Как правильно делать уроки в первом и втором классе: 8 шагов

От того насколько успешно идёт приготовление домашних заданий, часто зависит и успешность учения в целом. Но организация домашней учебной работы школьников, пожалуй, самое трудное звено в учебно-воспитательном процессе. Многие стороны этой проблемы требуют самого пристального внимания.

Особенности домашних заданий в начальной школе

Домашнее задание – типичный пример самостоятельной работы учащихся, без которой невозможно обеспечить единство преподавания и самостоятельного учения школьников. Без домашних заданий невозможно полноценное усвоение и запоминание изложенного на уроке материала. Не менее важное значение эти задания имеют также для воспитания учащихся, поскольку способствуют формированию у них прилежания, самостоятельности и организации своего внешкольного времени.

Выделяют шесть главных целей домашних заданий:

1. Усвоение фактического материала. В первую очередь здесь предлагается закрепление знаний и навыков, полученных на уроке. Это достигается различными письменными упражнениями, решением задач, работой над текстом учебника, наблюдениями за окружающими явлениями.

2. Усвоение знаний в системе. Имеются в виду такие задания, которые требуют установления причинно-следственных и других связей и отношений между изучаемыми явлениями или процессами. Учащиеся должны выделить в изучаемом материале наиболее существенные понятия или закономерности, определить последовательность событий, классифицировать фактические данные.

3. Формирование обобщения. Здесь речь идет о сложной мыслительной работе, предполагающей достаточно прочные навыки и умения, связанные с применением мыслительных операций, особенно сравнения, анализа, синтеза, обобщения. Ученик должен самостоятельно изучить материал, выделить из него существенное, установить имеющиеся связи между рассматриваемыми явлениями и сделать обобщающие выводы.

4. Применение знаний. Здесь речь идет о различных практических работах, позволяющих установить тесную связь между теорией и практикой. Обычно подобные задания завершают изучение теоретического материала и требуют от учащихся целого ряда практических умений и навыков, которые вырабатываются как в классной, так и во внеклассной работе.

5. Контроль знаний учащихся. Здесь предполагаются такие задания, которые специально предназначены для проверки знаний, умений и навыков. От учащихся требуется не только знание фактов и понятий, но и достаточно глубокое их осознание, умение применять знания в различных условиях, устанавливать необходимые связи и т.д.

6. Нравственное воспитание учащихся. Речь идет о заданиях; специально направленных на формирование научного мировоззрения учащихся и на нравственное воспитание их. Несомненно, что почти все виды заданий способствуют решению этой задачи, но в данном случае учитель подчеркивает специальную цель и при проверке задания акцентирует на ней внимание учащихся.

Типы домашних заданий в зависимости от основных функций:

1. Самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения).

2. Активное воспроизведение ранее полученных знаний в незнакомых условиях.

3. Нестандартные. Домашние задания по своему содержанию включают в себя: разработку наглядных пособий, таблиц, схем, алгоритмов, опорных конспектов; разработку новых вариантов правил, формулировок и т.п.; подготовка тестов, заданий, карточек для контроля и самоконтроля; карточки для слабых учащихся: — с пропусками, которые нужно заполнить, — с ошибками, которые нужно исправить , — с неоконченными решениями; составление схемы материала (можно иногда разрешать отвечать по такой схеме- шпаргалке), таблиц, диаграмм; выполнение дома работы по их собственному выбору и пониманию; творческие задания, подразумевающие длительную самостоятельную работу (обучающие программы, проекты, рефераты, другие творческие работы), что способствует развитию у учащихся потребности в самостоятельной работе, в самовыражении; проведение наблюдений; выполнение практических и лабораторных работ и т.п. Используются следующие виды домашней учебной работы: индивидуальная, групповая, творческая, дифференцированная, одна на весь класс, составление домашней работы для соседа по парте.

Индивидуальнаяучебная домашняя работа задаётся, как правило, отдельным учащимся класса. В этом случае учителю легко проверить уровень усвоенных знаний конкретного ученика. Такая работа может быть выполнена на карточках или с использованием тетрадей на печатной основе.

При выполнении групповой учебной домашней работы группа учащихся выполняет какое – то задание, являющееся частью общего классного задания. Например, при изучении темы «Цена. Количество. Стоимость» школьникам предлагается собрать материал о ценах на различные товары: одна группа узнаёт цены на учебные принадлежности, другая – цены на продукты, третья – на игрушки. Домашние задания в этом случае подготавливают учащихся к работе, которая будет проводиться на предстоящем уроке. Такие задания целесообразнее задавать заранее.

Дифференцированная домашняя работа – такая, которая может быть рассчитана как на «сильного», так и на «слабого» ученика. Основой дифференцированного подхода на этом этапе является организация самостоятельной работы младших школьников, которая реализуется посредством следующих типичных приёмов и видов дифференцированных заданий.

  • Задания одинаковы для всех по содержанию, но различны по способам выполнения, например: «Вырежи из клетчатой бумаги прямоугольники одинаковой площади, равной 36 см 2 , но с разными сторонами». Получив такое задание, каждый ребёнок индивидуально подходит к выполнению: одни могут вырезать один прямоугольник, другие – два-три или большее число вариантов. При этом деятельность учащихся носит поисковый характер.
  • Задания, включающие несколько вариантов с правом самостоятельного выбора любого из них.

