Воспитание внимания при подготовке домашнего заданиястатья по теме

Внимание! Домашние задания для обучающихся!

В прикрепленных файлах Вы сможете найти домашние задания для Вашего класса.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 07.10.2020

Дата обновления: 23.10.2020

Дата публикации: 13.02.2015

Информационный портал Екатеринбурга

  • Федеральное Государственное Научное Учреждение «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ (ГНУ «ФИПИ»)
  • Официальный интернет-портал государственных услуг
  • Органы власти субъектов Российской Федерации — навстречу людям
  • Дом учителя
  • Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
  • Сайт информационной поддержки ЕГЭ в Свердловской области
  • Официальный информационый портал Единого Государственного экзамена
  • Центр «Одаренность и технологии»
  • Официальный портал Екатеринбурга
  • Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов
  • МБУ ИМЦ Чкаловского района г. Екатеринбурга
  • Министерство образования и молодежной политики Свердловской области

МАОУ-СОШ № 91 620076, Свердловская область, г. Екатеринбург, улица Павлодарская, 40 +7(343) 218-36-39

Дата последнего изменения на сайте: 28.10.2022

При использовании материалов сайта активная прямая ссылка на источник обязательна

№1556 в Реестре российского ПО (на основании приказа Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 06.09.2016 №426)

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».

Воспитание внимания при подготовке домашнего задания
статья по теме

Воспитание внимания при подготовке домашнего задания.

Чикина Светлана Анатольевна,

учитель начальных классов,

ГБОУ ЦДК г. о. Сызрань

Соблюдение режима дня — важное условие успешной учебы ребенка.

Приучать школьников выполнять режим дня необходимо с ранних лет. Неправильно построенный распорядок дня или частая его ломка вредно сказывается на здоровье и работоспособности учащихся, что приводит к развитию переутомления. К сожалению не всегда родители уделяют достаточное внимание распорядку дня детей. Ведь именно на школьные годы приходится наиболее важный этап роста и совершенствования организма, развития высшей нервной деятельности, формирования основных черт характера. В эту пору закладываются и приобретаются знания, навыки, необходимые в жизни и труде, укрепляется здоровье.

История знает многочисленные примеры невероятной работоспособности, хотя не у всех людей были какие-то сверхъестественные способности, необыкновенная память. Произведения Л. Н. Толстого составляют десятки томов, вместе с тем в течение многих лет он служил в Крыму и на Кавказе, учил детей в Яснополянской школе, часто беседовал с многочисленными посетителями. Чем же он обязан своим выдающимся достижениям? Таланту? Да! Но одного таланта мало, он был замечательным организатором своей работы, особенно режима дня. Соблюдение режима дня вырабатывает у детей привычку к порядку, дисциплинированность, воспитывает у них чувство ответственности за проведение тех или иных мероприятий. Учащиеся начинают дорожить своим временем, приобретают навыки систематического труда.

Школьник должен чувствовать, что для него установлен определенный распорядок дня и он обязан его выполнять. Хорошо, если все это школьник будет делать вместе с родителями. При планировании учебной работы школьника и других его обязанностей по дому, свободных занятий родителям важно иметь в виду, что всему должно быть отведено определенное время. Иногда приходится просить детей помочь в чем-то, когда эта помощь необходима независимо от привычного распорядка дня. Но нельзя это делать постоянно, не считаясь с тем, чем сейчас занимается ребенок. Нередко бывает так: только школьник разложил книги, сел за уроки, как его посылают в магазин. Начал мальчик читать интересную книгу — его просят полить цветы, села девочка играть в куклы, ее посылают погулять с младшим братом.

В зависимости от типа нервной системы ребенка такое переключение может происходить быстрее или медленнее. Дети с подвижным типом нервной системы легче справляются с задачей переключения с одного дела на другое, а медлительные испытывают при этом особые трудности.

