Домашняя работа по литературе – новые методы и задания

Нестандартное домашнее задание по русскому языку и литературе

Как сделать урок русского языка и литературы интересным, насыщенным, а главное, продуктивным? Эта проблема давно привлекает к себе внимание учителей-словесников. Многообразие поисков ее решения находит свое отражение как в привлечении яркого, необычного дидактического материала (вызывающего интерес к его содержанию), так и в использовании нестандартных заданий (вызывающих интерес самими формами работы). Главный отличительный признак нестандартных заданий — их связь «с деятельностью, которую в психологии называют продуктивной», творческой.

Нестандартные задания могут быть представлены в виде проблемных ситуаций (затруднительных положений, из которых надо найти выход, используя полученные знания), ролевых и деловых игр, конкурсов и соревнований (по принципу «кто быстрее? больше? лучше?») и других заданий с элементами занимательности (житейские и фантастические ситуации, инсценировки, лингвистические сказки, загадки, «расследования»).

Полезность такой работы очевидна: обогащается словарный запас учащихся — за счет узнавания значений новых слов и уточнения значений уже известных слов — и грамматический строй речи — при попытках выражения своих мыслей с помощью грамматических конструкций определенного стиля речи. Развивается и совершенствуется чувство языка, умение понимать изобразительно-выразительные возможности языковых единиц (игру слов как средство создания образа и комического эффекта).

Задание 1 . Угадайте слово по его описанию. Объясните, как вам это удалось сделать.

«Глаз» автомобиля. «Свежезамороженный» дождь. «Слово» регулировщика. «Архитектурное строение» пчел. Родной или крестный. Шляпка на ножке. Лесной барабанщик. Собачья радость. Такса, а не собака. Орел, а не птица. Не носки и не чулки.

Задание 2 . Какие пословицы, поговорки, скороговорки здесь зашифрованы? Запишите их. Объясните смысл.

На дворе, на траве.

Продукт, который маслом не испортишь.

Она пуще неволи.

Суп, сваренный Демьяном.

Мельник, работающий неделями.

Это вопросы, целью которых является активизация мыслительной деятельности учащихся при воспроизведении полученных ранее знаний. Неожиданность формулировок вопросов по форме и нешаблонность их содержания служат хорошим стимулом для выполнения заданий. Отвечая на вопросы, делая своеобразные маленькие «открытия» в области лингвистики, школьники убеждаются в практическом значении знаний по русскому языку, сам учебный предмет открывается для них по-новому. За внешней простотой (иногда даже несерьезностью формулировок) вопросов кроется серьезное лингвистическое содержание: языковые факты учащиеся должны объяснить «научным языком». Таким образом, при выполнении этих заданий главным является не опознание языковых фактов, а их объяснение, т.е. формируются умения и навыки построения связного высказывания в научном стиле.

Задание 2 . Дайте ответы на вопросы-шутки. Как можно проверить их правильность?

Какое домашнее животное любит смотреть на новые ворота?

В каком городе живет дядька, если в огороде бузина?

Как называется полуфабрикат из детской дразнилки?

Какую строчку не прочитать?

Какую шляпку нельзя надеть на голову?

Чего не следует сыпать на рану?

ЗАДАНИЯ «НА ЗАСЫПКУ»

Нестандартный подход к этому виду заданий касается характера дидактического материала и состоит в максимальном усложнении его содержания, составляющих его языковых единиц (большей насыщенности однородными орфограммами, пунктограммами, лексическими и грамматическими явлениями, чем при традиционно отобранном материале).

Задание . «Предметные» (терминологические) диктанты. Запишите одним словом диктуемые словосочетания.

Наука о языке. Графическое обозначение звука на письме. Часть слова перед корнем. Определение, выраженное существительным. Вода, от воды, к воде. Голубое небо, смотреть на небо, смотреть вдаль.

Художественное преувеличение. Строение художественного произведения. Краткое изречение. Литературные воспоминания. Литературное воровство.

Вытянутый квадрат. Равносторонний прямоугольник. Линия, делящая угол пополам. 1000 грамм. 100 килограмм. 1000 килограмм. 1000 метров.

Что же касается литературы, то здесь можно придумать различные способы шифрования литературных героев, терминов, названия литературных произведений в виде:

1. «Вопрос-ответ по цепочке»

2. Хронология по тексту:

1. Письмо П. Гринева родителям с просьбой благословить брак с Машей.

2. Арест Гринева.

3. Встреча Гринева и Пугачева в Бердской слободе.

4. Встреча с вожатым.

5.Петр Гринев зачислен в Семеновский полк.

6. Письмо Екатерины II к Гриневу Андрею Петровичу.

7. Приезд в Белогорскую крепость. Знакомство с семьей капитана Миронова.

8.Дуэль Швабрина с Гриневым.

9. Допрос башкирца.

10. Казнь коменданта и его жены.

11. Помилование Гринева Пугачевым.

12. Швабрин – новый комендант Белогорской крепости.

13. Военный совет в Оренбурге.

14. Освобождение Маши из плена.

15. Встреча Маши с Екатериной II.

