Что нужно делать, чтобы у учеников появилось желание выполнять домашнее задание

Если вы заметили у ребенка привычку начинать уроки с вопроса к вам — покажите ему свое твердое намерение выработать у него другую привычку — самостоятельного поиска ответа на вопрос.

Шесть секретов подготовки домашнего задания, которое будут делать ученики

Современные политики и журналисты давно поговаривают об отмене домашних заданий в школе: в первом классе уже отменили, до средней школы пока «добираются». Но мы-то с вами знаем, что без отработки изученного материала, без самостоятельной работы ученика не будет прогресса, не будет результата. Как же быть, как сделать так, чтобы ученики сами хотели выполнять задания?

Для начала давайте разберемся, какую причину называют противники домашних заданий? Много задают, справиться со всеми заданиями невозможно. Да, такая проблема, действительно, существует: если каждый учитель будет неумеренно задавать домашнее задание, то дети просто перестанут его делать. Так и происходит в старшей школе: выполняют задания единицы, среди них половина «ГДЗ-шники» и те, кто занимается с репетиторами. Вот «некоторые» и решили ввести «инновацию»: отменить домашние задания вовсе, по всем предметам, во всех классах. Вместо того, чтобы сделать задания интересными…

Как задавать домашнее задания? Шесть принципов хорошего домашнего задания

  • Домашнее задание должно быть интересным. Конечно, невозможно, да и не нужно все задания сводить к юмору и интересным историям, но избежать явной банальщины и серости учебников просто необходимо.
  • Задания должны затрагивать эмоции учеников. Об эмоциях при составлении домашнего задания обычно не говорят. То, что приятно, тот вопрос, который «раздражает», потому что хочется найти ответ – вот, что будет работать всегда. Дети по природе своей любознательны, ищите такие вопросы, которые будут не давать покоя день, два, неделю, но в итоге ученик узнает ответ сам или на уроке. Такие вопросы не рождаются по заказу тогда, когда вы готовите урок, поэтому заведите тетрадочку, в которой вы будете записывать их, и не скупитесь – дарите эти идеи коллегам на педагогических сайтах, форумах, в личном блоге. Что вам будет интереснее прочитать: новость о повышении зарплаты учителям или о повышении зарплаты полицейским? Уверена, что учителям, потому это тема вам близка, она «ваша». Так и с учениками – старайтесь приблизить задания к вашим ученикам. Например, одна из учительниц географии нашего сайта при объяснении новой темы «Города» ученикам из ближнего зарубежья дает в примеры не Москву и не Владимир, а Баку и Ереван – этим детям не просто приятно услышать родное слово на уроке, они с удовольствием выполняют такие задания.
  • Задания должны быть дозированными. Да, их не должно быть много, и не должно быть мало – вы должны найти свою «золотую середину». Постоянные сложные и объемные задания приведут к тому, что на предмет «забьют», слишком легкие задания станут казаться нормой, и ученики начнут лениться. Чередуйте большие и маленькие задания, давайте детям отдохнуть. В понедельник, день врабатывания и взрослых, и детей, заданий лучше дать меньше, на выходные – творческие задания. Конечно, если у вас всего 1-2 часа в неделю, вам труднее, но уверена, что сможете найти решение.
  • Домашние задания должны быть разноуровневыми. Да, среди ваших учеников есть «середнячки», а есть и увлеченные предметом, и, что греха таить, те, кому ваш предмет не интересен вообще. Проще всего с середнячками. Но как быть с одаренными? Им нужны отдельные задания, дополнительные, специально для них – пусть не каждый урок, но хотя бы иногда, им нужна эта дополнительная пища для ума, они должны знать, что вы их цените и считаете их уровень знаний высоким. Ну и для «лентяев» и просто незаинтересованных – давайте им минимум, то, с чем трудно не справиться, что-то очень легкое, но по теме урока. Кто знает, может быть, ситуация успеха окрылит их, и они полюбят ваш предмет.
  • Домашнее задание должно быть оправданным. Не нужно задавать задание ради задания, поставьте хотя бы небольшую цель для каждого задания и упражнения (как вариант, отработку тех или иных УУД, универсальных учебных действий), а потом сами или вместе с учениками посмотрите результат – достигнута цель или нет, каковы проценты достижения цели. Сообщите об этом ученикам (см. следующий пункт).
  • Ученик должен иметь «обратную связь». Если связи нет, то есть задания не разбираются и не обсуждаются на уроке, то ученик никогда не узнает, достиг ли он цели, шагнул ли он вперед к новым знаниям. Ученик потратил свое время на задание, найдите и вы несколько минут, чтобы обсудить его работу. Помните: ученику не достаточно простой оценки в тетради, ему нужно слово, устное или письменное, а лучше – индивидуальное, находите возможность лично сказать какие-то слова каждому ученику – хотя бы раз в месяц или в четверть. Чтобы процесс проверки домашнего задания был интересным, подготовьте шаблон в Excel с круговой диаграммой и прямо на уроке попросите детей поднять руки, кто справился с заданием, посчитайте и введите число в таблицу, на доске появится диаграмма, по которой можно понять, как дети справились с заданием. И так для каждого задания. Такой мини–интерактив будет приятным дополнением к уроку, можно делать его время от времени, а можно устраивать соревнования: по рядам (какой ряд лучше справился), по алфавиту (кто лучше справился, у кого фамилия на гласную или на согласную букву). А если у вас есть система интерактивного голосования с пультами, то вообще замечательно – такие срезы можно делать постоянно, по любому вопросу. И не забывайте хвалить учеников: и лично, и класс в целом.

