Почему ребенок должен с 1 класса сам делать домашнее задание

Уроки в первом классе. Как помочь ребенку?

Письмо, математика, чтение нетрадиционными способами. Опыт мамы.

Ребенок пошел в школу, в первый класс. И все вокруг говорят: «Теперь ты совсем взрослый! Ты теперь школьник и должен. » Да, жизнь у ребенка действительно изменилась, но только он от этого ребенком быть не перестал. И еще: он никому ничего не должен.

На первом родительском собрании вам сообщили в числе прочего, что в первом классе домашних заданий не задают. И вот проходят первые две недели сентября. Все отлично, все очень просто и интересно: в прописях бабочки и пчелки, лягушки и собачки — одно удовольствие обводить их и раскрашивать, и дома действительно ничего не надо делать.

Но вот появляется пропись № 2, а там. И тут же появляется ежедневно листочек формата А4, на котором. Нет, нет — это не домашнее задание, это. просто информация о том, что к завтрашнему дню должно быть в тетрадях и прописях написано, и решено, и нарисовано. Хорошо, если ребенку очень нравится писать в прописях, а если нет? Если для него это мука адская? Что же делать?

Я не сторонник насильственных методов. Кроме того, мне очень важно, чтобы у ребенка появился интерес к тому, что он так сильно не любит (на самом деле это вовсе не «не любит» — причины, скорее всего, в страхе, что не получится, или в непонимании). И здесь важно помочь маленькому школьнику «взять барьер». Я провела ряд экспериментов, и очень успешно.

1. Письмо. Вспомнила вальдорфскую школу, в которую мы не раз приезжали на праздники. Когда впервые попала туда, колоссальное впечатление произвели на меня детские тетради. Ученики пишут на листах формата А4 без всяких разлиновок. При этом строки и размеры букв идеально выдержаны. А в первом классе дети пишут сначала на грифельных досках, а уж потом карандашом в альбоме.

И вот при очередном несчастном «А можно я сегодня в прописи писать не буду. «, я ответила: «Можно. Сегодня будем писать в альбоме». И тут же вялый мальчик ожил, в глазах появился блеск. «А что писать?» — «Пиши то, что ты уже умеешь. Вот твоя тетрадь, можно туда подглядывать, а тут писать». И вот он уже пишет. Пишет не ручкой, а толстым и очень мягким карандашом — и пишет, и пишет. А через некоторое время просит показать, как пишется прописная «к» или «я», и пишет дальше.

Заглядываем в альбом и видим чудесную картину: буквы вполне ровненькие и с одинаковым наклоном, да и вышли они все одного размера — только не полсантиметра, как в прописях, а почти полтора. Зато как красиво. И ничего страшного, что строка «уехала» вниз, через неделю и строка уже почти не уезжает, выдерживает горизонт. А через некоторое время и в прописях буквы встают все ровнее — но это в классе. А дома продолжаем писать в альбоме. Так интереснее по двум причинам: можно писать, что хочется, и никто этого проверять не будет.

Но что же делать с прописями, в которых к завтрашнему дню должны быть заполнены и обведены все эти буковки? Ничего не делать — ведь в первом классе домашних заданий нет. Только надо не забыть обсудить это с учителем. Обычно в начальной школе учителя адекватные и относятся с пониманием, а кроме того у них глаз наметан: они прекрасно видят, занимаются с ребенком дома или нет.

2. Чтение. Ребенок не хочет читать. А читать уже и в школе задают, да и вообще это полезное умение и в дальнейшем очень увлекательное занятие. Как сделать так, чтоб и желание читать не пропало, и домашнее задание все-таки выполнить?

Прочитайте заданный текст сами, а ребенок пусть послушает. Но при этом пусть в почтовом ящике окажется письмо на имя вашего школьника. Письмо, напечатанное крупным шрифтом. Текст письма может быть любым: оно может быть и от летнего приятеля (тогда лучше такое письмо написать от руки печатными буквами), и от выдуманного персонажа — с заданиями, выполнив которые, ребенок найдет маленький приз. Может быть это и история с продолжением — продолжение придет в следующем письме. Вот уж эти письма читать никто не задавал, так что не хочешь — не читай. Но тогда ты не узнаешь, кто это вдруг прислал тебе письмо и о чем оно.

