Домашнее задание как этап урокаматериал по теме

7) сравнение фактов, наблюдаемых явлений и объяснение их сходства и различия;

Конспект урока на тему «КАК ВЫПОЛНЯТЬ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ»

Каждый вечер в миллионах домов по всей стране разыгрывается одна и та же старая пьеса о детях и их домашнем задании. В ней могут участвовать разные действующие лица, но сценарий всегда один и тот же. Родители на протяжении всей истории пытались помочь детям в приготовлении уроков. Эта помощь варьируется от отдельных кратких объяснений до полного выполнения задания родителем вместо ребенка. В любом случае существует масса проблем. В попытках справиться с этими проблемами родители используют метод проб и ошибок, подкуп, подарки, рассуждения, и все, что может, по их мнению, сработать в данном случае.

Нет никакого сомнения в том, что мотивы родителей самые естественные. Разве можно найти что-то плохое в естественной родительской озабоченности? На самом деле, беспокойство и напряженность и для детей, и для родителей, вызывает не сама причина, а приемы, используемые для достижения цели.

Для некоторых детей школа является источником постоянного стресса. Если принять во внимание, какие требования предъявляются в школе к выполнению заданий, беспокойство относительно того, одобрят ли тебя родители, страх неудачи и так далее, становится ясно, что дети могут рассматривать дом как что-то вроде рая, где они могут отдохнуть.

Если же они испытывают стресс и дома, когда родители «стоят у них над душой» во время выполнения домашних заданий, то где тогда то место, где они могут «повесить шляпу на гвоздь»?

Для работающих родителей это можно сравнить с такой ситуацией, когда вы работаете целый день и получаете свою долю стресса, и возвращаетесь домой в такую же напряженную обстановку. Прикиньте, сколько вы будете в состоянии выдержать подобную ситуацию.

Помните при этом, что у взрослых всегда есть возможность выхода из ситуации, когда давление становится непереносимым, а дети такой возможности лишены.

Ниже приведен список приемов, призванных помочь домашних заданий и предотвратить фрустрация, гнев и разочарование.

1. Расписание для домашней работы.

Многим детям помогает, если у них есть четкое расписание, когда выполнять домашнюю работу. Для некоторых из них слишком велико бремя ответственности, если им приходится самим решать, когда приниматься за домашнюю работу. Такие дети могут принять решение, делать ли им уроки сразу после прихода из школы или после ужина. Это их личное дело, которое зависит от их стиля учебы.

Однако, после того, как время определено, нужно придерживаться расписания настолько близко, насколько возможно. Это поможет в частности, справиться с такой проблемой, как «вылавливание» детей и «усаживание» их за работу. Через некоторое время домашняя работа станет просто естественной частью их ежедневного расписания. Заметим, что время, отведенное расписанием на домашнюю работу, не должно ничем прерываться. Телефонные звонки, телевизионные передачи и все остальное могут подождать, пока работа не будет завершена.

Вечером обязательно проверьте выполненную домашнюю работу. Многие дети очень волнуются, что могут принести в школу работу с ошибками, и поэтому очень важно, чтобы родители регулярно проверяли работу.

Это действие родителей дает ребенку чувство завершенности работы, является признаком доброжелательного внимания родителей, а также чувство безопасности и уверенности, что работа выполнена без ошибок. Это уверенность ребенок принесет с собой в класс, и, соответственно, будет более уверен в себе, когда будет выполнять классную работу. Однако, если вам очевидно, что ребенок не понял какой-то материал, вам нужно дать знать об это учителю.

2. Распределите задания по важности.

Для некоторых детей проблема, с какого задания начинать выполнение домашней работы, превращается в трудный выбор, и они могут долго мучиться этой проблемой.

Есть дети, которые пользуются горизонтальной перспективой. Так происходит, когда они считают все задания одинаково значимыми, и не устанавливают никаких приоритетов. Если вы предпочитаете распределять задания по важности, предложите ребенку, какое задание выполнять самым первым, какое — вторым, и так далее.

Многие дети имеют тенденцию использовать количественный подход (сколько заданий осталось сделать) вместо качественного (учитывающего относительную трудоемкость заданий). Это означает, что если им дано 5 различных заданий, то они в первую очередь выполнят четыре наиболее легких. С их точки зрения, таким образом у них остается несделанным всего одно задание, даже если оно на самом деле самое трудное.

3. Не сидите у ребенка над душой, пока он делает уроки.

