Тема урока Домашнее задание

Посмотрите на таблицу. Сколько времени вы должны тратить на выполнение домашнего задания? Сравните эти данные с тем, сколько вы затрачиваете на выполнение домашнего задания. Почему некоторые ребята тратят много времени на выполнение домашнего задания?

Роль домашнего задания в учебном процессе

1. История вопроса.
Волнующая нас, педагогов, ныне, на пороге нового века, проблема домашних заданий, увы не нова. В спорах на эту тему «скрещивали шпаги» наши коллеги и сто, и более лет назад. Тема дискуссий та же, что и ныне: нужно ли загружать детей домашними уроками или не нужно? А если нужно, то в каких объемах? И еще – чем компенсировать отсутствие таких заданий?
В девятнадцатом веке споры всегда завершались в пользу сторонников домашних заданий – детей заставляли заниматься и на уроках, и после уроков, практически весь день. Но по мере приближения двадцатого века и особенно в его начале, споры разгорелись с новой силой.
К началу двадцатого века уже был накоплен опыт работы без домашних заданий: преподаватель читает лекцию, затем каждого, начиная с лучших просит повторять, дополняя их ответ. Оказывалось, что дома тогда не надо ничего повторять. Что же касается выполнения при таком методе учебной программы, то «исполнить ее всецело находится в зависимости от умения преподавателя отделить существенное от несущественного». То есть можно «не задавать уроков для заучивания наизусть дома, а взамен этого вести преподавание в виде бесед, заставляя повторять если не всех, то многих.
Существенной причиной, по которой следует избегать домашних заданий, является то, что они поглощают свободное время добросовестных учеников. « Для того и создаются классы, чтобы учиться там, а не дома. Для того и существуют учителя, чтобы учить. Учебник не всегда может заменить учителя, но учитель всегда должен заменить учебник».
Выполнение учащимися домашних учебных заданий, является одной из форм обучения. Под домашней учебной работой следует понимать самостоятельное выполнение учащимися учебных заданий учителя по повторению и более глубокому усвоению изученного на уроке материала и его применению на практике, развитию творческих способностей и дарований, а также по совершенствованию умений и навыков самостоятельно пополнять, расширять и упрочивать знания. Попытки отдельных учителей под видом преодоления перегрузок учащихся осуществлять обучение без организации домашней работы и афишировать этот «опыт» в печати в научном отношении являются несостоятельными.
Необходимость домашней учебной работы обусловливается следующими факторами:
а) на уроке имеет место концентрированное усвоение изучаемого материала, после чего знания быстро забываются. Чтобы предотвратить это забывание, нужна домашняя учебная работа;
б) овладение научными понятиями требует их неоднократного осмысления и усвоения;
в) обстоятельность и прочность усвоения изучаемого материала достигается только при рассредоточенном его запоминании;
г) домашняя учебная работа имеет важное значение для развития творческих задатков и способностей учащихся.

