Домашнее задание Здоровье Умножение десятичных дробей на натуральное число. презентация

— Количество детей с хроническими заболеваниями: определяется по отношению числа школьников с хроническими заболеваниями к общему числу наблюдаемых детей, выраженному в %.

Нужно ли делать домашнее задание

О домашних заданиях в системе обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова: «Фактически постепенно должна стираться грань между классными и домашними заданиями с переходом к непрерывной, индивидуальной самостоятельной учебной деятельности школьника». Но за последние два десятилетия многое изменилось в образовании. Сегодня нет такого учителя, который не мечтал бы о том, чтобы ребята на его уроке работали добровольно, творчески и с удовольствием выполняли домашнюю работу.

Мнение российских ученых

Российские педагоги, как их коллеги за рубежом, заинтересованы вопросом необходимости домашних заданий. Наиболее распространено среди наших специалистов мнение о том, что домашнее задание – это неотъемлемая традиция средней школы и отказываться от нее не стоит. Однако есть и прогрессисты в современной педагогике. К таким, например, можно отнести преподавателя русского языка и литературы ГБОУ «Школа “Интеллектуал”» Всеволода Луховицкого. Он считает, что учителю нужно дать свободу: «Кому-то нужно домашнее задание, кому-то нет. В каких-то ситуациях домашние задания необходимы, в каких-то не нужны… Но учителей бесконечно заставляют отчитываться. Оставьте школу в покое!» Директор московского Центра образования «Царицыно» Ефим Рачевский также согласен с тем, что необходимо пересмотреть подход к домашнему заданию, однако он также выступает против его полной отмены: «Если рассматривать домашнее задание как повинность, то оно вызывает глубокое отвращение. Если как разновидность самостоятельной учебы, тогда оно дополняет то, что ученик узнает нового в школе… Если мы хотим лишить детей навыков самостоятельного познания, то надо отменять домашние задания».

Впрочем, есть и более радикальные позиции. «От школьных домашних заданий необходимо отказаться из-за их ненужности. Это время детям лучше тратить на прогулки на свежем воздухе. В школах во всем мире уходят от домашнего задания, и ничего страшного в этом нет», — считает зампред комитета Госдумы по образованию и науке Борис Александрович Чернышов.

Масштабных отечественных исследований об эффективности домашнего задания пока не проводится, но на местах многие педагоги самостоятельно организуют анкетирование, выявляя отношение к домашней работе у своих учеников и их родителей. Большая часть работ опубликована в свободной сети Интернет. Ознакомившись с материалами, можно сказать, что большинство педагогов не сомневаются в пользе индивидуальных исследовательских работ и задач. Учителя пишут, что лишь исследовательское обучение (т. е. обучение, направленное не столько на знание фактов, сколько на видение причинно-следственных связей, на развитие мышления) способно компенсировать негативные последствия перехода на тестовую форму итоговой государственной аттестации.

В исследовательском обучении усвоение теоретической темы не самоцель, а средство развития логического мышления, умения добывать информацию при помощи анализа материала и сопоставления имеющихся мнений. Именно это умение будет востребовано в жизни любого из учащихся, тогда как содержание большей части школьных курсов не будет использоваться в полноте и забудется. Таким образом, можно заключить, что, по мнению российских педагогов, основные задачи современного образования подчиняются воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно. В основе современного образования оказывается активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно поэтому нетрадиционные формы домашнего задания пользуются популярностью в современном образовательном процессе: все больше олимпиадных вопросов, головоломок и групповых проектов. Такие задания имеют большое значение для раскрытия творческого потенциала ученика: с одной стороны, они закрепляют знания, умения и навыки, полученные на уроке, а с другой стороны, позволяют ребёнку проявить самостоятельность, самому найти решение необычной задачки или же развить коммуникативные навыки и навык работы в коллективе. Они помогают избежать однообразия, рутины в обучении. Ребенок может почувствовать себя и в роли автора, и в роли иллюстратора, и в роли учителя. Оригинальные, индивидуальные задания активизируют мышление.