Карточки, содержащие в себе проблемный вопрос

Один из современных Пушкину критиков, Катенин, писал: « Переход от Татьяны – уездной барышни к Татьяне – знатной даме становится слишком неожиданным и необъяснимым»

Докажи, что критик имел основание так сказать.

При ответе обрати внимание на взаимоотношения Татьяны с окружающими, с Онегиным.

Докажи, что критик ошибся. При ответе обрати внимание на то, что Татьяна отличается от окружающих (мечты, стремления).

Ученик, готовящийся к ответу по карточке, выключается из урока, пока не дойдет его очередь. Но это с лихвой окупается тем результатом, который добывает он для себя и для класса. А ведь сколько выключенных из урока учеников имеется в каждом классе, когда мы повторяем изученное, не вводя в него ничего нового!

Подобные индивидуальные задания в сочетании с коллективной работой по тексту литературного произведения дают учащимся возможность глубже усвоить содержание прочитанного и передать его устно и письменно.

Домашняя работа по литературе – новые методы и задания

В этой статье я хочу поделиться некоторыми методами, которые, на мой взгляд, могут заинтересовать учащихся в выполнении домашнего задания по литературе.

Просмотр содержимого документа
«Домашняя работа по литературе – новые методы и задания»

Учитель русского языка и литературы

Краснова Надежда Игоревна

Домашняя работа по литературе – новые методы и задания.

Домашняя работа по литературе – явление, к сожалению, в последнее время не актуальное. Дети перестали читать. А тем более готовить домашнее задание по литературе. Вся русская классика осиливается либо «отличниками», либо «любителями читать». И тех, и других в школе – единицы. Учитель опускает руки, услышав в ответ: «А я не прочитал». Банальные задания – перескажите текст, проанализируйте, составьте план и т.д. – не вызывают интерес у учащихся. Что же делать? Как замотивировать?

В этой статье я хочу поделиться некоторыми методами, которые, на мой взгляд, могут заинтересовать учащихся в выполнении домашнего задания по литературе. Конечно, соблюдение ФГОСов никто не отменял. Но здесь я ставлю на первый план интересы школьников. Если убрать учебник и начать читать в классе саму книгу, то внимание учеников повысится. Но книгу они выбирают сами из списка школьной программы. Любую. Роман или рассказ – не имеет значения. А потом дать по этой книге задания (около 50 штук). Ребёнок дома сам выбирает его (одно или несколько, в зависимости от сложности), — и потом в классе даёт презентацию. Из этих ответов составить урок. Вот и вся учёба. Но!

Заданий много, изучать книгу можно с разных сторон: анализ, детали и работу с текстом сочетать с играми, кроссвордами, загадками и т.д. Вот вам небольшой список вариантов, что может входить в домашнее задание по литературе.

Сделать сравнительную таблицу для ученика и любимого героя книги (что общего, в чем разница), нарисовать это в диаграмме и показать в презентации;

Описать проблему книги с 3 сторон: идея, герои, события. Закрепить каждый пункт цитатами;

Выбрать тему: счастье-горе; добро-зло; справедливость; месть; деньги и т.д. – и написать, что это для учащегося, а потом описать, как этот процесс двигает конфликтом в произведении, к чему приводит;

Создать несколько концовок произведения (или, например, создать дополнительную главу);

Создать таблицу по персонажу, добавить цитаты по тексту (возраст, внешность, характер, поведение, взаимоотношения с другими персонажами);

Создать сюжет в другом жанре (пьеса, стихотворение, детектив, комикс и т.д.);

Перенести сюжет произведения в другое время (эпоху) и сочинить, что тогда было бы;

Создать карту-схему происходящего в произведении;

Сделать интервью: придумать вопросы к любимому герою из книги – и ответить на них в образе героя ( можно это всё снять на камеру и показать в презентации);

Вести дневник от лица одного из героев книги (вести его, пока читается произведение, поставив себя на место героя);

Написать письмо автору (задать ему вопросы о действиях героев, о сюжете, почему он создал это произведение…а затем ответить на поставленные вопросы от имени автора и встретиться с читателями в классе в его образе, сохранив одежду и образ);

Выбрать любого героя и сочинить ему детство (форма подачи — любая: сочинение, рисунок, видео);

Создать таблицу по реальности/вымыслу произведения;

Можно уйти глубоко в творчество учеников и посоветовать им следующие варианты домашнего задания:

Придумать дизайн футболки с главным героем из произведения и создать её в реальности (прийти в ней в школу);

Сделать рекламу книге;

Создать свою обложку или постер к произведению;

Снять трейлер к произведению;

Написать песню для титров фильма по произведению и озвучить её в классе;

Сочинить своё произведение по аналогии с прочитанной книгой

Это примерные 50 пунктов. На уроке можно показывать то, что сделано по произведению. Таким образом, ученик не просто оставит доклад на столе учителя, а самостоятельно презентует свою работу классу. И класс сам может оценить работу одноклассника: что удалось, что не очень; что понравилось и т.д. Задания можно делать не все, главное, чтобы ученики имели возможность выбрать, с чем им комфортно будет выступать перед всеми одноклассниками.