Чеклист хорошего домашнего задания

  • «Интересность»
  • Эмоциональность
  • Дозированность
  • Многоуровневость
  • Оправданность
  • Результативность

После подготовки текста домашнего задания проверьте, все ли принципы соблюдены, можно поставить галочки напротив этих пунктов, можно вычеркнуть. Возможно, какие-то задания стоит переформулировать или заменить на другие. Не бойтесь перемен, сделайте разные задания по одной теме в разных классах одной параллели, а потом проведите свое мини-исследование и «работу над ошибками»: какие задания были легкими / сложными, какие понравились / не понравились и т.п. Можно и диаграммки нарисовать — со временем вы поймете, какие задания более эффективны и какие вам удаются лучше всего. Если ранее вы не использовали эти принципы при подготовке домашнего задания, то начните хотя бы с 1-2 пунктов и посмотрите результат, уверена, что он будет положительным.

А каким, на ваш взгляд, должно быть хорошее домашнее задание? Как составлять домашнее задание? Жду ваши комментарии.

Что нужно делать, чтобы у учеников появилось желание выполнять домашнее задание?

Ученики 8-9 классов из урока в урок не выполняют домашние задания, объясняя зачастую тем, что ничего не поняли, хотя заданное на дом упражнение разбирается в классе и даже частично выполняется на уроке (дома нужно лишь закончить упражнение и выучить правило или определение). При этом на уроке вопросов не возникает, что и как делать: всё понятно. А возьмёшь тетради на проверку — очередной домашней работы нет больше, чем у половины класса. Как «замотивировать» школьников на выполнение домашних заданий без карательных мер?

Комментарии

Нина Анатольевна. Эта

Нина Анатольевна. Эта проблема многих. Невыполнение домашнего задания зависит не только от нас, учителей и наших учеников, но также и от их родителей. Если ученики будут записывать д/з в дневники, а их дома будут проверять родители и, в свою очередь, требовать от своих детей, то это уже полдела. К тому же, родители могут заинтересовать свои чада выполнением домашнего задания и получением хороших отметок, стимулируя их материально, то есть какими-то подарками, поездками, можно даже деньгами. Соответственно, принесет ребенок домой «двоечку»-«троечку» — нет обещанного цифрового фотоаппарата и тому подобное. Так что, надо держать связь с родителями. В некоторых школах этот вопрос уже решили при помощи электронного журнала, когда родители всегда находятся в курсе полученных детьми на уроке оценок.

Как заставить учеников выполнять домашнее задание?

Спасибо, Галина Алексеевна, что не остались безучастны к моему «крику души». К сожалению, родители только разводят руками, так как якобы не могут (думаю, особо и не хотят) ничего сделать со своими чадами. Так что надеяться особо на помощь родителей не приходится. Увы.

Полностью с Вами согласна!

Полностью с Вами согласна! Многие родители зачастую не интересуются делами детей. Если ребёнок и записал д/ з не факт, что он его выполнит. Как минимум «3» мы «нарисуем». Зачем «париться»? Это наша «система» виновата.

Полностью с Вами согласна.