Одна на весь класс – самый распространённый вид домашней работы. Постоянное применение таких заданий не ведёт к развитию творческих способностей учащихся, однако исключать их не стоит , так как в ходе их выполнения у учащихся отрабатываются различные навыки, формируются умения.

Составление домашней работы для соседа по парте – новаторский вид домашней работы. Например: «Составь для своего соседа два задания аналогично тем, что рассматривались на уроке».

Творческую домашнюю работу необходимо задавать не на следующий день, а на несколько дней вперёд. Так как ребенок должен поработать с различной литературой, с разными источниками, обработать найденный материал. Например: приготовить сообщение или придумать сказку и т.д.

Нельзя:

– завышать объем предлагаемой домашней работы;

– давать задания на выходные, праздничные и каникулярные дни;

– перекладывать на учащихся изучение нового материала (под предлогом развития их самостоятельности);

– предлагать для выполнения дома задания на неотработанный материал, который не был еще объяснен на уроке и который заведомо является непосильным для учащихся (в этом случае вся тяжесть усвоения переносится с урока на домашнюю работу);

– задавать домашнее задание «под звонок», без необходимых разъяснений сущности предлагаемых задач и упражнений;

– предлагать для домашней работы задачи и упражнения, подобные которым еще ни разу не выполнялись на уроке;

– давать задачи и упражнения, чрезвычайно насыщенные заданиями, так как это приводит к ослаблению внимания учащихся к основному заданию, допускать перегрузку такими заданиями, которые значительно увеличивают время приготовления уроков (составление схем, таблиц, подготовка докладов, домашние сочинения);

– отсылать к другим источникам информации, помимо учебников, без указания на то, какие это именно источники и где их можно найти;

– не учитывать индивидуальных особенностей учеников, уровень их работоспособности.

Дозируя домашнее задание, учитель должен спланировать работу такого объема и содержания, чтобы учащиеся не испытывали перегрузки, для чего необходимо учитывать и то, как заняты учащиеся по другим предметам в этот день.

Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас.

Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние.

Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы.

©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2364)

Как правильно делать уроки в первом и втором классе: 8 шагов

Если ваш ребенок во втором классе, в эти дни он, возможно, впервые столкнулся с школьными оценками и домашними заданиями (по закону ни того, ни другого в первом классе быть не должно). И детям, и родителям очень хочется, чтобы домашняя работа была сделана хорошо. Но из-за этого часто уроки делаются «на нервах» и портят отношения в семье. Свой подход к домашней работе излагает психолог Лариса Суркова. Он опробован на ее детях — студентке Маше и школьниках Глаше и Степе. Две младшие дочки в школу пока не ходят.

За что я не люблю домашние задания

В первом классе дети, даже те, кто пришёл из детского сада, проходят адаптацию на протяжении трёх-четырёх месяцев. Школа — это совсем новое пространство, и ребёнок затрачивает много сил на приспособление к нему. Если бы речь шла только о том, чтобы выучить стихотворение! Но родители хотят «выжать» из ребенка 105%, ведь 100% — уже мало!

Начинается бесконечная, выматывающая тренировка в написании палочек и крючков. Но ведь через несколько лет школьники будут выполнять большую часть заданий на компьютере, и почерк автоматически утратит свое значение. Почерк индивидуален — как манера рисовать, как тембр голоса, как темп ходьбы!

Домашние задания (в том виде, что существуют сейчас) портят отношения между детьми и родителями. Родители не замечают надлома в отношениях, а я по роду своей деятельности постоянно встречаюсь с его последствиями. «Она плохо учится мне назло!» Ну почему «назло»? Неужели тетрадки с отличными оценками важнее, чем ребёнок?!

Когда домашнее задание подразумевает чтение или творческий процесс — это здорово! Но творчество не значит «задание для родителей» или «поиск в интернете». Найти ответы в книгах — вот это прекрасное задание!

Подготовка домашнего задания: дети делают уроки сами

Мои дети всегда делают уроки сами. Я не вмешиваюсь и не позволяю этому испортить наши отношения. Качество выполнения заданий при этом — отдельный вопрос, но это уже зависит от мотивации ребенка к учебе.

Расскажу, как мы делаем домашние задания. Сразу предупреждаю — вам не понравится. У многих возникнет внутреннее сопротивление и чувство вины.

Моя позиция сформировалась в школьные годы старшей дочери, благодаря моей маме (учителю со стажем 35 лет) и гуру психологии, у которых я училась. Основная мысль: если вы хотите, чтобы ребёнок учился, учиться должен он.

Есть тут одно «но»: в перечне обязанностей «хорошего родителя», который вам выдали вместе с материнской короной в роддоме, есть пункт «у хорошей мамы ребёнок должен хорошо учиться». Сотни раз я слышала: «Он сам сделает домашнее задание, получит за него двойку, а мне стыдно будет».

Вы в курсе, что стыд за мужа-алкоголика и ребёнка-двоечника — это симптом созависимости? Это ваша беда, с которой вам надо разбираться. Так вы душите детей — иногда в угоду учителю, ведь он велел делать домашние задания вместе. А знаете, почему? Потому что школе выгодно, чтобы дети имели только хорошие оценки. Но такие оценки никак не свидетельствуют об уровне знаний вашего ребёнка.

Как научить ребенка делать уроки самостоятельно: 8 шагов

Конечно, выбор за вами, но вот моя схема.

