Домашние задания

ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

Как и краткое резюмирование в процессе сессии (см. стр. 58), завершающее подведение итогов сводит воедино темы, которые поднимались во время дан­ной сессии, и позволяет акцентировать наиболее важные ее моменты. Сюда также входит и определение домашнего задания. На первых сессиях (в начале терапии) терапевт берет на себя ведущую роль в подведении итогов; позднее он побуждает к более активному участию пациента.

Т: Теперь я хочу подвести итог того, о чем мы сегодня говорили. Мы опре­делили повестку дня, оценили ваше настроение, установили несколько целей терапии и выяснили, как ваши мысли влияют на эмоции. Мы также обсудили, как будет проходить терапия. Мы собираемся работать над решением ваших проблем и достижением целей, а также вы научитесь изменять искаженное мышление. Теперь давайте посмотрим, что вы записали в качестве домашнего задания. Уверены ли вы, что вам по силам его выполнить и это принесет вам пользу?

__________Домашнее задание — 1 февраля____________

1. Уточнить и дополнить список целей.

2. Когда мое настроение меняется, спросить себя: »О чем я думаю прямо сейчас?» и записать мысли (и образы). Напомнить себе, что эти мысли могут быть или не быть правильными.

3. Напоминать себе, что мне с трудом могут даваться разные дела, потому что сейчас я страдаю депрессией, а не ленива.

4. Подумать о том, что я хотела бы включить в повестку дня следующей сессии (какую проблему или ситуацию; придумать ей название).

5. Прочитать брошюру о депрессии и заметки, которые я сделала во время сессии.

6. За следующую неделю три раза сходить в бассейн или выйти на пробежку.

Терапевт должен убедиться, что пациент в состоянии выполнить домашнее задание (см. главу 14). Предположив, что пациент может не осилить какой-либо

пункт обязательств, терапевт предлагает отказаться от этого пункта. («Не ду­маете ли вы, что нам будет сложно записывать свои мысли? (если «да») Тогда давайте вычеркнем это задание из сегодняшнего списка. Не имеет большого значения, каким образом вы будете работать с мыслями».)

Если пациенту не правится термин «домашнее задание», терапевт должен отделить представление о домашнем задании как части когнитивной терапии (которое определяется совместными усилиями терапевта и пациента таким образом, чтобы состояние последнего улучшилось) от опыта, полученного ранее (обычно школьных домашних заданий, которые заключались в прину­дительных, без учета личных потребностей и часто бесполезных обязатель­ствах). Можно пронести «мозговой штурм», чтобы найти более приемлемый для пациента термин, например «самостоятельная работа» или «самопомощь». Решив семантическую проблему использования термина «домашнее задание», терапевт может рассмотреть (или мысленно отметить для будущего исследо­вания) значение для пациента необходимости выполнять домашнее задание, чтобы выяснить, обусловлено ли отношение пациента к этому термину более серьезными факторами (например, не чувствителен ли пациент к контролю со стороны окружающих? Не отказывается ли он выполнить домашнее задание, считая себя неспособным на это?).

Домашнее задание первой сессии (и последующих) обычно включает библиотерапию [4]. Терапевт может предложить пациенту прочитать отрывок из популярной книги по когнитивной терапии (например, Burns, 1980, 1989; Greenberger & Padesky, 1995; Morse, Morse, & Nackoul, 1992) или популярную брошюру (см. приложение Г) и повышает вероятность того, что пациент вы­полнит данное задание: «Когда будете читать, отмечайте, с чем вы согласны и 1гласны, что нам подходит, а что вызывает сопротивление, чтобы потом поделиться со мной».

Вторая распространенная часть домашних заданий раннего этапа терапии — активный мониторинг и/или составление расписания видов деятельности. Цель этого — побудить пациента возобновить занятия, которые в прошлом доставляли ему удовольствие (подробно о мониторинге видов деятельности говорится в главе 12).

Домашние задания

ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ — разновидность самостоятельной работы школьника. В первом классе задания на дом не задаются на протяжении всего учебного года. Заданное на дом ученик второго класса должен выполнить за 1 час. По мере возрастания объёма информации и усложнения её содержания время, предназначенное для выполнения домашних заданий, увеличивается, достигая 3,5 — 4 часов. При составлении режима дня необходимо отвести для выполнения домашних заданий время, совпадающее с пиком умственной активности. Для детей, которые учатся в первую смену, — с 15 часов, для посещающих школу во вторую смену — с 9 часов утра. С первых лет обучения ребёнку в семье выделяется постоянное место для выполнения домашних заданий. Ребёнок должен работать при достаточном освещении в хорошо проветренной комнате. Через каждые 30 — 45 мин работы полезно сделать небольшой (до 10 мин) перерыв.

