Виды домашних заданий и способы их проверкистатья

ь по форме выполнения;

Ученики получили следующее домашнее задание найдите

В электронную таблицу занесли данные о тестировании учеников по выбранным ими предметам.

ABCD
1округфамилияпредметбалл
2CУченик 1Физика240
3ВУченик 2Физкультура782
4ЮУченик 3Биология361
5СВУченик 4Обществознание377

В столбце A записан код округа, в котором учится ученик; в столбце B — фамилия, в столбце C — выбранный учеником предмет; в столбце D — тестовый балл. Всего в электронную таблицу были занесены данные по 1000 учеников.

Выполните задание.

Откройте файл с данной электронной таблицей. На основании данных, содержащихся в этой таблице, ответьте на два вопроса и выполните задание.

1. Определите, сколько учеников, которые проходили тестирование по информатике, набрали более 600 баллов. Ответ запишите в ячейку H2 таблицы.

2. Найдите средний тестовый балл учеников, которые проходили тестирование по информатике. Ответ запишите в ячейку H3 таблицы с точностью не менее двух знаков после запятой.

3. Постройте круговую диаграмму, отображающую соотношение числа участников из округов с кодами «В», «Зел» и «З». Левый верхний угол диаграммы разместите вблизи ячейки G6.

1. Запишем в ячейку E2 следующую формулу =ЕСЛИ(И(D2>600; C2=»информатика»);D2;0) и скопируем ее в диапазон E3:E1001. Применив операцию =ЕСЛИ(E2>0;1;0), получим столбец (F): с единицами и нулями. Далее, используем операцию =СУММ(F2:F1001). Получим количество учеников, которые проходили тестирование по информатике и набрали более 600 баллов. Таких 32 человека.

2. Для ответа на второй вопрос используем операцию «ЕСЛИ». Запишем в ячейку G2 следующее выражение: =ЕСЛИ(C2=»информатика»; D2;0), в результате применения данной операции к диапазону ячеек G2:G1001, получим столбец, в котором записаны баллы только учеников, сдававших информатику. Сложив значения в ячейках, получим сумму баллов учеников: 39 371. Найдём количество учеников, сдававших информатику, с помощью команды =СЧЁТЕСЛИ(C2:C1001;»информатика»), получим 72. Разделив сумму баллов на количество учеников, получим: 546,8194 — искомый средний балл.

3. В ячейку J2 вставим формулу =СЧЁТЕСЛИ(A2:A1001; «В»), в ячейку J3 вставим формулу =СЧЁТЕСЛИ(A2:A1001; «Зел»), в ячейку J4 вставим формулу =СЧЁТЕСЛИ(A2:A1001; «З»). Теперь построим по полученным значениям круговую диаграмму, подпишем сектора.

Ответ: 1) 32; 2) 546,82.

Не выполнены условия, позволяющие поставить 3 балла. При этом имеет место одна из следующих ситуаций:

— получен правильный ответ только на один из двух вопросов, и верно построена диаграмма;

Не выполнены условия, позволяющие поставить 2 балла. При этом имеет место одна из следующих ситуаций:

Виды домашних заданий и способы их проверки
статья

В данной статье рассмотрены различные виды домашних заданий и способы их проверки.

Скачать:

ВложениеРазмер
vidy_domashnih_zadaniy_i_sposoby_ih_proverki.docx 17.82 КБ

Предварительный просмотр:

Виды домашних заданий и способы их проверки

Вид домашней учебной работы, выполняемой учеником, в значительной степени зависит от характера задачи. Исходя из определенных признаков, можно выделить много видов домашних заданий. Рассмотрим некоторые из них.

По способу выполнения, которые используются, различают устные, письменные и предметно-практические задачи. Так, многие действия можно выполнить и устно, и письменно, и показать на практике. Однако есть задачи, которые выполняются преимущественно устно (например, выучить стихотворение, прочитать статью, упражнение, подобрать примеры на правила), письменно (решить задачу, написать сочинение, перевод) и практически (провести какой-нибудь опыт, изучить рельеф местности, явлений природы ).