  • По закону в первом классе запрещено домашнее задание. Нам повезло: у всех наших детей было именно так. Первый месяц учёбы — никаких нагрузок дома. Со второго — начинаем читать. Например, я прошу мне почитать, когда готовлю. Мы выбираем книгу по вкусу ребёнка, не важно, фэнтези или про животных. Так у ребёнка возникает привычка делать уроки после школы.
  • Когда появляются домашние задания (у нас это происходит во втором классе), первую неделю ребёнок делает уроки в одном помещении со мной. Он привыкает, а я наблюдаю за тем, сколько ему надо времени. Ведь все дети разные! Безусловно, он может задавать мне вопросы, если что-то не понимает.
  • Со второй, а иногда третьей недели мы включаем будильник и отводим на один предмет около 20 минут. По нормам СЭС в начальной школе нельзя тратить на домашнее задание более часа, это попросту вредно для здоровья.

Слышу ваше возмущение: «А если не успели, что же — не делать?». Для нашей семьи здоровье дороже всего, поэтому я не буду заставлять ребенка делать домашнее задание дольше отведённого на это времени. Если честно, то у нас было всего три таких случая, и учителя нам ничего не сказали. Наоборот, высказали понимание и одобрение!

Дело ведь не в строгих и непоколебимых учителях, а в вашем отношении к ним. У меня всего один раз был конфликт с учителем из-за моей позиции «здоровье — прежде всего, и ребёнка нельзя унижать». Все остальные одобряли мое мнение. У меня хорошие отношения с учителями, они уважают моих детей, а дети отвечают им взаимностью.

  • Ребёнок может задать три вопроса по ходу выполнения заданий. Если детей в этом не ограничить, они будут сидеть надо мной и требовать ответов и помощи. А это их работа, не моя.
  • У нас целый шкаф энциклопедий. В них можно найти ответы на вопросы, не погрязнув в интернете (время интернета у Стёпы и Глаши ограничено).
  • Дети знают, что уроки — их ответственность, и если они получат плохую оценку, то не скажут: «Мама, это всё из-за тебя».
  • Я проверяю факт выполнения уроков, а не правильность. Например, есть задания по трём предметам — предъяви мне. Могу просто сказать, если в решении есть ошибка — пусть сами её найдут.
  • Я обожаю играть в «дурочку»: «Ой, какая интересная задача! Дай я решу!». И делаю ошибку. Ребёнок находит её и гордится собой.

Не понравились методы? Я так и думала. Но они меня устраивают, и у меня есть положительные результаты их применения. Кстати, по этой схеме организовали выполнение заданий и многие мои клиенты: ссоры из-за уроков прошли, конфликты сдулись, все счастливы.

Родительское собрание: до и после

В этом мини-портрете многие из вас узнают себя, даже если вам трудно признаться в этом вслух:

  • вернувшись с родительского собрания, вы раздражённо пересказываете ребёнку всё, что слышали там;
  • на родительском собрании вы считаете нормальным обсуждать детей при всех, называя имена;
  • вы молчите, если говорят, что все дети — «ленивые, тупые идиоты» (реальная история, произошедшая в классе Маши);
  • в день рождения желаете ребёнку «получать хорошие оценки, быть примерным учеником».

Я тоже такой была, пока однажды не посмотрела на происходящее со стороны. Теперь:

  • после собрания я рассказываю только о планах и позитивных новостях, особенно на ночь!
  • я высказываюсь против поимённого обсуждения детей в классе, разговариваю с учителями о своих детях только в индивидуальном порядке;
  • в день рождения желаю детям здоровья и интересных мечтаний.

https://www.7ya.ru/ Bauskas iela 58A — 7 Rīga LV-1004

Купить эту книгу

Хочу высказать своё СПАСИБО автору статьи. Многое из написанного можно, конечно же, взять родителям на заметку. С некоторыми пунктами я тоже с Вами согласна. Но есть такие высказывания,с которыми, простите,я не могу с вами согласиться. «Так вы душите детей — иногда в угоду учителю, ведь он велел делать домашние задания вместе. А знаете, почему? Потому что школе выгодно, чтобы дети имели только хорошие оценки. Но такие оценки никак не свидетельствуют об уровне знаний вашего ребёнка.» — Что означает «велел». вы думаете, что это такое приятное занятие для учителя, как только и сидеть проверять домашние задания. я считаю, если задают домашнее задания, то конечно же, на то у учителя есть определённая цель. И уж поверьте, я думаю, он бы не стал тратить своё свободное время на то, чтобы проверять д/з. И что означает «школе выгодно, чтобы дети имели хорошие оценки. » Не нужно, как все школы «стричь под одну гребёнку», так и учителей.Во-первых, школа — школе рознь, так и учитель — учителю тоже. Видно вы столкнулись, прости за выражение, с такими «экземплярами». Ваша же статья рассчитана на то, чтобы поделиться со всеми людьми своими методами,а в итоге немного, так скажем, «полили» учителей эдакими своими негативными эмоциями. И эти эмоции, конечно же, «хорошие» родители тоже почерпнут и возьмут на вооружение.
Ещё некорректно подобрано у Вас название статьи «Как правильно делать. » — ведь, я думаю,что у вас нет учёной степени, чтобы трактовать правильность Ваших методов.
В любой профессии есть люди — специалисты от Бога, а есть «так себе, пришли от нечего делать. «. Поэтому, спасибо за внимание, и совет — если пишите, свои рекомендации родителя, не будьте, как бабушки на лавочке, а то после некоторых строчек хочется пойти купить семечек.