Родителям удобно принимать позицию, что помочь они своему ребенку ничем не могут. Они ищут кругом виноватых. «Учитель не проконтролировал запись домашнего задания в дневник», «учитель плохо объясняет», и т.д.Очень часто дети обманывают своих родителей, а родители рады обманываться.

Нина Анатольевна, а если

Нина Анатольевна, а если предложить им остаться после уроков и вместе с Вами выполнить то задание, коорое они не поняли?. Я понимаю, что это личное Ваше время, но может быть они несколькл раз останутся, а потом измениться их отношение к выполнению д/з

Хорошее предложение. Но в

Хорошее предложение. Но в нашей школе оно не работает. учителя согласны остаться после уроков, вечером приходим на дополнительные занятия, но ученики могут не придти. Представляете, просто не придти! От этого их отношение к д\з не изменится. Вот если бы ставили «2», как раньше, хотя бы в четверти.

Наталья Витальевна, я с Вами

Наталья Витальевна, я с Вами согласна, что нужно оставлять после уроков, только не на вечер, а сразу как только закончились занятия и классные руководители работают с учениками, т.к. они тоже могут помочь. У меня в 8 классе вообще перестали делать домашние задания и я почти месяц держала их после уроков и выполняла с ними д.з. по всем предметам. Сейчас как только надпомню им об этих «счастливых» временах, так сразу начинают шевелиться

Что нужно делать, чтобы у учеников появилось желание выполнять д

Полностью согласна с Лидией Анатольевной! Родителям некогда интересоваться делами детей. Если ребёнок и записал д/ з не факт, что он его выполнит. Как минимум «3» мы «нарисуем». Зачем «париться»? Это наша «система» виновата.

Любовь Михайловна! И я о том

Любовь Михайловна! И я о том же! Рисуем, 3.3.3. никакого разнообразия бывает нет у ученика, и его это совсем не парит.

Нина Анатольевна! Это

Нина Анатольевна! Это проблема очень актуальна на сегодняшний день. И мой предмет (английский язык) не исключение. Дети не выполняют д\з мотивируя это тем, что язык им не нужен, родители же объясняют это тем, что дети ничего не понимают. Встает вопрос — а хотят ли они что-то понимать и делать?!

домашнее задание

уважаемые коллеги. проблема актуальна во всех школах. главная отговорка детей — я не понял -их желание облегчить себе жизнь. часто не понял означает «я не читал». оставляем после уроков, читаем вместе, разбираем задания и вопросы после параграфов, решаем задачки — оказывается все понятно, нужно было только внимательно прочитать или элементарно выучить наизусть формулу или определение. не надо бояться ставить 2 (хотя бы в дневник), оценка их в 8 классе еще как-то заставляет задуматься. если рисовать 3 только за то, что ребенок пришел в школу. да, себе дополнительная нагрузка за счет личного времени для дополнительных занятий, но сдвиги будут. мне уже 8-классники перестали говорить, что не поняли, честно признаются, что не читали и обещают прийти ответить или на следующий день на переменке, или после уроков.многие выполняют обещание.

как эти фразы все знакомы — я

как эти фразы все знакомы — я не понял, мне не сказали д.з, Нам говорят одно, родителям говорят другое — нам ничего не задали. И они , видя не заполненный дневник ребенка, спокойно закрывают на это глаза. Один раз прошел номер, второй. и все хорошо. А знания?

Оставляю после уроков выполнять домашнее задание, учить параграф

Я довольно-таки часто оставляю учащихся 5-го класса делать домашнюю работу или учить параграф после уроков, т.к. дома не учат, не делают или делают тяп-ляп. Надо приучить хорошо выполнять домашнюю работу, хорошо учить параграф ещё в 5-ом классе, иначе потом будет беда.

Уважаемая, Нина Анатольевна,

Уважаемая, Нина Анатольевна, в Ваших комментариях часто звучит ответ, что в вашей школе это невозможно. Позвольте поинтересоваться, чем таким особенным отличается Ваша школа от других? Возможно, ребята видят, что невозможно одно — другое у учителя. Вот они и для себя нашли невозможность.

Как заставить учеников выполнять домашнее задание?

