Выполнение домашнего заданияплан-конспект занятия (4 класс) на тему
Домашнее задание — задание, задаваемое учителем ученику для самостоятельного выполнения после уроков. Домашнее задание призвано предупредить забывание нового изученного на уроке материала. Основными видами домашнего задания являются: Изучение материала по учебнику. Выполнение различных письменных и практических работ (упражнений). Написание сочинений и других творческих работ. Подготовка различных схем, диаграмм. Подготовка гербариев по биологии. Проведение наблюдений за явлениями природы, а также различных опытов по химии, физике и др. К дидактическим приёмам, повышающим эффективность домашней работы, способствующим углублению и упрочению знаний учащихся, относятся следующие[источник не указан 1361 день]: в процессе учебной работы над новым материалом обращать внимание учащихся на те вопросы, которые будут служить предпосылкой для успешного выполнения домашнего задания; не сводить домашнее задание исключительно к репродуктивной (воспроизводящей) деятельности, а включать в него вопросы и положения, требующие от учащихся размышлений и творческих усилий; по возможности дифференцировать домашнее задание, давать задание дополнительные или повышенной трудности для тех, кто обнаруживает способности и стремление к более углублённому изучению предмета; давать рекомендации по рациональному подходу к выполнению домашней работы; приучать учащихся к активному воспроизводству изучаемого материала и самоконтролю за качеством его усвоения
Нестандартное домашнее задание по географии на тему «План местности»
Пробуждение интереса к географии и развитие творческого мышления учащихся происходит через нестандартные домашние задания.
Тема «План местности»
Задание 1. Какой масштаб крупнее?
А) 1:20 000 или 1:70 000
Б) 1:700000 или 1: 20000
В) 1:400000 или 1: 1500
Задание 2. Выразить численные масштабы — именованными:
Задание 3. Ранней весной по шоссе шла группа туристов. Слева на склоне балки, по которой проходило шоссе местами лежал снег, а справа его уже не было. Определите: на запад или на восток двигались туристы, если известно, что шоссе тянулось с востока на запад. В каком направлении вы будете возвращаться домой, если в школу шли по азимуту 45 ? В каком направлении вы будете возвращаться домой, если в школу шли по азимуту 90?
Задание 4. Составь рассказ по картинке.
Задание5. «Отошли шифровку другу». В тексте содержится 32 названия местных предметов, которые нужно заменить на топографические знаки.
Утро застало нас в лесу на поляне. Выскочив из палаток, все ребята помчались умываться к озеру, заросшему высоким камышом. Нарвать его нам не удалось — берега были заболочены, а на кочках сидели страшные лягушки. После завтрака по просеке мы вышли к грунтовой дороге и вскоре по ней подошли к хутору. Отсюда мы пошли по опушке леса в полукилометре от торфоразработок, но вскоре свернули на восток и по едва заметной тропинке вышли, наконец, к ручью, где устроили привал на обед. Костер развели в овражке, а сами устроились на лугу. После обеда наш путь проходил так: по пешеходному мостику мы перебрались на другой берег и по проселочной дороге пошли на СВ. Справа тянулись поля, а слева — кустарники и редкий лес. Через час мы вышли к шоссе. Вскоре стали попадаться отдельные строения, а впереди показалась высокая кирпичная башня, купол церкви, труба завода. Чтобы срезать угол, мы пошли вдоль электролинии, но тут уперлись в забор, за которым был сад. Пришлось его обходить по грязи, прыгая через глубокие ямы. Наконец мы вышли к насыпи одноколейной железной дороги. Уже начало смеркаться, когда мы подошли к станции.
Задание 6. Ваш друг живет в сельской местности и пешком ходит в школу, расположенную на расстоянии 1250 м от своего дома в деревне Дивногорье. Изобрази на плане в масштабе 1:10 000 этот маршрут, учитывая, что он сначала переходит по мосту пруд, затем идет через заболоченный березовый лес, на краю которого расположен домик лесника, после чего переходит однопутную электрифицированную железнодорожную линию. План должен вмещаться в квадрат со стороной 15 см.
Задание 7. По плану местности на рис. 1 определите форму рельефа:
А) холмистая равнина Б) плоскогорье В) впадина Г) плоская равнина Д) горная долина
На плане местности рис. 1 определите, какая стрелка показывает направление на СЗ:
А) О→ К Б) А→ Е В) М→ С Г) →Н Д) Е→ Т
Тема «Географическая карта»
Задания на определение географических координат
1) 10 января 1821г. Русск5ая экспедиция под командованием Ф.Ф. Беллинсгаузена на 68 º ю.ш.,90 º з.д. открыла остров. Что это за остров? .
2) Это самое глубокое озеро мира. Оно содержит 25% всех пресных вод нашей планеты, а также уникальный животный мир, который встречается только здесь.
3) Солёность воды в этом море достигает 42 промиля. Это самое солёное море в мире.
4) Демонстрируется картина с деревьями эвкалиптами. Эти деревья выкачивают воду как насосы, осушая местность. Растут в высоту до 60 м. Где они растут?
5) На этом острове первым побывал Тур Хейердал и увидел каменных исполинов на побережье, высказал мнение о том, как местное население спускало их с гор в долину и на побережье. Определите по координатам 27° ю.ш. ,109° з.д, что это за остров?
6) Самым красивым водопадом мира считается водопад Виктория. В 1986г. Английский путешественник Давид Ливингстон сделал замечательное открытие. Он открыл водопад и назвал его в честь английской королевы. Определите координаты водопада Виктория.
