Презентация на тему: Эти трудные домашние задания

Общие рекомендации к самоподготовке:
(распечатанные листочки можно раздать родителям)
⦁ выполнять домашнюю работу нужно начинать в точно установленное время;
⦁ прежде чем начать заниматься, проверь готовность рабочего места;
⦁ приступая к работе, сосредоточься, подумай, с чего начнешь;
⦁ старайся все затруднения разрешить самостоятельно;
⦁ о задании узнай в дневнике или по закладкам в учебнике;
⦁ забыл правило, постарайся вспомнить, проверь себя по учебнику;
⦁ начинай самоподготовку в определенном порядке, например: русский язык, математика, чтение.
Письменные задания:
⦁ внимательно прочитай задание;
⦁ повтори по учебнику, выучи определения, правила, связанные с выполнением данной работы;
⦁ после выполнения письменного задания внимательно проверь написанное;
⦁ ошибки исправляй аккуратно, в соответствии с рекомендациями учителя.
Устные задания:
⦁ посмотри, что задано, подумай, с чего начинать выполнять задание;
⦁ прочитай задание по учебнику;
⦁ выдели основные части, главные мысли текста;
⦁ прочитай задание вторично,
⦁ составь план прочитанного;
⦁ расскажи по плану;
⦁ повтори рассказ;
⦁ следи за интонацией, темпом речи;
⦁ не спеши, говори ясно, четко,
К решению задач:
⦁ прочитай внимательно задание, если не понял содержания, прочитай еще раз, подумай;
⦁ повтори условия задачи и ее вопросы;
⦁ подумай, что известно из условия задачи, а что надо найти;
⦁ подумай, что нужно узнать сначала, что потом, чтобы ответить на вопрос задачи;
⦁ подумай, по какому плану будешь решать задачу; решай задачу;
⦁ проверь ход решения, ответ.
К выполнению заданий по русскому языку:
⦁ внимательно прочитай задание;
⦁ подумай, какими правилами можно воспользоваться при его выполнении;
⦁ если не уверен, знаешь ли ты правило точно, найди его в учебнике и еще раз повтори;
⦁ выполняя задание, сверяйся с правилами;
⦁ проверь работу;
⦁ если обнаружил ошибку, аккуратно исправь ее.
К выполнению заданий по чтению:
⦁ прочитай текст;
⦁ если встретишь непонятные слова, выясни их смысл (у старших, в словаре);
⦁ если в чтении текста были затруднения, прочитай его еще раз;
⦁ прочитай весь текст, подумай над его содержанием, перескажи его.
Правила списывания:
⦁ прочитай предложение, прочитай каждое слово по слогам так, как оно пишется;
⦁ списывай, диктуя себе по слогам;
⦁ проверь списанное: читай слово в тетради и это же слово в книге

Эти трудные домашние задания
статья (3 класс) на тему

познакомить родителей с гигиеническими требованиями к приготовлению домашних заданий; дать рекомендации родителям о том, как формировать у детей навыки самоконтроля, умения работать самостоятельно.

  1. Актуальность (слайд 2)

Выполнение школьниками домашних заданий – обязательная часть учебы. Время урока, как правило, не позволяет в достаточной степени отработать и закрепить все учебные навыки. Кроме того, все дети разные. В силу своих возрастных особенностей им необходима помощь родителей в организации времени выполнения домашнего задания. Развитие навыка самостоятельной деятельности необходим как для успешного обучения в школе, так и в жизни вообще. Следовательно, развитие самостоятельности детей – это забота об их будущем.

Слайд (5) Введение в тему собрания.

Жила-была Красная Шапочка, такая хорошенькая да умненькая, что лучше ее и на свете не было. Мать любила ее без памяти, а бабушка еще больше. Раз пошла Красная Шапочка к бабушке. Идет она лесом, цветочки собирает, кузнечиков слушает, и вдруг вспомнила, а уроки-то не сделала, а солнце к вечеру клонится…

Задание для родителей: продолжить сказку, составив 1-2 предложения по цепочке.

II. Вступительное слово классного руководителя

(Слайд 6) Учеба в школе, выполнение домашних заданий – серьезный труд. Что такое домашнее задание известно всем и каждому. Бывает, что третьеклассник занят не меньше взрослого. Несколько поколений школьников домашнее задание называют «домашкой». «Домашка»- это то, что мешает бедным детям свободно дышать после окончания школьных занятий. Зачем же столько поколений учителей настаивают на выполнении домашнего задания, и отчего столько поколений несчастных школьников с таким же постоянством стараются избежать этой «горькой участи»?

Прочитайте эпиграф к нашему собранию. Наша задача – приучить ребенка трудиться правильно, не нанося вред здоровью, т. к. учеба – это главный труд школьника. (на доске)

Домашнее задание выполняет различные функции.

(Слайд 9) Одной из главных является функция выравнивания знаний и умений ребенка, его навыков в том случае, если он долго болел или много пропустил или не усвоил какую-то довольно сложную тему.

