Памятка по выполнению устного домашнего задания по математике (работа с учебником математики)

Подготовка устного домашнего задания

ПОМНИ! Пересказ – это НЕ ЗАУЧИВАНИЕ НАИЗУСТЬ параграфа!

1 шаг. Прочитай пункт параграфа.

ПОМНИ! Сколько раз прочитывать пункт плана – твоё личное дело, зависящие от индивидуальных особенностей памяти!

2 шаг. Постарайся ВСЛУХ пересказать всё, что запомнил.

3 шаг. Просмотри пункт ещё раз.

4 шаг. Проговори ВСЛУХ то, о чём забыл рассказать в первый раз.

5 шаг. Продумай выводы (1-2 предложения) по каждому пункту плана

6 шаг. Проработай подобным образом ВСЕ пункты параграфа.

ПОМНИ! Пересказывать дома нужно ВСЛУХ, так ты сам услышишь свои ошибки и сразу попытаешься их исправить!

История — это человеческая жизнь. Просто осознайте, что знать историю — одно из условий выживания в нашей стране. Перед экзаменом нужно просто понять, что смысл всего происходящего заложен в коридорах прошлого. Поймете его — не станете пушечным мясом».

Читайте учебник. Серьезно, это лучшее, что ты можешь сделать. «Встань с утра и начни страницу за страницей медленно и в удовольствие читать. По большому счету, за 2-3 дня учебник можно и выучить — понятно, что это зубрежка, а не классическое постижение тайн прекрасного предмета. Но жизнь это облегчит». Выбирайте учебники «История России с древних времен до конца XVII века» Борисова и «История России XX — начала XXI века» под редакцией Левандовского.

Часть А — полный курс истории с древнейших времен. Попасться может что угодно. Главное, не впадать в безудержную панику — учите войны, даты правления и термины. И руководствуйтесь здравым смыслом — слова «холоп» и «закуп» путать нельзя.

Не зубри как бешеный даты. Запоминай по принципу ассоциаций, вспоминай года по яркому событию.

Научитесь работать с географическими картами. От этого небольшого умения полностью зависит успех в B8-B11. «Проще всего действовать по четкому алгоритму: две-три минуты удели вдумчивому чтению карты: разбери названия государств, соотнеси их с веком и происходящими событиями, — говорит репетитор по истории Юлия Ибрагимова. Возьмите в расчет названия народностей и выделенных населенных пунктов. Потом прочитайте задание, еще раз пробегите глазами карту и дайте ответ.

Раз и навсегда разберитесь в годах царствования всех Романовых. На самом деле, неплохо бы сделать это со всеми правителями.

Составьте характеристики руководителей русского государства. Вот чем можно облегчить себе экзамен, так это вовремя употребленной домашней заготовкой. Не забудьте экономические и политические новшества и итоги правления.

Делайте паузы на хорошие фильмы. «Илья Муромец» Кочнева, «Иваново детство» Тарковского, «Юность Петра», «В начале славных дел» Герасимова, «Война и мир» Бондарчука — хорошие варианты, чтобы визуализировать историю. Это простые советы по изучению истории.

Памятка по выполнению устного домашнего задания по математике (работа с учебником математики)

Памятка по выполнению письменного домашнего задания по математике

  • Вспомни, что изучали на уроке, просмотри записи в тетради.
  • Прочитай и усвой материал учебника.
  • Прочитай задания, изучи их.
  • Подумай, какие правила и приемы следует применять для их выполнения, пользуясь, если нужно, предыдущей письменной работой, общими и частными приемами задач.
  • Если нужно, выполни полностью или частично задание на черновике.
  • Проверь тем или иным способом решения задач.
  • Запиши выполненное задание в тетрадь, соблюдая правила ведения тетради по математике.
  • Проверь правильность записей, чертежей, вычислений.

Памятка по выполнению устного домашнего задания по математике (работа с учебником математики)

  • Вспомни, что изучали на уроке, просмотри записи в тетради.
  • Прочитай и усвой материал учебника.
  • Прочитай задания, изучи их.
  • Подумай, какие правила и приемы следует применять для их выполнения, пользуясь, если нужно, предыдущей письменной работой, общими и частными приемами задач.
  • Если нужно, выполни полностью или частично задание на черновике.
  • Проверь тем или иным способом решения задач.
  • Запиши выполненное задание в тетрадь, соблюдая правила ведения тетради по математике.