Часто родители пытаются взять весь процесс подготовки домашних заданий — от заполнения дневника до проверки выполненной работы — под контроль, видя в этом надёжное средство повышения успеваемости школьника. Однако доказано, что дети таких родителей склонны перекладывать вину за школьные неудачи на своих добровольных помощников. Чрезмерная помощь взрослых как бы снимает в этом случае со школьника ответственность за результаты работы. Одна из важных воспитательных задач начального обучения — выработать у ребёнка привычку к систематическому приготовлению уроков. Семья должна создавать атмосферу уважения к умственному труду, ставить выполнение домашних заданий вровень с самыми важными делами взрослых, развивать самостоятельность ребёнка, формировать у него ответственность за качество выполняемой работы, умение планировать свой труд и контролировать его результаты. Многие дети проводят за уроками слишком много времени. Это должно беспокоить родителей: ребёнок привыкает тратить время впустую; растянутое во времени выполнение домашних заданий — не гарантия его высокого качества. У ребят много лишнего времени при выполнении домашних заданий уходит на «произвольные паузы»; поиск учебника, карандаша, линейки; разговоры по телефону о том, что имеет отношение к делу, и о том, что отношения не имеет. В подобной ситуации ребёнок гораздо больше, чем при интенсивной работе, устаёт, порой фактически лишая себя прогулок, общения с друзьями, чтения и т.д.

Чем можно помочь учащимся при выполнении домашних заданий? Справиться, всё ли заранее подготовлено, записано ли в дневнике то, что задано на дом. Расспросить, как аналогичное задание делали в классе, выяснить, готов ли ребёнок к самостоятельной работе. При необходимости нужно оказать помощь, используя те приёмы работы, к-рым обучают в школе. Попытки родителей использовать для этих целей собственную методику, как правило, не способствуют успешному обучению ребёнка. Важным этапом выполнения домашних заданий является контроль. В школе обучают приёмам самоконтроля: как проверить списанный текст, правильность решения задачи, примера. Дома следует побуждать ребёнка к самопроверке, следить, как развивается его самооценка. Если слабые успехи ребёнка при выполнении домашних заданий связаны с проблемами в знаниях, необходимо вместе с учителем обсудить ситуацию и согласовать пути преодоления неуспеваемости школьника.

Объём домашних заданий контролируется школьной администрацией с целью предупреждения перегрузки учащихся. На выходные и праздничные дни домашние задания младшим школьникам не задаются. Это лишило бы детей досуга, сократило бы возможности семейного общения. Использование прогрессивных методик преподавания отдельных предметов позволяет некоторым педагогам отказаться полностью или частично от домашних заданий. Однако полный отказ от домашних заданий может принести вред, сдерживая формирование у ребёнка навыков самостоятельной умственной работы и самоконтроля.

Использованы материалы кн.: Психолого-педагогический словарь. / Сост. Рапацевич Е.С. – Минск, 2006, с. 199-200.

III.1. Сущность понятия «домашняя работа», функции домашней работы

Актуальность вопроса о домашней работе. Что такое домашняя работа? В чем ее суть? И так ли она необходима? На эти и другие вопросы попробуем дать ответ.

Психологами доказано, что усвоение материала в классе проходит несколько стадий: первичное ознакомление с материалом, или его восприятие; его осмысление; специальная работа по его закреплению; и, наконец, применение его на практике. Как бы хорошо не был спланирован урок осуществить все эти стадии за отведенные 45минут не представляется возможным. В ходе закрепления знания, умения и навыки, полученные на уроке, переводятся в оперативную, кратковременную память. Чтобы перевести их в долговременную память следует организовать учебную работу по осмыслению и закреплению материала урока. Кроме этого, чтобы знания стали убеждениями учащегося, они должны быть им самостоятельно обдуманы, пережиты. Поэтому и необходима домашняя учебная работа как продолжение работы учащихся на уроке в школе.

Другой фактор, обуславливающий необходимость домашней работы — это существующие различия в скорости восприятия учебного материала и, следовательно, во времени, требующемся для усвоения материала отдельными учащимися. Поэтому, если первичное восприятие и закрепление знаний может быть фронтальным, то последующая работа с учебным материалом должна быть индивидуальной и самостоятельной в том объеме и темпе, которые необходимы каждому ученику для его прочного усвоения. Реализовать это возможно лишь в условиях домашней работы.

Кроме этого, домашняя учебная работа имеет большое значение для развития качеств личности, например самостоятельности, ответственности и др. Так, например, она требует от учащихся умения правильно распределять свое время; разрешать внутренние конфликты (идти играть в футбол, или выполнять домашнее задание), которые закаляют волю; преодолевать трудности, возникающие при выполнении заданий. «Нельзя забывать, что ребенок, не испытавший радости от учения, не познавший чувства гордости после преодоления трудности – несчастный человек» (В.А. Сухомлинский).