Вторая функция домашнего задания – это стимулирование познавательного интереса учащегося, желания знать как можно больше по предмету или по теме. В этом случае колоссальную, положительную роль играют дифференцированные домашние задания.

Третья функция домашнего задания – развитие самостоятельности ученика, его усидчивости и ответственности за выполняемое учебное задание.

III. Игра ”Что? Где? Когда?” (СЛАЙД 10 )

Раздаются карточки с началом предложения, а родители должны его продолжить.

— У нашего ребенка есть специальное место, где он …

— Самостоятельно справляется с …

— Готовит с трудом…

— Мы оказываем помощь ребенку в приготовлении домашних заданий. Эта помощь

— Когда ребенок учит уроки, мы …

— Если ребенок выполнил домашнее задание небрежно, то …

Анкета для родителей (СЛАЙД 14)

1. Оказываете ли Вы помощь ребенку при выполнении домашнего задания?

В чем она заключается?

2. В какое время Ваш ребенок садится за уроки?

3. Какие предметы ему даются легче, по каким испытывает затруднения?

4. Всегда ли есть у ребенка запись в дневнике о наличии домашнего задания?

5. Сколько в среднем уходит времени на выполнение письменных заданий ______;

устных заданий ___ .

V. Педагогическая ситуация

Однажды среди родителей возник такой разговор: “Мой Петя сидит за уроками 3 – 4 часа. Такой прилежный, такой трудолюбивый. Если бы это старание у него сохранилось до 10-го класса”.

Воспользовавшись приглашением Петиной мамы, учитель понаблюдал, как Петя учит уроки.

Петя занял рабочее место. Сидит за столом, значит, работает… Но нет, оказывается. Вот куда – то подевался циркуль и карандаш, тут же обнаружилось, что нужной записи в дневнике нет, и надо узнать у приятеля, что задали по математике, да и самого учебника не оказалось на месте. А минуты бегут… Но вот все найдено, уточнено, приготовлено, мальчик углубился в работу… Вдруг ему захотелось попить воды, а еще через минуту выяснилось, что нужна бумага для черновика…

— На раскачку ушло более 20 минут, два с лишним часа ушло на приготовление уроков. Петя за это время:

— дважды вставал из-за стола и ходил на кухню пить воду;

— один раз вставал и включал телевизор, чтобы узнать, не началась ли программа мультфильмов;

— дважды, отрываясь от работы, прислушивался к разговору взрослых в соседней комнате;

— один раз доставал из стола альбом с марками и листал его.

Но вот работа закончена. Петя еще 10 минут бесцельно перекладывает с места на место учебники и тетради…

Итак, выяснилось, что из двух с лишним часов, затраченных Петей, только 1 час 27 минут использовано с толком, сколько и положено ученику 3-го класса.

Такая картина часто является типичной. Чуть ли не половина младших школьников проводит за приготовлением домашних заданий больше времени, чем положено.

— А как это бывает у вас, уважаемые родители?

VI. Советы родителям

Что можно посоветовать родителям, если их ребенок не может «усидеть» за уроками?

Большую роль в организации учебного труда школьника играет режим дня. Специальные исследования, проведенные в начальных классах, показали: у тех, кто хорошо учится, есть твердо установленное время для приготовления уроков, и они его твердо придерживаются. И, напротив, среди слабых учеников много таких, у которых нет постоянно отведенного для занятий времени.

Воспитание привычки к систематической работе начинается с установления твердого режима занятий, без этого не могут быть достигнуты успехи в учебе. Режим дня не должен изменяться в зависимости от количества уроков, от того, что интересный фильм показывается по телевизору или в дом пришли гости. Ребенок должен садиться за уроки не только в одно и то же время, но и на постоянное рабочее место.

На столе все должно находиться на своих местах. Известный специалист по научной организации труда А.К.Гастев утверждал, что если рабочее место находится в полном порядке, то это уже половина дела. И рабочее место ученика должно быть таким, чтобы одним своим видом оно настраивало на работу, вызывало желание заняться учебным трудом.

Надо так же всегда иметь под рукой стопку бумаги, чтобы не было надобности вырывать страницы из тетради. Возле стола желательно повесить (на расстоянии вытянутой руки) полку с учебниками, словарями, справочниками и другими необходимыми книгами. Перед глазами – календарь и расписание уроков.

Не рекомендуется пользоваться тяжелыми ручками, так как увеличение ее веса даже на один грамм усиливает утомление.

Если жилищно-материальные условия не позволяют предоставить школьнику отдельный письменный стол и книжную полку, то все равно необходимо выделить ребёнку какое-нибудь постоянное место, чтобы он мог там держать свои книги и тетради.

Прежде всего, нужно обратить внимание на обстановку, в которой ребенок выполняет домашние задания. Духота и шум снижают скорость и эффективность в 3 раза и во столько же ускоряют утомляемость. На концентрацию внимания лучше всего влияет температура в комнате. Оптимальная концентрация достигается при температуре 18-22 о .