Младший школьник в силу своих возрастных особенностей еще не умеет быстро переключаться с одного дела на другое. Чтобы бросить одно занятие, на которое он настроился, и приступить к другому, ребенку приходится преодолеть естественное внутреннее желание настоять на своем и не выполнить просьбы родителей. В результате появляется общее недовольство, чувство огорчения. Иногда внутреннее нежелание, связанное с трудностью переключения, проявляется в грубости. На предложение одного из родителей выполнить неожиданное поручение ребенок вдруг говорит:»Не пойду я никуда! Всегда как, только начну что-нибудь интересное, так обязательно другое заставят делать.» Родители должны дать ребенку время на то, чтобы перестроиться, психологически подготовиться к новому делу. Например, дочка читает книгу, а ее необходимо послать в магазин. Мать говорит дочери:»Галя, как только дочитаешь страницу, надо будет пойти в магазин. Вот я тебе здесь положила деньги.» Или сыну:»Заканчивай играть в игру, через десять минут будем накрывать на стол.»

Всякое необоснованное переключение ребенка с одного дела на другое (если это стало обычным в семье) вредно и тем, что ребенок вынужден бросать начатую работу, не закончив ее. Если это войдет в систему, то у школьника будет воспитана плохая привычка — не доводить дело до конца.

Режим предусматривает обязательное пребывание детей на воздухе. Главная задача родителей — помощь ребенку младшего школьного возраста в организации его времени дома. Организованный, усидчивый и внимательный ребенок будет хорошо работать на уроке и дома.

Преобладающим видом внимания младшего школьника является непроизвольное внимание. В этом возрасте все еще сильная реакция на все новое, яркое, необычное. Ребенок не может еще в достаточной степени управлять своим вниманием. У него преобладает наглядно-образный характер мыслительной деятельности. Учащиеся все свое внимание направляют на бросающиеся в глаза отдельные предметы. Непроизвольное внимание а период обучения ребенка в школе развивается. Младший школьник быстро реагирует на то, что его интересует, поэтому очень важно воспитывать познавательные интересы и потребности учащихся. В начальных классах происходит развитие произвольного внимания учащихся. У детей с различной успеваемостью внимание развивается по-разному. От класса к классу у хорошо успевающего ребенка происходит интенсивное развитие произвольного внимания, а у слабо успевающих показатели внимания в 1-2 классах примерно одинаковы. Развитие произвольного внимания у школьников тесно связано с развитием ответственного отношения к учению. Ученики без чувства ответственности внимательно работают только с интересным материалом.

Объем внимания младшего школьника меньше, чем у взрослых, распределение внимания слабее. У учащихся 1 классов небольшая устойчивость внимания. Устойчивость внимания первоклассники могут сохранять в течение 30-35 минут, а третьеклассники и четвероклассники 40-45 минут. Но важно периодически менять вид работы, чтобы не наступило утомление.

Индивидуальные особенности личности младших школьников оказывают влияние на характер внимания. У детей сангвинического темперамента кажущаяся невнимательность проявляется в чрезмерной активности. Флегматики и меланхолики пассивны, вялы. Но на самом деле они сосредоточены на изучаемом предмете. Некоторые дети невнимательны. Причины этого различны: у одних — ленность мысли, у других — отсутствие серьезного отношения к учению, у третьих — повышенная возбудимость центральной нервной системы.

Когда ребенок садится за уроки, сначала идет «врабатывание» — период неполного, ослабленного внимания. Это потому, что организм еще не перестроился на урок и потому, что он еще не увлекся, он еще не поймал ту мысль, за которой будет следить. Ребенок должен ощутить хоть маленькое удовлетворение от сделанного, кое-что понять, познакомится с материалом. Тогда появляется интерес и внимание. Чем интереснее работа, чем больше он чувствует необходимость ее, тем больше он сосредоточен.

Шум, не отвлекающий школьника, не слишком важный для него, полезен, а не вреден. Абсолютная тишина — самый сильный раздражитель. Тишина сама по себе привлекает внимание! Если есть небольшой шум, приходится немного напрягать внимание, чтобы отвлечься, и это напряжение полезно, а не вредно, оно помогает сосредоточению. На шум хорошо сваливать свое нежелание работать, плохое настроение, но когда станет тихи, то окажется, что желание работать от этого не пришло.

Так что не стоит, садясь за уроки, терроризировать всю семью, заставляя домашних ходить на цыпочках:»Тише! Коля уроки делает!» Ребенок должен уметь работать при любых обстоятельствах. Чем больше увлечение работой, тем дольше сохраняется внимание. Но слишком долгое внимание ведет к умственной усталости, тогда — не дожидаясь переутомления — надо дать ребенку отдых. Ученик устает не от умственной работы, а от усилий сосредоточить внимание. Первый признак усталости — падение внимания.