Хорошая статья! Учителя — заложники системы, а система, ну, никак пока не направлена на понимание индивидуальности ребенка. Живет в нас ещё этот СССР! Вот нам в первом классе придумали что-то вроде игровых дней. Задание — чтобы дети каждый день недели приходили в школу в определенном цвете. А если такой одежды нет?! — родители, выкручивайтесь. И, получается, что учатся и стараются не школьники, а их родители! А школа — галочку себе в зачёт за столь оригинальную акцию!

Домашнее задание

В качестве домашнего задания учителю необходимо использовать творческие работы по предмету.

Во избежание перегрузки учащихся учитель обеспечивает правильную дозировку заданий по объему и сложности. Непродуманное, непосильное для учащихся домашнее задание не даст положительного результата.

Домашнее задание фиксируется учителем на доске, дается под запись в дневник с проверкой этой записи.

Для домашней работы предлагаются такие виды заданий , которые уже выполнялись учащимися на уроке самостоятельно.

Домашнее задание должно быть посильным для большинства учащихся класса.

Домашнее задание может быть фронтальным, дифференцированным или индивидуальным.

Домашнее задание на доске должно полностью соответствовать записи домашнего задания на предметной странице классного журнала.

Задание должно быть понятно каждому ученику, т.е. все учащиеся должны точно знать, что делать и как делать (ясность задания);

Задание должно носить характер вопроса, посильного для самостоятельного решения;

Задание должно предопределять его проверку;

Задание по предмету должно быть строго регламентировано и согласовано с заданиями по другим предметам (учет объема заданий);

Задание не должно быть однообразным и однотипным;

Способы проверки домашних заданий

Большое влияние на качество выполнения домашнего задания оказывает его проверка. При этом эффективность самостоятельной работы учащихся дома зависит не только от требований, предъявляемых учителем к выполнению домашнего задания, но и от приемов его проверки, которые должны быть разнообразными не только по форме, но и по содержанию. Если проверка домашнего задания проводится постоянно и, как правило, связывается с содержанием работы на уроке, то учащиеся более ответственно относятся к их выполнению и стараются работать дома самостоятельно, чтобы быть готовыми к предстоящему уроку. В связи с этим возникает вопрос об эффективной проверке выполнения домашних работ.

В начале года учитель знакомит учащихся с требованиями по выполнению письменных и устных домашних заданий:

1. систематическое выполнение д/з

2. запись д/з в дневник

3. д/з – это самостоятельная работа, за которую учитель может выставить оценку в журнал

4. предупреждение о выполнении д/з «на оценку»

5. работа над каллиграфией

6. соблюдение орфографического режима

7. запись в дневнике о невыполнении д/з

8. доработка, отработка невыполненных д/з

Украинский язык. Проверка д/з:

• чтение инструкции к упражнению и сопоставление с выполненным в тетради заданием

«Текст. Виды текстов. Части текста»

• д/з списывание и чтение, работа над содержанием.

«Предложение. Виды предложений. Главные и второстепенные члены предложения»

• прочитай только повествовательные (вопросительные, побудительные) предложения;

• прочитай нераспространенные предложения;

• прочитай предложение, в котором подлежащее отвечает на вопрос кто? (что?)

• прочитай предложение, в котором подлежащее обозначает …(называется лексическое значение)

• объяснение значений слов, которые встретились при выполнении д/з

• карточка с индивидуальным заданием

«Словосочетания. Виды словосочетаний» «Главные члены предложения. Виды сказуемого »

• составление опорного конспекта по вопросам, предложенным учителем. На следующем уроке при выполнении самостоятельной работы по теме ученик может пользоваться только своим конспектом, а не учебником.

• для д/з предлагаются задания с самопроверкой «если вы правильно выпишите слова, словосочетания, то из первых (вторых, и т.д.) букв вы прочитаете высказывание…» (8,5 кл)

• использование в заданиях для самостоятельной работы материала домашних заданий (о чём ученики информируются заранее)

• письменный опрос (да/нет)

• карточка с индивидуальным заданием

• продолжи предложение (работа над изученным правилом) Словосочетание – это…, Обращение – это…

• выполнение письменного д/з на основе домашнего текста по литературе (чтению), когда необходимо выписать…сущ, прил, глаг, и т.д. и задать вопрос «сколько?». Цифра – ключ к правильному ответу.

Проблема организации домашней работы весьма актуальна. Как отмечается в учебнике педагогики, необходимость домашней работы учащихся обусловлена не столько решением чисто дидактических задач (закрепления знаний, совершенствования умений и навыков и т.п.), сколько задачами формирования навыков самостоятельной работы и подготовки к самообразованию. Домашнее задание как структурный элемент урока заключает в себе широкие возможности для активизации познавательной деятельности учащихся .

Домашняя работа рассматривается как одна из дополнительных организационных форм обучения. Отмечая, что домашняя подготовка учащихся выступает неотъемлемой частью традиционного обучения, В.И. Загвязинский относит ее к дополнительным внеурочным формам организации обучения, которые должны органически дополнять урок и составлять систему работы, предусмотренную тематическими и календарными планами. Некоторые специалисты рассматривают домашнюю работу учащихся как разновидность самостоятельной работы.