И самое важное: не прекращайте читать ребенку вслух. Если вдруг раньше вы читали не регулярно, то самое время завести традицию читать на ночь вслух интересную книжку, уютно устроившись рядышком при свете настольной лампы. Когда есть только вы, ваш пока еще малыш и сказка, которую вы переживаете вместе.

3. Математика. Эта «царица» окружает нас со всех сторон, и ребенок уже давно знаком с ней. Теперь надо систематизировать то, что уже известно, разложить все по полочкам. Пожалуй, здесь опять сложнее всего не сама математика, а написание цифр. Но количество строк мало и не так пугает, как пропись.

Что же касается непосредственно математики — в нее можно играть: собирать и разбирать по придуманной вами системе кубики или любой другой подручный материал; сортировать купленные и принесенные в одном пакете продукты; раскладывать по различным признакам карандаши и ручки; играть в настольные игры (там везде требуется подсчет очков); делить одну вкусную булочку на всю семью и так далее. А кроме того, существует множество прекрасных игр-головоломок — это и «Час пик», и «Сафари», и «Лягушки», и многие другие.

Кроме того, можно заняться и физикой, и химией прямо дома. Например, положим в морозилку пустую пластиковую бутылку. Через какое-то время, заранее приготовив воздушный шарик (желательно предварительно его надуть и сдуть) и миску с очень горячей водой, покажем ребенку фокус. Достаем бутылку из морозилки, натягиваем на горлышко шарик и ставим бутылку в кипяток. Шарик начнет надуваться прямо у вас на глазах. Восторг и хорошее настроение обеспечены! А теперь обсудите, почему это происходит. Не стоит сразу объяснять причину явления. Достаточно задавать наводящие вопросы. И таких опытов множество: реакция соды и лимонной кислоты, дрожжевое тесто и многое другое.

И самое главное: при выполнении уроков у вас должно быть хорошее настроение. Но мамы — тоже люди, всякое может быть. Если вы раздражены и не можете с этим справиться, или устали так, что осталось одно желание — упасть и заснуть, лучше совсем в этот вечер ничего к школе не делайте. А ребенку честно скажите, что вы очень устали, и было бы большим сюрпризом самостоятельное выполнение домашнего задания. Если такое случается не часто, то, скорее всего, ребенок и правда пойдет и сделает что-то сам. И очень вероятно, что ему это понравится, и дальше «командовать парадом» будет уже он, а к вам станет обращаться лишь в минуты острого непонимания. Если же пока он без вас не хочет делать уроки — ничего страшного, можно изредка устраивать незапланированный выходной.

Почему ребенок должен с 1 класса сам делать домашнее задание

«Садись делать уроки!» — фраза, знакомая многим родителям. И хорошо, если после нее ребенок на самом деле идет заниматься. А если нет? Если начинаются уговоры, крики, слезы? С таким «выполнением» к концу учебного года запас терпения закончится и у родителей и у ребенка.

В чем проблема?

Когда ребенок идет в 1 класс и приносит домой первые домашние задания, можно умиляться этим милым палочкам и крючочкам – все кажется простым и легким. И родители могут не придавать особого значения этим маленьким «домашкам». Ну, какое там задание, 1 класс ведь!

А после первого полугодия начинаются проблемы: задания становятся сложнее и количество их увеличивается. Родители начинают хвататься за голову: к утру надо выучить стихотворение и подготовить сообщение о крыльях бабочек.… Это помимо письменных заданий. А ребенок с начала года не приучен делать уроки самостоятельно и со всей ответственностью.

Что делает большинство мам? Начинают делать уроки за ребенка. Максимально помогать ему. И вот именно в этот момент «ярмо» домашних заданий плавно перекочевывает на шею мамы. Или папы. А дальше второй, третий классы. А в пятом знаний родителей может не хватить. Все? Круг замкнулся?

Что делать?