Уважаемая Ирина Николаевна, если Вы читали комментарии, то, наверное, обратили внимание, что их пишут разные люди. Мне бы очень хотелось, чтобы в комментариях прозвучали конкретные советы тех педагогов, которым удаётся «замотивировать» своих учеников на выполнение домашних заданий.Я благодарна тем коллегам, которые откликнулись и предложили свои варианты разрешения данной проблемы.Возможно, ещё кто-то найдёт для себя здесь полезную информацию. А школа наша- обычная основная сельская малокомплектная.

Что нужно делать,чтобы у учеников появилось желание выполнять д

Я согласна с тем, что нужно «замотивировать»учащихся. А один из мотивов — это объективное оценивание знаний учащихся. Поставьте за четверть «2» хотя бы одному, тогда другие подумают.И родителей «просветите» на родительском собрании о их роли в подготовке детьми домашних заданий. Злостных «невыполнителей» домашних заданий приглашайте на малый педсовет вместе с родителями. Удачи!

Дети часто не выполняют ДЗ по

Дети часто не выполняют ДЗ по причине своей загруженности. Программа очень насыщена и в 9 классе еще ГИА «светит» впереди. Мои тоже, когда не выполняют заданное, ссылаются на «не поняли». Объясняю еще раз, выполняем вместе ДЗ и сразу самостоятельную, пусть небольшую, минут на 10. Я и знания проверяю и дети следующий раз подумают, что лучше выполнить ДЗ, чем иметь самостоятельную работу. А еще я нещадно ставлю двойки, но в свою «волшебную» тетрадь, которая может подождать до следующего урока, потом либо ученик ее исправляет, либо она «переезжает» в журнал. Если исправил сразу, меняю на ту оценку, которую заслужил. Если уже 2-ка в журнале, то на балл ниже. Приучала с 5 класса раньше, объясняя требования к подготовке ДЗ. Сейчас со 2-го. Никто не возражает, считают это справедливым.

Антонида Александровна,

Антонида Александровна, спасибо. Действительно, приглашаем на Совет профилактики, малый педсовет, за пропуски, а ведь злостных «невыполнителей» д/з тоже нужно приглашать.

Причины разные. Одна из таких

Причины разные. Одна из таких причин — это выполнение заданий на продлёнке. Дети привыкают к этому, а родители не хотят заниматься дома с детьми.

домашнее задание

уважаемые коллеги, у нас, как и у Нины Анатольевны школа сельская малокомплектная. мотивировать всех учащихся на выполнение ДЗ нереально: у детей разные предметные интересы, очень большая загруженность, много выполняют творческих заданий к урокам по разным предметам, много конкурсов, в которых приходится принимать участие одним и тем же детям, так как их очень мало. что делаю я для решения проблемы: оставляю после уроков и работаем вместе, даю возможность исправить двойку предоставлением выполненного задания на следующий день до уроков, в начале урока даю 3-5 минут на повторение материала — кто-то использует эти минуты, чтобы подучить, если не читал дома, решаем домашние задания у доски с теми детьми, кто не выполнил, те, кто выполнил, работают с другими заданиями. ну и двойка тоже государственная оценка, прописанная в стандартах по предметам. (я преподаю биологию и химию)

Татьяна Федоровна, ВЫ

Татьяна Федоровна, ВЫ совершенно правы в отношении того, что в малокомплектных школах нагрузка на успевающих учеников многократная. Ваши методы с повторением д/з в начале урока я тоже использую в своей практике. В итоге, конечно же, все равно находятся несколько учеников, которым ничегошеньки не нужно. Ведь все люди — разные, а ученик — это тоже человек, личность. Всех под одну гребенку не подгребешь.

Все же, несмотря ни на что,

Все же, несмотря ни на что, большинство нас, учителей, прилагает все свои силы для того, чтобы учить детей. Недаром же мы выбрали свою профессию.

здравствуйте, коллеги, я хочу поделиться своим опытом на эту тем

я уже как 4-ый год работаю в школе, были разные классы, но вот есть 7-ой класс, я их веду с 5-го класса, в этом году из 12-и учеников(у нас маленькая школа) д/з 2-3 ребенкаот силы стали делать, получебного года билась, потом решила, что буду ставить тем, кто правильно выполнил д/з +1 балл по классной работе — и знаете, почти начинает срабатывать, у детей появился интерес, мотивация, теперь уже полкласса делают постоянно д/з. Раньше они на д/з внимания не обращали-тем более что администрация школы не погладит по головке учителя, если он поставит 2-ку ученику, а наши дети это прекрасно знают. Вот.