7) На большом острове, центральная часть которого расположена на 19 º ю.ш.47 º в.д. Водятся самые маленькие полуобезьянки (длина их тела 12см). Какой это остров?
8) Моряки нашли в океане бутылку, в которой была записка. Потерпевшие крушение просили о помощи. Проникшая в бутылку вода уничтожила некоторые буквы и цифры, и вместо точного указания места сохранились только следующие обрывки: 42 º ш 173 º з. У остр…. Нов….. Как называется остров, около которого корабли потерпели крушение? .
9) Капитан Немо начал своё путешествие по морским глубинам из точки с координатами 34 º с.ш., 139 º в.д. Вблизи каких островов оно началось?
Определите по географическим координатам природные рекордсмены мира :
Выполнение домашнего задания
план-конспект занятия (4 класс) на тему
Жила-была Красная Шапочка, такая хорошенькая да умненькая, что лучше ее и на свете не было. Мать любила ее без памяти, а бабушка еще больше. Раз пошла Красная Шапочка к бабушке. Идет она лесом, цветочки собирает, кузнечиков слушает, и вдруг вспомнила, а уроки-то не сделала, а солнце к вечеру клонится…
Задание для родителей: продолжить сказку, составив 1-2 предложения по цепочке.
II. Вступительное слово классного руководителя
Учеба в школе, выполнение домашних заданий – серьезный труд. Что такое домашнее задание известно всем и каждому. Бывает, что третьеклассник занят не меньше взрослого. Несколько поколений школьников домашнее задание называют «домашкой». «Домашка»- это то, что мешает бедным детям свободно дышать после окончания школьных занятий. Зачем же столько поколений учителей настаивают на выполнении домашнего задания, и отчего столько поколений несчастных школьников с таким же постоянством стараются избежать этой «горькой участи»?
Прочитайте эпиграф к нашему собранию. (СЛАЙД 3)
Наша задача – приучить ребенка трудиться правильно, не нанося вред здоровью, т. к. учеба – это главный труд школьника.
Домашние задания играют огромную роль в развитии самостоятельных учебных умений. Системная работа ученика дома приводит к тому, что процесс учения его не отягощает, он получает навыки поиска информации, учиться выполнять работу качественно и в срок.
Одной из главных является функция выравнивания знаний и умений ребенка, его навыков в том случае, если он долго болел или много пропустил или не усвоил какую-то довольно сложную тему.
Вторая функция домашнего задания – это стимулирование познавательного интереса учащегося, желания знать как можно больше по предмету или по теме. В этом случае колоссальную, положительную роль играют дифференцированные домашние задания.
Третья функция домашнего задания – развитие самостоятельности ученика, его усидчивости и ответственности за выполняемое учебное задание.
ΙΙΙ. Главное назначение домашнего задания: слайд 4
— воспитание волевых усилий ребенка, ответственности и самостоятельности;
— овладение навыками учебного труда, выраженное в различных способах учебной работы;
-формирование умения добывать необходимую информацию из различных справочников, пособий, словарей;
-формирование исследовательских умений ученика (сопоставление, сравнение, предположение, построение гипотезы и т. д.).
Виды домашнего задания. Слайд 5
IV. Результаты анкетирования
Проблема глазами учеников
Анкета для учащихся:
- Есть ли у тебя дома специальное место, где ты постоянно выполняешь домашние задания (подчеркни)?
2. Как долго ты выполняешь домашние задания (подчеркни)?
3. С какими предметами ты легко справляешься самостоятельно (перечисли): _____________________________________________________________________________
4. Какие предметы ты готовишь с трудом (напиши): ______________________
5. Когда тебе трудно выполнить домашнее задание, оказывают ли тебе помощь родители
6. Как поступают родители, когда ты приходишь из школы с плохой отметкой ?
7. Бывает ли так, что ты не выполняешь домашнее задание вообще?
V. Советы родителям
Что можно посоветовать родителям, если их ребенок не может «усидеть» за уроками?
Большую роль в организации учебного труда школьника играет режим дня. Специальные исследования, проведенные в начальных классах, показали: у тех, кто хорошо учится, есть твердо установленное время для приготовления уроков, и они его твердо придерживаются. И, напротив, среди слабых учеников много таких, у которых нет постоянно отведенного для занятий времени.
Воспитание привычки к систематической работе начинается с установления твердого режима занятий, без этого не могут быть достигнуты успехи в учебе. Режим дня не должен изменяться в зависимости от количества уроков, от того, что интересный фильм показывается по телевизору или в дом пришли гости. Ребенок должен садиться за уроки не только в одно и то же время, но и на постоянное рабочее место.
На столе все должно находиться на своих местах. Известный специалист по научной организации труда А.К.Гастев утверждал, что если рабочее место находится в полном порядке, то это уже половина дела. И рабочее место ученика должно быть таким, чтобы одним своим видом оно настраивало на работу, вызывало желание заняться учебным трудом.
Надо так же всегда иметь под рукой стопку бумаги, чтобы не было надобности вырывать страницы из тетради. Возле стола желательно повесить (на расстоянии вытянутой руки) полку с учебниками, словарями, справочниками и другими необходимыми книгами. Перед глазами – календарь и расписание уроков.
Не рекомендуется пользоваться тяжелыми ручками, так как увеличение ее веса даже на один грамм усиливает утомление.
Если жилищно-материальные условия не позволяют предоставить школьнику отдельный письменный стол и книжную полку, то все равно необходимо выделить ребёнку какое-нибудь постоянное место, чтобы он мог там держать свои книги и тетради.