Нередко родители задают такой вопрос, с какого предмета лучше начинать приготовление уроков, с трудного или легкого? Лучше всего научить его самостоятельно определять трудности выполняемой работы и самому решать, с какого предмета стоит начать выполнение домашнего задания. Если ученик включается в работу сразу, ему целесообразно делать сначала наиболее трудные уроки и переходить к более легким. Если же он втягивается медленно, то ему следовало бы начать с более легких и лишь постепенно переходить к трудным.

Приступать к выполнению домашнего задания лучше всего через 1 час или 1,5 часа после возвращения из школы, чтобы успеть отдохнуть от занятий. Если ребенок занят какими–либо другими делами (например, посещает кружки, секции), то можно садиться и позже. Но в любом случае нельзя откладывать это на вечер.

Продолжительность работы ребенка по приготовлению домашних заданий должна быть следующей:

— до 1 часа – в первом классе; слайд 11

— до 1, 5 часов – во втором;

— до 2 часов – в третьем и четвертом классе.

Именно такие нормативы устанавливаются Министерством образования.

слайд 12 Для успешного выполнения задания необходим четкий ритм занятий. Например, после 25 минут занятий следует сделать перерыв на 5 – 10 минут, во время которого следует выполнить несколько физических упражнений.

У школьника должна быть воспитана привычка к неукоснительному и систематическому приготовлению уроков. Привычка заниматься, и заниматься добросовестно, должна стать второй натурой растущего человечка. Как бы ни манила хорошая погода за окном, какая бы интересная передача ни шла по телевизору, какие бы гости не нагрянули, короче говоря, что бы ни случилось, — уроки должны быть сделаны всегда, и сделаны хорошо. Оправдания неприготовленным урокам нет и не может быть — это необходимо дать понять школьнику с первых же дней занятий.

Общие рекомендации к самоподготовке:
(распечатанные листочки можно раздать родителям)

  • выполнять домашнюю работу нужно начинать в точно установленное время;
  • прежде чем начать заниматься, проверь готовность рабочего места;
  • приступая к работе, сосредоточься, подумай, с чего начнешь;
  • старайся все затруднения разрешить самостоятельно;
  • о задании узнай в дневнике или по закладкам в учебнике;
  • забыл правило, постарайся вспомнить, проверь себя по учебнику;
  • начинай самоподготовку в определенном порядке, например: русский язык, математика, чтение.

VII. Практическая работа (работа в группах) (СЛАЙД 13)

Старший ребенок у нас в свое время ходил в группу продленного дня. Уроки там делал кое-как, ну и успеваемость была соответствующая. Поэтому младшему строго-настрого наказала: без нас уроки не делать. Я прихожу после 18 часов, мы ужинаем и садимся за уроки. Я сижу рядом, при необходимости подсказываю или заставляю переделывать.

  1. Должен ли ребенок дожидаться родителей, чтобы выполнить домашнее задание?
  2. Как вы думаете, должно ли домашнее задание выполняться сначала в черновом варианте, а потом в тетради?

Мы с женой сразу договорились: пусть Светлана учится сама, как может. Я и в тетрадки не заглядываю. Жена иногда интересуется. Но мы считаем, раз ученица – Света, то пусть и свои учебные проблемы решает сама. Что не понимает, у ребят, у учительницы спросит, а уж отметка – что заработает, то и получит. Двойку получит, значит, гулять не пойдет, а как иначе?

  1. Как вы оцениваете поведение родителей?
  2. Нужно ли помогать ребенку в учебной деятельности?
  3. Если ребенок получит двойку, то какие будут ваши действия?

Слайд 14 – 18 Практические рекомендации (о чтении, русский язык, математика, прородоведение)

Метод ключевых слов слайд 19

Этот метод может помочь ребенку при изучении большого по объему текста.

1. Ключевыми словами называются самые важные слова в абзаце. Когда вспоминаешь ключевые слова — сразу вспоминаешь, о чем сказано в нужной части текста.

2. При чтении абзаца выбирается одно или два ключевых (самых важных) слова. После этого выбранные слова записываются в нужной последовательности и к каждому слову ставится вопрос, который связывает его с соответствующей частью текста. Затем два ключевых слова надо соединить при помощи вопросов. В результате получается цепочка. Ее нужно записать и выучить. Пересказывая заданный текст, опираются именно на эту цепочку.

Метод «5П» слайд 20

Этот метод был разработан американскими психологами. По их мнению, метод «5 П» позволяет сосредоточиться на самом основном в изучаемом тексте и помогает лучше его запомнить. Данный метод рекомендуется использовать при подготовке устных заданий.

1П — просмотри текст (бегло);

2П — придумай к нему вопросы;

ЗП — пометь карандашом самые важные места;

4П — перескажи текст (используя ключевые слова);

5П — просмотри текст повторно.

VIII. Итог собрания.

Родители, которые практически сразу предоставляют детям возможность проявлять полную самостоятельность в приготовлении уроков, так же не правы, как и те, которые чрезмерно опекают своего ребенка. Одни взрослые заявляют ребенку: «Уроки заданы тебе, а не мне, вот ты и делай!»