2. Современная точка зрения на домашнее задание.
Специальные исследования показывают, что проблема повышения
эффективности обучения может быть успешно решена только при условии, если высокое качество урочных занятий будет подкрепляться хорошо организованной домашней работой учащихся. Между тем в периодической печати появляются публикации, в которых рассказывается о якобы передовом опыте отдельных учителей, осуществляющих обучение без домашних заданий, и ставится вопрос об их отмене, поскольку они, по их мнению, не приносят никакой пользы и только перегружают школьников. Эти предложения чаще всего основываются на педагогической некомпетентности. Дело в том, что как уже отмечалось, познание идет не по кругу, а по спирали и что каж¬дое последующее обращение к изучению одного и того же материала открывает в нем новые грани и смысловые оттенки, что, естественно, указывает на необходимость организации домашней учебной работы. Далее, на уроках, как бы хорошо они ни проводились, имеет место концентрированное запоминание, и знания переводятся лишь в оперативную, кратковременную память. Чтобы перевести их в память долговременную, учащимся необходимо осуществить их последующее повторение.
Домашняя учебная работа учащихся состоит в самостоятельном выполнении заданий учителя по повторению и более глубокому усвоению изучаемого материала и его применению на практике, развитию творческих способностей и дарований и совершенствованию учебных умений и навыков.
Домашние задания по своему содержания включают в себя:
а) усвоение изучаемого материала по учебнику.
б) выполнение устных упражнений (придумывание примеров на изучаемые правила по языку, определение признаков делимости чисел по математике, заучивание хронологической таблицы по истории и т.д.).
в) выполнение письменных упражнений по языкам, математике, физике и другим предметам.
г) выполнение творческих работ по литературе.
д) подготовку докладов по изучаемому материалу в старших классах.
е) проведение наблюдений по биологии, географии, физике.
ж) выполнение практических и лабораторных работ по физике, химии и биологии.
з) изготовление таблиц, диаграмм, схем по изучаемому материалу и т.д.
и) Решение и составление задач.
Наряду с общими для всех учащихся нередко даются индивидуальные домашние задания. Они рассчитаны на преодоление пробелов в знаниях учащихся по отдельным темам, на усиление тренировочных упражнений по выработке практических умений и навыков. Кроме того, даются задания повышенной трудности для хорошо успевающих школьников с целью развития их творческих способностей и склонностей.
Отсюда вытекает, что домашняя работа является естественным и логичным продолжением классной. Можно установить следующие цели, к которым следует стремиться при организации домашней работы:
• закрепление в памяти материала, разобранного в классе, и в отдельных случаях – более углублённое и расширенное его изучение;
• повторение ранее пройденного материала;
• закрепление и расширение разнообразных навыков и умений, необходимых для самостоятельной работы, посредством выполнения соответствующих заданий.
3. Домашние задания при изучении дисциплины «Экономическая теория»
Курс экономическая теория в объеме 96 часов изучается в I семестре I курса студентами всех специальностей и является основой для изучения последующих экономических дисциплин на протяжении трех лет обучения. Поэтому так важно глубокое усвоение основных понятий и законов этой дисциплины. Теоретические занятия проходят три раза в неделю и практически на каждом, дается новая тема. Без глубокой дополнительной проработки изучаемого на уроке материала невозможно предупредить забывание.
Поэтому в адекватном усвоении дисциплины «Экономическая теория» в условиях учебного плана нашего колледжа большая нагрузка падает на самостоятельную работу студентов.
В своей педагогической деятельности я использую различные виды домашних заданий, пытаясь требовать от студентов не только репродуктивного (воспроизводящего) конспект или учебник, но творческого осмысления изучаемого материала конкретизируя его примерами из современной экономической жизни страны и мира. Причем важнейшим условием эффективности самостоятельной домашней работы является регулярность заданий и обязательность их проверки на следующем же занятии.
Студенты должны знать, что за невыполнение домашнего задания они обязательно получат неудовлетворительную оценку. Так, например, после первой лекции на которой дается тема «Введение в экономическую теорию» студенты получают домашнее задание не только повторить материал по конспекту и учебнику, но и сформулировать собственное определение «экономической теории» и привести конкретные примеры связи микроэкономики и макроэкономики.
Необходимо на следующем занятии проверить и проанализировать домашние задания. Многие студенты привыкли за школьную учебу только переписывать из учебника и не умеют сформулировать собственное определение. Важно оценить и похвалить тех, кто сумел правильно справиться с заданием.
Домашние задания могут быть различной степени сложности: от совсем простых до подготовки презентаций новой темы.
Пример простого задания: при изучении различных классификаций благ и ресурсов, видов товаров, видов рынков и других типов классификаций в конспекте должно быть оставлено свободное место, где предлагается студентам дома написать свои примеры . На следующем уроке можно быстро проверить выполнение домашней работы, и те, кто не сделал, получают «2», эти задания заставляют студентов систематически повторять конспект.
Изучение «Экономической теории» невозможно без решения задач, составления и анализа графиков. Поэтому решению типовых задач и их графическому воплощению уделяется много времени на уроках и практических занятиях. Для закрепления навыков решения задач целесообразно на дом задавать не только решение задач, но и составление новых, причем студенты записывают условия задачи и ее решение с графиками на разных листах, для того , чтобы на следующем занятии можно было использовать составленные задачи для решения другими студентами.
Таким образом, студенты учатся не только решать и составлять задачи, но и проверять решения других, выявляя ошибки и неправильности. За эту работу, студент получает две оценки за составленную и проверенную задачи. Решая готовую задачу, можно списать, а составить задачу гораздо сложнее и списать негде. Этот тип задания используется при изучении тем: «Равновесная цена», «Издержки производства», «Три способа подсчета ВВП» и других.
Домашнее задание должно носить по возможности дифференцированный характер в зависимости от способностей и желания студентов. Так изучая тему «экономические системы» на уроке вместе со студентами подробно рассматриваются достоинства и недостатки различных экономических систем, выявляются особенности смешанной (социально-рыночной) экономики развитых стран мира, но это не фиксируется в конспекте. Студенты получают домашнее задание самостоятельно сформулировать и записать достоинства и недостатки экономических систем, используя учебники, интернет и знания полученные на уроке, а желающие повысить оценку делают доклады о разных моделях смешанной экономики в современном мире на следующем уроке подробно повторяется эта тема и в конспекте делаются дополнительные записи, уточняющие и углубляющие текст домашнего задания каждого. Такие домашние задания расширяют и углубляют знания студентов и формируют познавательный интерес и положительные мотивы к изучению «экономической теории».
Поэтому при изучении следующей темы «факторы производства» уже большинство студентов с удовольствием делают домашние задания повышенного уровня, т.е. доклады на тему «Проявление предпринимательского таланта в современной экономике России и мира».
Как правило, домашние задания органично вытекают из предыдущего урока, являются его продолжением, а некоторые носят и опережающий характер, подготавливая к теме урока. Поэтому студентам дается задание повторить материал, изученный ранее, например, изучая тему «Совокупный спрос и совокупное предложение в макроэкономике» предлагается повторить законы спроса и предложения в микроэкономике, предваряя изучение темы «циклическое развитие экономики », подобрать материал из СМИ о проявлении кризиса в экономике России и мире, а, изучая роль государства, найти материал о конкретной помощи государств мира для выхода своей страны из кризиса. Данные домашние задания позволяют студентам понять практическое значение «экономической теории» и заинтересовать студентов в более глубоком изучении дисциплины.
На мой взгляд, в освоении дисциплин, таких как экономическая теория, емких не только информационно, но и понятийно, имеющих глубокую связь с другими дисциплинами, которые будут изучаться в дальнейшем и необходимых в профессиональной и гражданской жизни без домашних заданий усвоить полноценно невозможно.