Прежде всего, нужно обратить внимание на обстановку, в которой ребенок выполняет домашние задания. Духота и шум снижают скорость и эффективность в 3 раза и во столько же ускоряют утомляемость. На концентрацию внимания лучше всего влияет температура в комнате. Оптимальная концентрация достигается при температуре 18-22 о .
Нередко родители задают такой вопрос, с какого предмета лучше начинать приготовление уроков, с трудного или легкого? Лучше всего научить его самостоятельно определять трудности выполняемой работы и самому решать, с какого предмета стоит начать выполнение домашнего задания. Если ученик включается в работу сразу, ему целесообразно делать сначала наиболее трудные уроки и переходить к более легким. Если же он втягивается медленно, то ему следовало бы начать с более легких и лишь постепенно переходить к трудным.
Приступать к выполнению домашнего задания лучше всего через 1 час или 1,5 часа после возвращения из школы, чтобы успеть отдохнуть от занятий. Если ребенок занят какими–либо другими делами (например, посещает кружки, секции), то можно садиться и позже. Но в любом случае нельзя откладывать это на вечер . Слайд 6
Продолжительность работы ребенка по приготовлению домашних заданий должна быть следующей:
— до 1 часа – в первом классе;
— до 1, 5 часов – во втором;
— до 2 часов – в третьем и четвертом классе.
Именно такие нормативы устанавливаются Министерством образования.
Для успешного выполнения задания необходим четкий ритм занятий. Например, после 25 минут занятий следует сделать перерыв на 5 – 10 минут, во время которого следует выполнить несколько физических упражнений.
У школьника должна быть воспитана привычка к неукоснительному и систематическому приготовлению уроков. Привычка заниматься, и заниматься добросовестно, должна стать второй натурой растущего человечка. Как бы ни манила хорошая погода за окном, какая бы интересная передача ни шла по телевизору, какие бы гости не нагрянули, короче говоря, что бы ни случилось, — уроки должны быть сделаны всегда, и сделаны хорошо. Оправдания неприготовленным урокам нет и не может быть — это необходимо дать понять школьнику с первых же дней занятий.
VI. Общие рекомендации к самоподготовке:
( распечатанные листочки можно раздать родителям)
Тест для родителей:
(отметьте те фразы, которыми вы часто пользуетесь в семье)
- Сколько раз тебе повторять? 2
- Посоветуй мне, пожалуйста. 1
- Не знаю, что бы я без тебя делал (а). 1
- И в кого ты такой (ая) уродился(лась)! 2
- Какие у тебя замечательные друзья! 1
- На кого ты похож(а)! 2
- Вот я в твоё время. 2
- Ты нам опора и помощник! 1
- Ну что за друзья у тебя! 2
- О чём ты только думаешь! 2
- Какая ты у меня умница! 1
- А ты как считаешь, сынок(доченька)? 1
- У всех дети как дети, а ты? 2
- Какой (ая) ты у меня сообразительный(ая)! 1
7 – 8 баллов. Живёте душа в душу. Ребёнок любит и уважает вас.
9 – 10 баллов. Вы непоследовательны в общении. Ребёнок вас уважает, но не всегда откровенен.
11 – 12 баллов. Необходимо быть к ребёнку повнимательнее. Авторитет не заменяет любви.
13 -14 баллов. Идёте по неровному пути. Существует недоверие между вами и ребёнком. Уделяйте ему больше времени, уважайте его, прислушивайтесь к его мнению.
В заключении хочется добавить, любите своих детей! Потребность в любви, в принадлежности другому – это одна из самых главных человеческих потребностей. Это значит, что человеку важно чувствовать, что он кому-то нужен.
Рекомендации к самоподготовке:
- выполнять домашнюю работу нужно начинать в точно установленное время;
- прежде чем начать заниматься, проверь готовность рабочего места;
- приступая к работе, сосредоточься, подумай, с чего начнешь;
- старайся все затруднения разрешить самостоятельно;
- о задании узнай в дневнике или по закладкам в учебнике;
- забыл правило, постарайся вспомнить, проверь себя по учебнику;
- начинай самоподготовку в определенном порядке, например: русский язык, математика, чтение.
- внимательно прочитай задание;
- повтори по учебнику, выучи определения, правила, связанные с выполнением данной работы;
- после выполнения письменного задания внимательно проверь написанное;
- ошибки исправляй аккуратно, в соответствии с рекомендациями учителя.
- посмотри, что задано, подумай, с чего начинать выполнять задание;
- прочитай задание по учебнику;
- выдели основные части, главные мысли текста;
- прочитай задание вторично,
- составь план прочитанного;
- расскажи по плану;
- повтори рассказ;
- следи за интонацией, темпом речи;
- не спеши, говори ясно, четко,
К решению задач:
- прочитай внимательно задание, если не понял содержания, прочитай еще раз, подумай;
- повтори условия задачи и ее вопросы;
- подумай, что известно из условия задачи, а что надо найти;
- подумай, что нужно узнать сначала, что потом, чтобы ответить на вопрос задачи;
- подумай, по какому плану будешь решать задачу; решай задачу;
- проверь ход решения, ответ.
К выполнению заданий по русскому языку:
- внимательно прочитай задание;
- подумай, какими правилами можно воспользоваться при его выполнении;
- если не уверен, знаешь ли ты правило точно, найди его в учебнике и еще раз повтори;
- выполняя задание, сверяйся с правилами;
- проверь работу;
- если обнаружил ошибку, аккуратно исправь ее.