Другие ласково спрашивают: «Ну, что нам сегодня задали?» – и раскрывают учебники и тетрадки. В первом случае возникает обида на равнодушие родных к таким важным школьным делам и страдает качество выполняемых заданий, а во втором формируется безответственность, уверенность в том, что все будет сделано хорошо и без особых усилий.

Безусловно, родители должны быть заинтересованы в том, чтобы наладить процесс приготовления домашних заданий.

Презентация на тему: Эти трудные домашние задания

“Величайшая ошибка, которую только можно сделать в деле воспитания, это чересчур торопиться.” Ж.Руссо“Сила мягкого спокойного слова так велика, что с нею не может сравниться никакое наказание.” Лесгафт

задачавыявить типичные проблемы в учебной деятельности по подготовке домашних заданий и отработать практические приёмы оказания помощи им в этой деятельности.

школьные знаниякостяк, основа. Главные знания ученик обретает сам, в результате собственной деятельности. Если эта деятельность с помощью родителей правильно организована, то результат непременно будет.

В специальной литературе последних лет вопрос о роли и функциях домашнего задания рассматривается по-разному. Одни авторы считают, что эти задания приносят “вред физический и моральный”, поэтому их надо отменить. Сторонники противоположной точки зрения полагают, что домашнее задание необходимо. Многовековая практика и педагогические законы доказывают что, если знания, приобретённые на уроке, не повторяются, то они в значительной мере утрачиваются. Согласно этой точке зрения отказ от домашних самостоятельных работ ведёт к снижению качества обучения.

1. Домашние задания, направленные на закрепление знаний и умений. заучивание текста учебника и его пересказ;сбор дополнительного материала из других источников, а не только из учебников.

2. Домашние задания, направленные на систематизацию изученного материала. задания, позволяющие ученикам устанавливать различные связи и отношения между изучаемыми явлениями и процессами. (например, “Подсчитай результаты наблюдений за погодой и составь характеристику осенней погоды.”)

3. Домашние задания на развитие умений выполнять такие операции, как анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение. задания такого типа:“Сравни причины раннего цветения растений в степи и в лесу”,“Чем похожи и чем отличаются погода летом и осенью”

4. Домашние задания на применение знаний. Задания по…По подготовке опытов;Проведение домашних экспериментов;Изготовление гербария;Написание коротких докладов и сообщений.

5. Домашние задания, предназначенные для проверки знаний и умений. Они предполагают не только знание фактов, но и их осмысление, умение применять. (Например: “Посади семена гороха. Когда появятся всходы, одно растение оставь на окне, а другое поставь в шкаф. Через неделю сравни проростки. Сделай вывод о значении света в жизни растений.”)

6. Домашние задания, направленные на подготовку к восприятию материала следующего урока. Например, на уроке “Птицы зимой” изучались снегирь и дятел, а на дом учащимся дано провести наблюдение за синицей.

7. Задания творческого характера. Для них недостаточно знаний, полученных на уроке. Необходимо самостоятельно “шагнуть” от незнания к знанию. При этом ученик должен решить проблемную задачу. Это, например, такие задания, как написание собственной сказки, рассказа, истории.

Что же придумать, чтобы не выполнять домашнее задание?

Нам ничего не задавали!Забыл. Потерял тетрадь!Мама не собрала портфель!и т.д. т.д. т.д.

Ситуация 1. Ребёнок не любит какой-то предмет и либо не выполняет его вообще, либо откладывает на последнюю очередь и делает кое-как. Выведите ребёнка на разговор о том, что они изучают по предмету. Скажите ему, что его нелюбимый предмет был вашим любимым. Попросите показать в учебнике тему, которую он изучает в школе, и сравните с тем, как вам преподавали её раньше (заодно вы поймёте, насколько он знает материал параграфа). Докажите личным примером, что трудные уравнения решать интересно или просто наработайте определённую схему решений.

Ситуация 2. У ребёнка конфликт на почве учёбы в школе, по этой причине он не хочет выполнять домашнее задание, да и вообще идти в школу. У психологов есть понятие “тактильный голод”. Это дефицит любви родителей. Прижмите, поцелуйте, потормошите ребёнка. Может быть, эти ощущения послужат стимулом решения проблем. Постарайтесь устранить конфликт, но не обсуждайте с детьми все его подробности. Не говорите плохо о школе и не критикуйте учителей в присутствии детей. Вы всегда можете прийти к педагогу и поговорить, и это не обязательно должно обсуждаться с ребёнком. Принимайте по возможности участие в жизни класса и школы. Ребёнок гордится этим, а вы лучше осведомлены в том, что происходит с ним в школе.

Ситуация 3. Ребёнок не умеет и не любит писать короткие тексты, изложения, сочинения. Учите ребёнка выражать мысли письменно: обменивайтесь записками, записывайте впечатления о каких – нибудь событиях. Пусть ребёнок видит ваш интерес к заданиям, которые он получает, и книгам, которые он приносит из школы. Читайте сами, пусть ребёнок видит, что свободное время можно проводить не только у телевизора.