Согласно этапам процесса усвоения могут быть составлены задачи на восприятие нового материала (знакомство с текстом, рисунками, таблицами и т.д.), на осмысление усвоенного материала (систематизация, обобщение, объяснение и т.п.), на его укрепление (заучивание, упражнения на запоминание материала) и применение полученных знаний (решение задач, выполнение опытов и др.). Вид задания выбирается в зависимости от методической цели, поставленной учителем.

Исходя из характера учебных действий, которые может выполнять ученик, задачи подразделяются на исполнительные (повторение, воспроизведение материала, упражнения) и творческие (написание сочинений, проведение экспериментов и др.). Оба вида задач играют чрезвычайно важную роль в успешном усвоении знаний учащимися.

Задачи могут быть обязательными для всех школьников или выбираться ими по желанию (с использованием дополнительной литературы или других источников информации).

По степени индивидуализации задания могут разделяться на общие, дифференцированные (индивидуализированные), индивидуальные. Основное назначение дифференцированных задач-обеспечить для каждого ученика оптимальный характер познавательной деятельности в процессе учебной работы, а организация работы на уроке позволяет учителю одновременно работать со всеми учениками. Сильные учащиеся углубляют свои знания, помогают слабым, а слабые прочно усваивают программный материал. Задача подбираются такие, чтобы и слабые чувствовали, что они могут самостоятельно добывать знания.

Способы дифференцирования домашней работы.

По содержанию и основной функции, которую выполняют задачи в процессе обучения, выделим следующие их виды:

Домашние задания, которые подготавливают учащихся к работе, которая будет проводиться на следующем уроке.

Это может быть и осмысление сообщенных новых знаний учителем, и решение задач, и проведение практических работ и т.п. Задачи такого характера даются в виде поручения: подобрать пословицы и поговорки, крылатые слова, рисунки на определенную тему; посмотреть передачу по телевидению или прослушать радиопередачу и подготовиться к ответам на вопросы по написанию произведения; отобрать факты, провести наблюдения; собрать цифровой материал, который может быть использован для составления и решения задач на уроке прочитать материал, который будет обсуждаться на уроке, найти ответы на вопросы, которые будут рассматриваться, и т.д.

Такие задачи обеспечивают связь обучения с жизнью, вызывают у учащихся познавательный интерес, а главное — готовят их не только к сознательному и активному восприятию нового материала на уроке, но и к его обсуждению, формируют умение давать ответы на вопросы, которые возникают, и формулировать их самостоятельно.

Домашние задания, которые способствуют систематизации и обобщению полученных знаний, их углубленному осмыслению.

Такие задания даются после изучения материала урока или после окончания рассмотрения темы. Очень полезно сведение изученного учащимися материала в схемы, таблицы, составление перечней и т.д. Это помогает наглядно представить изученный материал в системе, состоящей из компонентов, определенным образом связанных друг с другом. Изученное выступает перед учащимися под другим углом зрения, выявляются новые связи.

Этот вид заданий предусматривает составление планов, подготовку ответов на поставленные учителем вопросы, самостоятельную постановку вопросов, придумывание задач.

Домашние задания, способствующие закреплению знаний и практическому овладению методами учебной работы.

Это предложение выучить наизусть стихи, части текстов, которые обогащают язык ученика, формулы, необходимые при решении задач и т.д. Однако основной их вид — упражнения, выполняя которые ученик одновременно и закрепляет знания, и овладевает методами учебной работы.

Во время выполнения этого вида заданий школьник использует разные приемы запоминания: многократные повторения, установление ассоциативных связей, деление учебного материала на части, выделение каких-либо признаков и т.д.

Домашнее задание на применение полученных знаний на практике.

Задания даются после изучения учебного материала на уроках. Это несложные опыты, связанные с использованием полученных знаний в домашнем хозяйстве, в учебно-производственных мастерских, во время работы ученика в хозяйстве. Такие задачи связывают обучение с жизнью, повышают познавательные интересы учащихся, формируют практическую направленность их мышления.

Выделяют также репродуктивные, конструктивные и творческие домашние задания.

Некоторые учащиеся после объяснения учителя могут выполнить только аналогичное задание, которое решалось на уроке. Таким школьникам предлагается на время репродуктивные задачи, например, прочитать и перевести статью из учебника; вставить пропущенные буквы; решить задачу с помощью формулы, провести исследование согласно инструкции.