Роль родителя при подготовке школьного задания, несомненно, важна. Но она отлична от той, что описана выше. Мама должна помочь ребенку стать организованным, научить его правильно планировать свое время. Итогом такой помощи родителя должна стать самостоятельная подготовка домашних заданий ребенком.

Наличие удобного стола, всех необходимых письменных принадлежностей, учебных пособий и т.п. – условие обязательное и об этом знают все родители. А что еще?

  • С первого дня учебы, стоит приучить ребенка, записывать все, что задает на дом учитель. Если ребенок умеет писать печатными буквами – пусть запишет в блокнот. Если не умеет – пусть сделает фото на телефон. Попросит учителя помочь ему. Проявляет инициативу! Мама, конечно, и сама может узнать, что задали. И пусть она это обязательно делает (через учителя, родителей и т.п.). Это поможет избежать непредвиденных ситуаций и на первом этапе можно контролировать ребенка.Но не надо говорить ему об этом! Он должен знать только одно: если ОН САМ не запишет задание, подготовиться к урокам будет нельзя! Иначе, ребенок поймет, что мама все равно все знает, записывать не обязательно. И тогда готовьтесь до … класса узнавать уроки через все возможные каналы.
  • Купите расписание уроков и настенный календарь с «бегунком». И с первого дня все важные задания (подготовить к пятнице сообщение, принести чешки вместо кроссовок, выучить стих к понедельнику) записывать. Так у вас перед глазами будет напоминание и можно распределить время.
  • Если есть возможность приобрести магнитную доску на стену (небольших размеров) – это будет очень удобное решение. Ребенок может перед началом приготовления уроков составить для себя план. И выполняя каждый пункт – зачеркивать его.
  • Начинать делать домашнее задание необходимо только после отдыха. Лучшее время для выполнения: после 16 часов. Ребенок к этому времени достаточно отдохнул, отвлекся от школы. Только не надо проводить время сидя у телевизора или компьютера. После такого «отдыха» сделать что-либо будет сложно.
  • Если с началом выполнения заданий у ребенка сразу возникли сложности, не надо тут же помогать ему полностью. Только на начальном этапе решения задачи, например. Объясняйте при этом так, чтобы ребенок сам пришел к решению.
  • Не отказывайте в помощи ребенку. Не говорите, что вот «Ваня учится лучше тебя!». Сравнивать можно только успехи САМОГО ребенка: «Посмотри, вчера ты написал хорошо, а сегодня просто волшебно!»
  • После того, как ребенок сделал работу – обязательно проверяйте ее! И это относится не только к первому классу. На протяжении всего обучения ребенка в школе, проверяйте домашнюю работу. Не правильность выполнения, а именно то, что работа сделана.

И самый важный совет: ребенку надо доверять! Если постоянно «бить по рукам» упреками, недовольством оценок и т.п. у него пропадет желание учиться. Надо помнить, что обучение в школе это значительный период времени в жизни ребенка. Пусть он не окажется «каторгой». Легкой учебы!

Домашние задания в первом классе
статья (1 класс) по теме

Домашние задания в первом классе не задаем!
Но у части учителей существуют опасения. Как же мы научим чему-либо детей без домашнего задания, если у нас (по нормам СаНПиН) на уроке письма первоклассникам разрешается писать 8 минут? На уроке обучения грамоте или чтения за 35 минут сколько времени мы сможем уделить каждому ребенку? Те же проблемы с математикой и окружающим миром, не говоря уже о таких предметах, как трудовое обучение или рисование, ведь пока дети приготовятся к уроку. урок и закончится!

