Детский час

О домашних заданиях школьникам

Нам бы домашние задания школьникам взять и отменить. Вот, к примеру, в Финляндии дети тратят на домашнее задание около 3 часов в неделю.
Учебная нагрузка российских школьников — это уроки, факультативы, занятия с репетиторами, кружки, спортивные секции, а еще классные часы, школьные и внешкольные мероприятия и т.п. Многие дети устают настолько, что с трудом могут самостоятельно выполнять домашние задания, на которые порой не скупятся учителя.

В некоторых случаях это приводит к тому, что дети просто игнорируют задания учителя или выполняют их частично, и, как следствие, у ребёнка появляются плохие отметки, он начинает отставать в учебе, а родители конфликтуют с учителями.
А между тем, есть нормативные документы, которые регламентируют нагрузку школьника. Это Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ, СанПиН 2.4.2.2821-10, приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
Так, в соответствии с СанПин 2.4.2.2821-10 и приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1015 максимально допустимая аудиторная недельная нагрузка (в академических часах) зависит от продолжительности учебной недели и при 6-ти дневке для 2-4 классов составляет -26 час., при 5-ти дневке -23 часа; для 5 классов соответственно 32 и 29 час.; для 6 классов -33 и 30 час.; для 7 классов – 35 и 32 час.; для 8-9 классов – 36 и 33 час.; для 10-11 классов — 37 и 34 час. Первые классы занимаются только по 5-ти дневке не более 21 часа в неделю. Объем нагрузки внеурочной деятельности не зависит от продолжительности учебной недели и составляет не более 10 час в неделю. При этом часы внеурочной деятельности могут быть реализованы как в течение учебной недели, так и в период каникул, в выходные и нерабочие праздничные дни.
Образовательная недельная нагрузка должна равномерно распределяется в течение учебной недели и не превышать в день:
• для учащихся первых классов – 4 урока каждые 4 дня, и 5 уроков – 1 день (за счет урока физкультуры);
• для учащихся 2-4-х классов – 5 уроков каждые 4 дня, и 6 уроков – 1 день (за счет урока физкультуры);
• для учащихся 5-7-х классов – не более 7 уроков ежедневно;
• для учащихся 8-11-х классов – не более 8 уроков ежедневно.
Допускается проведение сдвоенных уроков по физической культуре. В начальных классах сдвоенные уроки не проводятся.
Факультативные занятия следует планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков.
Для предупреждения переутомления и сохранения оптимального уровня работоспособности в расписании уроков должен быть облегченный учебный день — четверг или пятница. Запрещается проводить нулевые уроки ранее 8 час. утра.
Обратим внимание, что в соответствии со ст. 34 Федерального закона об образовании обучающимся предоставлено право на:
— выбор факультативных (необязательных для данного уровня образования) и элективных (избираемых в обязательном порядке) учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) из перечня, предлагаемого школой (после получения основного общего образования);
— зачет школой, в установленном ею порядке результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
— посещение по своему выбору мероприятий, которые проводятся в школе и не предусмотрены учебным планом, в порядке, установленном локальными нормативными актами.
Если использовать предоставленные законом школьнику права, то можно высвободить некоторое дополнительное время для отдыха.
Нормативными документами также ограничивается и объем домашних заданий. Он должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах):
во 2 — 3 классах — 1,5 ч.,
в 4 — 5 классах — 2 ч.,
в 6 — 8 классах — 2,5 ч.,
в 9 — 11 классах — до 3,5 ч.
В 1 классах домашних заданий не задают и отметок не ставят.
К сожалению, несмотря на установленные нормативы, бывают случаи превышения объема домашних заданий.