К выполнению заданий по чтению:
- прочитай текст;
- если встретишь непонятные слова, выясни их смысл (у старших, в словаре);
- если в чтении текста были затруднения, прочитай его еще раз;
- прочитай весь текст, подумай над его содержанием, перескажи его.
- прочитай предложение, прочитай каждое слово по слогам так, как оно пишется;
- списывай, диктуя себе по слогам;
- проверь списанное: читай слово в тетради и это же слово в книге
Памятка контроля по выполнению домашних заданий
Уважаемые родители! Контролируя выполнение домашних заданий, проявляйте терпимость и уважение к личности своего ребенка:
- Не сравнивайте его умения с умениями других детей.
- Не кричите, лучше определите причину отсутствия у ребенка умения выполнять заданное упражнение.
- Создайте условия для успешного выполнения ребенком домашнего задания.
- Не пытайтесь выполнить за своего сына или дочь домашнее задание, это сослужит им плохую службу.
- Поощряйте упорство и проявление характера в достижении цели.
- Требуйте от своего ребенка внимательного прочтения инструкций по выполнению учебных заданий, формулировки вопросов.
- Учите его детальному изучению содержания материалов учебника, справочных материалов, правил и инструкций.
- Развивайте его внимание и внимательность при выполнении домашнего задания.
- Хвалите ребенка за своевременно и качественно выполненное домашнее задание.
- Демонстрируйте его достижения перед другими членами семьи, братьями и сестрами.
- Для того, чтобы облегчить своему ребенку выполнение домашнего задания, покупайте ему энциклопедии, словари и справочные пособия по различным предметам, справочники на информационных носителях.
- Формируйте привычку доводить начатое дело до конца, даже если придется чем-то жертвовать.
- Покупайте своему ребенку логические игры, способствующие формированию усидчивости, терпения и ответственности.
- Не отмахивайтесь от вопросов ребенка. Этим вы усугубляете проблемы, связанные с подготовкой домашних заданий
Памятка контроля по выполнению домашних заданий
Уважаемые родители! Контролируя выполнение домашних заданий, проявляйте терпимость и уважение к личности своего ребенка:
- Не сравнивайте его умения с умениями других детей.
- Не кричите, лучше определите причину отсутствия у ребенка умения выполнять заданное упражнение.
- Создайте условия для успешного выполнения ребенком домашнего задания.
- Не пытайтесь выполнить за своего сына или дочь домашнее задание, это сослужит им плохую службу.
- Поощряйте упорство и проявление характера в достижении цели.
- Требуйте от своего ребенка внимательного прочтения инструкций по выполнению учебных заданий, формулировки вопросов.
- Учите его детальному изучению содержания материалов учебника, справочных материалов, правил и инструкций.
- Развивайте его внимание и внимательность при выполнении домашнего задания.
- Хвалите ребенка за своевременно и качественно выполненное домашнее задание.
- Демонстрируйте его достижения перед другими членами семьи, братьями и сестрами.
- Для того, чтобы облегчить своему ребенку выполнение домашнего задания, покупайте ему энциклопедии, словари и справочные пособия по различным предметам, справочники на информационных носителях.
- Формируйте привычку доводить начатое дело до конца, даже если придется чем-то жертвовать.
- Покупайте своему ребенку логические игры, способствующие формированию усидчивости, терпения и ответственности.
- Не отмахивайтесь от вопросов ребенка. Этим вы усугубляете проблемы, связанные с подготовкой домашних заданий
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Помощь при выполнении домашних заданий.
Нужно ли помогать третьекласснику при выполнении им домашних заданий? Как развивать самостоятельность? Как контролировать ребенка? Как найти золотую середину, вы узнаете из этой статьи.
Первая оценка и как к ней относиться.Как помочь ребенку в выполнении домашнего задания.
oc-ped1.jpgВ ПОМОЩЬ РОДИТЕЛЯМ! ИНФОРМАЦИЯ, РЕКОМЕНДАЦИИ И СОВЕТЫ.
«Помощь не внимательному ребёнку при выполнении домашнего задания»
Помочь родителям при выполнении домашнего задания и развитие памяти ребёнка.
Лекторий: «Развитие учебных навыков. Помощь ребёнку при выполнении домашних заданий».
Ваш ребенок стал школьником и у него появились новые обязанности. Домашнее задание ученика при неправильной организации дня, при отсутствии четких требований со стороны взрослых прев.
Памятка для выполнения домашнего задания.
Памятка для родителей, которая поможет при выполнении домашнего задания.
Рекомендации родителям первоклассников по выполнению домашних заданий.
Памятка для родителей. Как помочь ребёнку в выполнении домашнего задания?
Обычно я раздаю эти памятки во втором классе, когда ребята начинают учиться выполнять домашнее задание.
Примерный тематический план
Оборудование: иллюстрации ( как выглядели старые карты); физическая карта России; исторические карты; план местности.
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
1. Задание № 23 (рабочая тетрадь, с. 19).
Учащиеся изменяют на планах длину здания школы и записывают масштаб: 1:5000, или в 1 см 50 м; 1:20 000, или в 1 см 200 м.
– Определите ширину здания школы, пользуясь масштабом.
2. Чтение плана местности.
– Рассмотрите на доске план местности.
– На плане местности найдите масштаб, прочитайте его.
– Назовите предметы, изображенные на плане южнее, восточнее и западнее села.
– В каких направлениях течет река?