Для многих родителей это большая и постоянная проблема. Единственное, что можно сказать по этому поводу, это то, что родители, использующие такой метод контроля, не только подвергают себя огромной фрустрации и гневу, но и создают «выученную беспомощность».

Многие родители скажут вам на это, что их дети просто не умеют работать, если родители не сидят рядом с ними. На самом деле, не верно, что дети не могут работать, они сознательно решают не работать. Часть детей перестают работать, когда родитель решает отойти от ребенка, и не посвящает ему полностью все свое внимание.

Это — очень нездоровая «зависимость», потому что ничего подобного ребенок не может воспроизвести в классе. Вследствие этого, ребенок может решить вообще не делать работу в классе, и приносить недоделанные задания домой.

Таким образом, они могут полностью завладеть вниманием мамы и папы. Проводя целый день на работе, родители очень устали, и одна мысль о том, что им придется три часа подряд провести, сидя около ребенка, может привести к проблемам.

Если вы уже оказались в такой ситуации, не следует немедленно разрушать установившийся порядок вещей. Двигайтесь маленькими шажками. Несколько дней подряд садитесь в дальнем конце стола. Затем постепенно увеличивайте расстояние между собой и домашней работой, пока, наконец, ваш ребенок не будет работать полностью самостоятельно.

4. Сначала проверьте то, что выполнено правильно.

Родители часто имеют привычку обращать внимание в первую очередь на ошибки. Когда в следующий раз ребенок принесет вам свою работу на проверку, в первую очередь отметьте, как хорошо он выполнил те задания, которые сделаны без ошибок, правильно написанные слова и т.п.

Относительно тех заданий, где допущена ошибка, скажите: «Я думаю, что если ты еще раз проверишь этот пример, у тебя может получиться несколько другой ответ». Теперь ребенок может вернуться к этим примерам без отвращения и без чувства «несоответствия». Если же вы начнете с разбора ошибочных заданий, да еще и рассердитесь, то ребенок, вместо того, чтобы исправлять задание, будет переживать, что он вызвал ваше неудовольствие.

Может оказаться удобным проверять маленькие порции заданий. Для многих детей лучше, если они немедленно могут получить подтверждение, что все сделано правильно. Попросите ребенка, чтобы он сделала сначала только пять примеров и дал их вам проверить. Отметьте те, которые сделаны правильно, и предложите ребенку перейти к следующей группе примеров.

Таким образом, ребенок получает немедленную обратную связь и одобрение, и у него появляется положительная мотивация для того, чтобы выполнять следующее задание. Кроме того, если ребенок начал что-то делать неправильно, есть возможность сразу обнаружить и объяснить ошибку, так что ребенку не придется потом переделывать все задание целиком.

5. Не разрешайте сидеть за уроками весь вечер напролет.

Иногда родители разрешают ребенку сидеть над домашним заданием несколько часов подряд, пока не закончит. Это нормально, если ребенок все это время действительно работает, и если задание действительно требует столько времени на выполнение.

Однако если вы видите, что через или два после начала работы ребенок находится в том же положении, как и через 10 минут после начала работы, надо прекратить эту деятельность. Единственное, чего вы достигните в противном случае, это добьетесь возросшего чувства «несоответствия» у ребенка. Возможно, вы примите решение завершить работу ребенка после определенного времени и напишите учителю записку, объясняющую обстоятельства. Скорее всего, такого типа проблемы могут быть решены на встрече с учителем.

Для такого поведения ребенка может быть несколько причин. Во-первых, он мог просто не понять новый материал в классе, и поэтому не быть в состоянии выполнить домашнее задание. Во-вторых, возможно, у ребенка уже сформировалось чувство беспомощности. В таком случае, если он будет долго сидеть над заданием, то велика вероятность, что задание будет выполнено родителями. В-третьих, у ребенка могут быть серьезные проблемы с обучением в целом, особенно если такие ситуации повторяются часто, и, возможно, он не в состоянии справиться с таким объемом заданий.

6. Стратегии успеха для заданий, выполняемых по учебнику.

В большинстве учебников в конце каждой главы есть вопросы. Часто дети не знают, на что им надо обращать внимание в процессе чтения параграфов.

Обсудите вопросы в конце главы с ребенком до того, как он начнет читать главу учебника. Используя эту стратегию, они будут знать, на какую важную информацию надо обращать внимание. У некоторых детей существует тенденция запоминать абсолютно все.