Долго сидеть за приготовлением уроков — это не значит хорошо их сделать. Бесконечные сидения за уроками, которые можно сделать гораздо быстрее, обычно объясняется неустойчивостью внимания детей, неумением сосредоточиться на одном предмете. В этом случае ребенок напишет, например, строчку, а затем отвлечется и начнет рассказывать о том, что было сегодня в классе; опять вернется к письму, вновь отвлечется — начнет затачивать карандаш и т. д. Это отражается на качестве выполнения задания.

Чтобы приучит ребенка к усидчивости, родители ставят перед ним задачу — уложиться в определенное время, ставят перед ним часы; он же, глядя на часы учится распределять свои занятия по времени. Нет ничего хуже, чем сидеть за столом и думать о чем-то, не относящемся к делу, то есть заниматься рассеянно.

Без внимания невозможен успех в умственной работе. Без успеха невозможно увлечение. Учение с увлечением — это учение со вниманием.

Добросовестное выполнение домашних заданий способствует закреплению и углублению знаний получаемых детьми на уроках в школе. Правильно организованные домашние занятия вырабатывают и закрепляют у детей навыки самостоятельной работы, приучают контролировать ее результаты.

Для ребенка должно быть определено постоянное время для приготовления домашних заданий. У школьников, привыкших заниматься всегда в одни и те же часы, появляется к этому времени настрой всего организма к напряженной умственной работе. Нередко приходится наблюдать, как садясь заниматься с самыми наилучшими намерениями, учащийся то и дело вынужден отвлекаться — то понадобился карандаш, то нет резинки, то нужна линейка. На это уходит много времени, а главное — отвлекает внимание. Одним из способов экономии времени является установление порядка на рабочем столе.

Большую роль в умственном труде играет привычка к постоянному месту работы. Письменный стол, стул, полка для книг или шкаф, освещение, звуковой фон. Постоянное место занятий дома вызывает соответствующее настроение. Привычная обстановка не отвлекает внимания и настраивает на деловой лад, обеспечивая хорошую работоспособность.

На столе школьника во время работы находится много книг, тетрадей, черновиков. Во все этом нужно завести определенный порядок. Все с чем работать уже не придется (черновики, тетради и учебники сделанных уроков), можно складывать справа от себя или вообще убрать со стола. Все, что еще потребуется (линейка, карандаш, бумага) лучше класть слева от себя. Книгу, тетрадь, письменные принадлежности, т. е. чем пользуется в настоящий момент удобнее положить перед собой. На письменном столе не должно быть лишних предметов. До начала занятий следует подготовить учебники, тетради, ручки, карандаши на свои постоянные места.

Родители должны позаботиться о том, чтобы ребенку было удобно сидеть во время приготовления уроков, для этого надо подобрать мебель, подходящую по росту. Если плоскость, на которой пишет школьник, оказывается низкой, ему приходится работать согнувшись, что приводит к искривлению позвоночника. Если же рабочая плоскость поднята слишком высоко, учащийся «пишет носом», а это вредно для зрения.

Многие родители спрашивают, в каком порядке следует делать уроки? Единой последовательности приготовления уроков для всех школьников нет, т. к. у детей индивидуальные различия в усвоении нового материала, устойчивости внимания, свободы переключения с одного вида работы на другой.

В начальных классах учителя рекомендуют начинать приготовление уроков с письменных заданий, а потом переходить к устным. Дети 7-8 лет (1-2 класс) еще не привыкли к учебным нагрузкам и быстро утомляются. У них не бывает длительного периода втягивания в работу, поэтому школьникам следует начинать приготовление уроков с трудных заданий, как правило, такими являются письменные. В 1 классе домашние задания не задаются. Время на подготовку домашних заданий во 2 классе — 1 — 1,5 часа, в 3-4 классе — 2 часа. Умственная работа без отдыха не может быть эффективной. Неправы те родители когда вводят правило:»Не выходи из-за стола, пока не сделаешь все уроки!» При выполнении домашних заданий очень важно правильное чередование труда и отдыха. Через 40-45 минут занятий устраивать короткие перерывы.