Более сложными являются конструктивные (или реконструктивные) задачи, например, выделить главное, составить план, таблицу, схему, сравнить отдельные положения, систематизировать материал. Давать учащимся такие задачи можно только после должной подготовки в классе, когда они овладевают основными приемами умственной деятельности. Не рекомендуется давать задания на копирование схем, рисунков, карт: каждая работа должна требовать новых усилий, быть хоть небольшим, но шагом вперед в умственном развитии.

Творческие задания выполняются как отдельными учащимися, так и всем классом, они способствуют развитию познавательных потребностей и творческого мышления школьников. Творческие задания могут даваться как перед изучением на уроке определенного материала, так и после его изучения. Обсуждение творческих работ, предложений, разработок всегда вызывает интеллектуальный и эмоциональный подъем, создает благоприятную почву для изучения учебного материала, отвечающего интересам учащихся. Такие задачи требуют, как правило, ответы на следующие вопросы: «Как сделать, чтобы . » И «Почему?» Даются творческие задания ученикам, которые обладают достаточными знаниями и мыслительными операциями, имеют необходимый опыт творческой деятельности, время на их выполнение. К творческой работе относят написание сочинений, проведение самостоятельных экспериментов, составление задач, нахождение новых методов их решения и т.д.

Домашние задания, как правило, выполняются индивидуально. Иногда практикуются групповые задания, которые выполняются несколькими учениками по частям.

Проверка домашней работы может осуществляться учителем разными путями: устным опросом или попутным ознакомлением с письменными работами на уроке или просмотром тетрадей после урока. Проверка заданий в основном проводится в начале урока, однако может осуществляться и в конце, и в течение его в сочетании с работой над новым материалом. Некоторые учителя вместо проверки домашнего задания дают учащимся упражнения, аналогичные задачам, и на основе их выполнения делают вывод о качестве домашней работы.

Наиболее распространена фронтальная проверка выполнения задания на уроке. Учитель проверяет, выполнение домашнего задания, ставит всему классу вопрос относительно его содержания, ученики дают краткие ответы, отмечают трудности, с которыми встретились. Педагог выявляет и устраняет ошибки, делает обобщение. Более глубокая индивидуальная проверка предполагает опрос одного-трех учеников, в течение которого другие ученики следят за ответами, дополняют, исправляют ошибки.

Если школьник не выполнил задания, то учитель должен выяснить причины этого. Они бывают самыми разными — от неблагоприятных условий для занятий дома, к нежеланию систематически работать. В случаях, когда окажется, что задача сложная для ученика, следует выяснить, в чем затруднение и помочь его преодолеть. Если школьник ленивый, то нужно усилить контроль за его работой, требуя выполнения ученических обязанностей, приучать доводить начатое дело до конца. Если ученик не успевает выполнять домашние задания — помочь ему овладеть приемами рациональной организации труда.

Важной формой контроля является взаимная проверка выполненных работ учащимися с обнаружением ошибок, их устранением и выставлением оценки, а затем, в отдельных случаях, обоснованием оценки перед всем классом. Вовлечение всех учащихся класса к проверке домашних заданий, для обсуждения ошибок, путей их преодоления очень целесообразно, поскольку дает каждому школьнику дополнительные представления о процессе усвоения и возможных трудностях. Привлечь учащихся к участию в проверке можно еще таким образом: учитель вызывает одного из учеников, который демонстрирует выполненное задание (записывая на доске, читая и т.д.), а остальные сверяют его со своей работой. Если учитель обнаруживает у вызванного ученика ошибку, то спрашивает, у кого сделано иначе, с помощью класса выясняет, как должно быть правильно.

Таким образом, в данной статье мы рассмотрели различные виды домашних заданий и способы их проверки. Наиболее распространенным является их деление на репродуктивные, конструктивные и творческие, а также устные и письменные. Относительно способов проверки домашней работы, установили, что основными способами являются фронтальная, индивидуальная проверка и взаимопроверка.

Домашнее задание в учебной жизни школьника

За время существования педагогической науки ученые и педагоги не раз поднимали проблему домашних заданий школьников, однако она и сегодня остается актуальной, по-прежнему вызывает споры в педагогической среде, находится в центре внимания родительской общественности.