Сарлыгана Васильевна, мне

Сарлыгана Васильевна, мне понравилась ваша идея +1 балл, может быть нужен еще и -1, если не выполнено дом задание. В этом году беру 5-й класс на математику возьму вашу идею на заметку. В своей практике применяю систему «плюсов». Бывает, что ученик ответил правильно, но объем ответов на уроке мал, т.е., если ответил правильно, но мало, получи плюс, который используется на следующих уроках в случае спорной оценки; есть также и тетрадь должников, в которую ставятся 2, а иногда и 3, если ученик желает так сказать «пересдать», т. е. подучить и ответить после уроков, если работы письменные, то варианты меняются. в большинстве случаев это работает.

Иванова Саргылана Васильевна.

Иванова Саргылана Васильевна. Подскажите пожалуйста, а что детям дает 1 балл? Есть система поощрения? Всегда ли дом.задания выполняются самостоятельно учащимися?

это и есть система поощрения за д/з,

т. е. если ученик выполнил и принес на следующий урок д/з правильно, то я соответственно плюсую к его классной работе 1 балл, таким образом у детей появился интерес к выполнению д/з. Я ставлю оценку только за классную работу, а ребенок , выполнивший дома работу, то естественно, тоже что-то смыслит в классной работе

У меня такая же проблема.И

У меня такая же проблема.И после уроков остаемся и двойкли ставлю,правда не сразу.терпеливо жду,когда сделают.К концу четверти,когда в двойках зарастут,начинают шевелиться.Согласна,что многое зависит от родителей,но им сейчас зачастую наплевать на д/з.Считают,что с пятого класса детки уже взрослые.

У меня такая же проблема.И

У меня такая же проблема.И после уроков остаемся и двойкли ставлю,правда не сразу.терпеливо жду,когда сделают.К концу четверти,когда в двойках зарастут,начинают шевелиться.Согласна,что многое зависит от родителей,но им сейчас зачастую наплевать на д/з.Считают,что с пятого класса детки уже взрослые.

Вы знаете, коллеги, прочитала

Вы знаете, коллеги, прочитала и задумалась. У меня дочь в шестом классе, посещает музыкальную школу, домой приходит после шести вечера. Но она приучена к тому, что уроки должны быть выполнены. Иногда, конечно, позволяет себе не доучивать. Уроки дома делает сама. Приносит только на проверку, если сомневается. Поэтому, я считаю, что проблема д/з, это проблема и родителей тоже. Если ребенок привык, что с ним сидят, а с учетом того, что родители считают его взрослым, не уделяют в среднем звене достаточного внимания, то ученик сам не справляется. А методы надо применять разные. Нет определенного рецепта. Спасает, как всегда, изобретательность.
Спасибо за советы по решению этой проблемы. Очень интересное обсуждение.

Уважаемые коллеги , прочитала

Уважаемые коллеги , прочитала ваши советы и поняла, что наши дети школьники очень успешно внедряют Стандарт в жизнь. Научились находить выход из любой ситуации, отвечая родителям одно, учителям другое-подстраивая ситуацию для своего удобства. Конечно они знают что мы (учителя)стараемся избегать двоек (и нам не выгодно для отчётов, и классные учителя бывает заинтересованы в хорошей статистике) опять же если ребёнок не аттестован у кого проблемы? У учителя. Написать план дополнительной работы с ребёнком и как его выполняем , а если он не ходит на доп.занятия или у него кружки , секции. В общем ученики нас «исследуют» «прощупывают» «выбирают алгоритм нашего взаимодействия» «коммуникатируют с одноклассниками по поводу нам не говорили или забыл ,авось и так прокатит» Дети отлично умеют создавать «ПРОЕКТЫ» особенно какое видео снять и как преподнести, как себя сфотать что бы на тебя обратили внимание- лайки. Уходят на второй план точные знания и науки. МЫ УЧИМ ДЕТЕЙ БЫТЬ АКТЁРАМИ. И судя по вашим отзывам им это удаётся. А замотивировать детей можно именно деньгами , но у родителей их может просто не быть. Пример мой одноклассник закончил школу с золотой медалью потому, что каждые пол года он получал от родителей ценный и желанный подарок , а после 10 класса -автомобиль. Посмотрите сами , ведь чаще всё таки учатся плохо дети из семей с небольшим доходом.