Ситуация 4. “Ребёнок “принёс “ из школы запись в дневнике ”Отвлекался на уроке, запускал бумажных голубей.” 1. Не унижайте ребёнка. Не используйте фразы: “А ты лучше придумать не мог? У тебя вообще есть голова на плечах?” и т.д.2. Не угрожайте: “Если ты ещё раз так сделаешь, ты у меня получишь!”Всякий раз, когда мы угрожаем ребёнку, мы учим его бояться и ненавидеть себя. Угрозы всегда относятся к будущему, а ребёнок живёт в настоящем, к тому же совершенно бесполезны: от них поведение не улучшится и положительных результатов не прибавится.3. Не вымогайте обещаний. Обещания тоже относятся к будущему. Слово – это одно, а дело – совсем другое.

Для того, чтобы помочь ребёнку в сложной для него деятельности- выполнении домашнего задания – мы должны понять чего мы хотим достичь, к чему стремимся и зачем. Если мы думаем, что качественно выполнять задания дома – это получить за него “пятёрку”, то мы явно не правы.

Для начала надо усвоить, что цель – это не оценка, а овладение знаниями и умениями. Самое главное, чтобы ребёнок был рад полученному результату, решённой задаче, усвоенному знанию. И поддержать его в этой радости, научить его этому можете только вы, родители. Не бойтесь перебощить: ликуйте и веселитесь, ведь эмоциональная положительная реакция гораздо важнее для ребёнка, чем хорошая оценка.