Конечно, эта форма работы подойдёт не ко всем жанрам литературы, не ко всем книгам, не ко всем детям и не ко всем учителям. Но стоит попробовать что-то новое, чтобы вновь увидеть огонь в глазах учеников, которые, зайдя в класс, будут наперебой говорить о прочитанной книге и об их самостоятельно выполненном домашнем задании. И поднимутся вновь руки. И снова захочется прочитать старую книгу. И посмотреть на произведение новыми глазами.

Творческие домашние задания по литературе

Статья посвящена творческим домашним заданиям на уроках литературы. Цель статьи – раскрыть сущность творческих домашних заданий, поделиться опытом работы. Научная новизна заключается в привитии детям интереса к литературе, любовь к книге, с помощью заданий практического действия при работе с текстом. В статье представлены примеры творческих заданий, которые обучающиеся выполняют с удовольствием.

Список ключевых слов

Творчество, творческое домашнее задание, сущность творческих заданий.

Школьное образование включает в себя разнообразные виды деятельности. Домашнее задание используется как средство для закрепления, систематизации, а также приобретения новых знаний на уроках. Система продуманных домашних заданий помогает добиться высокого результата при изучении любого предмета, научит ребенка самостоятельной деятельности и самоконтролю. Творческие домашние задания на уроках литературы играют не маловажную роль в изучении и прочтении произведения, так как на мой взгляд, такие задания помогают повысить интерес к чтению.

В своей статье хочу поделиться небольшим опытом работы, задания, которые даю детям на уроках литературы домой, несут творческий характер. Для того чтобы раскрыть сущность творческих заданий, хочу обратиться к понятию С.И.Ожегова. Он дает такое определение: «Творчество — это создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей».

Л.С.Выготский называет творческой деятельностью «такую деятельность человека, которая создает нечто новое».

Домашние задания – это неотъемлемая часть самостоятельной работы. Практика показывает, что если дома не повторять знания, которые ученики приобрели на уроке, то они забываются. Это влечет за собой снижение качества обучения и соответственно падает уровень учебной мотивации.

Творческие домашние задания позволяют повышать мотивацию к предмету и развивают познавательный интерес. При выполнении таких заданий важно помогать учащимся, это способствует увлечённости и тем самым повышает мотивацию и развитие интереса к учебе. Многим моим детям нравятся творческие домашние задания.

На своих уроках литературы учу детей понимать автора, его произведение, видеть картину, которую рисует писатель. Только тогда ученик, проживает вместе с героем произведения, о чем читает. Это способствует развитию воображения, учится на уроках размышлять об их поступках и поведении.

Важно прививать детям интерес к литературе, любовь к книге, считаю, что можно с помощью т ворческих заданий практического действия при работе с текстом:

Работа с иллюстрацией к тексту. (На уроке с учениками работаем с текстом, стараемся максимально подробно пересказать произведение, представить себе героя и все, что в произведении изображено, то есть рисуем в своем воображении живую картинку, а уже дома переносим ее на бумагу). Проверку такого задания устраиваю таким образом, дети обмениваются своими иллюстрациями, рассматривают, пытаются найти ее в тексте и подписывают, подтверждают словами произведения.

Составление диафильмов. ( Интересную работу проводили по созданию своего диафильма на основе прочитанного). Делали так: продумали содержание отдельных кадров, подобрали строки из текста, определяли количество кадров. (Картинки для диафильма готовили заранее).

Изготовление Книжки-малышки. (Каждая книжка изготовляется детьми с творческой выдумкой. (в форме елочки, паровозика и т.д. Книжки изготовляли дома, придумывали название, содержание). Туда дети записывают произведения только собственного сочинения (рассказы, стихи и т.д.).

Метод моделирования. ( На своих уроках в виде домашнего задания использую метод моделирования, который позволяет: вовлечь каждого ученика в процесс изучения литературы, дети работают в соответствии со своими возможностями. Такой метод позволяет воспринимать художественные произведения, обогащать словарный запас. В процессе работы над произведением, ребята определяют жанровое своеобразие произведения, далее выделяют главных и второстепенных героев, самое главное, ключевые слова, цитаты. В тетради записывают краткие выводы, учатся логично выражать свои мысли, после проделанной работы ведут диалог подтверждая свой ответ цитатами, а уже дома ученики комментируют созданный самостоятельно опорный конспект в виде модели, что позволяет проверить знания.

Ведение читательского дневника. (Предлагаю ученикам завести папку с файлами или же тетрадь, в которой ребенок делает зарисовки, пишет аннотацию к прочитанному произведению. В старших классах заполняется таблица.)

Толковый словарь Ожегова онлайн. Творчество (электронный ресурс) – Режим доступа: https://slovarozhegova.ru/word.php?wordid=31502

Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Творчество (электронный ресурс) – Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/7/0060/70060-1.shtml

The article is devoted to creative homework in literature lessons. The purpose of the article is to reveal the essence of creative homework and share work experience. Scientific novelty consists in instilling in children an interest in literature, a love of books, with the help of practical tasks when working with the text. The article presents examples of creative tasks that students perform with pleasure.