Памятка по подготовке устных заданий

  • Вспомни рассказанное учителем на уроке
  • Читай текст целиком. Попутно, где надо, пользуйся рисунками, схемами, картами, словарями
  • Читай внимательно и старайся запомнить основное
  • Для лучшего запоминания записывай в черновике даты, названия, имена
  • Закрой книгу и мысленно представь часть прочитанного. Перескажи прочитанное
  • Читай второй раз, обращая внимание на те места, которые забываются
  • Если плохо запоминается, запиши краткий план прочитанного и пересказывай по нему. Запомни план
  • Для лучшего запоминания дат сравни их с теми, которые хорошо помнишь.

Правила приготовления письменных заданий

  • Приведи в порядок рабочее место, приготовь все необходимое для работы
  • Прочти задание, подумай, посмотри, какие правила следует применять в упражнении. Вспомни. Если забыл – посмотри в учебник. Если надо, посмотри аналогичные предложения, выполненные в классе под руководством учителя.
  • Не спеша приступай к выполнению.
  • Если не понимаешь смысла упражнения, спроси у товарища.
  • Отдельные трудные части задания не пиши в тетрадь, а пользуйся черновиком.
  • Выполни упражнения, сделай проверке, аккуратно поправь ошибку. Если получилось грязно, перепиши.
  1. Ежедневно тщательно записывайте домашнее задание.
  2. После возвращения из учебного заведения отдохните и принимайтесь за подготовку задания.
  3. Уроки готовьте ежедневно в одно и то же время.
  4. Во время подготовки уроков не отвлекайтесь. Телевизор и радио выключите, к разговорам не прислушивайтесь.
  5. Уроки готовьте всегда в определенном месте.
  6. Через 45—50 мин занятий делайте перерыв для отдыха по 10—15 мин.
  7. Подготовку уроков лучше начинайте с трудных предметов, затем переходите к предметам средней сложности и под конец — к более легким предметам.
  8. Старайтесь понять то, что учите. Никогда не зубрите!
  9. Пользуйтесь по мере надобности словарями и справочниками, если встретили непонятное слово, не поняли задачу — спросите об этом у старших, у товарища, посмотрите в справочник.
  10. После выполнения задания тщательно проверьте его или ответьте на вопросы к заданию.
  11. Составьте план ответа.

Памятка для родителей.

Организация домашней работы:

  • Используйте часы и следите, чтобы дети занимались в течение заранее оговоренного времени.
  • Объясните детям, что часы и установленное время занятий вы используете специально, чтобы научить их работать самостоятельно.
  • Постоянно настаивайте на том, что сначала нужно позаниматься, а затем смотреть телевизор, работать или играть на компьютере.
  • Очень важно, чтобы детям было к чему стремиться после занятий.
  • Идеальным местом для занятий можно считать письменный стол.
  • Не просиживайте с детьми над уроками все вечера.
  • Не помогайте детям больше, чем требуется. Примите за правило, что учащийся должен повторить материал не меньше трех раз, прежде чем обращаться за помощью
  • Вы должны сказать, что дети хорошо потрудились: пора сделать перерыв и немного отдохнуть. Для мальчиков просто необходимо, чтобы им помогали или проверяли работу отцы. Тем более если дети слабо успевают в школе.

Похожие:

Г. И. Глейзер «История математики в школе»
Задания на лето Шакирову Тимуру ученику 5А класса сош№24 по математике. Учитель Туленова С,С
Антропова О. Н. Гу
Исследовательская деятельность учащихся в процессе преподавания математики. Математический кружок; уровневая дифференциация; работа.
Тестовые задания по математике 10 класс
А) (1 -2х)4; В) 4 ( 1 + Х – х2)3(1 – 2х); С) 4 ( 1 + Х – х2)3; D) (1 – 2х)3
Контрольные задания по математике -2 класс Сложение и вычитание двузначных чисел 24+15 54+23 37-12 87-15