Домашняя работа учащихся представляет собой самостоятельное выполнение учебных заданий вне рамок существующего расписания уроков

Домашняя учебная работа учащихся принципиально отличается от классной прежде всего тем, что протекает по указаниям учителя, но без его непосредственного руководства. Ученик сам определяет время выполнения задания, выбирает наиболее приемлемый для него ритм и темп работы.

В 1960-е годы пропагандировался опыт организации обучения без домашних заданий, когда вся работа над материалом завершается на уроке. Однако этот опыт себя не оправдал. Домашняя подготовка учащихся должна не заменять, а завершать работу, выполненную в классе, под руководством педагога: введение и анализ основных понятий и идей, знакомство с новыми способами деятельности.

Виды домашних заданий

Поскольку теоретические аспекты домашней работы учащихся исследованы недостаточно, в педагогической и методической литературе предлагаются различные основания классификации домашних заданий.

По дидактическим целям выделяют следующие виды домашних заданий:

• подготавливающие к восприятию нового материала, изучению новой темы;

• направленные на закрепление и применение знаний, полученных на уроках, выработку умений и навыков;

• способствующие расширению и углублению учебного материала, изученного в классе;

• направленные на формирование и развитие умений самостоятельного выполнения упражнений;

• способствующие развитию самостоятельности мышления путем выполнения индивидуальных заданий в объеме, выходящем за рамки программного материала, но отвечающем возможностям учеников.

Особым видом являются задания творческого характера (написание изложений, сочинений, выполнение рисунков, изготовление поделок, наглядных пособий и т.п.).

По виду учебной деятельности учащихся выделяются следующие виды домашней работы:

• работа над текстом учебника и различными дополнительными источниками информации (словари, периодическая печать, Интернет и т.д.);

• выполнение упражнений и решение задач;

• выполнение письменных работ;

• заполнение рабочих тетрадей на печатной основе;

• написание рефератов и докладов;

• изготовление наглядных пособий, макетов и т.д.

В опыте передовых учителей используются также чтение и анализ дополнительных литературных источников; самостоятельная работа с периодической печатью; аннотирование кино и видеофильмов и т.д.

Классификация в зависимости от типа предстоящего урока:

• к урокам изучения нового материала:

1) изучение материала учебника и его пересказ;

2) доработка материала, изученного на уроке;

3) группировка материала по какому-либо признаку;

4) сбор материалов из дополнительных источников и окружающей действительности.

• к урокам изучения применению знаний:

1) практические работы (изготовление пособий, карточек, таблиц);

2) решение задач, аналогичных решенным в классе, или по образцу;

3) решение нестандартных задач;

4) решение задач с межпредметными связями;

5) самостоятельное составление задач;

6) самостоятельное изучение материала;

7) сравнение фактов, наблюдаемых явлений и объяснение их сходства и различия;

8) работа над ошибками.

• к урокам обобщения:

1) ответы на специально поставленные вопросы учителя;

2) подготовка к ответу по заданию и плану, данному учителем;

3) самостоятельное составление плана ответа по теме или подготовка по этому плану;

4) выделение в тексте основного и второстепенного материала;

5) самостоятельное доказательство того или иного положения или вывода, аналогичное тому, которое давалось в классе;

6) подбор дополнительного материала по теме;

7) самостоятельное составление задач по изученной теме (индивидуальное, парное или групповое);

8) формулирование выводов на основании фактического материала (наблюдений, опытов, эксперимента, экскурсии);

9) подготовка таблиц, схем, опорных конспектов;

10) нетрадиционные задания обобщающего характера: составление кроссворда, теста, обучающей программы и т.д. по изученному материалу.

• к урокам контроля и проверке знаний:

1) письменные ответы на вопросы;

2) индивидуальная домашняя контрольная работа;

3) решение нестандартных задач.

В статье рассматриваются следующие виды домашней работы: индивидуальная, групповая, творческая, дифференцированная, одна на весь класс, составление домашней работы для соседа по парте (в парах постоянного состава).

Индивидуальная домашняя работа задается, как правило, отдельным учащимся класса. Учитель может проверить уровень знаний конкретного ученика. Такая работа выполняется на карточках или с использованием тетрадей на печатной основе. Ее целью может быть и коррекция имеющихся знаний по конкретной теме, восполнение имеющихся пробелов и т.д. Это могут быть и необязательные задания, например, для внеклассной работы.

При выполнении групповой учебной домашней работы группа учащихся выполняет задание, являющееся частью общего классного задания. Такие задания целесообразнее задавать заранее.

Творческая работа как отдельный вид домашней работы не выделена, но она должна объединять все виды домашней работы. Например, составление задач со сказочным сюжетом, сообщений и докладов. Такой тип домашней учебной работы можно назвать «отсроченным».

Дифференцированная домашняя работа может быть рассчитана как на «сильного», так и на «слабого» ученика. Основой дифференцированного подхода на этом этапе является организация самостоятельной, которая реализуется посредством следующих типичных приемов и видов дифференцированных заданий.

1. Задания одинаковы для всех по содержанию, но различны по способам выполнения, например, разное количество задач.

2. Задания, включающие несколько вариантов с правом выбора любого из них: «Дома выполнить один из номеров по выбору: №. или № . на с. . ». Свободный выбор задания не означает, что учитель не может посоветовать тем или иным ученикам начинать решение с более легкого, а потом переходить к более сложным упражнениям.