– Какие деревья растут в лесу в северной части плана?
– В каком направлении от села находятся сады?
– Чем занята территория к югу от города?
– В какой части плана находятся болотные участки?
– В каком направлении от села расположены поля?
– В каком направлении от города находится овраг? И т. д.
Задание. Начертить план местности так, чтобы с севера на нем была школа, окруженная фруктовым садом, с юга – болото, с востока – река с деревянным мостом, а с запада – грунтовая дорога.
III. Сообщение темы урока.
Страны без людей,
Города без домов,
Леса без деревьев,
(Географическая карта.)
– Сегодня на уроке познакомимся с географическими и историческими картами.
IV. Изучение нового материала.
1. Чем карта отличается от плана.
– План местности составляют в крупном масштабе: в 1 см – 50 м (это значит, что 1 см на плане соответствует 50 м на местности) или в 1 см – 100 м (это значит, что 1 см на плане соответствует 100 м на местности). На планах местности изображают: в городах – парки, площади, улицы, на реках – мосты, в лесу – даже отдельно стоящие деревья.
Как же изобразить большие пространства земной поверхности на плоскости (на листе бумаги)?
На картах расстояния уменьшены в сотни, тысячи раз и даже в миллионы. Карты составлены в мелком масштабе. Например, на стенной физической карте расстояния уменьшены в 5 миллионов раз. Ее масштаб: 1 см – 50 км, то есть 1 см на карте соответствует 50 км на местности. На карте в вашем учебнике 1 см соответствует 350 км (1 см – 350 км). При таком уменьшении невозможно показать не только площади, улицы, мосты, но и небольшие селения, малые реки, озера. Карта – это тоже чертеж местности, как и план. Только на карте изображена очень большая территория: целая область, страна или даже вся Земля. На карту наносят большие города, крупные реки и озера, горы.
Карта похожа на план: предметы на ней изображены условными знаками в уменьшенном виде. На карте менее точно, чем на плане, можно измерить расстояния, можно и ориентироваться, то есть определять взаимное положение нанесенных предметов по сторонам горизонта. Ориентируются на карте по линиям, нанесенным сверху вниз (это север – юг) и слева направо (это запад – восток). Водоемы на карте, как и на плане, наносятся синим цветом (реки, озера, моря). А вот поверхность суши наносится иначе, чем на плане, окраской: зеленой, желтой и коричневой. Особыми условными знаками изображены города.
2. Карты старые и современные.
– Человек начал рисовать карты, когда даже еще не задумывался над тем, круглая Земля или плоская. На Камчатке, например, найден рисунок на кости, который, как полагают ученые, был одной из древнейших карт мира. Охотник-камчадал изобразил на ней путь к месту, богатому добычей. Глиняные таблички, изображавшие известный тогда мир, были найдены в раскопках в Месопотамии. Карте мира, в центре которой изображен город Вавилон, – три-четыре тысячи лет. В пещерах, где тысячи лет назад обитали люди, есть наскальные рисунки с окружающей местностью.
Были карты, которые изображали Средиземное море, прилегающие к нему части Азии, Африки и Европы, а на всем остальном пространстве, с внешней стороны окруженном Великим океаном, наносили надписи на латинском языке: «Терра инкогнита» – «неизведанная земля».
– Современные карты содержат только необходимые сведения. Существуют географические и исторические карты.
3. Что можно узнать по географической карте.
– Географическая карта – это условное изображение земной поверхности в определенном масштабе.
А что же обозначает слово «география»?
В древности люди не умели объяснять явления природы, а тем более связи между ними. Они не могли понять, почему растет трава, почему гремит гром и сверкает молния, почему Земля иногда вздыбливается землетрясениями. Поэтому люди придумали различных богов. Каждый из них управлял своим «царством»: горами, лесами, рощами или реками. Высшими считались божества земли, неба, океана, подземного царства.
Матерью всех богов признавалась богиня Земли. Древние греки дали ей имя Гея. Вот почему греческий ученый Эратосфен, приступив к изучению Земли (по-гречески «Гея»), дал своему занятию название «география». В этом слове имя богини Земли соединилось со словом «графо» – «пишу».
Науку, занимающуюся описанием Земли, называют география.
Далее учащиеся читают статью «Что можно узнать по географической карте» на с. 45–48 учебника.
После чтения учащиеся делают вывод:
у географической карты:
а) более мелкий масштаб;
б) красочное исполнение;
в) другие условные знаки;
г) параллели указывают направление запад – восток;
д) меридианы указывают направление север – юг.
– Как на карте показаны высота, глубина природных объектов? (Различными оттенками красок.)
– Как на карте показаны длина, ширина природных объектов? (С помощью масштаба.)
– Рассмотрите физическую карту России на с. 46–47 учебника.
– Найдите на карте линии, по которым ориентируются.
– Покажите на карте северные окраины, южные, западные и восточные.
– По территории нашей страны протекают крупные реки. Они нанесены на карте синим цветом. Чем шире полоска, тем крупнее река. Найдите на карте крупные реки: Волгу, Обь, Енисей. Отдельные синие пятна – это озера. Найдите озеро Байкал.
На карте цветом показана поверхность нашей страны. На западе преобладают зеленый и желтый цвет: это значит, что поверхность там равнинная. На юге и востоке преобладает коричневый цвет, там горы и возвышенности.
– Найдите на карте Уральские горы.
– Как обозначена государственная граница России? Покажите границы нашей страны, столицу России – Москву.