2. Каково место данного урока в теме, разделе курса
Рационально ли выбрано место в уроке для опроса, изучения нового материала, закреплеие домашнего задания
Протокол заседания жюри рейтинговой олимпиады по математике
Демисенов Берик Нуртазинович – кандидат физико-математических наук, заведующий кафедрой высшей математики кгпи
Имя прилагательное как часть речи (повторение)
Учителем разрабатываются задания практического характера по пройденной теме (или нескольким темам). Карточки содержат задания разных.
Тестовые задания по английскому языку для учащихся 11 класса
В качестве измерителя знаний и умения учащихся по теме «Прилагательное или наречие» используются тестовые задания. Работа состоит.
Самостоятельная работа с учебником, комментированное управление, задачный подход к обучению, самостоятельное составление учащимися различных заданий. Гаджиева Галина Николаевна
Формирование конкурентно – способной личности на уроках химии и биологии через применение современных технологий
Тема урока: Координаты клетки
Проводится фронтальный опрос для восстановления в памяти материала предыдущего урока Проводится проверка домашнего задания

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы

База данных защищена авторским правом ©kzgov.docdat.com 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации

Домашнее задание: ответить устно на вопросы

Тема сегодняшнего урока очень актуальна, так как безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на человека. Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит психологическую травму. Поэтому многие политики для общей оценки состояния экономики используют так называемый «индекс нищеты», представляющий собой сумму уровней безработицы и инфляции как двух основных показателей макроэкономической нестабильности.

Экономисты изучают безработицу для определения ее причин, а также для выработки более продуманных социальных программ в области занятости. Именно эти проблемы мы будем рассматривать сегодня на уроке.

Практически невозможно найти в мире страну, где нет той или иной разновидности безработицы. И ДНР– не исключение. Угроза безработицы всегда стоит за плечами любого наемного работника, и надо представлять: откуда она возникает, сколь длительной может быть и как с ней бороться.

БЕЗРАБОТИЦА – социально-экономическое явление, характеризующее незанятость в производстве трудоспособного населения, желающего работать.

Для анализа проблем безработицы необходимо прежде всего четко определить , кого следует считать безработным (работа с классом – высказывание предположений учеников):

БЕЗРАБОТНЫМИ считаются те, кто не имеет работы на момент проведения статистического обследования, но активно ищет ее и готов приступить к работе немедленно. Поиск работы является главным

критерием, отличающим безработных от людей, не включаемых в рабочую силу. В США, например, человек считается безработным, если он не работал последнюю неделю, но искал работу в течение последних четырех недель.

Кто же у нас в ДНР по закону является безработным?

Отсутствие у человека постоянного источника заработка в течение некоторого времени.

Стремление человека найти работу (обращение в центр занятости)

Только тот, кто отвечает этим признакам, считается действительно безработным и учитывается при расчете общего уровня безработицы в стране, то есть доли безработных в общей численности ее рабочей силы.

Острота проблемы безработицы порождается рядом причин. Попробуем выделить эти причины:

1) Во-первых, структурные сдвиги в экономике, выражающиеся в том, что внедрение новых технологий, оборудования приводит к сокращению излишней рабочей силы.

2) Во-вторых, экономический спад или депрессия , которые вынуждают работодателей снижать потребность во всех ресурсах, в том числе и трудовых.

3) В-третьих, политика правительства и профсоюзов в области оплаты труда: повышение минимального размера заработной платы увеличивает издержки производства и тем самым снижает спрос на рабочую силу.

4) В-четвертых, сезонные изменения в уровне производства в отдельных отраслях экономики.

5) В-пятых, изменения в демографической структуре населения, в частности рост численности населения в трудоспособном возрасте увеличивает спрос на труд и, следовательно возрастает вероятность безработицы.

Исходя из причин безработицы, можно сформулировать ее основные виды:

— Фрикционная

— Структурная

— Циклическая

— Сезонная

Фрикционная безработица (от слова « фрикция »-трение) связана с поиском работы и ожиданием выхода на работу. Поиск работы требует времени и усилий , поэтому человек, ожидающий или ищущий работу, некоторое время находится в безработном состоянии. Особенностью фрикционной безработицы является то, что работу ищут уже готовые специалисты с определенным уровнем профессиональной подготовки и квалификации. Поэтому основной причиной этого типа безработицы является несовершенство информации (сведений о наличии свободных рабочих мест). Человек, потерявший работу сегодня, обычно не может найти другую работу ужу завтра.