Для «слабых» учащихся могут быть даны карточки: с пропусками, которые нужно заполнить; с ошибками, которые нужно исправить; с неоконченными решениями.

Одна на весь класс – самый распространенный вид домашней работы. Составление домашней работы для соседа по парте (пары постоянного состава). Например: «Составьте для своего соседа два задания, аналогичных тем, что рассматривались на уроке».

Заметим, что в реальной практике более 80% учителей дают одну домашнюю работу на весь класс, и лишь время от времени дают дифференцированные задания.

Три уровня домашних заданий

Первый уровень – обязательный минимум. Задание должно быть понятно и посильно всем ученикам.

Второй уровень домашнего задания – тренировочный. Его выполняют ученики, желающие хорошо знать предмет и без особой трудности осваивающие программу. При этом они могут освобождаться от задания первого уровня.

Третий уровень – творческое задание – используется в зависимости от темы урока, подготовленности класса и т.д. Оно выполняется учениками, как правило, на добровольных началах и стимулируется высокой оценкой и похвалой. В рамках творческих заданий ученикам предлагается разработать: частушки, басни, сказки, фантастические рассказы и т.д. (по теме); чайнворды, кроссворды и т.п; тематические сборники интересных фактов, примеров, задач; сборники аннотаций на статьи по выбранной теме; учебные комиксы; плакаты – опорные сигналы, схемы, наглядные пособия и т.д.; мнемонические формулировки, стихи и т.д.

Методика организации домашней работы

Методика организации выполнения домашней работы – одно из слабых звеньев в деятельности школы. Часто задавание уроков на дом вообще не выделяется как самостоятельный этап урока. Между тем оно должно подготовить учащихся к самостоятельному и сознательному выполнению задания.

До 80% учителей дает домашнюю работу в конце урока, хотя возможны и другие варианты: в начале урока, в середине, в ходе урока.

В связи с особенностями предмета (интерактивная работа за компьютером) домашние задания нужно давать с учетом его наличия у учащихся. Целесообразны задания, не требующие компьютера.

Домашняя работа происходит без непосредственного руководства учителя, поэтому нуждается в создании необходимых условий для успешного его выполнения. Одним из таких условий является его доступность.

С.А. Пуйман формулирует основные правила задавания на дом следующим образом:

• для задавания на дом необходимо отводить специальное время;

• давать задания следует при полном внимании всего класса;

• домашнее задание должно быть понято всеми без исключения;

• учащиеся должны знать не только, что делать, но и как делать: как прочитать учебник, как приступить к решению задачи и т.д.

Домашние задания следует дифференцировать. Хорошо успевающие ученики могут получить задание повышенной трудности.

В практике работы школы сложились следующие виды инструктажа при задавании уроков на дом: предложение выполнить таким же способом, каким выполнялись аналогичные работы в классе; объяснение способа выполнения задания на двух-трех примерах; разбор наиболее трудных элементов домашнего задания.

А.А. Гин предлагает ряд приемов подачи домашнего задания:

Задание массивом. Например, учитель дает 10 задач, из которых ученик должен сам выбрать и сделать не менее заранее оговоренного объема задания. В рамках большой изучаемой или повторяемой темы может задаваться большой массив задач сразу (не к следующему уроку, а на более продолжительный срок). Стимулируется выполнение большого числа задач из массива релейными контрольными работами.

Особое задание. Продвинутые ученики получают право на выполнение особо сложного задания (учитель всячески подчеркивает свое уважение к решению школьника воспользоваться таким правом).

Творчество работает на будущее: ученики выполняют творческое домашнее задание по разработке дидактических материалов, которые используются в том же или следующих классах.

Необычная обычность: учитель задает домашнее задание необычным способом. Например, зашифровав его.

Идеальное задание: учитель предлагает школьникам выполнить дома работу по их собственному выбору и пониманию. Это может быть любое из известных видов заданий.

Доклад, подготовка к которому проводится в несколько этапов:

1. Карта сообщения (первая и последняя фраза доклада, которые надо выучить наизусть, и аннотация доклада) (4 мин).

2.Отработка регламента на коротком сообщении (3 мин)

3. Доклад (5-7 мин)

4. Доклад с затруднениями (отработка выхода из затруднительного положения)

Домашнее задание следует дозировать по времени (от 1 часа в начальных классах до 3-4 часов в выпускных), не допуская перегрузки учащихся; оно должно быть хорошо объяснено и, как правило, не требует помощи взрослых.

Чтобы не перегружать учащихся домашними заданиями, их целесообразно строить по принципу «минимум-максимум» – обязательные для всех и рассчитанные на учеников, интересующихся предметом, имеющих к нему склонность.

Учащиеся должны знать, что выполнить домашнее задание легче и быстрее в тот же день, когда оно было задано. Полезно делать уроки рано утром. Некоторым полезно прочитать параграф учебника до того, как его объяснит учитель. С помощью родителей необходимо организовать определенный режим; исключить нерациональные способы выполнения заданного материала; проследить, чтобы рабочее место находилось в порядке.

Для ученика волевого, настойчивого можно посоветовать начинать подготовку домашней работы с более трудного предмета. При отсутствии у ученика таких качеств, как целеустремленность, настойчивость, лучше начать подготовку с более легкого предмета.