Кто виноват и что делать?
1.Перегрузка школьных образовательных программ учебным материалом, не соответствие их современным целям и задачам образования.
Как решается? В России создается образовательное пространство, которое предполагает единое для всех базовое содержание по всем предметам. Цель его – обеспечить качественное образование одинаково доступное все детям, независимо от того, учатся они в московской школе или в небольшом селе. Одним из важных элементов этой системы должна стать Российская электронная школа.
Федеральный проект «Современная школа» включает обновление материально-технической базы, строительство новых школ, полную ликвидацию третьей смены, внедрение новых методов обучения, обновление образовательных программ.
В настоящее время приняты единый историко-культурный стандарт, предметная концепция по русскому языку и литературе, разработаны единые концепции по физкультуре и ОБЖ. В октябре будет принято еще семь концепций, в том числе по географии, обществознанию, а в дальнейшем и по предметам. естественно-научного цикла, а также технологии. Поставлена задача: содержание учебного предмета должно соответствовать современным реалиям.
Параллельно с разработкой предметных концепций идет обновление ФГОС. Для начальных классов они уже одобрены, а для средней школы новые стандарты могут быть приняты к концу этого года.
В обновленных стандартах впервые прописано конкретное содержание предметов, например, сколько произведений и в каком классе прочитать, когда изучать десятичные дроби, а когда – обыкновенные и т.д.
2. Большое число учебников, порой не согласованных с ФГОС и между собой. Например, по математике в федеральном перечне 16 учебников, и все они отличаются друг от друга: в одном учебнике математики для 5 класса даются десятичные дроби, а для 6 класса – обыкновенные; в другом учебнике — наоборот. Кроме того, как отмечают эксперты, некоторые учебники перегружены деталями, методически не выверены, содержат понятия, определения которых нет в словарях, допускаются даже и грубые ошибки.
По информации Минпросвещения РФ дополнительную экспертизу не прошли 30 процентов учебников.
3. Подготовка учителя не соответствует требованиям времени, вследствие чего снижается эффективность обучения непосредственно на уроке, а большая часть овладения учебным материалом переносится на домашнюю самостоятельную работу, родителям приходится прибегать к репетиторам.
В процессе обучения учителями недостаточно учитываются психофизиологические особенности школьников, вследствие чего темп урока и объем изучаемого материала и домашних заданий для всех детей одинаковы. Поэтому одним детям скучно на уроке, а другие просто не успевают понять изучаемый материал, некоторым с трудом удается сосредоточенно выполнять задания на протяжении 30-40 минут.
Использование неэффективных методов контроля за уровнем овладения школьниками изучаемым материалом, отсутствие прозрачности и обоснованности оценки также не способствуют их мотивации, а порой приводят к конфликтам учитель-ученик, учитель-родители.
Как решается? Согласно Федеральному проекту «Учитель будущего», не менее половины учителей должны пройти переподготовку; появится национальная система учительского роста: карьерный -учитель-директор-завуч, новые должности педагогических работников — учитель-мастер, учитель-наставник; в каждом регионе будут созданы центры непрерывной подготовки педагогов и их аккредитации, доступные для любого педагога и директора школы.
Министерство просвещения планирует заказать масштабное исследование на предмет влияния новых технологий на здоровье и восприятие российских детей, в том числе, в рамках учебного процесса, с целью установления какое количество времени в каждом классе может занимать непосредственно работа с новыми гаджетами и вообще погружение детей в новые технологии. Предполагается, что современные технологии будут внедряться в образовательный процесс «поэтапно и последовательно».
Каким должно быть домашнее задание
Домашнее задание дается ученикам для закрепления изученного материала. Вместе с тем для того, чтобы стимулировать творческую, исследовательскую активность ребенка, учитель может задать некоторый материал для самостоятельного изучения и последующего обсуждения на уроке. Домашнее задание должно быть понятно каждому ученику. Учащиеся должны точно знать, что делать и как делать, поэтому учителю рекомендуется на уроке объяснить это ученикам.
Имеет ли право учитель в первом классе задавать на дом
В соответствии с СанПин это является недопустимым, хотя некоторые родители даже настаивают на том, чтобы учитель задавал домашнее задание первоклассникам. Учитель может порекомендовать детям выполнить упражнение, но обязать делать домашнюю работу в 1 классе не имеет права. Многие дети с удовольствием выполняют несложные задания педагога, но делать они должны это исключительно по желанию.
Правомерно ли задавать домашнее задание на каникулы или выходные дни
В современных нормативных документах прямого указания на запрет учителю задавать задание на время каникул или выходные дни нет. В соответствии с ч. 2 ст. 30 Федерального закона об образовании такое условие может быть закреплено в Правилах внутреннего распорядка школы. При этом следует исходить из того, что Федеральный закон об образовании относит каникулы к академическим правам обучающихся и определяет их как плановые перерывы при получении образования для отдыха и иных социальных целей в соответствии с законодательством об образовании и календарным учебным графиком.
Отметим также, что согласно ст. 31 Конвенции о правах ребенка от 20 ноября 1989 г., ребенок имеет право на отдых.
Нужны ли домашние задания?
В последнее время развернулась дискуссия на тему «А нужны или вообще домашние задания?»
Мнения разделились: одни считают, что «домашнее задание — это ненужная сегодня вещь, ибо дети и так всё время находятся в школе или на каких-то занятиях»; другие полагают, что «большая учебная нагрузка – гарантия того, что ребёнок не будет проводить всё время за компьютером».
Например, заместитель председателя комитета Госдумы по образованию и науке Борис Чернышов призвал отказаться от домашних заданий для школьников в пользу прогулок на свежем воздухе, а доктор педагогических наук, член-корреспондент Российской академии образования, заслуженный учитель РФ, директор центра образования №109 города Москвы Евгений Ямбург назвал глупостью разговоры об отмене домашних заданий.
Согласно Федеральному закону об образовании школа самостоятельно разрабатывает и утверждает свою образовательную программу, включая нормы домашних заданий, а также вправе определить, какие методики использовать, гарантируют ли они качественное образование и готовы ли к такой системе ученики и родители, каким образом должна контролироваться домашняя нагрузка, и даже решить вопрос об отмене домашних занятий, ввести безотметочное обучение, оценочную систему.
Родители могут повлиять на это через совет школы, родительский комитет, попечительский совет.