Но как бы просто это ни звучало на словах, индивидуализация обучения — одна из сложнейших проблем обучения детей и подростков. Учитель географии и психолог Иван Степанович Матрусов отмечает, что дифференцированные задания учитывают реальные возможности учащихся и позволяют подготовить каждого школьника к усвоению новых знаний, обеспечить всем ученикам возможность дальнейшего их углубления и способствуют развитию самостоятельности учащихся. Он также замечает, что при разработке дифференцированных домашних заданий целесообразно использовать разноуровневый подход. По мнению Натальи Валерьевны Вербицкой, учителя биологии, для учащихся с высокой степенью обучаемости и познавательной активности домашнее задание должно включать опережающие проблемные вопросы. Тем учащимся, которые обладают меньшей познавательной активностью, необходим подробный инструктаж к заданию, выполняемому по образцу. Учитель должен пояснить порядок выполнения работ и порекомендовать источники знаний.

Зарубежные исследования

Масштабное исследование, обобщающее все статистические и экспериментальные данные об эффективности домашнего задания в США с 1987 по 2003 год, свидетельствует, что нет никаких убедительных доказательств связи между количеством учащихся, регулярно выполняющих домашнее задание, и их достижениями. Иными словами, назначать домашнее задание на постоянной основе всем ученикам школы не эффективно.

Эффективность же выполнения домашних заданий подтверждалась лишь в тех случаях, когда проверка знаний назначалась вскоре после выполнения, что указывало лишь на хорошую работу краткосрочной памяти. Позитивных изменений (таких, например, как улучшение оценок класса) в долгосрочной перспективе не наблюдалось.

Спустя 10 лет в журнале Experimental Education было опубликовано исследование Стэнфордской высшей школы образования, которое также бросило вызов традиционному взгляду на домашнее задание. Выяснилось, что для 56% учащихся домашнее задание выступает основным источником стресса: многие ученики рассказывали, что большие объемы задаваемого на дом приводят к нарушению сна, частым головным болям, истощению и проблемам с желудком. Как данные комплексного опроса, так и непосредственные ответы учащихся указывают и на то, что из-за повышенной учебной нагрузки школьники «не удовлетворяют свою потребность в приобретении других важных жизненных навыков»: ученики отказываются от встреч с друзьями и семьей, у них не остается времени на хобби и культурный досуг. «Молодые люди проводят больше времени в одиночестве, – говорится в докладе, – что означает – меньше времени для общения, меньше возможностей для участия в деятельности сообществ».

Исследователи пришли к выводу, что большое количество домашних заданий замедляет развитие навыков в области личной ответственности, уровня субъективного контроля, то есть того, насколько человек ощущает себя способным контролировать значимые события своей жизни, быть их причиной, а не следствием действий других людей или влиянием обстоятельств.

Результаты указали на то, что многие ученики пытаются найти баланс между домашним заданием, внеучебной деятельностью и «социальным временем». Оказалось, что большинство детей чувствуют себя вынужденными ставить выполнение домашней работы в приоритет над развитием своих талантов и дополнительных навыков, что порождает неудовлетворенность и разочарование. Опрошенные признавались, что зачастую домашнее задание – пустая трата времени, бессмысленная зубрежка, однако отказ от выполнения приводит к потере баллов и становится риском.

Таким образом, данное исследование ставит под сомнение практику ежедневного назначения домашнего задания не только для всего класса, но и для отдельного индивида. По мнению Дэниз Поуп, одного из авторов доклада, домашняя работа должна перестать быть стандартной повсеместной повинностью и стать специальным бонусом. «Домашняя работа должна иметь конкретную цель и понятную ученику выгоду, она должна способствовать обучению и развитию, должна быть разработана исходя из способностей каждого ученика (быть индивидуальной)», – пишет Д. Поуп.

В прошлом году организация TSC (Teaching Schools Council), которая сотрудничает с правительством и школами Англии, также выступила с докладом на тему выгоды домашнего задания для ученика. В нем говорилось, что «если школа задает домашнюю работу, она должна объяснить и ученикам, и вам, родителям, для чего она ее задает». Их исследование установило, что домашние задания эффективны для обучения, лишь когда точно известно, как именно ребенку поможет его выполнение. Применение на практике – основной критерий.

Считается, что домашнее задание вырабатывает привычку к постоянному обучению новому. Также домашняя работа нередко рассматривается как средство корректировки поведения, позитивного влияния на характер ученика. Кроме того, поскольку домашняя работа имеет менее строгие, чем в школе, временные ограничения и контроль, она способствует приобретению не академических навыков: организации времени, любознательности и привычке самостоятельно находить решение проблем.

Исследователь в области образования профессор Джон Хэтти считает, что домашние задания – это эффективный механизм обучения, если правильно к нему подойти. «Самое худшее, что вы можете сделать с домашней работой, – это дать детям на дом проект, новый материал; самое лучшее, что вы можете сделать, – закрепить изученное днем, в школе», – сказал в одном из интервью. Для каждой возрастной группы важно подобрать правильный тип домашнего задания.

Профессор из Австралии Ричард Уолкер, преподаватель психологии в Сиднее также считает, что необходимо изменить подход к задаваемому на дом материалу. «Цель уроков дома – повторить пройденное, и повторить качественно. Необходимо помнить, что в начальной школе уроки не имеют большого смысла: занимаются малыши дома или нет, разница невелика. В этом возрасте самостоятельные занятия не слишком интересны для детей. А вот для старшей школы – да, самостоятельные занятия и нужны, и важны, и интересны»,- пишет он.

Из стран, отказавшихся от домашних заданий, наиболее любопытен пример соседней с нами Финляндии, школы которой входят в первую десятку сильнейших (по результатам международной программы по оценке качества обучения PISA), не прибегая притом к практике дополнительных секций и репетиторов. В чем же секрет? В Стране тысячи озер как раз абсолютно все получаемые в школе знания неразрывно связаны с реальной жизнью. Детям всё время предлагают задать себе вопросы, что лично им дает каждый изученный раздел. С оценок и соблюдения школьной программы всю систему развернули в сторону самого ученика и его собственного познания мира.

Таким образом, домашнее задание – это очень сложная, но в то же время важная структура в российском учебном процессе. Именно домашние задания позволяют успешно использовать психологические особенности и учитывать склонности учащихся, поэтому категорический отказ от них почти никем из специалистов всерьез не рассматривается.

Педагоги решают, помогает домашнее задание усвоить материал или крадёт детство, а школьники ненавидят домашку вне зависимости от выводов взрослых. Вот американская учительница Бренди Янг и решила отменить домашние задания для своего класса.

В США проводятся обязательные встречи с учителями: родители приходят в школу, знакомятся с преподавателями, смотрят, что и как. На одной из таких встреч Бренди, которая преподаёт у второклассников, раздала родителям записки с убойной информацией: домашних заданий не будет до конца года. Дома нужно только доделывать то, что ученик не успел закончить в классе. Учительница предложила родителям использовать освободившееся время с пользой: проводить семейные ужины, читать всей семьёй книги, больше гулять на улице и раньше ложиться спать.

Мама одной из учениц сфотографировала записку.

Идея понравилась многим, если судить по огромному количеству лайков и шеров.

И правда, домашка не нужна. Вот почему.

1. Домашнее задание вредит здоровью

Об этом говорят все родители: постоянно растущая академическая нагрузка и стрессовое тестирование бьют по здоровью детей.

  • Из-за высокой нагрузки дети меньше спят. Они засиживаются над учебниками допоздна и переживают из-за оценок, в итоге появляются проблемы со сном The relation among sleep duration, homework burden, and sleep hygiene in chinese school-aged children. .
  • Здоровых школьников у нас почти нет. Близорукость, гастрит, хроническая усталость, нарушения осанки — что-то из этого у ребёнка, вероятно, есть.

Так, может, плюнуть на это домашнее задание и оценки и заняться чем-то более полезным?

2. Домашнее задание отбирает время

Сегодня дети заняты как никогда, считает Питер Грей, профессор Бостонского колледжа. Они проводят слишком много времени в школе, потом бегут к репетиторам, на обратной дороге заворачивают в секцию. Расписание жёстко регламентировано, каждый час учтён.

Дети учат языки, математику, программирование. Но им некогда научиться жизни.

Психолог Харрис Купер проводил исследования, которые доказали, что задания на дом не очень-то эффективны: слишком большой объём информации ребёнок не усвоит. Малышам нужно не больше 20 минут дополнительных занятий, старшим — полтора часа Homework in Elementary School. .

Для сравнения: по нашим санитарным правилам полтора часа — это объём для второго класса. Выпускники могут тратить на уроки по три с половиной часа. Почти половина рабочего дня, и это после школы. А жить-то когда?

3. Домашнее задание не влияет на успеваемость

Алфи Кон, один из главных критиков образования, написал в 2006 году книгу «Мифы о домашнем задании». В ней он рассказал, что для младших учеников нет никакой связи между количеством домашнего задания и достижениями в учёбе. В старших классах связь настолько слаба, что почти исчезает, если применять в исследовании более точные методы измерений Rethinking Homework. .

С этим согласны не все. Том Шеррингтон, учитель и защитник практики заданий на дом, пришёл к выводу, что в начальной школе пользы от домашнего задания действительно немного, зато когда ученикам больше 11 лет, уроки помогают добиваться блестящих результатов Homework Matters. .

Долгосрочную пользу от отмены домашнего задания толком не измерить. Исследовательский центр TMISS выяснял, сколько времени школьники тратят на домашнее задание в разных странах. Так вот, в четвёртом классе только 7% учеников не делают домашнее задание How Much of Their Out-of-School Time Do Students Spend on Homework During the School Week. . Небольшая цифра для анализа.

4. Домашнее задание ничему не учит

Школьное образование абсолютно оторвано от жизни. После многих лет изучения английского выпускники двух слов связать не могут, понятия не имеют, в каком полушарии отдыхают, свято верят в силу гомеопатии. Домашние задания продолжают тенденцию: забивают головы фактами, которые дети не могут применить.

Студенткой я подрабатывала репетитором, помогала школьникам подтянуть русский язык. Изначально дети не могли просклонять самое простое существительное «дверь». В глазах был только страх: сейчас поставят оценку. Половину каждого занятия пришлось посвящать теме «русский язык в быту», доказывать, что мы так разговариваем. На каждый падеж я придумывала предложение. Не такое, как в учебнике, а такое, как в жизни: «Тихо, кошке дверью хвост прищемишь!» Когда дети понимали, что все школьные знания — это и есть наш мир, оценки резко улучшались и моя помощь становилась не нужна.

Вспомните, как вы учились, и сравните процесс с уроками в швейцарской школе. Если бы домашние задания помогали сокращать разрыв межу классом и жизнью, от них был бы толк. Но это не так.

5. Домашнее задание убивает желание учиться

«Сделать уроки» до сих пор означает либо прорешать школьные примеры, либо прочитать несколько параграфов. По сути, учителя спихивают на дом то, что не успели рассказать от звонка до звонка. Это настолько тоскливо, что домашнее задание превращается в тяжёлую повинность.

Хуже этой скуки только «творческие» задания, которые сводятся к рисункам и презентациям в PowerPoint. Свежая история с работы:

A post shared by Kess (@chilligo) on Oct 17, 2016 at 10:11am PDT

В задании про скворца нужно было ещё и объяснить причины его грусти. Сомневаюсь, что скворцы и правда до слёз переживают из-за предстоящего отпуска и станут скучать по берёзкам, но именно так и надо было отвечать.

То есть дома ребёнок должен скучать или заниматься глупостями вместо общения с друзьями, прогулок и занятий спортом. И кто после этого полюбит учиться?

6. Домашнее задание портит отношения с родителями

Многие родители делают уроки с детьми и за детей. Получается так себе.

  • Школьная программа поменялась, знания родителей устарели.
  • Многие родители сами не помнят простых примеров из школьной программы и пытаются выполнять задания с точки зрения взрослого. Дети так не умеют.
  • Родители не педагоги. Они не учились объяснять материал, правильно его подавать и проверять. Нередко такое обучение хуже, чем никакого.
  • Домашнее задание — это постоянные конфликты. Дети не хотят его делать, родители не умеют мотивировать, совместные занятия заводят в тупик, и всё это выливается в ссоры.

Что хорошего в домашнем задании

Проблема не в домашнем задании и не в его количестве. А в том, что в готовом виде, как оно есть сейчас, оно абсолютно бесполезно, только уничтожает время и здоровье. От домашней работы можно добиться результатов, если пересмотреть подход к ней.

Домашнее задание выполняется в комфортных условиях, поэтому дома можно найти ответ на сложный вопрос и понять материал. Если, конечно, на это есть время и силы.

Если для каждого ученика разрабатывать индивидуальное домашнее задание, то школьник сможет подтянуть темы, которые ему не даются, и развить сильные стороны Домашнее задание как важный компонент непрерывного образования. .

Бренди Янг считает так:

Ученики весь день работают. Дома есть более важные занятия, которым тоже нужно учиться. Развиваться нужно в разных сферах, какой смысл приходить домой и утыкаться в тетрадки?

А вы как думаете, нужно ли домашнее задание?

Все родители рано или поздно сталкиваются с тем, что у их ребенка не получается самостоятельно выполнить домашнее задание. Они решают помочь ему. И делают домашнее задание вместе с ним. А иногда даже и за него.

Однако, возникает вопрос, нужно ли родителям вмешиваться в учебный процесс ребенка? И стоит ли им помогать ему выполнять домашнее задание?

Какая проблема возникает, когда родители делают д/з вместе с ребенком?

Можно ли исправить ситуацию?

Исправить эту ситуацию можно. Мы рекомендуем отказаться от совместного выполнения домашнего задания. И вмешиваться в учебный процесс только в том случае, если ребенок застопорится на определенном упражнении. И не сможет справиться с ним без вашей помощи.

Давайте ребенку возможность выполнять домашнее задание самостоятельно

Как добиться того, чтобы ребенок самостоятельно выполнял домашнее задание?

Установите границы ответственности

Верьте в силы ребенка

Никогда не показывайте ребенку то, что вы не уверены в его интеллектуальных способностях. И в том, что он сможет выполнить определенное упражнение правильно.

Если он подходит к вам со словами “Мам, помоги, пожалуйста, сделать математику. Мне кажется, что я не смогу решить 15 задачу”, то вам нужно демонстрировать свою уверенность в его силах. В ответ вы можете сказать: “Сынок, ты у меня очень умный. Ты справишься с задачей. Если у тебя совсем не будет получаться ее выполнить, то я тебе помогу. Ну а пока попробуй решить ее самостоятельно”.

Ни в коем случае не решайте задачу вместе с ребенком до того, как окажется, что он не может выполнить задание самостоятельно. И уж тем более не допускайте того, что вы выполните конкретное упражнение за него. Если вы сделаете это, то вся ответственность перейдет на вас. Ребенок перестанет делать самостоятельно любое д/з. Потому, что будет понимать – любое задание за него может выполнить мама. Соответственно, он будет просить у вас помощи при выполнении каждого последующего домашнего задания.

В старших классах с этим у вас могут возникнуть проблемы. Ребенок вырастет, но все равно будет просить у родителей помощи в выполнении домашнего задания или придется прибегать к помощи репититора.

Как часто можно спрашивать ребенка о том, выполнил ли он домашнее задание?

В процессе обучения ребенка понятиям границ ответственности вам нужно сделать так, чтобы он понял: за учебу в школе отвечает лично он. Оценки, которые получит чадо – лично его заслуга. И в его же интересах сделать домашнее задание так, чтобы баллы были максимально высокими.

Именно поэтому вы должны спрашивать ребенка о том, выполнил ли он домашнее задание, как можно реже. Не больше одного раза в день.

Если вы будете терроризировать ребенка вопросом “Ты выполнил домашнее задание?”, то он бессознательно переложит ответственность за его выполнение на вас. И будет делать его только тогда, когда вы его об этом спросите.

В идеале, вы должны добиться того, чтобы вы вообще не задавали вопрос про домашнее задание. Но, при этом, чтобы в конце дня ребенок самостоятельно отчитывался вам: “Мам, я выполнил все домашнее задание на завтра”.

Не слушайте учителей, которые говорят вам, что домашнее задание в обязательном порядке нужно выполнять с ребенком

Подход к выполнению домашнего задания с ребенком у каждого учителя разный. Это зависит от возраста педагога. А также от той базы знаний, которую он получил в конкретном учебном заведении.

Не рекомендуем прислушиваться в вопросе совместного выполнения домашнего задания к педагогам. Поступайте так, как считаете лично вы.

По возможности, можете прислушаться к своим родителям. Узнайте у них, как они воспитывали вас в школьные годы. Если они помогали вам с выполнением домашнего задания, то делайте так же и со своим ребенком.

Посторонних лиц в этом вопросе слушаться не нужно.

Почему помогать ребенку делать домашнее задание – вредно?

Когда вы решаете за ребенка домашнее задание , в его голове не откладываются знания

В большинстве случаев, когда вы решаете задачу за ребенка, он не понимает ее сути. Не улавливает алгоритмы решения. И не получает абсолютно никакие знания в процессе обучения.

Благодаря вам он получает ответ на определенную задачу. И не стремится понять, как ее решать.

При регулярном совершении подобной ошибки, ребенок и вовсе перестанет учится. Он не будет мыслить во время выполнения домашнего задания. Потому, что будет знать – за него все решит мама.

Помощь в выполнении д/з не поможет улучшить оценки ребенка

Ученые из ВУЗа города Остин (США) провели исследование эффективности совместного выполнения домашнего задания. Они выясняли, насколько сильно влияет помощь родителей при подготовке домашнего задания на оценки школьников.

Согласно результатам исследования, дети, которым помогали делать домашнее задание, ничем не отличаются в интеллектуальном плане от делающих его самостоятельно. Первой категории школьников с домашним заданием регулярно помогали родители. Однако, они не смогли освоить новых знаний быстрее, чем остальные дети.

Помогать ребенку с выполнением домашнего задания – не очень эффективно в плане интеллектуального развития. Если у школьника наблюдаются проблемы с определенным предметом, то лучше найдите ему репетитора. Он без лишних криков и эмоций объяснит ребенку определенную тему. И поможет справиться с тяжелым материалом.

Ребенок будет бояться выполнить домашнее задание неправильно

Заключение

Решать, делать домашнее задание совместно с ребенком или нет, предстоит каждому родителю самостоятельно. Мы лишь описали то, к чему это может привести. Проанализируйте все плюсы и минусы совместно выполнения домашнего задания.

Если Ваш ребенок все-таки испытывает трудности в выполнении домашнего задания, советуем Вам обратиться к Интернет ресурсам, которые помогают детям – Учителя онлайн)))