К фрикционным безработным относятся люди (размышления класса и совместное выделение критерий): Уволенные с работы по приказу администрации; Уволившиеся по собственному желанию; Ожидающие восстановления на прежней работе; Нашедшие работу, но еще не приступившие к ней; Сезонные рабочие (не в сезон); Впервые появившиеся на рынке труда.

Фрикционная безработица представляет собой явление не только неизбежное, поскольку связана с естественными тенденциями в движении рабочей силы (люди всегда будут менять место работы, стремясь найти работу, в наибольшей степени соответствующую их предпочтениям и квалификации), но и желательное, так как способствует более рациональному размещению рабочей силы и более высокой производительности (любимая работа всегда более производительная и творческая, чем та, которую человек заставляет себя выполнять).

Структурная безработица обусловлена структурными сдвигами в экономике, которые связаны:

С изменением структуры спроса на продукцию разных отраслей – спрос на продукцию одних отраслей увеличивается, производство расширяется, что ведет к росту спроса на рабочую силу в этих отраслях, в то время как спрос на продукцию других отраслей падает, что ведет к сокращению занятости, увольнению рабочих и росту безработицы.

С изменениями отраслевой структуры экономики, причиной которых является научно-технический прогресс – со временем одни отрасли устаревают и исчезают (например, производство паровозов, карет, ,черно-белых телевизоров, керосиновых ламп), а другие появляются(производство компьютеров, пейджеров, мобильных телефонов).Меняется набор профессий , требующихся в экономике. Исчезли профессии трубочиста, стеклодува, фонарщика, ямщика, но появились профессии программиста, имиджмейкера, дизайнера. Люди, имеющие профессии, не соответствующие современным требованиям, будучи уволенными, не могут найти себе работу.

ПРИЧИНА структурной безработицы – несоответствие структуры рабочей силы структуре рабочих мест. Структурная безработица более продолжительна и дорогостояща, чем фрикционная.

Если в экономике существуют только фрикционная и структурная безработицы, то это соответствует состоянию полной занятости рабочей силы и означает, что рабочая сила используется наиболее эффективно и рационально.

Уровень безработицы при полной занятости носит название «естественного уровня безработицы» —Это значит, что все люди, которые хотят работать и работу активно ищут, работу рано или поздно находят.

Циклическая безработица представляет собой отклонения от естественного уровня безработицы. Это безработица, причиной которой выступает рецессия (спад в экономике). Это означает, что в экономике имеет место неполная занятость ресурсов и фактический уровень безработицы выше, чем естественный.

Сезонная безработица связана с неодинаковыми объемами производства, выполняемыми некоторыми отраслями в различные периоды времени, то есть в одни месяцы спрос на рабочую силу в этих отраслях растет( и, следовательно снижается безработица), в другие – уменьшается ( а безработица возрастает ( например, с/х и строительство))

И наконец, скрытая безработица, которая характерна для отечественной экономики. Суть ее в том, что в условиях неполного использования ресурсов предприятия, вызванного экономическим кризисом, предприятия не увольняют работников, а переводят их либо на сокращенный режим рабочего времени, либо отправляют в вынужденные неоплаченные отпуска. Формально таких работников нельзя признать безработными, однако фактически они являются таковыми.

Методы проверки письменных и устных домашних заданий учащихся

В школьной практике нередко можно наблюдать такие уроки, когда на проверку домашнего задания или вовсе не отводится времени или затрачивается не более 1—2 минут, оправдывая это тем, что большую часть времени урока лучше отвести формированию практических умений и навыков. При такой орга­низации работы на уроке учитель не имеет возможности выяснить, насколько глубоко усвоен учащимися пройденный материал и в какой степени они готовы к приобретению новых знаний.

Просмотр содержимого документа
«Методы проверки письменных и устных домашних заданий учащихся»

Тема: Методы проверки письменных и устных домашних заданий учащихся.