Возможно, стоит дать такому ребенку карандаш и попросить отметить слово или предложение, которое, возможно является ответом на один из вопросов. Тогда ребенку будет легче ориентироваться в тексте, когда он будет искать ответы на вопросы в книжке. Рассмотрите возможность записать главу из учебника на магнитофон. Исследования показывают, что, чем больше разных органов чувств используется для получения информации, тем больше вероятность, что информация будет усвоена.

Так что, имеет смысл записать на магнитофон главы из учебников по истории или естествознанию, чтобы ребенок слушал эти записи одновременно с чтением. Таким образом будут задействованы как визуальные, так и аудио каналы приема информации. Время от времени добавьте шутку, или песню, или какое-то обращение к ребенку, чтобы поддержать его интерес.

7. Обращайте внимание на невербальные сигналы.

Родители часто говорят, что никогда не впадают в фрустрацию и не кричат на своих детей, когда помогают им делать уроки.

Все было бы хорошо, если бы все общение происходило на вербальном уровне. Но мы знаем, что невербальные способы передачи информации являются очень существенной частью общения. Поэтому очень многие сигналы, особенно негативные, могут быть переданы очень просто, даже если вы сами об этом не подозреваете.

Гримасы, напряженность позы, вздохи, поднятые брови и другие проявления «языка тела» — все это является невербальными ответами. Если дети достаточно чутки, то они примут эти сигналы, что только добавит напряженности в ваши взаимоотношения, связанные с домашней работой. Все это особенно важно в отношении маленьких детей, которые не делают различия между неодобрением родителями их деятельности и потерей родительской любви. Такое состояние только добавит стресс и ухудшит их возможность работать продуктивно.

8. Избегайте доделывать домашнюю работу за ребенка.

Некоторые родители готовы сделать за ребенка всю его домашнюю работу. Хотя исходно мотивом родителей может быть желание помочь ребенку справиться с особо трудным заданием, конечный результат может быть разрушителен.

Дети чувствуют себя «неадекватными», когда родители доделывают за них их работу. Во-первых, они это воспринимают как свой провал. Во-вторых, они чувствуют, что никогда не смогут выполнить задание так хорошо, как это сделали мама или папа.

Встречаются родители, которые выполняют за своих детей полностью годовой проект (аналог курсовой работы, по объему и значимости в итоговой оценке, но они бывают не только в ВУЗе, но и в школе — Прим. переводчика). Такая практика увеличивает зависимость детей и их чувство беспомощности.

Если ребенок не может доделать задание, хотя честно старался, напишите записку учителя, в которой объясните все обстоятельства. Большинство учителей среагируют адекватно.

Подытоживая все сказанное, прежде чем сесть помогать ребенку в его домашней работе, убедитесь, что вы не видите никаких симптомов более серьезных проблем. Когда родители пытаются работать с детьми, имеющими серьезные проблемы с обучаемостью и пониманием материала, или очень сильно напряженными, они могут получить в результате фрустрацию, гнев и растерянность.

Если же вы будете следовать правилам, о которых было рассказано выше, результат и для детей, и для родителей будет более благоприятным.

Домашнее задание как этап урока
материал по теме

Структура урока содержит два этапа, которые непосредственно связаны с домашним заданием. Это этап проверки знаний и этап информирования о домашнем задании.

Этап всесторонней проверки домашнего задания.

1.Дидактическая задача этапа

Установить правильность и осознанность выполнения всеми учащимися домашнего задания; устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях, совершенствуя при этом ЗУН.

2. Содержание этапа

Выяснить степень усвоения заданного на дом материала; определить типичные недостатки в знаниях и их причины; ликвидировать обнаруженные недочёты.

3. Условия достижения положительных результатов

Оперативность учителя, целевая направленность его деятельности; использование учителем системы приемов, позволяющих проверить домашнее задание у большинства учащихся класса.

4. Показатели выполнения дидактической задачи урока

Возможность учителя за короткий промежуток времени (5-7 минут) установить уровень знаний у большинства учащихся и типичные недостатки; возможность в ходе проверки домашнего задания актуализировать и скорректировать опорные понятия; ликвидировать причины обнаруженных недостатков; высокая степень выявления качества знания материала, полученного учащимися на дом.

Оптимальность опроса, цели и формы организации опроса (индивидуальный, фронтальный), учет возрастных и индивидуальных особенностей детей; доминирующий характер поисковых и проблемных заданий.