Согласно С.Л. Рубинштейну воспитание любого качества личности должно пройти через следующие стадии: возбуждение – побуждение (подкрепление) – генерализация. На уроке, в виду ограниченности времени, добиться развития качеств личности, черт характера практически невозможно. Как отмечалось ранее (гл. V), урок обладает возможностями возбуждения актуальных состояний формируемых качеств личности, их стимулирования и подкрепления в сходных ситуациях. Домашняя учебная работа, расширяя временные границы, присущие организационной структуре урока, продолжает работу в этом направлении.

Понятие «домашняя работа». В российской педагогической энциклопедии домашняя работа определяется как форма самостоятельной работы учащихся, организуемой учителем с целью закрепления и углубления знаний, полученных на уроке, а также для подготовки к восприятию нового учебного материала, а иногда и для самостоятельного решения посильной познавательной задачи; составная часть процесса обучения (А.К. Громцева). И.Ф. Харламов пишет, что домашняя учебная работа состоит в самостоятельном выполнении заданий учителя по повторению и более глубокому усвоению изучаемого материала и его применению на практике, развитию творческих способностей и дарований и совершенствованию учебных умений и навыков (18, С 301). Домашняя учебная работа, по определению З.П. Шабалиной, — самостоятельное выполнение школьниками заданий учителя после уроков (19, С. 8).

Как видим из определений, домашняя учебная работа, с одной стороны, учебное задание, определяемое учителем, т.е. то, что должен выполнить ученик, объект его деятельности. С другой стороны – это форма проявления соответствующей деятельности памяти, мышления, творческого воображения при его выполнении, которая приводит к закреплению или углублению знаний, полученных на уроке, или к получению нового знания. Следовательно, домашняя работа является формой самостоятельной учебной работы, которая отличается от классной тем, что протекает без непосредственного руководства учителя, хотя и по его указаниям. В отличие от самостоятельной работы на уроке, в домашней работе ученик сам определяет время выполнения задания, выбирает наиболее приемлемый для него ритм и темп работы. Кроме этого, дома ученик лишен тех средств, которые может использовать учитель для того, чтобы сделать самостоятельную работу более интересной, увлекательной (12, С. 290).

Далее рассмотрим важнейшие функции, которые реализует домашняя учебная работа в соответствии со своим назначением. Прежде всего, это углуб­ленное усвоение и закрепление знаний, умений и навыков – обучающая функция. Как известно, любой навык становится прочным лишь после достаточного количества упражнений, число которых зависит от особен­ностей материала и от индивидуальных особен­ностей учащихся. Одни учащиеся достигают необходимых результатов уже на уроке, а дома лишь контро­лируют упражнениями качество навыка. Другим дома необходимо с помощью инструкции в учебнике или тетради еще раз пройти все этапы форми­рования навыка и неоднократно выполнить упражнения.

Сухомлинский В.А. (1918 — 1970) педагог-исследователь, канд. пед. наук, ч-к. АПН СССР, заслуженный учитель УССР, Герой социалистического труда, автор трудов по проблемам практической педагогики (вопросам руководства школой, профессионального мастерства учителя, проблемам умственного, нравственного, эстетического, трудового и физического воспитания).

На уроке, как уже отмечалось выше, не усваиваются одинаково прочно всеми учащимися и знания. «Один быстро раз­бирается в сути закона, теоремы, правила и почти сразу запоминает главное, существенное; другой хорошо понимает учебный материал при первом восприятии, но быстро забывает; третий не умеет сразу выделить и запомнить существенное, глав­ное, этого он добивается лишь дома, повторяя еще раз материал по учебнику, конспекту» (19 С. 9). Чтобы домашняя учебная работа принесла пользу, а не вред, она не должна быть копией того, что было на уроке. В связи с этим В. А. Сухомлинский писал: «Никогда умственные усилия не должны направляться только на закреп­ление в памяти, на заучивание. Прекращается осмысливание — прекращается и умственный труд, начинается отупляющая зубрежка. ». «Зубрежка пагубно отражается на моральном облике воспи­танника. Выполняя изо дня в день в течение многих лет эту тяжелую, но бессмысленную работу, ученик получает неправильное представле­ние об умственном труде вообще, ненавидит уче­ние. В конце концов он перестает трудиться» (19, С. 10).

Другая функция домашней самостоятельной работы – формирование самостоятельности в учебно-познавательной деятельности (развивающая функция). Чтобы успешно справиться с выполнением домашней работы, учащийся должен владеть общими учебными умениями и навыками, прежде всего умениями планировать свою работу, распределять ее во времени, работать с книгой, контролировать себя и пр. С другой стороны, эти умения и навыки формируются в процессе самостоятельной учебной работы. Особенно важно то, что самостоятель­ность в учебно-познавательной деятельности явля­ется условием формирования самостоятельности как черты личности.