Скачать:

ВложениеРазмер
domashnie_zadaniya_v_1_klasse.docx 14.55 КБ

Предварительный просмотр:

Домашние задания в 1 классе

«По приказу Министерства образования и науки домашние задания в 1-м классе отсутствуют. Но все же, какое задание можно давать на дом первоклассникам, если они хотят выполнять домашнюю работу как «взрослые ученики»?» Домашние задания в первом классе не задаем!
Но у части учителей существуют опасения. Как же мы научим чему-либо детей без домашнего задания, если у нас (по нормам СаНПиН) на уроке письма первоклассникам разрешается писать 8 минут? На уроке обучения грамоте или чтения за 35 минут сколько времени мы сможем уделить каждому ребенку? Те же проблемы с математикой и окружающим миром, не говоря уже о таких предметах, как трудовое обучение или рисование, ведь пока дети приготовятся к уроку. урок и закончится!
И родители боятся того же. Ответственные и заинтересованные стараются нагрузить ребенка: диктуют диктанты, решают примеры — то есть начинают изобретать нагрузку для ребенка вместо учителя. Наша задача — внушить родителям мысль, что делать этого ни в коем случае не стоит.
Итак, учителю нужно, с одной стороны, поверить в своих учеников и не нагружать их, с другой стороны, убедить родителей, чтобы те не стремились придумывать «специальные» домашние задания для детей.
Объясните родителям, что главное сейчас — не натренировать навыки детей, а развить психологические функции, необходимые для продуктивной учебной деятельности.
Вот какие советы можно дать.
1. Читайте вместе с ребенком книги по очереди (причем взрослый должен читать гораздо больше). Главная задача родителя — не «натаскать» малыша на быстрое чтение, а привить ему интерес к чтению. Опасайтесь, чтобы ребенок не сделал для себя вывод: это «трудно и неинтересно». Подумайте, получит ли удовольствие от прочитанного первоклассник, если он еле-еле читает по слогам?
2. Развивайте запоминание зрительных образов букв (это очень пригодится первокласснику на уроках письма). Предлагайте ему найти разные буквы в компьютере, в книгах, сделать из пластилина, проволоки. На улице вместе с ребенком рассматривайте и читайте вывески, объявления. Не надо нагружать его писанием бесконечных строчек букв. Ведь если ребенок еще не умеет правильно писать букву, а мама просит многократно написать ее, то результат, увы, предсказуем: рука ребенка «запоминает» неправильное движение, формируется навык неправильного написания. Дорогие родители, вы хотели добиться такого эффекта?
3. Помогайте ребенку осознавать смысл арифметических действий — например, определяйте вместе с малышом, где предметов больше, а где — меньше, на любых бытовых примерах: яблоки и конфеты, этажи и ступеньки, карандаши и птички. Не стоит вырабатывать «показательные» навыки — например, умение по порядку называть числа до 100 («Мой-то умеет до ста считать, а у соседей — только до 50!»). Есть ли в этом другой смысл, кроме родительского тщеславия?
4. Постоянно обращайте внимание ребенка на явления и закономерности окружающего мира — это ваш лучший вклад в изучение не только предмета «Окружающий мир», но и в общее развитие ребенка. Вокруг нас так много вещей, которые могут вызвать детское удивление, пробудить исследовательский интерес. Не заучивайте параграфы, а беседуйте с ним обо всем, что привлечет его внимание. «Почему зимой рано темнеет?», «Как работает телевизор?», «Расскажи мне про динозавров. » И чем больше таких вопросов задает ребенок, тем лучше!
5. Пробудите его творческую фантазию: все операции, которым первоклассник должен научиться на уроках труда и рисования, он освоит в школе. А вы лучше спросите своего первоклассника: «Какое у тебя сегодня настроение? Нарисуй его». Предложите: «Давай вместе будем раскрашивать» или «Давай склеим эту поделку» (сейчас продается огромное количество книг-раскрасок или книг с моделями, чертежами, выкройками).
И еще несколько советов психологического плана, которые тоже пригодятся родителям первоклассников.
Наблюдайте и разговаривайте, обсуждайте с ребенком ВСЕ, что происходит вокруг него и с ним в окружающем мире, в том числе на экране (телевизора, кинотеатра, монитора).
Хвалите его за интересные вопросы. Ответы на них вы можете найти вместе с ним в книгах, в Интернете.
Спрашивайте, что было ему интересно, что он запомнил, чего не понял.
Мастерите и рисуйте вместе с ребенком то, что ему интересно, и то, что вы сами умеете и любите.
Любите успехи (это легко!) и неудачи (а это трудно!) вашего ребенка. Будьте с ним рядом всегда и везде, доверяйте ему.
Мы начали разговор о том, что могут предложить своим первоклассникам родители с домашними заданиями. А что мы, учителя, можем предложить тем, кто очень хочет выполнять домашнее задание? Например, следующее: подумать, какие еще слова с новым звуком они знают; выучить понравившуюся загадку или найти другие загадки об этом предмете; понаблюдать погоду в течение дня, чтобы на уроке завтра к этому можно было вернуться; принести то, что они рисуют или раскрашивают дома и т.п. Арсенал таких заданий безграничен. Конечно, он зависит от опыта и фантазии учителя, но каждый педагог может найти то, что его ученики будут делать легко, с интересом и пользой для себя, выполняя домашнее задание «как большие».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Летние домашние задания 1-4 класс