Я считаю, что проблема повышения эффективности обучения может быть успешно решена только при условии, если высокое качество урочных занятий, будет подкрепляться хорошо организованной домашней работой учащихся. Ведь еще Кант говорил, что занятия в школе могут только «вдолбить все правила, добытые чужим пониманием, но способность правильно пользоваться ими разовьет только домашний самостоятельный труд».

Хотя я частично согласна с мнением тех педагогов и особенно родителей, которые считают, что существенной причиной, по которой следует избегать домашних заданий является то, что они поглощают свободное время учеников, которое дети могли бы потратить на другие дела (активный отдых, личные увлечения). Тем не менее, я убеждена в том, что на уроках, как бы хорошо они не проводились, имеет место концентрированное усвоение изучаемого материала, после чего знания быстро забываются. Новые понятия и термины требуют их неоднократного осмысления и усвоения, к тому же каждое последующее обращение к изучению одного и того же материала открывает в нем новые грани и смысловые оттенки, то есть нет предела (как мне кажется) в совершенствовании знаний и умений. Для этого и необходима домашняя учебная работа, которая подразумевает самостоятельное выполнение учащимися учебных заданий учителя по повторению и более глубокому усвоению изученного на уроке материала и его применению на практике, развитие творческих способностей и дарований, совершенствование умений и навыков самостоятельно пополнять, расширять и упрочивать знания. Отсюда следует, что домашняя работа является естественным и логичным продолжением классной.

Поскольку все дети разные, можно использовать индивидуальные домашние задания: повышенной трудности – для хорошо успевающих школьников, с целью развития их творческих способностей и наклонностей; задания на преодоление пробелов в знаниях по отдельным темам, на усиление тренировочных упражнений по выработке практических умений и навыков – для отстающих.

Опираясь на все вышеизложенное я считаю, что домашние задания являются обязанностью учащихся.

Образовательный процесс – совокупность аудиторной и внеаудиторной деятельности. Как компоненты внеаудиторной деятельности можно рассматривать домашнюю учебную работу и домашние задания.

Домашняя работа и домашнее задание – это два разных педагогических явления, однако они тесно взаимосвязаны между собой.

Под домашней учебной работой понимается организация школьниками внеаудиторной работы по самостоятельному выполнению заданий во внеурочное время.

Под домашним заданием понимается учебное задание, полученное от учителя, для организации домашней учебной работы.

Домашние задания являются элементом системы домашней учебной работы учащихся и выполняют функцию управления, то есть являются инструментом управления домашней работой и проявляют свою сущность через систему заданий для организации школьниками домашней работы.

Между домашней работой и домашним заданием существуют временная и функциональная связи. Временная зависимость выражается в последовательности: планируемая домашняя работа – домашнее задание – реальная домашняя работа. Функциональная зависимость проявляется в том, что содержание планируемой домашней работы учащихся находится в тексте домашнего задания как указание на домашнюю учебную работу и отражает параметры домашней работы.

Споры о смысле домашней работы ведутся в нашей стране на протяжении столетия и не утихают и по сей день. Очевидно, что у российских школьников очень высокие учебные нагрузки, которые значительно превосходят объем домашних заданий зарубежных школьников. Я думаю, что это закономерно, т.к. количество изучаемых дисциплин на протяжении учебного года в средних классах доходит 12-15, а в старших – до 17, но большинство российских учителей не готовы к перестройке методики преподавания с целью уменьшения объема домашних заданий. Хотя российские эксперты убеждены, что дело не в объеме домашних заданий, а в системе их распределения. Но и здесь проблема: в школьной практике учителя-предметники редко когда согласовывают между собой объем домашних заданий в каком-либо классе.

Можно понять и недовольство родителей, которым вечером после рабочего дня приходится «учить уроки» вместо того, чтобы провесим время с детьми за другими занятиями или просто поговорить.

Несколько примеров управленческих решений по оптимизации домашней работы школьников в других странах:

в Великобритании Ассоциация учителей и лекторов призвала правительство отменить домашнюю работу в младших классах;

министерство образования Великобритании планирует выпустить указ, в котором будут четко оговорены нормы домашних заданий;

в Израиле по инициативе отдела начального образования министерства просвещения в скором времени будет внедрена система дифференцированных домашних заданий;

в американском штате Нью-Джерси в законодательном порядке были введены ограничения на домашние задания: по будням – домашние задания, которые занимают не более 30 минут в начальной школе и 2-ух часов в выпускных классах, а на выходные дни задавать задания учителя не имеют права.