Трудные домашние задания

Учитель начальных классов: Емченко Т.А. Школа: ГУ Полтавская средняя школа Класс: 3 Цели: выявить представления родителей об организации учебной работы детей дома; познакомить родителей с гигиеническими требованиями к приготовлению домашних заданий; дать рекомендации родителям о том, как формировать у детей навыки самоконтроля, умения работать самостоятельно. ХОД СОБРАНИЯ I. Введение в тему собрания Жила-была Красная Шапочка, такая хорошенькая да умненькая, что лучше ее и на свете не было. Мать любила ее без памяти, а бабушка еще больше. Раз пошла Красная Шапочка к бабушке. Идет она лесом, цветочки собирает, кузнечиков слушает, и вдруг вспомнила, а уроки-то не сделала, а солнце к вечеру клонится… Задание для родителей: продолжить сказку, составив 1-2 предложения по цепочке. II. Вступительное слово классного руководителя Учеба в школе, выполнение домашних заданий – серьезный труд. Что такое домашнее задание известно всем и каждому. Бывает, что третьеклассник занят не меньше взрослого. Несколько поколений школьников домашнее задание называют «домашкой». «Домашка»- это то, что мешает бедным детям свободно дышать после окончания школьных занятий. Зачем же столько поколений учителей настаивают на выполнении домашнего задания, и отчего столько поколений несчастных школьников с таким же постоянством стараются избежать этой «горькой участи»? Прочитайте эпиграф к нашему собранию. Наша задача – приучить ребенка трудиться правильно, не нанося вред здоровью, т. к. учеба – это главный труд школьника. Домашнее задание выполняет различные функции. Одной из главных является функция выравнивания знаний и умений ребенка, его навыков в том случае, если он долго болел или много пропустил или не усвоил какую-то довольно сложную тему. Вторая функция домашнего задания – это стимулирование познавательного интереса учащегося, желания знать как можно больше по предмету или по теме. В этом случае колоссальную, положительную роль играют дифференцированные домашние задания. Третья функция домашнего задания – развитие самостоятельности ученика, его усидчивости и ответственности за выполняемое учебное задание. III. Игра ”Снежный ком” Раздаются карточки с началом предложения, а родители должны его продолжить. — У нашего ребенка есть специальное место, где он … — Самостоятельно справляется с … — Готовит с трудом… — Мы оказываем помощь ребенку в приготовлении домашних заданий. Эта помощь заключается в … — Когда ребенок учит уроки, мы … — Если ребенок выполнил домашнее задание небрежно, то … IV. Результаты анкетирования Проблема глазами учеников Выставка рисунков на тему: “Тихо! Я делаю уроки!” (На доске устраивается выставка рисунков детей) Результаты анкетирования учащихся Анкета для учащихся: 1. Есть ли у тебя дома специальное место, где ты постоянно выполняешь домашние задания (подчеркни)? (СЛАЙД 7) — да — нет 2. Как долго ты выполняешь домашние задания (подчеркни)? — 1 час; (СЛАЙД 8) — 2часа; — 3 часа и более. 3. С какими предметами ты легко справляешься самостоятельно (перечисли): _____________________________________________________________________________ 4. Какие предметы ты готовишь с трудом (напиши): ______________________ 5. Когда тебе трудно выполнить домашнее задание, оказывают ли тебе помощь родители (подчеркни)? — да — нет 6. Как поступают родители, когда ты приходишь из школы с плохой отметкой ? 7. Бывает ли так, что ты не выполняешь домашнее задание вообще? Анкета для родителей УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ! 1. Оказываете ли Вы помощь ребенку при выполнении домашнего задания? В чем она заключается? 2. В какое время Ваш ребенок садится за уроки? 3. Какие предметы ему даются легче, по каким испытывает затруднения? 4. Всегда ли есть у ребенка запись в дневнике о наличии домашнего задания? 5. Сколько в среднем уходит времени на выполнение письменных заданий ______; устных заданий ___ . V. Педагогическая ситуация Однажды среди родителей возник такой разговор: “Мой Петя сидит за уроками 3 – 4 часа. Такой прилежный, такой трудолюбивый. Если бы это старание у него сохранилось до 10-го класса”. Воспользовавшись приглашением Петиной мамы, учитель понаблюдал, как Петя учит уроки. Петя занял рабочее место. Сидит за столом, значит, работает… Но нет, оказывается. Вот куда – то подевался циркуль и карандаш, тут же обнаружилось, что нужной записи в дневнике нет, и надо узнать у приятеля, что задали по математике, да и самого учебника не оказалось на месте. А минуты бегут… Но вот все найдено, уточнено, приготовлено, мальчик углубился в работу… Вдруг ему захотелось попить воды, а еще через минуту выяснилось, что нужна бумага для черновика… — На раскачку ушло более 20 минут, два с лишним часа ушло на приготовление уроков. Петя за это время: — дважды вставал из-за стола и ходил на кухню пить воду; — один раз вставал и включал телевизор, чтобы узнать, не началась ли программа мультфильмов; — дважды, отрываясь от работы, прислушивался к разговору взрослых в соседней комнате; — один раз доставал из стола альбом с марками и листал его. Но вот работа закончена. Петя еще 10 минут бесцельно перекладывает с места на место учебники и тетради… Итак, выяснилось, что из двух с лишним часов, затраченных Петей, только 1 час 27 минут использовано с толком, сколько и положено ученику 3-го класса. Такая картина часто является типичной. Чуть ли не половина младших школьников проводит за приготовлением домашних заданий больше времени, чем положено. — А как это бывает у вас, уважаемые родители? VI. Советы родителям Что можно посоветовать родителям, если их ребенок не может «усидеть» за уроками? Большую роль в организации учебного труда школьника играет режим дня. Специальные исследования, проведенные в начальных классах, показали: у тех, кто хорошо учится, есть твердо установленное время для приготовления уроков, и они его твердо придерживаются. И, напротив, среди слабых учеников много таких, у которых нет постоянно отведенного для занятий времени. Воспитание привычки к систематической работе начинается с установления твердого режима занятий, без этого не могут быть достигнуты успехи в учебе. Режим дня не должен изменяться в зависимости от количества уроков, от того, что интересный фильм показывается по телевизору или в дом пришли гости. Ребенок должен садиться за уроки не только в одно и то же время, но и на постоянное рабочее место. На столе все должно находиться на своих местах. Известный специалист по научной организации труда А.