Тема урока Домашнее задание

Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Банковские услуги, предоставляемые гражданами. Формы сбережения граждан. Потребительский кредит.

Пояснительная записка

  • Распоряжение Рправительства РФ от 29.12.2001г №1756-р « Об одобрении Концепции модернизации российского образования на период до 2010года».
  • Федеральный закон « О внесении изменений в Закон РФ « Об образовании» и Федеральный закон « О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 26 января 2007года
  • Федеральный базисный план для среднего (полного) общего образования утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004;
  • Приказ Министерства образования РФ от 31 марта 2014 № 253 « Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.12. 2008г № 379 « Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2010-2011учебный год»
  • Учебный план МОУ « Петропавловская СОШ» на 2014-2015 учебный год.

Для реализации программы используется учебно – методический комплект:

Обществознание. 8 класс: учебн. для общеобразоват. учреждений. /Под ред. Л. Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой.— 2-е изд.— М., 2011.

Программы общеобразовательных учреждений «Обществознание», авторы

Л.Н.Боголюбов, Н. И. Городецкая и др., М.; «Просвещение», 2010 г.

Обществознание. Рабочая тетрадь. 8 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений. /Л.Ф.Иванова, Я. В. Хотеенкова.— М., 2011.

Промежуточная аттестация проводится в форме письменных работ, экспресс

— контроля, тестов, обществоведческих диктантов, итоговая аттестация –контрольная и итоговая контрольная

Цели обучения:

В направленииличностного развития:

• анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

• синтез —составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

• выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;

• подведение под понятие, выведение следствий;

• установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;

• построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;

• выдвижение гипотез и их обоснование.

В направлении коммуникативного развития:

• планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками —

определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

• постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

• разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

• управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;

• умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных

В метапредметном направлении:

• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;

• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и

• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;

• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:

1) использование элементов причинно-следственного анализа;

2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;

3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и

6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;

7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения;

-актуализировать знания по обществознанию на основе осмысления сложившихся социальных установок;

-обеспечить теоретико–проблемный уровень обучения данного курса, сообразный возрастным познавательным способностям старшеклассников;

-обсуждать различные точки зрения по ключевым вопросам складывающихся в современном мире общественных отношений;

-использовать педагогический потенциал документов, иллюстраций и познавательных заданий, содержащихся в учебнике;

-развивать умения и ценностные установки, связанные с критическим мышлением, гражданско-патриотической самоидентификацией личности и опытом жизни в поликультурном мире;

-упорядочить разнообразные формы занятий и темы ученических исследований, заявленных в методическом аппарате учебника;

-углублять интерес к изучению прошлого с целью развития социально

-коммуникативных компетентностей старшеклассников

формируемыми при изучении содержания курса, являются:

1. Мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;

2. Заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;

3.Ценностные ориентиры. Основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремление к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.