Летние домашние задания для учащихся 1-4 классов на летние каникулы. Задания состоят из упражнений по русскому языку, математике.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ТИПИЧНЫХ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ УЧАЩИМИСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Рекомендации по выполнению типичных домашних заданийучащимися начальных классов.

Комплексы домашних заданий 1-4 классы по физической культуре

Комплексы домашних заданий по физической культуре 1-4 классы.

Домашние задания для 2 класса

В связи с прохождением программного материала возникла необходимость упорядочить домашние задания для учащихся 2 класса.

О домашних заданиях в 1 классе

В помощь родителям.

Рекомендации родителям по выполнению домашнего задания учащимися начальных классов.

Домашняя учебная работа – это самостоятельное выполнение школьниками заданий учителя после уроков. Для домашней работы характерно отсутствие непосредственной помо.

Домашние задания в первом классе

Домашние задания в первом классе не задаем! Но у части учителей существуют опасения. Как же мы научим чему-либо детей без домашнего задания, если у нас (по но.

Домашнее задание в 1 классе

Коллеги! Как быть с домашним заданием в 1 классе? По закону задавать нельзя, если не задавать — каким образом научить?

Образовательные вебинары
для педагогов

Сертификат выдается сразу после прохождения
Лицензия на образовательную деятельность – №0001058

2 КПК и 15 вебинаров

Мария Николаевна! Я с вами согласна! Тогда необходимо заниматься после уроков. Но у детей 4 урока в день и 2 внеурочки. Они уже устают. Дома вечером тоже родителям тяжело. Наверно, надо по желанию. Как Вы думаете?

Я не задавала,так родители начали просить сами,так как в других классах данная работа велась активно чуть ли не с первого сентября. Теперь я задаю, пусть привыкают к тому,что дома тоже нужно повторять материал. Иначе приучить их к этому невозможно. Тем более уже сразу видно,кто делает,тот и будет потом выполнять,а кто сейчас не выполняет,так и потом не приучится. А родители пусть лишь проверяют задания, а не делают за своих детей. А то приходят первоклассники в школу,а у них домашнее задание рукой мамы выполнено. И тем более,пусть уж лучше домашнее задание выполняют чем в компьютере зависают.

Первоклассник дома обязательно должен повторить и закрепить то, чему научился на уроках. Можно давать рекомендации родителям и детям. Добросовестные родители будут им следовать. Если же совсем ничего не задавать в первом классе, где к тому же еще нет группы продленного дня, результат будет низкий. Мы это с вами прекрасно понимаем.

Сама работала в начальной школе и задавала, но добровольно-принудительно)), как нас этому учит министерство)). А моя внучка учится в 1 классе и задают по полной программе и по всем предметам.

А у нас родители на собрании попросили задавать, а потом на учительницу пожаловались. А еще пожаловались на то, что она быстрее, чем положено, буквы с учениками выучила и хотела уже к русскому языку переходить. В управлении образования сделали предупреждение. А вообще мы с ребенком решаем задачки на Учи.ру. Пишем прописи, читаем вслух. Со старшим было проще, там учительница говорила что надо написать или повторить. Никто не жаловался.

Согласна с вами, сейчас чуть что сразу могут написать жалобу. поэтому всё с письменного согласия и под подпись родителей!