К.Гастев утверждал, что если рабочее место находится в полном порядке, то это уже половина дела. И рабочее место ученика должно быть таким, чтобы одним своим видом оно настраивало на работу, вызывало желание заняться учебным трудом. Надо так же всегда иметь под рукой стопку бумаги, чтобы не было надобности вырывать страницы из тетради. Возле стола желательно повесить (на расстоянии вытянутой руки) полку с учебниками, словарями, справочниками и другими необходимыми книгами. Перед глазами – календарь и расписание уроков. Не рекомендуется пользоваться тяжелыми ручками, так как увеличение ее веса даже на один грамм усиливает утомление. Если жилищно-материальные условия не позволяют предоставить школьнику отдельный письменный стол и книжную полку, то все равно необходимо выделить ребёнку какое-нибудь постоянное место, чтобы он мог там держать свои книги и тетради. Прежде всего, нужно обратить внимание на обстановку, в которой ребенок выполняет домашние задания. Духота и шум снижают скорость и эффективность в 3 раза и во столько же ускоряют утомляемость. На концентрацию внимания лучше всего влияет температура в комнате. Оптимальная концентрация достигается при температуре 18-22о. Нередко родители задают такой вопрос, с какого предмета лучше начинать приготовление уроков, с трудного или легкого? Лучше всего научить его самостоятельно определять трудности выполняемой работы и самому решать, с какого предмета стоит начать выполнение домашнего задания. Если ученик включается в работу сразу, ему целесообразно делать сначала наиболее трудные уроки и переходить к более легким. Если же он втягивается медленно, то ему следовало бы начать с более легких и лишь постепенно переходить к трудным. Приступать к выполнению домашнего задания лучше всего через 1 час или 1,5 часа после возвращения из школы, чтобы успеть отдохнуть от занятий. Если ребенок занят какими–либо другими делами (например, посещает кружки, секции), то можно садиться и позже. Но в любом случае нельзя откладывать это на вечер. Продолжительность работы ребенка по приготовлению домашних заданий должна быть следующей: — до 1 часа – в первом классе; — до 1, 5 часов – во втором; — до 2 часов – в третьем и четвертом классе. Именно такие нормативы устанавливаются Министерством образования. Для успешного выполнения задания необходим четкий ритм занятий. Например, после 25 минут занятий следует сделать перерыв на 5 – 10 минут, во время которого следует выполнить несколько физических упражнений. У школьника должна быть воспитана привычка к неукоснительному и систематическому приготовлению уроков. Привычка заниматься, и заниматься добросовестно, должна стать второй натурой растущего человечка. Как бы ни манила хорошая погода за окном, какая бы интересная передача ни шла по телевизору, какие бы гости не нагрянули, короче говоря, что бы ни случилось, — уроки должны быть сделаны всегда, и сделаны хорошо. Оправдания неприготовленным урокам нет и не может быть — это необходимо дать понять школьнику с первых же дней занятий. Общие рекомендации к самоподготовке: (распечатанные листочки раздать родителям) • выполнять домашнюю работу нужно начинать в точно установленное время; • прежде чем начать заниматься, проверь готовность рабочего места; • приступая к работе, сосредоточься, подумай, с чего начнешь; • старайся все затруднения разрешить самостоятельно; • о задании узнай в дневнике или по закладкам в учебнике; • забыл правило, постарайся вспомнить, проверь себя по учебнику; • начинай самоподготовку в определенном порядке, например: русский язык, математика, чтение. Письменные задания: • внимательно прочитай задание; • повтори по учебнику, выучи определения, правила, связанные с выполнением данной работы; • после выполнения письменного задания внимательно проверь написанное; • ошибки исправляй аккуратно, в соответствии с рекомендациями учителя. Устные задания: • посмотри, что задано, подумай, с чего начинать выполнять задание; • прочитай задание по учебнику; • выдели основные части, главные мысли текста; • прочитай задание вторично, • составь план прочитанного; • расскажи по плану; • повтори рассказ; • следи за интонацией, темпом речи; • не спеши, говори ясно, четко, К решению задач: • прочитай внимательно задание, если не понял содержания, прочитай еще раз, подумай; • повтори условия задачи и ее вопросы; • подумай, что известно из условия задачи, а что надо найти; • подумай, что нужно узнать сначала, что потом, чтобы ответить на вопрос задачи; • подумай, по какому плану будешь решать задачу; решай задачу; • проверь ход решения, ответ. К выполнению заданий по русскому языку: • внимательно прочитай задание; • подумай, какими правилами можно воспользоваться при его выполнении; • если не уверен, знаешь ли ты правило точно, найди его в учебнике и еще раз повтори; • выполняя задание, сверяйся с правилами; • проверь работу; • если обнаружил ошибку, аккуратно исправь ее. К выполнению заданий по чтению: • прочитай текст; • если встретишь непонятные слова, выясни их смысл (у старших, в словаре); • если в чтении текста были затруднения, прочитай его еще раз; • прочитай весь текст, подумай над его содержанием, перескажи его. Правила списывания: • прочитай предложение, прочитай каждое слово по слогам так, как оно пишется; • списывай, диктуя себе по слогам; • проверь списанное: читай слово в тетради и это же слово в книге VII. Практическая работа (работа в группах) Задание № 1 Старший ребенок у нас в свое время ходил в группу продленного дня. Уроки там делал кое-как, ну и успеваемость была соответствующая. Поэтому младшему строго-настрого наказала: без нас уроки не делать. Я прихожу после 18 часов, мы ужинаем и садимся за уроки. Я сижу рядом, при необходимости подсказываю или заставляю переделывать. Вопросы: 1. Должен ли ребенок дожидаться родителей, чтобы выполнить домашнее задание? 