Сказка про ученика «Домашнее задание»

Есть ученики, которые с большой неохотой усаживаются за выполнение домашнего задания. Что тут поделаешь? Кирилл Стебельков, что из нашей сказки, большим рвением к выполнению домашнего задания не отличался. Но в какой-то миг всё изменилось…

Сказка про ученика, который не любит делать домашнее задание
Автор: Ирис Ревю

Жил-был ученик Кирилл Стебельков. Учился Кирилл неплохо. Его часто хвалила учительница Мария Даниловна. Кирилл был учеником внимательным и вдумчивым. Любил выступать на торжественных мероприятиях (он хорошо читал стихи), но… чего только не бывает в жизни! Не любил делать домашнее задание. Когда мама напоминала ему о том, что пора готовить уроки, он начинал капризничать, показывать всем видом, что ему это делать неохота. Кирилл говорил, что приступит к урокам через пять минут, потом через десять, и, в конце концов, рассерженный и недовольный открывал учебники.

И вот однажды, когда Кирюша, как обычно, сердитый и раздосадованный, сел за уроки, то услышал такой разговор:

— Ха-ха, он опять не хочет делать домашнее задание. Вот красота! Можно лежать и смотреть в потолок! — надсмехалась Шариковая Ручка.

— Смотрите, сейчас опять начнет канить, как лялька. Это весело! – потешался Простой Карандаш.

— Нервно будет открывать тетрадь и учебник, — прошептал Ластик.

— Ага, и при этом дуться на весь мир, как мышь на крупу, — тихонечко пробормотал Пенал.

Кирюша слушал все эти разговоры, и ему становилось не по себе. Как так? Ведь он не лентяй, не двоечник, на хорошем счету в школе. Но получается, всё хорошо, пока он на виду. А дома он капризный, недовольный ребёнок?

Честно говоря, в душе Кириллу не хотелось быть капризным. Он – современный мальчишка, уже достаточно взрослый. А капризничают малыши, которые ещё не умеют разобраться в том, как и на что надо реагировать.

— Так, — сказал Кирюша. — Уважаемые ручки, карандаши и прочие школьные принадлежности! Начинаем работать — писать, рисовать, чертить, стирать, измерять… Кто будет лениться, тот отправится в дальний шкаф!

С хорошим настроением Кирилл сел за выполнение домашнего задания. Он старался писать аккуратно, чертить ровно, стирать, не оставляя следов. Кирюша следил за своей работой и за работой школьных принадлежностей.

Домашнее задание Кирилл Стебельков выполнил быстро и аккуратно. У него ещё осталось время, чтобы почитать книгу.

А раньше этого времени не было – оно уходило на капризы!

Вопросы и задания к сказке

Какие хорошие черты были у Кирилла Стебелькова?

Как ты думаешь, по какой причине Кирилл долго не приступал к выполнению домашнего задания?

Какой нелицеприятный разговор подслушал Кирилл?

По какой причине Кирилл изменился?