Главная задача родителей — проконтролировать, когда ребенок сел за уроки, все ли сделал, подсказать, где искать ответ на вопрос, но не давать готового ответа, воспитывая самостоятельность.

Памятка «Упражнения для развития внимания в домашних условиях»

Уважаемые родители, данные упражнения просты и не требуют большого количества времени, проводятся в форме игры. Но для достижения определенного результата их необходимо использовать каждый день.

Корректурные задания (Использовать только при условии, что ребёнок знает буквы)

Ребенку предлагают находить и вычеркивать опреде­ленные буквы в печатном тексте. Это основной тип уп­ражнений, в которых ребенок имеет возможность почув­ствовать, что значит «быть внимательным» и развивать состояние внутреннего сосредоточения.

Выполнение корректурных заданий способствует раз­витию концентрации внимания и самоконтроля при вы­полнении школьниками письменных работ.

Для их проведения потребуются любые печатные тек­сты (старые ненужные книги, газеты и др.), карандаши и ручки. Для детей 6-11 лет желательно использовать тек­сты с крупным шрифтом.

Корректурные упражнения должны проводиться ежед­невно по 5 мин (минимум 5 раз в неделю) в течение 2-4 месяцев.

Инструкция. В течение 5 минут нужно найти и зачеркнуть все встретившиеся буквы «А» (можно указать любую букву): и малень­кие, и заглавные, и в названии текста, и в фамилии автора.

Можно начинать с работы в течение 3 минут (неделя), дальше работаем по 5 минут в день.

1 неделя – зачеркивать одну букву

2 неделя – зачеркивать 2 буквы

3 неделя – 1 букву зачеркивать, другую – обводить в кружок

4 неделя – на одной строчке нужную букву зачеркиваем, на второй строчке – обводим в кружок

5 неделя – можно попробовать работать с 3 буквами

«Перепуганные линии» (Лабиринты)

Прослеживание взглядом какой-либо линии от ее на­чала до конца, особенно когда она переплетается с дру­гими линиями, способствует развитию сосредоточеннос­ти и концентрации внимания. Например

Лабиринты даются в форме игры. Начинайте с простых лабиринтов, работайте не более 3-5 минут, постепенно усложняйте лабиринты и увеличивайте время работы до 10-15 минут.

«Найди отличия»

Задания такого типа требуют умения выделять призна­ки предметов и явлений, их детали и владеть операцией сравнения. Систематическое и целенаправленное обуче­ние школьников сравнению способствует развитию навы­ка своевременной активизации внимания, его включения в регуляцию деятельности.

Для сравнения детям могут быть предложены какие-либо предметы, их изображения, картинки, различающи­еся определенным числом деталей. Например

Такую работу необходимо чередовать с лабиринтами (например, через день). Начинайте с несложных картинок (до 5 различий), работайте в течении 5 минут, затем через неделю можно перейти к более сложным картинками (до 10 различий), картинки можно повторять через есколько дней.

Игра, распространенная у охотничьих племен индейцев

Детям предлагают короткое время посидеть тихо и постараться услышать все возможные шумы, угадать, от чего они произошли (родитель может специально «орга­низовать» некоторые шумы). Эту игру можно проводить как соревнование: кто больше услышит шумов и угадает их происхождение.

Такую игру полезно проводить каждый день, в течении небольшого количества времени (5-10 минут), можно использовать во время прогулки.

Игра «Заметь все»

Раскладывают в ряд 7-10 предметов (можно выставлять картинки с изображениями предметов на наборном полот­не), которые затем закрываются. Приоткрыв предметы на 10 с, снова закрыть их и предложить детям перечислить все предметы (или картинки), которые они запомнили.

Приоткрыв снова эти же предметы, секунд на 8-10, спро­сить у детей, в какой последовательности они лежали.

Поменяв местами два любых предмета, снова показать все на 10 с. Предложить детям определить, какие предме­ты переложены.

Не глядя больше на предметы, сказать, какого цвета каждый из них.