1.Проверка письменных домашних упражнений.

2.Устный опрос учащихся.

3. Проверка запоминания слов, имеющих те или иные особенности

Основной функцией этого структурного элемента урока является выяснение степени усвоения пройденного, проверка письменного задания , а также запоминание слов с непроверяемыми орфограммами. Для проверки домашнего задания отводится специальное время в начале урока( пятая часть урока -9-10 мин.).

В школьной практике нередко можно наблюдать такие уроки, когда на проверку домашнего задания или вовсе не отводится времени или затрачивается не более 1—2 минут, оправдывая это тем, что большую часть времени урока лучше отвести формированию практических умений и навыков. При такой орга­низации работы на уроке учитель не имеет возможности выяснить, насколько глубоко усвоен учащимися пройденный материал и в какой степени они готовы к приобретению новых знаний.

Однако многочисленные факты свидетельствуют о том, что, вы­игрывая во времени, учитель при таком подходе к проверке до­машнего задания может значительно проиграть в прочности знаний учащихся, поскольку новый материал без глубокого осмысления ранее пройденного не может быть достаточно прочно усвоен уча­щимися, поэтому

необходима постоянная проверка выполнения домашнего задания, т.к. отсутствие или эпизодичность проверки дезорганизуют учащихся.

Серьезным недостатком в работе учителей является также стан­дартизация способов проверки письменных упражнений, выполня­емых учащимися дома. Как свидетельствуют многочисленные факты, на уроках русского языка чаще всего используется прием «сплош­ного» чтения учащимися записанных дома слов, словосочетаний, предложений и связных текстов «по цепочке».

При этом, несмотря на требования учителя внимательно слушать отвечающего и исправлять замеченные ошибки, не все учащиеся делают это, в результате чего в тетрадях учеников остается немало неисправленных ошибок. К тому же в данном случае учащиеся вынуждены опираться только лишь на деятельность слуховых представлений, в то время как представления зрения, играющие важную роль в развитии орфографической и пунктуаци­онной зоркости учащихся, вольно или невольно игнорируются учителем.

В связи со сказанным учителю нужно стремиться использовать иные, более активные способы проверки домашних заданий. К ним относятся:

Выборочная проверка.

Это способ, требующий от учащихся умения находить в записанных текстах языковые явления, указанные учителем. Например, проверяя в классе упражнение, где требуется в процессе осложненного списывания обозначить орфограмму № 1 (безударные проверяемые гласные в корне слов) и № 5 (буквы и, у, ы после шипящих), учитель может сначала потребовать, чтобы учащиеся прочитали и объяснили правописание слов, где встречается орфограмма № 1, а затем анализируются слова с орфограммой № 5. В том и другом случае указываются дифференцирующие признаки орфограмм, в результате чего проверка написанного каждым из учащихся делается более осмысленной.

Подобным же образом может быть проверено, напримёр, упражнение, где требуется, вставив пропущенные буквы, обозначить приставки при и пре. По требованию учителя учащиеся сначала читают слова с приставкой при- и объясняют соответствующие написания с помощью правил, а затем переходят к разбору

слов с приставкой пре-. В данном случае важно обратить внимание учащихся на то, что в безударном положении указанные приставки на слух не различаются, и по этой причине нужно знать и уметь

применять на письме соответствующее правило.

Пи окончании работы правило правописания приставок ещё раз повторяется. учащимися , четко выделяются признаки, на основе которых различаются данные приставки.

На уроках синтаксиса и пунктуации в VII — VIII классах учащиеся сначала могут, например, проанализировать конструкции с обособленными членами, а затем предложения, не содержащие таких членов.
Известно, что в учебниках русского языка содержится немало упражнений, при выполнении которых учащимся приходится работать как над новыми, так и над ранее изученными правилами.

К выборочной проверке в классе письменного задания учащиеся в таком случае обычно готовятся заранее. Выполняя задание дома ,они производят классификацию встречающихся в соответствующих текстах упражнений орфограмм или пунктограмм. Результаты подобной работы оформляются в письменной форме в виде перечня правил, которые повторялись учащимися в ходе выполнения задания учителя.