– Сравните старинную и современную карты Сибири на с. 45 и с. 46–47 учебника.
4. Что и как изображают на исторической карте.
– Что изучает история? (История изучает прошлое человечества.)
– Назовите основные задачи историков. (Восстановить даты исторических событий и мест, где они происходили.)
– Что должно быть отражено на исторической карте? (Места исторических событий и даты.)
– Необходим ли масштаб на исторической карте? (Нет.)
– Нужна ли окраска на ней?
– Отражает ли окраска рельеф местности? (Нет.)
– Что можно показать различной окраской на исторической карте? (Территорию государств.)
– Рассмотрите историческую карту на с. 50–51 учебника. Сравните условные знаки исторической карты и географической. (Условные знаки различны.)
– Выберите по три условных знака, которые вы считаете основными на географической и исторической картах.
Далее учитель проводит работу по исторической карте со следующими познавательными задачами.
– Какое историческое время отражает данная историческая карта?
– Что словами обозначено на данной исторической карте?
– Что можно узнать по цифрам? По их окраске?
– Что обозначают стрелками?
– Сравните план и карту. Что общего и чем отличаются?
– Сравните географическую и историческую карты.
V. Итог урока.
Учитель предлагает решить кроссворд «Ориентирование, план и карта».
По горизонтали:
4. Какая сторона горизонта находится справа от полуденной тени?
7. Как называется умение находить север, юг, запад, восток?
По вертикали:
1. Как называется отношение, показывающее, во сколько раз уменьшены или увеличены предметы на карте?
2. С помощью какого прибора можно ориентироваться в любую погоду?
3. Как называется линия, ограничивающая видимую часть земной поверхности?
5. Какая сторона горизонта находится слева от полуденной тени?
6. Какую сторону горизонта можно найти с помощью тени в полдень?
По горизонтали: 4. Запад. 7. Ориентирование.
По вертикали. 1. Масштаб. 2. Компас. 3. Горизонт. 5. Восток. 6. Север.
– Чем карта отличается от плана?
– Какой масштаб крупнее: на плане или карте?
– На какой карте нет масштаба?
– Как можно определить стороны горизонта на карте?
– Покажите на карте ваш город. В каком направлении он находится по отношению к Москве?
– Что изображают на географической карте?
– Что изображают на исторической карте?
Домашнее задание: рабочая тетрадь № 1 (с. 19, № 24, 25); учебник (с. 44–51).
Урок 12
Как изображают Землю. Представление о Земле
древних народов. Модель земли
– познакомить с представлениями древних народов о форме и движении Земли;
– формировать представления о глобусе как модели Земли;
– развивать воображение, познавательный интерес к истории развития знаний о форме Земли, умение рассуждать;
– воспитывать желание узнавать новое.
Оборудование: иллюстрации (представления древних о форме Земли, изображения старинных глобусов); карта полушарий.
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
1. Фронтальный опрос.
– Чем карта отличается от плана?
– Что можно узнать по географической карте?
– Что и как изображают на исторической карте?
2. Показ по физической карте России природных и географических объектов (реки, озера, равнины, горы и т. д.)
3. Работа по карточкам.
Карточка 1. Заполните пропуски в ответе на вопрос: Чем отличаются действия составителя карты и человека, который ею пользуется?
Один видимую поверхность преобразует в условные знаки, другой по ним … (воображает) ее.
Один … (уменьшает) расстояния при составлении карты, другой их … (увеличивает), читая ее.
Один, путешествуя, … (наносит) на карту географические объекты, другой по ним … (планирует) маршрут своего путешествия.
Карточка 2. Соедините линиями понятия и слова, поясняющие их.
Карточка 3. Соедините линиями возможный масштаб.
4. Проверка домашней работы в рабочих тетрадях (задания № 24, 25).
III. Сообщение темы урока.
– Разгадайте кроссворд и прочитайте ключевую фразу. Она является темой нашего урока.
1. Наука, занимающаяся описанием Земли.
2. Наука, изучающая прошлое человечества.
3. На одной бумаге весь мир показан.
4. Он на плане и на карте самый главный господин.
5. Чертеж вида предмета сверху.
6. Местность, которую мы видим вокруг себя.
7. Специальные линии на карте, которые указывают направление север – юг.
8. Географические объекты, обозначенные на географической карте синим цветом.
9. Специальные линии на карте, которые указывают направление запад – восток.
10. Географические объекты, обозначенные на географической карте зеленым цветом.
Ответы. 1. География. 2. История. 3. Карта. 4. Масштаб. 5. План. 6. Горизонт. 7. Меридианы. 8. Моря. 9. Параллели. 10. Низменности.
Ключевая фраза: Форма Земли.
– Сегодня на уроке мы узнаем, как древние народы представляли Землю. Узнаем, как изобразить не участок земной поверхности, а всю Землю.
IV. Изучение нового материала.
1. Первый спор в географии.
– Со сторонами горизонта связан один из первых дошедших до нас споров в истории географии. Каждый шаг в развитии географии, как и любой другой науки, сопровождается спорами. Далеко не все они уже разрешены.
Древнегреческого ученого Геродота потомки назвали «отцом истории», потому что от него мы многое узнали о событиях древнего мира. Но Геродота можно назвать и «отцом географии». Он донес до нас следующее предание. Речь пойдет об Африке. Найдите ее на карте.