Можно придумать и другие варианты этой игры (уби­рать предметы и просить детей называть исчезнувший; располагать предметы не в ряд, а например, один на дру­гом с тем, чтобы дети перечислили их по порядку снизу вверх, а затем сверху вниз и т.п.).

Данную игру необходимо проводить 2-3 раза в неделю по 5-10 минут, начинайте с 5-6 предметов, через 1 неделю увеличивайте количество предметов на 2.

Игра «Ищи безостановочно»

В течение 10-15 с увидеть вокруг себя как можно боль­ше предметов одного и того же цвета (или одного размера, формы, материала и т.п.). По сигналу взрослого один ребе­нок начинает перечисление, другие его дополняют. Также необходимо проводить каждый день по 5-10 минут, можно во время прогулки, совместной игры.

Упражнения на развитие устойчивости и переключения внимания.

Называйте ребенку различные слова: стол, кровать, чашка, карандаш, медведь, вилка и т.д. Малыш внимательно слушает и хлопает в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее, например, животное. Если малыш сбивается, повторите игру с начала.

В другой раз предложите, чтобы ребенок вставал каждый раз, когда услышит слово, обозначающее растение. Затем объедините первое и второе задания, т.е. малыш хлопает в ладоши, когда слышит слова, обозначающие животных, и встает при произнесении слов, обозначающих какое-либо растение. Такие и подобные им упражнения развивают внимательность, быстроту распределения и переключения внимания, а, кроме того, расширяют кругозор и познавательную активность ребенка. Хорошо проводить такие игры с несколькими детьми, желание, азарт и приз победителю сделают их еще более увлекательными.

Данную игру можно использовать 2-3 раза в неделю во время совместной деятельности или игры.

Игра «Пуговица».

Играют два человека. Перед ними лежат два одинаковых набора пуговиц, в каждом из которых ни одна пуговица не повторяется. У каждого игрока есть игровое поле — это квадрат, разделенный на клетки. Начинающий игру выставляет на своем поле 3 пуговицы, второй игрок должен посмотреть и запомнить, где какая пуговица лежит. После этого первый игрок закрывает листком бумаги свое игровое поле, а второй должен на своем поле повторить то же расположение пуговиц.

Чем больше в игре используется клеток и пуговиц, тем игра становится сложнее.
Эту же игру можно использовать в работе на развитие памяти, пространственного восприятия и мышления.

Начинайте с поля 5 на 5 клеток и 5-6 пуговиц (пуговицы можно заменить любыми другими мелкими предметами, игрушками). Через неделю увеличивайте количество клеток и пуговиц на 2.

Упражнение на распределение внимания.

Упражнение направлено на выработку у ребенка умения выполнять два разных действия одновременно.

а) Ребенок рисует круги в тетради и одновременно считает хлопки, которыми взрослый сопровождает рисование. Время выполнения задания — 1 мин.

Подсчитывается количество кружков и сосчитанное количество ударов. Чем больше кружков нарисовано и правильнее сосчитаны хлопки, тем выше оценка.

б) Задание похоже на предыдущее. В течение 1 минуты нужно одновременно рисовать двумя руками: левой — кружки, правой — треугольники. В конце подсчитывается количество нарисованных треугольников и кружков.

(Треугольники с «округленными» вершинами не считаются, так же как и круги с «углами». Задача ребенка — нарисовать как можно больше треугольников и кругов.)

Задания подобного типа родители могут придумывать сами. Это могут быть рисование и устное решение несложных примеров; запись слов и прослушивание кусочка стихотворения и т.д. Важно сформировать такое качество, как помехоустойчивость у ребенка.

22. Упражнение «Выполни по образцу» (тренировка концентрации внимания).

Упражнение включает в себя задание на прорисовку достаточно сложных, но повторяющихся узоров.
Каждый из узоров требует повышенного внимания ребенка, т.к. требует от него выполнения нескольких последовательных действий:

а) анализ каждого элемента узора;
б) правильное воспроизведение каждого элемента;
в) удержание последовательности в течение продолжительного времени.

При выполнении подобного рода заданий важно не только, насколько точно ребенок воспроизводит образец (концентрация внимания), но и как долго он может работать без ошибок. Поэтому каждый раз старайтесь понемногу увеличивать время выполнения одного узора. Для начала достаточно 5 мин.