции.

-расширить представление детей о декоративном искусстве (керамика, художественное стекло, металл, гобелен, роспись по ткани);

-развивать образно-ассоциативное мышление как форму освоения мира, творческие способности, эстетические чувства;

— воспитать эстетическое отношение к современному декоративно- прикладному искусству, уважение к творчеству профессиональных художников, к декоративному творчеству;

-выполнить эскиз декоративной композиции.

Формы работы: коллективная работа и самостоятельная работа.

— Здравствуйте ребята. 1 мин.

Работа с экраном

1. Мотивация учащихся 3 мин.

Давайте сядем поудобней и улыбнемся друг другу. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы.

Глубоко вдохните и выдохните….

Вдохните в себя свежесть и красоту белого снега, теплых солнечных лучей, чистоту воздуха…

Я желаю вам всем, успеха!

Проверим домашнее задание

Изучим новый материал

-Ребята, сегодня у нас будет урок творчества. А результатом творческой деятельности будет создание коллективной работы, открытие для вас что-то нового, интересного.

— Ответьте на вопрос?

-Какие качества необходимы творческому человеку? (смекалка, воображение, фантазия)

-Хорошо, давайте проверим вашу смекалку.

Если ты его отточишь,

Нарисуешь всё, что хочешь;

Солнце, горы, сосны, пляж,

Что же это? …КАРАНДАШ

— Правильно, ребята! А чем ещё можно рисовать? 2 мин.

— А что нам помогает рисовать всеми этими и другими предметами?

— В начале учебного года мы говорили о каком искусстве? (народном, традиционном)

-А сегодня поговори о современном!

-Как вы думаете, чем отличается народное искусство от современного?

— Что такое современное выставочное искусство? (искусство свободное от народных традиций. Изделия которого зачастую являются просто видом творчества или применяются для дизайна).

— Что означает слово «дизайн»? (Дизайн — творческий метод проектирования).

2.Сообщение темы и целей урока 3 мин.

— Мы подошли к теме нашего урока : «Современное выставочное искусство».

— Как вы думаете какова Наша цель:

-сформировать представление о многообразии проявлений современного декоративного искусства.

-Нам нужно познакомиться с техниками, и узнать где их применяют в области современного искусства. И я передаю слово нашим знатокам, которые расскажут нам о современных направлениях в изобразительном искусстве! Домашним заданием было подготовить небольшие сообщения о современных видах! Каждая группа сейчас нам представит свой вид искусства! Начнем с группы номер один, они сейчас представят нам тот вид искусства, который мы с вами уже прошли и вы увидите, как выглядят ваши работы со стороны!

2.Проверка домашнего задания…

Вообще керамика — это посуда или другие вещи из глины (с минеральными присадками или без них), полученная при помощи формовки и последующего высокотемпературного обжига. Чтобы внешний вид таких изделий был красивее, их глазируют. — Читайте подробнее на

К художественным стеклянным изделиям относятся уникальные и массовые художественные изделия из высококачественного известкового, калиевого и свинцового (хрустального) стекла.

Витра́ж (фр. vitre — оконное стекло; от лат. vitrum — стекло) — вид монументального искусства, произведение изобразительного декоративного искусства или орнаментального характера из цветного стекла, рассчитанное на сквозное освещение и предназначенное для заполнения проёма, чаще всего оконного, в каком-либо архитектурном сооружении.

Художественная обработка металла

Золото, серебро, бронза обладают высокой плавкостью и легко разливаются в формы. Отливки хорошо повторяют модель. Перед литьем мастер изготовляет модель из воска. Те части предмета, которые должны быть особенно прочными, например, ручки сосудов, рукоятки или защелки, а также орнаменты и фигуры, отливаются в формах из песка. Для сложных предметов требуется изготовление нескольких моделей, поскольку разные части отливаются раздельно, а затем соединяются посредством спайки или привинчивания. Для повторяющейся орнаментики достаточно было одной формы, которая несколько раз последовательно продавливалась в песке, наилучшие отливки получались по медным моделям, ибо после канфаривания они выглядели как произведения, вышедшие из рук чеканщика. Изобретением XIX века стали гальванопластические отливки.

Литье — один из самых древних способов обработки металлов. Археологические раскопки в Египте и Вавилоне подтверждают, что уже за 5 тысяч лет до нашей эры люди умели отливать металл.

Гобеле́н (фр. gobelin), или шпалера, — один из видов декоративно-прикладного искусства, стенной односторонний безворсовый ковёр с сюжетной или орнаментальной композицией, вытканный вручную перекрёстным переплетением нитей [1] :5 . Ткач пропускает уточную нить через основу, создавая одновременно и изображение, и саму ткань

Ганутель (англ. Ganutell) канетель…- это искусство изготовления цветов из тонкой спиральной проволоки и шёлковой нити, а также бисера, бусинок и .

Ба́тик — ручная роспись по ткани с использованием резервирующих составов.

На ткань — шёлк, хлопок, шерсть, синтетику — наносится соответствующая ткани краска. Для получения чётких границ на стыке красок используется специальный закрепитель, называемый резерв (резервирующий состав, на основе парафина, бензина, на водной основе — в зависимости от выбранной техники, ткани и красок).

Декупаж от франц. «вырезать» — техника декорирования с помощью вырезанных бумажных мотивов. Изобрели эту технику китайские крестьяне еще в 12 веке. Они вырезали кусочки из разноцветной бумаги и оклеивали ими различные предметы. В наши дни техника декупаж нашла свое применение в декорировании предметов интерьера, ее широко используют дизайнеры (мастера по дизайну — оформлению жилых помещений).

Дудлинг и Зентангл

Дудлинг (от английского doodle — бессознательный рисунок) — это как раз то, чем мы занимались для убийства времени на скучных и долгих занятиях, слушая преподавателя. Пока наш мозг был сконцентрирован на предмете и поглощении знаний, поля в тетрадях покрывались множеством мелких рисунков.

Первоначально она назвала свою технику «Салфеточная пластика» и именно под таким названием работы ее учеников завоевали 1 место и «Гран-при» на Международном фестивале детского творчества.

— Ребята давайте сейчас порассуждаем подробнее о данных техниках, и ответим на следующие вопросы.

Как вы думаете, зачем у нас у доски стоят словари?

Что можно сделать со всеми новыми терминами о которых мы узнали?

А что мы с вами можем сделать для создания словаря современных терминов по искусству?

-Создать дизайнерскую обложку.

Но прежде чем вы начнете работать мы проведем физминутку…

— А сейчас обратите внимание на ваши столы, там вы найдете пазлы, которые вы должны заполнить тем заданием, которое вам предложено! В группе создать пазл в одном из современных направлений и затем собрать всем классом новую дизайнерскую обложку для словаря терминов современных направлений в изо искусстве.

-Вы можете использовать разные техники…( графика, живопись, аппликация, бумагопластика)

-Что такое пазлы.

— Складная картинка, игра головоломка! (с английского). Собирание частей, какой-либо картины.

IV. Практическая часть 15 мин.

Работа в группах…

Приклеивание пазлов, создание обложки!

V. Закрепление материала.

Ребята давайте закрепим полученные нами знания на уроке.

VI. Подведение итогов рефлексия 4 мин.

Подведем итог урока.

Подведение итогов урока, на котором дети познакомились с современным выставочным искусством, с разными техниками которые используют сегодня, и хотя любимые темы остаются вечными, художник, смело экспериментируя с материалом, формой, цветом, прислушиваясь к себе, создает всякий раз нечто свое, необычное, новое.