Так, например, ученики VI класса в итоге выполнения одного из повторительно-обобщающих упражнений по теме «Наречие», помещенных в учебнике русского языка, могут составить такой перечень орфографических правил, над которыми в соответствии с условием упражнения они должны были вести работу дома.

Слитное и дефисное написание наречий.

Правописание падежных окончаний имен существительных

Правописание чередующихся гласных в корнях слов.

Написание приставки не- с прилагательными.

5. Правописание падежных окончаний имен прилагательных и т. д.

В результате подобной работы в тетрадях учащихся появляется своеобразный план, по которому ведется беседа на уроке. Сначала объясняются орфограммы на недавно пройденные правила, а затем по плану, предлагаемому самими учащимися, анализируются все остальные орфограммы.

Что же касается учащихся VII — VIII классов, обучающихся по учебнику, где в упражнениях довольно часто одновременно предлагаются задачи орфографического и пунктуационного характера то им следует составлять два перечня встречающихся в тексте упражнений правил: перечень правил орфографии и правил пунктуации. При этом проверку домашнего задания надо начинать с объяснения правил пунктуации, а затем уже переходить к анализу правил орфографии.

Говоря о выборочной проверке письменных домашних заданий следует иметь в виду, что подобным образом вполне возможно осуществлять не только контроль за уровнем правописных навыков учащихся, но и выяснить также то, в какой мере учащиеся овладели различными видами фонетического, лексического, словообразовательного, морфологического, синтаксического разбора.

Самопроверка.

Это способ, при котором учащиеся проверяют свои работы путем сличения их с образцами выполнения упражнений, заранее записанными на классной доске или демон­стрируемыми на экране с помощью специальной аппаратуры. Самоконтроль за правильностью выполнения заданий может осуществляться учащимися также с помощью словарей, справочных по­собий, альбомов, наглядных таблиц и т. п. Указанный способ проверки заданий письменного характера, особенно важную роль играет в развитии орфографической и пунктуационной зоркости учащихся, приучая их самостоятельно замечать и исправлять ошибки в своих работах. В целом данный способ может в значительной мере способствовать формированию у уча­щихся познавательных мотивов самообразования.

Для того чтобы учитель мог успешно организовывать самопроверку работ учащимися, в школьном кабинете русского языка должно быть специальное оборудование и соответствующие дидактические средства: доски с распашными створками и шторками, и экранная аппаратура, комплекты словарей, справочников, наглядных таблиц.

Взаимопроверка.

Это способ, когда учащиеся, обменяв­шись тетрадями, отмечают в работах друг друга ошибки.

Каждый из учащихся может проверять работу своего соседа. Однако иногда по собственному выбору или по назначению учителя тетрадями могут обмениваться учащиеся, сидящие в разных концах клacса. Это, как показывает опыт, вносит известное разнообразие в работу учащихся и позволяет каждому ученику иметь более четкое представление о том, как выполняются домашние задания классом в целом.

Достаточно эффективной оказывается взаимопроверка работ уча­щимися под контролем помощников учителя -консультантов, выбираемых им из числа лучших учеников.

В этом случае к каждому ряду парт прикрепляется не менее двух консультантов, которые во время взаимопроверки работ учащимися, стараясь не нарушать тишины в классе, медленно проходят по рядам и вполголоса дают консультации тем учащимся, которые в них нуждаются.

С целью повышения уровня взаимоконтроля за правильностью исполнения домашних заданий указанный

способ проверки целе­сообразно соединять со способом самоконтроля, показывая учащимся предварительно сделанные на классной, доске записи, содержащие слова с трудными орфограммами, а также предложения и целые тексты, пунктуационное оформление которых является достаточно сложным. Указанной цели может служить также де­монстрация необходимого дидактического материала с помощью экранной аппаратуры.

Важной составной частью этого способа проверки является итоговая беседа учителя с учащимися, в ходе которой выясняются причины ошибок и определяются способы их предупреждения и исправления. В процессе выполнения подобной работы у школьников развивается орфографическая и пунктуаци­онная зоркость, а также умение самостоятельно определять характер ошибок и находить средства для их преодоления.

Выполнение учащимися в классе работы, аналогичной домашней.