Примерно 2700 лет назад египетский фараон (царь) Нехо отправил из Красного моря на юг корабль, поставив перед морякам задачу: обогнуть Африку (тогда ее называли Ливией). Три года о корабле не было ни слуху ни духу. Но вот неожиданно по Средиземному морю с запада в гавань вошел корабль. Это и были те моряки. Они все-таки выполнили приказ фараона.
После этого Геродот напишет: «Говорят, по-моему, неправду, а другой кто-нибудь, может быть, и поверит, что, плывя вокруг Ливии, они имели солнце справа».
– Как вы думаете, кто прав: Геродот или моряки?
Учитель объясняет по карте полушарий:
– Если плывешь из Красного моря вокруг Африки, путь вначале идет на юг, затем поворачивает на запад. Значит, когда моряки плыли с востока на запад, они видели солнце справа, то есть на севере. Ясно, что Геродот этому не поверил, так как это противоречило его наблюдениям.
2. Форма Земли.
– Что необходимо знать, чтобы изобразить всю Землю? Что необходимо использовать для этого? (Необходим еще более мелкий масштаб, то есть надо уменьшить расстояния в большее число раз.)
– Необходимо ли нам знать форму Земли? (Необходимо, так как небольшой участок земной поверхности можно считать плоским и перенести его в определенном масштабе на лист бумаги (плоскость), а в случае с Землей так не получится.)
– Какой же представляли Землю древние народы и как ее изображали? (Учащиеся дают ответы.)
Учитель читает отрывок из повести Л. И. Лагина «Старик Хоттабыч» о том, как шестиклассник Волька Костыльков по подсказке джинна Хоттабыча, которого он извлек из бутылки, доказывал экзаменаторам, что Земля имеет форму диска: «Если бы Земля была шаром, воды стекали бы с нее вниз, а люди умерли бы от жажды, а растения засохли. Земля, о достойнейшая и благороднейшая из преподавателей и наставников, имела и имеет форму плоского диска и омывается со всех сторон величественной рекой, называемой «Океан». Земля покоится на шести слонах, а те стоят на огромной черепахе. Вот так устроен мир, о учительница».
Волька сам понимал, что несет околесицу, но остановиться не мог. От беспомощности у него слезы на глазах выступили. Учителя решили помочь ему и задали еще вопрос.
– Ну, Костыльков, вытри слезы, не нервничай. Расскажи-ка, что такое горизонт.
– Горизонт? – обрадовался Волька. – Это просто. Горизонтом называется воображаемая линия, которая… – Но за стеной снова закопошился Хоттабыч, и Костыльков снова пал жертвой его подсказки.
– Горизонтом, о высокочтимая, – поправился он, – горизонтом я назову ту грань, где хрустальный купол небес соприкасается с краем Земли».
– Какие ошибки допустил Волька? Как представлял Землю, ее форму джинн Хоттабыч?
Все правильно. Именно так и думали. Знания человека древности о мире по существу сводились к знакомству с ближайшей округой. Вы можете судить об этом и по старым картам. Во время путешествий, а тем более в обыденной жизни, эта округа разворачивалась перед человеком как свиток бумаги, на которой один ландшафт сменял другой. В каждом данном месте земная поверхность на взгляд выглядела плоской. Значит, сумма таких поверхностей тоже должна быть плоской. Отсюда естественно вытекало представление о плоской Земле.
Но тогда же, в древности, возникло несколько «почему», на которые представления по плоской Земле не давали ответа:
– Почему корабль, удаляясь от берега, вдруг исчезает из вида?
– Почему наш взгляд наталкивается на какую-то преграду, на линию горизонта?
– Почему с подъемом на высокую точку горизонт расширяется?
– Почему моряки, плывшие вокруг Африки с востока на запад, видели солнце справа от себя?
– Почему во время лунных затмений тень Земли, надвигающаяся на Луну, имеет круглые очертания?
Эти вопросы породили ряд предположений о форме Земли. В науке такие предположения, еще не доказанные, называются гипотезами. Землю считали и плоской, и цилиндрической, и кубической. Греческий математик Пифагор, живший в V веке до новой эры, считал ее шарообразной, но доказать правильность своей точки зрения не мог.
Так завязался «великий спор» в географии. Сначала он касался только вопроса о форме Земли. Затем его рамки расширились и главным стал уже вопрос о месте Земли во Вселенной. Спор растянулся более чем на две тысячи лет, вовлек в свою орбиту не только ученых, но и людей, далеких от науки, но обладавших властью. В нем были прорывы вперед и откаты назад, торжество одной точки зрения и преследования сторонников других. Завершился спор по историческим масштабам совсем недавно – на рубеже XIX столетия.
3. Открытие Аристотеля.
– Великий греческий ученый и мыслитель Аристотель жил в IV веке до новой эры. Он рассмотрел разные гипотезы и пришел к выводу, что Земля может быть только шарообразной. При этом он опирался на два из приведенных выше вопроса – о горизонте и о наблюдении за тенью Земли во время затмений.
В самом деле, лишь признав шарообразность Земли, можно объяснить появление горизонта. Правда, в некотором роде подобный эффект может быть и при цилиндрической форме Земли, но при цилиндре горизонт был бы виден только в двух из четырех сторон света, в двух других наш глаз видел бы бесконечно далеко. Особенно ясно указывали на шарообразность Земли лунные затмения. Ни цилиндр, ни куб, ни какая-либо иная форма не могут дать круглую тень, а плоский круг не может иметь горизонта.
Так, соединенные вместе, два рассуждения приводят к однозначному выводу: Земля имеет форму шара.