2. Как вы думаете, должно ли домашнее задание выполняться сначала в черновом варианте, а потом в тетради? Задание № 2 Мы с женой сразу договорились: пусть Светлана учится сама, как может. Я и в тетрадки не заглядываю. Жена иногда интересуется. Но мы считаем, раз ученица – Света, то пусть и свои учебные проблемы решает сама. Что не понимает, у ребят, у учительницы спросит, а уж отметка – что заработает, то и получит. Двойку получит, значит, гулять не пойдет, а как иначе? Вопросы: 1. Как вы оцениваете поведение родителей? 2. Нужно ли помогать ребенку в учебной деятельности? 3. Если ребенок получит двойку, то какие будут ваши действия? VIII. Итог собрания. Родители, которые практически сразу предоставляют детям возможность проявлять полную самостоятельность в приготовлении уроков, так же не правы, как и те, которые чрезмерно опекают своего ребенка. Одни взрослые заявляют ребенку: «Уроки заданы тебе, а не мне, вот ты и делай!» Другие ласково спрашивают: «Ну, что нам сегодня задали?» – и раскрывают учебники и тетрадки. В первом случае возникает обида на равнодушие родных к таким важным школьным делам и страдает качество выполняемых заданий, а во втором формируется безответственность, уверенность в том, что все будет сделано хорошо и без особых усилий. Безусловно, родители должны быть заинтересованы в том, чтобы наладить процесс приготовления домашних заданий. Практический материал Метод ключевых слов Этот метод может помочь ребенку при изучении большого по объему текста. 1. Ключевыми словами называются самые важные слова в абзаце. Когда вспоминаешь ключевые слова — сразу вспоминаешь, о чем сказано в нуж¬ной части текста. 2. При чтении абзаца выбирается одно или два ключевых (самых важных) слова. После этого выбранные слова записываются в нужной последователь¬ности и к каждому слову ставится вопрос, который связывает его с соответст¬вующей частью текста. Затем два ключевых слова надо соединить при помощи вопросов. В результате получается цепочка. Ее нужно записать и вы¬учить. Пересказывая заданный текст, опираются именно на эту цепочку. Метод «5П» Этот метод был разработан американскими психологами. По их мне¬нию, метод «5 П» позволяет сосредоточиться на самом основном в изучае¬мом тексте и помогает лучше его запомнить. Данный метод рекомендуется использовать при подготовке устных заданий. 1П — просмотри текст (бегло); 2П — придумай к нему вопросы; ЗП — пометь карандашом самые важные места; 4П — перескажи текст (используя ключевые слова); 5П — просмотри текст повторно. Решение родительского собрания 1. Учить ребенка самостоятельно выполнять домашнее задание и правильно оценивать результаты своей деятельности. 2. Использовать подготовленные памятки для наиболее рационального построения детьми работы по приготовлению уроков. 3. Оказывать помощь детям при возникновении серьезных затруднений в выполнении домашних заданий. 4. Не скупиться на похвалу. Хвалить всегда исполнителя, а критиковать только исполнение. 5. Ставить совместно с ребенком реально достижимые учебные цели. IX. Узелок на память В конце собрания раздаю памятки. Памятка «Садимся за уроки» 1. Садись за уроки всегда в одно и то же время. 2. Проветри комнату за 10 минут до начала занятий. 3. Выключи радио, телевизор. В комнате, где ты работаешь, должно быть тихо. 4. Уточни расписание уроков на завтра. Проверь, все ли задания записаны в дневнике. 5. Приготовь письменные принадлежности для занятий. 6. Убери со стола все лишнее. 7. Пришло время начать работу. Сядь удобно, открой учебник… Памятка «Как приучить ребенка к самостоятельности в приготовлении уроков?» 1. Начните с предмета, который легче всего дается ребенку, и не отвечайте ни на один вопрос, обращенный к вам, пока задание не выполнено до конца. Посмотрите, есть ли оплошности, предложите поискать их самому. Старайтесь избегать слово «ошибка». Не высмеивайте «ошибки» своих детей. 2. Математика. Таблицу умножения повесьте над кроватью и учите по ней и умножать, и делить сразу. Опережайте школу, учите всю таблицу. Задачи учите читать и представлять. Если ребенок не может справиться с задачей, покажите, как это сделать на примере аналогичной задачи. 3. Чтение. Один раз ребенок читает сам. Потом он пересказывает вам прочитанное. Если неточно перескажет какое-то место, пусть читает еще. Так уходим от бессмысленных повторов. Обязательно читайте на ночь с ребенком книжки вслух, по очереди, а где возможно и по ролям. 4. Русский язык. При трудностях выполните все задания вслух, но не пишите в учебнике ни букв, ни слов. При письменном выполнении ребенок еще раз все вспоминает. Уйдите из комнаты, пока он не выполнит задание, не стойте за спиной. 5. Окружающий мир – не только по книге. Выпишите дополнительные журналы. Делайте оттуда интересные вырезки и подбирайте тексты. Это пригодится в 5 классе. Памятка контроля по выполнению домашних заданий Уважаемые родители! Контролируя выполнение домашних заданий, проявляйте терпимость и уважение к личности своего ребенка: 1. Не сравнивайте его умения с умениями других детей. 2. Не кричите, лучше определите причину отсутствия у ребенка умения выполнять заданное упражнение. 3. Создайте условия для успешного выполнения ребенком домашнего задания. 4. Не пытайтесь выполнить за своего сына или дочь домашнее задание, это сослужит им плохую службу. 5. Поощряйте упорство и проявление характера в достижении цели. 6. Требуйте от своего ребенка внимательного прочтения инструкций по выполнению учебных заданий, формулировки вопросов. 7. Учите его детальному изучению содержания материалов учебника, справочных материалов, правил и инструкций. 8. Развивайте его внимание и внимательность при выполнении домашнего задания. 9. Хвалите ребенка за своевременно и качественно выполненное домашнее задание. 10. Демонстрируйте его достижения перед другими членами семьи, братьями и сестрами. 11. Для того, чтобы облегчить своему ребенку выполнение домашнего задания, покупайте ему энциклопедии, словари и справочные пособия по различным предметам, справочники на информационных носителях. 12. Формируйте привычку доводить начатое дело до конца, даже если придется чем-то жертвовать. 13. Покупайте своему ребенку логические игры, способствующие формированию усидчивости, терпения и ответственности. 14. Не отмахивайтесь от вопросов ребенка. Этим вы усугубляете проблемы, связанные с подготовкой домашних заданий. X. Рефлексия Родители друг другу высказывают свои пожелания на новый учебный год. Спасибо за внимание!