В результате чего у Кирилла появилось свободное время?

Какие пословицы подходят к сказке?

Не скоро запряг, да скоро поехал.
Учеба – главный труд.
Не ошибается тот, кто ничего не делает.

Главный смысл сказки заключается в том, что порой человек своих ошибок не видит. Ему кажется, что всё хорошо. Но как только человеку удается посмотреть на ситуацию со стороны, он замечает все недочеты. Заслуга Кирилла заключается в том, что он, прояснив ситуацию, взялся за себя, настроил себя на правильный лад.

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.

Как сделать домашнее задание интересным для учеников

Согласитесь, довольно часто можно наблюдать ситуацию, когда даже самые успешные и трудолюбивые ученики не хотят выполнять домашнее задание. А если они и выполняют его, то нередко берут ответы из «готовых домашних заданий» из интернета. Но это не соответствует дидактической цели домашней работы!

Мало просто задать домашнее задание. Нужно заинтересовать учеников, пробудить их желание учиться дома. Худший вариант задания — когда учитель говорит: «Изучите этот параграф». Дети должны проявлять активность и инициативу: предлагать свои идеи относительно форм и методов выполнения задач, использовать разнотипные источники для поиска информации (интернет, видеоролики, картинки и т.д.). Кроме того, следует чередовать различные формы домашней работы и проверки ее результатов (обсуждения, дискуссии, круглые столы, конференции, викторины и т.д.).

Мы уже касались проблемы неисполнения домашних заданий. А теперь расскажем, как сделать задачу интересными.

Что делает домашнее задание интересным? Вот несколько приемов, которые будут побуждать учащихся выполнять домашнее задание:

  • Мотивированность выполнения. Объясните ученикам, что домашняя работа является непременной составляющей успешного обучения. Расскажите детям, какую практическую пользу даст именно им домашнее задание.
  • Креативность и эмоциональность. Ваши задачи должны побуждать учащихся творить, генерировать собственные идеи и способы их реализации, вызвать положительные эмоции.
  • Дозированность и разнообразие. Определите оптимальное количество домашних заданий для каждого класса. Старайтесь чередовать крупные и маленькие по объему задачи для того, чтобы дети могли отдыхать, но и не потеряли энтузиазма во время их выполнения.
  • Понятность. Не жалейте времени для разъяснения детям сути и деталей домашнего задания. Ведь когда ученики плохо понимают, что нужно делать, они могут проигнорировать даже самое интересное задание.
  • Обратная связь. Если учитель не будет оценивать старания ученика, тот не будет знать, правильно ли он действует. Ребенка надо поддерживать, координировать ее действия и стимулировать к дальнейшему развитию.

Предлагаем вам 4 идеи для создания домашнего задания, которое заинтересует любого ученика.

1. Используйте социальные сети

Предложите детям создать профиль исторической фигуры или литературного персонажа в социальных сетях. Такую задачу можно использовать на уроках по любым предметам. Оно «оживит» дисциплины в воображении учеников. Объясните детям, что, кроме веселья, эта задача поможет представить себя исторической фигурой или литературным персонажем, позволит лучше запомнить биографию, понять идеи и жизненную позицию.

Ученики должны иметь свободу для творчества (чем больше деталей, тем лучше). Но должны помнить о толерантности (запрещено кого-то обижать) и правдивости (нельзя искажать факты). Кроме того, будьте внимательны и предотвратите развитие интернет-зависимости у детей.

2. Используйте видеоформат

Предложите детям создать небольшой видео репортаж для новостей, снять интервью с исторической фигурой или рекламу какого-то изобретения, коллективно разыграть и смонтировать короткометражный фильм. Ролик должен касаться определенной темы по учебной программы (например, интервью у Ч. Дарвина).

Ученики должны четко понять условия задания и алгоритм его выполнения. При этом они могут частично выходить за указанные учителем пределы, использовать при выполнении задания собственное, авторское видение. Дети могут снимать как обычные тематические видеоролики, так и попробовать создать собственные варианты известных телепередач, ток-шоу или интервью.

3. Создавайте ученические блоги

Предложите ученикам стать блоггерами. После обработки достаточного объема материала дайте им задание написать небольшой рассказ в форме статьи для блога об услышанном на уроках и прочитанном дома. Ребенок должен рассказать о своих впечатлениях, изложить мысли и эмоции. Побуждайте учащихся проявлять активность в комментариях (дети могут задавать вопросы, поддерживать начинающего блогера или спорить с его позицией).