6. Способы активизации на уроке

Использование различных форм и методов контроля. Поисковые, творческие, индивидуальные задания учащимся.

7. Ошибки, допускаемые при реализации

Однообразие уроков и методов опроса; отсутствие учета индивидуальных особенностей учащихся и специфики изучаемого материала. Репродуктивный характер вопросов и заданий.

Этап информирования учащихся о домашнем задании.

1.Дидактическая задача этапа

Сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения и подвести итоги работы

2. Содержание этапа

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению; проверка понимания учащимися содержания работы и способов ее выполнения, подведение итогов урока.

3. Условия достижения положительных результатов

Спокойное, терпеливое объяснение содержания работы, приемов и последовательности ее выполнения. Обязательное и систематическое выполнение этапа в границах урока; умение дать в коротких указаниях порядок выполнения.

4. Показатели выполнения дидактической задачи урока

Правильное выполнение домашнего задания всеми учениками.

Оптимальность объема и сложности домашнего задания. Предупреждение о возможных затруднениях и способах их ликвидации. Повышение интереса к домашнему заданию.

6. Способы активизации на уроке

Дифференциация заданий, творческий характер их выполнения (интервью, защита проектов).

7. Ошибки, допускаемые при реализации

Информация о домашнем задании после звонка. Большой объем и высокая сложность. Отсутствие инструктажа, ясности цели и способов выполнения.

Подготовка учащихся к выполнению домашних заданий и проверка результатов работы с соблюдением требований:

  1. задание должно быть понятно каждому ученику (ясность задания);
  2. оно должно быть строго регламентировано и согласовано с заданием по другим предметам;
  3. должна быть установка на индивидуализацию;
  4. задание должно предопределять его проверку;
  5. оно должно ориентировать ученика на самостоятельный поиск решения, на использование приобретенных ранее знаний и умений;
  6. должно быть разумное многообразие заданий;
  7. в заданиях должны быть вопросы для повторения основополагающих знаний;
  8. каждое задание должно предполагать преодолимую трудность;
  9. должны быть задания фронтальные;
  10. в задания нужно вводить инструктаж, алгоритм;
  11. они должны ориентировать ученика на аналитико-синтетическую мыслительную деятельность;
  12. задания должны быть для учащихся интересными, занимательными.

Организуя проверку выполнения домашнего задания в плане развивающего обучения, необходимо:

  1. проверить на основе ответов учащихся или выполнения ими задания сознательность и самостоятельность, проявленную при подготовке домашнего задания;
  2. вовлечь всех учащихся в обсуждение результатов домашней работы, активизируя их мыслительную деятельность различными приемами.

Причины невыполнения домашних заданий:

Причины объективного характера:

  1. неумение работать с книгой;
  2. непосильность заданий;
  3. неумение школьника распределить время;
  4. предмет для учащегося труден;
  5. затрудняется связать содержание материала, полученного на уроке,

с тем, что излагается в учебнике.

Причины субъективного характера:

  1. отсутствие интереса к предмету;
  2. непонимание цели и содержания задания;
  3. плохие взаимоотношения с учителем;
  4. неорганизованность ученика;
  5. слабая воля;
  6. занятие неучебными делами.

Если ребёнок систематически не выполняет домашнее задание, то он переходит в разряд неуспевающих.

  1. Жесткая, унифицированная система обучения, содержание образования одинаковое для всех и не удовлетворяющее потребности детей.
  2. Единообразие, стереотипный выбор методов и форм обучения, недооценка эмоций в обучении.
  3. Неумение ставить цели обучения и отсутствие эффективного контроля за результатами.
  4. Пренебрежение развитием учеников, натаскивание, ориентация на зубрежку.
  5. Наследственные особенности, черты характера.
  6. Неблагополучная обстановка в семье
  7. Не посильность выполнения домашних заданий, приводящая к снижению интереса к обучению.
  8. Низкая мотивация к обучению.

Роль домашних заданий в повышении качества образования.

Одним из путей совершенствования процесса обучения является улучшение содержания и организации домашних заданий по предмету.

Целесообразная система домашних заданий в каждом классе и совокупности всех классов — необходимое условие успешного усвоения учащимися программного материала позволяет и обуславливает необходимость применения разных видов домашних заданий. При этом главные цели учителя: обоснование вида домашнего задания в зависимости от изучаемого материала; правильное сочетание видов домашних заданий (системы) в каждом классе и во всех классах.