Точка зрения Аристотеля была воспринята большинством ученых того времени, да и последующих времен. Опираясь на нее, Эратосфен, тот самый, который дал название нашей науке – географии, хитроумным методом, основанным на разнице в длине теней в полдень в разных точках Земли, сумел впервые вычислить величину окружности земного шара. Это было во II в. до н. э. По расчетам Эратосфена, она равна 39 500 километрам.
Это очень близко к нашим современным данным, которые получены спустя более чем две тысячи лет при помощи самых точных приборов – 40 008 километров.
Учащиеся читают статью «Как древние представляли землю» на с. 52–53 учебника.
– Представьте Землю островом в Мировом океане (поверхность океана плоская) и попробуйте ответить на вопросы:
– Почему в открытом океане линия горизонта – окружность, а не прямоугольник?
– Отчего, когда поднимаешься в гору, видишь линию горизонта дальше?
– Почему Солнце на восходе сначала освещает вершины гор, а потом долины?
– Почему моряку сначала виден маяк, а потом только долгожданный берег моря?
4. Модель Земли.
– Какая же модель более соответствует реальной форме Земли? (Круглая.)
– Шарообразной форме Земли соответствует модель в виде шара.
Поняв, что Земля не плоская, а шарообразная, люди стали создавать ее модели, многократно уменьшенные копии, своего рода игрушечные земли – глобусы. Да и слово «глобус» по-латыни – это «шар».
Один из первых глобусов был создан древнегреческим ученым Кратесом еще во втором веке до н. э. Сам глобус, конечно, не сохранился, но изображения его остались. Приглядевшись, в правой верхней четверти глобуса можно узнать очертания Средиземного моря и прилегающих частей Европы и Азии, но все остальное могло отвечать нашим современным представлениям о Земле.
Самый древний глобус, который дошел до нас, был создан в 1492 г. немецким ученым Бехаймом.
Это был год открытия Колумбом Америки, что, однако, никак не отразилось на содержании глобуса. На нем отсутствует полмира.
Да и не могло быть иначе, если даже сам Колумб до конца жизни был убежден в том, что он побывал в Азии, а не в Америке. Глобус Бехайма дает нам представление об уровне географических знаний накануне эпохи Великих географических открытий в XVI–XVIII вв.
Учащиеся читают текст на с. 54 учебника.
– Какой диаметр имеет деревянный глобус Бехайма? (51 см.)
– Рассчитайте, во сколько раз уменьшена модель Земли Бехайма. (Для учащихся это проблемная ситуация, так как они не знают диаметра Земли. Это 12 800 км. Учащиеся должны догадаться, что им нужен размер Земли, ее диаметр.)
– Что необходимо знать? (Диаметр Земли.)
– Как узнать масштаб? (Разделить 1 280 000 000 см на 50 см. Получим, что размер Земли в модели М. Бехайма уменьшен в 25 600 000 раз.)
– Масштаб запишем так:
М : 1 : 25600000, или в 1 см 256 км.
V. Итог урока.
– Какую форму имеет Земля?
– Как называется модель всей Земли?
Домашнее задание: рабочая тетрадь № 1 (с. 20, задание № 28); учебник (с. 52–54).
Урок 13
Как устроен глобус
– формировать знания о глобусе как модели Земли;
– познакомить с условными точками и линиями на глобусе;
– развивать умение моделировать объекты окружающего мира, работать со схемами;
– воспитывать желание применять полученные знания на практике.
Оборудование: глобусы, нитка, линейка.
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
1. Учащиеся рассказывают, как в древности народы представляли Землю.
2. Выставка рисунков.
III. Сообщение темы урока.
– Прочитайте ребус, и вы узнаете тему урока.
– Сегодня на уроке мы узнаем, как устроен глобус.
IV. Изучение нового материала.
Как устроен глобус.
Учитель демонстрирует современный глобус.
– Нынешний глобус точно воспроизводит нашу планету.
Перед вами на подставке – разноцветно раскрашенный шар, немного косо посаженный на стержень и вращающийся вокруг него. Стержень глобуса показывает, где проходит земная ось. Конечно, у самой Земли никакой видимой оси нет, ее можно только математически вычислить. Те точки, где земная ось (стержень в глобусе) входит и выходит из глобуса – Земли, называются полюсами. Верхняя точка – Северный полюс, нижняя – Южный полюс.
Если посмотреть на середину глобуса, можно увидеть густую синюю линию, которая как бы рассекает его пополам. На Земле этой линии нет. Как и земная ось, она может быть проведена только мысленно. Эта линия называется «экватор», что по-латыни означает «уравнитель».
Экватор делит глобус на два полушария: верхнее – Северное, где мы с вами и живем, и нижнее – Южное.
Теперь внимательно рассмотрим, что нарисовано на глобусе. Каждая из нанесенных на него красок, несмотря на кажущийся беспорядок, имеет свое строго определенное назначение. На глобусах, обычно в районе около Южного полюса, имеется цветовая шкала с цифрами. По ней можно судить, каким глубинам или высотам относительно уровня океана соответствует та или иная краска. Изучите эту шкалу и сопоставьте с раскраской на глобусе. Вам потребуется только одно пояснение: высоты на суше до 500 метров называются равнинами, выше – это уже горы.
На каждом глобусе есть также масштаб, который показывает, во сколько раз уменьшены действительные расстояния поверхности Земли при изображении их на глобусе. Например, запись «масштаб 1 : 50000000» означает, что в одном сантиметре глобуса уложилось 50 миллионов сантиметров, или 500 километров земной поверхности.