Системная организация домашней работы

Имеет смысл организовать систему домашних заданий, предполагающую обучение приемам самостоятельной учебной деятельности, развитие познавательной деятельности.

На домашнюю работу учащихся возлагаются важные функции обучения, воспитания и развития. Но, к сожалению, в практике эти функции не всегда реализуются, так как основное внимание учитель сосредотачивает на проблемах урока. Очень часто домашние задания носят случайный, непродуманный характер, плохо ведется подготовка к их выполнению, формально строится проверка. Следствием этих недостатков в планировании, подготовке и организации домашней работы является перегрузка учащихся домашними заданиями, которая отрицательно влияет на активность, работоспособность и интерес к учению.

Как показывает практика и многочисленные исследования, большинство слабоуспевающих и даже среднеуспевающих учащихся недобросовестно относятся к выполнению домашних работ. Одной из причин такого положения является недифференцированность домашнего задания (чаще всего оно общее для всех учащихся класса). Возникает ситуация, когда ученику легче переписать домашнюю работу у своих товарищей, причем нередко это делается наспех, не вникая в суть задачи и способа ее выполнения.

Поэтому необходим дифференцированный подход, который предполагает сочетание индивидуальной, групповой и фронтальной работы. Он необходим на всех этапах обучения не только на уроке, но и при выполнении домашних работ.

Дифференцированные задания особенно целесообразно давать:

• при прохождении темы, в которой встречаются сложные понятия;

• при обобщении пройденной темы и подготовке к итоговым работам;

• при работе над ошибками в контрольных работах.

Дифференцированное домашнее задание особенно важно использовать на этапе закрепления учебного материала. Если сильные учащиеся на этом этапе изучаемый материал в основном осмыслили и усвоили, то слабые ученики еще испытывают неуверенность, поэтому домашняя работа с использованием дифференцированных заданий на закрепление материала, пройденного на уроке, строится так, чтобы каждый ученик имел возможность самостоятельно выполнить задание соответствующего уровня трудности.

Предлагая дифференцированные домашние задания, необходимо учитывать:

• способность ребенка к учебной деятельности (быстрое освоение учебного материала, глубину его осмысления);

• умение выражать свои мысли:

• познавательную активность (проявление интереса к знаниям);

• организованность в работе (умение доводить начатое дело до конца).

Исходя из индивидуальных особенностей детей, задания подбираются так, что при подчинении единой познавательной цели и одной теме они отличаются степенью трудности. Причем наряду с индивидуальными карточками заданиями, как правило, в трех вариантах (учащиеся сами выбирают вариант, или каждый вариант учитель заранее предназначает определенной группе учеников), возможна подготовка работы, содержащей задания нескольких уровней, при выполнении такого задания учащиеся становятся субъектом познавательной деятельности, которая воспитывает инициативность (в данном случае выбор уровня), самостоятельность в усвоении знаний, умений и навыков, в развитии мышления, памяти и творческого воображения.

Полезно использовать в домашней работе такие приемы, как:

• выполнение заданий, включающих ошибки в рассуждениях или записях;

• выполнение заданий на выявление закономерностей;

• рассмотрение задач с лишними или недостающими данными;

• разнообразные приемы самоконтроля.

Ученики каждый раз упражняются в умении доводить работу до логического конца, постоянно повышают уровень своих знаний. Выполнение более сложного варианта становится целью каждого. Такая работа имеет важное воспитательное значение, приучает к тщательному выполнению любого задания, поддерживает на должном уровне активность, формирует чувство самостоятельности и ответственности.

На первом этапе предполагается самостоятельное изучение теории. При этом могут быть использованы следующие приемы работы: внимательно прочитать текст; определить, сколько в нем частей; придумать вопросы к каждой части текста и ответить на них с помощью учебника; дополнить вопросы, если в тексте остается невостребованная информация; выделить ключевые слова текста; найти значения незнакомых слов в словаре, опираясь только на ключевые слова; пересказать текст, проверяя себя по учебнику; по ключевым словам построить план-схему или разработать алгоритм.

Могут быть предложены нетрадиционные домашние задания:

1) самостоятельное составление словаря терминов, расположение их по темам;

2) уточнение определений школьного учебника;

3) исследование текста учебника;

4) самостоятельное составление задач.

При такой организации домашнего задания вырабатывается умение самостоятельно пользоваться словарями, дополнительной и справочной литературой.

На втором этапе осуществляется обучение нестандартным способам решения проблем, поиску и использованию недостающей информации, формирование интереса не только к результату, но и к процессу учебной деятельности.

Могут использоваться следующие задания:

1) разработка наглядных пособий, таблиц, схем, алгоритмов, опорных конспектов;

2) разработка новых вариантов правил, формулировок и т.п.;

3) подготовка тестов, заданий, карточек для контроля и самоконтроля;

4) редактирование учебного и научного текста;

5) исправление допущенных ошибок;

6) подготовка к тематическим урокам: поиск информации, цитат, статей из словаря.

На данном этапе целесообразна групповая форма работы (по принципу объединения учащихся примерно одинакового уровня обученности), что позволяет осуществлять дифференцированный подход.

Эффективным средством формирования умений само- и взаимоконтроля является взаимопроверка.