Разнообразие домашних заданий не самоцель, а одно из средств достижения главной цели – повышения качества знаний учащихся.

О роли домашних заданий всегда говорили много, но в последнее время многие считают (и, возможно, небезосновательно), что домашнее задание не является обязательным для усвоения материала. Но исследования качества знаний учащихся показывают, что домашнее задание в повышении качества знаний учащихся занимает не последнее место. На это следует обратить внимание, особенно молодым учителям. Ни один вопрос не может быть исследован глубоко без изучения наследия прошлого.

Рассмотрим организацию работы учащихся в русской дореволюционной и советской школах.

Для дореволюционной школы характерна перегрузка учащихся домашними заданиями, обусловленная догматическими методами обучения, господством

механической зубрежки. Кратко такой тип учебного процесса можно охарактеризовать так:

-Что «подается» ученикам на «вход»?

-Догматические словесные формулировки.

-Чем характеризуется учебная деятельность ученика?

-Заучиванием словесных формулировок без достаточного понимания изучаемого.

-Дословное воспроизведение заучиваемого.

-Что развивало такое обучение?

-Механическую память. Механическая зубрежка порождала скуку и отвращение к

К концу 19 в. стали заметны существенные недостатки в сложившейся системе обучения. Огромный вклад в разработку проблемы внес великий русский педагог, основоположник русской педагогической науки и народной школы в России К.Д. Ушинский. Он считал выполнение домашних заданий необходимым видом учебных занятий, составной, обязательной частью обучения. С его точки зрения «без домашних уроков учение может продвигаться вперед очень медленно». К.Д. Ушинский определял домашнюю работу как одну из форм самостоятельной работы, придавая при этом большое значение умению ученика самостоятельно учиться. В своих трудах он сформулировал ряд требований к домашним заданиям школьников:

-домашнее задание должно быть посильным;

-домашнее задание не должно быть большим по объему;

-домашнее задание не следует задавать на первых порах обучения, пока учащиеся не научатся работать самостоятельно.

К содержанию и объему домашних заданий можно предъявлять следующие основные требования.

  1. Домашняя работа должна быть тесно связана с классным занятием, по своему содержанию быть логическим продолжением прошедшего урока, служить базой для подготовки следующего. Классная работа оказывает существенное влияние на домашнюю работу учащихся, готовит их к выполнению этой работы. В свою очередь, качество выполнения домашних заданий влияет на ход последующих классных занятий. опыт организации домашних заданий показал, что тщательное планирование домашних заданий дает возможность правильно определить цель домашнего задания, его содержание и объем.
  2. Домашние задания должны способствовать развитию самостоятельного мышления учащихся. чтобы выполнить это требование, необходимо включать в домашние задания элемент нового по сравнению с материалом урока, работу творческого характера, предоставлять учащимся возможность проявить изобретательность, самостоятельность, заставить их напрячь мысль, повторить необходимый предыдущий материал.
  3. Домашние задания не должны быть однообразными и шаблонными: однообразие утомляет школьников, ведет к потере интереса, так как, ученик хорошо овладевший способом выполнения отдельных заданий, вынужден в таком случае снова выполнять известные ему задания. Содержание

программного материала позволяет использовать разнообразные виды домашних заданий, следовательно, снизить утомляемость учащихся и избежать потери интереса к предмету.

  1. Домашние задания должны быть доступными и посильными, но не точной копией работы, выполненной в классе, так как развитие мышления школьника может быть с большим успехом достигнуто путем упражнения его в творческом решении посильных задач, вместо изучения сложных мало доступных теорий.
  2. Давая домашнее, задание учителю стоит провести инструктаж по его выполнению (цель, значение, содержание). Однако необходимые разъяснения должны оставлять ученику возможность творчества в решении вопросов, задач, возбуждая интерес к заданию.
  3. В процессе обучения необходимо учитывать индивидуальные особенности учащихся. В этом отношении немаловажное значение имеет требование дифференциации, индивидуализации домашних заданий.

Умелое использование разнообразных индивидуальных домашних заданий способствует укреплению связи обучения с жизнью, развитию самостоятельности и активности школьников в обучении, преодолению трафарета в задавании учебного материала на дом, ликвидации перегрузки учащихся домашними заданиями, развитию индивидуальных интересов учащихся, повышению качества обучения в школе.

Таким образом, соблюдая все изложенные выше требования к домашним заданиям, учитель создает оптимальные условия для развития самостоятельного мышления школьников, их познавательной деятельности.