Метапредметные результаты изучения обществознания проявляются в:

1. Умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

2. Умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;

3. Способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать аде-

кватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;

4. Овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам веден

5. Умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельность на уроках и в доступной социальной практике, на:

-использование элементов причинно –следственного анализа;

-исследование несложных реальных связей и зависимостей

-определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления. Оценки объектов;

-поиск и извлечение нужной информации по заданной теме и адаптированных источниках различного типа;

-перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

-подкрепление изученных положений конкретными примерами;

-оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

-определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Предметными результатами освоения содержания программы по обществознанию являются:

1. Относительно целостное представление об обществе и чело

веке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;

2. Знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности;

3. Знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных ролей в пределах своей дееспособности;

4. Умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источника; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными

знаниями); давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;

5. Понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;

6. Знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими норма

ми и правилами в собственной повседневной жизни;

7. Приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;

8. Знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;

9. Понимание значения трудовой деятельности для личности и общества;

10. Понимание специфики познания мира средствами искусства в соответствии с другими способами познания;

11. Понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;

12. Знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;

13. Знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;

14. Понимание языка массовой социально –политической коммуникации, позволяющее осознанию воспринимать соответствующую информацию, умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;

15. Понимание значения коммуникации в межличностном общени

16. Умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения. Знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.

Содержание программы

Обществознание (34ч.)

Тема 1. Личность и общество (4ч.)

Личность. Социализация индивида. Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры.

Общество как форма жизнедеятельности людей. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Общественные отношения.

Социальные изменения и их формы. Развитие общества. Человечество в ХХ I веке, тенденции развития, основные вызовы и угрозы. Глобальные проблемы современности.

Тема. Сферы духовной культуры (9ч.)

Сфера духовной культуры и ее особенности. Культура личности и общества. Тенденции развития духовной культуры в современной России.

Мораль. Основные ценности и нормы морали. Гуманизм. Патриотизм и гражданственность. Добро и зло – главные понятия этики. Критерии морального поведения.

Долг и совесть. Объективные обязанности и моральная ответственность.

Долг общественный и долг моральный. Совесть – внутренний самоконтроль человека.

Моральный выбор. Свобода и ответственность. Моральные знания и практическое поведение. Критический анализ собственных помыслов и поступков.

Значимость образования в условиях информационного общества. Основные элементы системы образования в Российской Федерации. Непрерывность образования. Самообразование.

Наука, ее значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда ученого. Возрастание роли научных исследований в современном мире.

Религия как одна из форм культуры. Религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести.

Тема 3. Экономика (14ч.)

Потребности и ресурсы. Ограниченность ресурсов и экономический выбор. Свободные и экономические блага. Альтернативная стоимость (цена выбора).

Основные вопросы экономики: что, как и для кого производить. Функции экономической системы. Модели экономических систем.

Собственность. Право собственности. Формы собственности. Защита прав собственности.

Рынок. Рыночный механизм регулирования экономики. Спрос и предложение. Рыночное равновесие.

Производство. Товары и услуги. Факторы производства. Разделение труда и специализация.

Предпринимательство. Цели фирмы. Ее основные организационно-правовые формы. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство.

Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги, уплачиваемые гражданами.

Распределение. Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки населения.

Потребление. Семейное потребление. Страховые услуги, предоставляемые гражданами. Экономические основы защиты прав потребителя.

Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Банковские услуги, предоставляемые гражданами. Формы сбережения граждан. Потребительский кредит.

Безработица. Причины безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы. Роль государства в обеспечении занятости.

Обмен. Мировое хозяйство. Международная торговля. Обменные курсы валют. Внешнеторговая политика.

Тема 4. Социальная сфера 7 ч.)

Социальная структура общества. Социальная мобильность. Большие и малые социальные группы. Формальные и неформальные группы. Социальный конфликт, пути его разрешения.

Социальный статус и социальная роль. Многообразие социальных ролей личности. Половозрастные роли в современном обществе. Социальные роли подростка. Отношения между поколениями. Этнические группы. Межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Взаимодействие людей в многонациональном и многоконфессиональном обществе.

Отклоняющее поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни.

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения обществознания (включая экономику и право) ученик должен: