Домашнее задание № 4

А такими основными предметами всегда были математика и русский язык. Но на этой страничке не о русском языке, а значит о математике! И действительно, на этой страничке мы расскажем нашим школьникам о решении домашней работы за 4 класс, рабочей тетради по математике, 1 части, автора Дорофеева, по программе Перспектива. Еще такие готовые домашние задания, школьники и их родители называют ГДЗ! Так вот, вам много и не надо будет, чтобы понять как пользоваться нашими ответами. Вы всего-то что и должны знать, так это на какой странице вообще находятся те самые задания, по которым вы хотели бы получить готовые решения. Далее просто открываем страничку самым обычным кликом мышки и смотрим ответы. Вот и все!

Учим цифры с детьми 3 лет: построение занятия, игры, рекомендации

Активное развитие ребенка должно происходить с ранних лет жизни, поэтому в 3 года стоит начать учить цифры, используя для этой цели различные игры, пособия, дидактические материалы. В зависимости от способностей конкретного малыша можно осваивать счет до 10 или даже до 100, главное – чтобы крохе все было понятно и он получал удовольствие от занятий.

Лучший возраст

Есть известная фраза «после трех уже поздно». Действительно, учеными доказано, что малыши в 2,5-3 годика отличаются уникальной способностью к запоминанию, которая с возрастом ослабевает. Поэтому трехлетки вполне способны совершить первое путешествие в мир математики и разучить цифры, это поможет их развитию и станет отличным методом подготовки к школе. Кроме того, работа с дидактическими материалами, например палочками Кюизенера, способствует улучшению мелкой моторики, что, в свою очередь, благотворно влияет на речь.

Вот почему первые уроки по арифметике можно проводить уже в 3 года. Однако если малыш еще не готов к этому, стоит дать ему время, отложить начало уроков до 4-5 лет.

Правила организации занятия

Чтобы знакомство с цифрами не обернулось для малыша «катаргой», следует использовать следующие принципы работы.

  • Обучение в процессе игры. Постоянными гостями на занятиях должны стать игрушки, куклы, выдуманные сказочные персонажи.
  • Похвала – лучшая мотивация, а ругать малыша не стоит. Родителям важно помнить, что ребенок не понимает, почему взрослые им недовольны, ведь он действительно старался. Такое отношение может навсегда убить в нем стремление к обучению. Поэтому про строгость следует забыть.
  • Занятия должны вестись непрерывно, поэтому можно поместить на стену в комнате малыша крупные яркие карточки с цифрами, числовые ряды. Главное – на картинках должна присутствовать не только сама цифра, но и обозначаемое ею количество. Например, двойка и два апельсина.
  • Совмещать разные виды деятельность. Так, лепка из теста или пластилина фигурок-цифр не только помогает их усвоению, но и способствует развитию мелкой моторики.
  • Не следует перегружать малыша новыми знаниями, для одного дня знакомства с одной новой цифрой вполне достаточно. Когда он научился четко себе представлять, что 1 – это один предмет, а 7 – семь, можно приступать к обучению счету.

Соблюдение этих несложных правил поможет родителям не только передать крохе полезные знания, но и получить удовольствие от самого занятия и от общения.

Этапы обучающего процесса

Научить ребенка цифрам непросто, к этому делу следует подойти внимательно и серьезно – так выстроить работу, чтобы соблюдать логику «от простого к сложному».

Можно выделить несколько этапов работы.

  1. Знакомство. Родитель заранее готовит материал: карточку, на которой изображена, например, единица или двойка, подбирает необходимое количество одинаковых предметов. После этого поясняет, что «сегодня мы знакомимся с цифрой «Один», она обозначает один предмет. Вот, посмотри, мишка один». Сколько мишек ты видишь?».
  2. Запоминание. Предложение ребенку различных заданий, которые помогут ему запомнить, как выглядит единица и что она означает. Допустимо немного помогать ему. Задания должны быть двух типов: сначала те, которые помогают соотнести цифру с конкретным количеством, а затем – направленные на запоминание внешнего вида цифры.
  3. Закрепление. Следующая «порция» заданий, которые малыш уже должен выполнить полностью самостоятельно.
  4. Новый материал.

Следует подчеркивать связь с прошлым, показать одного медведя и спросить, сколько мишек видит ребенок, после чего выставить второго, сказать, что мишек теперь два. Не стоит перегружать ребенка, знакомство с каждой последующей цифрой стоит проводить только тогда, когда предыдущая хорошо усвоена. Если у родителей нет возможности покупать одинаковые игрушки, на помощь придут карточки, конфеты, фрукты, овощи. Решая, с чего начинать, упражнения необходимо подобрать таким образом, чтобы каждое из них было доступно крохе.

Занятия с дидактическими материалами

Благодаря своему разнообразию игры со специально разработанными наборами, например палочками Кюизенера, подойдут для детей и 3 лет, и 5 лет. Можно выбрать те варианты, которые в наибольшей степени соответствуют уровню развития крохи.

Для малышей подойдут задания по следующим шаблонам.

  • Найти три желтые палочки.
  • Сколько палочек я показываю?
  • Найди две синие палочки и четыре желтые. Каких больше?
  • Родитель выкладывает квадрат из палочек, после чего спрашивает: сколько палочек я использовала, чтобы создать фигуру? Возможно и противоположное задание: сложи фигуру, используя только 5 (или любое другое количество) палочек.

Хорошо зарекомендовала себя карточная методика Домана, которая помогает запомнить внешний вид цифры и ее значение. Задания также просты.

  • Мама показывает карточку, задача ребенка – понять, какая цифра на ней изображена, и найти ее пару – другую карточку, на которой нарисовано необходимое число предметов.
  • Потом наоборот – мама выбирает карточку, например, с двумя мишками, ребенок должен найти ей пару – «2».
  • Мама показывает карточку с тремя зайцам и просит ребенка найти в квартире такое количество предметов, которое изображено на картине. Дошкольник может принести ей три яблока.

Таня Охрименко, педагог-психолог: Учить с ребёнком в игре цифры здорово. И можно это делать не только дома. А например, поднимаясь по лестнице и считая ступеньки. Главное, если ребёнок их не запоминает, не переживайте, пусть пройдёт немного времени и у него все уложится. Например, то, что ребёнок неделями запоминает в 3 года, в 5 он сможет запомнить за считанные минуты, если у него проснётся «познавательный интерес».

Подобные карточки можно купить или изготовить самостоятельно.

Для дошкольников, которые хорошо разобрались с первым десятком, можно использовать и числовую ленту Зайцева, представляющую собой ряд цифр от 1 до 99. Разместить ее можно на стене, чтобы пособие всегда было перед глазами. Задания могут быть различными.

  • Взрослый описывает число: два десятка, три единицы. Задача ребенка – понять, что речь идет о 23, и показать число на ленте.
  • Чье число больше. Мама и ребенок берут по одной карточке, на которых написаны числа. Ребенок должен понять, у кого число имеет большее значение, а потом – найти оба на ленте.
  • Найти на ленте Зайцева возраст каждого из членов семьи.

Все это поможет сформировать правильное представление о цифрах у дошкольников.

Разнообразие упражнений

Есть большое число упражнений, выполнение которых поможет малышу 3 лет познакомиться с цифрами, запомнить, как они выглядят и какое количество означают. Некоторые из них могут использоваться в возрасте 4 лет. Начинать надо с того, что ребенок хорошо знает.

  • Выборка. Мама ставит перед ребенком блюдо, на котором лежат фрукты или конфеты, и просит его набрать, например, три штуки (например, «дай маме три конфеты»). Второй вариант задания – мама сама откладывает некое количество конфет и просит ребенка посчитать их, а потом сказать, сколько сладостей в кучке.
  • Найти цифру. Взрослый просит дошкольника показать ему все единицы, которые представлены на заранее подготовленном плакате. Это поможет крохе запомнить, как цифра выглядит.
  • Найди пару. Родитель готовит две серии картинок: на одних изображены крупные цифры, на других – знакомые детям иллюстрации к сказкам. Например, два Ивана, три медведя, семь Симеонов и прочее. Задача малыша – соотнести картинку и цифру.
  • Посчитай свои пальчики (после знакомства с пятеркой).
  • Сюжетно-тематическая игра «Домики». Родитель заранее рисует на листе бумаги определенное количество домиков и просит ребенка принести столько игрушек, чтобы всех их можно было «заселить» и ни одного пустого домика не осталось.
  • Игра «По грибы». Родитель заранее размещает в комнате «грибы» (картинки, кубики), ребенок берет с собой корзинку и идет из собирать, найдя первый, он произносит «один», второй – «два», и так далее.

Игр огромное множество, поэтому каждый день следует предлагать ребенку что-нибудь новенькое. Заниматься можно и за компьютером, прося малыша посчитать число предметов на экране.

Использование различных форм работы

Чтобы малышу было проще запоминать цифры, важно визуализировать каждую из них. Есть несколько способов это сделать.

  • Распечатать крупные картинки, на которых изображен изучаемый материал, причем желательно, чтобы каждая цифра выглядела интересно, необычно (например, двойка в виде змеи). Предложить ребенку раскрасить картинку яркими карандашами, фломастерами, красками.
  • Еще одно похожее задание – раскраска, на которой изображено обозначаемое количество (например, пять котят) и рядом стоит пятерка. Ребенок раскрашивает саму картинку и число, постепенно запоминая. Со временем задачу можно усложнить: на картинке присутствует только определенное количество предметов (4 яблока), малыш их раскрашивает и готовит родителю, сколько их, какую цифру нужно вписать.
  • Ребенок с удовольствием выполнит такое задание: будет искать знакомые цифры повсюду – на улице в номерах домов, автобусов, автомобилей, на рекламных щитах. Нетерпеливых родителей это стремление будет раздражать, а мудрые мамы и папы сами предложат малышу веселое задание – кто найдет за время прогулки большее число двоек или единиц. И, конечно, взрослый обязательно должен проиграть.

Чтобы ребенок быстро постигал основы счета, следует постоянно произносить ему считалки с цифрами, например: «Раз-два-три-четыре-пять, мы идем с тобой гулять». Такой несложный текст можно проговаривать перед каждой прогулкой, через несколько раз ребенок уже сам сможет его повторить. Полезны будут и настольные игры: бросив кубик и отсчитывая необходимое число шагов по игровому полю, ребенок быстро научится считать.

Выучить с детьми цифры в 3-4 года – вполне реальная задача, но придется проявить фантазию, предлагая крохам все новые варианты упражнений. Также крайне важно терпение, ведь не с первого раза удастся осуществить задуманное – возможно, какой-то цифре придется уделить несколько занятий. И это нормально, ведь для каждого малыша свойственен собственный уровень развития.

Домашнее задание № 4

Задание 1. Сравните лексико-фразеологический состав и грамматический строй текстов, принадлежащих к разным функциональным стилям. Дайте стилистическую характеристику каждому тексту.

А) Паустовский назвал Оку самой русской рекой. Тихо, неторопливо собирает Ока воду серединной России и несет Волге. В большинстве мест река эта служит границей леса и степи. По одну сторону – жаркое хлебное поле, по другую – грибные чащи, луга, мещерские топи и мшары. По этой линии Русь столетиями держала оборону против воинственных степняков и хоронилась от них в лесах. На этой серебряной нитке нанизаны бусины древних селений, среди которых выделяются ныне Калуга, Кашира, Таруса, Коломна, Рязань, Касимов, Муром. В каждом названии – седина времени.

Множеству поколений служила река. Легко представить на ней долбленые лодки наших далеких предков – рыбаков и охотников. Легко представить на Оке паруса торговых гостей, приходивших с Камы, с Волги, с берегов Каспия. Сегодня нам служат пути асфальтовые, рельсовые и воздушные, однако судоходная наша Ока не уменьшилась. Идут по реке грузы, пробегает множество лодок, катеров, теплоходов.

Особо надо сказать о красоте этой тихой, неторопливой реки, Ока хороша во все времена года. Но особая радость – увидеть Оку в октябре, когда в леса на ее берегах приходит прощальная желтизна. В тихий погожий день, выйдя на кручу, замираешь, плененный серебристым изгибом воды, отражением в ней озябших деревьев, дымком заокских далей, игрою солнца в стеклах бегущего белоснежного катера… Стихает моторный шум, и ты вдруг слышишь верещание синиц в приокском овраге, суету дроздов на рябине, видишь, как на тот берег, отражаясь в воде, полетели сороки…

Хорошо побывать в гостях у Оки!

Б) Ока – река, протекающая по территории России, наиболее крупный правый приток Волги. Длина 1500 км, площадь бассейна 245 тыс. км². Основные притоки: Угра, Москва, Клязьма (слева), Мокша (справа).

Судоходна от г. Чекалин. Главные города: Орел, Калуга, Серпухов, Коломна, Рязань, Муром, Нижний Новгород (в устье).

В) Родина Есенина – село Константиново (теперь Есенино) находилось недалеко за Окой.

В той стороне всегда садилось солнце. И мне с тех пор поэзия Есенина кажется наилучшим выражением широких закатов за Окой и сумерек в сырых лугах, когда на них ложится не то туман, не то синеватый дымок с лесных гарей.

В этих, как будто безлюдных, лугах было и у меня много всяких случаев и неожиданных встреч.

Однажды я ловил рыбу на небольшом озере с высокими, крутыми берегами, заросшими цепкой ежевикой. Озеро обступили старые ивы и осокори. Поэтому на нем всегда было безветренно и сумрачно, даже в солнечный день.

Сидел я у самой воды, в таких крепких зарослях, что сверху меня совершенно не было видно. По краю берега цвели желтые ирисы, а дальше в иловатой, но глубокой воде все время струились со дна пузырьки воздуха, — должно быть, караси копались в иле, отыскивая пищу…

Солнце уже садилось за Окой, за селом Есенином, и освещало косым красноватым светом тянувшиеся стеной на востоке леса.

Г) – Ну и повезло мне эти летом! У родителей отпуск был в августе, и мы все вместе махнули к бабушке. Ее деревенька недалеко от Рязани находится.

– Ну и что ты делал там целый месяц?

– Этот месяц пролетел так, что я даже оглянуться не успел! Что делали? Грибы в лесу собирали, ягоды. В огороде бабушкином помогали. А рыбалка, честное слово, потрясающая! Сроду такой не видел. Жду не дождусь следующего лета, а там – снова на Оку…

Задание 2. Перепишите предложения, вставляя где нужно пропущенные буквы. Объясните правописание наречий.

1) Снов… тучи надо мною собралися в вышине (П.). 2) Обстоятельства разлучили их надолг… (П.). 3) Докладчик говорил очень общ… . 4) Ни один боец и не тронулся, лиш… стоят да друг друга поталкивают (Л.). 5) Мимо прошел последний вагон и покатился проч… . 6) Однажды только однообразие их было нарушилось уж… подлинно печальным случаем (Гонч.). 7) Татьяна по воле барыни была выдана замуж… за пьяницу-башмачника (Т.). 8) Я смотрю и не могу досыт… насмотреться на эти плавные движения белой, осыпанной цветами ветки (Купр.). 9) Лошадь все воротила вправ…, и потому Василий Андреич все время сворачивал ее влев… (Л.Т.). 10) Самгин искос… взглянул на жену (М.Г.).

Задание 3. Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя где нужно пропущенные буквы и знаки препинания.

Страс(?)ный любитель природы я и на этот раз (не) сумел уйти из леса (за) светл… он (из) давн… оч…ровал меня всегда удерживал (до) темна и мне (ни) когда (не) уд…валось насл…дит(?)ся (до) сыт…его т…инстве…ой прелестью. Нач…нало темнеть и ст…новилось трудно идти но мне завсегдатаю пеших прогулок не (в) первой было возвр…щат(?)ся (за) темн… и я хорошо знал что где (то) (на) лев… бежит протопта…ая тропинка и свернул (в) лев… .

Днем (по) всюду и в густых кронах деревьев вел…канов и в кустах и в траве ц…рила шумная жизнь. (Из) редк… (от) куда (то) из (под) моих ног то (с) прав… то (с) лев… вспархивали какие (то) птички нев…лички (на) перебой высоко в…прыгивали кузнечики. Сейчас (же) (в) потьмах лесная ч…щ…ба словно вым…рла все (в) серьез пр…готовились к ноч… поре покоя и тишины.

Выйдя на простор лугов я поднял глаза (к) верху и замет…л что к ноч… небо самый главный пр…родный синоптик (мало) (по) малу (на) чист… освободилось от облаков об…щая и (на) завтра солнечный и яс(?)ный день. А это озн…чало что (на) завтра я (с) нов… смогу (на) долг… оставить свой дом тесную и душную (не) волю уйду в лес и (не) вернусь (на) зад (до) поз(?)на. Однако меня нач…нал (чуть) чуть тревожить (до) красн… окраше…ый вечерн…й з…рей гор…зонт предв…щающий что мне было (давным) давно извес(?)но ветре…ую погоду. Готов пр…знать что я часто ог…рчаюсь (по) пустому но сейчас я (на) вряд (ли) волновался (со) всем (по) пусту ведь ветер (за) прост… может (по) немногу нагнать дождевые тучи и тогда уж… жди (не) настья зат…жного дождя а то и похолодания. (Точь) (в) точь так и случилось на прошлой недел… когда все мои планы пошли (шиворот) (на) выворот.

Между тем темнота все …гущалась (по) низу пополз туман спутник ноч… но тепло было (по) прежнему. Вот в выш…не (ис) подволь пок…зались первые точечки звезды (с) начал… (по) одиночке затем сразу целой ро…ыпью и молодой месяц рож…к словно ож…дая (на) готове своего часа пролил на землю свой слабый свет. Сразу стало легко и радос(?)но на душе (в) пору (за) нов… осваивать м…ршруты!

I. Сочетайте данные предлоги с существительными. Полученные сочетания запишите и укажите падеж существительных. С некоторыми сочетаниями составьте предложения.

1) Вопреки (неверие, сомнение, предсказание, обещание, совет, желание, указание). 2) Согласно (приказ, распоряжение, предписание, заявление, устав, закон, договор, соглашение, обязательство, план). 3)Наперекор (судьба, враги, злые силы, расчеты, монополии). 4) Благодаря (заботы, уход, случай, старание, внимание, настойчивость, друзья, товарищи).

II. Составьте словосочетанпия с предлогами, которые пишутся в три слова.

1) В связи с (жара). 2) По отношению к (друзья). 3) В соответствии с (закон). 4) В отличие от (сверстники).

Задание 5. Выберите вариант написания сходных грамматических конструкций и расставьте знаки препинания.

Встал я поутру что (бы) на ночь не ложиться обувался на босу ногу топор то (же) надевал трое лыж под пояс подтыкал да дубинкой подпоясывался за (то) кушаком не подпирался. Шел я не путем – не дорогою все думал что (бы) мне выдумать. (От) того лыка березы надрал (по) тому озеру мостки перешел. Увидел утку топор кинул да не докинул (по) тому как перекинул слишком. (За) чем только такой легкий топор взял? Не жалко даже что потонул. В другой раз однако кинул и топор видно одумался отяжелел. (От) того берега отскочил в воду плюхнулся потонул снова. Вот незадача каждый раз одно и то (же) выходит. (За) чем же дело стало надо попробовать еще. В третий раз кинул метко да мимо. Утка всколебалась озеро и улетело.

(За) тем озером чисто поле лежало. Смотрю под дубом корова бабу доит. (И) так мне (по) чему-то молока захотелось стал просить полкувшина. (По) чему только не спросил целый? Она кувшин пополам перебила подала а молоко в землю и ушло.

Пошел я в деревню зашел в самую крайнюю избу что между избами затерялась. Вижу квашня бабу месит. То (же) годится ведь (от) того молока-то в пузе холодно так хоть хлебцем погреться что (бы) не простудиться. Стал каравай от куска просить а она как залает под окошком. (При) чем здесь лайка? Выскочил я на улицу в животе так (же) сытно как и прежде а лайка как мне под ноги закатится. Вот топор-то в утке остался что (бы) теперь в нее кинуть? Вижу на санях дорога а мужик то (же) от собак отбивается (при) чем так (же) как я голыми руками машет словно не знает что у него в оглоблях сани. Выхватил я за него сани из оглобель дал лайке по зубам (за) то что не укусила а мужику-то (за) чем та оглобля? Вот и унес с собой что (бы) (по) тому топору было чем память справить.

(И) так все закончилось благополучно пришел я домой да с горя спать повалился что (бы) на ночь не завтракать.

Задание 6. Перепишите предложения, раскрывая скобки. Объясните слитное или раздельное написание частицы НЕ.

1) (Не) скошенные луга так душисты, что с (не) привычки туманится и тяжелеет голова. 2) На мои вопросы он отвечал (не) брежно, (не) редко останавливая на мне свой (не) доумевающий взгляд. 3) От (не) погоды уйти не удалось. (не) настье с дождем и сыростью захватило путников на самом перевале. (Не) достаток продовольствия заставлял их торопиться. 4) Мчатся тучи вьются тучи, (не) видимкою луна освещает снег летучий. 5) Сближению нашему мешало одно (не) доразумение. 6) На дворе (не) истовствовала буря, из-за метели нельзя было выехать в поле. 7) Если вам (не) по душе мое предложение (не) нужно себя (не) волить, откажитесь участвовать в этой работе. 8) (Не) доставленное письмо возвращено отправителю. 9) Экспедиция шла по ещё (не) исследованным горам Памира. 10) Лодка приближалась к тому месту, где (не) защищенное от ветра море кипело и металось во мраке. 11) Лес (не) сразу надевает золотой осенний убор. (Не) все деревья желтеют одновременно; ещё (не) тронутые краской осени, весело зеленеют высокие стебли трав.

Задание 7. Перепишите, добавляя к каждому высказыванию слова автора. Раскройте скобки.

1) Говори мягче по форме, тверже по содержанию (персидская пословица). 2) Если кто(то) мыслит иначе, чем я, он (не) только (не) оскорбляет меня этим, но, напротив, обогащает меня. (Ни) кому (не) интересно слушать собственное эхо (военный летчик, французский писатель XX в. А. де Сент-Экзюпери). 3) Настоящий мастер своего дела следит за ходом беседы, как рыбак за течением реки, и (не) задерживается там, где нельзя ожидать улова (английский писатель XIX в. Р. Л. Стивенсон). 4) (Ни) одно произнесенное слово (не) приносит столько пользы, сколько множество (не) сказанных (древнегреческий писатель, историк, философ-моралист Плутарх). 5) Краткость – сестра таланта. В хорошем рассказе, как на военном корабле, (не) должно быть лишнего винтика (русский писатель рубежа XIX XX вв. А. П. Чехов). 6) Воспитанность – это единственное, что может расположить к тебе людей с первого взгляда, ибо, чтобы распознать в тебе большие способности, нужно больше времени (английский писатель, государственный деятель Ф. Честерфилд). 7) Манеры слишком часто остаются в пренебрежении, а между тем приобретение хороших манер очень важно как для мужчин, так и для женщин… Жизнь слишком коротка, чтобы можно было надеяться успеть вполне отделаться от дурных манер; кроме того, в манерах отражаются добродетели (шотландский экономист, философ Адам Смит).

Задание 8. Перепишите, заменяя цифры словами.

1) Сумма вышла если не круглою, то значительною, а именно достигла до 411 843 р. 1/8 коп. (Гарш.). 2) Свыше 170 народностей и 260 миллионов человек, говорящих на 70 языках, населяют этот край (Ферс.). 3) А отцу Прохору написала, что он всегда будет получать от нее по 500 рублей в год (Мельн.). 4) Знаменитый немецкий вычислитель Рюкле выучил наизусть число, состоящее из 504 цифр, в течение 35 минут (Перель.). 5) В течение одной 1 000 000-ой доли секунды в наш глаз вступает 400 000 000 волн (Перель.). 6) В иных местах насчитывали до 150 рыб на каждые 10 саженей берега (Пауст.).

Задание 9. Развитие речи. Из данных предложений сконструируйте одно.

1) Сентиментализм – художественное направление в русском искусстве.

2) Сентиментализм – это ранняя проза Карамзина, стихи молодого Жуковского.

3) Сентиментализм ярко выражен в русской живописи XVIII века.

Домашнее задание № 5

Задание 1. Подберите на каждый пример по 3 – 4 термина, в состав которых входят интернациональные словообразовательные элементы. Дополните список известными вам интернациональными элементами. При затруднении воспользуйтесь словарем иностранных слов.

авто- (греч. autos – сам)

анти- (греч. anti – противоположный)

био- (греч. bios – жизнь)

гипер- (греч. hyper – над, сверх)

гипо- (греч. hypo – внизу, снизу, под)

интер- (лат. inter – между)

интра- (лат. intra – внутри)

мета- (греч. meta – после, за, между)

микро- (греч. mikros – малый)

моно- (греч. monos – один)

морфо- (греч. morphe – форма)

мульти- (лат. multum – много)

нео- (греч. neos – новый)

поли- (греч. poli – много)

пост- (лат. post – после)

прото- (греч. protos – первый)

псевдо- (греч. pseudos – ложь)

суб- (лат. sub – под)

супер- (лат. super – сверху, над)

экстра- (лат. extra – вне, сверх)

Задание 2. Проследите за логикой построения научного текста. Попробуйте составить логическую схему текста (тезис, аргументация, иллюстрация, вывод и др.).

Факторы, вызывающие изменение климата.

Антропогенное воздействие на климат может быть преднамеренным, то есть сознательно совершаемым, и непреднамеренным, то есть непроизвольным, связанным с человеческой деятельностью, преследующей совсем иные цели.

Природные факторы воздействия на климат можно разбить на несколько групп: астрономические, геофизические, метеорологические. Группа астрономических факторов включает светимость (радиацию) Солнца, положение и движение Земли в Солнечной системе, наклон ее оси вращения к плоскости орбиты и скорость вращения. Это все внешние климатообразующие факторы, связанные с влиянием на движение Земли других тел Солнечной системы и определяющие инсоляцию (облучение солнечной радиацией) и гравитационные воздействия (создающие приливы-отливы и колебания в движении Земли по ее орбите и вокруг собственной оси). Вполне возможно, что глобальные колебания климата в далеком прошлом нашей планеты были связаны с изменением параметров земной орбиты и наклона земной оси. Этой точки зрения придерживается группа ученых – последователей югославского астрофизика Миланковича.

Группа геофизических факторов связана со свойствами Земли как планеты: ее размерами и массой, внутренними источниками тепла, собственными магнитными и гравитационными полями, особенностями земной поверхности и ее взаимодействия с атмосферой. Влияние факторов этой группы на значительном отрезке времени, в течение которого поверхность нашей планеты сохраняет ее современный вид, можно считать стабильным. Однако в более отдаленном прошлом оно могло существенно изменять земной климат. Достаточно указать на подвижность материков, изменения в распределении участков суши и морей, конфигурации и высоте горных хребтов и т. п.

Наконец, группа метеорологических факторов охватывает основные характеристики атмосферы и гидросферы, их массу и химический состав. Содержание в атмосфере термодинамически активных примесей, таких, как вода и углекислый газ, а также аэрозолей имеет решающее значение для формирования земного климата, и колебания их количества, возможно, являются причиной колебаний климата нашей планеты как в прошлом, так и в будущем.

Задание 3. В отрывках из текстов, принадлежащих к разным функциональнм стилям, употребите простые или сложные формы степеней сравнения, выбирая синонимичные формы из данных в скобках. Обоснуйте выбор той или иной формы, особо отметьте случаи стилистически оправданного использования обоих вариантов и, напротив, такие, в которых возможно употребление лишь одной из форм.

1) Невозможность в устной речи предварительного обдумывания позволяет использовать в ней (более непринужденный, непринужденнее) формы, чем в письменной (Уч. пособие). 2) Если утверждается, что А (более сильный, сильнее) Б и (более сильный, сильнее) В, то устанавливается сравнение между ними, но в то же время А является (самый сильный, сильнейший, предельно сильный) относительно этих трех носителей признака (Монография). 3) Различия между мерой и степенью проявляются (более контрастно, контрастнее), если рассматривать признак в динамике и в статике (Монография). 4) Встает нежный ландшафт Украины: от Полесья до самого Черного моря, от Карпат почти до самого Дона… (Самый благодатный, благодатнейший) край! (Из газ.). 5) Обычно поздно вечером, управившись с делами, Анюта присаживалась к нему на койку и тоже смотрела на огонь; кто-нибудь в это время рассказывал в темном углу трудный фронтовой случай или что-нибудь (более веселое, веселее, повеселее) из довоенного прошлого (Повесть.). 6) С того вечера она стала еще (более веселый, веселее, повеселее), с беззаботной ловкостью прыгала между носилками, шутила с бойцами (Повесть). 7) Он привязался к Анюте, как к (самый молодой, младший) сестре, а может, даже и больше (Повесть). 8) Твардовский был (самый образованный, образованнейший) человеком, читателем, жадным к книге, но не безразборчивым (Крит. статья). 9) Смягчение согласных перед мягкими согласными в старом московском произношении было значительно (более последовательный и полный, последовательнее и полнее), чем в современном русском языке (Монография).

Задание 4. Исправьте ошибки в употреблении числительных и счетных существительных.

1) Трое юношей и трое девушек исполняли красивый танец. 2) Районная библиотека располагает двумя тысячами четыреста восемьдесят тремя книгами. 3) Папанинцы пробыли на льдине 274 суток. 4) Город находится в полутораста километров от областного центра. 5) В этот день комиссия проэкзаменовала двадцать трех студентов. 6) Успеваемость на факультете составляет 96,5 процентов. 7) Машины стояли у обоих ворот (поставьте это сочетание в именительном падеже). 8) До начала сессии осталось полтора учебного месяца. 9) Каждому дали по пять тетрадей. 10) Скоро сюда на каждое представление будет собираться более трех с лишним тысяч зрителей. 11) Спортивный клуб уже дюжину лет держится в первых рядах высшей лиги.

Задание 5. Отредактируйте предложения.

1) Она вежливая и воспитанна. 2) Разработка этого месторождения является наиболее важнейшей задачей. 3) Материал, применяемый для строительства скоростных судов, должен быть достаточно прочный и легкий. 4) Прверками установлено, что склад спецодежды нуждается в переводе в более лучшие условия и гораздо большее помещение. 5) Все это требует от участников совещаня наиболее серьезного подхода к делу. 6) Цифры – самое убедительнейшее доказательство снижения инфляции. 7) В голосовании приняли участие жители самых отдаленнейших мест. 8) Там и сям виднелись блестящие, сверкающие снегом горы. Однако самой замечательнейшей из всех была гора Хельмера Хансена.

Задание 6. Спишите, вставив пропущенные буквы.

1) Бе…численные бе…защитные бе…земельные крестьяне написали во…звание и во…стали против бе…закония, бе…человечных условий и бе…четного нарушения прав. 2) Бе…порно, с бе…онницей бороться бе…мысленно. 3) Под…тоживая конференцию, небез…нтересно отметить, что сверх…нтенсивные и…ледования позволили с…митировать редкое явление и…чезновения элементов и показали сверх…нтересные результаты, которые пр…взошли все пр…дварительные ожидания. 4) Р…злив реки мы наблюдали с ра…вета. 5) Р…зыскной отдел пр…ступил к р…зыску пр…ступника, который пр…ступил закон, за что он досто…н пр…зрения. 6) Пр…старелый пр…зидент к…мпании по производству радиопр…емников, будучи в пр…клонном возрасте, под…скал нового пр…емника, оставив себе все пр…вилегии. 7) Клоун, бе…вкусно одетый в сверх…зысканный наряд, выглядел чере…чур смешно. 8) В р…списке, написанной на р…списании, стояла подпись. 9) Родственники пр…зрели бе…пр…данницу, у которой не было пр…дан…ого.

Задание 7. Перепишите, ставя нужные знаки препинания. Выделите предложения с вводными конструкциями.

1) День был пасмурный а впрочем довольно приятный. 2) Ты сердишься а следовательно ты неправ. 3) Уже поздно но пожалуй я задержусь еще немного. 4) Мимо пробежал кто-то по счастью меня не заметивший. — Мимо пробежал кто-то меня по счастью не заметивший. — Мимо пробежал кто-то не заметивший меня по счастью. 5) Вы мне как будто этого не говорили. 6) Солнце словно замедлило свое движение по небу. 7) Книга якобы интересная. 8) Сеанс продолжается приблизительно полтора часа. 9) Мы даже не заметили быстрого наступления вечера. 10) Нужно поговорить именно с ним. 11) Для беседы подошли бы как раз вы. 12) Сядет бывало и начнет рассказывать.

Задание 8. Корректурная правка. Проверьте пунктуацию в данном тексте, сняв лишние знаки препинания и добавив недостающие.

Лес – хранитель чистого целебного воздуха и это, почему-то, помнится всем, именно, в первую очередь. Но заслуги леса перед человечеством на том далеко не кончаются. Лесные массивы естественный заслон для полей с посевами и они, ведь, дают стране древесину для народного хозяйства. Однако, и это наверное еще не самое главное.

Леса, а вместе с ними, разумеется, и озера и моря и реки это лучшее украшение земли, ее, как бы, великолепный праздничный наряд. Лес, пожалуй, прекрасен всегда: в зимние дни и весной, и в жаркое лето и, вряд ли, кого-нибудь хоть когда-нибудь сможет оставить равнодушным, но думается он хорош, в особенности, осенью. Вот, летит на землю золотая листва и чистое небо сверкает в вышине, а из-под мхов к радости неутомимых грибников лезут грибы в коричневых и красных своих армячках.

Итак, лес подытожим все сказанное наше богатство, наше спасение от засух и суховеев, наш целитель и наконец лучший наряд земли нашей. Поэтому, его нужно не бездумно истреблять, а, как раз, охранять, видеть в нем, решительно, величайшую ценность, и не уничтожать без крайней нужды ни одного деревца, и , даже, ни одного кустика. К сожалению не то мы видим вокруг, и лесное хозяйство, об этом постоянно пишут специалисты, уже очень сильно подорвано.

Задание 9. Развитие речи. Из данных предложений сконструируйте одно.

1) С древнейших времен колокола на Руси сопровождали весь жизненный путь человека.

2) Колокольный звон объединял людей на праздниках и перед лицом неприятеля.

3) Колокола звали на совет, указывали в непогоду дорогу заблудившимся путникам.

4) Неприятель, покорив город, первым делом увозил из него вечевой колокол.

Домашнее задание № 6

Задание 1. Объясните значение слов, называющих различные виды служебных документов. Запомните правописание этих слов.

Абонемент, аккредитив, анкета, аттестат, бюллетень, ваучер, ведомость, декрет, директива, извещение, коммюнике, лицензия, меморандум, облигация, патент, прейскурант, реестр, резолюция, рекламация, сертификат, ультиматум, ходатайство.