Преимущества домашнего задания в форме блога:

  • Дети развивают умение выражать мысли в письменной форме.
  • Зная, что учитель и одноклассники обязательно прочитают блог, ученики будут писать его тщательно, внимательно перечитывать текст.
  • Отвечая на замечание в комментариях к блогу, дети учатся аргументировать свою позицию, принимать советы и замечания, коллективно решать споры.

Такая форма выполнения домашнего задания будет способствовать развитию у учащихся писательского или журналистского потенциала.

4. Пишите новости в собственной газете

Предложите ученикам коллективно выполнить домашнее задание. Пусть они станут коллективом журналистов, работающих в газете. Дети должны создать тематический номер еженедельника, который бы содержал небольшие статьи. Ученики, ориентируясь на вопросы и советы учителя, должны раскрыть в номере тему, которая была проработана на уроке. Форму презентации выполненного задания выбирают сами дети.

Кроме изучения учебного материала, ученики будут развивать умение анализировать значительные объемы информации и выражать мысли в письменной форме.

Попробуйте использовать приведенные выше идеи для домашних заданий. Смело модифицируйте их и подстраивайте к реалиям вашего класса. Создавайте собственные идеи, а главное — делитесь ими со своими коллегами, ведь успешные и самодостаточные школьники — это гордость каждого педагога!

На заметку репетитору: как сделать так, чтобы ученик выполнял домашние задания

В деле репетитора помимо совместных занятий значительная роль должна отдаваться и самостоятельной работе вашего ученика. И тут никак не обойтись без домашних заданий. Но возникает вопрос: как сделать так, чтобы задания были полезными и одновременно интересными? И, главное, чтобы они всегда выполнялись?

  • На заметку репетитору: как сделать так, чтобы ученик выполнял домашние задания
  • Как выполнять домашнее задание учащимся
  • Как приучить ребенка делать самостоятельно домашнее задание

Ну, во-первых, начать нужно с того, чтобы доходчиво и понятно объяснить ребенку, что ему необходимо в этом задании сделать. Нередко дети просто не понимают, что от них требуется, и в конечном счёте пользы от такого задания никакой. Так что обязательно убедитесь, что ребенок понял суть упражнения, тогда и у особенно хитрых учеников не будет возможности сказать:» Я не сделал задание, потому что не понял его».

Во-вторых, постарайтесь по возможности добавить в задание пусть небольшой, но элемент творчества, дайте ребенку проявить свою фантазию. Даже в скучной на первый взгляд теме можно найти способы подать её интересно. Например, изучая предлоги места, дайте ребенку не просто задание описать свою комнату, а нарисовать рисунок, на котором нужно разместить всю мебель в нужном положении, а потом рассказать устно, что где находится. Можно использовать наклейки, тогда процесс будет ещё интереснее. Кроме того, сюда можно добавить и цвета, заодно и лексику на тему «Мебель» повторить.

Никогда и ни в коем случае, увидев, что ученик не выполнил задание, не пугайте его тем, что пожалуетесь родителям на него. Чувство страха перед вами и вашими угрозами может напрочь отбить у ребенка всякое желание учить язык, и уж точно не добавит плюсов вашему обучению. Изучение языка — это все-таки в первую очередь личная заинтересованность ученика, и если у взрослого она мотивируется сознательно, то у ребенка только вы можете эту заинтересованность развить, это и есть первая и основная ваша задача. Так что, если он не выполняет задания, ваша вина в этом тоже есть. Попробуйте изменить свой подход к обучению.

Не давайте слишком больших и объемных заданий. Ребенок и без того сильно загружен в школе. Лучше дать небольшое, но ёмкое и полезное упражнение на отработку последней темы, чем несколько длинных и однотипных заданий. В таком случае уж точно вряд ли всё задание будет выполнено, да ещё, скорее всего, и с кучей ошибок.

Обязательно проверьте самостоятельное задание вместе с ребенком. Убедитесь, что он понял все свои ошибки, если они есть, при необходимости ещё раз разберите эту тему, повторите правило. Только полностью усвоив одну тему, можно переходить к изучению другой, иначе стабильного результата в обучении достичь вряд ли удастся.