Воспитание морально-волевых качеств является также одной из важнейших функций домашней учебной работы (воспитательная функция). Так, систематическое выполнение в срок задания приучает к ответственности, исполнительности, аккуратности, воспитывает трудолюбие. Однако, как показывает практика, реализация этой функции является наиболее трудной задачей, т.к. уже в пятом классе часть учащихся перестают выполнять домашние задания. Между тем известно, что воспитательные возможности любой деятельности реализуются, если учащиеся активно участвуют в ней, выполняют ее с желанием. Чтобы отношение к выполнению домашнего задания было активным, необходимо, чтобы оно было педагогически продумано и включало элементы творчества.

Как видим, развивающая функция домашней учебной работы тесно связана с ее воспитательной функцией. Вообще выделять различные функции домаш­ней учебной работы можно лишь условно. На практике они тесно связаны, взаимопроникают и взаимообусловливают друг друга. Следует отметить также, что функции домашней учебной работы специфично проявляются в разных возрастных группах, например, воспитание морально-волевых качеств личности. В начальных и средних классах содержание, характер и форма домашнего задания, методика его задавания и особенно проверка (ежедневная проверка письменных работ в первом-пятом классах, еженедельная — в шестом-седьмом) содержат элементы, в первую очередь направленные на воспитание исполнительности, аккуратности, трудолюбия, ответственности де­тей и подростков. В восьмом-десятом классах преобладают задачи воспитания инициативы, ак­тивности и др.

Функциональные возможности домашней учебной работы успешно реализуются лишь при определенных условиях: обеспечении разнообразия видов домашних заданий с целью формирования у учащихся познавательного интереса к выполняемым заданиям и актуализации мотивов учения; корректном педагогическом руководстве и контроле со стороны преподавателей и родителей; соблюдении требований дидактических принципов (11, С. 438-439).

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2022 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с) .

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Форма самостоятельной работы учащихся, организуемая преподавателем с целью закрепления и углубления знаний, речевых навыков и умений , полученных на уроке, а иногда и для самостоятельного решения посильных познавательных задач, являющихся частью определяемого программой учебного материала.

Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). — М.: Издательство ИКАР . Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин . 2009 .

Смотреть что такое «ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ» в других словарях:

Домашнее задание — Пожалуйста, улучшите и дополните этот раздел. Замечания о том, что нужно улучшить, могут быть на странице обсуждения статьи. Домашнее задание задание, задаваемое учителем (преподавателем) ученику (студенту) для самостоятельного выполнения после… … Википедия

Домашнее задание — Жарг. студ. Шутл. Часть угощения, уносимая с собой с банкета, вечеринки. ВМН 2003, 51 … Большой словарь русских поговорок

Домашнее задание — после въезда на российскую территорию водитель должен подготовить кучу документов для таможенного оформления. Со стороны корпеющий над бумагами в кабине дальнобойщик действительно похож на школьника … Словарь дальнобойщиков

ЗАДАНИЕ — Домашнее задание. Жарг. студ. Шутл. Часть угощения, уносимая с собой с банкета, вечеринки. ВМН 2003, 51. Дать домашнее задание кому. Жарг. мол. Шутл. Предложить гостям забрать с собой часть угощения. ВМН 2003, 51 … Большой словарь русских поговорок

задание — сущ., с., употр. сравн. часто Морфология: (нет) чего? задания, чему? заданию, (вижу) что? задание, чем? заданием, о чём? о задании; мн. что? задания, (нет) чего? заданий, чему? заданиям, (вижу) что? задания, чем? заданиями, о чём? о заданиях 1.… … Толковый словарь Дмитриева

ЗАДАНИЕ — ЗАДАНИЕ, я, ср. То, что назначено для выполнения, поручение. Дать, выполнить з. Производственное з. Боевое з. Домашнее з. (то же, что урок во 2 знач.). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Дать домашнее задание — кому. Жарг. мол. Шутл. Предложить гостям забрать с собой часть угощения. ВМН 2003, 51 … Большой словарь русских поговорок

задание — я; ср. 1. Цель или задача, поставленная перед кем л. для выполнения. Ответственное, трудное з. Правительственное, секретное з. З. государственной важности. З. по изучению флоры и фауны Байкала. З. по разведке месторождений. Дать, выполнить з.… … Энциклопедический словарь

задание — я; ср. 1) Цель или задача, поставленная перед кем л. для выполнения. Ответственное, трудное зада/ние. Правительственное, секретное зада/ние. Зада/ние государственной важности. Зада/ние по изучению флоры и фауны Байкала. Зада/ние по разведке… … Словарь многих выражений

Техническое задание — (ТЗ, техзадание) исходный документ для разработки и испытания изделия.[1] Содержание 1 Понятие ТЗ 2 Место ТЗ в структур … Википедия