Задание 2. Подберите к данным существительным глаголы, с которыми они сочетаются в деловой речи.

I. Акт, апелляция, благодарность, выговор, контроль, оклад, порицание, приказ, служебное письмо, счет.

II. Возложить, вынести, издать, направить, объявить, осуществить, подать, предъявить, составить, устанавливать.

Задание 3. Напишите резюме по типовому образцу (см. приложение).

Задание 4. Отредактируйте предложения.

1) Прошу оплатить стоимость двух диодов (820 руб.) для их замены согласно счета. 2) Изучая проблемы городского транспорта, учеными были получены интересные результаты. 3) Это показывает о том, что мы терпимо относимся к недостаткам. 4) В наше предприятие приглашены на работу молодые специалисты. 5) Согласно Вашей просьбы направляем Вам документы, необходимые для подписания договора. 6) Руководство производственной практики осуществляется ведущими специалистами предприятия. 7) Выводы комиссии обоснованные и справедливые. 8) Гражданка Сидорова Н. Ф. обратилась с заявлением о разводе брака. 9) Пишите Ваши инициалы полностью. 10) Выступивший на собрании заместитель директора доцент Иванова объяснила суть дела.

Задание 5. С данными словосочетаниями составьте предложения и запишите их, расставляя пропущенные буквы. Объясните правописание суффиксов прилагательных.

Покровительств…ый тон, дива…ые подушки, кож…ый портфель, стекл…ая дверь, лекарств…ые растения, глин…ая посуда, тыкв…ые семечки, трв…ой покров, олов…ый ковш, отечеств…ые заводы, земл…ые черви, песч…ый берег, серебр…ое кольцо, информаци…ое сообщение, плат…ой шкаф, берест…ая корзина, обма…ое движение, экспедици…ое судно, осе…ие ночи, мужеств…ый поступок, конопл…ое масло, количеств…ое превосходство.

Задание 6. Данные слова разместите по столбикам. Находите пропущенные гласные по форме слова в родительном падеже: и сохранится, а е выпадет.

Велич…на, завал…нка, пес…нка, протал…нка, веноч…к, глоточ…к, порож…к, череш…нка, венч…к, солом…на, паш…нка, колокольч…к, жемчуж…на, цветоч…к, спал…нка, трещ…нка, воскресн…к, клюкв…нка, комоч…к, колосоч…к, стол…к, калач…к, ключ…к, громад…на, ореш…к, сарайч…к, замоч…к, черкеш…нка, быстр…на, кувшинч…к, глуб…на, свинарн…к, монаш…нка, бас…нка, внуч…к, испар…на, голубоч…к, диванч…к, баш…нка, подорожн…к, отмет…на, росточ…к, ударн…к, виш…нка, питомн…к, изюм…нка, неж…нка, окра…на, стульч…к, диков…нка, клубоч…к, самолет…к, извил…на, тиш…на, отдуш…на, беж…нка, миндал…на, сед…на, шкафч…к, пузыреч…к.

Задание 7. Разметьте части следующих предложений скобками. Расставьте знаки препинания, вставьте пропущенные буквы. Надпишите вопросы к придаточным предложениям и их тип.

Одна из самых обычных и важных ошибок которые делают люди в своих суждениях та что люди сч…тают хорошим то что любят.

Никогда не откладывай доброго дела если можешь …делать его нынче потому что смерть не разб…рает того …делал или не …делал ты то что должен.

Тот кто пр…знает свою жизнь нехорошей и хочет начать жизнь лучше не должен думать что он может начать жить лучше только тогда когда он переменит условия своей жизни. Только когда душа твоя так изменится что ты не будешь в сост…янии прод…лжать прежнюю жизнь только тогда переменяй жизнь а не тогда когда тебе будет думаться что тебе легче будет испр…влять себя если ты переменишь жизнь.

Жалок и смеш…н человек когда он ищет то что у него в…сит за спиной. Так же жалок и смеш…н человек если он ищет добра и не знает того что оно в той любви которая вложена ему в сердце (Л.Т.).

Задание 8. Перепишите, расставляя знаки препинания.

1) Везде бело и неподвижно то вдруг белая высокая стена вырастает спереди чтобы убежать и опять исчезнуть ветер как будто изменяется то дует навстречу то сзади гудит. 2) Чтобы идти вперед чаще оглядывайтесь назад ибо иначе вы забудете откуда вы вышли и куда вам надо идти если вы действительно собрались преодолеть все препятствия которые возникнут у вас на пути. 3) В какой вуз вы бы ни поступали какую науку вы бы ни изучали вам всегда необходимо помнить что о человеке судят по культуре его речи в том числе и письменной. 4) Бесполезно прерывать человека чтобы убедить его в чем-то так как он все равно будет занят своими мыслями и не воспримет с должным вниманием того о чем вы с ним будете говорить но даже самый конфликтный человек умолкнет и поймет свою неправоту в присутствии внимательного спокойного и терпеливого слушателя.

Задание 9. Развитие речи. Из данных предложений сконструируйте одно.