В этом случае домашнее задание в классе может не проверяться, поскольку учитель имеет возможность проверить и оценить его после уроков. Учащимся же предлагается выполнить задание, аналогичное домашнему, например: списать текст с доски или из учебника, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания, составить предложения по данным опорным словам или синтаксическим моделям и т. п. По качеству выполнения подобного задания учитель может судить о глубине понимания учащимися изученного материала, а также о том, насколько самостоятельно они делают уроки дома.

Весьма желательно предлагать учащимся дифференцированные задания, чтобы обеспечивать индивидуальный подход к разным по уровню развития и степени подготовленности ученикам.

Проверка задания с помощью диктанта

Суть этого способа состоит в следующем. Готовясь к уроку, учитель
выписывает из упражнения, предложенного учащимся накануне
в качестве домашнего задания, трудные в орфографическом отно-
шении слова или синтаксические конструкции, содержащие сложные
случаи постановки знаков препинания. v

Начиная урок, учитель диктует учащимся выбранные из домашнего упражнения слова или предложения. По результатам этой диктовки можно судить, насколько освоены учащимися навыки правописания, опирающиеся на недавно изученную теорию.

Занимаясь подобной работой, необходимо учитывать уровень подготовки учащихся по русскому языку. Если класс, где предполагается провести проверку домашнего задания с помощью диктанта, состоит из учащихся, которые в целом имеют достаточно прочные правописные навыки, то работа учащихся может быть организована указанным способом.

Если же обнаружится, что учащиеся имеют слабые знания, то, прежде чем начать диктовку, учителю следует разобрать с учащимися все трудные случаи правописания, которые встретились им в их домашней работе. В противном случае после написания диктанта учащиеся могут допустить те же ошибки, которые ими были сделаны при выполнении домашнего задания, что весьма отрицательно скажется впоследствии на формировании соответствующих правописных навыков школьников.

Для контроля целесообразно вызвать одного ученика писать диктант на невидимой части классной доски (т. е. поставленной под углом к классу). При наличии кодоскопа один или два ученика могут писать диктуемое учителем содержание проверочной работы на пленках кодопозитивов.

Затем кодограммы учеников, равно как и записи на классной доске, показываются всему классу, коллективно обсуждаются, допущенные ошибки исправляются, после чего каждый ученик еще раз тщательно проверяет записи в своих тетрадях.

Проверка дома ш него задания с помощью консультации.

Эта работа может быть организована следующим образом. Вначале учащимся сообщается, что их письменные домашние работы после проверки в классе с помощью консультации будут проверяться и оцениваться после уроков учителем. Причем отметки за работу учитель поставит гораздо строже, чем это делается при оценке работ контрольного характера,- (Например, за одну оставшуюся неисправленную ошибку ученик может получить тройку, а за две —двойку.)

В связи со сказанным учащиеся должны быть предельно внимательными во время консультации, которую организует учитель.

Вначале учащимся предоставляется возможность внимательно перечитать тексты домашних работ и отметить все случаи написаний, в правильности которых они сомневаются.

Затем организуется беседа учителя с классом. Учащиеся задают учителю вопросы о любом из случаев сомнительных написаний. Учитель адресует соответствующие вопросы классу в целом, вовлекая тем самым всех учащихся в активную мыслительную деятельность.

Каждый учащийся должен стремиться задавать вопросы классу, выслушивать на эти вопросы ответы своих товарищей и исправлять допущенные в домашней работе ошибки. Надо также не оставлять без внимания ответы одноклассников на вопросы других учеников, и всякий раз сверяя свои работы с тем, что- говорится на уроке о характере тех или иных орфограмм или пунктограмм.

Учителю нельзя разрешать учащимся по нескольку раз спрашивать о характере одних и тех же написаний. В этом случае внимание учащихся будет рассеиваться.

Практика показывает, что подобный вид проверки письменных домашних заданий является весьма эффективным во многих отношениях. Во-первых, он развивает орфографическую и пунктуаци­онную зоркость учащихся, во-вторых, повышает ответственность за порученную работу и, наконец, дисциплинирует мышление и совершенствует волевые качества школьников, приучая их настойчиво и терпеливо преодолевать трудности в работе.