На третьем этапе создаются условия для раскрытия собственного творческого потенциала учащихся. Используются методы исследовательского, эвристического характера, творческие задания, подразумевающие длительную самостоятельную работу (обучающие программы, проекты, рефераты, другие творческие работы), что способствует развитию у учащихся потребности в самостоятельной работе, в самовыражении, самоактуализации через различные виды деятельности:

1) создание педагогических программных средств по информатике и другим школьным предметам (обучающие программы, компьютерные тесты, презентации, Web-сайты и т.д.);

2) написание стихов, рассказов, сказок, сочинений по изучаемой теме;

3) задания на основе материалов масс-медиа;

4) разработка материалов для школьной печати (в том числе, например, создание и поддержка электронной газеты);

Способы проверки домашних заданий

Большое влияние на качество выполнения домашнего задания оказывает его проверка. При этом эффективность самостоятельной работы учащихся дома зависит не только от требований, предъявляемых учителем к выполнению домашнего задания, но и от приемов его проверки, которые должны быть разнообразными не только по форме, но и по содержанию. Если проверка домашнего задания проводится постоянно и, как правило, связывается с содержанием работы на уроке, то учащиеся более ответственно относятся к их выполнению и стараются работать дома самостоятельно, чтобы быть готовыми к предстоящему уроку. В связи с этим возникает вопрос об эффективной проверке выполнения домашних работ.

Один из возможных приемов проверки домашних работ состоит в следующем: каждый ученик имеет тетрадь для домашней индивидуальной работы. «Слабые» и «средние» учащиеся делят каждый лист тетради на две колонки (вертикально или горизонтально в зависимости от вида работы). Выполняя работу, ученик пишет только в первой колонке, оставляя вторую чистой. Учитель, проверяя работу, отмечает знаком «плюс» до той строчки, где обнаружена ошибка, которую он подчеркивает, и рядом ставит знак «минус». Это означает, что именно с этого места пошла ошибка. Независимо от того, какую оценку получает ученик, он обязан сделать работу над ошибками во второй колонке листа тетради. При этом ученик не переписывает заново условие задачи и часть ее решения, которая правильно записана в первой колонке. Тем самым снимается вопрос о перегрузке учащегося и выполнении лишней работы.

Кроме того, ученик, работая над ошибкой, должен подумать, в чем состоит ошибка, найти ее, сравнить свое первоначальное решение с вновь решенным вариантом. Может получиться, что и в этот раз ученик допустит ошибку, тогда работа будет продолжена дальше, до тех пор, пока ученик не исправит все ошибки.

Индивидуальный подход здесь проявляется в том, что каждый ученик работает в своем темпе, в соответствии со своими возможностями и продвигается вперед относительно самого себя. В качестве главного требования к ученику является достижение ближайшего для него уровня (базового, продвинутого или высокого). Правильное выполнение домашней работы базового уровня оценивается оценкой «три», если самостоятельная или контрольная индивидуальная работа выполнялась в классе – не выше «четверки». Работу над ошибками ученик и в этом случае осуществляет дома.

Описанный прием проверки индивидуальных самостоятельных домашних работ осуществляется наряду с традиционными приемами.

Полностью исписанная индивидуальная тетрадь ученика не выбрасывается, а хранится у учителя. Просматривая их, учитель периодически выписывает в индивидуальную карту ученика обнаруженные пробелы, характер ошибок. Все это позволяет ему в дальнейшем подготовить для ученика индивидуальные задания (не только классные или домашние, но и на период каникул).

Сказанное выше не означает, что учащиеся вообще не выполняют общих самостоятельных работ. На этапе ознакомления с новой темой и этапе первичного закрепления материала все учащиеся работают над общими заданиями во фронтальной форме деятельности.

Способы проверки домашнего задания различны: проверяет и учитель, и сам ученик (самопроверка), и другие учащиеся (взаимопроверка). В этом случае возрастает и роль ассистентов учителя. За учебный год накапливается дидактический материал, который используется и самим учащимся при подготовке к зачету, диктанту, экзамену, и в работе парами, группами.

До 90% учителей используют такие формы проверки домашнего задания, как устная и письменная, работа по карточкам.

Проверка домашнего задания непременно должна сопровождаться отметкой или оценкой. Неудовлетворительную отметку можно не ставить, нужно предложить переделать домашнюю работу, исправив допущенные ошибки, или дать подобное первому новое домашнее задание. Такой способ проверки особенно полезен для творческих работ.

Возможны следующие способы проверки домашнего задания:

1. Решение домашних примеров

а) ученик у доски решает домашний пример, параллельно ведется фронтальный опрос по этапам решения;

ученики по очереди (поэтапно) решают пример. Фронтально опрашивается порядок выполнения задания.

2. Выяснено, что задание не выполнено или выполнено неверно у многих учащихся:

a) пример выполняется у доски учителем с помощью учащихся, к которым учитель адресует свои наводящие вопросы;

б) аналогичный пример выполняется у доски вызванным учеником, решение по просьбе учителя комментируют с места ученики.

3. У доски ученик записывает решение задачи или примера. На любом этапе его останавливает учитель и просит продолжить решение другого ученика и т.д.

4. В классе с помощью консультантов проверяется наличие домашнего задания, правильность его выполнения.

Без тщательно продуманной, регулярно и систематически выполняемой домашней работы невозможно достичь высокого качества обучения. Домашние задания позволяют развивать у школьников и умение работать самостоятельно, и познавательный интерес.