Хочу отметить следующее: хотя конкретные решения по оптимизации домашней работы школьников принимают законодательные органы, повлиять на эти решения, выступить с какой-либо инициативой могут и педагоги, и родители учащихся.

По моему мнению для нашей новой школы будет полезно начинание израильской школы по внедрению системы дифференцированных домашних заданий, объем которых устанавливается на основе переговоров между педагогом, родителями и самим учеником. Каждое учебное заведение должно самостоятельно определить степень внеклассной загрузки учеников, внеся его в специально разработанный устав школы. В ходе диалога между педсоветом, родительским и ученическим комитетами должна быть определена цель домашнего задания, трудности с которыми встречаются школьники во время его выполнения, а также объем упражнений, подходящий для каждой возрастной категории учащихся. Кроме этого должен быть установлен тип выполнения домашнего задания и его форма.

Мне кажется такой подход позволит повысить интерес учащихся к выполнению домашнего задания, т.к. оно будет им «по силам», уменьшатся временные затраты, понизится утомляемость и, возможно, школьникам не потребуется помощь со стороны.

Урочная работа учащихся и их домашняя учебная работа являются элементами образовательного процесса, поэтому между ними существует тесная взаимосвязь, а значит изменение функции домашнего задания, полученного учащимися неизбежно повлечет за собой и изменение структуры самого урока.

Предположим, что ученики получили на дом задание, основная функция которого усвоение и закрепление полученных на уроке знаний. Содержание домашней работы – задания и упражнения из учебника, например: прочитать и по возможности запомнить параграф, ответить на вопросы, по желанию составить краткий конспект, выучить наизусть цитату и т.д. Как в этом случае пройдет следующий урок? Скорее всего это будет самая распространенная схема:

— актуализация опорных знаний в форме тестирования, устного фронтального опроса, индивидуальный опрос;

— подготовка учащихся к восприятию и усвоению новых знаний: сообщение темы урока и изложение учебного материала учителем, например используя объяснительно-иллюстративный метод обучения;

— закрепление новых знаний на уровне репродукции, проверку понимания сущности новых понятий, выделение главного в теме;

— домашнее задание – обязательное для всех учащихся, может быть дифференцированным.

Рассмотрим другой вариант. На предыдущем уроке учащиеся получили домашнее задание на опережение: провести самостоятельную подготовку к изучению новой темы, причем способ выполнения может быть групповой, парный, индивидуальный. Для представления результатов домашней работы школьниками самостоятельно выбирается форма: доклад, реферат, презентация и т.д. Кроме учебника необходимо использовать дополнительную литературу, в этом случае рекомендованную учителем. Что происходит? Я думаю, что структура урока в корне поменяется. Проверка домашнего задания происходит по совершенно другому сценарию: каждая группа (отдельный ученик) представляет свою версию поставленной задачи, другие учащиеся совместно с учителем анализируют работу, делают замечания, вносят корректировки, соглашаются или частично соглашаются или вовсе не соглашаются с изложенной трактовкой, в свою очередь «группа-ответчик» аргументировано отстаивает свою точку зрения, возникает оживленная дискуссия, появляется интерес, таким образом ученики сами обозначают учебную проблему и совместно с учителем формулируют цели и задачи изучения нового материала. В этом случае возможен взаимоконтроль результатов домашнего задания, каждая группа оценивает работу остальных. Меняется сущность обучения, теперь она состоит не в изложении материала учителем, а изучении его учащимися под руководством учителя, таким образом происходит обучение школьников собственной деятельности по изучению содержания учебного материала, умениям и навыкам рационально учиться. Закрепление знаний на таком уроке можно проводить используя нестандартные ситуации, вопросы от противного. К следующему уроку целесообразно дать домашнее задание, функцией которого будет являться развитие навыков самостоятельной творческой деятельности, можно даже предложить добровольное домашнее задание, я думаю, что такой вариант выбора заинтересует большинство учащихся.